Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности: теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия (основные функциональные блоки мозга и их характеристика)

  • 👀 576 просмотров
  • 📌 531 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности: теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия (основные функциональные блоки мозга и их характеристика)
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате odt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности: теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия (основные функциональные блоки мозга и их характеристика)» odt
27.04Лекция Профориентология Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности: теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия (основные функциональные блоки мозга и их характеристика) Теория трех функциональных блоков мозга (III ФБМ) А. Р. Лурия является не просто его выдающимся теоретическим открытием. Это краеугольный камень нейропсихологии. Ее значение связано с тем, что она постулирует иерархический принцип мозговой организации психической деятельности человека. Принцип иерархии — один из базисных аспектов эволюционного учения.1-й ФБМ энергетический – блок— Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом. Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации. 2-й ФБМ — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ. 3-й ФБМ — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ. Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности: учение о высшей нервной деятельности И.П. Павлова (основные элементы низшей и высшей нервной деятельности, их характеристика; динамический стереотип как основа профессионального обучения) В физиологии принято различать высшую и низшую нервную деятельность (ВНД [1] и ННД). Эти понятия ввел И.П. Павлов.ННД  направлена во внутреннюю среду организма. Это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов [2] и инстинктов. ННД – это деятельность СМ и ствола ГМ, обеспечивающая регуляцию деятельности внутренних органов и их взаимосвязь, благодаря чему организм функционирует как единое целое. ВНД направлена на внешнюю среду. Это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих  сознательную и подсознательную переработку информации, усвоение информации, приспособительное поведение [3] к окружающей среде и обучение в онтогенезе всем видам деятельности, в том числе целенаправленному поведению[4] в обществе. Это деятельность коры БП и прилегающих к ней подкорковых структур, обеспечивающих взаимосвязь организма с окружающей средой. Важным элементом ВНД является условный рефлекс [5], т.е. сформированная в процессе онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индеферентный для этой реакции. ВНД – это аналитико-ситетическая деятельность коры и ближайших подкорковых образований, которая проявляется в способности выделять из окружающей среды ее отдельные элементы и объединять их в комбинации. Динамический стереотип — выработанная и зафиксированная в коре большого мозга человека или животного устойчивая последовательность условных рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определенном порядке условных сигналов.Для того чтобы образовался динамический стереотип, на организм должен действовать комплекс раздражителей в определенном порядке и через определенные промежутки времени (внешний стереотип). Так, например, у собаки вырабатывают условный слюноотделительный рефлекс на комплекс, состоящий из трех раздражителей: звонок, свет и механическое раздражение кожи. Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности: структурно-морфологический подход к анализу деятельности А.Н. Леонтьева (деятельность, действия и операции как составляющие деятельности) Cогласно этой теории деятельность построена на основе структурно-уровневого принципа, конкретизируется в двух основных положениях: во-первых, общая структура деятельности образована качественно различными уровнями, формами активности человека, во-вторых, эти уровни иерархически подчинены и образуют целостную систему. Различают три основных уровня организации деятельности: уровень операций, уровень действий и уровень автономной деятельности. Второй из них - уровень действий, занимая центральное место в общей структуре деятельности, наиболее важный для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения. В действии, как "клеточке" деятельности представлены зачатки всех сторон психики и все стороны психики выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действительности. В отличие от действий операции соотносятся не с теми или иными осознаваемыми целями, а с условиями их достижения. При этом следует различать внешние и внутренние условия. Внешние условия - это система объективных параметров среды, в которой реализуется та или иная цель. Внутренние условия - это совокупность тех ресурсов (знаний, умений, компетентности и т. д.), которыми располагает субъект. Если совокупность внешних и внутренних условий такова, что она необходима и достаточна для реализации того или иного действия, то оно имеет тенденцию автоматизироваться и переводиться на неосознаваемый уровень регуляции. Действие, поданная без свойства усвидомлюваности, переведена на автоматизированный уровень регулирования, - это и есть операция. И наоборот, если условия усложняются, то уже сформирована операция не только может, но и должна деавтоматизуватися, переводиться на осознаваемый уровень, т.е. трансформироваться в действие. Высший уровень структуры деятельности - собственно деятельность - выделяется на основе того, что данный уровень соотносится не из целями и тем более не с условиями их достижения, а непосредственно с мотивами личности, с системой ее доминирующих потребностей. Согласно данной теории деятельность как таковая выделяется на основе критерия наличия у него самостоятельного специфического мотива. Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности: теория системогенеза деятельности В.Д.Шадрикова (мотивы, цели, программа, информационная основа деятельности, принятие решений, деятельностно-важные качества как элементы деятельности, их характеристика) Системогенез - процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели. Анализ теоретических работ и эмпирический анализ различных видов деятельности дозволяют пред­ставить следующие основные функциональные блоки: ♦ мотивов деятельности; 4 целей деятельности; ♦ программы деятельности; ♦ информационной основы деятельности; ♦ принятия решений; 4 подсистемы деятельностью важных качеств. • мотив — материальный или идеальный предмет, кот. побуждает и направляет деятельность или поступок и ради которого они осуществляются; источником побудительной силы мотива выступают потребности, мотив и определяется как предмет потребности; • мотив деятельности- внутренняя причина, побуждающая к деятельности; • мотивация деятельности — совокупность причин, побуждающих и направляющих деятельность (потребности, цели, идеалы, установки, уровень притязаний, мировоззрение, нормы, направленностью. Функция побуждения - движение к объекту, в котором опредмечена некоторая потребность, или, наоборот, избегание объекта в случае отрицательной мотивации. Соотношение мотивов и потребностей Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: - органическими (удовлетворение естественных потребностей организма); - функциональными (удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом); - социальными (порождают различные виды деятельности, на­правленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, по­лучить признание и уважение со стороны окружающих людей); - духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека). Главный мотив называется ведущим мотивом, он запускает деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы). Второстепенные мотивы - мотивы-стимулы - выполняя роль побудительных факторов дополнительно стимулируют данную деятельность. Мотив-цель – жизненная цель, которая определяет деятельность на длительный период жизни. Сдвиг мотива на цель Суть этого механизма состоит в том; что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Принятие решения в широком смысле слова означает процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных. Типы решений в деятельности. Волевые решения имеют место в ситуациях конфликта противоположных тенденций... 1) Интеллектуальные решения имеют место тогда, когда на первый план выступает задача на хождения в ситуации скрытых, неявных альтернатив. 2) Эмоциональные решения — это всякое предпочтение, выбор, который строится прежде всего на основе эмоциональных механизмов 3) Детерминированные решения — алгоритмизированные процедуры обработки данных по определенным правилам и критериям. Для каждого блока психологической системы деятельности вырабатываются свои специфические правила решения и критерии, которые изменяются вместе с развитием всей системы деятельности в целом. О детерминированных решениях в деятельности речь идет в тех случаях, когда субъект деятельности располагает необходимой и достаточной информацией, правилами решения, критериями и временем, достаточным для обработки информации по соответствующим правилам и критериям. 4) Вероятностные решения в деятельности возникают в случае отсутствия необходимой и достаточной информации (т. е. в условиях неопределенности) или дефицита времени. Цель - предполагаемый результат деятельности, идеальное представление конечного результата. Феномен опережающего отражения. Системный подход в психофизиологии профессиональной деятельности: теория функциональных систем П.К. Анохина (понятие функциональной системы, основные признаки организации, приспособительные механизмы поведения). Тео́рия функциона́льных систе́м — модель, описывающая структуру поведения; создана П. К. Анохиным. «Принцип функциональной системы» — объединение частных механизмов организма в целостную систему приспособительного поведенческого акта, создание «интегративной единицы». Функциональная система (ФС) — это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер ВЗАИМОСОДЕЙСТВИЯ, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата. ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма. Результат деятельности и его оценка занимают центральное место в ФС. Достичь результата — значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении. Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются: 1) афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации; 2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели — акцептора результатов действия; 3) собственно действие; 4) сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия; 5) коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия. Функциональные системы имеют разную специализацию. Одни осуществляют дыхание, другие отвечают за движение, третьи за питание и т.п. ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности: одни из них свойственны всем особям данного вида (и даже других видов), например функциональная система сосания. Другие индивидуальны, т.е. формируются прижизненно в процессе овладения опытом и составляют основу обучения. 9. Интегративный подход в психофизиологии профессиональной деятельности: теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина (основные положения теории, краткая характеристика уровней организма, индивида и личности). Основные положения теории интегральной индивидуальности (В.Мерлин):- Все характеристики, присущие человеку, разделены на 3 уровня: организм, индивид, личность. Все характеристики взаимосвязаны внутри каждого уровня и изменение одной сразу же влечет за собой изменение других. Существует связь между уровнями, поэтому изменение на одном уровне автоматически приводит к нарушению работы других.Уровень организма: физиологическая индивидуальность (рост, вес, телосложение…), биохимическая индивидуальность и эндокринный обмен человека (установление гормонального баланса=> становление индивидуальности. Пример : подростковый кризис), соматическая индивидуальность: работа всех органов и систем и их интеграция в целостный организм. Уровень индивида:- возраст. Существует 2 подхода: - объективно-нормативный подход: биологический возраст (раннее старение), психологический (IQ), социальный (в 6-7 лет в школу), паспортный ( лет от рождения). - субъективно-нормативный: отношение человека к своему возрасту и возрасту окружающих ( прим: возрастные призмы)- пол генетический, акушерский (паспортный) , пол психологический, пол (транссексуализм), половая ориентация ( гомосексуализм, трансвистизм). Нейродинамика – особенности НС, кот. лежат в основе темперамента человека. Сила НС (стрессоустойчивость, работоспособность, выносливость). Особенности (характеристики): Уравновешенность (действия в экстремальных ситуациях и эмоциональная уравновешенность), подвижность (ригидность, пластичность), динамичность (скорость действий), экстра-\интроверсия (общительность, умение сосредоточиться на работе),активность\пассивность (внутренняя, внешняя мотивация деятельности). Задатки – биологические врожденные особенности, определяющие успешность в отдельных направлениях. Потом преобразуются в способности, главное не пропустить тот возраст, в котором они трансформируются. Задатки влияют на выбор профессии. Темперамент– устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. В течение жизни не меняется. Возможны небольшие изменения из-за возрастных кризисов. Не зависит от пола. Зависит от динамики НС, ее силы, гибкости, ригидности. Косвенно влияет на выбор профессии. Уровень личности:-способности; характер; соц. статус. Способности – инд. псих. свойства, лежащие в основе успешного освоения и выполнения деятельности. Делятся на общие (восприятие, память, внимание, мышление, интеллект) и специальные. Интеллект – единство познавательных способностей личности и той информации, которой личность владеет. По уровням интеллект различают:Базовый (природный\невербальный) – совокупность функциональных механизмов познавательных способностей. В практической деятельности проявляется в чувстве юмора, неожиданных метафорах, нестандартных поворотах мысли. Когнитивный : связан с получением новой информации и с тем, в каком виде используется эта информативция для своего опыта. Системный интеллект :способность обработки информации и принятия решений, Его показатели – обобщение и абстрагирование. Типы интеллектуальной активности: Инсайдники- Доминирует природный интеллект, невербальное мышление. Хорошо «мыслит руками», не очень успешно перерабатывает информацию. Наблюдательны и очень внимательны к деталям. Логики- Быстро и точно осмысливают любую информацию. Могут рассматривать проблему с разных сторон. Успешно работают с цифрами и, как правило, умеют убеждать. Эрудиты- Преобладает когнитивный уровень интеллекта за счет кол-ва знаний. Ведущая способность – память. Успешны там, где требуется запоминание и пересказ больших объемов информации. Творцы- Доминирует природный интеллект при хорошем развитии двух других уровней. Хорошо ориентируются в предмете деятельности, ищут новые пути ее реализации, склонны к инновациям. Регуляторы- Доминирует третий уровень интеллекта. Отличаются взвешенностью решений, умеют управлять ситуацией, собой, умеют убеждать, всегда успешны на руководящей должности. Характер – индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Он может повлиять на выбор профессии и соц. статус. Соц. статус-положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Он определяется в 2 периода: 1) соц. Статус определяется статусом его родителей. Формируются способности, косвенно может влиять на формирование характера человека. 2) соц. Статус человека зависит от его собственных достижений, темперамента, способностей и характера. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. П.С. являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности. Выделяют общие и специальные профессиональные способности, многосторонние, полимодальные специальные способности (например, инженер-поэт, математик-скульптор) и одномодальные способности. Общим для полимодальных способностей является творческость, наличие ярких образов, способность к представливанию, чувство материала, легкость образования ассоциаций, перенос и др. 1. Общие профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.). 2. Специальные профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. С.П.С. определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки). С.П.С. возникают при наличии повышенных требований к специальным качествам человека, которые для других профессий не являются важными. Профессиональные способности могут быть актуальными и потенциальными. Актуальные профессиональные способности – это те, которые уже сегодня реализуются в деятельности. Потенциальные способности проявляются при возникновении перед человеком новых проблем, требующих новых решений, а также при поддержке человека со стороны окружающих, что стимулирует актуализацию потенциальных способностей. Природные особенности каждой личности дают основу для ее дальнейшего развития, для формирования всех сфер ее жизнедеятельности, в том числе и профессионального самоопределения. На данные особенности невозможно повлиять, невозможно требовать от человека, пишущего стихи и сочиняющего поэмы, высоких результатов в области химии и физики. Наверняка, такой человек и профессию будет выбирать из области своих возможностей и интересов. Д.А. Леонтьев предложил классификацию актов выбора на основании двух признаков: даны ли субъекту - а) все возможные альтернативы и б) критерии для их сравнения. Выбор при наличии, как альтернатив, так и критериев для их сравнения обозначается как простой; выбор при наличии альтернатив, но отсутствии готовых критериев, которые субъекту еще предстоит выработать, - как смысловой; выбор при отсутствии или неполноте альтернатив, требующий конструирования самих альтернатив, - как личностный, или экзистенциальный. Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится данным автором к третьей разновидности, «поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе» [2]. Если обратиться к истокам, то можно сказать, что личность с самого рождения идет по пути профессионального самоопределения. В.В. Болучевская в своей монографии [3] представляет стадии профессионального становления личности по Э.Ф. Зееру: <%16-%-407%><%16-%-407%><%16-%-407%><%16-%-407%><%16-%-407%><%16-%-407%><%16-%-407%><%16-%-407%> №  п/п Название стадии Основные психологические новообразования стадии 1 Аморфная оптация (0-12 лет). Профессионально ориентированные интересы и склонности. 2 Оптация (12-16 лет). Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение. 3 Профессиональная подготовка (16-23 года). Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду. 4 Профессиональная адаптация (18-25 лет). Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества. 5 Первичная профессионализация. Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности. Квалифицированный труд. 6 Вторичная профессионализация. Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность. 7 Профессиональное мастерство. Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития. Таким образом, основными психологическими особенностями профессионального самоопределения личности являются: Профессиональное развитие на протяжении всей жизни. Природная ориентированность в процессе профессионального становления личности. Потенциальная возможность альтернативного выбора. Тема 4. Особенности личности приёмного ребёнка. 13.04 Лекция Существует ряд психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается замещающая семья,  в процессе адаптации приемного ребенка.   1.       Проблемы, связанные с прошлым жизненным опытом ребенка У каждого приемного ребенка есть своя «история», и каждая «история» накладывает свой отпечаток на жизнь и развитие ребенка. У ребенка была или есть кровная мама, и никакая другая не сможет ее заменить. Если рассматривать ребенка «отказника», то у него давно уже сложился идеальный образ матери и это тоже его «история». Ребенок, живя в кровной семье,  видел модель поведения своих родителей и эта модель поведения и жизни для него единственно правильная. От этой модели будут зависеть нормы поведение и успешность развития самого ребенка в приемной семье. На успешность адаптации и благополучность проживания ребенка в приемной семьей могут влиять, пережитые им: ·        Насилие По статистике более 80% детей, оставшихся без попечения родителей, пережили физическое насилие в кровной семье. Насилие становится нормой жизни ребенка, и по его представлению свидетельствует о проявление любви со стороны родителей. В приемной семье в адаптационный период ребенок, переживший насилие, будет провоцировать родителей всеми известными ему способами,  побуждая их совершать физическое насилие в отношении себя. Если родители отказываются наказывать ребенка, он начинает думать, что его не любят, и откровенно требует наказания. «Наташа К., 7 лет. Приемная мать обратилась к психологу с проблемой - ее приемная дочь постоянно просит о наказании. За любую провинность просит, чтоб ее заперли в темном чулане с крысами на двое суток. В случае отказа  грубит маме и упрекает ее в отсутствии любви и требует отвезти ее обратно в детский дом». Такое поведение ребенка пугает родителей, они начинают сомневаться в своем выборе и отзываться о детях как о психически неполноценных, а это всего лишь естественная реакция на новые условиям проживания.   ·        Агрессия Ребенок, переживший насилие, считает физическое наказание нормой своей жизни, его поведение носит агрессивный характер. У такого ребенка снижена самооценка и высок уровень личностной тревожности. Агрессивные действия направлены в большинстве случаев на детей младших по возрасту или физически слабых. Наиболее ярко агрессивное поведение проявляется в  играх детей. «Игорь С., 6 лет. На консультацию к психологу пришла приемная мама Игоря. Она рассказала психологу о том, что ее настораживают  некоторые моменты в поведении  ребенка. Во время игры Игорь  постоянно душит мишку, заклеивает ему рот, с машинками он постоянно устраивает аварии и радуется происходящему. Как выяснилось, кровная мама, приводя в дом нового мужчину, привязывала сына к батарее, чтобы он не мешал ей, а когда он плакал, она заклеивала ему рот  и душила его, пока мальчик не замолчит». Но не только в играх проявляется агрессивное поведение детей. В некоторых случаях агрессия становится личностной чертой ребенка, в свою очередь, избивая сверстника в детском саду или в школе, такие дети получают удовольствие. Мальчик, изъятый, из семьи, где он испытывал на себе физическое насилие со стороны отца, начал проявлять агрессивное поведение в приюте: он зажимал в проемах дверей руки детей и наслаждался их криками о пощаде. К сожалению, дети, испытавшие физическое насилие привносят его не только в игру, но и в повседневную жизнь.   ·          Сексуальное развращение «Катя Р., 8 лет. Девочка проживала в одной комнате с мамой, с бабушкой и их сожителями, спала на грязном полусгнившем диване, без постельного белья, в комнате без окон, топившейся по-черному. Комната находилась на втором этаже, лестница, ведущая на второй этаж, отсутствовала, чтобы девочке  попасть в комнату, ей надо было  карабкаться наверх по коробкам. При помещении Кати в приемную семью, в адаптационном периоде мы столкнулись с проблемами сексуального характера. Девочка, приходя утром в комнату приемных  родителей, постоянно советовала, как надо спать ночью. Все ее игры имели сексуальный подтекст. Девочка постоянно просила кровных сыновей приемной мамы жениться на ней и готовила для этого постель. В другие игры играть отказывалась» К сожалению, это не единичный случай, почти все дети из неблагополучных семей в той или иной мере проявляют сексуализированное поведение, как отпечаток прошлой жизни.   ·          Последствия, связанные с пребыванием ребенка в государственном учреждении Все дети, находящиеся в государственных учреждениях испытывают на себе последствия материнской депривации, которые особенно ярко проявляются в адаптационный период. К таким последствиям можно отнести: - высокий уровень личностной тревожности На начальных этапах адаптации ребенка к новым условиям среды уровень тревожности резко повышается, в этот период наблюдаются обострение симптомов невротизации: энуреза, онанизма, раскачивания ребенка перед сном, и т.д. К  завершению адаптационного периода уровень личностной тревожности ребенка снижается, но остается в пределах высоких показателей. - нарушение привязанности Те дети, которые имели опыт проживания в семьях, имеют  и опыт формирования привязанностей, но в связи с тем, что многие хорошо помнят кровных родителей, процесс формирования привязанности к приемным родителям проходит долго и сложно. Дети - отказники не помнят своих родителей, у них отсутствует чувство привязанности к кому-либо и поэтому для них процесс формирования привязанностей не менее долгий и не менее сложный. - несформированность эмоционально-волевой сферы Незрелость эмоционально-волевой сферы формируют проблемы поведенческого характера. Несформированность внутреннего  локуса контроля, т.е. неумение контролировать свои чувства, эмоции и поведение - одна из главных проблем адаптационного периода проживания ребенка в принимающей семье. - собственничество В начальный период адаптации чувство собственничества выражено особенно ярко. Ребенок ведет себя обособленно, все свои вещи держит при себе, конфетами и подарками отказывается делиться с близкими, считает, что все только для него, и мама тоже. На этой почве возникают конфликты с кровными детьми, в том числе и ревность. - привлечение внимания к себе Как в кровной семье, так и в государственном учреждении ребенку всегда  не хватало внимания со стороны взрослых. Придя в семью, ребенок пытается обратить на себя внимание всеми известными ему способами. Он хочет, чтобы все внимание было уделено ему одному. В начальный период адаптации ребенок стремится  понравиться, завоевать расположение, показать себя с лучшей стороны. - проблемы, связанные со здоровьем детей Немало проблем доставляет приемным родителям здоровье детей, а точнее его отсутствие. Многие дети имеют сложные хронические заболевания, обусловленные асоциальным поведением их кровных родителей. Тема 5. Основы организации работы с приёмными семьями в РФ. Сопровождение ребенка, проживающего в замещающей семье 22.04. Лекция Семья – одна из главных ценностей каждого человека. Это самые близкие и любимые люди, родной дом и очаг, это особая атмосфера, которая дарит ощущение защищенности и надежности. С семьи начинается жизнь человека. Дружная крепкая семья дает человеку силы, жизненную энергию, оберегает от житейских невзгод. Счастливый семейный очаг является основой взаимного доверия и искренности.  Создание замещающей семьи – первый этап на пути ее развития. Вхождение ребенка в замещающую семью можно охарактеризовать как процесс формирования психологической и эмоциональной защищенности, которая у ребенка может возникнуть только в условиях «достаточности» проявляемой заботы. Ребенок-сирота попадает в новые условия с багажом негативных воспоминаний и опыта. Его предыдущий негативный опыт в общении со значимыми взрослыми не позволяет ему быстро и успешно освоиться в новой среде, наступает период адаптации. От того, как пройдет этот процесс, зависит дальнейший путь развития семьи, гармоничность ее функционирования. Для того чтобы понять процесс адаптации, нужно представить, что Вас внезапно переместили в новое, совершенно незнакомое место, причем это произошло без предварительной подготовки и вашего желания. Что Вы испытываете при этом? Вероятно, ваше состояние будет близко к шоковому, и Вы будете растеряны. Попадая в новые условия, усыновленный ребенок и его новые родители будут испытывать примерно такое же состояние, которое называется адаптацией - процессом привыкания, «притирания» людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам.  От того, насколько серьезно приемные родители готовились к предстоящему событию, приему ребенка в семью, зависит то, насколько легко и успешно пройдет адаптация ребенка к семье и семьи к ребенку. Основные этапы процесса адаптации. Адаптация ребенка в замещающей семье – включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности  к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества.  Адаптация родителей к появлению нового члена семьи, предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа. В первые две-три недели закладываются основы будущих взаимоотношений в семье. Успешность адаптации ребенка в первую очередь зависит от умения взрослых построить внутрисемейное общение. Воспитанники специализированных учреждений, как правило, испытывают затруднения в общении с членами семьи, не сразу «вписываются» в сложившуюся систему семейных отношений. Они глубоко обижены кровной семьей, не умеют сопереживать другому человеку, проявлять любовь к нему, не доверяют окружающим, сохраняют дистанцию при взаимодействии с ними. Им трудно контролировать поведение, видеть последствия своих поступков, быстро освоить правильный тон общения. Первое, что они хотят понять, попадая в новое место, - это «почему я здесь?», «долго ли я тут пробуду?», «что будет со мной в дальнейшем?». Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что приспосабливается не только ребенок, но и каждый член семьи. И чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее. Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты к новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей, а также всех членов приемной семьи между собой. Период адаптации ребенка в разных семьях не проходит одинаково, его особенности зависят от многих причин, связанных как с семьей воспитателя, его личной готовностью воспитывать приемного ребенка, так и характером и поведением самого ребенка, его отношением к своему прошлому и настоящему положению. И при сочетании этих условий и причин получается множество вариантов адаптации.  Считается, что нет какого-то определенно правильного пути воспитания. В каждой семье - свои системы воспитания, главное, чтобы были учтены основные нужды ребенка. Тогда он вырастет счастливым. Что же это за нужды? Прежде всего, это любовь, уход, похвала, не только за то, что он сделал, но за то, что он пытается сделать; это уважение и внимание, когда вы стремитесь понять, что хочет от вас ребенок; это поощрение и безопасность, которое выражается в том, что дети знают, что вы рядом в тот момент, когда им трудно. Замещающая семья и приемный ребенок в процессе адаптации проходят следующие стадии: Стадия 1. «Знакомство» или «Медовый месяц».  На данной стадии происходит ознакомление с домом, окружением, изменяется режим дня у ребенка. Характерные признаки данной стадии: • Опережающая привязанность родителей и детей друг к другу Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили, — они только хотят полюбить новых родителей. • Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно Лихорадочно-возбужденное состояние детей. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. • Реакция на новизну Перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Не удивляйтесь, что иногда он может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их зовут, путает имена, родственные отношения, спрашивает «Как тебя зовут?», «А что это?» много раз. Причина — не в его плохой памяти или в его недостаточном уме. Такое происходит либо потому, что мозг ребенка пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него, либо потому, что ему очень нужно лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые родители. • Воспоминания прошлого В то же время довольно часто совершенно неожиданно и, казалось бы, в неподходящее время дети вспоминают биологических родителей, эпизоды, факты из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями. А вот, если специально спрашивать о бывшей жизни, некоторые дети отказываются отвечать или говорят неохотно. Это не свидетельствует о плохой памяти, а объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии усвоить. Стадия 2. «Возврат в прошлое» или «Регрессия». Происходит проверка родителей «на прочность», процесс установления первых детско-родительских отношений, привыкание членов семьи друг к другу - взаимная адаптация. Характерные признаки данной стадии: • Другие люди - другие правила Ребенок не сразу может приспособиться к новым отношениям, другим установкам, условиям жизни. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести, как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. На этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как: •фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; • чувство беспомощности или чувство зависимости; • чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность; • отказ от всего нового; • необъяснимые припадки злобы, плача; • признаки усталости  или тревоги,  признаки депрессии и т. п. • Психологические барьеры Обнаруживается несовместимость темпераментов, черт характера, привычек родителей и привычек ребенка. • Разрушение идеалов У детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим («Иди, поиграй, займись чем-нибудь...»). Либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг. • Истощение сил У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное, терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно. • Дефицит знаний у родителей Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбор нужного стиля общения. В этот период психологи выделяют: • безрезультатные попытки родителей опереться на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали; • разницу во взглядах на воспитание у родителей; • влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу; • завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку; •  процесс воспитания рассматривается родителями как исправление врожденных недостатков; • исчезновение радости общения, естественности отношений; • возникновение стремления подчинить ребенка себе, своей власти; • преуменьшение достоинств ребенка; • начинается сравнение ребенка со сверстниками, которое зачастую не в его пользу; • отсутствует чуткое реагирование на малейшие достижения ребенка. • Псевдорегресс Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Он становится слишком требовательным и капризным, предпочитает играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Некоторые дети проявляют враждебность к своему новому окружению. Отмечается возврат вредных привычек. • Страхи детей Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что те уйдут и не вернутся. • Изменения поведения Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый ребенок иногда вдруг начинает проявлять интерес к окружающему, особенно когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным. • Первые «маячки» адаптации Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка,  смех.  Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает».  Стадия 3. «Привыкание» или «Медленное восстановление». Эта стадия завершает процесс адаптации ребенка в новой семье. Развитие этой стадии может идти в двух направлениях: Первое направление. Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, если замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап, если родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения. • Становление адекватного поведения у ребенка: -ребенок как-то неожиданно повзрослел; если раньше его привлекали малыши, то теперь он покидает их игры, выбирает компании, близкие ему по возрасту; -у ребенка исчезает напряжение, он начинает шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми; -ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении; -ребенок принимает активное участие во всех делах семьи; -ребенок без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни; -поведение ребенка соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям; -ребенок чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным; -у многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд; -дети становятся эмоциональнее; расторможенные - более сдержанными, а зажатые - более открытыми. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим их в свою семью. • Концентрация на настоящем Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали? • Положительные изменения в поведении Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя в них. Сам отмечает происходящие с ним изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям. Приемные дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок. Второе направление. Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним, то происходит следующее: • У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). А также то, что уже отмечалось выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм. • В подростковый период у такого ребенка наблюдаются негативные реакции по отношению к своим приемным родителям. Ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, критиковать их, особенно когда испытывает обиду. Подросток может начать демонстрировать отрицание ценностей, обычаев усыновителей. Сопровождение – это психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов и форм индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Служба сопровождения принимающей семьи – организационная структура, в состав которой входят специалисты, осуществляющие сопровождение замещающей семьи на разных уровнях ее жизнедеятельности. Служба оказывает содействие по созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в замещающей семье. Нормативно-правовая база Конвенция ООН о правах ребенка. Семейный кодекс РФ. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. № 06-370. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275.   Основные направления работы Разработка индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье. Составление плана текущего сопровождения семьи и ребенка. Проведение мониторинга развития ребенка в семье. Подготовка выписок по результатам мониторинга с конкретными рекомендациями для каждого ребенка, проживающего в замещающих семьях. Посещение детей в семьях, детских садах, общеобразовательных учреждениях. Проведение занятий, индивидуальных бесед, консультаций специалистов с детьми и всеми членами принимающей семьи (родители, кровные дети, другие приемные дети, бабушки и дедушки и т.д.). Наблюдение  за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье, предупреждение негативных моментов в поведении детей, и их взаимоотношениях с членами семьи, преодоление кризисных ситуаций. Методическое сопровождение замещающих семей (семинары, консультации, индивидуально – методические консультации: устные и письменные). Разработка психолого-педагогических и социально-педагогических рекомендаций для замещающих родителей по созданию благоприятных условий воспитания детей и преодолению кризисных ситуаций.   Специалисты службы Руководитель проекта. Педагоги-психологи. Юрист. Социальные педагоги. Учитель-дефектолог/учитель-логопед. Врачи-консультанты. (Функциональные обязанности см. приложение 1).   Структура взаимодействия с замещающими семьями   Вся работа осуществляется в несколько этапов, взаимодействие ведется последовательно.  Можно выделить три основных этапа.   Этапы сопровождения Предварительный. Основной. Итоговый.   Предварительный. Сопровождение начинается с предварительной работы. Учитывая, что сопровождение осуществляется, преимущественно, в семьях, в которых проживают дети детского дома, то предварительная работа проводится до перехода ребенка на постоянное проживание в семью. Предварительная работа включает в себя: Знакомство с личным делом воспитанника. Знакомство с личным делом позволяет изучить историю жизни ребенка, дает сведения о его кровных родителях, об условиях проживания, о причинах, в результате которых ребенок оказался в государственном учреждении, кроме того, позволяет понять некоторые причины определенного поведения ребенка (насилие, привязанности и т.д.). Знакомство с личным делом семьи. Это необходимо для того, чтобы как можно больше узнать об индивидуальных особенностях самих кандидатов, об особенностях их семейного уклада, о правилах, установленных в семье, о режиме дня, месте и времени работы, об интересах и многом другом. Этот вид деятельности эффективен тогда, когда кандидат в приемные родители проходил обучение в школе приемных родителей непосредственно на базе детского дома и имеется достаточно данных для изучения. Обучение в Школе приемных родителей на базе детского дома позволяет оценить ресурсность замещающих семей, определить мотивацию и ожидания кандидатов в замещающие родители, которые в дальнейшем могут быть профессионалами, понимающими важность и необходимость сотрудничества со специалистами службы сопровождения.   Основной. Планирование работы с семьей. Социально-психологическое сопровождение приемных семей начинается непосредственно после заключения приемными родителями договора о сопровождении при передаче ребенка. После этого планируется первое посещение семьи и психолого-педагогическая диагностика, заводится личное дело приемной семьи (перечень входящих документов приложении 2). Целью первичного социально-педагогического обследования является: оценка бытовых условий проживания приемной семьи, физического состояния ребенка и круга общения. В процессе посещения социальным педагогом заполняется паспорт семьи (приложение 3), карта социально-педагогического обследования состояния и развития ребенка в семье (приложение 4). Основные методы: наблюдение, беседа. Целью психологической диагностики является отслеживание адаптированности детей в приемной семье, защиты их интересов. Кроме того осуществляется диагностика психоэмоционального состояния детей, детско-родительских отношений, определение ресурса семьи, выявление области семейных дисфункций. Для этого педагогом-психологом используются социограмма и методика «Домики», а так же анкета О.М. Щедринской «Ребенок глазами родителей» (приложение 5). По результатам первичного посещения семьи замещающим родителям даются рекомендации и составляется план сопровождения семьи. Каждый специалист составляет свой план сопровождения, в котором подробно расписано поэтапное, пошаговое сопровождение каждой замещающей семьи в отдельности.  После первичного посещения проводится психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Психолого-педагогический консилиум – это форма взаимодействия специалистов по сопровождению замещающих семей, направленная на обеспечение своевременной помощи замещающим семьям. Консилиум помогает осуществлять комплексный подход к организации и реализации сопровождения, коллегиально выносить решения. В ходе проведения консилиума обсуждаются следующие показатели развития ребенка в замещающей семье: Оценивается: Здоровье: физическое развитие ребенка; нервно-психическое развитие; заболеваемость хроническая; заболеваемость острая. Образование: школьная мотивация; успеваемость; дополнительное образование; личностное развитие; психические процессы; самооценка; эмоциональное развитие. Социальная адаптация: навыки самообслуживания; внешний вид и поведение в обществе; межличностные отношения; способность к общению (со взрослыми и сверстниками); соблюдение прав и обязанностей в семье. Социальное окружение: атмосфера понимания, принятие и поддержка ребенка в семье и семьи в окружающем социуме. По результатам ПМПк и на основе совокупности планов специалистов службы, сопровождающих приемную семью, составляется общий план сопровождения, составляются индивидуальные рекомендации. Рекомендации передаются семье посредством почты, в том числе электронной. Таким образом, формируется обратная связь между специалистами службы сопровождения и замещающей семьей, В соответствии с общими планами сопровождения семей составляется общий график службы сопровождения, в котором прослеживается периодичность диагностики и мониторинга. Чем меньше срок проживания ребенка, тем интенсивнее должно быть сопровождение. Следующим видом деятельности на основном этапе является мониторинг. Мониторинг, отслеживание динамики развития ребенка в семье. Посещения семьи, промежуточная психолого-педагогическая диагностика, мониторинг развития ребенка после помещения в неё ребенка, проводится по следующему плану: От 0-6 месяцев. Посещение семьи для диагностики планируется не ранее чем через месяц после помещения ребенка в семью, но возможны звонки, начиная с первой недели. Социальный педагог и педагог-психолог во время визита беседуют с замещающими родителями о первом месяце жизни ребенка в семье, знакомятся с бытом семьи, устанавливают контакт с другими членами семьи, с социальным окружением (по возможности). Мониторинг развития ребенка – 1 раз в месяц. От 6 месяцев до 2 лет. Диагностика проводится 2 раза в год, мониторинг развития ребенка проводится 1 раз в 3 месяца. От 2 лет и более. Мониторинг 2 раза в год. Работа с семьей по запросу осуществляется на всех этапах сопровождения. Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг развития ребенка в семье позволяют оценить эффективность функционирования замещающей семьи и динамики развития ребенка, помещенного в эту семью. После каждой диагностики, мониторинга или консультации родителям даются психолого-педагогические рекомендации, направленные на улучшение внутрисемейных отношений, на решение проблем, заявленных замещающим родителем, или выявленных в результате работы с семьей специалистами. По необходимости назначаются консультации специалистов. Результаты каждой диагностики и мониторинга, а также заключения и рекомендации вкладываются в личное дело, помогая, таким образом, отследить динамику и вносить корректировку в планы сопровождения.  Итоговый. В связи с прекращением действия договора о создании приемной семьи по достижении воспитанником восемнадцатилетнего возраста сопровождение приемной семьи прекращается. Проводится итоговая диагностика, в которую, в том числе, входит определение уровня готовности к самостоятельной жизни. После чего сопровождение ребенка, оставшегося без попечения родителей, передается в Службу постинтернатного сопровождения, независимо от того, сохраняются ли отношения между ребенком и приемной семьей или нет. Сохранение теплых отношений ребенка с приемной семьей, в том числе, заключение с приемными родителями договора о постинтернатном сопровождении, уровень готовности к самостоятельной жизни позволяет оценить эффективность функционирования замещающей семьи и работы специалистов службы сопровождения. Виды сопровождения замещающих семей   Служба сопровождения подразумевает три вида сопровождения: мониторинговое, активное, кризисное. Мониторинговое сопровождение. Данный вид сопровождения применим к замещающим семьям, имеющим стаж совместного проживания не менее двух лет, отношения в которых сформированы, дети приняты в  семью. Психологический климат благополучный. Активное сопровождение применимо к семьям, стаж которых менее двух лет, но выраженных проблем на данный момент не наблюдается. Психологический климат в семье благополучный. Активное сопровождение отличается от мониторингового большей частотой взаимодействия семей со специалистами Службы сопровождения семей. Данные виды сопровождения осуществляются по графику, построенному в соответствии с этапами сопровождения, и по запросу со стороны замещающих семей. Кризисное сопровождение осуществляется в семье при появлении выраженных проблем различной этиологии, которые впоследствии могут привести к распаду замещающей семьи. Стаж совместного проживания значения не имеет. Частота взаимодействия с семьей обусловлена необходимостью Приложение 2   Список документации, хранящейся в личном деле замещающей семьи   Паспорт приемной семьи. Договор о психолого-педагогическом сопровождении семьи. Индивидуальный план сопровождения. Свидетельства о рождении детей, копия паспорта родителей. Приказ «Об установлении опеки над несовершеннолетним». Разрешение Органов опеки и попечительства администрации района, в котором проживает замещающая семья, на оказание услуг по сопровождению семьи. Сведения о кровных родственниках, имуществе ребенка. Карта социально-педагогического обследования. Заключение по результатам психологического обследования приемной семьи с рекомендациями. Справки о работе со специалистами образовательных и медицинских учреждений, работниками полиции и органами опеки и попечительства.  Результаты мониторинга и отслеживаемая динамика.   Приложение 3 Паспорт приемной семьи. Приемные родители: Мать: Фамилия ___________________________________________ Имя _______________________________________________ Отчество ___________________________________________ Дата рождения ______________________________________ Образование ________________________________________ Профессия _________________________________________ Место работы _______________________________________ Документ, удостоверяющий личность: ___________ Серия ___________    номер ______________ Кем, когда выдали __________________________________________________   Отец  Фамилия ___________________________________________ Имя _______________________________________________ Отчество ___________________________________________ Дата _______________________________________________ Образование ________________________________________ Профессия _________________________________________ Место работы _______________________________________ Документ, удостоверяющий личность _________________________________ Серия  __________    номер ______________ Кем, когда выдали __________________________________________________     Адрес, где проживает семья Индекс ___________ Улица _____________________________________________ Дом  ________  КВ. __________________ Телефоны: _________________________________________ Обучение в школе замещающих семей (где, когда, № свидетельства)____________________________________________   Дата образования семьи: _______________________ Состав семьи (ФИО, дата рождения): Кровные дети (количество): ________________________________ Другие члены семьи – Сведения о приемных детях: Фамилия _____________________________________________________ Имя _________________________________________________________ Отчество _____________________________________________________ Дата рождения ________________________________________________ Место рождения ____________________________________________________ Документ, удостоверяющий личность _________________________________ Серия                                     номер Кем, когда выдали__________________________________________________   Дата поступления в семью____________________________________________ Откуда МБОУ д/дом №7 Состояние здоровья_________________________________________________ Место учебы_______________________________________________________ Образование_______________________________________________________ Дополнительное образование_________________________________________ Сведения о жилье___________________________________________________ Сведения об имуществе______________________________________________ Материальное обеспечение (пенсия, элементы, пособия и т.д.)_____________   Статус приемного ребенка (сирота, ребенок, оставшийся, без попечения родителей)________________________________________________________ Примечание (сведения о биологических родителях): Мать – Отец – Сведения о кровных родственниках: Социально-бытовые условия семьи: Жилье____________________________________________________ Транспорт________________________________________________ Земельный участок________________________________________ Подсобное хозяйство_______________________________________ Льготы на коммунальные услуги____________________________ Прочее____________________________________________________ 7     Сведения об участии и о наградах семьи (приемных детей) в конкурсах, олимпиадах: родители                                             Дети                 __________________________           ______________________________ __________________________           ______________________________ __________________________           ______________________________     Дата заполнения                                Роспись
«Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности: теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия (основные функциональные блоки мозга и их характеристика)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot