Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И
ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
inpsycho.ru
Автор-составитель:
Донцова Маргарита Валерьевна
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
ТЕМА 1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.
Оглавление
Александр Федорович Лазурский (1874 г. – 1917 г.) ......................................... 1
Вольф Соломонович Мерлин (1892-1982) .......................................................... 4
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) ....................................................... 4
Лев Семенович Выготский (1896-1934) .............................................................. 5
Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) ........................................................... 8
Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973) .................................................... 9
Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 - 1950) .................................................... 12
Эрнст Кречмер (1888-1964) ............................................................................... 14
Уильям Шелдон (1917-2007) ............................................................................. 15
Физиологическая теория темперамента. Иван Петрович Павлов (1849-1936)
............................................................................................................................. 17
Александр Федорович Лазурский (1874 г. – 1917 г.)
Личность - это единство двух психологических механизмов. С одной
стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики, а с
другой стороны, это экзопсихика – внешние проявления человека, среда.
Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как
внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию,
эмоциональность,
импульсивность,
т.е.
в
темпераменте,
умственной
одаренности, наконец, характере.
По
мысли
А.Ф. Лазурского основная
задача
личности
–
это
приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в
самом
широком
смысле
(природа,
вещи,
люди,
человеческие
взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и
т.п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей
inpsycho.ru
1
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях
– низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс
психического развития человека.
По А.Ф. Лазурскому эндочерты в основном являются врожденными. Тем
не менее, он не считает их абсолютно врожденными. По его мнению,
эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.
Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика,
содержание которой определяется отношением личности к внешним
объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе
внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой
и влияют друг на друга.
Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды
на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не
считаясь
с
его
эндоособенностями.
Отсюда
противоречие
между
возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками.
Поэтому личность неспособна дать даже то немногое, что могла бы при более
самостоятельном и независимом поведении.
Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться
к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные,
обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают
занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. Их можно назвать
приспособившимися.
На высшем уровне психического развития процесс приспособления
осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной
жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание
переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и
потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с
процессом творчества.
inpsycho.ru
2
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
Итак,
низший
уровень
приспособленных,
средний
дает
–
людей
недостаточно
приспособившихся,
а
или
плохо
высший
–
приспособляющихся.
На низшем уровне психического развития деление производилось на
основе
выделения
преобладающих
психофизиологических
функций
(типология внутри эндопсихического комплекса): рассудочные, аффективные
– «подвижные», «чувственные», «мечтатели» и активные – энергичные,
покорно-деятельные и упрямые.
На
среднем
уровне
психического
развития,
деление
шло
по
психосоциальным комплексам, соответствующим эндо– и экзопсихики. Кроме
того, все чистые типы среднего уровня А.Ф. Лазурский разбил на две большие
группы, в зависимости от преобладания в них отвлеченно-идеалистических
или практически-реалистических тенденций: непрактичные, теоретикиреалисты – ученые, художники, религиозные созерцатели и практикиреалисты
–
человеколюбцы
(альтруисты),
общественники,
властные,
хозяйственники.
На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству,
сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика
достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную
подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по
важнейшим
общечеловеческим
идеалам
и
их
характерологическим
разновидностям. Важнейшими среди них, по мнению А.Ф. Лазурского
являются:
альтруизм,
знание,
красота,
религия,
общество,
внешняя
деятельность, система, власть.
inpsycho.ru
3
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
Вольф Соломонович Мерлин (1892-1982)
Личность – это интегральная индивидуальность, т.е. взаимосвязь ряда
свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным
различным закономерностям.
Динамическая структура личности В.С. Мерлина, состоит из следующих
систем:
I. Система индивидуальных свойств организма, которую образуют
подсистемы:
• биохимические,
• общесоматические,
• свойства нервной системы (нейродинамические).
II. Система индивидуальных психических свойств с подсистемами:
• психодинамических свойств (свойств темперамента),
• психических свойств личности.
III. Система социально-психологических индивидуальных свойств с
подсистемами:
• социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе,
• социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях.
Процесс развития личности выражается в увеличении связей между
свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности
и увеличении тенденции многозначности этих связей.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)
Личность – целостное, произведенное в результате множества
предметных деятельностей. Это социальная основа человека.
Личностью не рождаются, личностью становятся (личность есть
новообразование). Личность – это очень сложное образование, которое тоже
представляет собою известное единство субъекта, выражает это единство
inpsycho.ru
4
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
субъекта, является изменчивой, но вместе с тем и обладает удивительными
чертами.
Структура личности – это устойчивая конфигурация мотивационных
линий.
Параметры личности:
- широта связей человека с миром (посредством его деятельности)
- степень иерархизированности этих связей (мотивы-цели)
- общая структура этих связей (мотивов-целей).
Развитие личности - процесс взаимодействия множества деятельностей,
которые выступают между собой в иерархические отношения. Эти иерархии
деятельностей порождаются их собственным развитием (образуют ядро
личности).
Лев Семенович Выготский (1896-1934)
Личность – это социальное понятие, оно охватывает надприродное,
историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате
культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое.
В
своей
типологии
Л.С.
Выготский
предлагает
рассматривать
социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития
личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две
переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания,
вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По
теории Выготского, развитие мышления и других психических функций
происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование
ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаковсимволов, таких как - язык, письмо, система счета.
Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций
происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные
inpsycho.ru
5
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют
вполне внешне, интерпсихически. Только по мере отработки процесса
деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется,
вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится
интрапсихической.
Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" – это то
пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но
может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам
Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает
развитие.
Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем
привнесено культурой. Личность "не врожденна, но возникает в результате
культурного развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет
отношение примитивных и высших реакций".
Другой аспект теории Л.С. Выготского - представление о развитии не как
о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где
периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами
кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап
слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа
жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского,
неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время
кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения
родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.
Учение о высших психических функциях:
1. Человек рождается с низшими психическими функциями.
2. В процессе овладения культурой появляется способность формировать
высшие психические функции, произвольная (волевая) память, внимание.
Учение о зоне ближайшего развития:
inpsycho.ru
6
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
У человека есть то, что он может делать сам хорошо, а есть то, что он
может делать с помощью кого-либо - эта область и есть зона ближайшего
развития.
Проблема сознания:
Сначала значимый другой, потом - человек сам начинает управлять
собой. Сознание - это диалог, перенесенный во внутрь.
Идея:
Суть концепции в стремлении объединения учения о природе и учения о
культуре.
Различал психические функции на высшие и низшие:
Высшие присущи только человеку, которому свойственно произвольное
внимание, произвольная память, логическое мышление.
Низшие – сенсорная, мнемическая, моторная.
Высшие психические функции развиваются в процессе опосредованного
общением освоения индивидом ценностей культуры.
На
этих
основаниях
Л.С.
Выготский
выстроил
следующую
возрастную периодизацию:
Кризис новорожденности;
Возраст новорожденности: 0 - 2 месяца;
Младенческий возраст: 2 месяца — 1 год;
Кризис одного года;
Раннее детство: 1 год — 3 года;
Кризис 3-х лет;
Дошкольный возраст: 3 года — 7 лет;
Кризис 7-ми лет;
Школьный возраст: 7 лет — 12 лет;
Кризис 13-ти лет;
Пубертатный возраст: 13 лет- 18 лет;
Кризис 17-ти лет.
inpsycho.ru
7
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
Борис Герасимович Ананьев (1907-1972)
Личность – субъект общественного поведения и коммуникаций. Это
интегральная индивидуальность. Человек как личность представляет собой
совокупность общественных отношений: экономических, политических,
правовых.
Структура личности:
Единство биологического и социального в человеке обеспечивается
посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность,
субъект деятельности и индивидуальность.
Индивид – возраст, пол, нейродинамические свойства, темперамент,
сенсорная организация личности. Человек как индивид представляет собой
совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие
которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится
биологическая зрелость человека.
Личность – роли, статус, особенности характера. Каждый человек как
личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит
социализация индивида и формируется его социальная зрелость.
Субъект деятельности – переход от одного вида деятельности к другому.
Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической
жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта
деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности,
которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу
предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как
субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности
составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект
познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что
позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом
inpsycho.ru
8
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
осуществления различных видов деятельности человека как субъекта
становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта
деятельности изучают– психология познания, творчества, труда, общая и
генетическая психологии.
Индивидуальность
–
ядро,
глубина
человеческой
личности.
Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех
трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и
субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам
и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и
неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь
объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой
точки зрения индивидуальность – это функциональная характеристика
человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации –
индивида,
личности,
субъекта
деятельности.
Именно
на
уровне
индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку
индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека
как индивида, личности и субъекта деятельности.
Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973)
«Структурная характеристика личности освещает нам человека со
стороны его целостности или расщепленности, последовательности или
противоречивости,
устойчивости
или
изменчивости,
глубины
или
поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных
психических функций». Это принципиальное положение, по-видимому, и
определило специфику его взглядов на структуру личности, где нет отдельных
составляющих, но есть психологическая данность – отношение, замыкающая
на себя все другие психологические характеристики личности. Именно
отношение по мысли В.Н. Мясищева является интегратором этих свойств, что
inpsycho.ru
9
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность
поведения личности.
Второе положение – это развитие и углубление традиции, идущей от А.Ф.
Лазурского. Развивая его идеи об отношении личности В.Н. Мясищев строит
свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие
отношение.
Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная,
избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами
действительности.
По
мысли
В.
Н.
Мясищева
отношение
–
это
системообразующий элемент личности, которая предстает как система
отношений. При этом важным моментом является представление о личности
как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от
связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до
связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности
формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность
связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности.
Структура
отношения.
«эмоциональную»,
В.Н.
«оценочную»
Мясищев
выделяет
(когнитивную,
в
отношении
познавательную)
и
«конативную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения
определяется
характером
жизненного
взаимодействия
личности
с
окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена
веществ до идейного общения.
Эмоциональный
компонент
способствует
формированию
эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.
Познавательный (оценочный) способствует восприятию и оценке
(осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя.
Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению
выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым
(ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе.
inpsycho.ru
10
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
Виды отношений. Прежде всего они разделяются на положительные и
отрицательные как с точки зрения эмоциональной, так и рациональной оценок.
Поведенческая
сторона
отношения
выражается
посредством
потребностей, поскольку сама потребность указывая на свой предмет, тем
самым дает и косвенное указание на способ достижения этого предмета.
Эмоциональная
сторона
отношения
выражается
посредством
привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувств –
неприязни, вражды, антипатии.
Познавательная или оценочная сторона проявляется в принятых
личностью моральных ценностях, выработанных убеждениях, вкусах,
склонностях, идеалах.
О развитии отношений. Если личность – это система ее отношений, то
процесс развития личности обусловливается ходом развития ее отношений.
В.Н. Мясищев указывает, что первоначальный период возрастающей
избирательности поведения человека характеризуется предотношением, в
котором отсутствует элемент сознательности. Нечто, что человек не осознает,
побуждает его к деятельности (неосознаваемая мотивация поведения).
В дальнейшем у 2-3-х летнего ребенка развивается выраженная
избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.
В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают
внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном
управлении своим поведением.
В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения,
идеалы.
Отношение и установка. Необходимость сопоставления между собой
этих психологических понятий обусловлена тем, что каждая из них
претендовала на роль всеобъемлющей психологической категории.
И отношения, и установки В.Н. Мясищев рассматривает в качестве
интегральных психических образований, которые возникают в процессе
inpsycho.ru
11
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
индивидуального опыта. Установка бессознательна и потому она безлична, а
отношение сознательно, «хотя, как подчеркивает В.Н. Мясищев, мотивы или
источники его могут не осознаваться». Другое отличие отношения от
установки заключается в том, отношение характеризуется избирательностью,
а установка готовностью.
Таким образом, отношения и установки – это отличные друг от друга
психические образования. Поскольку понятие отношения несводимо к другим
психологическим категориям (установке, потребностям, мотивам, интересам
и т. д.) и не разложимо на другие, оно представляет самостоятельный класс
психологический понятий.
Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 - 1950)
Установка – основной регулятивный механизм поведения человека,
определяющий его направленность и избирательную активность
Однако сущность личность не сводится к функционированию установки,
а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание
и способность к объективации. Характерная особенность личность –
осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель
которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей
жизни
Высшие потребности – интеллект, моральные и эстетические –
соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем
времени, хотя и является определенной формой антиципации
Поведение личности может протекать на двух уровнях:
импульсивное – направленность поведения определяется установкой,
возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в
которой они актуализируются
inpsycho.ru
12
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
регулируемое сознанием – человек не подчиняется импульсу, а находит
такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это
происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек
противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность
такой, какая она есть, и объективировать свое поведение
Три типа личностей в зависимости от способности человека к
объективации:
динамический
–
личность,
имеющая
развитую
способность
к
объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении
объективированных целей
статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая
состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе
целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий
вариабельный
–
личность,
обладающая
достаточной
легкостью
объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее
реализации
Одна из важнейших характеристик личности – ответственность,
благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей,
выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении
деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни
установке личности
Две ступени периода подготовки цели:
выбор – интеллектуальный акт, осуществляемый на основе личностной
ценности поведения для данного субъекта
мотивация – волютивный процесс
Волевое поведение – это способность личности подчинить свою
активность
не
только
личностном
ценностям,
но
и
объективной
необходимости
inpsycho.ru
13
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
Конституциональная типология личности
Эрнст Кречмер (1888-1964)
Конституционная типология личности основывается на выделении
четырех
основных
особенности
типов
конституции
телосложения
человека
телосложения
(врожденные
предопределяются
динамикой
внутриутробного развития младенца из трех зародышевых слоев: внутренний,
средний, внешний).
Первый тип телосложения – астеник (преимущественно шло развитие
внешнего зародышевого слоя) – человек хрупкого телосложения, с плоской
грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями,
вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.
Второй тип телосложения – пикник (преимущественно внутренний
зародышевый слой) – человек малого или среднего роста, с выраженной
жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой
головой на короткой шее.
Третий тип телосложения – атлетик – средний зародышевый слой
обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры,
пропорционального крепкого телосложения, широкого плечевого пояса.
Четвертый тип телосложения – дипластик – человек с неправильным
телосложением.
Астеническое телосложение имеет шизотимик, он замкнут, склонен к
размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению,
чувствителен,
раним.
Среди
шизотимиков
Э.
Кречмер
выделил
разновидности: "тонко чувствующие люди", идеалисты-мечтатели, холодные
властные натуры и эгоисты, сухари и безвольные. Их можно подразделить на
следующие группы: 1) чистые идеалисты и моралисты, 2) деспоты и фанатики,
3) люди холодного расчета.
inpsycho.ru
14
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются
между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен,
реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Э. Кречмер выделяет
разновидности: веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные
тихони,
беспечные
любители
жизни,
активные
практики.
Среди
циклотимиков, можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1)
храбрые борцы, народные герои, 2) живые организаторы крупного масштаба,
3) примиряющие политики.
Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух
видов:
энергичный,
резкий,
уверенный
в
себе,
агрессивный
либо
маловпечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой
гибкостью мышления.
Кречмер соотносит тип телосложения с психическими заболеваниями,
причем предполагает, что между нормальным человеком и психическим
заболеванием нет резкой грани: биотипы индивидуальности нормального
человека (циклотимик, шизотимик) могут перерасти в аномалии характера
(циклоид, шизоид), а затем и в психическое заболевание (маниакальнодепрессивный психоз, шизофрения).
Уильям Шелдон (1917-2007)
Названия типам темперамента У. Шелдон дал согласно преобладающим
в организме клеточным структурам, по аналогии с гуморальной теорией.
Данный подход также доказал свою научную самостоятельность.
Первый тип телосложения – эндоморф (висцеротония – шарообразные
формы, вялые руки, жир на плечах и бедрах, но поджарые лодыжки) –
дружелюбие, любовь к комфорту, приветливость, расслабленность, тяга к
людям в тяжелую минуту, мягкость при опьянении;
inpsycho.ru
15
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
Второй тип телосложения – мезаморф (соматотомия – развитая
мускулатурная система, широкие плечи и грудная клетка) – уверенность,
любовь к приключениям, скрытность в чувствах, агрессивность в опьянении;
Третий тип телосложения – эктоморф (церебротония – слабое развитие,
долговязость, узкая грудная клетка, живот, тонкие руки и ноги) – скованность
в осанке, необщительность, скрытность, устойчивость к действию алкоголя,
тяга к одиночеству в тяжелую минуту.
С точки зрения У. Шелдона, тип телосложения (конституции)
определяется относительной степенью развития организменных структур,
вырастающих из трех зародышевых листков. Параметры, соответствующие
этим структурам, определяются как эндоморфизм (крупные внутренние
органы
и
слаборазвитые
(преобладание
соматических
соматические
структур),
структуры),
мезоморфизм
эктоморфизм
(худощавость,
преобладание линейных размеров, плоская грудная клетка, хрупкое
телосложение). Соматотип по методике У. Шелдона определяется 17
измерениями, приводимыми к формуле из 3 цифр (принимающих значения от
1 до 7), указывающих степень выраженности каждого из введенных
параметров. Наряду с этим У. Шелдон выделил три компонента в структуре
темперамента: висцеротония, соматотония, церебротония и показал, что
принадлежность
человека
определенному
соматотипу
и
степень
выраженности у него определенного компонента темперамента, коррелируют
между собой. Каждый из признаков, входящих в описание типа темперамента,
имеет соответственно числу типов по три градации.
Дальнейшие
исследования
в
области
дифференциальной
психофизиологии школы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показали, что
структура свойств нервной системы сложнее, а число комбинаций намного
больше. Были выявлены основные компоненты темперамента - общая
психическая активность и эмоциональность, определены признаки свойств
темперамента. Важное значение имеет безоценочный подход к типам
inpsycho.ru
16
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
темперамента как к формальной стороне психики. В школе В.С. Мерлина
исследовались соотношения ряда психических свойств (пластичность,
сенситивность и т.п.) с общим типом высшей нервной деятельности.
Представители различных научных школ выделяют в качестве свойств
темперамента
разные
параметры:
экстравертированность-
интровертированность (Г. Айзенк), реактивность (Я. Стреляу), ригидность
(В.С. Мерлин), предметный и коммуникативный аспекты (В.М. Русалов) и на
основе этого разрабатывают методы определения типов темперамента.
Физиологическая теория темперамента. Иван Петрович Павлов (18491936)
И.П. Павлов выделил основные функциональные свойства нервных
процессов, которые в четких своих сочетаниях образуют тот или иной общий
тип нервной системы, которому соответствует определенный темперамент.
Подчеркнем, что, помимо основных, существует еще ряд значимых свойств
нервной системы. Итак, конечно же, сила, уравновешенность и подвижность
нервных процессов не являются единственными свойствами нервной системы.
Это только главные характеристики процессов прохождения нервных
импульсов. Кроме них, есть еще важные, основополагающие функциональные
свойства нервной системы. К ним относятся такие свойства нервной системы
как темп нервных процессов, ритм нервных процессов, индивидуально
обусловленная всеми вышеуказанными свойствами амплитуда нервных
процессов, и тому подобное. К тому же, как мы уже указывали, имеет
огромное значение степень выраженности всех свойств темперамента. И все
же, подход И.П. Павлова представляется нам наиболее правомочным, так как
он выделил самую суть процессов нервного реагирования, которые и
составляют темперамент.
Сила
нервных
процессов
характеризует
работоспособность,
выносливость нервной системы и означает собою ее возможность, ее
inpsycho.ru
17
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
способность успешно переносить либо долгое, продолжительное либо
кратковременное, но очень сильное возбуждение и/или торможение.
Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения
и
торможения.
У
некоторых
людей
эти
два
процесса
взаимно
уравновешиваются, а у других равновесие не наблюдается: преобладает
процесс возбуждения или торможения.
Подвижность нервных процессов – это 1) способность их быстро
сменять друг друга, 2) скорость движения нервных процессов, т.е. скорость
иррадиации и концентрации нервных процессов, 3) быстрота появления
нервного процесса в ответ на раздражение, 4) быстрота образования новых
условных связей в ЦНС и т.п.
Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в
основу определений типов высшей нервной деятельности. В зависимости от
сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов
возбуждения и торможения, различают четыре основных типа высшей
нервной деятельности.
И.П. Павлов соотнес выделенные им типы нервных систем с
психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство.
Таким образом, темперамент являет собою проявление нервной системы в
поведении и в деятельности человека.
Итак, И.П. Павлов создал свою теорию темперамента, построенную на
исследованных им сочетаниях силы, уравновешенности и подвижности
нервных процессов.
Виды и проявления темперамента человека
Сила
Сильный
Уравновешенность
Уравновешенный
Подвижность
Подвижный
Тип нервной
Вид
системы
темперамента
Сильный или
Сангвиник
живой
Сильный
inpsycho.ru
Неуравновешенный
Подвижный
Безудержный
Холерик
18
Конспект лекций по курсу «Теории личности в отечественной и
зарубежной психологии»
Слабый
Неуравновешенный
Малоподвижный
Слабый
Меланхолик
Сильный
Уравновешенный
Малоподвижный
Спокойный
Флегматик
или инертный
1. «Живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной
системы соответствует темпераменту сангвиника);
2. «Безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип
нервной системы – соответствует темпераменту холерика);
3. «Слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной
системы обусловливает темперамент меланхолика);
4. «Спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной
системы соответствует темпераменту флегматика).
И. П. Павлов считал, что с учетом возможных вариаций значений этих
параметров теоретически может быть выделено до 24 типов нервной системы.
inpsycho.ru
19