Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 6. Теоретические и методические
социально-психологического тренинга
Лекция 6.
виды
основы
Социально-психологический тренинг и его
План
о
социально-психологическом
1. Общее
понятие
тренинге (СПТ)
2. Функции социально-психологического тренинга.
3. Цели тренинговой работы и задачи социальнопсихологического тренинга.
4. Принципы, методы и этапы групповой работы
5. Классификация видов социально-психологического
тренинга.
6. Роль и позиция ведущего тренингов, требования к
компетентности и личности ведущего тренингов
1. Общее понятие о социально-психологическом тренинге (СПТ)
На сегодняшний день не существует общепринятого толкования
понятия «тренинг», что приводит к расширенному его пониманию и
обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и
средств, используемых в психологической практике.
Термин «тренинг» (от англ. - train, training) имеет ряд значений:
обучение,
воспитание,
тренировка,
дрессировка.
Подобная
многозначность присуща и научным определениям тренинга.
Ю.Н. Емельянов определяет тренинг как группу методов развития
способностей к обучению и овладению любым сложным видом
деятельности. Л.А. Петровская рассматривает социально-психологический
тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний,
социальных установок, умений и опыта в области межличностных
отношений», «средство развития компетентности в общении», «средство
психологического воздействия». Тренинг также можно охарактеризовать
как
многофункциональный
метод
преднамеренных
изменений
психологических феноменов человека, группы и организаций с целью
гармонизации профессионального и личностного бытия человека.
Наиболее полная трактовка данного термина представлена в
психотерапевтической энциклопедии: «Тренинг – это совокупность
психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов,
направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции,
обучения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и
профессиональных умений».
Специфические черты тренинга:
1. Наличие постоянного состава группы. Чаще состав группы
полностью сохраняется; иногда постоянным остается костяк группы, в
который возможны разовые «вливания» отдельных участников.
2. Присутствие группового тренера, имеющего концепцию
тренинга. У тренера могут быть различные позиции: он может выступать
в качестве руководителя, ведущего и т.д.; но выбранная им роль должна
соответствовать концепции тренинга и осознаваться самим тренером.
3. Наличие цели тренинга.
4. Четкая пространственно-временная организация тренинга.
Тренинг проводится в изолированном помещении, приспособленном для
того, чтобы участники могли свободно сидеть в общем кругу, работать в
более мелких группах и выполнять двигательные упражнения. Время
проведения тренинга должно быть четко обозначено.
5. Соблюдение общегрупповых норм. Общеизвестно, что люди,
прошедшие совместный тренинг, становятся близкими и интересными друг
другу, даже если время работы было крайне ограниченным.
Общегрупповые нормы это механизм, который помогает людям
открыться в столь короткие сроки. В тренинге о их соблюдении не дает
забыть тренер. В начале работы он обговаривает с участниками правила
группового поведения (которые базируются на этих нормах) и затем все
время следит за их соблюдением. В развитой группе участники и сами не
дают себе возможности сбиться с пути
6. Использование активных методов работы. В начале тренинга
инициатива в применении отдельных методов исходит от тренера, а
потом, в случае удачной работы, она все больше переходит к самим
участникам. Активность может выражаться в действии, но, даже если в
каких-то упражнениях отдельные члены группы не участвуют, каждый из
них по завершении процесса рассказывает о своих чувствах или мыслях. В
«нежестких» тренингах существует возможность отмолчаться, но ведущий
в самом начале работы предупреждает, что ценой этого будет крайне
низкий эффект от воздействия группы. Этот принцип опирается на идею,
что человек усваивает только 10% от того, что слышит, 30% - от того, что
видит и 90% - от того, что делает сам. Только активная позиция дает
возможность для внутреннего изменения личности. По мнению Л.А.
Петровской, только при активной позиции участника диагностика
превращается в самодиагностику. Иными словами, использование
активных методов работы позволяет участнику чувствовать себя не
объектом воздействия, а личностью, отвечающей за свою жизнь.
7. Ориентация на внутригрупповые процессы. Участники
тренинговой группы не просто обучаются чему-либо, они проживают целую
микрожизнь, достижения которой они могут потом использовать за
пределами группы. Ориентации на внутригрупповые процессы
способствует соблюдение правила «Здесь и теперь»
8. Наличие обратной связи. Обратная связь является очень
действенным способом помощи участнику в самопознании. В реальной
жизни, давая обратную связь, люди, как правило, либо сглаживают свои
мысли и чувства до неузнаваемости, либо критикуют так, что это вызывает
потребность защититься, а не совершенствоваться. Поэтому часто
человеку трудно создать адекватное представление о том, как он выглядит
в глазах окружающих.
Тренинг предоставляет такую возможность, но только в том случае,
если участники соблюдают определенные правила; и помочь им в этом
должен тренер. В качестве условий конструктивной обратной связи
исследователи предлагают: ее неотсроченность, учет специфических
особенностей того, кому она направлена, соответствие потребностям
получающего и отправляющего обратную связь, подачу сообщений по
поводу только тех свойств, которые реально могут быть изменены.
9. Атмосфера психологической безопасности, которая позволяет
каждому участнику легко и открыто делиться своими мыслями, чувствами,
проблемами, а также экспериментировать со своим поведением.
Участники должны абсолютно точно знать, что их не высмеют, не осудят и
не вынесут их проблемы за пределы круга. Эта уверенность достигается
благодаря определению и соблюдению правил поведения в процессе
тренинговой работы. Особенно важно соблюдение данного принципа в
группах, где работают представители одного коллектива. В обычной жизни
люди редко меняют стереотипы своего поведения, бессознательно боясь
неприятия себя в новой роли окружающими, поэтому работая со
знакомыми друг другу людьми, тренер должен постоянно возвращаться к
вопросу безопасности.
Соблюдению безопасности содействует следование правилам: «Не
критикуй», «Не осуждай», «Не перебивай». Тренер должен постоянно
следить за тем, чтобы обратная связь давалась только в
доброжелательной манере. Кроме того в начале тренинга обязательно
оговаривается, что все высказывания должны выражаться в
персонифицированной форме.
Также следует помнить, что соблюдение принципа безопасности
возможно только в том случае, если каждый участник убежден, что все
будут придерживаться правила конфиденциальности.
10. Наличие креативной среды. По сути дела, все открытия,
сделанные участниками тренингов, уже давно известны в психологии; и
ценность их в том, что они оказались не преподнесенными кем-то, а
добытыми из собственного опыта. Такие открытия не забываются. И
способствуют изменению качества жизни. Возможно это только при
создании в группе креативной среды, основными характеристиками
которой являются проблемность, неопределенность и безопасность.
Считается, что впервые тренинговые занятия, направленные на
повышение компетентности в общении, были проведены учениками К.
Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. В их основе лежала
идея: большинство людей живет и работает в группах, но чаще всего они
не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят
другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других
людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в
установках и поведении людей происходит в групповом, а не в
индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои
установки, выработать новые формы поведения, человек должен
преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя таким, каким его
видят другие.
Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов,
встречающихся с целью исследовать межличностные отношения и
групповую
динамику,
которые
они
сами
порождают
своим
взаимодействием. Успешная работа учеников К. Левина в мастерской
межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной
лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга
базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в
практике Т-групп.
В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров,
политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию,
умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять
групповую сплоченность. Некоторые группы были ориентированы на
выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его
самоидентичности. Они возникли в 1954 г. и получили название групп
сензитивности.
В конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. Т-группы и группы сензитивности
получили широкое распространение в организациях. Основной целью их
использования было улаживание конфликтных ситуаций в рабочих
группах, а также оптимизация отношений рабочих и служащих.
В 60-е гг. возникло, опирающееся на традиции гуманистической
психологии К. Роджерса, движение тренинга социальных и жизненных
умений, который применялся для профессиональной подготовки
менеджеров в целях их психологической поддержки и развития. В
тренинге жизненных умений использовались и используются три
основные модели, определяющие своеобразие целевого подхода к
участникам тренинга. Первая модель опирается на семь развиваемых
категорий жизненных умений: решения проблем, общения, настойчивости,
уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и
развития «Я»-концепции. Вторая модель выделяет четыре категории
жизненных умений, являющихся целью тренинга: межличностное
общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение
проблем и принятие решений. Третья модель включает тренинг
эмоционального
самоконтроля,
межличностных
отношений,
самопонимания,
финансовой
самозащиты,
самоподдержки
и
концептуализации опыта.
В 1970-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под
руководством М. Форверга был разработан метод, названный
социально-психологическим
тренингом.
Средствами
тренинга
выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие
условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. По
его мнению, социально-психологический тренинг - род группового
психологического тренинга, активный метод групповой психологической
работы, которая проводится для развития компетентности в общении. Он
сделал вывод об эффективном влиянии социально-психологического
тренинга на повышение интерперсональной компетентности за счет
интериоризации измененных установок личности и их переноса на
профессиональную деятельность. Практической областью приложения
разработанных М. Форбергом методов стала социально-психологическая
подготовка руководителей промышленного производства.
Социально-психологический
тренинг
получил
широкое
распространение и в отечественной практике. Этот метод активно
применяется в работе с детьми, родителями, студентами, руководителями
предприятий и организаций. Опыт его использования отражен в трудах
Ю.Н. Емельянова, В.П. Захарова, ГА Ковалева, X. Миккина, ЛА
Петровской, Т. С. Яценко и др.
Групповой
психологический
тренинг,
или
социальнопсихологический тренинг представляет собой вид методов активного
социально-психологического
обучения,
основанных
на
целенаправленном, комплексном и относительно продолжительном
по времени использовании совокупности методов групповой работы
(ролевых игр, групповых дискуссий, психотехнических упражнений и др.) в
интересах развития, психокоррекции и психотерапии личности.
Социально-психологический тренинг не сводится только к социальнопсихологическому тренингу общения;
область его
применения
значительно шире, чем у последнего и не ограничивается развитием
навыков эффективного общения и повышением коммуникативной
компетентности.
В работе тренинговой группы всегда присутствуют два плана, две
стороны: содержательная и личностная. Содержательный план
соответствует основной содержательной цели тренинга. Он изменяется в
зависимости от того, что является объектом воздействия: установки,
умения, когнитивные структуры, а также от программы тренинга.
Например, в тренинге креативности, тренинге партнерского общения или
ведения деловых переговоров содержание будет разным, хотя уровень
объектов воздействия один и тот же - установки и умения. Личностный
план - это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются
события содержательного плана, а также состояние каждого участника в
отдельности (в некоторых видах тренинга эти состояния и отношения
участников становятся содержанием работы группы).
2. Функции социально-психологического тренинга.
СПТ,
как
метод
интенсификации
психолого-педагогической
подготовки позволяет наиболее эффективно решить проблему быстрой
адаптации индивида к меняющимся условиям.
Групповой психологический тренинг применяется в целях развития,
психокоррекции, обучения и диагностики. Н.Ю. Хрящева и С.Н. Макшанов
описывают тренинг как многофункциональный метод преднамеренных
изменений психологических феноменов индивида, группы и организации с
целью гармонизации профессионального и личностного бытия индивида.
Тренинговая работа может включать в себя как коррекционную
(коррекция неадаптивных социальных и личностных установок), так и
развивающую работу, направленную на развитие коммуникативной
компетентности, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости и
навыков саморегуляции, развитие профессионально значимых качеств и
психических процессов.
Психологический тренинг оказывает конструктивное влияние на
развитие личности индивида в трех направлениях: когнитивном, так как
получение информации происходит через постановку исследовательских
задач, ориентированных на повышение информативности общения;
эмоциональном, поскольку вся информация интерпретируется через
личностную значимость; конативном, предполагающем расширение
поведенческого репертуара за счет осознания неэффективности
привычных моделей поведения.
Исследуя тренинг как метод психологической коррекции, его можно
рассмотреть как упражнение, в результате которого формируется система
умений и навыков эффективного поведения, необходимого личности
индивида для взаимодействия с другими индивидами.
Значительной
особенностью
тренинга
является
его
диагностическая функция, в данном случае он является диагностикой
особого рода, то есть самодиагностикой как активной позицией индивида,
позволяющей ему корректировать свою деятельность.
В качестве обучающей системы, тренинг выполняет ряд функций:
развивающую, дидактическую, воспитывающую, профессиональную.
В процессе тренинга личность индивида приобретает знания,
умения, навыки межличностного взаимодействия. Развивающий эффект
тренинга проявляется в качественных изменениях личности индивида.
Деловые качества личности улучшаются, благодаря тому, что в тренинге
формируются условия для корректировки и совершенствования разных
профессиональных знаний и умений.
В
тренинге
формируется
возможность
незамедлительного
соотношения полученной информации и деятельности, эмоционального
переживания новых способов поведения и связанных с ними результатов,
что обеспечивается действием каналов обратной связи. Психологический
тренинг также позволяет работать с личностью индивида, затрагивая
глубинные внутренние структуры, сложно поддающиеся коррекции
другими методами.
3. Цели тренинговой работы и задачи социально-психологического
тренинга
Наличие цели в тренинге является его специфической чертой.
Каждый участник, приходя на тренинг, имеет определенные намерения;
каждый тренер, организовывая группу, определяет ее задачи; к тому же
сам по себе тренинг как метод несет в себе цель. Таким образом, в
каждом тренинге вырисовываются три группы целей: личные, общие и
универсальные.
Личные цели участника могут быть изначально далеки от
направленности тренинга. Например, человек, идущий на тренинг по
развитию ассертивного поведения, может преследовать задачу –
расширить свой круг общения. В ходе работы намерения участника могут
расшириться или трансформироваться.
Общие цели изначально формулируются тренером и отражаются в
названии тренинга. Поскольку под тренингом подразумевается широкий
круг методик, базирующихся на различных теоретических принципах,
общие цели тренингов также крайне разнообразны. Среди наиболее часто
встречающихся общих целей можно выделить:
- развитие навыков саморегуляции;
- повышение коммуникативной компетентности;
- изменение стереотипов поведения;
- приобретение новых умений;
- совершенствование профессиональных навыков;
- развитие социальной перцепции;
- характерологические изменения личности;
- личностный рост и т.д.
В процессе групповой работы первоначальные цели могут
расширяться. Например, цель «Развитие коммуникативной компетенции»
может дополниться задачей «Повышение уверенности в себе».
Универсальные цели существуют во всех типах тренингов
независимо от их теоретических концепций. К ним исследователи относят
прежде всего:
-выявление проблем каждого участника и помощь ему в осознании
своего состояния;
- улучшение субъективного самочувствия участников группы;
- повышение адекватной адаптации участников тренинга в социуме
за счет выявления ими на собственном опыте закономерностей
межличностного взаимодействия;
- рост самосознания участников группы.
Именно в рамках универсальных целей тренер должен
формулировать общие цели для конкретной группы
Задачи СПТ
Тренинг как метод направлен на то, чтобы помочь участникам
освоить какую-либо деятельность. Но какие условия обеспечивают
усвоение новой деятельности? Очевидно, что человек должен: 1) хотеть
это делать; 2) знать, как это делать и 3) уметь это делать. По отношению
к психологическому тренингу это означает решение следующих задач:
1. Задача мотивирования и формирования позитивных
отношений к новой деятельности. Эта задача связана с
необходимостью сформировать у участников тренинга желание освоить
новую деятельность увидеть в ней смысл для себя, осознать ее ценность.
2. Задача формирования системы представлений клиента.
Важно учесть разницу между знаниями и представлениями:
представления — это только такая усвоенная информация о мире, которая
используется человеком для понимания мира и на основе которой он
выстраивает свое поведение в мире. Представления не являются точными
и строго определяемыми, но они могут оказывать на человеческую жизнь
куда более сильное влияние, чем усвоенные, но не пережитые, не
ставшие убеждениями знания.
3. Задача формирования умений. Это наиболее часто называемая
и, может быть, наиболее важная задача тренинга. Под умениями мы
будем понимать способность человека управлять применением
имеющихся у него представлений, отношений и навыков в соответствии с
условиями конкретной ситуации.
4. Принципы, методы и этапы групповой работы
Психологический тренинг создается в соответствии с определенными
принципами.
С точки зрения С.И. Макшанова, принципы тренинга разделяются на
несколько групп: организационные принципы; этические принципы;
принципы создания среды тренинга; принципы поведения
участников.
Организационные принципы отвечают за специфику подготовки и
проведения тренинга и включают: принцип комплектования группы
тренинга (учитывает такие характеристики, как возраст, пол,
профессиональную принадлежность, уровень должностной иерархии, а
также психические свойства личности); принцип физической закрытости
(тренинговая группа работает в том же составе с начального этапа и до
конца тренинга.
После начала работы группы не следует включать в них новых
участников. Те из участников, что пропустили несколько занятий,
включаются в дальнейшие занятия только с общего согласия остальных
членов группы. В данной ситуации становится необходимым
проинформировать пропустившего участника обо всех событиях,
произошедших
в группе за
время его отсутствия); принцип
пространственно-временной
организации
тренинга
(определяет
временные и пространственные характеристики группы).
Принципы создания среды тренинга. Специфическая среда
тренинга во многом определяет эффективность
и направленность
работы. Тренинговая группа становится социумом в миниатюре,
обладающим признаками внешнего мира в искусственно создаваемом
взаимодействии.
Таким образом, психологическая среда тренинга выступает
фрагментом более широкого социального окружения и соответствует по
основным показателям специфике значимой реальности.
Принципы
создания
среды
тренинга
включают:
принцип
реалистичности (создание среды, позволяющей в значимых деталях
прорабатывать разноообразные социальные и профессиональные
ситуации, а также проблемы участников); принцип системной
детерминации (воплощение в среде тренинга основных
факторов
изменений психологических феноменов индивида и группы); принцип
избыточности (создание возможностей выбора различных вариантов
дальнейшего продолжения тренинга в соотнесении с развитием группы и
ее содержательным продвижением).
Принципы поведения участников. Поведение участников в любом
групповом психологическом тренинге является строго определенным в
соответствии с принципами, предлагаемыми моделью тренинга.
В социально-психологическом тренинге выделяются следующие
принципы поведения участников: принцип активности (предполагает
включение в активную работу всех участников тренинга; принцип
искренности (каждый участник вправе сам определять меру своей
искренности и, если он не ощущает готовности к диалогу или действию, то
имеет право отказаться.
Результативность тренинга для каждого
участника во многом определяется степенью его личной включенности во
все происходящие события и процедуры); принцип моделирования (в
тренинге моделируются различные ситуации, в которых участники
демонстрируют негативные и позитивные формы поведения).
Но, с другой стороны, если участник решил сообщить сведения, то
они должны быть достоверны, если он решил выразить свои мысли или
чувства, то это следует делать искренне); принцип «здесь и теперь»
(используется для преодоления тенденции отвлечения участников от
актуальной ситуации, происходящей в группе. Тенденция к отвлечению в
иные области, часто бывает вызвана проявлением реакции «ухода» от
имеющихся проблем и затруднений); принцип доверительности
(ориентирует на корректное отношение участников друг к другу. Общение
и взаимодействие каждого участника в ходе тренинга должны строиться с
учетом интересов, ценностей, чувств и переживаний остальных); принцип
исследовательской (творческой) позиции (в тренинговой группе
создается креативная среда, побуждающая участников к самоанализу,
поиску вариантов решения проблем, исследованию особенностей и
закономерностей межличностного взаимодействии и знакомство с другими
участниками);
принцип
объективации
(осознания)
поведения
(предполагает
перевод
поведения
участников
с
неосознанноимпульсивного уровня на осознанный. Осознание участниками своего
поведения и принятие личной ответственности за свои действия, и
поступки становится необходимым компонентом личностного роста.
Основным средством объективации поведения в тренинге становится
обратная связь группы. Возможно использование и дополнительных
средств, например, видео- и аудиозаписи событий, происходящих в
группе.
Этические
принципы,
принцип
конфиденциальности
(предполагают, что информация о происходящем в тренинговой группе,
касающаяся любого из ее участников, не должна озвучиваться и
обсуждаться за пределами группы. Строгое соблюдение данного принципа
является необходимым для формирования доверительных отношений в
группе и создание атмосферы, способствующей раскрытию участников);
принцип
ненанесения
ущерба
(соблюдение
данного
принципа
предотвращает возможный ущерб для участников со стороны ведущего
или участников тренинга. Ведущий несет ответственность за все
происходящее в тренинге, и в процессе ведения группы должен исходить
из принципа «не навреди», что требует от него высокой личной
восприимчивости и профессионализма); принцип соответствия
заявленных
целей
тренинга
его
содержанию
(подразумевает
последовательность
действий
ведущего
в
реализации
целей,
поставленных в начале тренинга).
Тренинговая группа становится и способом, и средой для плановых
изменений участников тренинга, выделяются факторы, обеспечивающие
изменения участников в группе: эмоциональная поддержка группы;
помощь другим участникам группы; членство в группе; возможность
эмоционального
осмысление.
реагирования;
обратная
связь;
наблюдение
и
Методы и этапы групповой работы
В процессе группового психологического тренинга используются
различные методы групповой
работы, методические средства и
приемы: информирование, психогимнастические упражнения, ролевые
игры, психодраматические приемы,
домашняя работа, метод
фиксированных ролей, дебрифинг, групповая дискуссия, мозговой штурм,
анализ
ситуаций,
диагностические
процедуры,
психогимнастика,
проективное рисование, элементы музыкотерапии.
Этапы структурирования содержательной работы в тренинге
Выделяются три основных этапа структурирования содержательной
работы в тренинге:
- Первый этап работы, как правило, носит диагностический
характер и направлен на переведения из внутреннего плана во внешний
неконструктивных элементов и моделей поведения, а также когнитивных
стереотипов понимания и интерпретации окружающего мира;
- Второй этап осуществляет построение во внешнем плане некой
проективной модели (программы) поведения и соответствующих
когнитивных конструктов. Реализация во внешнем плане идеальной
модели поведения, осуществляется посредством поиска аналогов,
комбинирования, реконструирования. с последующей демонстрацией
(проигрыванием).
На заключительном этапе осуществляется модификация
поведения
участников
группы
в
направлении
максимального
приближения к эталону и закрепления во внутреннем плане. На этом этапе
происходит работа, ориентированная на переосмысление событий
прошлого, личного поведения и поведения окружающих, а также освоение
новых способов поведения и осмысления окружающего социума.
При организации тренинговых занятий могут быть использованы
следующие формы: регулярные занятия, эпизодические встречи,
интенсивный курс. Интенсивный курс предполагает проведение занятий
ежедневно (по 3-8 часов в день) и может продолжаться от 3-х дней до 2-х
недель. Интенсивный тренинг является более эффективным средством
воздействия и изменения личности индивида. Данным курс способствует
более глубинной проработке Я-концепций участников и более
эффективному усвоению навыков и умений. Тем не менее, в связи с
полученными во время интенсивного курса более глубинными
изменениями, участники могут оказаться не готовы к прежней
действительности. В таком случае полученные изменения могут оказаться
менее устойчивыми без дальнейшего сопровождения и закрепления.
Регулярные занятия обычно проводятся 1-2 раза в неделю по 3-4
часа в день, что позволяет систематически и последовательно
осуществлять изменения. При этом является необходимым, чтобы
ведущий строил занятия на принципах последовательности и
преемственности. Эпизодические встречи являются наиболее свободной
из всех форм организации тренинга, занятия могут происходить 1-2 раза в
месяц. Организация группы в режиме эпизодических встреч имеет, скорее,
клубную форму, хотя и не исключает возможности ее организации на
принципах тренинговых групп. Важно, чтобы каждая встреча стала
самостоятельным и завершенным событием, в тренинговых группах может
изменяться количественный состав участников и общая направленность
занятий, возможной становится организация эпизодических встреч с
участниками тренинга, проходившего ранее в форме интенсивного курса,
для укрепления и сохранения полученных изменений.
5. Классификация видов социально-психологического тренинга
Основной целью тренинга, как считают специалисты, является
повышение
социально-психологической
и
коммуникативной
компетентности, развитие личности человека. Эту цель, по мнению
отечественных психологов В.П. Захарова и Н.Ю. Хрящевой, можно
конкретизировать в следующих задачах:
1. Приобретение знаний в области психологии личности, группы,
общения.
2. Формирование умений и навыков эффективного общения.
3. Коррекция, формирование и развитие установок, определяющих
успешное взаимодействие с людьми.
4. Развитие способности к адекватному восприятию себя, других
людей и их
взаимоотношений.
5. Коррекция и развитие системы отношений личности.
Эти задачи нельзя изолировать и отделить друг от друга, так как они
взаимосвязаны. Однако при проведении тренинга в центре внимания
оказывается одна или несколько из перечисленных задач, остальные при
этом остаются на периферии. Акцент на той или другой задаче и
определяет, по мнению исследователей, вид тренинга. Хотя следует
заметить, что исчерпывающей классификации видов тренинга на
сегодняшний день в отечественной психологии не существует.
В соответствии с выше указанными задачами В.П. Захаровым и Н.Ю.
Хрящевой была предложена классификация видов тренинга. Однако она
не охватывает всего разнообразия тренинговых программ, существующих
в настоящее время. Эти исследователи первую, вторую и третью задачи
соотносят с тренингом делового или профессионального общения. В
рамках этого вида тренинга разрабатываются и реализуются различные
тренинговые программы, например: тренинг партнерского общения,
тренинг ведения переговоров и др. Эти тренинговые программы
используются при повышении квалификации педагогов, врачей,
психологов, юристов, менеджеров и других специалистов, в деятельности
которых общение является профессионально значимым.
Четвертая из перечисленных выше задач реализуется в
перцептивно-ориентированном
тренинге
или
тренинге
сенситивности.
Основной
целью
перцептивно-ориентированного
тренинга Л.А. Петровская обозначает обострение чувствительности к
групповому процессу, к поведению других людей, т.е. развитие
способности к восприятию более полного ряда коммуникативных стимулов
(интонация голоса, мимика лица, поза тела и др.). Данная цель, как
считают Е.В. Сидоренко и С.И. Макшанов, определяет следующие задачи
тренинга сенситивности:
1) развитие психологической наблюдательности как способности
фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от
другого человека или группы;
2) осознание и преодоление различных интерпретационных
ограничений,
накладываемых
теоретическими
знаниями
или
стереотипизированными фрагментами сознания;
3) формирование и развитие способности прогнозировать поведение
других людей и предвидеть результаты собственного воздействия;
4)
развитие
самопознания
за
счет
снижения
барьеров
психологической защиты.
Пятая из названных выше общих задач тренинга реализуется в
группах развития личности или в группах личностного роста. При
переходе от первой ко второй и к третьей, и далее к четвертой и пятой
задачам возрастает глубина изменений, происходящих с участниками в
ходе тренинга.
Интересную классификацию видов тренинга, а точнее тренинговых
программ, предлагает С.И. Макшанов. К первой группе программ,
направленных на развитие коммуникативной компетентности, он
относит, прежде всего, классический социально-психологический тренинг,
разработанный В.П. Захаровым, Н.Ю. Хрящевой и др., для которого
характерно разнообразие методических средств. К этой же группе, по
мнению С.И. Макшанова, относится
тренинг сенситивности,
направленный на развитие сенситивной способности, без актуализации
которой затруднено правильное понимание личностных качеств и
состояний партнеров, отношений, складывающихся между людьми.
Ведущим методическим средством сенситивного тренинга выступают
психогимнастические
упражнения,
которые
дают
разнообразный
материал, необходимый для осознания процесса и результатов
социально-перцептивной деятельности, а также формируют среду,
позволяющую каждому участнику развивать свои сенситивные
способности.
Вторую
группу
программ
составляют
программы
интеллектуального тренинга.
К
интеллектуальным
программам
относятся
тренинги
креативности,
принятия
решений,
гибкости
мышления,
стратегического мышления и т.д. Основные изменения, получаемые в
интеллектуальном тренинге, происходят в характеристиках процесса
трансформации образов: точности, быстроты, оригинальности, в навыках
управления
инсайтными
формами
мышления,
структурирования
информации.
Третьей группой тренинговых программ являются регулятивные
программы, направленные на развитие навыков самоуправления,
целеполагания, уверенности в себе, волевого потенциала личности. К
ним относятся различные модификации методов психосаморегуляции,
мотивационный тренинг, тренинг уверенности в себе, тренинг
философии и стратегии жизни.
В четвертую группу входят программы тренинга специальных
умений, к которым относятся программы тренинга ведения переговоров,
тренинга формирования команды, тренинга разрешения конфликтов,
тренинга формирования философии и стратегии организаций,
тренинга продаж
Рассмотренная классификация видов тренинга охватывает большее
количество современных тренинговых программ, реализуемых в
отечественной практике, но тоже не претендует на завершенность.
6. Роль и позиция ведущего тренингов, требования к компетентности и
личности ведущего тренингов
От
ведущего
или
тренера
требуется
выполнения
разнообразных функций. Обязательными являются:
определение назначения и тематики тренинга
разработка программы тренинга
подбор и формирование группы участников
выработка вместе с участниками правил и норм поведения в группе
создание и поддержание в группе атмосферы доверия, творчества и
экспериментирования, поддержки и взаимопомощи
организация и проведение тренинговых процедур и упражнений
организация и проведение рефлексии полученного опыта
оперативный анализ эффективности использованных методов,
процессов групповой и индивидуальной динамики с целью корректировки
программы тренинга, определения ее частных подзадач
оказание участникам оперативной психологической помощи
(консультативной, терапевтической и т.п.).
Если тренер работает по готовой программе, то это не означает, что он
не меняет его направленности или назначения. Каждая тренинговоя
группа обладает уникальным составом и оспытом участников. Отсюда
возникает задача доопределения его целей и задач, исходной
корректировки содержания. Ниже будет сказано об общих принципах
отбора в тренинговую группу, но для каждого тренинга они могут быть и
специфическими, поэтому ведущий обязательно знакомится с участниками
до начала работы. На этапе подбора могут использоваться известные в
психологии диагностические методы и процедуры или просто
осуществляться зондирование исходных установок потенциальных
участников, их ротация, разбивка потока на группы и т.п.
Ведущий или тренер может по своему усмотрению и, исходя из
ситуации, принимать или не принимать участие в процедурах и
упражнениях, предлагаемых им участникам. В этом заключается один из
аспектов исключительности позиции тренера. Но, даже оставаясь
наблюдателем, ведущих продолжает активно работать. Он отслеживает
динамику мотивационных, эмоциональных и функциональных состояний
членов тренинговой группы, контролирует их отношения между собой,
оценивает степень продвижения группы в целом в направлении, заданном
процедурой, этапом работы или тематикой ее в целом. Эта аналитическая
направленность сохраняется и по завершении определенного этапа
работы, поскольку нельзя предусмотреть заранее все тонкости и моменты,
возникающие по ходу группового взаимодействия. Поэтому любая
программа тренинга не является догмой, она дорабатывается и
``подгоняется'' под параметры группы и характеристики отдельных
участников. Здесь можно говорить о специфическом принципе работы
тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что
происходит в группе. Эта рефлексия предполагает, что тренер все время - приступая к проведению тренинга, планируя работу на день,
непосредственно в процессе работы -- задает себе три вопроса:
1. Какой цели я хочу достичь?
2. Почему я хочу достичь этой цели?
3. Какими средствами я собираюсь ее достичь, оптимальны ли они?
Объектами диагностики и анализа здесь выступают содержательный план
работы, уровень развития и сплоченности группы, характер отношений,
складывающихся между ее участниками, состояние каждого участника
группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу. Выбор тренером того
или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках
этого приема определяется следующими факторами: содержанием
тренинга, особенностями группы, особенностями складывающейся по ходу
реализации тренинга ситуации, возможностями тренера.
Выше уже указывалось на важность и обязательность моментов
рефлексии. Именно она является инструментом самоанализа членов
тренинговой группы, средством объективации полученного опыта, который
может быть использован не только самим индивидом, но и другими
членами. От ведущего требуется особое умение обнаружение и
``вытаскивания'' этого опыта. Поэтому вопросы, которые ведущий задаст
участникам на этапе рефлексии, не только заранее продумываются, но и
специфицируются под участников (их социально-культурный и
образовательный уровень, их готовность к открытому диалогу, их
личностные и профессиональные особенности).
К числу правил, которые могут быть приняты при работе той или иной
тренинговой группы относятся: правило работы в круге, т.е. обсуждения
происходящего в группе только с участниками и тренером, но не за ее
пределами; правило ``стоп'', оставляющее за каждым из участников
окончательное решение и возможность по своему желанию выйти из
процедуры или ее обсуждения, дозирование предоставляемой другим
членам группы информации; правило активности предполагает быстрое
и заинтересованное включение членов группы в работу, даже если она
направлена не на всех, а на кого-либо из участников, правило ``здесь и
теперь'', оно делает предметом обсуждения участником только события,
происшедшие с участниками в процессе выполнения тренинговых
процедур, а не когда-либо ранее и др. В зависимости от состава группы,
возраста и жизненного опыта участников могут вводиться новые
дополнительные правила (не ругаться, обращаться друг к другу по
именам, слушать, не перебивая, не критиковать и т.п.), которые помогли
бы сделать работу группы более продуктивной, позволили бы избежать
ненужных проволочек и столкновений.
По ходу реализации программы тренинга ведущий:
1. Руководит работой участников, т.е. задает программу обучения,
правила, цели, задачи, осуществляет методическое обеспечение занятий.
2. Оказывает экспертную помощь участникам с целью объективно
оценить свое поведение, наглядно показать, как оно действует на других.
Экспертиза может осуществляться через предоставление информации по
проблеме и через анализ происходящего.
3. Проводит анализ, обобщение и осуществляет комментирование
происходящее в группе. Комментарии могут носить характер: а)
наблюдений, которые ведущий преподносит не от себя лично, а в виде
описания деятельности группы без выражения собственных чувств и
оценочных суждений; б) перечисления и классификации происходящего в
группе с использованием соответствующего понятийного аппарата; в)
гипотез, в которых как бы предполагается, что в группе может произойти
почему.
4. Посредничает в организации и управлении групповыми процессами.
Когда группа испытывает затруднения, ведущий может вмешаться,
используя методы психологического воздействия.
5. Ведущий задает и выступает как образец поведения для участников.
Искренность в выражении чувств, участие в процедурах вместе с группой.
Поэтому позицию тренера
можно
обозначить
двумя
терминами активно-исследовательская
и
максимально
ответственная. Если об активности тренера уже говорилось выше, то о
его ответственности стоит сказать отдельно. Ведущий отвечает
обеспечение психологической безопасности участников. Он гарантирует
своевременную и бесплатную психологическую помощь членам группы,
если их проблемы и состояния обострились под влиянием процессов,
происходящих в группе, процедур, предусмотренных ходом тренинговой
работы. Поэтому чаще всего тренеры работают в паре либо как
равноправные партнеры, либо как ведущий и ассистент. Каждый из них
держит под наблюдением свою часть круга или группы, при необходимости
покидает групп и приступает к индивидуальной работе с нуждающимися в
психологической помощи. Если негативная динамика изменения состояний
участников сохраняется за границами тренинга, например, обострение
наступает в последующую неделю или две, то и тогда члены группы в
праве обратиться к тренеру за помощью и поддержкой. (Особенно это
важно при проведении личностно ориентированных тренингов, которые
могут существенно отразиться на личной жизни и карьере участников,
привести к кардинальной перестройке их межличностных и деловых
отношений, развитию неврозоподобных состояний).
К компетентности ведущих тренинговых групп предъявляются
наиболее высокие требования. Это профессиональная психологическая
подготовка, предполагающая умение осуществлять психологическую
диагностику, умения организовывать работу в группе, управлять
групповыми
процессами,
осуществлять
консультативную
и
психотерапевтическую
помощь,
это
методическая
подготовка,
включающая знание технологий проведений разного рода тренингов,
умений
разрабатывать
и
корректировать
программу
тренинга,
просвещенность в отношении процессов и явлений, активизирующихся
включением участников в работу группы, направленную на достижение той
или иной конкретной цели. Поэтому человек, который работает в качестве
тренера должен сам пройти через аналогичный тренинг в качестве
участника (первая ступень подготовки), затем в качестве помощника
тренера (вторая ступень). Далее самостоятельно работающего тренера
при участии супервизора (третья ступень). Еще более высокая
квалификация предполагает возможность работы в качестве тренера
консультанта, выполняющего функции супервизора. Кроме этого для
поддержания оптимального состояния тренерам рекомендуется хотя бы 12 раза за год становиться рядовым членом тренинговой группы.
Существуют требования и к личности тренера. Ведущий или тренер
должен обладать значительной личностной зрелостью, высокой
эмоциональной
стабильностью
и
толерантностью,
социальной
сенситивностью и эмпатийной чувствительностью, наблюдательностью,
мобилизованностью и ответственностью, гибкостью и непредвзятостью,
коммуникабельностью в сочетании с определенной жесткостью и
авторитаризмом.