Теории возникновения и изменения институтов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Теории возникновения и
изменения институтов
Лекция 4
Вопрос 1
Институты как фактор
поддержания равновесия
Клю чевы е вопросы
Как
и почему изменяются институты?
Почему сохраняются неэффективные
институты?
- Социологический неоинституционализм:
«Новые институты заимствуются из уже
существующего мира шаблонов»
- Неоинституционализм рационального
выбора: «Новые институты создаются
взаимодействием акторов»
Логика возникновения институтов
Если
мы исследуем влияние института на
взаимодействие акторов, они выступают
как независимая переменная
Если мы исследуем взаимодействие
акторов с целью создания или изменения
институтов, они представляют собой
результат данного взаимодействия
Логика возникновения институтов
Чтобы
знать, почему возникли данные
институты, необходимо знать не только
последствия их существования, но и
последствия существования возможных
альтернативных институтов, которые
могли бы возникнуть
Логика возникновения институтов
Взаимодействующие
индивиды выбирают
ту институциональную стратегию, которая
в наибольшей степени снижает
транзакционные издержки
Равновесие при разночтениях
устанавливается с помощью институтов
второго порядка
Институты изменяются при наличии
соответствующего стремления акторов
Теория К. Шепсла
Концепция
структурно-поддерживающего
равновесия: исследования на примере
Конгресса США
- Конгресс не обладает сильной партийной
структурой (парламентарии в большей
степени связаны с территориями, нежели
с партией). Каким образом возможно
принятие решений на основе правила
большинства?
Варианты объ яснения
«Торговля
голосами» (логроллинг)
Бесконечный цикл политических
изменений (на основе «теоремы хаоса»)
- Эмпирические данные показывают, что
между законодателями существует
устойчивое взаимодействие
Объ яснение Шепсла
Законодатели
создают такие «правила
игры», которые резко снижают
неопределённость взаимодействий между
различными группами конгрессменов
Главную роль играют парламентские
комитеты, контролирующие повестку дня и
при необходимости блокирующие
политические изменения
Объ яснение Шепсла
Комитеты
выступают в роли «фильтра»
законопроектов
При их формировании действует «система
старшинства» (стабильность
персонального состава)
! Институты обеспечивают равновесие
политических стратегий парламентариев
! Институт устойчив до тех пор, пока не
сложится коалиция акторов, нацеленных
на его изменение
Проблема существования
неэффективны х институтов
В
реальной жизни можно наблюдать
множество примеров, когда институты, не
будучи эффективными, не удовлетворяя
потребности акторов, продолжают
функционировать
Причины
Акторы
не всегда рациональны и
инструментальны (дискуссия между
сторонниками рационального и
социологического подходов)
Причины
Институты
создают непреднамеренные
эффекты: зачастую последствия их
функционирования оказываются не теми,
которые предполагались создателями
- Примеры: Сенат США, канадская
федерация
Неэффективные институты могут быть
исправлены или вытеснены в результате
конкуренции
Причины
Проблема
«временного горизонта»:
краткосрочные и долгосрочные цели
входят в противоречие (необходимость
переизбраться в парламент –
необходимость голосовать за
непопулярный закон)
- Ограничения связаны с переменчивостью
политических позиций, взаимодействием
между разными поколениями политиков
(возникает «тень будущего»
Причины
Существование
механизмов,
затрудняющих изменения: акторы не
всегда могут произвести назревшие
реформы
- Эффект «клейкости» (иерархия
институтов), «возрастающая отдача»
(поддержка устоявшихся институтов),
«тропа зависимости» (изменения требуют
значительных затрат)
«Преры вистое равновесие»
Изменение
институтов наиболее вероятно
в условиях, когда к нему вынуждают
обстоятельства (кризис, военное
поражение и т.д.)
- Изменение происходит дискретно, в
определённых точках. Институты можно
считать результатом рационального
выбора не во всех случаях
Концепция Д. Норта
Формальные
институты возникают на
основе рационального выбора,
неформальные – спонтанно
Неформальные решения проблем,
ставшие удачными в прошлом,
переносятся в настоящее с помощью
механизмов культуры
Изменения неформальных институтов
происходят постепенно, вследствие
нарушений равновесия
Вопрос 2
Дистрибутивная теория
возникновения и
изменения институтов
Сущность теории
Отдельные
институты могут давать
неодинаковые преимущества различным
акторам («дистрибутивный эффект»), т.о.
равновесие нарушается
Ведущий исследователь – Д. Найт
Сущность институтов
Они
-
-
имеют двойственный характер:
Создают коллективную пользу (наличие
институтов более выгодно каждому
актору, чем их отсутствие)
По разному распределяют выгоды
(пример избирательной системы)
Мотивация создания институтов
Изначальной
мотивацией при создании
институтов не может выступать
достижение коллективных целей.
Рациональные акторы стремятся
закрепить такие социальные последствия,
которые выгодны им самим (пример
«торговой игры»)
Соотношение власти и институтов
Обладать
властью над кем-либо – значит
влиять на альтернативы, доступные этой
личности или группе. А имеет власть над
В, если может добиться от того одобрения
институционального правила,
дистрибутивно выгодного А
! Институты возникают в ходе борьбы за
власть. Однако возможности инициаторов
тоже ограничиваются
Возникновение институтов
А
1
В
2
1
3
4 2
2
2
0 4
3
Возникновение институтов
Акторы,
обладающие большими
ресурсами, навязывают более выгодные
для них правила игры
Следующий шаг – генерализация этих
институтов как правил, признаваемых
обществом как целым
Неформальны е институты
Они
оказываются непреднамеренным
последствием возникновения отношений
господства – подчинения
Они не требуют внешнего принуждения
(«самопринудительны»), поскольку даже
для объектов власти выгоднее
подчиняться навязанными институтам,
чем жить в мире без институтов
Институциональны е изменения
1.
2.
Две причины изменения формальных
институтов:
Изменяется соотношение сил между
акторами
Изменяется дистрибутивный эффект
институтов
Условия изменений
- изменения внешних обстоятельств
(технологические, демографические,
социально-экономические и др.)
- непредвиденные акторами последствия
! Для изменения институтов необходимо
осознание акторами происходящих
процессов, изменение предпочтений
Необходимость перехода к
формальны м институтам
Они
необходимы для больших общностей,
чтобы избежать путаницы в трактовке
неформальных правил
Они необходимы более слабым акторам,
которые не могут поддержать свои
позиции силой
Логика неформальной
институционализации – установить
ограничения на действия других, не
принимая на себя формальных
обязательств
Факторы , препятствую щие
формализации
Издержки
введения формальных
институтов (расходы на поддержание
«третьей стороны»)
Трудности в изменении ожиданий
участников (противоречия между
формальными и неформальными
правилами)
Появление новых акторов со своими
интересами
Литература к теме
Норт
Д. Институты, институциональные
изменения и функционирование
экономики. М., 1997.
Ротстайн Б. Политические институты:
общие проблемы // Политическая наука:
новые направления. М.. 1999.