Справочник от Автор24
Геодезия

Конспект лекции
«Теоретические основы мониторинга земель»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по геодезии / Теоретические основы мониторинга земель

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Теоретические основы мониторинга земель», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Теоретические основы мониторинга земель». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Теоретические основы мониторинга земель», текстовый формат

ЛЕКЦИЯ 1. Теоретические основы мониторинга земель 1.1 Основные понятия государственного мониторинга земель Российская Федерация – самая большая по территориальному охвату страна в мире. Ее просторы простилаются тысячами километрами от запада до востока. Климатические условия в каждой точке страны в одно и то же время года также крайне многообразны: от самого теплого города страны Сочи, до городов Сибири и за Полярным кругом. Такое различие в климате играет немалую роль в использовании земельного фонда государства. Миллионы квадратных километров земли (порядка 60% территории РФ) в зоне вечной мерзлоты (Северо-Восточная и Средняя Сибирь) не подлежат возделыванию, а также имеют сильное препятствие для строительства и эксплуатации зданий, сооружений, дорог. Таким образом, исходя из сложившийся ситуации остается актуальным обеспечение рационального использования имеющихся в стране земельных ресурсов. Для этого необходимо постоянно и непрерывно производить комплексные наблюдения за состоянием и использованием земель применительно к их природным и производственным функциям, и именно государственный мониторинг земель представляет собой такую систему наблюдений. В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации: государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектом государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования. Основными задачами государственного мониторинга земель являются: 1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия; 2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений); 3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю; 4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Целью государственного мониторинга земель является получение систематизированной информации, на основе которой проводят анализ и оценка состояния и использования земель, разрабатывается прогноз воздействия природных и антропогенных процессов на состояние земель. На основании прогнозов разрабатываются мероприятия для принятия решений по управлению земельными ресурсами, осуществляются системы рационального использования и охраны земель. 1.2 Структура и содержание мониторинга земель В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением. В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель . Содержание мониторинга земель представляет собой комплекс систематических наблюдений, оценку изменения состояния природных ландшафтов, границ и площадей административно – территориальных образований, почв, геологической и гидрологической сред, рельефа, растительности и земель, подверженных негативному техногенному воздействию производственных объектов. Исходя из этого, содержание системы мониторинга земель можно представить в виде схемы, изображенной на Рисунке 1.1. Рисунок 1.1 – Содержание мониторинга земель 1.3 Классификация системы мониторинга земель В существующих условиях систему мониторинга земель Российской Федерации можно классифицировать по нескольким видам, взяв за основу различные критерии. В зависимости от территориального охвата, предполагается выделение трех уровней ведения мониторинга земель: федеральный, региональный, локальный мониторинги. Федеральный мониторинг земель ведется в пределах государственных границ Российской Федерации, при этом обеспечиваются необходимые наблюдения за состоянием и использованием земель федеральной собственности территорий регионов с критическим экологическим состоянием земель, а также значимым для национальной безопасности страны . Региональный мониторинг земель ведется на территории в пределах административных границ субъектов Российской Федерации, на территориях других административно-территориальных образований, значимых для субъектов Российской Федерации. Локальный мониторинг земель ведется в границах административных районов, населенных пунктов, отдельных землепользований, территориальных зон, земельных участков, на которых наблюдения за состоянием и использованием земель разных форм собственности необходимы для регулирования землепользования и земельных отношений. В пределах административно-территориального деления мониторинг земель содержит подсистемы, соответствующие категориям земель Российской Федерации, а именно: - мониторинг земель сельскохозяйственного назначения; - мониторинг земель населенных пунктов; - мониторинг земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; - мониторинг земель особо охраняемых территорий и объектов; - мониторинг земель лесного фонда; - мониторинг земель водного фонда; -мониторинг земель запаса. На основе характера изменения состояния земель различают фоновый и импактный мониторинги. Фоновый мониторинг предполагает наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека и проводится в биосферных заповедниках, а импактный мониторинг представляет собой наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов. В зависимости от срока и периодичности проведения съемок, наблюдений и обследований подразделяется на: - базовый – фиксирует состояние объекта наблюдения на момент начала ведения мониторинга земель; - периодический – проводится через равные или сравнимые промежутки времени; - оперативный – фиксирует текущее изменение состояния земель под воздействием одномоментных факторов; - экстренный – фиксирует последствия чрезвычайных ситуаций; - ретроспективный – обобщает имеющиеся данные. По результатам мониторинга земель составляются оперативные доклады, научные прогнозы, отчеты, тематические карты, диаграммы, таблицы, а также и другие материалы, которые представляются в государственные органы [4]. Для наглядности структурная схема классификации системы мониторинга земель приведена на Рисунке 1.2. Рисунок 1.2 – Схема «Классификация системы мониторинга земель»

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Статистика

Антагонистические игры; игры с природой

Программное обеспечение систем автоматизации землеустроительных работ. План лекции: 1.  Общие понятия 2.  .Роль географических информационных систем в...

Право и юриспруденция

Земельное право: понятие, предмет, метод, система, источники

Земельное право Лекция к модулю 1 Земельное право: понятие, предмет, метод, система, источники План 1. Понятие земельного права. 2. Предмет и метод зе...

Экономика

Экономика землепользования

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СИ...

Экология

Рациональное водопользование

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет геосистем и технологий» Ка...

Экология

Охрана природы. Природоохранная деятельность. Природные ресурсы и их охрана.

Лекция 4. Охрана природы. Природоохранная деятельность. Природные ресурсы и их охрана. 1. Охрана окружающей среды – это система научных знаний и компл...

Экология

Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития

4.2. Содержание лекционного курса № пп. Номер раздела Название темы Трудоемкость, часы очная очно-заочная заочная 1 1-Проблемы взаимоотношений в систе...

Право и юриспруденция

Основы экологического права

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Конспект лекций по дисциплине для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Мурманск 2017 1. Со...

Экономика

Управление земельными ресурсами

Тема 1. Теоретические основы управления земельными ресурсами Цели и задачи изучения темы: рассмотреть основы управление земельными ресурсами В задачи ...

Нефтегазовое дело

Воздействие нефтегазовых объектов на окружающую среду .Экологические проблемы нефтегазовой отрасли

Лекции. Воздействие нефтегазовых объектов на окружающую среду Экологические проблемы нефтегазовой отрасли Ежегодно предприятия нефтяной отрасли наруша...

Экология

Экологический менеджмент

Т.А. Трифонова Н.В. Селиванова М.Е. Ильина ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Министерство высшего образования Российской Федерации Владимирский государственный...

Автор лекции

Трифонова Т. А., Селиванова Н. В., Ильина М. Е.

Авторы

Смотреть все