Теоретические основы безопасности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Теоретические основы безопасности
Раздел 1. Теоретические аспекты чрезвычайной ситуации.
На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных
бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный
экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами,
десятилетиями и даже веками.
До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось,
как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные
ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового
поражения. В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обстановки боевыми
выглядели потери при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Так, авария на
Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на
газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и
авиационных катастроф вскрыли серьезные недостатки этой системы. Нужны были
кардинальные преобразования в области ликвидации чрезвычайных ситуаций.
С учетом этого Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27
декабря 1990 – образует Российский корпус спасателей. Его целями объявляются
прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф,
стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация
деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных
условиях. Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 г. Указом Президента
Российской Федерации он был объявлен Днем спасателя.
Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране
современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле
1992 г. Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о
Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с
половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в
Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.
Цель создания системы - объединение усилий центральных органов федеральной
исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и
предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Основные задачи РСЧС:
разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих
вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий,
учреждений и организаций в ЧС;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств,
предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и
территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям при ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты
населения и территорий от ЧС;
ликвидация ЧС;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от
ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Стpyктypa и opгaны yпpaвлeния РСЧС
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов
исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и
имеет пять уровней:
федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;
региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской
Федерации;
территориальный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации;
местный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);
объектовый, охватывающий территорию объекта.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для
предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев,
соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной
власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их
деятельности и порученных им отраслей экономики. Таких подсистем насчитывается
более трех десятков.
Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы
управления, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от
ЧС; органы повседневного управления; силы и средства; финансовые и материальные
резервы; системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
В состав межведомственных комиссий (МВК) включены представители федеральных
министерств и ведомств в ранге заместителей министров. В их компетенцию входит
решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от ЧС природного и
техногенного характера.
Основные задачи МВК:
формирование и проведение единой государственной политики в области
предупреждения и ликвидации ЧС;
координация деятельности органов исполнительной власти в области разработки проектов
законодательных актов и других нормативных правовых документов по вопросам,
отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном
порядке этих проектов в Правительство Российской Федерации;
подготовка предложений по формированию системы экономических, организационнотехнических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения,
территории страны от ЧС;
проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств
предупреждения и ликвидации ЧС;
определение основных направлений совершенствования дальнейшего развития РСЧС;
разработка проектов федеральных целевых и научно-технических программ по
предупреждению ЧС, защите населения и территории страны от ЧС, координации работ
по выполнению этих программ;
координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления при ликвидации ЧС (социальноэкономическая и правовая защита, медицинская реабилитация граждан, пострадавших в
результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших
участие в Ликвидации ЧС);
определение основных направлений международного сотрудничества в области
предупреждения и ликвидации ЧС.
Решения МВК обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и
ведомствами, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Основные задачи КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления:
контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а
также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в
условиях ЧС;
наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и
потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а
также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
разработка нормативных правовых актов в области защиты населения и
территорий от ЧС;
разработка и осуществление федеральных целевых и научно-технических программ, разработка и реализация территориальных про грамм по предупреждению и
ликвидации ЧС;
создание резервов финансовых и материальных средств на случай возникновения
ЧС;
взаимодействие с другими КЧС, военным командованием и общественными
объединениями по предупреждению и ликвидации ЧС;
руководство работами по ликвидации ЧС;
планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещения его
в безопасной зоне и возвращения в места постоянного проживания;
сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и сил
РСЧС к действиям в ЧС.
Необходимо подчеркнуть, что в КЧС входят ответственные представители
соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что
позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных
условиях - оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно
ликвидировать ЧС.
Задачи объектовых КЧС:
руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС,
повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости
функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;
организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в
состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС,
руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;
руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации ЧС;
организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала
организаций и объектов к действиям в ЧС.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы управления
ГОЧС.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах
управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора,
обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной
готовности к использованию.
Режимы функционирования РСЧС
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением
соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из
режимов функционирования РСЧС:
режим повседневной деятельности - при обычной производственно-промышленной,
радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологической и
гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, получении
прогноза о возможности возникновения ЧС;
режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Силы и cpeдcтвa ликвидации ЧС
Важнейшая составная часть РСЧС – её силы и средства.
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения,
которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль,
анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально
опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.
Благодаря их деятельности удается предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное
их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и
население.
В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:
учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной
инспекции по маломерным судам Минприроды России;
военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные,
восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов
исполнительной власти;
соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы
МЧС России;
соединения (части) радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;
аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных
электростанций Минатома России;
территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийновосстановительные формирования;
отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного
самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на
территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным
руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися
силами и средствами ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются
за помощью к вышестоящей КЧС, которая и осуществляет координацию и руководство
ликвидацией данной ЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств могут
привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти, в том числе и
воинские формирования.
Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется
автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России
(АИУС РСЧС).
Закoнoдaтeльcтвo Российской Федерации в oблacти защиты нaceлeния и тeppитopий от ЧС
приpoднoго и тexнoгeннoгo xapaктepa
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты
населения, а также всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов
производственного и социального назначения, окружающей природной среды от ЧС
определяет Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера».
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие
в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также предприятий,
учреждений и организаций независимо от формы их собственности и населения в области
защиты от ЧС.
В первой главе представлены цели закона, задачи РСЧС, границы зон ЧС, порядок
гласности и информирования населения, а также основные принципы его защиты.
Важным фактором в обеспечении защиты населения и территорий является гласность и
информирование о ЧС.
Информацию составляют сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях,
о состоянии защиты населения и территорий, принятых мерах по обеспечения их
безопасности, приемах и способах защиты населения от них, а также данные о
радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической
безопасности на соответствующих территориях.
Федеральные органы государственной власти, субъектов Российской Федерации,
местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и
достоверно информировать население по указанным вопросам через средства массовой
информации и по иным каналам.
Вторая глава определяет полномочия Президента Российской Федерации, Федерального
собрания России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.
В третьей главе закреплены обязанности федеральных органов исполнительной власти и
организаций по защите населения и территорий от ЧС, участие общественных
объединений в их ликвидации, а также порядок привлечения Вооруженных Сил
Российской Федерации для ликвидации ЧС и сил и средств органов внутренних дел при
ликвидации ЧС.
В четвертой главе приведены права и обязанности граждан по защите от ЧС.
Граждане России имеют право (ст. 18)
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в
любом регионе, любом населенном пункте;
при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев,
областей, местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты
людей в ЧС;
получать информацию о надвигающейся опасности и риске, которому может
подвергнуться население той или иной территории, правилах поведения и мерах
безопасности с учетом складывающейся обстановки;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам
защиты населения и территорий от ЧС;
участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и
ликвидации ЧС;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в
зонах ЧС;
на государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за
ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по
ликвидации ЧС;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем
или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите
населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников,
инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего
от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите
населения и территорий.
Без четкого выполнения своих обязанностей гражданами трудно говорить об устойчивом
эффективном функционировании всей системы РСЧС. Поэтому каждый россиянин обязан
(ст. 19):
активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС России;
соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС;
выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не
допускать нарушения производственной и технологической дисциплины,
требований экологической безопасности, которые могут привести к ЧС;
изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования
коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и
совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых
складывающихся условиях;
знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;
четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
при первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Пятая глава определяет порядок подготовки населения и пропаганду знаний в области
защиты населения от ЧС. Такая подготовка ЧС осуществляется в организациях, в том
числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
В шестой главе отражены вопросы финансирования органов управления и мероприятий
по ликвидации ЧС, а также создания и использования резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Седьмая глава посвящена порядку организации и про ведения государственной
экспертизы, надзора и контроля защиты населения и территорий от ЧС, а также
ответственности за нарушение настоящего законодательства.
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства
Российской Федерации по защите населения и территорий от ЧС, создании условий и
предпосылок к их возникновению, непринятии мер по защите жизни и сохранению
здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане
Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую
и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с законодательствами Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Восьмая глава определяет правила применения международных договоров Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.
В главе девять говорится о вступлении Федерального закона в силу.
Раздел 2. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите
населения в военное время.
Предназначение и задачи ГО
Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и
по защите населения, мaтeриальных и культурных ценностей на территории Российской
Федерации от опасностей, возникающих приведении военных действий или вследствие
их. Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства,
составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности страны. Она
осуществляется по территориально-производственному принципу.
В соответствии с принципами государственной политики в области совершенствования и
дальнейшего развития гражданская оборона есть особая военная функция защиты
населения и территорий от экстремальных ситуаций с обеспечением необходимой
преемственности защитных мероприятий мирного времени в условиях войны.
Основные задачи ГО:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие их;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных
действий или вследствие их;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для
населения при ведении военных действий или вследствие их;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и
принятие других необходимых мер;
борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие
их;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и другие необходимые
мероприятия;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении
военных действий или вследствие их;
восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное
время;
срочное захоронение трупов в военное время;
Up align="JUSTIFY"> разработка и осуществление мер, направленных на
сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения;
обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
Cтpyктypa и opганы управления ГО
Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на
всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов,
населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Террuторuальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик,
краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению
Российской Федерации.
Проuзводственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве,
ведомстве, учреждении, на объекте.
Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской
Федерации, которое:
обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах ГО;
руководит организацией и ведением ГО;
издает нормативные правовые акты и организует разработку проектов федеральных законов в области ГО;
определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зависимости от
численности проживающего на них населения и числа организаций, играющих
существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность
населения;
устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также порядок
накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материальнотехнических, продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществляет иные полномочия в области ГО в соответствии с законодательством
Российской Федерации и указами Президента России.
За руководство ГО в республиках, автономных образованиях, краях, областях, городах
отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти.
Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте)
независимо от форм собственности осуществляют их руководители, являющиеся по
должности начальниками гражданской обороны.
В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России.
Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для
органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности
и форм собственности, а также должностных лиц и граждан. Начальники органов
управления по ГОЧС являются первыми заместителями соответствующих начальников
гражданской обороны (НГО).
По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально
уполномоченным на решение задач в области ГО, и субъектом Российской Федерации в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут создаваться
органы, осуществляющие управление ГО на территориях субъектов Российской
Федерации и отнесенные к группам по ГО. Руководители указанных органов назначаются
руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
решение задач в области ГО, из числа военнослужащих войск гражданской обороны по
согласованию с НГО субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных к
группам по гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Для решения специальных задач наряду со штатными органами управления ГОЧС на всех
уровнях создаются эвакуационные комиссии и комиссии по повышению устойчивости
функционирования объектов экономики. Для координации деятельности территориальных
органов в пределах нескольких республик, краев или областей используются
региональные центры ГОЧС, являющиеся полномочными представителями МЧС России в
регионах.
Структура ГО на объектах экономики
Гражданская оборона на промышленных объектах (далее - на объекте) организуется для
защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи него.
Основные задачи ГО на объекте:
защита работающего персонала и населения от ЧС;
повышение устойчивости функционирования объекта;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах
поражения и зонах катастрофического затопления.
Начальник ГО объекта подчиняется НГО вышестоящего ведомства (министерства,
отрасли), а в оперативном отношении - начальнику ГО города (района, префектуры), на
территории которого расположен объект. На крупных промышленных объектах, как
правило, предусматривается штатный заместитель НГО, являющийся в мирное время
начальником структурного подразделения, уполномоченного на решение задач ГО, и
основным организатором всех подготовительных мероприятий по ГО. Ему
предоставляется право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по
вопросам гражданской обороны объекта.
Кроме штатного приказом НГО назначаются заместители: по рассредоточению и
эвакуации работающего персонала и членов их семей; по инженерно-технической части и
материально-техническому снабжению. В отличие от штатного заместителя они не
освобождаются от выполнения своих основных служебных обязанностей.
Заместителем НГО по рассредоточению и эвакуации является заместитель руководителя
объекта по общим вопросам. В его функции входят разработка плана рассредоточения,
организация подготовки мест в загородной зоне и перевозка туда людей, доставка рабочей
силы к месту работы, руководство службой охраны общественного порядка.
Обязанности заместителя НГО по инженерно-технической части возлагаются на главного
инженера предприятия. Он руководит переводом предприятия на особый режим работы,
мероприятиями по повышению устойчивости его функционирования в мирное и военное
время, а также при угрозе нападения службами аварийно-технической, противопожарной,
убежищ и укрытий, осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и
другими неотложными работами.
Заместителем НГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель
(помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он обеспечивает накопление и
хранение специального имущества, техники, инструмента, средств защиты и транспорта.
На него возлагаются материально-техническое обеспечение работ по строительству
укрытий, проведение мероприятий по размещению и эвакуации, спасательных и других
неотложных работ. При угрозе нападения противника он организует рассредоточение
запасов сырья, продовольствия и уникального оборудования.
Структурное подразделение объекта, уполномоченное решать задачи ГО, создается при
НГО и является органом его управления. Состав подразделения (начальник отдела, его
заместитель) зависит от значимости объекта и комплектуется как штатными работниками
ГО, так и дополнительными лицами, не освобожденными от основных обязанностей. Его
работа организуется на основании приказов, распоряжений и указаний НГО объекта,
вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС.
Подразделение обеспечивает своевременное оповещение об угрозе ЧС природного и
техногенного характера и осуществляет мероприятия по защите рабочих, служащих и
населения подведомственных рабочих поселков от оружия массового поражения. В его
обязанности входят разработка, корректировка и организация выполнения плана ГО
объекта, контроль за обучением рабочих и служащих по ГО и подготовка гражданских
организаций гражданской обороны.
Вне зависимости от характера производственной деятельности на объекте по решению
руководителя могут создаваться службы ГО: оповещения и связи, медицинская,
радиационной, химической и биологической защиты, охраны общественного порядка,
противопожарная, энергоснабжения и светомаскировки, аварийно-техническая, убежищ и
укрытий, транспортная, материально-технического снабжения и другие. На них
возлагается выполнение специальных мероприятий и обеспечение действий
формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Руководство службами осуществляют начальники, назначаемые приказом НГО объекта из
руководителей отделов, цехов, на базе которых они созданы. На них возлагается
поддержка в постоянной готовности сил и средств служб, участие в разработке плана ГО
объекта и необходимых документов служб, своевременное обеспечение подчиненных
формирований специальным имуществом и техникой.
Служба оповещения и связисоздается на базе узла связи объекта.
Она организует своевременное оповещение руководящего состава, рабочих, служащих и
населения рабочих поселков объекта об угрозе ЧС, связь и поддержание ее в состоянии
постоянной готовности к работе, устраняет аварии в сетях связи, находящихся в очаге
поражения.
Медицинская службаорганизуется на базе медсанчасти (здравпункта, поликлиники) и
обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских
формирований, накопление запасов медимущества и медицинских средств
индивидуальной защиты, медицинскую разведку и санитарно-эпидемиологическое
наблюдение, медпомощь пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения, а также
медицинское обеспечение рабочих, служащих и членов их семей в местах
рассредоточения и эвакуации. Начальник службы - главный врач.
Служба радиационной, химической и биологической защитыразрабатывает и
осуществляет мероприятия по защите людей, пунктов питания, складов продовольствия
от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ. В ее обязанности
входят: организация подготовки формирований радиационной, химической и биологической защиты; контроль за состоянием средств индивидуальной защиты и специальной
техники, а также за облучением и заражением личного состава; ведение радиационной и
химической разведок; ликвидация очагов радиоактивного и химического заражения.
Служба охраны общественного порядкаформируется из подразделений ведомственной
охраны и народных дружин. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание
общественного порядка во время проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ, содействует своевременному укрытию работающих по сигналам
оповещения, наблюдает за режимом светомаскировки.
Служба энергоснабжения и светомаскировки- отдел главного энергетика - разрабатывает
мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива или электроэнергии
на объект, оснащение уязвимых участков энергетических сетей средствами защиты,
первоочередные восстановительные работы на энергосетях и светомаскировку.
Аварийно-техническая службасоздается на базе производственного, технического или
отдела главного механика. Разрабатывает и проводит мероприятия по защите уникального
оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных
инженерных сетей и коммуникаций, а также неотложные работы по локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.
Служба убежищ и укрытийорганизуется на базе строительных цехов отдела
капитального строительства или жилищно-коммунального. Она осуществляет разработку
расчетов для укрытия рабочих, служащих и членов их семей в рабочих поселках.
Обеспечивает готовность убежищ и укрытий и контроль за правильностью их
эксплуатации. Организует строительство защитных сооружений. Участвует в проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ при разборе завалов.
Транспортная службабазируется в гараже. Она разрабатывает и осуществляет перевозки,
связанные с рассредоточением рабочих и служащих и доставкой их к месту работы;
организует подвоз сил и средств к очагу поражения; перевозит пораженных; проводит
работы по обеззараживанию транспорта.
Служба материально-технического снабженияразвертывается на базе этого отдела. В ее
функции входят: снабжение формирований ГО всеми видами специальной техники,
имущества и продовольствия; организация ремонта и подвоза к участкам работ техники и
имущества, их хранение и учет; обеспечение рабочих и служащих предметами первой
необходимости как на самом предприятии, так и в местах рассредоточения.
На небольших предприятиях службы ГО обычно не создаются, а их функции выполняют
структурные органы управления этих объектов.
Силы ГО
Для непосредственного ведения работ, связанных с выполнением задач гражданской
обороны, создаются силы ГО.
Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны,
фактического начала военных действий или введения Президентом Российской
Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а
также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных
авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных
действий и вследствие этих действий, на базе предприятий, организаций и учреждений
создаются гражданские организации гражданской обороны. В них могут зачисляться
граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до
55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания,
инвалидов I-й, 2-й и 3-й групп, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 8летнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием,
имеющих детей до 3-летнего возраста.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления на соответствующих территориях:
выявляют организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают
формирования;
определяют по согласованию с организациями виды, состав и численность
создаваемых формирований;
ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет
последних;
организуют подготовку формирований;
осуществляют общее руководство деятельностью формирований. Организации,
создающие формирования:
разрабатывают штаты и табели оснащения формирований специальной техникой и
имуществом;
укомплектовывают формирования личным составом, специальной техникой и
имуществом;
осуществляют подгoтoвку и руководство деятельностью формирований;
поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности в соответствии с
планами ГО к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Законодательство Российской Федерации в области ГО
Задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления,
полномочия органов государственной власти РФ, исполнительной власти ее субъектов,
местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм
и форм собственности, а также силы и средства ГО определяет Федеральный закон «О
гражданской обороне»
В Законе шесть глав.
В первой главе определены задачи, правовое регyлирование, принципы и ведение ГО на
территoрии Российской Федерации. Во второй - полномочия Президента Российской
Федерации, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти в области
ГО. В третьей - полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, местного самоуправления и организаций, а также права и обязанности
граждан в области ГО. В четвертой - порядок управления и организации служб ГО, а
также структура ее системы. Определен и федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный решать задачи ГО. В пятой - состав сил ГО, основы деятельности ее
войск, а также порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской
обороны. В шестой - порядок финансирования мероприятий ГО и ответственность за
нарушение законодательства Российской Федерации в этой области.
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными
нормaтивными правовыми актами Российской Федерации:
проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие их;
принимают участие в проведении других мероприятий по ГО;
оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении
задач в области ГО.