Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Профориентология

  • 👀 277 просмотров
  • 📌 254 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате odt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Профориентология» odt
27.04 Лекция Профориентология Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности по А.Р. Лурия: Теория трех функциональных блоков мозга постулирует иерархический принцип мозговой организации психической деятельности человека. 1-й блок - энергетический. Обеспечивает регуляцию процессов активации, общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС. Первый блок мозга непосредственно связан с процессами внимания, памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации. 2-й блок - блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Блок обеспечивает модально-специфические процессы, сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ. 3-й блок — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ. Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности по Павлову: • В физиологии принято различать высшую и низшую нервную деятельность. • ННД - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов. ННД – это деятельность СМ и ствола ГМ, обеспечивающая регуляцию деятельности внутренних органов и их взаимосвязь, благодаря чему организм функционирует как единое целое. • ВНД - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознательную и подсознательную переработку информации, усвоение информации, приспособительное поведение к окружающей среде и обучение в онтогенезе всем видам деятельности. Это деятельность коры БП и прилегающих к ней подкорковых структур, обеспечивающих взаимосвязь организма с окружающей средой. • Динамический стереотип — выработанная и зафиксированная в коре большого мозга устойчивая последовательность условных рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определенном порядке условных сигналов. Для его образования на организм должен действовать комплекс раздражителей в определенном порядке и через определенные промежутки времени. Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности по Леонтьеву: Деятельность построена на основе структурно-уровневого принципа. Основные положения: общая структура деятельности образована качественно различными уровнями, формами активности человека; эти уровни иерархически подчинены и образуют целостную систему. Различают три основных уровня организации деятельности: уровень операций, уровень действий и уровень автономной деятельности. Уровень действий занимает центральное место в общей структуре деятельности, необходим для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения. Операции соотносятся с условиями достижения целей. При этом следует различать внешние (среда) и внутренние (ресурсы человека) условия. Если совокупность внешних и внутренних условий достаточна для реализации того или иного действия, то оно может автоматизироваться. Высший уровень структуры деятельности выделяется на основе того, что данный уровень соотносится с мотивами личности, с системой ее доминирующих потребностей. Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову: Системогенез - процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов обеспечения достижения цели. Основные функциональные блоки деятельности: мотивы деятельности; цели деятельности; программы деятельности; информационные основы деятельности; принятие решений; подсистемы деятельностно важных качеств. Соотношение мотивов и потребностей. • Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими (естественный потребности); функциональными (культурные формы); социальными (уважение и признание); духовными (самосовершенствование). • Главный мотив - ведущий, запускает деятельность, придает ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы). Второстепенные мотивы - мотивы-стимулы - выполняют роль побудительных факторов, дополнительно стимулируют данную деятельность. Мотив-цель – жизненная цель, которая определяет деятельность на длительный период жизни. Сдвиг мотива на цель - цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Принятие решения - процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных. Типы решений в деятельности. • Волевые решения - в ситуациях конфликта противоположных тенденций; • Интеллектуальные решения - на первый план выступает задача нахождения в ситуации скрытых, неявных альтернатив; • Эмоциональные решения — это всякое предпочтение, выбор, который строится на основе эмоциональных механизмов • Детерминированные решения — алгоритмизированные процедуры обработки данных по определенным правилам и критериям. • Вероятностные решения - в случае отсутствия необходимой и достаточной информации или дефицита времени. Цель - предполагаемый результат деятельности, идеальное представление конечного результата. Феномен опережающего отражения. Системный подход в психофизиологии профессиональной деятельности по П.К. Анохину: «Принцип функциональной системы» — объединение частных механизмов организма в целостную систему приспособительного поведенческого акта, создание «интегративной единицы». Функциональная система — это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер ВЗАИМОСОДЕЙСТВИЯ, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата. Результат деятельности и его оценка занимают центральное место в ФС. Достичь результата — изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении. Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с помощью специфических механизмов: 1) афферентный синтез поступающей в нервную систему информации; 2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели — акцептора результатов действия; 3) действие; 4) сличение афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия; 5) коррекция поведения. Функциональные системы имеют разную специализацию: дыхание, движение, питание и т.п. Интегративный подход в психофизиологии профессиональной деятельности В.С. Мерлину: Основные положения теории интегральной индивидуальности: • Все характеристики, присущие человеку, разделены на 3 уровня: организм, индивид, личность. • Все характеристики взаимосвязаны внутри каждого уровня и изменение одной сразу же влечет за собой изменение других. Уровень организма: физиологическая индивидуальность, биохимическая индивидуальность и эндокринный обмен человека, соматическая индивидуальность: работа всех органов и систем и их интеграция в целостный организм. Уровень индивида: Возраст (паспортный, биологический, социальный). Нейродинамика – особенности НС, которые лежат в основе темперамента человека. Задатки – биологические врожденные особенности, определяющие успешность в отдельных направлениях. Могут преобразоваться в способности. Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности. Уровень личности: способности; характер; соц. статус. Способности – индивидуальные психологические свойства, лежащие в основе успешного освоения и выполнения деятельности. Делятся на общие и специальные. Характер – индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Соц. статус-положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Профессиональные способности - индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Виды: 1. Общие профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. 2. Специальные профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии. 3. Актуальные профессиональные способности – это те, которые уже сегодня реализуются в деятельности. 4. Потенциальные способности проявляются при возникновении перед человеком новых проблем, требующих новых решений, а также при поддержке человека со стороны окружающих, что стимулирует актуализацию потенциальных способностей. Стадии профессионального самоопределения по В.В. Болучевской: Название стадии Основные психологические новообразования стадии 1 Аморфная оптация (0-12 лет). Профессионально ориентированные интересы и склонности. 2 Оптация (12-16 лет). Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение. 3 Профессиональная подготовка (16-23 года). Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду. 4 Профессиональная адаптация (18-25 лет). Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества. 5 Первичная профессионализация. Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности. Квалифицированный труд. 6 Вторичная профессионализация. Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность. 7 Профессиональное мастерство. Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития. Тема 4. Особенности личности приёмного ребёнка. 13.04 Лекция Существует ряд психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается замещающая семья,  в процессе адаптации приемного ребенка: Например, проблемы, связанные с прошлым жизненным опытом ребенка Ребенок, живя в кровной семье, видел модель поведения своих родителей и эта модель поведения и жизни для него единственно правильная. От этой модели будут зависеть нормы поведение и успешность развития самого ребенка в приемной семье. На успешность адаптации и благополучность проживания ребенка в приемной семьей могут влиять, пережитые им: насилие (может стать нормой для ребенка, без которой он может думать, что его не любят); агрессия (проявляется в сниженной самооценке, агрессивном характере по отношению к младшим или более слабым, в играх); сексуальное развращение; последствия, связанные с пребыванием ребенка в государственном учреждении (депривация, тревожность, нарушение привязанности, несформированность эмоционально-волевой сферы, собственничество, привлечение внимания, заболевания) Тема 5. Основы организации работы с приёмными семьями в РФ. Сопровождение ребенка, проживающего в замещающей семье 22.04. Лекция Семья – одна из главных ценностей каждого человека. Это самые близкие и любимые люди, родной дом и очаг, это особая атмосфера, которая дарит ощущение защищенности и надежности. Создание замещающей семьи – первый этап на пути ее развития. Вхождение ребенка в замещающую семью - процесс формирования психологической и эмоциональной защищенности, которая у ребенка может возникнуть только в условиях «достаточности» проявляемой заботы. От того, как пройдет процесс адаптации ребенка зависит дальнейший путь развития семьи, гармоничность ее функционирования. Адаптация в данном случае - процессом привыкания, «притирания» людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. От того, насколько серьезно приемные родители готовились к предстоящему событию, приему ребенка в семью, зависит то, насколько легко и успешно пройдет адаптация ребенка к семье и семьи к ребенку. Основные этапы процесса адаптации. Адаптация ребенка в замещающей семье – включение в семейную систему, принятие предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества.  Адаптация родителей к появлению нового члена семьи, предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей, становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа. В первые две-три недели закладываются основы будущих взаимоотношений в семье. Воспитанники специализированных учреждений, как правило, испытывают затруднения в общении с членами семьи, не сразу «вписываются» в сложившуюся систему семейных отношений. Замещающая семья и приемный ребенок в процессе адаптации проходят следующие стадии: Стадия 1. «Знакомство».  На данной стадии происходит ознакомление с домом, окружением, изменяется режим дня у ребенка. Характерные признаки данной стадии: • Опережающая привязанность родителей и детей друг к другу; • Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно; • Реакция на новизну; • Воспоминания прошлого. Стадия 2. «Возврат в прошлое». Происходит проверка родителей «на прочность», процесс установления первых детско-родительских отношений, привыкание членов семьи друг к другу - взаимная адаптация. Характерные признаки данной стадии: • Другие люди - другие правила • Психологические барьеры • Разрушение идеалов • Истощение сил • Дефицит знаний у родителей • Псевдорегресс • Страхи детей • Изменения поведения • Первые «маячки» адаптации  Стадия 3. «Привыкание». Эта стадия завершает процесс адаптации ребенка в новой семье. Развитие этой стадии может идти в двух направлениях: Первое направление. Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, если замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап, если родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения. • Становление адекватного поведения у ребенка: -ребенок как-то неожиданно повзрослел; -у ребенка исчезает напряжение, он начинает шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми; -ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении; -ребенок принимает активное участие во всех делах семьи; -ребенок без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни; -поведение ребенка соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям; -ребенок чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным; -у многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд; -дети становятся эмоциональнее; расторможенные - более сдержанными, а зажатые - более открытыми. • Концентрация на настоящем; • Положительные изменения в поведении. Второе направление. Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним, то происходит следующее: • У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). А также то, что уже отмечалось выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм. • В подростковый период у такого ребенка наблюдаются негативные реакции по отношению к своим приемным родителям. Ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, критиковать их, особенно когда испытывает обиду. Подросток может начать демонстрировать отрицание ценностей, обычаев усыновителей. Сопровождение – это психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов и форм индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Служба сопровождения принимающей семьи – организационная структура, в состав которой входят специалисты, осуществляющие сопровождение замещающей семьи на разных уровнях ее жизнедеятельности. Служба оказывает содействие по созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в замещающей семье. Нормативно-правовая база Конвенция ООН о правах ребенка. Семейный кодекс РФ. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. № 06-370. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275. Основные направления работы • Разработка индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье. • Составление плана текущего сопровождения семьи и ребенка. • Проведение мониторинга развития ребенка в семье. • Подготовка выписок по результатам мониторинга с конкретными рекомендациями для каждого ребенка, проживающего в замещающих семьях. • Посещение детей в семьях, детских садах, общеобразовательных учреждениях. • Проведение занятий, индивидуальных бесед, консультаций специалистов с детьми и всеми членами принимающей семьи. • Наблюдение  за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье, предупреждение негативных моментов в поведении детей, и их взаимоотношениях с членами семьи, преодоление кризисных ситуаций. • Методическое сопровождение замещающих семей. • Разработка психолого-педагогических и социально-педагогических рекомендаций для замещающих родителей по созданию благоприятных условий воспитания детей и преодолению кризисных ситуаций. Специалисты службы Руководитель проекта, педагоги-психологи, юрист, социальные педагоги, учитель-дефектолог/учитель-логопед, врачи-консультанты.  Структура взаимодействия с замещающими семьями Вся работа осуществляется в несколько этапов, взаимодействие ведется последовательно.  Можно выделить три основных этапа. Этапы сопровождения Предварительный, основной, итоговый, сопровождение (начинается с предварительной работы). Виды сопровождения замещающих семей Мониторинговое сопровождение. Данный вид сопровождения применим к замещающим семьям, имеющим стаж совместного проживания не менее двух лет, отношения в которых сформированы, дети приняты в семью. Психологический климат благополучный. Активное сопровождение применимо к семьям, стаж которых менее двух лет, но выраженных проблем на данный момент не наблюдается. Психологический климат в семье благополучный. Активное сопровождение отличается от мониторингового большей частотой взаимодействия семей со специалистами Службы сопровождения семей. Кризисное сопровождение осуществляется в семье при появлении выраженных проблем различной этиологии, которые впоследствии могут привести к распаду замещающей семьи. Стаж совместного проживания значения не имеет. Частота взаимодействия с семьей обусловлена необходимостью
«Профориентология» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot