Теоретические и методические основы социологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1 Теоретические и методические основы социологии
№1 Объект и предмет социологии
Современное общество – это не механическое соединение властных институтов и структур, а также социальных сфер.
Социология – наука о жизни общества, где общество представляется в виде социальных связей и отношений между субъектами общества (институты, личности, общности)
В научный оборот термин социологии был введёт в середине 19 века.
Предмет социологии обладает мультипарадигмальностью, что говорит о наличии множества парадигм в рамках одной науки, социологии.
Социальная структура – взаимное расположение индивидов и групп в рамках общества, а также наличие взаимосвязей между ними.
Объект социологической науки – функционирование общества
№2 Уровни социологического знания
Выделяют три уровня:
1)фундаментальный – общесоциологичекий уровень, связанный с осмыслением самых важных и общих вопросов науки социологии, высокий уровень абстракции. Основная задача – раскрытие универсальных закономерностей в социологии
2)средний уровень – промежуточное положение между эмпирическим обобщением первичной социологической информации и фундаментальными теориями. Теории этого уровня служат обобщением для эмпирических данных в рамках определённых отдельных областях социологического знания.
Теории среднего уровня делятся на: теории социальных институтов, теории социальных общностей, а также теории специализированных социальных процессов.
3)Эмпирический уровень – первичное обобщение всех \мпирических данных
№3 Типы социологических теорий
Выделяют три типа теорий:
1)Общая социологическая теория
2)Частные социологические теории
3)Специализированные социологические теории
№4Основные функции социологии
1)Познавательная
2)Прикладная
3)Социальный контроль
4)Идеологическая
5)Прогностическая
№5 Специфика законов социологии
В социологии принято выделять пять категорий:
1)законы констатации сосуществования социальных явлений
2)законы для установления тенденций развития
3)законы для установления связи между социальными явлениями
4)законы для фиксации причинной связи между социальными явлениями
5)законы для утверждения возможности или вероятности связи между социальными явлениями
№6 Роль и понятие термина “социальное” в социологическом знании
Социальное есть особый тип формы регуляции поведения. В отечественной социологии социальное может иметь такие значения, как:
1)социальное как сфера общественной жизни
2)социальное как качественно новая форма для регуляции поведения человека
3)также социальное и общественное могут выступать как синонимы
№7 Методы социологии
1)Опрос
2)Анализ документов
3)Наблюдение
4)Эксперимент
Лекция №3 Общество как социальная система
№1 Понятие системы, понятие общества, подходы к его анализу. Признаки общества как социальной системы
Система – целое, состоящее из элементов, взаимосвязанных между друг другом и обладающим своей уникальностью
Общество – универсальный способ для организации социальных связей и социального взаимодействия между обществом и людьми
Основные подходы к пониманию общества в рамках системы:
1)социальные отношения – К.Маркс
2)социальные факты –Э. Дюркгейм
3)социальные взаимодействия –М. Вебер
Черты общества как социальной системы:
1)системность
2)универсность
3)автономность и саморегуляция
4)интеграция
Признаки общества Э. Шилза:
1)объединение — это не часть какой-либо более крупной системы
2)браки заключаются между представителями объединения
3)общество пополняется через рождение от людей, представителей этой общности
4)есть название в истории
5)есть своя территория
6)собственная система управления
7)общество существует дольше продолжительности жизни одного её представителя
8)общая система ценностей
№2 Типология социальных систем
В социологии принято делить общество на традиционное и индустриальное. Традиционное общество – общество с аграрным укладом и малоподвижными социальными структурами. Индустриальное общество было впервые введено А. Сен-Симона. Индустриальное общество более гибкое, готово к модификациям, высокий уровень социальной мобильности.
№3Концепция эволюционного, революционного и циклического изменения общества.
1)Эволюционизм – объективный характер социального развития (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм)
2)Марксизм – прогресс происходит только кардинальным обновлением способов производства (К. Маркс, Ф. Энгельс, Ленин)
3)Циклическое развитие – прямолинейное движение в развитии общества к более совершенному состоянию (А. Тойнби, О. Шменглер)
№4Мировая система и процессы глобализации
Теория мировой системы предложена американским ученым И.
Валлерстайном в 1976 г. Ее основная идея заключается в том, что тенденция
глобализации приводит к объединению мира в единую систему. Впервые о ней
заговорили в 1980 г. в Гарвардской школе бизнеса. В своем учебнике
«Социология» А.А. Горелов отмечает тенденции глобализации современной
жизни в восьми сферах:
1)политическая
2)экономическая
3)информационная
4)транспортная
5)экологическая
6)демографическая
7)военная
8)культурная
Главными двигателями глобальной социальной системы на
государственном уровне являются западные страны. Для них это способ
закрепить свои нынешние преимущества и стать во главе мира, т.е.
приватизировать мир.
Лекция №4 Социальные институты
№1Понятие «Социальный институт»
Социальный институт – устойчивые типы и формы социальной практики, через которое происходит организация общественной жизни, а также обеспечивается устойчивость связи и отношений внутри социальной организации общества.
Это не только совокупность лиц и учреждений, но также наличие целостной системы в стандартах поведения членов общества, которые необходимы и обязательным для осуществления функции данного института.
№2 Основные социальные институты и их функции
Социальные институты – стабильные и интегрированные совокупности в символах, верованиях, ценностях, нормах, ролях и статусах.
Основным предназначениям социальных институтов можно отнести:
1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические
институты, государство);
3. Потребность в средствах существования (экономические институты,
производство);
4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего
поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. е.
включая науку и культуру);
5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Институты – это всегда развивающиеся системы. Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются.
Таким образом, социальные институты имеют явные и латентные
(скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется. Только с помощью изучения латентных функций институтов определяется истинная картина социальной жизни.
Лекция №9 Социальная структура общества и социальная стратификация
№1 Понятие социальной структуры
Понятие «структура» восходит к латинскому слову «struere», которое
означает «строить» или «соединять».
Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной
системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д.
Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в
следующих смыслах:
1. В широком смысле социальная структура – это строение общества в
целом, система связей между всеми его основными элементами. При
таком подходе социальная структура характеризует все
многочисленные виды социальных общностей и отношения между
ними.
2. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего
применяется к социально-классовым и социально-групповым
общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов,
социальных слоев и групп.
Социальная структура иногда просто определяется как устоявшиеся
социальные отношения - регулярные и повторяющиеся аспекты
взаимодействий между членами данного социального целого.
Таким образом, можно отметить, что социальная структура охватывает
размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между
отдельными элементами в социальных системах разного ранга.
№2 Социальная стратификация и её типы
Для обозначения всей гаммы различий между людьми существует особое понятие, по отношению к которому «социальная стратификация» является частным случаем, видовым понятием по отношению к родовому.
В теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства —
неравенства. При этом под равенством понимают:
1) равенство личностное;
2) равенство возможностей достичь желаемых целей (равенство шансов),
3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.);
4) равенство результатов.
Социальная стратификация – это структурно регулируемое неравенство, в котором люди ранжируются на высшие и низшие слои в соответствии с той социальной значимостью, какой имеет их вид деятельности.
Можно выделить девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:
• физико-генетическая,
• рабовладельческая;
• кастовая;
• сословная;
• этакратическая;
• социально-профессиональная;
• классовая;
• культурно-символическая;
• культурно-нормативная.
№3 Социальная мобильность и её виды
Социальная мобильность означает перемещение людей на разные позиции в рамках социальной иерархии, что непосредственно связано с изменением их социального статуса.
Существует два основных вида социальной мобильности —межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа —вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.
Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным.
Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты.
Лекция №10 Личность в системе социальных связей
№1 Диалектика биологического и социального личности
На личность в качестве объекта социальных отношений могут оказывать влияние следующие факторы:
1)общие социальные условия
2)общие социальные условия, определяющиеся специфическими социальными условиями жизни людей (социальное положение, место в системе социальных позиций)
Формирование субъективных свойств личности происходит в процессе предметной деятельности и выражается в специфических свойствах сознания индивида в качестве разных проявлений творчества
Социальные условия влияют на формирование интересов индивида. Также через социальный интерес происходит обратная связь от самого субъекта к его социальному поведению. Таким образом, люди действуют с целью преследования определённых социально обусловленных интересов.
№2 Социализация: этапы и агенты
Социализация – процесс усвоения образцов поведения, социальных ценностей и норм, которые необходимы для нормального функционирования индивида в обществе.
Этапы социализации:
1)первичная – от рождения до формирования социальной зрелости
2)вторичная – перестройка к новым социальным условиям для жизни зрелой личности
Институты первичной социализации: семья, СМИ, ровесники, дошкольные учреждения, школьные
Институты вторичной социализации: Вузы, армия, производство, религия, государство
№3 Социальные роли и социальные статусы личности
Статус может быть навязан обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. статус может определяться характеристикой человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.).
Социальный статус бывает достигаемым и приписанным. Социальный статус – позиции, занимаемые человеком в обществе.
№4 Социальные типы личности
Выделяют следующие типы личности:
1)модальный – усреднённое сочетание наиболее характерных особенностей индивидов
2)базисный – формирование определённой конфигурации нравственных отношений у человека в процессе общения
3)маргинальный – нахождение между двумя социальными группами, промежуточное состояние
4)командно-административный – конформизм, отсутствие автономии, избегание конфликтов
5) “новые русские” – высокая активность и предприимчивость
6)мафиозный – формируется в процессе нарастающей криминализации
7)демократический – приоритет в личности прав и свобод
Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.
№5 Проблемы социализации личности в различных школах и направлениях социологии
Проблема личности центральная в социологии. В 20 веке было сформировано несколько теорий на проблему социализации личности человека.
Психолог Л. КОлберг выделял 6 стадий нравственного развития личности, Э. Эриксон выделял 8 стадий.
Ч. Кули создал концепцию “зеркального Я”. Каждый человека начинает постройку своего “Я” через:
1)представление о том, как видят человека другие
2)представление о том, как оценивают человека другие
3)ощущение самого человека на эти оценки и видения
Дж. Г. Мид разработал теорию “обобщённого другого”. В процессе общения человек встаёт на место других людей и видит себя другой личностью.
Американским социологом А. Халлер была разработана концепция “значимого другого”. Значимый другой – личность, от которой индивид хочет получить одобрение, в результате чего он готов выполнять и принимать его указания.