Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Теоретические основы рынка элементов готовой продукции
Создание продукта (товара), способного удовлетворить или сформировать потребности общества и только на основе этого извлечь прибыль. Более того, гражданин или организация могут не ставить своей целью извлечение прибыли, как это, например, делают биржи, но их деятельность не перестает от этого быть предпринимательской, поскольку они производят в качестве товара определенные услуги или нематериальные блага и реализуют их на рынке.
Учетный подход к определению понятия "товар". Он представляет собой систему правил бухгалтерского учета, в соответствии с которой в качестве товара или произведенной продукции следует понимать часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи. Рядоположенным понятием с точки зрения учета является понятие готовой продукции, в качестве которой Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденное Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н, рассматривает часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Нетрудно заметить, что разграничение с учетной точки зрения товаров и готовой продукции носит условный характер и предназначено исключительно для целей учета. С позиций правового регулирования требований к результатам предпринимательской деятельности и готовую продукцию, и приобретенные для перепродажи товары следует рассматривать как товары в широком смысле слова. Но столь же важно заметить, что появление товара нормативно-правовые акты по учету связывают с приданием определенным материальным благам технических и качественных характеристик соответствия. Следовательно, в данном случае товар - это, так же как и при первом подходе, некоторое благо, соответствующее требованиям законодательства.
Но с позиций бухгалтерского учета категория "товар" появляется тогда, когда приобретенные или произведенные объекты прошли определенную процедуру производства и учета и помещены на склад в качестве готовой продукции.
Следует отметить, что правовое регулирование бухгалтерского учета применительно к анализируемому нами объекту использует два термина: "товар" и "готовая продукция". В соответствующих нормативных актах обозначаемые ими понятия включены в состав материально-производственных запасов, которые рассматриваются как активы: используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации <1>. При этом готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством). Товарами является часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.
--------------------------------
<1> См.: Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01.
Налоговый подход в определении понятия товара.
Обращение налогового законодательства к понятию товара связано прежде всего с задачами осуществления ценового контроля. Как известно, в соответствии со ст. 40 НК РФ в определенных случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Налоговое законодательство дает определение идентичного товара, в качестве которого рассматривается товар, имеющий одинаковые с образцом реализуемого товара основные признаки (физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель и др.). При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться (п. 6 ст. 40 НК РФ).
Антимонопольный подход к определению товара состоит в том, что Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусматривает возможность более широкого толкования термина "товар". В п. 1 ст. 4 указанного Закона дано определение понятия товара как объекта гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот. В антимонопольном законодательстве это понятие прежде всего используется для определения продуктовых (предметных) и географических границ соответствующего рынка.
Статистический подход к определению понятия "товар" состоит в том, что Постановлением Госстандарта России N 301 (с учетом изменений от 27 марта 2007 г.) утвержден Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, в соответствии с которым выделены специальные группы товаров. Приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. N 329-ст с 1 января 2008 г. введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД), который входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации. ОКПД построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA 2002). ОКПД введен в действие с 1 января 2008 г. на период до 1 января 2011 г. без отмены Общероссийского классификатора продукции, частей II и III Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, Общероссийского классификатора услуг населению в целях формирования статистических данных о производстве и продаже отдельных видов товаров, работ и услуг.
Рынок из лекции по экономики
Структура рынка
Существуют разные классификации Рынков готовой продукции
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ РЫНОК
рынок с определенным платежеспособным спросом на товар, имеющий хождение на данном рынке.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
Доступный рынок - совокупность потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к определенному продукту.
·квалифицированный рынок – совокупность покупателей, проявляющих интерес и имеющих доход, доступ и право на определенный товар или услугу;
·целевой рынок – часть квалифицированного рынка, на который фирма решила направить свои действия;
·освоенный рынок – совокупность покупателей, которые уже приобрели определенный товар или услугу.
Для оценки количества покупателей на целевом рынке используются методы маркетинговых исследований, среди которых наиболее популярными являются следующие: методы опроса покупателей целевого рынка, методы моделирования рынка, методы вычисления индекса факторов сбыта, методы прогнозирования спроса, методы опроса торгового персонала, методы экспертных оценок.
Барьеры входа на рынок – факторы объективного и субъективного характера, затрудняющие начало работы новых фирм в отрасли.
Барьеры выхода – связаны с невозвратными издержками – повышают риск деятельности в отрасли – снижают вероятность входа нового продавца
4 вида барьеров по высоте и эффективности:
• Рынки со свободным входом
Такие рынки предполагают отсутствие фактического или потенциального конкурента на рынке, у которого имеются какие-либо преимущества в затратах. Любая попытка повысить цену сверх суммы минимальных средних затрат влечет за собой вход на рынок нового конкурента.
На таких рынках наблюдается высокая мобильность капиталов, сравнительная свобода в приобретении ресурсов и цена, как правило стремящаяся к равновесной
• Рынки с неэффективными барьерами
Это такие рынки, где укоренившиеся фирмы могут иметь преимущества в затратах, которые они, как правило, используют, повышая цены чуть выше издержек.
Но с точки зрения долгосрочного периода действующим фирмам выгоднее позволить новичкам войти, нежели нести затраты по возведению барьеров входа.
• Рынки с эффективными барьерами
Действующая фирма на таком рынке ведет себя так, чтобы эффективно мешать входу новичков.
В данном случае наблюдается замедленный вход фирм. Барьеры существуют, но в долгосрочном периоде какая-то часть фирм все-таки может войти на рынок.
• Рынки с блокированным входом
Такие рынки характеризуются тем, что цена, максимизирующая краткосрочную прибыль, сама по себе недостаточна для стимулирования новичков ко входу на рынок.
Рынок, как правило, малопривлекателен для мелких фирм, поскольку для входа на этот рынок требуются значительные инвестиционные ресурсы.
На таком рынке действующие фирмы конкурируют обычно так, как будто нет угрозы входа новичков.
Число участников такого рынка, как правило стабильно, и в большинстве случаев на таких рынках функционирует фирма – естественный монополист.
Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК; ISIC) — справочная классификация видов экономической деятельности, разработанная ООН. Классификация обеспечивает механизм, в рамках которого возможно производить сбор, обработку и хранение информации, необходимой для экономического анализа и принятия решений в макроэкономическом масштабе. Также МСОК обеспечивает непрерывный поток информации, которая может быть использована для международных сопоставлений. Основная область применения классификатора ограничивается экономической статистикой, однако, в последнее время всё шире используется и в административных целях. По состоянию на 2012 год используется четвёртая пересмотренная версия классификатора от 2009 года (МСОК 4, ISIC v4).
Общая структура МСОК 4
Раздел
Подраздел
Описание
A
01-03
Сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство
B
05-09
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров
C
10-33
Обрабатывающая промышленность
D
35
Снабжение электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом
E
36-39
Водоснабжение; системы канализации, удаление отходов и меры по восстановлению окружающей среды
F
41-43
Строительство
G
45-47
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов
H
49-53
Транспорт и складское хозяйство
I
55-56
Размещение и общественное питание
J
58-63
Информация и связь
K
64-66
Финансовая деятельность и страхование
L
68
Операции с недвижимым имуществом
M
69-75
Профессиональная, научная и техническая деятельность
N
77-82
Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг
O
84
Государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование
P
85
Образование
Q
86-88
Деятельность в сфере здравоохранения и социальных услуг
R
90-93
Искусство, сфера развлечений и отдыха
S
94-96
Прочие виды деятельности в сфере услуг
T
97-98
Деятельность домашних хозяйств в качестве работодателей; недифференцированная деятельность домашних хозяйств по производству товаров и услуг для собственного использования
U
99
Деятельность экстерриториальных организаций и органов
Общероссийский классификатор продукции (ОКП) предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции.
В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация.
В системе международных экономических классификаций после МСОК следует рассмотреть связанную с ней Центральную классификацию продукции (СРС).
1. Продукция сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства. 01. Продукция сельского хозяйства; 02. Продукция животноводства; 03. Продукция лесного хозяйства; 04. Рыбная продукция.
2. Руды и материалы, электричество, газ, вода. 11. Каменный уголь, торф; 12. Сырая нефть и природный газ.
3. Пищевые продукты. 21. Мясо, рыба, фрукты, овощи; 22. Молочные продукты.
4. Прочие транспортабельные товары, кроме изделий из металла. 31. Изделия из дерева; 32. Целлюлоза, бумага и изделия из бумаги; 33. Продукция коксовых печей.
5. Изделия из металла, машины и оборудование. 41. Основные металлы; 42. Готовые металлические изделия; 43. Машины и оборудование общего назначения; 44. Машины и оборудование специального назначения; 45. Электрические машины и приборы; 46. Радио—и телевизионное оборудование; 47. Медицинская аппаратура; 48. Транспортное оборудование.
6. Строительные работы, сооружения. 50. Строительные работы; 51. Сооружения; 52. Земля.
7. Торговые услуги. 61. Услуги по продаже, техническому обслуживанию автомобилей и мотоциклов; 62. Услуги оптовой торговли; 63. Услуги розничной торговли; 64. Услуги гостиниц и ресторанов.
8. Услуги транспорта, складского хозяйства и связи. 71. Услуги сухопутного транспорта; 72. Услуги водного транспорта.
9. Коммерческие услуги, услуги в области сельского хозяйства, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. 81. Услуги по финансовому посредничеству; 82. Услуги, связанные с недвижимым имуществом; 83. Услуги по лизингу и аренде; 84. Услуги в области права, составление счетов, бухгалтерского учета и ревизии; 85. Услуги в области сельского хозяйства, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.
Для сбора статистических данных о внешнеэкономической деятельности России и ее регулирования предназначена Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (HS) и Комбинированной номенклатуры (KN) Европейского Союза. ТН ВЭД рекомендуется использовать при группировке экспорта и импорта товаров.
HS представляет собой многоцелевую товарную номенклатуру, соответствующую потребностям статистических служб, таможенных органов и коммерческой деятельности.
Построение HS базируется на совокупности различных признаков и функций, выполняемых товарами при образовании групп:
1) последовательность обработки товаров от сырья и полуфабрикатов до готовых изделий;
2) при построении товарных позиций и субпозиций – степень обработки;
3) назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, и значение товара в мировой торговле.
Тема- 2 Исследования рынка элементов готовой продукции
Иссле́дование ры́нка — последовательные действия по сбору информации о рынках или потребителях. Является очень важным компонентом при выработке стратегии бизнеса[1]. Следует отличать исследование рынка от маркетингового исследования, так как маркетинговое исследование относится к процессу маркетинга, в то время, как исследование рынка относится только к рынкам[2].
История
Исследование рынков ведёт свою историю с середины 1920-х[3], когда начался рекламный бум на радио-программах в США. Рекламодатели начали понимать значимость демографии при выборе спонсируемых ими радио-программ.
Исследование рынка для бизнес-планирования
Исследование рынка должно дать ответы на вопросы, что потребители хотят, в чём нуждаются, чему доверяют. Исследование может включать в себя также изучение действий потребителей, поведение на различных этапах процесса покупки и т.д.
При старте нового бизнеса, особенно важны:
• Рыночная информация
Основной рыночной информацией являются цены поставщиков исследуемого рынка, ситуация по спросу и предложению. Такая информация должна быть получена из независимых источников, в различных форматах.
• Сегментация рынка
Сегментация рынка — это разделения рынка на подгруппы, объединенные по одному или нескольким существенным признакам. Часто используются следующие сегментации: географическая, половая, демографическая и т. д.
Сегментация рынка — разбивка рынка на участки (сегменты) по различным признакам.
Метод сегментации заключается в определении на рынке групп покупателей, имеющих аналогичные покупательские потребности и характеристики.
Преимущества использования сегментационного подхода.
Путём идентификации и определения такого рода групп потребителей предприятие получает больше возможностей по разработке продукта или услуги, отвечающих потребностям этих групп.
Этот метод реализуется через создание нового продукта и новой торговой марки, опирающихся на компанию продвижения, направленную на привлечение внимания целевого сегмента.
Решения об установлении цены и о системе распределения также принимаются с учётом интересов конкретного сегмента покупателей.
Рис. 8.1 Варианты сегментационного подхода предприятия
Можно выделить ряд факторов привлекательности сегментов для предприятия. Прежде всего — это размер сегмента. Сегмент должен быть достаточно большим в плане количества потребителей, также в плане покупательной способности для того, чтобы обеспечить прибыльную продажу. Сегмент, состоящий из небольшого количества покупателей с низкой покупательной способностью, не будет прибыльным для предприятия, занимающегося продажей большого объёма товаров. Тем не менее, необходимо заметить, что некоторые малые предприятия выбирают своей целью именно эти рынки, которые являются слишком маленькими для более крупных организаций, и успешно на них работают. Далее важным фактором является возможность идентификации. Предприятие должно иметь возможность идентификации членов сегмента и определения профиля сегмента. Необходимо учитывать фактор соответствия. Характеристика выбранного сегмента должна соответствовать основным характеристикам предлагаемого продукта или услуги. Например, принадлежность к определённому социальному классу, которая использовалась ранее в качестве переменной сегментации в целом ряде производств товаров широкого потребления, сейчас имеет меньшее значение. Практика показала, что более полезными критериями сегментации являются размер дохода и стиль жизни. И последнее, что надо учесть, — это фактор возможности доступа. Предприятие должно иметь доступ к выбранному ей сегменту рынка для выполнения своих задач.
Выделяется три основных варианта сегментационного подхода к рынку (рис. 8.1). Разные сегментационные подходы требуют разработки разных маркетинговых программ. На рис. 8.2 представлены основные типы охвата рынка маркетинговыми программами.
Рис. 8.2 Типы охвата рынка
Массовый маркетинг (недифференцированный) — это ситуация, при которой предприятие игнорирует сегментационные различия потребителей на рынке или когда рынок более или менее однороден. При применении стратегии массового маркетинга предприятие считает, что её маркетинговые усилия могут быть использованы самым эффективным образом при концентрации усилий на всём населении, на всей территории, с использованием одной и той же системы коммуникаций, распределения и содействия продажам. Однако использовать эту стратегию эффективно могут только те предприятия, которым она по средствам.
Массовый маркетинг применяется также в том случае, если предприятие может пренебречь различием в сегментах и обратится ко всему рынку сразу. Усилия концентрируются на общих нуждах всех потребителей, и максимизируется продажа массового товара. Затраты на маркетинг будут относительно небольшими.
Следующий вариант охвата рынка — это товарно-дифференцированный маркетинг. В качестве своей цели предприятие может выбрать несколько сегментов. Это происходит в силу трудности проведения одновременного маркетинга на каждом отдельном сегменте. Такой подход часто используется, если предприятие ориентировано на весь рынок или на значительную часть его сегментов. В этом случае происходит увеличение разнообразия выпускаемых товаров. Затраты на маркетинг больше. Множественная сегментация — это работа предприятия со всем рынком, но с учетом различий сегментов.
В третьем случае проводится сегментация, и предприятие сознательно выбирает работу на одном из сегментов рынка. Это концентрированный маркетинг. Самая простая стратегия — сосредоточение усилий на единичном сегменте и прочном расположении продукта предприятия в пределах этого сегмента. Этот метод часто применяется в случае ограниченных размеров потенциала предприятия (небольшая компания). Такой подход часто описывается как маркетинг "ниш", в особенности, когда целевой сегмент составляет только незначительную часть всего рынка. Ориентация на выпуск товаров, приспособленных к требованиям конкретных потребительских групп, применяется часто в условиях насыщенного рынка. В основе лежит сегментация рынка.
Таблица 8.1 Критерии сегментации
Критерии
Характеристики
Психографические критерии:
психологический или социологический состав покупателей
• принадлежность к социальному классу
• личностные факторы
• образ жизни
• поведенческие принципы
• повод
• искомые выгоды
• статус пользователя
Демографические критерии:
характеристики, которые могут быть обнаружены при анализе статистических данных, полученных при переписи населения
• возраст
• пол
• этап жизненного цикла семьи
• размер семьи
• тип дома
• уровень образования
• культурное происхождение
• доход
• род занятий
• религиозные убеждения
• раса
• национальность
Географические критерии:
где покупатель живёт, работает и делает покупки
• страна
• юридические ограничения
• уровень инфляции
• регион
• расположение района
• транспортная сеть региона
• структура коммерческой деятельности региона
• доступность средств массовой информации
• уровень конкуренции
• динамика развития региона
• размер региона
• численность
• плотность населения
Обоснование и выбор критериев сегментации определенного рынка зависит от целей сегментации предприятием, особенностей рынка, особенностей потребителей и еще целого ряда факторов.
Критерии сегментации корпоративного рынка:
1. Размер корпоративных покупателей:
80:20 Парето — высокий риск наличия крупных покупателей при несложной текущей работе. Крупные покупатели не сегментируются, с ними индивидуальный маркетинг.
20: 80 Что делать с такими покупателями? Необходимы сегментация и учет привлекательности сотрудничества.
2. Потенциал роста фирм покупателей и/или их рынков.
Сегментация по категориям A, B, C, D (может быть по ЖЦТ, потребности, технологии и товару).
3. Сегментация промышленных рынков с использованием стандартной классификации отраслей:
ОКП (Общероссийский классификатор предприятий);
SIC (Standard Industry Classification).
Изучить различные способы использования товара или услуги всеми предприятиями отрасли, определить потенциал данной потребительской ситуации с точки зрения долгосрочного роста и конкурентоспособности заменителей по каждой потребительской ситуации.
Изучение представителей из регионов на основе контактов, в том числе по регионам.
Варианты сегментации по коду:
• разработка товара;
• подготовка торговых кадров;
• услуги по поставке;
• темы рекламных сообщений и каналы распространения;
• организация работы торговых агентов.
4. Сегментация по способу совершения закупок (централизованные/децентрализованные).
Две точки зрения: техническая, покупательская.
4.1. По искомой выгоде (а не по характеристике товара), например, копировальный аппарат:
• быстрота;
• качество копий;
• низкая стоимость одной копии;
• простота;
• имидж;
• есть ли такой бизнес;
• компактность.
4.2. По чувствительности к методам сбыта.
4.3. По чувствительности к использованию торговых СМИ.
4.4. По описанию процедур и алгоритмов закупки.
Центр по закупкам — для каждой позиции в центре свой микс.
5. Сегментация по склонности к сотрудничеству или дешевизне закупки у разных групп (привычки).6. Чувствительность к цене:
• закрытые торги;
• значимость расходов;
• цена/качество;
• экономические обстоятельства;
• простота замены.
7. Сегментация по представлениям/осведомленности потребителя о товаре/фирме/марке:
• не осведомлены о товаре / марке;
• осведомлены, но серьезно не рассматривали;
• осведомлены, но недоступны каналы продажи и информации;
• осведомлены, но привычка или инерция мешают покупке;
• осведомлены, но мешает нежелание рисковать;
• осведомлены, но отказались из-за неуверенности в качестве;
• осведомлены, но отказались из-за высокой цены;
• пробовали, но недовольны;
• пробовали, но невыгодно;
• ранее использовали, но больше не нуждаются.
Принципы сегментации
Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам: потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. Любой из этих параметров может использоваться в качестве основы для сегментирования рынка.
Географический принцип сегментирования
Предполагает разбивку рынка на разные географические единицы — государства, штаты, регионы, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать:
• в одном или нескольких географических районах;
• во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией.
Демографический принцип сегментирования
Заключается в разбивке рынка на группы на основе таких демографических переменных, как пол, возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, образование, религиозные убеждения, раса и национальность. Демографические переменные — самые популярные факторы, служащие основой для различия групп потребителей. Одна из причин такой популярности состоит в том, что потребности и предпочтения, а также интенсивность потребления товара часто тесно связаны как раз с демографическими признаками. Другая причина кроется в том, что демографические характеристики легче большинства других типов переменных поддаются замерам.
Сегментирование по психографическому принципу
Предполагает разделение покупателей на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образа жизни и/или характеристики личности. У представителей одной и той же демографической группы могут быть совершенно разные психографические профили.
Поведенческий принцип сегментирования
Предполагает разделение покупателей на группы в зависимости от их знаний, отношений, характера использования товара и реакции на этот товар.
Сегментация по социально-экономическому принципу
Представляет собой описание людей, образующих сегмент, а вовсе не анализ факторов, объясняющих проявление этого сегмента. Использование социально-экономической группы признаков базируется на гипотезе, согласно которой именно различия социально-экономических профилей определяют различия в предпочтениях покупателей. Социально-экономические факторы используются как индикаторы потребностей.
Выбирая тот или иной подход к проведению сегментации, можно руководствоваться следующими критериями:
• важность сегмента для предприятия;
• количественные показатели (емкость данного сегмента рынка, рыночная ниша);
• доступность освоения сегмента для предприятия;
• прибыльность продукции;
• защищенность от конкуренции (уже завоеванные позиции, сформировавшийся положительный имидж предприятия);
• возможная эффективность работы в этом сегменте на перспективу.
• Тенденции рынка
Необходимо учитывать тенденции по росту или падению изучаемого рынка в определённый период времени. Достаточно сложно оценить размер рынка при старте нового бизнеса, так как необходимы исторические статистические данные и экспертные данные инсайдеров. В этом случае можно пытаться получить производные цифры от количества потенциальных потребителей, разделив их на сегменты.
Этапы анализа рынка
Универсальная последовательность любого анализа рынка: (Источник: Как сделать качественный анализ рынка? Обзор лучших практик
1. Определить цели исследования рынка
2. Составить план анализа рынка
3. Определить сроки и бюджет анализа рынка
4. Выбрать методы исследования рынка
5. Провести необходимые исследования рынка
6. Подготовить анализ собранной информации по рынку
7. Подготовить обзор рынка
8. Составить презентацию по анализу рынка
Тема 3. Оценка и прогнозирование спроса на товары и услуги
МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Существует определенное количество методик прогнозирования, которые могут быть использованы в реальной практике коммерческих фирм. Модели прогнозирования можно разбить на три группы:
• качественные;
• статистические;
• факторные.
Эти три группы различаются по степени точности прогноза в долгосрочном и краткосрочном периодах, степени сложности и трудоемкости при расчетах, а также по источнику, из которого черпаются исходные данные для прогнозирования (например, экспертные оценки, маркетинговые исследования, статистика и пр.).
Качественные методы
В качественных методах прогнозирование основывается на мнениях и суждениях экспертов, интуиции сотрудников, результатах маркетинговых исследований или сравнении с деятельностью конкурирующих предприятий. Информация такого рода, как правило, не содержит в себе количественных данных, является приблизительной и часто носит субъективный характер.
Разумеется, что из-за этого качественные методы не отвечают строгим научным критериям. Однако в случаях, когда статистические данные не доступны или нет уверенности, что статистические закономерности сохранятся в будущем, у качественных методов просто нет альтернатив. И хотя эти методы нельзя практически стандартизировать и добиться от них высокой точности прогноза, однако они с успехом могут использоваться при оценке рыночных перспектив нового продукта или новой технологии, прогнозировании изменений в законодательстве или правительственной политики и т.д. Как правило, качественные методы используются при средне- и долгосрочном прогнозировании.
Статистические методы
В случаях, когда фирме доступен достаточно большой объем статистических данных и есть уверенность, что тренд или сезонные колебания достаточно стабильны, то статистические методы показывают высокую эффективность при составлении краткосрочных прогнозов спроса на товары. Главной предпосылкой статистических методик является предположение, что будущее является продолжением прошлого. Поскольку статистические данные, как правило, носят количественный характер, то при прогнозировании широко используются различные математические и количественные модели, заимствованные, прежде всего, из области статистики. Точность прогноза на период до 6 месяцев обычно является достаточно высокой. Это объясняется тем, что в краткосрочном периоде тенденции спроса обычно достаточно устойчивы.
Статистические прогнозы напрямую зависят от имеющихся исходных данных. Чем обширнее статистическая база, тем точнее прогноз. По мере поступления новых статистических данных постепенно меняется и прогноз на будущее. Вместе с тем при переломе тенденции статистический прогноз сигнализирует об этом с некоторым запозданием. Это является серьезным недостатком статистических моделей и накладывает на них определенные ограничения при практическом использовании.
Факторные методы
Главной предпосылкой для использования факторных моделей при прогнозировании спроса является тот факт, что динамика спроса обусловлена целым рядом взаимно обусловленных причин, которые иногда можно выявить и проанализировать. Например, на уровень спроса положительно влияет уровень потребительского обслуживания. В этом случае при целенаправленной политике фирмы по повышению уровня сервиса можно ожидать увеличения объема спроса. В таких случаях говорят, что уровень обслуживания потребителей является фактором роста уровня спроса. В случае, когда удается полно и качественно выявить все причинно-следственные связи и описать их, факторные модели позволяют прогнозировать с высокой степенью точности будущие изменения спроса в средне- и долгосрочном периодах.
Факторные модели имеют несколько разновидностей
• статистические – например, регрессионные или эконометрические модели;
• дескриптивные – например, при описании объекта по методу «черного ящика», описании жизненного цикла объекта или компьютерном имитационном моделировании.
При прогнозировании результирующих показателей используются в той или иной степени статистические данные по факторным показателям. И на основании прогноза факторных показателей выстраивается прогноз результирующего показателя.
Основной проблемой, затрудняющей применение факторных моделей на практике, является то, что найти, выявить и описать причинно-следственные связи достаточно сложно. Даже если некоторые такие взаимосвязи выявлены, часто оказывается, что в рассматриваемом периоде эти связи не являются определяющими при прогнозировании спроса. Для качественного прогноза с помощью факторной модели требуется выявить и описать все наиболее важные и значимые факторы влияния, но именно это как раз и бывает сложно сделать. Кроме того, для прогноза необходимо иметь статические данные не только по результирующим, но и по факторным показателям, причем за период не менее чем 6 месяцев. Из этих проблем точность факторных моделей, к сожалению, оказывается не слишком высока.
Таблица 1. Методики прогнозирования спроса
Методика, описание, интервал прогнозирования
Дэльфи
Группа экспертов опрашивается с помощью нескольких опросных листов. Результаты одного опроса используются для подготовки следующего опроса. Вся информация, необходимая для прогнозирования, должна быть доступна всем экспертам: владеющие информацией должны передать ее тем, кто не владеет ею. Техника исключает «стадный эффект», когда мнение одних экспертов влияет на мнение других экспертов.
Интервал прогнозирования: среднесрочный
Маркетинговые исследования
Систематические, формализованные и целенаправленные процедуры, направленные на совершенствование и проверку гипотез о реальных рынках.
Интервал прогнозирования: среднесрочный
Панельные исследования
Методика базируется на предположении, что несколько экспертов обеспечивают лучший прогноз, чем один эксперт. Между ними нет никаких секретов, и наоборот, коммуникации поощряются. Прогноз иногда зависит от влияния социальных факторов и может не отражать настоящего консенсуса.
Интервал прогнозирования: среднесрочный
Оценки торгового персонала
Мнения торгового персонала фирмы могут иметь ценность, поскольку продавцы ближе к потребителям и имеют все возможности оценить их потребности и спрос.
Интервал прогнозирования: краткосрочный и среднесрочный
Метод сценариев
На основании личных мнений, оценок, видения ситуации и, если возможно, фактов строится несколько сценариев будущих продаж. В основе этих сценариев лежит простое воображение, или видение того или иного сценария будущего. Этот метод, конечно, является ненаучным.
Интервал прогнозирования: среднесрочный и долгосрочный
Историческая аналогия
Прогноз продаж основывается на сравнении с выведением на рынок и ростом продаж аналогичных продуктов, о которых уже накоплена соответствующая статистика.
Интервал прогнозирования: среднесрочный и долгосрочный
Скользящие средние
Значения скользящих средних получаются как средняя арифметическая или взвешенная величина, рассчитываемая по некоторому количеству значений из временного ряда. Количество значений временного ряда, которые используется при расчете скользящей средней, выбираются так, чтобы определить основную тенденцию и удалить случайные и сезонные колебания спроса.
Интервал прогнозирования: краткосрочный
Экспоненциальное сглаживание
Методика экспоненциального сглаживания похожа на методику скользящих средних, только последние наблюдения имеют больший вес, чем прошлые наблюдения. Новый прогноз – это старый прогноз плюс некоторая доля последней ошибки прогнозирования. Более сложные модели экспоненциального сглаживания учитывают также тренд и сезонные колебания.
Интервал прогнозирования: краткосрочный
Классический анализ временных рядов
Метод декомпозиции временных рядов на тренд, сезонную и случайную составляющую. Это прекрасный инструмент, с помощью которого можно прогнозировать спрос на период от 3 до 12 месяцев.
Интервал прогнозирования: краткосрочный и среднесрочный
Проекция тренда
Эта методика позволяет выявить тренд с помощью математического уравнения и затем спроецировать его в будущее. Существует несколько вариантов методики: полиномы, логарифмы и пр.
Интервал прогнозирования: краткосрочный и среднесрочный
Метод фокусирования
Позволяет протестировать некоторое количество простых способов прогнозирования, чтобы проверить, какое из них наиболее дает наиболее точный прогноз по данным за 3-месячный период. Имитационное моделирование позволяет выполнить такой тест и проверить различные стратегии прогнозирования временного ряда.
Интервал прогнозирования: среднесрочный
Спектральный анализ
В модели предпринимается попытка разбить временной ряд на несколько фундаментальных компонентов.
Тема 4. Инфраструктура рынка
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА — совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование товарного и других рынков.
Инфраструктура товарного рынка включает прежде всего оптовую и розничную торговлю, торговую сеть — магазины и другие предприятия, главное назначение которых: бесперебойно обеспечивать процесс купли-продажи товаров; аукционы, ярмарки, коммерческие посреднические центры и товарные биржи, призванные заменить распределительную сеть органов материально-технического снабжения и сбыта при сохранении и развитии их материальной базы.
В инфраструктуру товарного рынка входят и специальные государственные органы: государственная контрактная система, антимонопольный комитет, инспекция по контролю за ценами и др.
В инфраструктуру внешней торговли входят торговые коммерческие центры, торгово-промышленные палаты, выставочные и ярмарочные павильоны, торговые дома, внешнеторговые фирмы и объединения.
Инфраструктура финансового рынка, обеспечивающая его эффективное функционирование, включает всю банковскую систему, в т. ч. коммерческие банки, биржу фондовую, биржу валютную, брокерские и страховые компании, холдинговые компании и другие формы финансово-кредитного обслуживания рыночного хозяйства. Сюда относятся и аудиторские фирмы, выполняющие различные функции финансово-кредитного обслуживания на коммерческих началах.
В качестве государственных органов действуют инспекция по контролю за ценными бумагами, Фонд государственного имущества и др. Рынок рабочей силы, или рынок труда, также требует создания развитой инфраструктуры: в нее могут входить службы занятости или биржи труда, общегосударственная и региональные системы учета спроса и предложения рабочей силы, переподготовки кадров, организации общественных работ, назначения пособий и стипендий, регулирования миграции рабочей силы и т. п.
Ряд звеньев инфраструктуры рынка предназначены для обслуживания рыночного хозяйства в целом. Это юридическое обслуживание продавцов и покупателей, оказание им содействия в заключении, правильном юридическом оформлении сделок, транспортно-складская система, информационное и рекламное обслуживание участников рыночных процессов.
Создание высокоразвитой инфраструктура рынка сопряжено со значительными затратами и не может быть осуществлено в короткие сроки. Необходимо открыть сотни универсальных и специализированных товарных бирж с широкой сетью брокерских фирм, обеспечить их современной системой электронной связи, подготовить кадры, способные выполнять посреднические функции вместо привычных команд, приказов, выделения фондов и лимитов. Крупных капитальных вложений потребует строительство товарных складов и баз, хранилищ сельскохозяйственной продукции.
Тема 5. Рынки сырьевых, топливно-энергетических, продовольственных и интеллектуальных товаров
Тема 6. Продвижение и сбыт элементов готовой продукции
ВВЕДЕНИЕ
Готовая продукция - конечный продукт производственного процесса организации. Это изделия и предметы, полностью законченные обработкой в данной организации, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям, принятые отделом технического контроля и сданные на склад готовой продукции.
Организации изготовляют продукцию исходя из условий заключенных с покупателями и заказчиками договоров, разрабатываемых плановых заданий по ассортименту, количеству и качеству подлежащей выпуску продукции, постоянно уделяя большое внимание вопросам изучения спроса и конкурентоспособности продукции, расширения ее ассортимента, равняясь на потребности рынка.
Задачи учета готовой продукции
1. Систематический контроль за выпуском готовой продукции, состоянием ее запасов и сохранностью на складах, объемом выполненных работ.
2. Своевременное и правильное документальное оформление отгруженной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями.
3. Контроль за выполнением плана договоров поставок по объему и ассортименту реализованной продукции.
4. Своевременный и точный расчет сумм, полученных за реализацию продукции, фактических затрат на ее производство и реализацию, расчет сумм прибыли.
В настоящих условиях основное значение придается организации продукции по договорам-поставкам важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации.
В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция, выполненные работы не зависимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет организации или получены векселя, авансы.
Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств организации, что позволяет ей выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, персоналом, поставщиками и возмещать прочие производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение организации.
В начало
1. УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Готовая продукция должна быть сдана на склад в подотчет материально-ответственному лицу.
Предприятие разрабатывает годовой план выпуска продукции и календарные: квартальные, месячные, дневные и почасовые графики. Графики должны увязываться со сроками отгрузки готовой продукции, что позволяет контролировать выполнение договорных обязательств перед покупателями. Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения.
Сдача готовой продукции из производства на склад оформляется приемно-сдаточными накладными. Они подписываются представителем технического контроля, работником сдающего цеха, заведующим складом (кладовщиком) или другим материально-ответственным лицом, принявшим на хранение продукцию.
Если продукция нецелесообразно перевозить из цеха на склад, то она до вывозки за пределы предприятия ранится в цехе.
Оказанные услуги и выполненные работы фиксируются приемно-сдаточными актами.
В бухгалтерии на основании сдаточных накладных ведут накопительные ведомости выпуска готовой продукции за месяц.
Для учета готовой продукции на складе предназначен активный синтетический счет 43 "Готовая продукция". На нем обобщается информация о наличии и движении готовой продукции и товаров на складе.
По данным ведомости выпуска, сверенной с расчетом себестоимости товарной продукции (журнал-ордер 10, раздел 3), в журнале-ордере 10/1 на ее фактическую себестоимость составляется проводка: Д43-20,23,29. Выявленные в конце месяца отклонения фактической себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг) от нормативной (плановой) на счете 40 "Выпуск продукции (работ, услуг) в учете отражается следующими правилами:
а) на сумму превышения нормативных (плановых) затрат над фактическими красным сторно: Д90-К40, журнал-ордер 10/1;
б) на сумму превышения фактических затрат над нормативными дополнительной записью Д90-К40, журнал-ордер 10/1.
Бухгалтерия обязана контролировать, соблюдаются ли условия количественной и качественной приемки продукции, выборочно проверять изделия в натуре. При этом целесообразно за последние дни месяца, сличать приемно-сдаточные накладные с записями в журнале лабораторных исследований.
В начало
2. ОЦЕНКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ НОМЕНКЛАТУРА
Оценка готовой продукции
Готовая продукция принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактическую себестоимость готовой продукции можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). Движение же продукции, происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движения готовой продукции ведется или по плановой производственной себестоимости или по договорным ценам организации, называемым учетными.
Плановая себестоимость или договорная цена единицы продукции разрабатывается организациями самостоятельно. В конце месяца плановая себестоимость должна быть доведена до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции.
В настоящее время применяют другие виды оценки готовой продукции:
- по неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов;
- по оптовым ценам реализации. Оптовые цены используются в качестве твердых учетных цен. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества;
- по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенными на сумму НДС, - при выполнении единичных заказов и работ;
- по свободным рыночным ценам, - при учете товаров, реализуемых через розничную сеть.
Номенклатура готовой продукции
Большое значение для правильной организации учета движения готовой продукции имеет разработка ее номенклатуры - перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данной организацией. За основу ее составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, марка, сорт). Номенклатурный номер может иметь разное количество цифр.
Номенклатурой пользуются следующие службы организации:
- диспетчерская - для контроля за выполнением графика выпуска изделий;
- цеха - для контроля за ассортиментом выпуска и для выписки накладных при сдаче готовых изделий на склад;
- отдел маркетинга - для контроля за возможностью выполнения договорных поставок;
- бухгалтерия - для аналитического учета и составления сводок и отчетов.
Пример. Станок, код вида - 01; модель: деревообрабатывающий, код модели - 10; назначение - промышленность, код промышленности - 1. (01-10-1)
В начало
3. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ДВИЖЕНИЮ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ОТГРУЗКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
Учет готовых изделий на складе организуется по оперативно-бухгалтерскому методу, т.е. на каждый номенклатурный номер изделий открывается карточка складского учета материалов (ф. № М-17). По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документов записывает в карточках количество ценностей (приход, расход) и рассчитывает остаток после каждой записи.
Бухгалтер обязан ежедневно принимать на складе документы за истекшие сутки (приемно-сдаточные накладные). Правильность ведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера в карточке складского учета.
На основании карточек складского учета материально-ответственное лицо ежемесячно заполняет первый раздел ведомости учета остатков готовых изделий и передает ее в бухгалтерию. Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется в первичных документах - приемно-сдаточных накладных, актах, ведомостях, планах, картах и др.
Отпуск готовой продукции и ее отгрузка оформляются приказом-накладной, в который включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск. Приказ складу выписывает соответствующая служба на основании условий договора с покупателями с указанием наименования покупателя, его кода, количества и ассортимента продукции (графа "занаряжено"), срока отгрузки.
Материально-ответственное лицо (кладовщик) комплектует продукцию по каждому приказу и передает экспедитору для отправки, записывая количество в графе "отпущено".
Документ подписывается начальником службы, кладовщиком и экспедитором (с.428). Приказ-накладная оформляется в двух экземплярах: первый передается экспедитору для указания количества отправленных мест, массы груза согласно товарно-транспортной накладной и суммы оплаченного железнодорожного тарифа за перевозку продукции до станции покупателя; второй экземпляр остается у кладовщика как основание для отпуска. По нему в карточках складского учета в графе "расход" проставляется количество отпущенной продукции и документ передается бухгалтеру. Экспедитор сдает продукцию транспортной организации, получает квитанцию о приеме груза. На следующий день после отгрузки продукции экспедитор обязан приказ-накладную и квитанцию транспортной организации передать в бухгалтерию организации для выписки счета типовой формы (или платежного требования-поручения) и счета-фактуры на имя покупателя.
При заключении договора между поставщиком и покупателем дается оговорка о франко-месте, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик. Эти расходы включаются в состав коммерческих и будут рассмотрены позже. Наиболее распространены следующие виды условий поставок:
- франко-склад поставщика;
- франко-станция отправления;
- франко-вагон станция назначения;
- франко-станция назначения;
- франко-склад покупателя.
В начало
4. УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.
В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и покупателя, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, сумму HДС и др. реквизиты.
Реализация продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам:
- по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму HДС;
- по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам увеличенным на сумму HДС;
- по государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим в себя HДС.
Учет движения отгруженной продукции ведется в ведомости №16 во втором разделе, в котором совмещается аналитический и синтетический учет реализации продукции, материальных ценностей, услуг и расчетов с покупателями. В третьем разделе ведомости №16 отражаются суммы по предъявленным счетам и данные ведомости №16 сверяются с данными журнал-ордера №11, где отражаются данные по реализации готовой продукции.
Существует 2 метода реализации продукции: "по оплате", "по отгрузке". (таблица 1)
Таблица 1
Методы реализации продукции
Содержание операции
"по оплате"
"по отгрузке"
с прим. сч.45
без прим. сч.45
Д
К
Д
К
Д
К
1. Отгрузка продукции
А) по цене реализации
Б) по фактической себестоимости
-
45
-
43
62
-
90
-
62
-
90
-
2. Списывается производственная себестоимость отгруженной продукции (по факт себестоимости) (неполная)
90
45
90
43
90
43
3. Списываются коммерческие расходы (полная
90
44
90
44
90
44
4. Отражение суммы НДС по отгруженной продукции
90
68
90
76
90
68
5. Поступили платежи за реализованную продукцию
51, 52
90
51, 52
62
51, 52
62
6. Начислена задолженность бюджету по НДС
-
-
76
68
-
-
7. Перечислен НДС бюджету
68
51
68
51
68
51
8. Списывается финансовый результат от реализации продукции:
прибыль
убыток
90
91
99
90
90
99
99
90
90
99
99
90
Таблица 2
Эти методы отражаются в учетной политике
Показатели
1999 г.
2000 г.
Откло-нение
В % к прошл. году
1. Объем продукции, тыс.руб.
34500
35580
+1080
103,13
2. Валовая продукция, тыс.руб.
в т.ч. внутризаводской оборот
38089
12234
55056
19476
+16967
+7242
144,55
159,20
3. Численность ППП, чел.
306
300
-6
98,04
4. Себестоимость товарной продукции, тыс.руб.
36113
51386
+15273
142,29
5. Затраты на 1 рубль товарной продукции
104,67
101,65
-3,02
97,11
6. Выручка от реализации
от торговли
21000
15459
17141
23051
-3859
+7592
81,62
149,11
7. Выручка всего
36455
37702
+1247
103,42
8. Себестоимость всего затрат на реализацию, тыс.руб.
36484
40500
+4016
111,01
9. Прибыль от реализации, тыс.руб.
490
600
+110
122,45
10. Рентабельность, %
1,34
1,48
+0,14
110,45
11. Затраты на 1 рубль реализованной продукции, коп.
97,67
104,68
+7,01
107,18
12. Коэффициент ликвидности, при нормативном коэффициенте 1 (1999г.) и 0,95 (2000г.)
0,93
0,64
-0,29
68,82
13. Коэффициент обеспеченности собственными средствами
0,14
0,61
+0,47
435,71
14. В валюте баланса:
- кредитная задолженность, тыс.руб.
- закредитованность заемными средствами
- дебиторская задолженность
- задолженность по кредитам и займам в запасах, %
7192
3729
2111
54,97
10984
1981
2394
34,73
+3792
-1748
+283+
-20,24
152,73
53,12
113,41
63,18
Таблица 3
Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель
Прошлый год
Отчетный год
План
Факт
Средневзвешенный бал качества продукции
Удельный вес, %:
-продукции высшей категории качества
-экспортируемой продукции
-забракованной продукции
-зарекламированной продукции
Потери от брака, млн.руб.
0,70
75
12,5
0,55
0,30
450
0,75
76
15,6
0,40
0,25
350
0,74
78
15,7
0,50
0,20
420
Из таблицы видно, что за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции, т.к. средневзвешенный бал качества продукции в прошлом году составил 0,70, в отчетном году 0,74.
Также проделана работа по повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества - в прошлом году удельный вес составлял 75%, а в отчетном году планировалось 76%, а фактически составило 78%, а экспортируемой продукции в прошлом году она составляла 12,5%, в отчетном году по плану 15,6%, а фактически 15,7%.
Таблица 4
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за месяц, тыс.руб.
Изделия
Потребитель
План поставки по договору
Фактически отгружено
Недопоставка продукции
Зачтенный объем в пределах плана
Колбасные изделия
Полуфабрикаты
Итого
1
2
3
1
2
80
80
60
50
120
390
85
75
70
50
105
385
-5
-15
-5
80
75
60
50
105
370
Невыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Из таблицы видно, что колбасных изделий недопоставили в размере 5 млн.руб, а по полуфабрикатам в размере 15 млн.руб. В общем недопоставка продукции составила 5 млн.руб.
Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
Таблица 5
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции
Изделия
Объем производства продукции, тыс.руб.
Реализация продукции, тыс.руб.
План
Факт
откл. "+", "-"
%
План
Факт
Откл. "+", "-"
%
Колбасы
15000
15200
+200
101,33
15200
15332
+132
95,37
Полуфабрикаты
9250
9320
+70
100,76
9400
9420
+20
100,21
Субпродукты
5200
5330
+130
102,50
6400
6350
-50
99,00
Жиры
5590
5730
+140
102,50
5700
5600
-100
98,25
Итого
35040
35580
+540
101,54
36700
36702
+2
100,01
Из таблицы видно, что комбинат выпускает следующие виды продукции: колбасы, полуфабрикаты, субпродукты, жиры.
Объем производства по всем видам продукции по плану был перевыполнен на 154%. Причиной этого является хорошее материально-техническое обеспечение.
Реализация продукции увеличилась на 0,01%, благодаря увеличению полуфабрикатов, т.к. планировалось реализовать на сумму 9400 тыс.руб, а фактически составило 9420 тыс.руб.
Таблица 6
Анализ рентабельности продукции
Показатели
План
Факт
Отклонение, "+", "-"
1. Прибыль от реализации продукции, руб
500
600
+100
2. Полная себестоимость реализованной продукции, руб
35000
40500
+5500
3. Рентабельность реализованной продукции, руб
1,43
1,48
+0,05
где
Р - рентабельность продукции;
П - прибыль от реализации;
С - полная себестоимость реализованной продукции.
За счет увеличения прибыли от реализации продукции на 100 руб, рентабельность реализованной продукции увеличилась на 0,28%.
За счет увеличения полной себестоимости реализуемой продукции на 5500 руб, рентабельность реализованной продукции уменьшилась на 0,23 %.
Таким образом под влиянием двух факторов рентабельность реализованной продукции увеличилась на 0,05%.
В начало
5. СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Счет 43 "Готовая продукция" предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции.
Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 "Готовая продукция" не отражается, а фактические затраты по ним по мере продажи списываются со счетов учета затрат на производство на счет 90 "Продажи".
Суммы отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам, относящиеся к отгруженной и проданной продукции, отражаются по кредиту счета 43 и дебету соответствующих счетов дополнительной или сторнировочной записью, в зависимости от того, представляют ли они перерасход или экономию.
Под синтетическим учетом реализации готовой продукции понимается отражение в бухгалтерском учете всего объема отгрузки и отпуска в двух оценках по фактической себестоимости, по отгруженным ценам с целью выявления финансовых результатов деятельности организации за отчетный месяц или период с начала года и за год.
Счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции.
По дебету счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг) отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг, в корреспонденции со счетами 20 и 23, 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
По кредиту счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг) отражается нормативная (плановая) себестоимость производственной продукции, сданных работ и оказанных услуг (в корреспонденции со счетами 43, 90 "Продажи"). Счет 40 закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.
Учет реализации связан с 62 счетом "Расчеты с покупателями и заказчиками". Это активный счет, сальдо которого определяет договорную стоимость сданных заказчику работ, услуг, продукции неоплаченных; оборот по дебету - отпускную стоимость сданных работ, услуг, продукции в отчетном месяце; оборот по кредиту - суммы, оплаченные покупателями в отчетном месяце.
В начало
6. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ГОТОВОЙ И ОТГРУЖЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
При инвентаризации товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций проверяют обоснованность числящихся сумм и соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально-ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежащими оформленными документами поставщиков или другими их заменяющими документами; по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.); по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.
Описи составляют отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.
В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносят в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение.
Тема 7. Конкурентоспособность товаров и услуг
Конкуренция на мировом рынке и ее особенности в современную эпоху
В последнее время понятие конкурентоспособности приобретает важное значение при оценке мирохозяйственных позиций страны. Конкуренция – это борьба между хозяйствующими субъектами за более выгодные условия про-изводства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. С переходом России на рыночные методы хозяйствования международная конкуренция принимает глобальный характер. Она рассматривается как инструмент в борьбе за место в формирующейся единой геоэкономической системе. Ос-новными тенденциями развития конкуренции на международном уровне являются:
1. Расширяющийся характер конкуренции
– В настоящее время наряду с транснациональными корпорациями на миро-вом рынке успешно функционируют средние и мелкие компании.
– В число наиболее конкурентоспособных экономик добавились новые ин-дустриальные страны, которые привнесли новые оттенки конкурентной борьбе.
– Активное участие принимают правительства в поддержке своих нацио-нальных экспортеров и форсировании внешнеторговых операций.
2. Качественные изменения международной конкуренции
– Быстрое обновление форм и методов конкуренции;
– Усиление поиска предприятиями новых конкурентоспособных товаров;
– Ускорение процесса поиска новых рынков сбыта продукции.
3. Динамизм
– Существенное влияние НТП на конкуренцию на мировом рынке, выра-женное в стремлении производителей добиться снижения издержек произ-водства, повышения качества товара и максимизации прибыли.
Основным показателем, который отражает место страны в мировой эко-номике, считается ее конкурентоспособность.
Вопросами конкурентоспособности экономик занимается Всемирный экономических форум (ВЭФ), который ежегодно публикует «Глобальный доклад о конкуренции». Отчет о глобальной конкурентоспособности публи-куется в течение 25 лет и является главным источником информации о сильных и слабых сторонах более чем 100 стран, на которые приходится большая часть мирового ВНП. Отчет предоставляет информацию для лиде-ров бизнеса и политики и делает их сотрудничество в сфере создания благо-приятного бизнес-климата более продуктивным. Кроме того, Отчет фокуси-руется на подробных обзорах различных аспектов экономических реформ и конкурентоспособности, делая тем самым важный «интеллектуальный» вклад в решение ряда наиболее сложных проблем.
Традиционной ВЭФ публикует два ежегодных рейтинга конкурентоспо-собности: первый строится на базе индекса конкурентоспособности роста (Growth Competitiveness Index, GCI), второй — на базе индекса конкуренто-способности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Оба индекса формируются на основе результатов специального Опроса руководителей — подробного исследования, ежегодно проводимого Всемирным экономиче-ским форумом, а также статистических данных.
Индекс конкурентоспособности роста используется для оценки воз-можностей экономики достичь устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Этот индекс оценивает влия-ние макроэкономических факторов, которые в соответствии с экономической теорией и опытом политиков и экономистов большинства стран признаются критически важными для роста экономики. Факторы, участвующие в формировании индекса объединяются в три группы:
– качество макроэкономической среды,
– эффективность общественных институтов,
– технологический уровень.
Индекс конкурентоспособности бизнеса был разработан М Портером и оценивает микроэкономические факторы, определяющие текущий уровень производительности национальной экономики. Для формирования индекса используется несколько десятков факторов. Одна часть факторов объединя-ется в группу, которая оценивает качество стратегий и эффективность работы компаний, другая часть используется для оценки качества национального бизнес-климата.
2. Особенности конкурентоспособности России в мировой эконо-мике
В 2012 г. Россия опустилась в Рейтинге глобальной конкурентоспособ-ности на 67 место (рис.).
Рис. Рейтинг России по показателю конкурентоспособности в 1995-2012 гг.
Как видно из графика, еще в 1995 году Россия занимала 48-е место, а к 2003 году опустилась на 70-е. С 2006 года происходит постепенное продви-жение страны вверх в рейтинге, но ни для кого не секрет, что на конкуренто-способность России в большей мере позитивно влияют изменения конъюнк-туры на мировых сырьевых рынках. За последние годы конкурентоспособ-ность России падает, о чем свидетельствуют показатели за 2009-2012 гг.
В первую очередь, данное исследование проводится для потенциаль-ных инвесторов, то есть для компаний, готовых создавать производственные предприятия, открывать свои представительства, налаживать торговые связи. Иностранные инвестиции не будут поступать в страны с высокими рисками, нестабильной политической ситуацией, неразвитой инфраструктурой. Отче-ты по конкурентоспособности позволяют также увидеть сильные и слабые
Основной проблемой России по-прежнему остается высокий уровень коррупции. По этому показателю Россия занима-ет третье место в мире. По показателям на 2012 год еѐ опережают лишь Фи-липпины и республика Бурунди.
Также снижает конкурентоспособность страны высокий уровень пре-ступности. В данный момент в России совершается порядка 2,6 млн. престу-плений в год. Одной из основных причин является экономически нестабиль-ное состояние общества.
Отдельно Всемирный экономический форум выделяет проблему неэф-фективности правительства, которая подразумевает высокие налоговые ставки, недостаточное образование работников, недостаточная обеспечен-ность в области инфраструктуры, ограничительные нормы трудового права и инфляции.
5.3. Понятие конкурентоспособности товара. Параметры конку-рентоспособности и их оценка
Различают отдельные уровни конкурентоспособности:
1. Конкурентоспособность страны;
2. Конкурентоспособность отрасли;
3. Конкурентоспособность региона;
4. Конкурентоспособность предприятия-производителя;
5. Конкурентоспособность товара.
Учитывая, что основным объектом международной торговли является товар или услуга, можно сказать, что конкурентоспособность товара – это основополагающее звено, совершенствование которого становиться основой успешного выступления на мировых товарных рынках.
Конкурентоспособность товара – это способность товара отвечать тре-бованиям конкурентного рынка, запросам покупателей по сравнению с дру-гими аналогичными товарами, представленными на рынке.
Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством това-ра, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, а с другой - це-нами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкуренто-способность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса. Главными составляющими потребительских свойств товара являются:
1. технический уровень товара;
2. уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения;
3. соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стан-дартам;
4. организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны;
5. срок поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий;
6. цена, условия платежей;
7. актуальность (своевременность) появления данного товара на конкрет-ном рынке;
8. политико-экономическая ситуация в данном регионе.
Экономической составляющей конкурентоспособности продукции яв-ляется цена потребления данного товара. В цену потребления входит не только цена приобретения товара, но и цена эксплуатации изделия, завися-щая от показателей его качества, и цена сервисного обслуживания. Так, на-пример, приобретая стиральную машинку, потребитель принимает во вни-мание не только ее цену, но и рассчитывает возможную экономию воды и электричества, сравнивает периоды бесплатного гарантийного обслуживания у различных производителей. Цена потребления обычно значительно выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, кото-рый предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минималь-на цена потребления за весь период его службы.
Оценка конкурентоспособности товара производится на основе сопос-тавления данного товара с продукцией других фирм, которая получила при-знание, высокую оценку и обладает в данный период времени высокой кон-курентной способностью. Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов. Следует отметить, что при оценке конкурентоспособности принимаются во внимание только те свойства, которые представляют интерес для покупа-теля. Все остальные факторы рассматриваются, как не имеющие отношения к конкурентоспособности товара.
По мнению М. Портера, конкурентоспособность товара оценивается только тремя элементами: свойствами данного товара, свойствами конкури-рующих товаров и особенностями потребителей. Он исходит из того, что ка-ждый конкурентный товар обладает какими-либо конкурентными преимуще-ствами. Рассматривая свойства и причины конкурентоспособности товара на международном рынке, можно выделить два основных вида конкурентных преимуществ: более низкие издержки и дифференциация товара.
Более низкие издержки на производство товара позволяют разрабаты-вать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уни-кальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потре-бительских свойств или послепродажного обслуживания.
Более низкие издержки на производство товара позволяют разрабаты-вать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уни-кальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потре-бительских свойств или послепродажного обслуживания.