Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретико-методологические основы пенитенциарной педагогики

  • 👀 714 просмотров
  • 📌 679 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Теоретико-методологические основы пенитенциарной педагогики
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретико-методологические основы пенитенциарной педагогики» docx
Раздел 1. «Теоретико-методологические основы пенитенциарной педагогики». Тема «Пенитенциарная педагогика: понятие, категории, задачи, Связь с другими науками». История возникновения и развития науки о воспитании. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки. Предмет и основные категории пенитенциарной педагогики. Задачи и проблемы пенитенциарной педагогики. Место пенитенциарной педагогики в системе наук. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО СОЕДРЖАНИЮ МАТЕРИАЛА ЛЕКЦИИ 1. Демокрит (460–370 до н. э.) писал: «Природа и воспитание подобны. А именно – воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу... Хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы». Докажите или опровергните мысль Демокрита. 2. Какие науки изучали жизнь и развитие человека, в чем специфика их предметов по сравнению с педагогикой? 3. Дайте характеристику принципа природосообразности; раскройте суть классно-урочной системы. 4. Какого взгляда на воспитание придерживаетесь вы? Обоснуйте свою точку зрения. История возникновения и развития науки о воспитании Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие. Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни. В наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 до н. э.) писал: «Природа и воспитание подобны. А именно – воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу... Хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 до н.э.), Платон (427–347 до н.э.), Аристотель (384–322 до н.э.). В их трудах глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Своеобразным итогом развития греко-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Фабия Квинтилиана (35–96 н.э). В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Образование в это время утратило прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти 12 веков. И хотя среди деятелей церкви были просвещенные философы – Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), Аквинат (1225–1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория особого развития не получила. Эпоха Возрождения дала целый ряд педагогов-гуманистов – это Эразм Роттердамский (1466–1536), Витторино де Фельтрэ (1378–1446), Франсуа Рабле (1494–1553), Мишель Монтень (1533–1592). Педагогика долгое время была частью философии и только в XVII в. выделилась в самостоятельную науку. И сегодня педагогика тысячами нитей связана с философией. Обе эти науки занимаются человеком, изучают его жизнь и развитие. Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд «Великая дидактика» (1654) – одна из первых научно-педагогических книг. Многие высказанные в ней идеи не утратили свою актуальность и научное значение и сегодня. Предложенные Я.А.Коменским принципы, методы, формы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории. Английский философ и педагог Джон Локк (1632–1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В основном труде «Мысли о воспитании» он изложил свои взгляды на воспитание джентльмена – человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений. В историю педагогики вошли имена таких известных просветителей Запада, как Дени Дидро (1713–1784), Жан Жак Руссо (1712–1778), Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841), Адольф Дистервег (1790–1841). Активно разрабатывались идеи воспитания и в русской педагогике, они связаны с именами В.Г. Белинского (1811–1848), А.И. Герцена (1812–1870), Н.Г. Чернышевского (1828–1889), Л.Н. Толстого (1828–1910). Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Он совершил переворот в теории и педагогической практике. В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», – писал он. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил – физических, умственных и нравственных. По Ушинскому, руководящая роль принадлежит школе, учителю: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания». К.Д. Ушинский пересмотрел всю педагогику и требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений. Он считал, что «одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине». В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США: сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность быстро и успешно достичь запроектированных целей. Виднейшими представителями американской педагогики являются Джон Дьюи (1859–1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874–1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием действенных воспитательных технологий. В России хорошо известно имя американского педагога и врача Бенджамена Спока (1903–1998). Задав публике, на первый взгляд, второстепенный вопрос: что должно превалировать в воспитании детей – строгость или доброта, он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. Ответ на этот простой вопрос пока неочевиден. В начале XX в. в мировой педагогике начали активно распространяться идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. Для их разработки и популяризации многое сделала итальянская учительница Мария Монтессори (1870–1952). В книге «Метод научной педагогики» она утверждала, что нужно максимально использовать возможности детского возраста. Главной формой начального школьного обучения должны быть самостоятельные учебные занятия. Монтессори составила дидактические материалы для индивидуального изучения младшими школьниками грамматики родного языка, геометрии, арифметики, биологии и других предметов. Эти материалы построены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Сегодня в России есть много сторонников и последователей системы Монтессори. Успешно работают комплексы «детский сад – школа», где идеи свободного воспитания детей внедряются в жизнь. Приверженцем идей свободного воспитания в России был Константин Николаевич Вентцель (1857–1947). Он создал одну из первых в мире деклараций прав ребенка (1917). В 1906–1909 гг. в Москве успешно действовал созданный им «Дом свободного ребенка». В этом оригинальном учебном заведении главным действующим лицом был ребенок. Воспитатели и учителя должны были приспосабливаться к его интересам, помогать в развитии природных способностей и дарований. Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики приняли С.Т. Шацкий (1878–1934), П.П. Блонский (1884–1941), А.П. Пинкевич (1884–1939). Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Надежды Константиновны Крупской (1869–1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. Антон Семенович Макаренко (1888–1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы на этапе коренной перестройки общества. В 1940-1960-е гг. на ниве народного образования активно трудился Михаил Алексеевич Данилов (1899–1973). Он создал концепцию начальной школы («Задачи и особенности начального образования», 1943), написал книгу «Роль начальной школы в умственном и моральном развитии человека» (1947), составил многие руководства для учителей. На них и сегодня опираются российские педагоги. В конце 1980-х гг. в России началось движение за обновление и перестройку школы. Это выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, С.Л. Соловейчик, В.Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Н.Н. Палтышев, В.А. Караковский и др.). Однако педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении; 2) воспитывать детей нужно добротой и лаской. Если бы жизнь категорически отвергала один из подходов, то он уже давно прекратил бы свое существование. Но в этом-то и вся сложность: в одних случаях большую пользу обществу приносят люди, воспитанные в жестких правилах, с суровыми взглядами на жизнь, с упрямыми характерами и неуступчивыми взглядами, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже давно живут спокойной, благополучной жизнью, преобладают гуманистические тенденции воспитания. В обществах, ведущих постоянную борьбу, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. Вот почему вопрос, как воспитывать детей, – прерогатива не столько науки, сколько самой жизни. Авторитарное (основанное на слепом подчинении власти) воспитание имеет достаточно убедительное научное обоснование. Так, И.Ф. Гербарт, выдвинув положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», требовал от воспитания строгости. Приемами воспитания он считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения. Для детей, нарушающих порядок, он рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В значительной степени под влиянием Гербарта сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запрещений и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, имена провинившихся записывали в штрафной журнал. Россия была в числе стран, во многом следовавших заповедям авторитарного воспитания. Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания его естественное развитие. В наши дни эта теория вылилась в мощное течение гуманистической педагогики и приобрела многочисленных сторонников во всем мире. Среди российских педагогов, активно выступавших за гуманизацию воспитания, – Л.Н. Толстой, К.М. Вентцель, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Благодаря их стараниям российская педагогика сделала значительные уступки в пользу детей. Но гуманистические преобразования пока не завершены, российская школа продолжает их умножать. Гуманистическая педагогика – это система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса, развивающихся по своим возможностям. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способностей к свободе. Гуманистическая педагогика ориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и организации определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманизировать этот процесс – означает создать такие условия, в которых ученик не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику, обеспечение атмосферы комфорта и «психологической безопасности». Гуманистическая педагогика требует: 1) человеческого отношения к воспитаннику; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права ребенка быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.). Во всем мире известны творцы гуманистических педагогических систем – М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе. Созданные ими направления теперь нередко именуются педагогиками. Таким образом, педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа. I. Эмпирический этап развития педагогики. Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений. На Западе издавна существовали школы афинского и спартанского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, городские, соборные и городские школы, системы иезуитского и христианско-католического обучения. На Востоке китайские ученые реализовывали в школьном обучении изучение четырех дисциплин: морали, языка, политики и литературы; впервые выдвинули концепцию идеального человека — не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Арабские же и иранские мыслители всегда стремились повысить всеобщую ценность образования, подчеркивали важность систематического и постоянного учения, необходимость всестороннего физического и духовного развития людей, формирования у них таких качеств, как уважительное отношение к старшим, справедливость, вежливость, смелость. II. Этап формирования педагогики как науки. В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы — например, Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), теолог Фома Аквинский (1225-1274) и др.,создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей. Научная педагогика зародилась в начале XVII в. Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1592-1670). Впоследствии основное внимание уделялось разработке теорий элементарного и воспитывающего обучения (И. Гербарт), реализации дидактики развивающего обучения (Ф. Дистерверг), экспериментальной педагогики и педоцентризма (Д. Дьюи). В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с созданным специально Министерством народного просвещения. В основу ее деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского, который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания. III. Этап развития педагогики в XX в. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев. Основные исторические этапы развития педагогической науки в таблице 1.   Таблица 1- Основные исторические этапы развития педагогической науки   Этап Характеристика I. Эмпирический этап Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений II. Этап формирования педагогики как науки В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен III. Этап развития педагогики в XX в. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля          Раньше педагогическая наука решала преимущественно задачи воспитания, повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности. Ее главными отраслями были: детская педагогика (преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов); педагогика профессионального образования, семейного воспитания, педагогика высшей школы, военная педагогика, дефектология, история педагогики. В настоящее время в современной России педагогика нацелена на обслуживание процесса обучения в многочисленных учебных заведениях страны, профессиональное совершенствование деятельности специалистов различного профиля, подготовку кадров работников социальной сферы. Объект, предмет, задачи, функции педагогической науки Объект (от лат. оbjecio – противопоставляю) – это то, что противопоставляется субъекту, на что направлена его познавательная или иная деятельность. Объектом педагогики является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет – это то, что изменяется в деятельности. Данная категория обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе познания мира. Главное отличие предмета от объекта состоит в выделении свойств и признаков. Педагоги-исследователи по-разному подходят к определению предмета педагогики. Например, П.И. Пидкасистый считает предметом педагогики воспитательную деятельность, осуществляемую в учебно-воспитательных учреждениях; И.Ф. Харламов – воспитание человека как особую функцию общества; Б.Т. Лихачев – объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, а также реальную общественную воспитательскую практику формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса. Согласно В.А. Андрееву, предметом педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. По Б.С. Гершунскому, это не только деятельность, связанная с непосредственной работой педагога-практика с учащимися, но и деятельность научно-исследовательского и управленческого характера. В.В. Краевский считает предметом педагогической науки систему отношений, возникающих в педагогической деятельности. Источниками развития педагогики являются: 1) многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; 2) философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; 3) текущая мировая и отечественная практика воспитания; 4) данные специально организованных педагогических исследований; 5) опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях. Задачи педагогики. Выделяют научные и практические задачи педагогики. Задачи науки – вести исследования, увеличивая запас открытий, разработок, конструирования моделей образовательно-воспитательных решений, задачи практики – осуществлять воспитание, образование школьников. Все задачи, решаемые педагогической наукой, делятся на два класса: постоянные и временные. Постоянные задачи педагогики не могут быть решены до степени исчерпаемости. Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки, они отражают необозримое богатство педагогической действительности. К постоянным задачам относятся: вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее; внедрение результатов исследования в практику. Примерами временных задач могут быть: создание библиотек электронных учебников; разработка стандартов педагогического профессионализма; выявление типичных стрессоров в работе учителей; создание дидактических основ обучения школьников с ослабленным здоровьем; разработка новых технологий подготовки будущих учителей; выявление условий, оказывающих влияние на выбор школьниками профессии и т. д. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Педагогика реализует в органичном единстве функции на теоретическом и технологическом уровнях. Теоретический уровень подразумевает реализацию следующих функций: объяснительной, состоящей в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему протекают процессы воспитания, образования и развития, изучает передовой и новаторский педагогический опыт; диагностической, которая заключается в выявлении состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установлении условий и причин, их обеспечивающих; прогностической, предполагающей обоснованное предвидение развития педагогической действительности, включающей в себя и теорию, и практику. Она связана с проведением экспериментальных исследований педагогической действительности и построением на их основе моделей ее преобразования, а также с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику. Технологический уровень предполагает реализацию таких функций педагогики, как: – проективная, связанная с разработкой методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В.В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер; – преобразовательная, направленная на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции, на совершенствование педагогической практики путем создания эффективных педагогических систем и технологий, позволяющих получать более или менее прогнозируемые результаты воспитания и образования; – рефлексивная и корректировочная, предполагающие оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности; – воспитательно-образовательная, реализуемая через обучение, воспитание и развитие личности человека. Отрасли педагогической науки История педагогики, педагогика высшей школы, коррекционная педагогика, общая педагогика, педагогика труда, профессиональная педагогика, педагогика образования взрослых (андрагогика). Вычленение самостоятельной отрасли знаний исправительной педагогики вызвано в первую очередь особенностью ее объекта и предмета, а также условии исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы лицами с высокой степенью социально-нравственной деформации и педагогической запущенности. Свое название пенитенциарная педагогика получила от латинско­го слова penetio, что значит «править, исправлять». До 1990 г. данная отрасль называлась исправительно-трудовой педагогикой аналогично отрасли права — исправительно-трудового. С изменением названия этой отрасли на уголовно-исполнительное и расширением междуна­родных связей педагогика получила название «пенитенциарная». • Пенитенциарная педагогика занимается теоретическими обоснованиями процесса исправления осуждённых, содержащихся в местах лишения свободы за совершенные преступления, а также разрабатывает практику данного процесса. • Пенитенциарная педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осуждённых к различным видам наказаний. Пенитенциарная (исправительная) педагогика является одним из звеньев в системе педагогических наук и содержит в себе ряд признаков, присущих другим отраслям педагогики: общей, возрастной, специальной, профессиональной, социальной и др. Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания, значимые в том числе и в пенитенциарных учреждениях. Элементы возрастной педагогики в пенитенциарной педагогике обусловлены различными возрастными группами, представленными в местах лишения свободы: от 14 до 18 лет - в воспитательных колониях и от 18 лет и старше - в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов. Элементы специальной педагогики, объектом которой являются люди с отклонениями в физическом и умственном развитии, интегрированы в пенитенциарной педагогике в связи с тем, что в числе осужденных оказывается немало лиц, относящихся к этой категории. Профессиональная педагогика, осуществляющая развитие личностного трудового потенциала человека, взаимодействует с пенитенциарной педагогикой в сфере средств воздействия на личность преступника, так как трудовое воспитание является одним из основных средств исправления. Соотношение и взаимосвязь социальной и пенитенциарной педагогики вытекают из их единой задачи - воспитания сознательного гражданина. Пенитенциарная педагогика как наука таким образом основывается на теории и практике других отраслей педагогических наук. Представленные связи педагогических наук не являются исчерпывающими, так как пенитенциарная педагогика может обогащать свою теорию и практику в истории педагогики, сравнительной педагогике и других направлениях педагогических исследований. Развитие пенитенциарной педагогики неразрывно связано с рядом наук о человеке: философией, психологией, физиологией, криминологией, социологией, культурологией и др. Выделение пенитенциарной педагогики в отдельную отрасль педагогических наук стало возможным благодаря тенденциям определенной гуманизации в обществе в начале 60-х гг. XX века в СССР, благодаря смещению карательных акцентов в уголовном наказании на исправительные. Поставленные перед пенитенциарными учреждениями цели как бы перевели, а точнее, поставили на место проблему преступности из её юридической сферы (правоохранительной) в педагогическую. Сфера применения пенитенциарной педагогики ограничивается пенитенциарными учреждениями, и объектом познания пенитенциарной педагогики является осуждённый за совершенное преступление к лишению свободы и исправляющийся в результате воспитательных отношений. Объектом пенитенциарной педагогика является воспитательная система органов, исполняющих наказание, в число которых входят исправительные колонии различных видов режима (общего, строгого, особого), воспитательные колонии для несовершеннолетних, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения; колонии-поселения, в которых отбывают наказания осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов. Предметом пенитенциарной педагогики являются закономерности исправления и ресоциализации осуждённых в пенитенциарных учреждениях. Пенитенциарная педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы формы процесса исправления и перевоспитания осуждённых в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения, и использует категории, присущие другим отраслям педагогики: воспитание, развитие, образование, обучение, воспитательные отношения и др. Предметом исправительной (пенитенциарной) педагогики являются педагогические закономерности и особенности функционирования систем исполнения уголовного наказания, связанного с лишением свободы, как меры государственного принуждения. Поскольку исправительная система «получает» результаты деятельности других воспитательных систем, причем в деформированном виде, то процесс воспитания в ее рамках принято чаще всего обозначать термином «перевоспитание». Он употребляется и в других отраслях педагогики, предполагая устранение дефектов предыдущего развития личности, поскольку его нельзя представлять как непрерывное поступательное восхождение без отступлений и срывов. В результате стихийных, подчас непредсказуемых обстоятельств могут сформироваться негативные отношения личности к основным социальным ценностям, целенаправленным педагогическим воздействиям. Перед воспитателем в таких случаях стоит задача разрушения подобных отношений, формирование социально одобряемого поведения. Однако разрушение каких-либо свойств и качеств личности не означает их простого устранения с тем, чтобы на освободившемся пространстве формировать новые (теория «чистой доски»). Диалектика развития личности такова, что процесс замены идет как вытеснение одних свойств, качеств и взглядов другими. Например, преодоление эгоцентризма возможно только в случае формирования у личности альтруизма, коллективизма. !!! Следственные изоляторы {СИЗО) выполняют функции исправительных учреждений в отношении лиц, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (в пределах 80—100 человек в каждом СИЗО). Подследственные, содержащиеся в СИЗО, не являются осужденными по суду, обладают специфическим правовым статусом и потому составляют особую категорию лиц, воспитательное воздействие на которых в условиях строгой покамерной изоляции минимально и не является объектом рассмотрения пенитенциарной педагогики, поскольку эти лица относятся к юрисдикции следственных и судебных органов. Не являются объектом изучения пенитенциарной педагогики и процессы, возникающие при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы (обязательные работы, штраф, лишение специального, воинского звания или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества и др.). Наряду с общепринятыми педагогическими категориями в пенитенциарной педагогике используются категории, присущие только данной педагогической отрасли. Организуя педагогический процесс в рамках исполнения уголовного наказания, сотрудники уголовно-исполнительной системы гораздо чаще, чем другим специалисты, сталкиваются с отклоняющимся, девиантным поведением, с де­фектными отношениями личности и необходимостью их измене­ния. Здесь противоречия в развитии личности выступают наиболее ярко, в силу чего и способы их разрешения приобретают более же­сткий, принудительный характер. Поэтому на практике возникла необходимость введения специальных терминов: исправление, пере­воспитание осужденных, исправительно-трудовое воздействие, исправительно-воспитательный или карательно-воспитательный процесс, воспитательная работа с осуждёнными к лишению свободы и др. Следует отметить, что некоторые понятия сформировались под воздействием уголовного и исправительно-трудового права при главенствующем положении юридических, а не педагогических позиций. Так, например, в юридической литературе довольно часто употреб­ляется термин «карательно-воспитательный» процесс, происхожде­ние которого объясняется тем, что единый процесс воспитательного воздействия якобы можно разделить на «кару» и «воспитание». Логи­ка при этом такова: если осужденный попадает в штрафной изолятор — это кара, а когда с ним проводится беседа — это воспитание. Для пе­дагога же является аксиомой положение А.С. Макаренко о том, что любой метод может быть карательным или воспитывающим в зави­симости от условий, объекта и субъекта его применения. Поэтому, ориентируясь на терминологию педагогической науки, целесообраз­но воспитательный процесс в рамках исполнения уголовного нака­зания обозначать единым термином «перевоспитание осужденных». Под ним в пенитенциарной педагогике понимается двусторонний педагогический процесс, включающий совместную целенаправлен­ную деятельность субъекта (воспитателя, сотрудника) по организа­ции своих собственных усилий и системы внешних воздействий, а также деятельность объекта (осужденного) по усвоению данных воз­действий. Результатом такого взаимодействия выступает тот или иной уровень положительного изменения личности, т.е. ее исправ­ление. При такой трактовке исправление выступает как процесс самодвижения, саморазвития личности и как результат совместной деятельности воспитателя и воспитуемого. Таким образом, исправительное воздействие как деятельность вос­питателя осужденных, с одной стороны, и исправление как деятель­ность самой личности в процессе собственного изменения — с дру­гой, и есть перевоспитание (аналогично соотношению понятий «развитие», «педагогическое воздействие» и «воспитание» в общей педагогике). Их соотношение можно показать в виде схемы, представленной на рис. 17.1. Некорректное использование педагогической терминологии в пенитенциарной литературе породило бесплодные дискуссии, про­должающиеся и по сей день, результатом которых стало отрицание возможности нравственного изменения осужденного, составляюще­го основу педагогического исправления, и замена его так называе­мым «юридическим исправлением», которое, по мнению ряда авто­ров, и может только рассматриваться в качестве цели уголовного наказания. При «юридическом исправлении» главное, чтобы лицо, отбывшее наказание, не совершило нового преступления, а какими способами это будет достигнуто, неважно[335]. Опасность подобной трактовки цели наказания может привести к оправданию самых бесчеловечных способов обращения с осужденными. Таким образом, одна из важнейших категорий пенитенциарной педагогики - исправление осуждённых. Исправление - противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осуждённых, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жёсткое управление их жизнедеятельностью. Специфика процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания. Пенитенциарная педагогика рассматривает исправление как подсистему всей системы воспитания, сложившейся в обществе, и как специфический процесс в исправительных учреждениях. К специфическим принципам воспитания в пенитенциарной педагогике относятся: - гуманное отношение к осуждённым в сочетании с высоким уровнем требовательности, исправление личности в общественно полезной деятельности, в системе коллективистских отношений; - участие в перевоспитании общественности. Пенитенциарная педагогика изучает взаимосвязи элементов системы исправления и влияние среды мест лишения свободы на изменение и исправление личности; особенности этапов исправления (первоначального, адаптационного, основного, заключительного, подготавливающего к освобождению); деятельность неформальных групп и коллективов осуждённых, органов их самоуправления; методы борьбы с преступными группировками осуждённых и пр. Современные тенденции пенитенциарной педагогики связаны с разработкой системы социально-педагогических воздействий на осуждённых, гуманизацией этого процесса, подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в т.ч. благотворительных, религиозных и пр. Проблема пенитенциарной преступности, а также различных правонарушений со стороны лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в юридической литературе не оставалась без внимания. Однако исследованиями этих проблем, в основном, занимались в рамках закрытых исследований, предназначенных для служебного пользования сотрудниками МВД РФ и Минюста РФ. На современном этапе реформирование уголовно-исполнительной системы, в основном, связано с широким использованием гражданским обществом тех средств, которые подчеркивают гуманизацию воспитательного процесса, обусловленного осознанным использованием этих самых социальных инструментов. В юридической литературе данная проблема рассматривается с различных точек зрения. Тем не менее, исследуя литературу по данной теме, мы столкнулись с такой проблемой, как полное игнорирование некоторыми авторами такого явления, как субкультура уголовного мира. Они рассматривают вопросы организации воспитательной деятельности сотрудников исправительных колоний (далее - ИК) в отрыве от учета психологических особенностей различных категорий осужденных. Однако общеизвестно, что любой осужденный, вне зависимости от своего статуса в ИУ, в межличностных отношениях с другими осужденными и сотрудниками колонии руководствуется, кроме принятых законом норм, неписанными правилами, которые устанавливаются в данных учреждениях осужденными, придерживающимися «воровских традиций». Действительно, человек, попавший в места лишения свободы, особенно впервые в своей жизни, сталкивается с множеством трудностей. Они касаются всех сфер его жизни во время пребывания в ИУ, начиная с межличностных отношений, его личного восприятия установленного режима и завершая воздействием уголовно-исполнительных мер на осужденных в целом. В первоначальный период пребывания в колонии осужденному довольно сложно не только сразу выполнять безупречно и неукоснительно все требования ПВР ИУ, но и вообще принять их как должное, ведь теперь в течение всего срока отбывания наказания в исправительном учреждении он будет вынужден поступать только так, как ему дозволено правовыми нормами. Однако, надо признать, что не все осужденные соблюдают режим, а некоторые из них нарочно допускают его нарушения, впоследствии получая (согласно УИК РФ) статус злостных нарушителей, который, если так можно выразиться, играет им на руку при утверждении в группах отрицательной направленности. И именно поэтому с целью предотвращения подобного поведения со стороны осужденных, а также для оказания им помощи в адаптации и реабилитации основная роль здесь принадлежит воспитательному отделу исправительного учреждения.
«Теоретико-методологические основы пенитенциарной педагогики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot