Теория и методика физической рекреации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Теория и методика физической рекреации
учебно-методическое пособие по курсу
Для специальности
49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Составитель: Кылосов А.А.
Череповец, 2016 год
Введение
В пособии коротко представлены материалы по курсу «Теория и методика физической рекреации». Кроме этого, каждый раздел теоретической части пособия имеет задания для организации самостоятельной работы, а также планы семинарских занятий (вопросы для обсуждения и рекомендуемый список литературы для подготовки).
Пособие адресовано прежде всего студентам направления подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм. Кроме этого, может представлять определенный интерес для преподавателей и слушателей центров и институтов повышения квалификации в области физической культуры, спорта и туризма.
Понятие физическая рекреация, ее роль в развитии современного общества
План лекции.
1. Понятие физическая рекреация.
2. Роль физической рекреации в жизни современного общества.
1. Понятие физическая рекреация.
Большая советская энциклопедия дает следующее определение рекреации. Рекреация (от лат. recreatio - восстановление):
1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее);
2) помещение для отдыха (устаревшее);
3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.
Исследователь вопросов рекреации В.М Выдрин указывает, что рекреация - это не просто отдых, а прежде всего восстановление физических и духовных сил, затраченных в производственных процессах.
Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном в советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации. В частности, М.Г Бердус в одной из своих последних работ приводит следующие определения данному понятию.
Рекреация - это:
- расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;
- любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил;
- наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;
- перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;
- цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.
Л.А. Калинкин добавляет при этом, что восстановление здоровья и трудоспособности должно проходить путем отдыха вне жилища, т.е. посредством участия в организованном или неорганизованном туристском походе или проведения отпускного периода в специализированных учреждениях отдыха (санаториях, домах отдыха и т.п.). Учитывая, видимо, подобную трактовку, И.C. Макеева рассматривает рекреацию в качестве синонима отдыха, восстановления, оздоровления. Наиболее широкое распространение в настоящее время и в зарубежной, и в отечественной практике получило отождествление рекреации с отдыхом, в задачу которого входит восстановление сил и трудоспособности отдыхающих. При этом отдых подразделяют на активный, предполагающий смену вида деятельности (спорт, туризм и т.п.), и пассивный, который характеризуется резким снижением всякой деятельности, вплоть до состояния расслабленного покоя. Кроме этого, учитывая степень организации процесса отдыха, его подразделяют на организованный и неорганизованный. Первый вид отдыха является строго дозированным, сознательно управляемым процессом использования рекреационных ресурсов, который основан на приспособлении для этого природных и культурных объектов, высокой степени обслуживания отдыхающих. Второй характеризуется отсутствием специально организованных рекреационных объектов маршрутов обслуживания.
Физическая рекреация, как отмечает В.М. Выдрин, представляет собой органичную часть физической культуры, нерегламентированную двигательную активность, которая направлена, в конечном счете, на оптимизацию физического состояния человека, нормализацию функционирования его организма в конкретных условиях жизни. Они отмечают, что формирование этого состояния обеспечивается специализированной двигательной деятельностью за счет:
• удовлетворения физиологических потребностей в движении;
• активизации функций организма с помощью движений;
• профилактики неблагоприятных воздействий на организм человека;
• компенсации сниженных или временно утраченных функций организма;
• удовлетворения потребности в развлечении, удовольствии, наслаждении;
• переключения с одного вида деятельности на другой.
Областью исследований теории рекреации служит особая сфера жизнедеятельности людей - досуг, отдых. Объектом физической рекреации являются практически здоровые люди, но имеющие временное снижение психофизических сил в результате профессионального труда, влияния некоторых неблагоприятных факторов природной и социальной среды.
Выделяют следующие виды деятельности человека во время отдыха:
- деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, прогулки, туризм и альпинизм);
- любительские занятия (охота, рыбная ловля, сбор грибов, ягод и т.д.);
- приобщение к миру искусства, творчество;
- интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование);
- общение по интересу и свободному выбору;
- развлечения, носящие активный или пассивный характер (игры, танцы, зрелища);
- путешествия и экскурсии.
В отечественной науке рекреация, в том числе физическая рекреация, изучается преимущественно в рамках теории физической культуры, последняя считается ее родовым понятием. В современных условиях пространство действия рекреации неизмеримо расширяется, она наполняется новым содержанием за счет новых научных фактов, полученных другими смежными науками. Поэтому вполне справедливо рассматривать ее как междисциплинарную науку и считать основным родовым понятием рекреацию, а физическую рекреацию наряду с социальной, психологической, географической и другими одним из ее видов. Не утрачивая своего значения в восстановлении и оздоровлении организма человека, физическая рекреация обогащается новыми функциями и рассматривается как активность человека, проявляемая в двигательном, физическом, психическом и социальном аспектах.
Очевидно, что теория физической рекреации должна быть сформирована на стыке различных научных дисциплин, поскольку она призвана исследовать двигательную деятельность в свободное время с учетом интересов, потребностей мотивов человека и того, что он живет и действует в социуме.
Физическая рекреация в современном понимании – это деятельность, удовлетворяющая потребности людей в перемене вида деятельности, в активном отдыхе, в неформальном общении в процессе занятий. Существенной характеристикой ее является получение удовольствия, наслаждения от двигательной деятельности, причем это могут быть не только физические упражнения, игры, развлечения, но и легкий, достаточный по объему и нагрузке желанный труд (на дачном участке, в поле, во дворе, в квартире и т.п.)
2. Роль физической рекреации в жизни современного общества.
Термин "Рекреация" употребляется с 60-х годов 20 века в литературе по физиологическим, медицинским, социально-экономическим, архитектурно-строительным и др. проблемам организации отдыха населения.
Актуальность возникновения и развития теории и методики физической рекреации обусловлена рядом причин:
1. Повышение напряженности интеллектуального труда;
2. Увеличением объема получаемой информации;
3. Снижением двигательной активности;
4. Увеличением разрыва между активно работающим мозгом и малоактивным телом.
Величина рекреационного времени зависит от уровня производительности общественного труда и характера производственных отношений, а также от возраста, пола, профессии и ряда других социально-демографических факторов. Рост производительности общественного труда, с одной стороны, позволяет увеличить время на рекреацию, а с другой - требует его увеличения как необходимого условия для простого и расширенного воспроизводства физических, духовных и интеллектуальных возможностей человека. Таким образом, общественно необходимому рабочему времени соответствует общественно необходимое рекреационное время. Потребность человека в рекреации – социально-экономическая категория, меняющая своё содержание в зависимости от характера производительных сил и производственных отношений.
Именно поэтому в условиях, когда объективные потребности населения в рекреации заметно возрастают, особое значение имеет проведение определенной государственной и муниципальной политики в этой области, политики, нацеленной на создание наиболее благоприятных условий и предпосылок наилучшего использования местных ресурсов для полноценного отдыха людей.
В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Научное направление, изучающее рекреационные ресурсы, состав, структуру и функционирование территориальных рекреационных систем, свойства рекреационных территорий, сформировалось в отечественной географии в конце 60 - начале 70 гг. XX века и получило название "рекреационная география". Во многих странах Европы и Америки частичный аналог рекреационной географии известен под названием "география туризма и отдыха", "география свободного времени", "география досуга".
. Рекреация относится сейчас к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства.
Основная ее задача - восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей.
Рекреация – это не только ориентация на познание чего-то нового, но еще и реакция на стресс, утомляемость. Считается, что, чем более стрессовыми являются условия жизни человека, тем больше его потребность в рекреации. Эта закономерность якобы приводит к тому, что наиболее активными рекреантами часто являются жители крупных городов, а также люди, имеющие напряженные условия труда. В частности, такое поведение наиболее характерно для жителей городов-миллионеров и специалистов, занимающихся интенсивным трудом, например, систематически работающих с компьютерной техникой.
Согласно исследованиям Зорина, Квартальнова (2004) в экономически развитых странах рекреация рассматривается в качестве важной экономической категории, а расходы на отдых как неотъемлемый элемент потребительских расходов населения включаются в перечень показателей, используемых при построении индексов экономического благосостояния. По данным Кускова и др. (2005) проблема эффективной рекреации и рационального использования рекреационного времени особенно актуальна для экономически активного населения.
В современный период именно экономически активное население становится главным фактором модернизации экономики и инновационного развития общества, поскольку на его плечи ложится основная нагрузка позитивного преобразования общества в целом. В этом аспекте актуальны вопросы: насколько эта часть населения активна, здорова, энергична, оптимистично настроена и потенциально готова к решению сложных задач. Рационально организованный отдых, способствуя восстановлению жизненных сил, потраченных индивидом в процессе труда, является необходимым условием расширенного воспроизводства производительных сил общества, одной из главных составляющих которых является население.
Задание для самостоятельной работы
1. Перечислите основные признаки современной жизни, обусловливающие повышение роли физической рекреации в настоящее время?
1) ______________________________________________________________________________
2) _______________________________________________________________________________
3) _______________________________________________________________________________
4) _______________________________________________________________________________
2. Перечислите основные отрицательные особенности развития организма в результате снижения двигательной активности: 1)___________________________________________________________________________________
2) _______________________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________________
4) _______________________________________________________________________________
5) ______________________________________________________________________________
6) _______________________________________________________________________________
3. Перечислите изменения ценностных ориентаций в отношении досуга в последнее время:
1) _______________________________________________________________________________
2) _______________________________________________________________________________
3) _______________________________________________________________________________
4. Выберите наиболее подходящее определение рекреации
1) Деятельность, направленная на расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных, эмоциональных) в ходе которой происходит восстановление сил человека
2) Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда
3) Приятное времяпрепровождение, хобби, увеселение, забава.
4) Восстановление сил, отдых, проведение людьми своего свободного от работы времени.
5. Подготовьте краткий доклад, отразив развитие физкультурно-рекреационной деятельности в историческом аспекте:
- в доклассовом обществе
- в античном мире,
- в период средневековья,
- в эпоху Возрождения,
- в древней Руси
6. В физической подготовке детей Спарты существовали 3 формы физического воспитания, которые по меркам современности можно отнести к элементам физической рекреации: это сферистика, архестрика и палестрика. Заполните основное содержание этих форм занятий.
Формы физического воспитания
Основное содержание
Сферистика
Архестрика
Палестрика
6. Одной из древнейших форм рекреации у восточных славян были «игрища», представляющие собой массовые народные празднества. Перечислите «составные элементы игрищ».
Основные характеристики физической рекреации
План лекции
1.Специфические признаки физической рекреации.
2.Понятие рекреационный эффект – как конечный результат рекреации.
3. Факторы, влияющие на формирование двигательной активности.
1. Отличительные черты рекреации.
Особое значение в восстановлении и сохранении здоровья индивидов в настоящее время отводится физической рекреации, что обусловлено ее специфическими признаками. В научных исследованиях физической рекреации нет особых разночтений относительно ее специфических признаков, позволяющих положительно влиять на физическое здоровье индивидов. К ним относятся следующие признаки:
1. Физическая рекреация функционирует преимущественно в сфере свободного времени, досуга, где создаются наиболее приемлемые условия для восстановления и сохранения здоровья индивидов.
2. Физкультурно-рекреационная деятельность осуществляется на добровольных началах;
3. Не предъявляет повышенных требований к физическому здоровью человека, отличается относительной простотой используемых двигательных действий, что делает этот вид физкультурной деятельности доступным для самых широких масс населения.
4. Чрезвычайное многообразие форм двигательной деятельности позволяет удовлетворять самые разнообразные индивидуальные и групповые потребности и интересы занимающихся.
5. Рекреационная деятельность не предполагает использование сложно-технического и дорогостоящего спортивного инвентаря.
6. Не предусматривается жесткая регламентация норм и правил рекреационной деятельности, контроль со стороны институциональных организаций, что позволяет индивиду проявлять свободу в выборе форм и средств занятий, партнеров по совместной деятельности, предоставляет широкие возможности для проявления своей индивидуальности и самобытности, самореализации и самовыражения.
7. Включает культурно-ценностные, интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты
8. Оказывает оптимизирующее влияние на организм.
9. Объектом физической рекреации являются практически здоровые люди, но имеющие временное снижение психофизических сил в результате профессионального труда, влияния некоторых неблагоприятных факторов природной и социальной среды.
2. Понятие рекреационный эффект.
В.М. Выдрин одним из системообразующих признаков физической рекреации выделяет ее конечный результат – рекреационный эффект, достигаемый посредством ее эффективного использования человеком. Рекреационный эффект – это следующая основная категория физической рекреации. Относительно понимания рекреационного эффекта имеется множество точек зрения. Обобщение точек зрения о рекреационном эффекте позволяет выделить следующие его аспекты:
• оздоровительный эффект, проявляющийся в оптимизации функций организма человека и состоянии его физического здоровья;
• образовательный эффект, связанный с расширением двигательных и познавательных способностей человека, актуализацией его резервных возможностей;
• воспитательный эффект, обеспечивающий формирование положительного отношения человека к необходимости ведения здорового образа жизни.
К.Н. Пружинин и М.В. Пружинина предлагают главным системообразующим признаком физической рекреации считать её конечный результат, ради которого и организуется данная форма рекреации. Они выделяют следующие аспекты физической рекреации (они же могут называться функциями физической рекреации):
1. Биологический: какое влияние физическая рекреация оказывает на оптимизацию состояния организма человека.
2. Социальный: в какой степени она способствует интеграции людей в некую социальную общность, и как в процессе неё происходит обмен социальным опытом.
3. Психологический: какие мотивы лежат в основе рекреационной деятельности, и какие психические новообразования возникают у человека в результате этой деятельности.
4. Образовательно-воспитательный: какое влияние физическая рекреация оказывает на формирование личности в её физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии.
5. Культурно-аксиологический: какие культурные ценности усваивает человек в процессе физической рекреационной деятельности, и в какой мере она способствует созданию новых личностно-общественных ценностей.
6. Экономический: как организуется физическая рекреация, какие средства используются, и кто её организует.
Рекреационный эффект, в свою очередь:
• содействует рациональной организации досуга, самопознанию, самореализации потенциальных способностей, проявлению индивидуальности и самобытности человека;
• обусловливает приобретение и обогащение социального опыта, формирует чувство принадлежности к определенной социальной группе и умение создавать собственный имидж, повышает социальный статус в обществе;
• расширяет возможность неформального общения, формирует социально-психологическую компетентность, оптимизирует эмоциональное состояние человека;
• выражает в проявлениях физической культуры личности, в качественном освоении её ценности и способности к преобразовательной и созидательной деятельности в сфере физической культуры («физкультурный» эффект);
• совершенствует трудовые навыки, подготовку к проявлению профессиональной и оборонной деятельности (социально-экономический эффект).
3. Факторы, влияющие на формирование культуры двигательной активности.
Индустриализация общества приводит к возникновению у человека потребности отдохнуть от суеты, информационного потока, городского и технологического шума. Это приводит к повышению спроса на различные формы рекреации.
Что же движет человеком при выборе того или иного вида рекреации?
На формирование культуры организации свободного времени и выбора рекреационной деятельности влияют объективные и субъективные группы факторов, среди которых в свою очередь выделяют благоприятные и неблагоприятные.
К объективным факторам можно отнести:
• характер труда человека (умственный, физический, интеллектуальный, сенсорный, …);
• характер занятости человека и наличие свободного времени (режим работы – смены, длительность и наличие отпуска);
• наличие материальных возможностей занимающихся (возможностей оплаты занятий, покупки инвентаря)
• наличие материально-технической базы для занятий, развитая сеть рекреационно-физкультурных учреждений и проводимых ими мероприятий, а также профессиональных инструкторов по спорту;
• климат и эколого-гигиеническая обстановка;
• национальные и этнические традиции.
К субъективным факторам относят:
• пол и возраст занимающихся;
• уровень здоровья и физической подготовленности;
• уровень культуры человека и его осведомленность о видах рекреации и ее эффектах;
• психологические особенности человека:
◦ предпочтения относительно динамичности и характера занятий (подвижные/малоподвижные, командные/индивидуальные, игровые/силовые/циклические/единоборства)
◦ предпочтения относительно целей от занятий (общение, улучшение фигуры, улучшение здоровья, повышение физических кондиций и пр.)
Кроме этого некоторые авторы выделяют группы благоприятных и неблагоприятных факторов, влияющих на формирование двигательной активности населения. Во многом они дублируются с перечисленными выше факторами.
К благоприятным факторам относятся:
• наличие свободного времени;
• наличие материальных возможностей занимающихся (возможностей оплаты занятий, покупки инвентаря) и материально-технической базы для занятий;
• высокая компетентность инструкторов по физической культуре;
• рациональный суточный режим;
• правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной деятельности;
• разнообразие используемых средств и форм физического воспитания;
• соотношение окружающей среды гигиеническим нормативам, наличие гигиенических навыков, спортивный образ жизни семьи.
Неблагоприятные факторы включают:
• большая занятость на работе и высокая учебная нагрузка в учебных заведениях;
• высокая стоимость физкультурно-рекреационных услуг;
• неразвитая сеть;
• нарушение режима дня;
• пренебрежительное отношение к занятиям физкультурой и отсутствие или неудовлетворительные условия для правильной организации физического воспитания;
• наличие вредных привычек и плохой психологический климат в семье, коллективе;
• неблагоприятные климатические условия.
Задания для самостоятельной работы
1. Перечислите специфические признаки физической рекреации. В чем их отличия от признаков физической культуры и спорта?
2. Перечислите основные виды рекреационных эффектов.
3. Почему изучение ценностных ориентаций в отношении досуга является нужным и важным?
3. Какие две группы факторов влияют на формирование культуры двигательной активности?
4. Составьте анкету и проведите опрос группы (15-20 человек) с целью выявления факторов, влияющих на формирование культуры двигательной активности.
Семинарское занятие 1
Тема: Показатели эффективности физической рекреации.
Вопросы для обсуждения
1. Отличительные особенности понятий отдых или развлечения – критерии их оценки.
2. Факторы и условия, определяющие выбор и эффективность физической рекреации.
3. Методика дозирования нагрузок при рекреационно-оздоровительных занятиях.
а) факторы, влияющие на эффективность нагрузки
б) методические приемы дозирования нагрузки
Литература для подготовки:
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А.Аванесова. – М. : Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Бутенко, И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А. Бутен-ко // Социс. – 1998. – № 2. – С. 44-56.
3. Горовой В.А. Физическая рекреация студентов: методические рекомендации. Моцырь, 2011 год - 159 с.
4. Капцов, А. В. Структура мотивационно-потребностной сферы личности сту-дента // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Материалы IX международной научно-методической конференции. Пенза, 2002. С. 77—78.
5. Макеева В.С., Бойко В.В. Теория и методика физической рекреации. Орел, 2011 – 177 с.
6. Пружинин К.Н., Пружинина М.В. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования. Иркутск: Иркутский филиал «РГУФКСМиТ», 2011. – 120 с.
7. Рыжкин, Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации :учеб. пособие / Ю.Е. Рыжкин; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – 36 с.
Структура времени. Циклы рекреационных занятий
План лекции
1. Время свободное и рекреационное.
2. Функции времени.
3. Циклы рекреационных занятий.
1. Структура времени.
Рекреационная деятельность – наряду с производственной, домашним трудом и удовлетворением биологических потребностей – одно из важнейших проявлений деятельности людей, необходимых для их нормальной жизни.
Все время, расходуемое на деятельность людей делится на рабочее и внерабочее. Первое используется на общественное производство средств производства и предметов потребления (материальных и духовных), а также для подготовки людей к общественно-производственной деятельности. Внерабочее время затрачивается на удовлетворение биологических потребностей, домашний труд и рекреационную деятельность.
Таким образом, основные усилия общества по рекреационно-оздоровительной деятельности осуществляются в свободное время. Свободное время становится пространством всестороннего развития личности и укрепления профессионального здоровья, поэтому может выступать в роли важнейшего фактора роста эффективности труда. Структура свободного времени отражает характер компенсации материальных и духовных затрат в связи с работой и проживанием в определенных условиях. Сокращение свободного времени является одним из факторов, ограничивающих занятий физической культурой и рекреацией.
Общая структура времени человека может выглядеть следующим образом (рис. 1).
I – рабочее время; II – нерабочее время: а – домашний труд и бытовые занятия; б – удовлетворение естественных потребностей; в – рекреационная деятельность.
Свободное время расходуется на восстановление и развитие физических сил человека, всестороннего развития его духовных сил, для удовлетворения ряда социальных потребностей. До недавнего времени в качестве основной функции свободного времени рассматривалась функция восстановления физических сил человека. Поэтому именно она и определила наименование всей деятельности в свободное время, как деятельности рекреационной (лат.recreatio -восстановление).
Таким образом, свободное время расходуется на активную деятельность. В то же время, свободное время – это время, предназначенное для отдыха. Здесь нет противоречия между понятиями «активная деятельность» и «отдых», поскольку лучший отдых – это смена одного вида деятельности другим. Таким образом, рекреационная деятельность - это деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся, по сравнению с другими направлениями деятельности, относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса.
Один из основных элементов активного использования свободного времени, по сравнению с рабочим и производственным временем, является время отдыха – недельные праздники, зимний и летний отдых и т. д. Понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями. Согласно Р. Ланкуаре, время, которым располагает человек в течение своей жизни, можно классифицировать, следующим образом:
1. Время социальное и время личное: социальное время – время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время – это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.
2. Время активной деятельности и время отдыха: первое время – это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе – это время, посвящаемое отдыху.
3. Время производственной деятельности и время, не связанное с получением прибыли.
4. Время структурированное и время неструктурированное: время первое – это время по календарю и четко организованному расписанию, второе – это время не спланированное.
Одно из важнейших свойств времени – его иерархичность. Иерархию времени можно отобразить следующим образом: социальное время = рабочее время + внерабочее время, которое включает свободное время. Рекреационное время, несомненно, является частью свободного времени. Суточное социальное время отвечает правилу трех восьмерок (из 24 часов в сутки – 8 часов тратится на сон, 8 часов – рабочее время и 8 часов – внерабочее время).
Свободное время (по Т.В. Николаенко) – часть внерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве). Еще одно определение понятию «свободное время» принадлежит ученым РМАТ (Российской международной академии туризма). По их мнению, под свободным временем следует понимать время, свободное от труда и непреложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно. (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2004).
В целом, количество свободного времени само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает. В зависимости от типа культуры и уровня развитости общества, понятия свободного времени и рекреации существенно различаются. Оба эти понятия в высшей степени относительны, и нет никаких оснований или данных для приведения их к общему знаменателю.
Вместе с тем, не следует путать понятие «свободное время» с понятием «рекреационное время», под которым понимается время реализации рекреационной функции (расширенное воспроизводство живых сил человека) деятельности человека.
В структуре свободного времени выделяют два понятия: отдых и развлечения. По мнению В.С. Макеевой и В.В. Бойко они имеют существенные отличия. Приведем ключевые отличия данных понятий в таблице 1.
Таблица 1
Отличительные особенности понятий отдых и развлечения
отдых
развлечение
Как правило, имеет более пассивную или полупассивную форму
В основном предполагает активную деятельность
Необходим и обязателен, сложно отложить
Может быть отсрочено, перенесено на другое время, необязательно
Удовлетворяет в основном физиологические потребности
Удовлетворяет в основном психологические потребности
2. Функции времени.
Свободное время – социально-историческая категория, характеризующая один из модусов человеческой жизнедеятельности и совпадающая с частью внерабочего времени, остающейся у человека (группы, общества в целом) за вычетом необходимых его затрат, связанных с дорогой от дома до места работы, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, сном, личной гигиеной и др. несвободными занятиями.
Применительно к жизни современных развитых обществ различают две основных функции свободного времени:
1) функцию восстановления сил человека, поглощаемых трудом и иными несвободными видами деятельности,
2) функцию духовного (культурного, эстетического и т.п.) и физического обогащения, развития личности.
При этом свободное время характеризуется тремя основными параметрами: объемом (величиной), структурой и содержанием.
Согласно общему определению, величина свободного времени зависит в первую очередь от продолжительности времени труда (включая дополнительный труд с целью заработка), а также от общего объема непреложных временных затрат, относящихся к внетрудовой сфере. Соответственно при более или менее устойчивой продолжительности рабочего дня во многих развитых обществах главным путем увеличения объема свободного времени является развитие и совершенствование социально-бытовой инфраструктуры общества, внедрение в практику хозяйственной и культурной жизни рациональных принципов городского и промышленного строительства, расселения и т.п.
В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре свободного времени обычно выделяют неодинаковое (до нескольких десятков) количество элементов. Приняв за основание классификации характер осуществляемой людьми свободной деятельности с точки зрения ее влияния на разностороннее развитие личности, можно получить ряд наиболее широких составных частей этой структуры. Таковы: активная творческая (в т.ч. общественная) деятельность; учеба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг, просмотр телепередач и т.д.), групповой (семейный) или публично-зрелищный (посещение кино, театров, стадионов и т.д.) характер; физические занятия (спорт, прогулки, туризм и т.д.); любительские занятия типа хобби; занятия, игры с детьми, товарищеские встречи, общение с др. людьми; пассивный отдых; занятия, совпадающие с явлениями антикультуры (злоупотребление алкоголем, наркомания, преступность и др.). В результате при одном и том же объеме свободного времени его структура в жизни разных людей может быть далеко не одинаковой – более и менее диверсифицированной и эффективной.
То же, только в еще большей степени, следует сказать о содержании свободного времени, т.е. о том или ином конкретном наполнении людьми различных видов своей свободной деятельности, о тех или иных качественных особенностях реализуемых ими занятий, интегрируемых в различных типах образа жизни. При этом в данном случае главными факторами, влияющими на содержание свободного времени, оказываются уже не столько персональные свойства отдельной личности, сколько базовые характеристики различных типов обществ, начиная с господствующих в них цивилизаций, присущих им моделей и стандартов традиционных и новых культур, и кончая общим уровнем модернизации обществ, в т.ч. развитием в них материально-технической и социокультурной баз досуга.
3. Циклы рекреационных занятий
Рекреационное время (как и свободное) имеет определенную структуру или цикличность. Массивы рекреационного времени по-разному выполняют функции простого и расширенного воспроизводства сил индивида. Так, инклюзивное время – это время простого компенсаторного восстановления сил, ежедневное время – время компенсаторно-расширенного восстановления, уик-энд выполняет функции расширенно-компенсаторного восстановления, отпускное – функции расширенного восстановления. При этом структура общественно организованной рекреации не соответствует структуре рекреационного времени. Относительно структуры и цикличности рекреационного времени можно дать следующую классификацию типов рекреации:
1. По частоте использования и «встроенности» в жизненный цикл:
• Инклюзивная – рекреационная деятельность, встроенная в бытовую и трудовую деятельность;
• Ежедневная – постоянная рекреационная деятельность: краткосрочные прогулки, утренняя зарядка, спортивная игра, купание, чтение;
• Еженедельная – рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочей недели (уик-энд): поездки за город, на дачу и т. д.;
• Отпускная – рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочего года;
2. По степени компенсации живых сил организма
• Компенсаторная – рекреационная деятельность, компенсирующая затраты живых сил человека до нормального уровня;
• Расширенная – рекреационная деятельность, позволяющая компенсировать затраты живых сил человека с определенным запасом.
Кроме этого, на основании критерия повторяемости рекреационной деятельности выделяются пять типов рекреации:
1) Суточный отдых – цикл 24 часа. Непосредственное время, отводимое для отдыха, можно условно определить в 8 часов – это сон.
2) Недельный отдых – цикл в 7 суток. Непосредственное время, отводимое для отдыха, можно условно определить в 6-8 часов. Обычно это время связано с посещением близлежащих мест, приятных для отдыха (парки и т. п.).
3) «Квартальный» отдых – цикл 65-90 суток. Непосредственное время, отводимое для отдыха, можно условно определить в 8 часов. Обычно выражается в однодневных посещениях не очень удаленных от основного места проживания привлекательных для отдыха мест. Квартальный отдых может выражаться и в пребывании на месте постоянного проживания. Отсутствие перемещений в пространстве еще не говорит об отсутствии квартального цикла рекреации – это только особенность его конкретного проявления.
4) Ежегодный отдых – цикл 365 суток. Непосредственное время, отводимое для отдыха, можно условно определить в 10-14 суток. Обычно связан с весьма длительным пребыванием в удаленных от основного места проживания местах, наиболее привлекательных по тем или иным мотивам, например, религиозным или познавательным. Отсутствие перемещений в пространстве – еще не признак отсутствия ежегодного цикла рекреации, но лишь особенность его конкретного проявления. Отличие ежегодного цикла от квартального пространственно пассивного цикла рекреации – в его временной продолжительности.
5) Жизненный отдых – цикл, охватывающий 10-15 лет. Непосредственное время, отводимое на отдых, можно условно определить в 10-30 суток. Обычно выражается в весьма длительных посещениях предельно удаленных от основного места проживания мест, максимально привлекательных по тем или иным мотивам, или в предельно отличных стандартах проведения времени в месте своего постоянного жительства. Часто приурочивается к уникальным событиям жизни (например, празднование бракосочетания и свадебные путешествия). В отличие от других типов рекреации, этот проявляется не у всех людей, в основании чего лежат случайные причины (личные, социальные и прочие).
Причины рекреации в зависимости от ее типа носят несколько различный характер. Суточный и недельный циклы рекреации несомненно порождены биологическими особенностями процесса человеческой жизнедеятельности. Причины суточной рекреации – в дневной утомляемости: определенное время нужно спать и проводить вне рабочего места. Причины недельной рекреации примерно те же – 40-50 часов рабочего времени в неделю – и к концу ее возникает желание отдохнуть. Суточный и недельный типы рекреации, как правило, не находят пространственного выражения: перемещения между “местом утомления” и “местом отдыха” самые незначительные.
Квартальная рекреация – более сложное явление, но ее причина вполне очевидно связана с накоплением усталости от продолжительного пребывания в одном месте – месте постоянного проживания. Пространственно активная квартальная рекреация, связанная с перемещениями на относительно удаленные расстояния, – функция достаточно высокого уровня освоенности территории. Соответственно, и возникает она достаточно поздно. Социальная загрузка квартальной рекреации более значима, нежели суточной или недельной.
Задания для самостоятельной работы
1. Подпишите значения секторов данной диаграммы.
2. Выделяют 2 основные функции сводного времени. Впишите их и кратко опишите. Какие также два термина по смыслу можно написать в верхние ячейки таблицы?
3. Перечислите основные типы рекреации относительно структуры и цикличности рекреационного времени.
Рекреационная услуга, рекреационные потребности
и типы потребителей рекреационных услуг
План
1. Понятие рекреационная услуга
2. Рекреационные потребности
3. Типы потребителей рекреационных услуг
1. Понятие рекреационная услуга
Понятие социальной сферы достаточно многогранно. В нее включены самые различные отрасли национальной экономики: учреждения здравоохранения, образования, культуры, предприятий торговли и общественного питания, отдыха и др.
Важное место среди отраслей социальной сферы национальной экономики принадлежит активному отдыху населения (рекреации).
Рекреация понимается как активный отдых населения, средство восстановления физических и духовных сил после повседневного труда.
Самая большая доля в мировом потреблении рекреационных услуг приходится на европейские страны. Так, доля рекреационных услуг в общем объеме потребления товаров и услуг населением Австрии составляет 8,9 %, Норвегии – 6,7, Швейцарии – 5,6, Германии – 3,7, Италии – 2,0 %.
Потребность в активном отдыхе представляет собой сложное социально-экономическое явление.
Как элемент социальной сферы, рекреация способствует не только сохранению здоровья и рабочей способности, но и удовлетворению культурно-просветительных потребностей населения.
Потребность в рекреационных услугах является комплексной и включает в себя совокупность частных потребностей, представляющих – физическую, духовную, интеллектуальную, эмоциональную, социальную потребности.
Спрос на рекреационные услуги также отличается неустойчивостью и зависит от моды, рекламы, популярности услуг, культурного уровня населения.
На рекреационную потребность населения действует совокупность факторов как на уровне производительных сил и производственных отношений, так и влияющих на надстроечные отношения, а также факторы, формирующие платежеспособный спрос.
Многосложный процесс по удовлетворению рекреационных потребностей осуществляется в самом общем виде в следующих формах: оздоровительного отдыха, туризма, курортно-санаторного лечения.
Под рекреационной услугой понимают процесс предоставления за плату полезных действий, выполняемых специфическим образом организованными предприятиями, направленных на удовлетворение потребностей человека в восстановлении утраченных сил путем кратковременного изменения места своего проживания с целью лечения, отдыха, развлечений, получения новых впечатлений и с познавательной целью.
В свою очередь, сфера собственно рекреационных услуг является подсистемой более крупного структурного образования - сферы отдыха (досуга), в состав которой входят услуги учреждений культуры, спортивных, зрелищных и развлекательных предприятий, которые, несомненно, имеют рекреационное значение, однако обладают значительной отраслевой спецификой.
Практическая сумма всех рекреационных эффектов составляет новое качество жизни, от которого зависит эффективность жизнедеятельности всего общества. Это качество носит упреждающий характер, а результат может сказаться в процессе последующей активной трудовой деятельности. Таким образом, рекреация, имея в своей основе биосоциальный потенциал как единство биологических и социальных качеств личности, является важной предпосылкой роста производительности труда. В этой связи проблема воспроизводства производственных сил общества – одна из ключевых проблем социально-экономической политики любого государства.
Построенные большей частью еще в годы социализма курортные предприятия были рассчитаны на массовые заезды "представителей трудовых коллективов", для которых были предусмотрены общие столовые с общим меню, примерно одинаковые номера, один и тот же инвентарь, набор экскурсионных маршрутов.
Социальный характер массовой рекреации обеспечивается через достаточно высокий платежеспособный спрос, который во многом определяется доходом семьи. Социальная направленность рекреации в широком смысле реализуется тогда, когда потребитель с его интересами стоит в центре, поскольку определяющим в системе рекреации является потребительское начало.
Спрос на рекреационные услуги также отличается неустойчивостью и зависит от моды, рекламы, популярности услуг, культурного уровня населения.
Однако санаторно-курортные предприятия, рассчитанные ранее на коллективы рекреантов, сейчас не соответствуют индивидуальным желаниям потребителей, и проблема «комфорта» - это не столько проблема погони за мировым уровнем, сколько проблема диверсификации мест курортного пользования, их приспособления к реальным потребностям населения.
Предпосылкой существования различных видов рекреационных услуг являются:
1) рекреационные потребности;
2) наличие свободного времени;
3) материальные возможности, а также обладание людей свободой передвигаться из одного места в другое.
Многосложный процесс по удовлетворению рекреационных потребностей осуществляется в самом общем виде в следующих формах: оздоровительный отдых, туризм, курортно-санаторное лечение.
2. Рекреационные потребности
Рекреационные потребности – это потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании.
К рекреационным потребностям человека следует отнести:
1) потребность в восстановлении сил, поглощаемых сферой труда и иными непреложными занятиями, которая удовлетворяется посредством питания, сна, движения (учитывая потребности молодежного контингента, следует предусмотреть наличие возможностей недорогого, но вкусного питания, напитков; если перед нами пожилые люди, то следует обеспечить условия спокойного сна, гигиены и т.п.);
2) потребность в лечении и профилактике болезней, которая удовлетворяется через разнообразные виды санаторно-курортного лечения – климато-, бальнео-, грязелечения и т.д.;
3) потребности в оздоровлении, которые удовлетворяются с помощью общения, прогулок, купания, солнечных и воздушных ванн, игр, пассивного отдыха и др.;
4) потребности в физическом развитии и самоутверждении (разнообразные виды спорта – спортивные игры, парусный и моторный водный спорт, лыжный спорт, длительные пешие переходы, восхождение на горные вершины и др.). Эти потребности также можно использовать для усиления мотивации совершить путешествие по альтернативным видам туризма и маршрутам, содержащим в себе трудности, препятствия и даже риск, например, сплав по рекам, туризм на выживание, спелеология, горный туризм и т.д.;
5) потребности в познании и духовном развитии, которые удовлетворяются посредством посещения музеев и театров, памятников природы и культуры, паломничеством по Святым местам и т. д. Эти потребности могут быть также использованы в разработке таких видов рекреации в регионе, которые обеспечат возможность отдыха в группах по любительским и профессиональным интересам и др.
3. Типы потребителей рекреационных услуг
Исследователи предпочтений того или иного сегмента рекреационного рынка с точки зрения анализа различных потребностей, пришли к выводу о том, что целесообразно для любого общества разделить существующих и потенциальных потребителей рекреационных услуг на четыре группы: оседлый тип; оседло-мобильный тип; мобильный тип; кочевой тип.
К оседлому типу принадлежит значительное число пожилых людей (за 60 лет). Их основной критерий рекреации – это природа, море, санаторно-курортное лечение, деревенский и фермерский туризм. Для этой группы потребителей необходимы отели средней категории, санатории, где обеспечивается лечение, сервис и комфорт, интересные экскурсии, а также возможность приобретения сувениров и изделий ремесленного производства. Также необходимо делать акцент на непродолжительности путешествий и относительной близости в расстоянии.
К оседло-мобильному типу потребителей рекреационных услуг относятся люди более любознательные, в возрасте от 30 до 50 лет, обладающие средним доходом и преимущественно с высшим образованием. Виды рекреации для них отличаются большим разнообразием и динамичностью. Их интересуют как спортивные, лечебные и оздоровительные мероприятия, так и посещения памятных мест при контакте с местным населением. Их отдых более продолжителен, а путешествия более отдалены от места жительства.
Мотивация мобильного типа потребителей рекреационных услуг основывается на их желании получить новые, яркие впечатления, сменить культурное и социальное окружение. Так как это представители достаточно обеспеченных слоев населения с растущими доходами, они в состоянии использовать для путешествия быстрый транспорт и классическое жилье, могут питаться по международным стандартам и экспериментировать с блюдами местной кухни, предпочитают экзотические сувениры (качественные) и приветствуют наличие особого местного колорита. Продолжительность их отдыха – 2–3 недели.
Представители категории кочевого типа рекреантов стремятся к смене обстановки и приключениям, к поездкам с творческими и религиозными целями. Они отдыхают индивидуально или небольшими группами, любят импровизировать, селиться в местных гостиницах или снимать жилье. Они отличаются высоким уровнем образования и способностью самостоятельно выбирать цели и способы их достижения. Эти потребители открыты любым экспериментам и чрезвычайно интересуются местными обычаями. Среди представителей этой категории встречаются все возрастные группы, независимо от доходов.
Рекреация не случайно определяется в плане деятельности потребителя, так как потребительское начало здесь является основополагающим, а это значит, что на первый план выходит аспект спроса. Актуальной на сегодняшний день проблемой является обоснование соответствующих предпосылок формирования потенциального спроса на рекреационные услуги.
Прямая зависимость развития сферы рекреационных услуг от наличия и изменения спроса на них требует изучения спроса. В связи с этим считаем уместным рассмотреть отличительные особенности рекреационного спроса.
Спрос на рекреационные услуги определяется различными желаниями, которые тесно связаны между собой и образуют одно целое – все элементы спроса взаимосвязаны и дополняют друг друга. Ценность и полезность каждого из них определяется не только его собственным качеством, но и наличием и возможностью других элементов, которые необходимы рекреанту. Факторы, определяющие спрос на рекреационные услуги, можно подразделить на общие и специфические.
Ряд авторов (К.Н. Пружинин, В.М. Выдрин) подчеркивают, что сфера собственно рекреационных услуг является подсистемой более крупного структурного образования – сферы отдыха (досуга), в состав которой входят услуги учреждений культуры, спортивных, зрелищных и развлекательных предприятий, которые, несомненно, имеют рекреационное значение, однако обладают значительной отраслевой спецификой.
На рекреационную потребность населения действует совокупность факторов как на уровне производительных сил и производственных отношений, так и влияющих на надстроечные отношения, а также факторы, формирующие платежеспособный спрос.
Одним из путей удовлетворения потребностей населения в рекреационных услугах является формирование рекреационных комплексов.
Эти комплексы представляют собой сложную многоотраслевую и многоуровневую структуру.
Задачи, решаемые при формировании рекреационного комплекса, распределяются следующим образом:
1) рациональное размещение рекреационных учреждений по территории страны с учетом природно-климатических и других условий;
2) всестороннее и эффективное использование имеющихся рекреационных ресурсов;
3) формирование оптимальных пропорций между отраслями рекреационного комплекса;
4) достижение оптимального соотношения между отраслями специализации, сопутствующими отраслями и инфраструктурой;
5) улучшение тепло, водо- и энергоснабжения как путем создания их собственной базы, так и за счет получения этих ресурсов из других регионов страны;
6) создание местных ремонтных, реставрационных и строительных баз;
7) обеспечение услугами коммунально-бытового и культурного обслуживания, общественного питания, потребительскими и сувенирными товарами;
8) развитие высокопродуктивного сельского хозяйства и пищевой промышленности, обеспечивающих в максимальной мере потребности отдыхающих и местного населения в высококачественном продовольствии;
9) развитие современной транспортной системы, всех видов связи и современного сервиса, всемерное развитие и рационализация внутрирайонных и межрайонных транспортных связей;
10) обеспечение занятости населения и рациональное использование трудовых ресурсов;
11) обеспечение безопасности как местного населения, так и ожидаемого контингента туристов и отдыхающих;
11) охрана и улучшение природной среды на рекреационных территориях.
Задания для самостоятельной работы
1. Что такое рекреационная услуга?
2. Перечислите факторы, влияющие на формирование рекреационных услуг.
3. Стрелками установите соответствие между понятиями, допишите недостающее. Заполните пустые клетки в таблице относительно типов потребителей рекреационных услуг
кочевой
чаще пожилые люди, непродолжительность путешествий, оздоровительно-лечебная направленность,
оседлый
желают получать новые, яркие впечатления, сменять культурное и социальное окружение. Достаточно обеспеченны используют для путешествий быстрый транспорт и классическое жилье, могут питаться по международным стандартам и экспериментировать с блюдами местной кухни.
стремятся к смене обстановки и приключениям, к поездкам с творческими и религиозными целями. Они отдыхают индивидуально или небольшими группами, любят импровизировать, селиться в местных гостиницах или снимать жилье
мобильный
возраст 30-50 лет, средний доход, рекреация отличается большим разнообразием и динамичностью
4. На основании опроса группы людей распределите их по типам потребителей рекреационных услуг. Составьте диаграмму, отражающую процентное распределение людей по типам потребителей рекреационных услуг в данной группе.
Определите рекреационные потребности людей различного возраста, опираясь на полученные результаты, сформулируйте выводы.
Семинарское занятие 2
Тема «Физическая рекреация взрослого населения»
Вопросы для обсуждения:
1. Рекреационные потребности взрослого населения.
2. Основные виды, формы и средства занятий физ. рекреацией взрослого населения.
3. Гендерные различия в потребностях и предпочитаемых видах, формах и средствах занятий физической рекреацией.
4. Влияние отдельных видов физической рекреации на состояние здоровья населения.
5. Факторы, положительно и, напротив, отрицательно влияющие на развитие рекреации.
Литература для подготовки:
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А.Аванесова. – М. : Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Анашкина Н.А. Рекреативно-оздоровительная деятельность женщин в современных социокультурных условиях // http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=660
3. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры /В.М.Выдрин, А.Д. Джумаев // Теория и практика физ. культуры. – 1989.– № 3. – С. 2-3
4. Виноградов, Г.П.Новые оздоровительно-рекреационные технологии с использованием отягощений / Г.П.Виноградов //Актуальные проблемы человекознания в сфере образовательной деятельности / БПА. – СПб.: 2000. – С. 21-22.
5. Горшкова А.Н. Методические особенности построения технологии комплексно-комбинированных занятий аква-аэробикой с женщинами 36–45 лет // Научно-теоретический журнал «ученые записки», № 8(78) – 2011 год, с.56-59.
6. Капцов А.В. Методика для диагностики актуальных потребностей личности. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология», 2008 - №2 (4).
7. Пружинин К.Н., Пружинина М.В. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования. Иркутск: Иркутский филиал «РГУФКСМиТ», 2011. – 120 с.
8. Рыжкин, Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации :учеб. пособие / Ю.Е. Рыжкин; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – 36 с.
Семинарское занятие 3
Тема «Физическая рекреация студенческой молодежи»
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности рекреационных потребностей студентов.
2. Отличительные особенности жизни студентов, положительно или, напротив, отрицательно влияющие на развитие рекреации.
3. Основные виды, формы и средства занятий физ. рекреацией студентов.
4. Гендерные различия в потребностях и предпочитаемых видах, формах и средствах занятий физической рекреацией у студентов.
5. Опыт рекреационной деятельности в различных ВУЗах.
Литература для подготовки:
1. Горовой В.А. Физическая рекреация студентов: методические рекомендации. Моцырь, 2011 год - 159 с.
2. Иваницкая А.Е., Кабачкова А.В. Рекреационные потребности в структуре потребностей личности (на примере студенческой молодежи) // http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=10001037
3. Зайцев В.П., Ермаков С.С., Хагнер-Деренговска Магдалена. Методология рекреации в структуре образовательного пространства // http://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-rekreatsii-v-strukture-obrazovatelnogo-prostranstva
4. Ильин Е. П. Психологические проблемы массовой физической культуры // Психол. журнал.1987. Т. 8. С. 77–83.
5. Калинкин Л. А., Матов В. В. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества //Теория и практика физической культуры. 1990. № 1. С. 8–11.
6. Капцов, А. В. Структура мотивационно-потребностной сферы личности студента // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Материалы IX международной научно-методической конференции. Пенза, 2002. С. 77—78.
7. Макеева В.С., Бойко В.В. Теория и методика физической рекреации. Орел, 2011 – 177 с.
Семинарское занятие 4
Тема «Физическая рекреация школьников»
Вопросы для обсуждения
1. Особенности рекреационных потребностей школьников.
2. Отличительные особенности жизни школьников, положительно или, напротив, отрицательно влияющие на развитие рекреации.
3. Основные виды, формы и средства занятий физ. рекреацией школьников.
4. Гендерные различия в потребностях и предпочитаемых видах, формах и средствах занятий физической рекреацией у студентов.
5. Опыт рекреационной деятельности в различных школах.
Литература для подготовки:
1. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры /В.М.Выдрин, А.Д. Джумаев // Теория и практика физ. культуры. – 1989.– № 3. – С. 2-3
2. Данилейко М.С. Адаптация детей к школьным условиям средствами физической рекреации // http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/1430
3. Куприна Л.Е. Экскурсия как вид рекреационной деятельности детей и подростков: культурологический подход // http://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-vid-rekreatsionnoy-deyatelnosti-detey-i-podrostkov-kulturologicheskiy-podhod
4. Макеева В.С., Бойко В.В. Теория и методика физической рекреации. Орел, 2011 – 177 с.
5. Пружинин К.Н., Пружинина М.В. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования. Иркутск: Иркутский филиал «РГУФКСМиТ», 2011. – 120 с.
Семинарское занятие 5
Тема: «Физическая рекреация людей старшего возраста»
Вопросы для обсуждения:
1. Актуальность использования рекреационных мероприятий у людей в старшем возрасте.
2. Основные виды, формы и средства занятий физ. рекреацией людей старшего возраста.
3. Особенности организации физкультурно-рекреационных мероприятий с людьми старшего возраста.
4. Факторы, положительно и, напротив, отрицательно влияющие на развитие рекреации.
Литература для подготовки:
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А.Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Арстангалиева З.Ж. Детерминанты здорового образа жизни людей пожилого возраста // http://cyberleninka.ru/article/n/determinanty-zdorovogo-obraza-zhizni-lyudey-pozhilogo-vozrasta
3. Арстангалиева З.Ж. Возраст как фактор здоровьесбереженья // http://cyberleninka.ru/article/n/vozrast-kak-faktor-zdoroviesberezheniya
4. Арстангалиева З.Ж. акторы риска здоровья пожилого населения Саратовской области // http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-riska-zdorovya-pozhilogo-naseleniya-saratovskoy-oblasti
5. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры /В.М.Выдрин, А.Д. Джумаев // Теория и практика физ. культуры. – 1989.– № 3. – С. 2-3
6. Калинкин Л. А., Матов В. В. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества //Теория и практика физической культуры. 1990. № 1. С. 8–11.
7. Колик Г. К проблеме педагогического сопровождения досуговой деятельности людей пожилого возраста // http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/6(24)/kolik_6_24_109_111.pdf
8. Куликова Н.А., Самарина М.Н. Организация клубов общения для граждан пожилого возраста в контексте реализации модели активной старости // http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-klubov-obscheniya-dlya-grazhdan-pozhilogo-vozrasta-v-kontekste-realizatsii-modeli-aktivnoy-starosti
9. Макеева В.С., Бойко В.В. Теория и методика физической рекреации. Орел, 2011 – 177 с.
Типы рекреационных мероприятий
План
1. Группы рекреационных потребностей
2. Особенности организации и основные эффекты от занятий различными видами физической рекреации.
1. Группы рекреационных потребностей
Рекреационные потребности могут быть удовлетворены различными мероприятиями, которые условно делят на 2 группы:
1) группа восстановления (рекреационно-лечебные и рекреационно-восстановительные мероприятия);
2) группа развития (рекреационно-спортивные и рекреационно-познавательные мероприятия).
Типы реализации рекреационных потребностей комбинируются. Устойчивая их комбинация за определенный отрезок времени получила название «цикл рекреации». К характерным свойствам циклов рекреации относятся разнообразие их функциональной структуры, комбинирование и периодичность мероприятий или их сочетаний.
Эффективность рекреации повышается, если мероприятия не отрицают, а дополняют друг друга, создают эффект мультипликации (синергетический эффект). Поэтому при конструировании циклов необходимо учитывать ряд требований:
1) взаимозаменяемость мероприятий – возможность замены одного другим без снижения эффективности рекреации;
2) взаимообусловленность – последовательность сочетания мероприятий и их доля в общем балансе рекреационного времени;
3) взаимопротивопоказанность – несовместимость некоторых мероприятий в одном цикле.
Комбинирование меняется в зависимости от целевой функции рекреации, места и времени ее реализации.
2. Особенности организации и основные эффекты от занятий различными видами физической рекреации.
В настоящее время большой популярностью пользуются занятия различными видами фитнеса. Слово «фитнес» (англ. fitness) происходит от английского выражения «быть в форме» (to be fit); в более широком смысле фитнес – это общая физическая подготовленность организма человека. В свою очередь, физическая подготовленность состоит из следующих элементов: подготовленность сердечнососудистой системы, гибкость, мышечная выносливость, сила, мощность, развитость чувства равновесия, хорошая координация движений, реакция, быстрота, соотношение мышечной и жировой тканей в организме. Фитнес насчитывает большое количество различных направлений.
Пол-дэнс (pole dance, танец на шесте) – упражнения на пилоне, смеси эротического танца и элементов спортивной гимнастики, направленные на укрепление всех групп мышц. По пол-дэнсу проводятся чемпионаты мира.
Степ-аэробика – вид аэробики с использованием специальной степ-платформы, которая позволяет выполнять базовые движения вкупе с шагами и подскоками на нее и через нее в различных направлениях. Cтеп-аэробика прекрасно подходит для профилактики и лечения остеопороза и артрита, а также для укрепления мышц ног и восстановления после травм колена.
Фитнес-катание на роликовых коньках. Энергичное катание на роликовых коньках сжигает больше калорий, чем бег. Нагрузка на суставы и позвоночник в разы меньше при катании на роликах, чем при беге.
Аквааэробика представляет собой вид фитнеса, предусматривающий выполнение физических упражнений в воде под музыкальное сопровождение и сочетающий в себе нагрузки на все основные группы мышц человека, чем обусловлена высокая эффективность занятий.
Цигун – древняя гимнастика, разработанная буддийскими монахами. Простые и эффективные упражнения улучшают самочувствие, делают позвоночник гибче и нормализуют вес. Кроме того, цигун увеличивает работоспособность и сопротивляемость организма болезням.
Памп-аэробика – силовые занятия с использованием мини-штанги “barbell”. Все упражнения выполняются в высоком темпе под музыку. Танцевальные элементы исключены, вместо них – различные жимы, наклоны, приседания. Прорабатываются все группы мышц.
Босу – сравнительно новый вид фитнеса. Получил свое название от тренажера bosu balance trainer, напоминающего половину резинового мяча (полусфера). Используется с обеих сторон: полусферой вверх или вниз. Упражнения выполняются на неустойчивой поверхности, что очень эффективно. Босу напоминает степ-аэробику – много схожих упражнений, но нет сложной хореографии, так как выполняя то или иное движение, приходится еще и сохранять равновесие.
Танец живота – прорабатывает пресс, сжигает лишний жир с области живота и бедер.
Калланетика – одно из самых популярных «жиросжигающих» направлений фитнеса. Упражнения калланетики основаны на асанах йоги и статических нагрузках, чередующихся с растяжением мышц, причем задействуются все мышцы от мала до велика, поверхностно и глубоко расположенные. В результате происходит не только укрепление мышечного каркаса, но и активизация обмена веществ, а следовательно, более активное расщепление жиров. Считается, что один час занятий калланетикой может быть приравнен к 7 часам шейпинга или 24 часам аэробики.
Скандинавская ходьба (от англ. Nordic Walking), дословно – ходьба с палками (фин. sauvakävely, от sauva – «палка» и kävely – «ходьба», «прогулка») – вид физической активности, в котором используются определенная методика занятия и техника ходьбы при помощи специально разработанных палок. В конце 1990-х годов стала популярна во всём мире. Встречаются также названия «северная ходьба», «финская ходьба», «нордическая ходьба».
КроссФит – комплекс фитнес-упражнений, разработанных более 20 лет назад бывшим гимнастом Грегом Глассманом (США) и открывшим в 2001 году в Калифорнии (США) свой первый зал для кроссфита. Кроссфит подразделяется на «физкультурный» (для большинства людей) и «соревновательный» (для элитных атлетов, профессиональных спортсменов). Тренировки включают в себя элементы из интервальных тренировок высокой интенсивности, тяжелой атлетики, легкой атлетики, плиометрики, пауэрлифтинга, гимнастики, гиревого спорта и других видов спорта и физической деятельности. «Наша специализация – не специализироваться», – говорит Грег Глассман. Кроссфит практикуется членами более десяти тысяч специализированных залов («Боксов»), половина из которых расположена в США.
Фитбол – силовые упражнения и упражнения на растягивание выполняются с использованием больших надувных мячей. Этот вид аэробики укрепляет мышцы, развивает координацию движений и гибкость, улучшает осанку.
Слайд-аэробика – комплекс упражнений атлетической направленности с использованием специальной слайд-доски. Большинство упражнений напоминает движения конькобежца и направлено на развитие мышц нижней части тела, а также общей выносливости, чувства равновесия и координации. Слайд-аэробика – оптимальный вид аэробики для женщин, желающих избавиться от лишних килограммов в области бедер.
Пилатес – система физических упражнений, разработанная Джозефом Пилатесом и названная его именем, представляет собой комплекс из плавных движений, направленных на улучшение гибкости тела, укрепление отдельных мышц и организма в целом. В процессе занятия работают не только крупные поверхностные мышцы, но и мелкие глубокие мышцы, которые требуют особого подхода и специфической тренировки. Помимо сугубо оздоровительного направления, пилатес – восстановительное средство после различных травм, в частности, повреждений позвоночника.
Фитнес-йога – интеграция древней гимнастики и здорового образа жизни с современной точки зрения. Уроки сводятся главным образом к правильному выполнению поз и общей тренировке тела.
Фитбокс сочетает в себе аэробику и тайский бокс. Под ритмичную музыку и поддерживая высокий темп спортсмен наносит удары по боксерской груше – при этом задействуются как руки, так и ноги.
Зумба-аэробика представляет собой комплекс танцевальных движений на основе базовых шагов. Она укрепляет мышцы нижней части тела, стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, улучшает координацию движений и осанку, сжигает лишние калории и, соответственно, лишний вес.
Одним из видов физической рекреации можно считать участие в городских праздниках. Город имеет ряд отличительных особенностей: исторически многослоен; динамичен и в развитии, и в функционировании; многофункционален; наряду с хозяйственной (экономической) функцией город выполняет административную, культурно-трансляционную, коммуникационную и другие функции. Городская среда представляет собой совокупность многочисленных и разнообразных каналов массовых коммуникаций, форм и способов общения, подключения к источникам разнообразной информации. Это разнообразие создаёт широту возможностей для приобщения человека к бесконечному миру культуры, так как город сосредотачивает величайшие культурные ценности. Как культурная ценность, городская среда может сохраняться только будучи включённой в систему социальных процессов. Частью таких процессов является традиционный городской праздник. Именно в городской среде наиболее активно происходит внедрение новых моделей праздников, где немалую роль играет взаимодействие различных зрелищных форм.
Праздники существуют во всех обществах и культурах с глубокой древности и до наших дней, так как они являются необходимым условием социального существования и специфическим выражением сущности общества, свободное время которого они призваны организовывать и эстетически оформлять. В основе современных городских праздников лежит культура многочисленных народов, населяющих город. Как особый вид социокультурной жизни людей, праздник предполагает множество типов такого действия, в числе которых наиболее значимыми являются торжество, зрелище, обряд, ритуал, карнавал.
По потребностям, удовлетворяемым праздниками, специалисты определяют их функции: социально-психологическую; культурно-творческую; идеологическую; воспитательную; информативно-коммуникативную; интегративную; интернациональную; игровую; рекреационно-компенсаторную; физкультурно-массовую и др.
Спортивные праздники и выступления представляют собой комплекс разнообразных спортивных и культурных мероприятий, делая досуг более содержательным, целенаправленным, расширяя сферу общения, раскрывая внутренние возможности человека, его духовный и физический потенциал. В процессе своего исторического развития спортивные праздники приобрели свои формы, виды, структуру, содержание. По масштабу и степени привлекаемых ресурсов, спортивно-зрелищные мероприятия делят на крупные (массовые художественно-спортивные представления) и малые формы. Массовое спортивно-художественное представление (МХСП) – специфическое спортивно-зрелищное мероприятие, проводимое на определенной сценической площадке. МСХП интегрирует лучшие традиции инсценировок – его художественной основой является синтез элементов спорта и искусства воедино. Основными формами МСХП являются: массовые спортивно-гимнастические выступления; спортивно-художественные выступления; тематические выступления (спортивный праздник на стадионе, спортивный праздник на воде, спортивный праздник в парке культуры и отдыха). Возможность использования в одной постановке разнообразных жанров искусства – драмы, музыки, кино, эстрады, цирка, изобразительного искусства – обеспечивает предпосылки для создания ярких впечатляющих зрелищ. Свидетелями подобных грандиозных межконтинентальных зрелищ мы были совсем недавно – это XXII зимние Олимпийские игры и XI зимние Паралимпийские игры в Сочи. По содержанию выступления спортивные праздники малых форм можно разделить на спортивный концерт (блок показательных выступлений); церемонии открытия (закрытия) соревнований по различным видам спорта; спортивно-театрализованное представление тематической направленности; спортивно-художественные композиции (одноактные спортивные балеты). В каждом из них выделяют общие и отличительные особенности. Опрос респондентов (265 человек различных социальных слоёв, возраста, профессии, ценностных ориентаций) показал, что: 12 % респондентов предпочитают физкультурные праздники в спортивных лагерях; 16 % – массовые спортивно-художественные представления на стадионе; 30 % – отметили популярность массовых спортивных соревнований на открытом воздухе («Кросс наций», «Женская десятка», «Лыжня России», роликовый пробег и др.); 42 % респондентов отдали предпочтение спортивным праздникам малых форм. Наибольшим спросом у населения пользуются спортивные праздники малых форм (клубного уровня), так как они имеют преимущества перед другими формами за счёт своей доступности, места проведения, частоты, возможностей регулярного удовлетворения потребности в общении и рациональном использовании свободного времени, активном отдыхе и физическом совершенствовании.
Задания для самостоятельной работы
1. На какие две группы можно разделить мероприятия рекреационной направленности в соответствии с удовлетворяемыми потребностями?
2. Перечислите основные направления фитнеса.
3. Какие потребности удовлетворяются городскими праздниками?
4. Приведите примеры различных по масштабу городских праздников.
5. На основании опроса группы людей, определите наиболее популярные виды рекреационной деятельности в вашем городе.
6. Перечислите наиболее значимые, на ваш взгляд, спортивно-массовые и развлекательные мероприятия, проводимые в вашем регионе.
Семинарское занятие 6
Тема «Организация праздников и спортивно-массовых мероприятий»
1. Особенности городской жизни. Виды и историческое развитие праздников и мероприятий. Предпочтения населения.
2. Полифункциональность праздников в городской среде.
3. Волонтерское движение при организации праздников.
4. Понятие event-технологии. Особенности, виды.
5. Спортивный экстремизм. Безопасность во время проведения мероприятий. Действия служб безопасности и ОВД.
6. Современные требования к спортивным сооружениям при организации праздников и мероприятий.
Литература для подготовки:
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А.Аванесова. – М. : Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Азарова Ю.А. Event-технологии и понятие «событийности» // http://cyberleninka.ru/article/n/event-tehnologii-i-ponyatie-sobytiynosti
3. Горовой В.А. Физическая рекреация студентов: методические рекомендации. Моцырь, 2011 год - 159 с.
4. Кудашов В.Ф., Кудашова Л.Т., Кострова М.В. Спортивный праздник в контексте урбанизации // http://sociosphera.com/publication/conference/2014/247/sportivnyj_prazdnik_v_kontekste_urbanizacii/
5. Макеева В.С., Бойко В.В. Теория и методика физической рекреации. Орел, 2011 – 177 с.
6. Мушкина М.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В. Особенности спортивного маркетинга // http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sportivnogo-marketinga
7. Пружинин К.Н., Пружинина М.В. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования. Иркутск: Иркутский филиал «РГУФКСМиТ», 2011. – 120 с.
8. Санина М.К. Технология формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности // http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-etnokulturnoy-gramotnosti-volonterov-kulturno-sportivnoy-napravlennosti-1
9. Селиванов С.Д. Задачи, выполняемые органами внутренних дел во время массовых мероприятий // http://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-vypolnyaemye-organami-vnutrennih-del-vo-vremya-massovyh-meropriyatiy
10. Янковская Ю. С., Федорова О. В. Концепция адаптивности спортивного сооружения // http://uniip.ru/juornal/arhiv/soderghanie/434-av3-2013/469-3-2013-yankovskaya
Семинарское занятие 7
Тема. «Особенности организации занятий основными направлениями фитнеса».
Вопросы для обсуждения.
1. Дать определение фитнеса. Краткая характеристика основных направлений фитнеса, их основные отличительные особенности.
2. Особенности организации, проведения, основные ожидаемые результаты при занятиях разными направлениями фитнеса:
- пилатес
- йога
- каланетика
- аэробика
- шейпинг
- различные танцы
- силовые виды занятий – тренажерные залы и пр.
Литература для подготовки:
1. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры /В.М.Выдрин, А.Д. Джумаев // Теория и практика физ. культуры. – 1989.– № 3. – С. 2-3
2. Виноградов, Г.П.Новые оздоровительно-рекреационные технологии с использованием отягощений / Г.П.Виноградов //Актуальные проблемы человекознания в сфере образовательной деятельности / БПА. – СПб.: 2000. – С. 21-22.
3. Кан Н.Б., Эффективность упражнений по методу пилатес на коррекцию телосложения в группе здоровья у женщин в возрасте 35-40 лет // http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-uprazhneniy-po-metodu-pilates-na-korrektsiyu-teloslozheniya-v-gruppe-zdorovya-u-zhenschin-v-vozraste-35-40-let
4. Кукоба Т.Б. Дифференцированный подход в оздоровительной тренировке с женщинами 20–35 лет на основе использования упражнений изотонического характера с учетом соматотипа // http://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannyy-podhod-v-ozdorovitelnoy-trenirovke-s-zhenschinami-20-35-let-na-osnove-ispolzovaniya-uprazhneniy-izotonicheskogo
5. Макеева В.С., Бойко В.В. Теория и методика физической рекреации. Орел, 2011 – 177 с.
6. Пружинин К.Н., Пружинина М.В. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования. Иркутск: Иркутский филиал «РГУФКСМиТ», 2011. – 120 с.
Сайкина Е.Г., Пономарев Г.Н. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности // http://cyberleninka.ru/article/n/fitnes-tehnologii-ponyatie-razrabotka-i-spetsificheskie-osobennosti
Примерные тестовые задания по всему курсу
1. Выберите наиболее подходящее определение рекреации
А) Деятельность, направленная на расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных, эмоциональных), в ходе которой происходит восстановление его сил
Б) Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.
В) Приятное времяпрепровождение, хобби, увеселение, забава.
Г) Восстановление сил, отдых, проведение людьми своего свободного от работы времени.
2. Перечислите основные отличительные черты понятий:
отдых
развлечение
3. Перечислите основные группы средств физической рекреации студентов.
4. Выберите задачи, решаемые с использованием рекреационной деятельности:
- реабилитация после перенесенных заболеваний;
- повышение уровня работоспособности;
- удовлетворение потребности в общении;
- повышение спортивного мастерства;
- получение удовольствия от выполняемой деятельности;
- удовлетворение потребности в формировании своего тела.
5. Перечислите основные формы рекреационных занятий студенческой молодежи.
6. Охарактеризуйте следующие возрастные группы по ряду признаков.
признаки
школьники
студенты
взрослое население
пожилые люди
Причины, из-за которых возникает необходимость использования рекреации
Основные виды учреждений и формы мероприятий используемых в рекреационных целях (не только физкультурных)
Отличительные особенности и принципы организации и проведения рекреационных мероприятий
7. Заполните таблицу, перечислив основные виды потребителей рекреационных услуг и кратко охарактеризовав их
Характеристики \ виды потребителей рекреационных услуг
кочевой
…
оседлый
…
Возраст
…
…
8. Перечислите основные критерии, по которым можно судить о доступности нагрузки.
9. Перечислите основные характеристики нагрузки и варианты ее дозирования.
10. Перечислите приемы повышения мотивации к занятиям различными видами рекреационной деятельности.
11. Заполните таблицу, отразив основные свойства различных направлений рекреационной деятельности
краткий смысл
основной эффект
контингент
преимущества
недостатки
Воркаут
Аэробика
Калланетика
Стретчинг
Йога
Пилатес
Задания для практической и самостоятельной работы
1. Разработайте кроссворд, используя терминологию и понятия дисциплины «Теория и методика физической рекреации».
2. Предложите диагностический инструментарий для оценки уровня владения различными техническими действиями, уровня физической подготовленности для различной социальной и профессиональной деятельности.
3. Составьте и обоснуйте программу рекреационных мероприятий, направленных на решение определенных (конкретных) задач.
4. Проведите занятие, демонстрирующее использование средств рекреационной направленности для формирования различных личностных качеств занимающихся.
5. Предложите различные приемы обучения технике двигательных действий.
6. Предложите различные варианты рекреационных мероприятий, способствующих направленному формированию личности (воспитанию моральных, нравственных, волевых и др. качеств).
7. На основе данных о состоянии здоровья и индивидуальных потребностях человека, предложите варианты занятий наиболее подходящими видами рекреационной деятельности.
Примерная тематика курсовых работ
1. Оценка рекреационных потребностей представителей различных профессий.
2. Оценка предпочтений различным видам рекреационной деятельности людей разных типов темперамента.
3. Анализ доступности рекреационных потребностей региона.
4. Анализ свободного времени людей различного возраста и социального статуса.
5. Оценка исторического развития рекреационной деятельности региона.
6. Влияние различных видов рекреационной деятельности на различные показатели здоровья человека.
7. Технология рекреационных мероприятий направленных на устранение психических перенапряжений.
8. Оценка функционального состояния людей, занимающихся различными видами рекреационной деятельности.
9. Технология оптимального соотношения рекреационных мероприятий для людей разного возраста и социального статуса.
10. Оценка приоритетности функций рекреационных мероприятий людей разного возраста и социального статуса.
11. Оценка мотивационных потребностей людей при занятиях различными видами рекреационной деятельности.
12. Оценка длительности сохранения эффекта различных рекреационных мероприятий.
13. Влияние теоретической осведомленности о видах и эффектах рекреационной деятельности на активность населения по ее осуществлению.
14. Оценка рекреационных потребностей детей школьного возраста.
15. Оценка основных функций, реализуемых при проведении тренинга «Веревочный курс».
16. Оценка основных трудностей аниматоров, при проведении различных рекреационных мероприятий.
17. Оценка удовлетворенности населения качеством предоставляемых в регионе рекреационных услуг.
18. Оценка осведомленности населения о проводимых в регионе рекреационных услугах и их эффектах на организм человека.
1. Рекреационные потребности отдыхающих.
2. Типы и потребителей рекреационных услуг и их характеристика.
1. Циклы рекреационных занятий.
2. Рекреационная услуга и рекреационные потребности.
1. Понятие физическая рекреация
2. Особенности рекреационных потребностей людей различного возраста (школьники, студенты, взрослые, пожилые).
1. Роль физической рекреации в жизни современного общества.
2. Структура и функции времени.
1. Элементы физической рекреации в историческом прошлом развития общества.
2. Основные виды, формы и средства занятий физической рекреацией взрослого населения.
1. Специфические признаки физической рекреации.
2. Основные виды, формы и средства занятий физической рекреацией школьников.
1. Понятие рекреационный продукт как конечный результат рекреации.
2. Основные виды, формы и средства занятий физической рекреацией студентов.
1. Факторы, влияющие на формирование двигательной активности.
2. Основные виды, формы и средства занятий физической рекреацией пожилых людей.
1. Отличительные особенности понятий отдых и развлечение.
2. Отличительные особенности жизни студентов, положительно или, напротив, отрицательно влияющие на развитие рекреации.
1. Факторы и условия, определяющие выбор и эффективность физической рекреации.
2. Особенности организации физкультурно-рекреационных мероприятий с людьми старшего возраста.
1. Методика дозирования нагрузок при рекреационно-оздоровительных занятиях.
2. Группы рекреационных потребностей.
1. Особенности организации и основные эффекты от занятий различными видами физической рекреации.
2. Особенности организации праздников и спортивно-массовых мероприятий.