Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1.
Теоретические основы физического развития дошкольников
1. Основные понятия.
2. Развитие системы физического развития
2.1 Зарубежные системы
2.2 Отечественные системы
1. Основные понятия
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.
Цель физического воспитания ребенка — это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.
Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.
Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.
В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт. Уяснение этих понятий позволит студентам осознанно и творчески изучать педагогическую литературу, грамотно выполнять практические задания.
Остановимся на определении каждого из этих понятий.
Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.). Во избежание терминологической путаницы Л.П.Матвеев предлагает говорить о физическом состоянии организма, подразумевая под этим совокупность его телесных свойств и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития.
Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. То или иное заболевание человека — расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.
С момента рождения ребенка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребенка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребенка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.
Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием. Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.
Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка.
Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения двигательного действия.
Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.
Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.
Как дитя природы человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Эта потребность у него социально направлена системой воспитания. Таким образом, двигательная активность носит биосоциальный характер.
Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.
Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки.
2.Развитие системы физического развития
2.1 Зарубежные системы
Одним из первых государств, уделявших особое внимание физическому воспитанию ребенка была Спарта (древнегреческий полис в Пелопонессе).
В спартанском обществе контроль государства над воспитанием ребенка начинался с первых дней жизни младенца. После рождения ребенка отец нес его в Совет старейшин, который, оценив физическое здоровье, определял дальнейшую его судьбу. Если ребенок оказывался здоровым, то счастливый отец возвращался с ним домой, а если нет, то, по данным различных источников, его или отдавали в рабство или воспитывали в специальных домах. Существовала легенда, что больных новорожденных спартанцев бросали в пропасть.
До семилетнего возраста физическим воспитанием ребенка занималась семья. Смысл этого воспитания заключался в закаливании. С семилетнего возраста всех мальчиков направляли в общественные дома. Главное место в их воспитании, очень суровом, занимало физическое развитие. Чтобы сделать мальчиков более выносливыми, кормили их весьма скудно, ходили они босыми и, как правило, без одежды.
Основными занятиями, связанными с физическим воспитанием мальчиков, были охота, различного рода обрядовые танцы, а также многочисленные состязания в беге, прыжках, метании диска и копья, борьбе. Следует заметить, что в Спарте была постоянная забота родителей и о физическом развитии девушек, которые, как и юноши, участвовали в военных походах и сражениях. По свидетельству Плутарха, «девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки, и чтобы такими же были рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».
Таким образом, забота о физическом развитии в Древней Спарте распространялась не только на мужчин, но и на женщин. Женщины Спарты гордились тем, что их потомство — это мужественные, ловкие и смелые люди. А причину этого они видели в своем физическом совершенстве.
Таково было спартанское воспитание. Оно было в основном направлено на улучшение физического развития. Умственное воспитание являлось частным делом каждого спартанца.
Заботу о физическом совершенстве проявляла не только Спарта. Древний историк Геродот сохранил для человечества описание мужественного воспитания женщин у скифов. К примеру, если женщина не могла уничтожить хотя бы одного врага своего народа, ей не разрешалось иметь мужа. Женщина должна была быть сильной, ловкой, смелой, и поэтому воспитание девочек должно было соответствовать требованиям времени.
Значительное внимание вопросам физического воспитания уделяли древнегреческие философы.
Аристотель (340 до н.э.) писал о взаимосвязи физического и психического состояния организма. Он утверждал, что гнев, радость, печаль накладывают свой отпечаток на состояние мышц. Подчеркивая важность гигиены движений, закаливания ребенка, он считал, что движение — это жизнь и что физическое воспитание предшествует умственному. Ничто так не ослабляет и не истощает человека, как продолжительное физическое бездействие.
В городах Древней Греции физическое воспитание носило классовый характер, особенно в Афинах. Известный философ древности Платон так охарактеризовал воспитание в этом городе: «Воспитание и наставление начинается с самых первых лет существования и продолжается до конца жизни. Выучив ребенка игре на кифаре, учителя знакомят его с творениями выдающихся поэтов-песнотворцев. Эти произведения они поют под звуки инструмента и приучают свои души к ритму и гармонии, благодаря чему они научатся быть более благородными для слова и дела, ибо вся человеческая жизнь нуждается в гармонии и ритме. Потом они посылают детей к учителю гимнастики, чтобы таким образом лучше приспособить их тела к мужественной жизни и чтобы благодаря телесной слабости у них не появлялось малодушия во время войны или в каких-либо других случаях. Таким образом поступают те, которые имеют средства, те, кто богат. Их дети раньше начинают свое образование и оканчивают последними» [6, с. 208— 209].
Если Спарту и Афины в вопросах воспитания объединяет классовый подход, то само воспитание значительно отличается и прежде всего тем, что из афинянина готовили всесторонне образованного человека, получавшего умственное, эстетическое и физическое воспитание, в то время как спартанца учили лишь быть выносливым воином.
В Афинах семилетнего мальчика отдавали в школу, но он продолжал жить с родителями. В городе существовали частные школы трех видов, которые поочередно посещали учащиеся. В грамматических школах они обучались чтению и письму. В музыкальных — пению и игре на музыкальных инструментах. В гимнастических — борьбе и различным физическим упражнениям.
Воспитание в Афинах не было таким жестоким, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей проявляли родители. Интересно отметить, что если родители не давали сыну должного воспитания, то он имел право отказаться содержать их в старости. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что физическая подготовка в основном осуществлялась в государственных школах (гимназиях), а не в частных, что свидетельствовало о заинтересованности государства в подготовке верной своей опоры против рабов и внешних врагов. Для гимназий («гимнос» — нагой) строились специальные здания, спортивные площадки и городки. В них, в отличие от частных школ, мог поступить каждый (кроме рабов).
Преподаватели гимнастики не только обучали отдельным упражнениям (например, борьбе), но и наблюдали за влиянием их на организм, за соблюдением гигиенических правил. Это означало, что преподаватели должны были не только быть хорошими педагогами, но и знать основы современной им медицины.
Необходимо подчеркнуть, что далеко не все дети свободных граждан получали образование. Дети крестьян из окружающих города сел, ремесленников и рыбаков часто не имели такой возможности. Что касается девочек, то они не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались лишь ведению домашнего хозяйства.
Таким образом, хотя физического развития греки добивались ради мощи своих государств, они понимали в то же время, что занятия физическими упражнениями способствуют более совершенному физическому развитию человека.
Уже в начале IV в. до н.э. в Афинах создаются профессиональные наемные войска вместо гражданского ополчения из числа свободных людей. Это обстоятельство отразилось и на физическом воспитании. Оно отодвигалось как бы на второй план, уступая место ораторскому искусству. Физические упражнения стали более легкими, необходимыми скорее для отдыха, чем для воспитания выносливости.
Специфика того времени и взгляды на физическое воспитание отразились в трудах древнегреческого философа Платона, который сводил физическое развитие человека к тому, чтобы «совершенствовалась душа человека».
На этот исторический период приходится расцвет медицины. Постепенный переход медицины на научную основу способствовал и совершенствованию системы физического воспитания.
Древнегреческий врач Гиппократ представлял себе физическое воспитание как занятие различными физическими упражнениями, использование которых содействует разностороннему, более гармоничному развитию тела. Он рекомендовал тем, кто занимается гимнастикой, бегать и бороться зимой, а летом — меньше бороться и совсем не бегать, но гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утомляются борьбою, тем следует бегать, ибо таким образом какая-либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может согреться, укрепиться и отдохнуть.
Многое из того, к чему Гиппократ пришел в результате наблюдений, в последующем получило свое научное подтверждение.
Физическое воспитание в Риме носило иной характер, чем в Греции. Хотя как в Греции, так и в Риме воспитание сводилось к подготовке воинов, тем не менее до 16 лет юноша воспитывался в семье. Физическое воспитание не было чем-то особенным. Оно носило трудовой характер. Дети должны были работать в поле вместе с родителями, участвовать в охоте и т.д. Участие в разнообразном труде и было основной школой физического воспитания и закаливания организма. Юноши много времени посвящали бегу, метанию различных тяжелых предметов (диска, копья), борьбе, фехтованию, верховой езде, различным играм, в том числе с мячом.
В период образования Римской империи (первые века н.э.) физическое воспитание преследовало двоякую цель. С одной стороны, нужно было подготовить выносливых, крепких воинов наемной армии и их военачальников, а с другой — обеспечить физическую подготовку тех, кто выступал в различных состязаниях, устраиваемых как зрелища для народа, чтобы отвлечь его от насущных проблем, свойственных антагонистическому обществу.
У многих народов существовал обычай, согласно которому, чтобы стать полноправным членом племени, юноши должны были так или иначе доказать свою физическую силу.
Сохранившиеся исторические данные о быте множества различных племен в XII—XV вв. н.э. на островах в Океании также свидетельствуют о том, что в жизни всех этих народов физическая подготовка занимала большое место. Так, аборигены Австралии для физического воспитания широко использовали бумеранги и упрощенные копья для метания. Если бы они не занимались этим, им трудно было бы рассчитывать на успешную охоту, которая требовала ловкости, выносливости и быстроты. У северо-американских индейцев были распространены борьба, скачки, игры с мячом.
В период позднего Средневековья, когда в недрах феодального строя начала быстро развиваться промышленность и бурно расцветать торговля, в связи с чем постепенно складывался класс буржуазии и купечества, появились и новые представления о физическом воспитании, отразившиеся затем в идеологии гуманизма.
В эпоху Возрождения гуманисты, признавая ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, восхищаются красотой тела. Так, известный художник эпохи Возрождения Альберти писал, что созданные художниками изображения богинь представляются нам красивыми только потому, по они отражают красоту живых женщин, которые были натурщицами. Леонардо да Винчи восхищался красотой окружающего мира, однако считал, что человек — самое прекрасное творение природы.
В первой половине XV в. итальянец Витторино да Фельтре создал школу, названную им «Домом радости», в которой ученикам была предоставлена возможность получать как умственное, так и физическое воспитание.
В XV в. французский гуманист Франсуа Рабле написал книгу «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой обращал внимание на необходимость физических упражнений, чередуемых с умственными занятиями, прогулками по окрестностям и разумными развлечениями. Рабле считал, что каждый человек имеет право на физическое совершенствование, здоровье, жизнерадостность, а физическое воспитание должно организовываться так, чтобы дети в процессе воспитания не только получали физическую закалку, но и выполняли все физические упражнения без принуждения, испытывая при этом радость. Вместе с тем он уделял особое внимание и гигиеническому воспитанию детей, указывая на необходимость приучать их с ранних лет мыть тело и чаще менять одежду. Физическая нагрузка, по его мнению, окажется полезной в том случае, если она будет постепенно увеличиваться, за менее сложными движениями должны следовать более сложные.
В конце XVI в. итальянский гуманист Иероним Меркуриалис создал первое руководство по гимнастике. Гимнастику он рассматривал как важное средство в укреплении здоровья человека и подготовке его к несению военной службы. Меркуриалис активно пропагандировал гимнастику, считая ее прекрасным искусством, с помощью которого можно воспитывать «божественно храбрых людей». Будучи врачом, он утверждал, что физические упражнения способны изменять даже конституцию человеческого тела, исправляя его дефекты, как природные, так и приобретенные в результате неправильного образа жизни.
Однако произведения гуманистов были недоступны широким массам, к тому же они были написаны на латинском языке. Да и само воспитание, предлагаемое ими, было рассчитано в основном на обеспеченных людей. Ближе к чаяниям народа стояли первые социалисты-утописты — англичанин Томас Мор и итальянец Томмазо Кампанелла. В своих книгах о вымышленных государствах, построенных на принципах социалистического общества, они предсказывали идею всестороннего воспитания (умственное, нравственное и физическое) для подготовки к труду и с помощью труда. Воспитание человека должно начинаться с самого раннего возраста. Вот что писал по этому поводу в своей книге «Город Солнца» Кампанелла: «По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов; они разделяются на четыре отряда, за которыми наблюдают поставленные во главе их четыре ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются их члены. При этом до седьмого года они ходят всегда босиком и с непокрытой головой».
Для физического воспитания Кампанелла избрал игры, которые были широко распространены среди народа. В человеке, получившем хорошее физическое и умственное воспитание, он видел образец совершенства.
Социалисты-утописты нашли своих последователей в ряде стран Европы. Наиболее ярким представителем среди них был выдающийся чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592 — 1670), который уделил значительное внимание физическому воспитанию. Он считал, что без физического воспитания немыслимо нормальное духовное развитие. Больной человек не может стать всесторонне развитым — таков был его вывод. В книге «Мир чувственных вещей в картинках» он ярко выразил возможные формы физического воспитания, высказал смелую для того времени мысль, что любого ребенка, независимо от его происхождения, можно воспитать как всесторонне развитого, физически крепкого человека. Позже он обобщил свой педагогический опыт в книге «Энциклопедия видимого мира».
Коменский был уверен, что формирование человека должно начинаться в раннем детстве. Усвоенное в этом возрасте особенно прочно.
По утверждению Коменского, сам человек есть не что иное, как гармония в отношении тела и души. Как и сама Вселенная есть подобие огромного механизма, столь искусно составленного из множества колес и звуковых приборов, что в общем для непрерывности движений и для гармонии одно сочетается с другим, — гаков и человек. Что касается тела, устроенного с изумительным искусством, то первым двигателем является сердце, источник жизни и действий, от которого остальные члены получают движение и меру движений. Силой, вызывающей движение, является мозг, который с помощью нервов, как бы шнуров, притягивает и отпускает остальные колеса (члены). А разнообразие деятельности внутри и вне заключается именно в этой самой соразмерности пропорции движений.
Подобным образом в душевных движениях главным движущим колесом является воля; рычаги, приводящие ее в движение, — это желания и страсти, которые склоняют волю в ту или другую сторону. Рычагом, открывающим движение и замыкающим его, является разум, который взвешивает и определяет, чего, где, в какой мере нужно желать или чего избегать. Остальные движения души есть как бы меньшие колеса, следующие за главным [8, с.63—64].
В трудах Коменского уже четко проглядывали смелые, совершенно новые методы воспитания. Основой этих методов являлось физическое развитие, без которого немыслим человек, обладающий хорошим здоровьем. Взгляды Коменского были высоко оценены прогрессивными людьми его времени и более поздних периодов.
Вопросам физического воспитания большое внимание уделял английский философ-материалист Джон Локк (1632—1704), который считал обязательным условием воспитания крепкое физическое развитие. Чем слабее тело, тем меньшей волей человек обладает, тем меньше у него возможностей достичь желанной цели. «Лишь в здоровом теле, — писал Локк, — может быть здоровый дух». Поэтому он считал, что физическое воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека, рассматривая его как самое первое воздействие взрослых на детей.
В сочинениях выдающегося французского мыслителя Жан Жака Руссо (1712 — 1778) также значительное место отводилось вопросам физического воспитания. Он призывал к тому, чтобы физическое воспитание начиналось с первых дней рождения человека. Основой физического воспитания, по его мнению, должны быть детские подвижные игры и физические упражнения. В его взглядах нашла свое отражение весьма «крамольная» для того времени мысль, что и женщина должна получить физическое воспитание. Руссо выступал против постоянного пребывания девочек дома, в закрытом помещении, лишенном свежего воздуха, предлагал воспитывать их, вовлекая в подвижные игры на свежем воздухе, рекомендовал ежедневные прогулки. «Они должны, — писал он, — играть, прыгать, бегать, кричать, как это свойственно их резвому возрасту». Отсутствие движений, в его представлении, калечило и тело, и душу.
Считал, что истинная грация движений, свежесть и здоровье.
Своеобразные взгляды на физическое воспитание имел швейцарский педагог Иоганн Песталоцци (1746— 1827). Им была выдвинута теория, согласно которой человек рождается с заложенными в нем определенными способностями. Цель воспитания, по его мнению, сводилась лишь к развитию этих способностей путем упражнений. Вместе с тем он считал, что в течение жизни человек не может приобрести никаких задатков, если они не были заложены в нем при рождении. Это его ошибочное представление омертвляло роль живой практики в воспитании человека. Однако во взглядах Песталоцци были и прогрессивные мысли. Так, им был разработан аналитический метод физического воспитания; при физических упражнениях он предлагал постепенный переход от более простых форм движения к более сложным. К простым, или элементарным, движениям Песталоцци относил движения в суставах. Отсюда основой физического воспитания он считал гимнастические упражнения, связанные с нагрузкой на суставы. Предложенные им гимнастические упражнения получили широкое распространение в ряде стран Западной Европы.
Таким образом, первые социалисты-утописты и выдающиеся мыслители XVI —XVII вв. уже ясно себе представляли необходимость всестороннего развития личности, сочетающей в себе образованность и физическое совершенство.
В эпоху капитализма вопросам физического воспитания были посвящены работы передовых ученых, педагогов.
Французский социалист-утопист Теодор Дезами (1803—1850) писал, что для физического совершенствования нужна длительная систематическая работа, которая обеспечивает формирование двигательных навыков.
Дезами, как и многие его предшественники, был сторонником раннего физического воспитания, причем он полагал, что физическое воспитание необходимо проводить с учетом возраста и пола и обязательно в процессе труда. Исходя из разных физиологических особенностей организма мальчиков и девочек, Дезами предлагал подготавливать их по разным программам. Он писал: «...Для того, чтобы гражданское население состояло из одних только крепких и трудоспособных мужчин, необходимо обеспечить хорошим телосложением тех, кого природа предназначает дарить государству граждан. Необходимо, следовательно, посредством труда и физических упражнений предохранять организм женщин от износа». Большое внимание вопросам физического воспитания уделял французский публицист, идеолог «мирного коммунизма» Этьенн Кабе (1788—1856) в книге «Путешествие в Икарию». В этой вымышленной им стране благодаря хорошему физическому воспитанию жили люди красивые и здоровые. Он писал, что дети там — прелестны, мужчины сильны и красивы, женщины очаровательны и божественны.
Взгляды Этьенна Кабе на физическое воспитание отличались своей удивительной прозорливостью. Он одним из первых высказал мысль, что заботу о человеке следует начинать еще с того периода, когда тот находится во внутриутробном развитии. «Вам надо с самого начала знать, — писал Кабе, — что республика заботится о своих детях не только со времени их рождения, но лаже в период беременности их матерей».
Такая задача вполне современна и сегодня. Кабе считал, что каждая супружеская пара должна знать все о беременности и нормальном развитии плода. Он высказал весьма передовую для своего времени мысль о том, что необходимо издавать популярные брошюры по анатомии и гигиене, а врачам следовало бы организовывать курсы для беременных женщин. Для правильного ухода за ребенком Кабе предлагал обеспечить каждую мать инструкцией, в которую врачи должны записывать советы, соответствующие последним достижениям науки. Он так же, как и Дезами, высказал догадку, что при разумном воспитании можно добиться больших успехов в совершенствовании человека.
Вполне обоснованно первые шаги в физическом воспитании ребенка он возлагал на матерей, но на матерей грамотных, знающих основы воспитания. Эти знания матери должны получать на специальных курсах. «Там обсуждаются тысячи вопросов, — писал Кабе, — относящихся не только к кормлению ребенка и отнятию его от груди, прорезыванию зубов, обучению ходьбе, его питанию, одежде и купанию, но и к развитию и усовершенствованию каждого его органа, так как убежден, что ребенок может быть известным образом так же формирован, как и растения и животные, и что пределы усовершенствования человеческого рода еще неизвестны». Кабе считал, что воспитание — процесс активный, что человеческий разум и опыт могут влиять на физическое воспитание, и, самое главное, он был убежден, что физическое воспитание приносит пользу, когда оно всесторонне, причем оно не должно отрываться от воспитания умственного и нравственного.
В физическом воспитании он придавал большое значение вскармливанию ребенка грудью матери. Мать, родившая ребенка, должна быть окружена заботой и вниманием со стороны всех окружающих ее лиц. Это будет создавать у нее хорошее настроение, что и позволит ей воспитывать счастливых и здоровых детей. Он был убежден, что при таком воспитании каждое новое поколение будет становиться более совершенным. Обязательным условием физического воспитания Кабе считал занятие дома и в школе гимнастикой, которую рассматривал как важное средство в усовершенствовании всех частей тела. Особое значение он придавал различным детским играм, которые, по его мнению, ставят себе целью развить грациозность, силу и здоровье.
Однако Кабе полагал, что нужно заниматься теми упражнениями, которые чаще применяются в практической жизни и более целенаправленно влияют на приобретение необходимых навыков. Он писал: «Хорошо ходить, бегать, прыгать во всех направлениях, карабкаться, взбираться, спускаться, плавать, ездить верхом, танцевать, кататься на коньках, фехтовать, проделывать, наконец, военные упражнения, — все эти упражнения и игры укрепляют тело и совершенствуют его» [10, с. 222].
Среди всех видов физической нагрузки Кабе особое предпочтение отдавал ходьбе. «Хорошо ходить, — писал Этьенн Кабе, — это значит ходить с грацией и долго». Кабе придавал большое значение играм и гулянию на воздухе. Игры детей и юношей он рассматривал как жизненную необходимость, как содержание их жизни, как радость бытия. Вместе с физическими упражнениями, влияющими на физическое развитие человека, Кабе считал также необходимым всему подрастающему поколению заниматься различным трудом, который не только доставляет удовольствие, но и имеет большое значение в физическом формировании человека.
Наряду с физическим дети должны получать и гигиеническое воспитание, приучаться с раннего возраста к соблюдению чистоты как одной из первых обязанностей.
Кабе считал, что ребенку с ранних лет надо прививать любовь к родителям, ко всем старшим, желание обслуживать самого себя, помогать ближним. Нравственный человек — это тот, кто лишен чувства эгоизма и честолюбия, наделен чувством уважения к людям, является патриотом своей родины, а также хорошим супругом, отцом, умеет укрощать свои страсти. Все эти черты характера вырабатываются у каждого члена общества в результате разумного и продуманного воспитания. Общий процесс воспитания не может быть полным без эстетического воспитания. Кабе мечтал о том, чтобы все дети без исключения учились музыке и пению.
Не менее интересны взгляды на воспитание еще одного социалиста-утописта — Шарля Фурье (1772—1837). В его трудах четко подчеркивается мысль о сочетании умственного и физического воспитания в процессе труда. Он утверждал, что «... воспитание имеет целью осуществлять полное развитие физических и умственных способностей, применять их все, даже развлечения, к производительному труду» [11, с. 336].
Замечательной фигурой среди всех социалистов-утопистов XIX в. является Роберт Оуэн (1771 —1858). Великий социалист-утопист уделял большое внимание всестороннему развитию человека. Оуэн, мечтая о будущем обществе, полагал, что «...первоочередной задачей общины всегда будет предоставление всем ее членам наилучшего физического, нравственного и умственного воспитания» 2, с.263-264].
В вопросе формирования всесторонне развитого человека на первое место Оуэн ставил физическое воспитание как основу всего последующего воспитания. В сохранении здоровья он видел один из главных принципов будущего совершенного общества. По его мнению, здоровье, физическое совершенство и умственное воспитание принесут истинное счастье человечеству. Оуэн был убежден, что при помощи воспитания можно не только сделать человека физически совершенным, но и воздействовать на его физическую природу в целях ее дальнейшего совершенствования. Он считал, что «...физические упражнения, введенные для усовершенствования природных склонностей, укрепления здоровья и силы отдельных людей, составят часть системы образования и воспитания детей. Таким образом, дети, развлекаясь, будут приобретать в раннем возрасте привычки, которые помогут им сделаться в старшем возрасте хорошими защитниками своей страны, если потребуется, защищать ее; по всей вероятности, на них можно будет положиться гораздо больше, чем на людей, физическое, умственное и нравственное воспитание которых было менее тщательным» [12, с. 263—264].
Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759— 1839) — выдающийся немецкий теоретик и практик физического воспитания. Он изучал гимнастику и дал научное обоснование и методику ее проведения. Субъективная гимнастика заключается в установлении гармонии между телесными и духовными силами человека. Объективная — в приобретении навыков, полезных для жизни, которой управляет тысяча случайностей. По мнению Гутс-Мутса, гимнастика укрепляет мышцы, оживляет кровообращение, закаляет кожу, развивает в мускулах и теле навыки наиболее ловких и эффективных движений, совершенствует органы чувств.
Он написал самоучитель по плаванию, учебно-методические рекомендации по играм. По его книгам преподавали гимнастику не только в Германии, но и в Дании, Швейцарии, Англии и Голландии.
Значительный вклад в теорию физического воспитания детей внес Жорж Демени (1850 — 1917), французский физиолог и педагог, автор гимнастической системы физического воспитания. Его система была рассчитана на непрерывные занятия, использование
упражнений на растяжку, расслабление, движения под музыку. Рассчитанная на годы, система не давала мгновенных результатов, а это не устраивало французское правительство, которое поощряло готовность молодежи к военной службе, но не к психофизическому совершенству.
В конце XIX — начале XX в. появилась система гимнастики для детей раннего и дошкольного возраста, создателем которой был И.Мюллер. Она вызвала много споров, особенно со стороны врачей и сторонников других систем воспитания. Мюллер утверждал, что сила и разум каждого народа развиваются из телесного здоровья ребенка. Говоря о гимнастике для детей, он писал: «Растирание тела после ежедневного купания отлично действует даже на грудных детей, и такие манипуляции очень нравятся детям. Они улыбаются и чувствуют себя довольными, когда им разминают конечности или живот».
Мюллер в работе с детьми широко использовал упражнения в дыхании по способу Сильвестра и Шефера, статические позы, вращения туловища со сгибанием в стороны; кружение рук и ног, «ходьбу на руках», «тачку» и др. Купание, как уже указывалось выше, сопровождалось массажем или растиранием. Мюллер в своих работах ставил цель — дать в сжатой и конкретной форме программу физических упражнений, доступную каждому ребенку.
Это была одна из первых зарубежных систем физических упражнений для детей от рождения до 4 — 5 лет.
В культурном наследии стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, в которых распространен буддизм, сохранилось немало систем психофизической тренировки. Будучи древней религией, буддизм оказал разностороннее влияние на духовное и историческое развитие Индии, Китая и других стран Азии. В них появляются разнообразные школы психофизической тренировки. В философском трактате «Бхагавад-гита», написанном примерно за тысячу лет до н.э., впервые упоминается гимнастика йога.
Примерно к I в. до н.э. относится четырехтомное сочинение мудреца Патанджали, в котором были собраны все известные в эту пору сведения о йогах. Называлось оно «Йога-сутра», что означает «высказывания о йогах». В нем впервые подробно описаны диета, упражнения, психотренировка, мистические аспекты йоги и т.д. На пути очищения и совершенства существенное место отводилось хатха-йоге — комплексу физических и этических норм. В переводе с санскрита хат — «солнце», что символизирует жизненную силу, бодрость, энергию; ха — «луна», их бледное отражение, составная часть хатха-йоги представлена физическими упражнениями, в том числе дыхательной гимнастикой, с целью управления физическими и психическими функциями организма.
Типичными для йоги являются «асаны» — канонизированные позы с задержкой дыхания на каждой позе от нескольких секунд Ю минуты и более. В предисловиях к книгам по йоге оговаривается, что йогой нельзя заниматься без учителя — гуру, так как это может принести вред.
Несмотря на почтенный возраст, йога и сегодня чрезвычайно популярна на Востоке. В каждом городе Индии есть центры йогов, об этом учении выходят все новые книги, снимаются фильмы. В Ришикеше, у подножия Гималаев, находится современный международный центр по изучению йоги, основанный Свами Шиванандом в 1932 г. Как врач, знакомый с современными ему методами лечения, Шивананд пришел к выводу, что с помощью йоги можно эффективно устранять физические и психические недуги человека.
Увлеченность йогой переросла границы Индии и широко распространилась в другие страны мира, особенно в последние десятилетия XX в. Однако йога это не только наука о теле, это прежде всего учение о душе. Йога не предполагает занятий с детьми до 7 лет, и в Индии ребенок первое приобщение к психофизическому совершенству получает в семье. В настоящее время появились некоторые зарубежные публикации по йоге для детей (авторы — создатели Бэби-йоги — Свами Вишну-девананди, Х.Кеннет и др.).
В Китае традиционным видом спорта является ушу. В переводе с китайского ушу означает «мастерство воина», «боевое (военное) мастерство», «искусство воина». В содержание этого вида спорта включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат: удары ногой, рукой, броски, захваты, падения, выпады, рубящие и колющие действия.
Существуют многообразные «стили» ушу. Как система упражнений ушу возникла из потребности подготовки к труду и ведению военного дела. В Китае это семейная традиция, тайны этой системы упражнений строго охраняются и соблюдаются.
Использование восточных систем в российских дошкольных учреждениях требует специальных исследований и не может быть однозначно рекомендовано.
В мировой физической культуре существовали также европейские национальные системы — немецкая, сокольская, шведская и др.
В последние годы XX столетия наблюдается проникновение общечеловеческой культуры в национальные системы физического воспитания, что является естественным отражением их взаимообогащения.
2.2 Отечественные системы
Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф.Лесгафт (1837—1909). Его творческая научная деятельность относится к концу XIX — началу XX в. Он является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России.
П. Ф. Лесгафт, как и его предшественники, в частности и Е. А. Покровский, большое внимание в физическом воспитании уделял подвижным играм. Процесс воспитания, по его представлению, должен начинаться в семье и продолжаться в школе, чтобы ребенок мог приобрести «...опытность справляться с препятствиями, которые встречаются в жизни». В занятиях подвижными играми он видел также возможность приобретения ребенком самостоятельности в действиях, основанной на личной инициативе, благодаря которой у человека вырабатывается твердый характер и большая сила воли.
Положительно относясь к подвижным играм, он рекомендовал выбирать из них те, которые наиболее подходят к цели, поставленной преподавателем. Игры должны оказывать благотворное влияние на психику и физическое состояние ребенка. В своих научных трудах П.Ф.Лесгафт уделял внимание не только физическому, но и гармоничному воспитанию человека. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения, уметь рационально, т.е. с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. Принцип осознанности при обучении физическим упражнениям, по мнению П.Ф.Лесгафта, является необходимым условием для гармонического развития личности; осмысленность своих физических действий помогает ребенку рационально использовать свои силы. В физическом воспитании П.Ф.Лесгафт рекомендовал больше применять ходьбу, бег, прыжки, метание, путешествия, гимнастические упражнения. Разученные движения должны закрепляться в подвижной игре. Он обращал особое внимание на то, что гармоничное развитие — длительный и последовательный процесс, связанный с постеленным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей.
Особую роль в физическом воспитании П.Ф.Лесгафт отводил преподавателям. Они должны не только регулировать и направлять учебный процесс, но и быть примером для воспитанников, иметь хорошую выправку, следить за своей внешностью, заниматься своим телом и производить своей внешностью благоприятное впечатление.
Учитель физкультуры, по мнению П.Ф.Лесгафта, должен владеть «словом много лучше, чем учитель словесности», систематически готовиться к занятиям, предусматривая смену упражнений, их разнообразие. В разработанной им теории «прибавочных раздражителей» он отрицал соревнования, поощрения и наказания во избежание унижения или возвышения ребенка.
Следует отметить, что в России физическое воспитание как государственная дисциплина развилось значительно позднее, чем в странах Европы и Азии. Изучив и проанализировав все мировые системы, П.Ф.Лесгафт в конце XIX — начале XX в. создал оригинальную российскую систему воспитания. Она была создана с учетом лучших мировых систем и национальных традиций. Созданная П.Ф.Лесгафтом теория физического воспитания не утратила своею значения до нашего времени, многие ее положения актуальны и сегодня.
Идеи П.Ф.Лесгафта продолжил его ученик, В.В.Гориневский (1857—1937), выдающийся деятель спортивной медицины. В 1910 г. на базе Тенишевского училища им была создана специальная лаборатория по изучению проблем, связанных с физическим воспитанием. Придавая огромное значение влиянию физических упражнений, их воздействию на все органы тела и особенно на деятельность центральной нервной системы, В. В. Гориневский уделял физическому воспитанию особое внимание. Ценными являются его положения о связи физического и эстетического воспитания. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность человека. В.В.Гориневский был первым ученым, написавшим книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Описанные В.В.Гориневским особенности физического развития и разные периоды жизни человека внесли значительный вклад в педагогическую науку.
Среди большого количества книг по вопросам физического воспитания, гигиены и закаливания детей особенно популярной была его книга «Физическая культура детей дошкольного возраста» (М., 1930).
В. В. Гориневский по праву считается основателем постреволюционной системы физического воспитания.
Идеи П.Ф.Лесгафта и В. В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е.А.Аркин (1873—1948), профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач-гигиенист. Е.А.Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными И.М.Сеченовым и И.П.Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени.
Л.И.Чулицкая, профессор, доктор медицины, углубила педагогические взгляды П.Ф.Лесгафта и В.В.Гориневского. Она, опираясь на анатомо-физиологические и психологические особенности ребенка, определила гигиенические нормы его воспитания и обучения.
Е.Г.Леви-Гориневская, продолжая разработки предшественников, создала ряд работ по развитию навыков основных движений у детей дошкольного возраста. Ею совместно с А.И. Быковой написана книга «Закаливание организма ребенка».
А.И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. Подчеркивая воспитывающий характер обучения, А.И.Быкова рассматривала развитие движений в тесной связи с игрой, применением игровых методов. Она совместно с Н.А.Метловым, М.М.Канторович, Л.И.Михайловой разрабатывала программы по физическому воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр для дошкольных учреждений.
Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А.Метлов. Образованнейший человек, он окончил юридический факультет МГУ, Московскую консерваторию. Вся жизнь его была посвящена детям: работая на общественных началах в дошкольных учреждениях, Н.А.Метлов организовывал там великолепные, зрелищные, радостные спортивные праздники. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. Среди важнейших его публикаций следует отметить «Утреннюю гимнастику в детском саду». Совместно с профессором В.Ф. Невским он исследовал психофизиологические основы и содержание утренней гимнастики. В 60-е годы им написан учебник для педагогических училищ «Методика физического воспитания», а также книга для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку». С 1924 г. Н.А. Метлов преподавал предмет «Гимнастика и подвижные игры» в МГПИ им. В.И.Ленина (ныне МГПУ). Первые программы по физическому воспитанию для вузов, педучилищ и детских садов вышли с его участием.
Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В.Кенеман (1896—1987). Она начала работу преподавателя МГПИ, имея за плечами огромный опыт педагогической работы с детьми. На базе новейших исследований в области педагогики и психологии А.В.Кенеман разрабатывает научную основу и значительно углубляет методические подходы к физическому воспитанию. Благодаря ее изысканиям в 1968 г. значительно расширяется объем курса «Гимнастика и подвижные игры» и его переименовывают в «Теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста».
Рассматривая физическую культуру как одно из достижений человечества, А. В. Кенеман убедительно раскрывает важность формирования двигательной культуры с раннего детства, доказывая, что именно в физических упражнениях развивается подвижность нервных процессов, умение ребенка быстро реагировать на изменение условий, приспосабливаться к ним, развивать активность мысли, быстроту и четкость реакции, ориентировку в окружающей среде.
Большое место в трудах А. В. Кенеман отводилось обучению двигательным действиям. Ее работы в этой области опирались на разработанный П.Ф.Лесгафтом принцип осознанности. Раскрывая закономерности, методы и приемы успешного обучения, А.В.Кенеман обосновала поэтапность разучивания движений. Под ее руководством в 1960 г. была создана методика использования сюжетного рассказа, мини-сказки при объяснении новых подвижных игр. Данная методика широко используется в работе с детьми до настоящего времени. Ценность ее в том, что, воздействуя на фантазию и воображение, она вводит ребенка в игровой образ.
Методологические подходы к подвижной игре, созданные Д.В.Кенеман, продолжили ее ученики, отразившие свои изыскания в кандидатских диссертациях на эту тему (Л.М.Коровина, Н.В.Полтавцева, Э.Я.Степаненкова).
Особо следует отметить заслугу А. В. Кенеман в создании учебника «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», изданного в соавторстве с Д. В. Хухлаевой. Он выдержал три издания (1975, 1978, 1985) и получил II премию за лучшую научную книгу и диплом ВДНХ. Учебник сыграл важную роль в совершенствовании подготовки специалистов по физической культуре. А. В. Кенеман сотрудничала с практиками, вела большую научно-методическую работу. С 1968 по 1985 г. она возглавляла научно-методическую комиссию по теории и методике физического воспитания при Министерстве просвещения СССР. В комиссии работали ведущие специалисты, практики, преподаватели теории и методики физического воспитания в вузах и педучилищах: М. Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.П.Лескова, Н.В.Полтавцева, Э.Я.Степаненкова, П.П.Буцинская, В.И.Васюкова. Под редакцией А. В. Кенеман и Т. И.Осокиной в серии: «Наука — практике» выходили многочисленные публикации по теории и методике физического воспитания детей.
Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В.Хухлаева. Ее работы по формированию двигательных навыков у детей, разработка методов и приемов обучения метанию, создание программ и методических пособий для дошкольного учреждения в МГЗПИ, где Д.В.Хухлаева преподавала теорию и методику физического воспитания, способствовали подготовке огромной армии специалистов для дошкольных учреждений. Важную роль в развитии физического воспитания ребенка в советский период сыграли также многочисленные научно-исследовательские институты и центры по дошкольному воспитанию при Академии педагогических наук СССР и МЗ СССР с их высокопрофессиональными кадрами, всячески способствовавшими углублению и совершенствованию практической работы в дошкольных учреждениях: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (А. В.Запорожец, Ю.Ф.Змановский, Н.Н.Поддъяков, М.Ю.Кис-тяковская, Т.И.Осокина, Н.Т.Терехова, Е.А.Тимофеева, Е.Н.Вавилова, А.М.Фонарев, Т.Л.Богина, М.А.Рунова); НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР (С. М. Тромбах, Г. П. Юрко, Л.Б.Ященко, В.В.Белоярцева); Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца (Е.А.Сагайдачная, М.А.Рунова), а также многие замечательные педагоги, энтузиасты своего дела как в Москве (Д.В.Хухлаева, Т.С.Яковлева, Е.А.Сагайдачная, Э.Я.Степаненкопа), так и в других городах нашей страны (Г. П. Лескова, Н. А. Но-ткина (Санкт-Петербург), Н.В.Полтавцева (Ульяновск), Н.И.Бочарова (Орел), Т.С.Казаковцева (Киров), Н.В.Алябьева (Мурманск), З.И.Нестерова (Шадринск), О.И.Кокарева (Тула) и многие другие). Значительную роль в разработке методики физического воспитания ребенка сыграли методисты М.Ф.Литвинова, Т.Ф.Саул и на и др.