Теория и практика связей с общественностью
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3 по дисциплине Теория и практика связей с общественностью
Тема: Практические аспекты формирования имиджа как составляющая проблемного поля связей с общественностью
Под имиджем в самом общем смысле обычно понимается целенаправленно сформированный образ того или иного человека, торговой марки, фирмы, организации. Условием формирования определенного имиджа является наличие у той или иной группы общественности стереотипов. Данные термины с 20-х годов 20 века вошли в центр проблемного поля PR. Имидж можно создавать, изменять и корректировать. Специалисты вывели формулу построения имиджа: «Лучший имидж тот, который строится на лучших проявлениях индивидуальности».
ОБЪЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
Объекты, имидж которых можно обсуждать, условно можно разделить на 3 категории:
Объекты, рейтинг которых зависит исключительно от созданного ими или для них имиджа. К этой категории можно отнести отдельных личностей (политики, телеведущие, лидеры общественных или религиозных движений), так и группы и общественные движения (феминизм, нудизм). Деятельность этих объектов связана с возможностью влияния на настроения в обществе.
Объекты, рейтинг которых в равной степени зависит как от имиджа, так и от качества произведенных ими товаров или предоставляемых услуг. К таковым относятся крупные и средние фирмы по производству и продаже товаров;
Объекты, для которых колебания имиджа не являются решающим фактором их преуспевания. В основном это мелкие торговые организации, часто меняющие свой ассортимент, успех на рынке которых зависит только от качества предлагаемой ими продукции.
Формирование имиджа – один из основных уровней связей с общественностью. Цели работы в этой сфере таковы:
• формирование благоприятного имиджа объекта
• поддержание созданного имиджа
• восстановление благоприятного имиджа в период кризисов
• «отстройка» от имиджа конкурентов Каждый из этих аспектов имеет ряд своих задач и методов их решения.
В наиболее развитом состоянии работа по созданию имиджа включает в себя различные исследования, например, исследования ожидаемого целевой общественностью идеального образа организации (кандидата, услуги и так далее). Исследование может выявить причины, ведущие к негативному или позитивному восприятию объекта.
Имидж имеет как минимум две стороны:
• информационное представление об объекте;
• эмоционально-чувственное отношение к объекту.
На уровне информирования общественных кругов главной целью является донесение новостей до общественности и регулярное напоминание о существовании объекта. Создание положительного эмоционального отношения требует особого внимания к качеству распространяемой информации. Так, например, считается, что позитивную реакцию общественности вызовет правдивая информация об участии в экологической акции или благотворительной деятельности. В зависимости от величины возможностей объекта речь может идти как о масштабной программе по утилизации мусора в городе, в которой принимает участие Ваша фирма, так и о посадке кустарников перед фасадом здания, покраске скамеек или уходе за территорией двора. То же и благотворительная деятельность: может быть выражена огромными спонсорскими средствами, а может быть осуществлена в отношении одного человека – ветерана, инвалида, талантливого ребенка и так далее.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА
Знания психологии могут оказать действенную помощь в создании имиджа. Необходимо:
• уметь привлекать и удерживать внимание аудитории;
• сформировать установку у общественности на доверие;
• использовать психологические особенности отдельных социальных групп;
• использовать общие особенности восприятия.
Самый большой вклад в практику связей с общественностью психологи, пожалуй, могут сделать в области привлечения и удержания внимания аудитории. При формировании установки на доверие со стороны аудитории возникает проблема учета стереотипов. Стереотипы бывают положительные и отрицательные. Прежде чем предпринимать усилия по изменению стереотипов, необходимо ответить на два вопроса: 1. Что мешает, чтобы клиент позвонил, проголосовал, поверил, купил и т.д.? 2. Как существующие стереотипы можно скорректировать с учетом имеющихся ресурсов? Для эффективного использования психологических особенностей отдельных социальных групп необходимо учитывать некоторые характеристики. Например, молодежь предпочитает вести активный образ жизни, военные ориентированы на стабильность и т.д. Именно из психологии известны используемые в PR «эффекты края»: при создании имиджа часто используется слоган (короткий девиз) и побуждение к действию в конце обращения. С развитием культуры связей с общественностью и повышением требований к профессионализму практиков знания психологии все активней привлекаются для создания образа.
ВЫИГРЫШНЫЕ СТРАТЕГИИ НА ПУТИ К БЛАГОПРИЯТНОМУ ИМИДЖУ
Одна из фраз У.Липпмана стала, действительно, крылатой: «Один и тот же механизм возвеличивает героя и создает дьявола». Ее следует помнить, выбирая подходящие для себя стратегии в деле создания благоприятного имиджа. Одни и те же стратегии, применяемые разными людьми, могут вызвать абсолютно противоположные реакции у аудитории. Так, если Вы не сможете чувствовать себя уверенно при большом скоплении народа, то вряд ли стоит выбирать основной стратегией участие в теледебатах или шоу-программах. Следует отложить данную стратегию на то время, когда Вы преодолеете свою неуверенность. Одна из самых универсальных стратегий связана с подчеркиванием индивидуальных черт объекта. Следует найти в объекте, имидж которого создается, нечто отличающее его от других, конкурирующих с ним. Само по себе это отличие может быть нейтральным. Так, например, слишком высокий или слишком маленький рост для человека может оказаться как жизненной проблемой, так и безусловным преимуществом. Но в любом случае, это является отличием, особенностью. Вторая часть данной стратегии связана с убеждением общественности, что выделенная Вами особенность и является позитивным моментом. Данная стратегия часто используется неосознанно в сфере бытовых взаимоотношений. Всевозможные советы практических «пособий» по обустройству личной жизни («Как стать счастливым» или «Как выйти замуж») связаны именно с превращением своих особенностей в преимущества в глазах общественного мнения. Симптоматично, что именно американцы – авторы подобных пособий – основывают решение даже личных проблем на улучшении коммуникации с окружающим миром. К выигрышным стратегиям создания благоприятного имиджа относятся также:
• акцентирование внимание на заслугах объекта (например, путем публикации статей в газетах или вывешивания на стенах офиса сертификатов и наград);
• выступление с лекциями в учебных заведениях и участие в образовательных программах;
• создание коалиции с организациями или лицами, предлагающими дополняющие услуги или имеющие схожие с Вашими цели.
ИМИДЖЕВАЯ КАМПАНИЯ
Как известно, «кампания» в данном контексте – это некий комплекс мероприятий, объединенных одной идеей. Кампания непременно должна включает в себя:
• формулировка целей и задач кампании;
• определение целевых аудиторий;
• составление плана-графика мероприятий;
• подсчет необходимых расходов;
• определение каналов коммуникации (они связаны с аудиторией кампании).
При описании ситуации следует учитывать сильные и слабые стороны того положения, в котором находится объект, наличие сторонников и конкурентов, возможностей и угроз. Как правило, цель имиджевой кампании – изменение знаний, убеждений, связанных с объектом создания имиджа. Задачами могут быть, например, повышение осведомленности об объекте, привлечение к нему внимания новых целевых аудиторий. Безусловно, никакой имидж нельзя создать, используя выдуманные факты и не присущие объекту черты.