Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретические аспекты менеджмента.

  • 👀 571 просмотр
  • 📌 505 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретические аспекты менеджмента.» docx
Уважаемые обучающиеся заочной формы обучения. Ознакомьтесь с конспектом лекций на 09.11.2020. Ответьте на поставленные вопросы в конце лекции (устно) Теоретические аспекты менеджмента План: 1. Понятие, цели и задачи менеджмента 2. Принципы менеджмента 1. Понятие, цели и задачи менеджмента Следует отметить, что термин «менеджмент» - аналог термина «управление». Но термин «управление» значительно шире, поскольку охватывает все стороны деятельности человека – от функций хозяйствования субъекта до уровня государственного и отраслевого управления. Роль управления в мире чрезвычайно велика. С его помощью приводится в движение все человечество и огромные массы разнообразных ресурсов. В основе роста экономического и политического могущества государств, развития мировых рынков продукции и услуг, увеличении продолжительности жизни, осуществлении космических программ и многого другого лежат процессы управления. Практически все население Земли в той или иной мере испытывает на себе влияние управляющих воздействий, т.к. выступает в качестве граждан государства, налогоплательщиков, наемных работников, членов общественных организаций и т.д. При этом значительная часть населения занята непосредственно в сфере управления (государственного, муниципального, территориального, отраслевого, самостоятельными предприятиями и организациями и т.д.). В известной мере управление присутствует и в семье. Управление выделилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, при возникновении его кооперации и увеличения масштабов производства. Становление управления как науки связано с тремя важными событиями: • ростом крупных корпораций: огромным промышленным организациям, которые возникли в конце ХIХ в., требовались новые модели управления; • разделением между владением и управлением: с концентрацией капитала у немногих собственников пришло осознание необходимости профессионального управления собственностью. Частная собственность на обычные акции провела разделительную линию между инвесторами и теми, кто осуществляет повседневное управление предприятиями. Профессиональные управляющие, которые независимы от собственности на капитал фирмы или имеют небольшую их долю, являются лишь наемными работниками; • развитием новых теорий: по мере того, как практика и теория управления становятся предметом исследования, создается огромная масса знаний, которая может быть передана другим. Термин «управление» относится ко всем объектам, процессам, системам. В этом смысле наука об управлении – кибернетика – применима к любой области исследования (к технике, биологии, физике, социологии и т.д.). Понятие «менеджмент» относится к социально-экономическим, производственно-хозяйственным системам. Менеджмент – это профессионально осуществляемая деятельность по управлению организацией. В теории управления производственно-хозяйственными и социально-экономическими системами, рассматривается три уровня: • макроуровень – управление народным хозяйством государства; • мезоуровень – управление отраслями, регионами; • микроуровень – уровень отдельных предприятий. Менеджмент, как правило, рассматривает микроуровень, который в свою очередь имеет высшее звено управления (президент, вице-президент), среднее звено (управление отдельными производствами, цехами, отделами), низовое звено, осуществляющее в основном контроль за выполнением производственных заданий (операционный управляющий). От обычного управления менеджмент отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуаций. Термин «менеджмент» в научной литературе трактуется достаточно широко как: • интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения; • функции управления - планирование, организация и координация, контроль и регулирование, мотивация, осуществление которых обеспечивает эффективное функционирование организации; • искусство, т.е. умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации и имеющих свои индивидуальные особенности, характеры, способности; • орган или аппарат управления – группа лиц, ответственных за изучение, анализ и формирование решений и инициирующих соответствующие действия в интересах организации; • наука, т.е. самостоятельная область знаний, имеющая свой предмет исследования, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. Эта наука имеет свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. С информационной точки зрения, менеджмент – систематизированная совокупность теоретических и практических знаний, в которой обобщен опыт лучших предприятий мира и операционализированы данные, полученные специальными науками (социологией организаций, микроэкономикой и т.д.), а также такими дисциплинами, как информатика, исследование операций, кибернетика и т.д. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка, менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица. Известно определение менеджмента как типа управления, в наибольшей степени отвечающего потребностям и условиям рыночной экономики. Цель менеджмента – достижение желаемого, необходимого и возможного состояния управляемой системы в будущем периоде. Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности организации. Прибыльность организации свидетельствует об эффективности, что достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг. Цели в менеджменте классифицируются по признакам: • по содержанию: экономические, политические, социальные, организационные, технические; • по времени: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные; • по уровню: народнохозяйственные, отраслевые, региональные, предприятия, отдела и отдельного работника. Кроме того, различают идеальную, потенциальную и реальную цели. Идеальная цель организации – это желаемый, но не достижимый определенный отрезок времени результат. Потенциальная цель — это желаемый результат деятельности, в принципе, в перспективу, но в силу неопределенности планируемый с некоторой степенью вероятности. Реальная цель – это результат, который можно фактически получить за приемлемый временной интервал. Управленческие цели должны соответствовать требованиям объективных законов, обладать рядом характеристик: 1. Конкретность и измеримость, т.е. руководство создает четкую базу для отсчета последующих решений и оценки хода работы; 2. Ориентация во времени. Следует точно определять, когда должен быть достигнут результат. 3. Достижимость. Цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности работы организации. 4. Взаимная поддерживаемость, т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны препятствовать достижению других целей Исходя из поставленных целей формируются различные способы ее достижения, т.е. методы управления, происходят различные изменения в организации, осуществляется подбор кадров и техники управления. Задача управления – необходимость действий по переводу объекта управления в иное состояние. Она состоит в том, чтобы обеспечить эффективное решение производственной или коммерческой задачи. Ключевая задача менеджмента - подчинить производство задачам удовлетворения общественных потребностей для развития эффективного и сбалансированного народного хозяйства. Обеспечение экономичного ведения деятельности организации – эта задача нацелена на повышение эффективности организации и перевод ее на интенсивный путь развития. Следующая задача - стимулирование научно-технического прогресса. Данная задача может быть реализована посредством внедрения организационно-правовых форм управления, в широком использовании экономических методов управления, создание условий для внедрения передовых технологий, совершенствовании обслуживания клиентов, улучшение качества работы. Повышение материальной заинтересованности трудовых коллективов в высоких конечных результатах их деятельности – еще одна задача менеджмента. Менеджмент в конечном счете должен стимулировать работников и трудовые коллективы. Необходимость расширения демократии в сфере управления и непосредственно в организации - тоже важная задача. Интерес работников (коллектива) – самая мощная сила ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса. В практике управления предприятием выделяются текущие задачи, которые могут быть стандартными и нестандартными. Стандартные задачи – повторяющиеся задачи, по которым выработаны правила решения, документально зафиксированные в инструкциях, методиках и т.д. Нестандартные задачи решаются при возникновении новых условий; они определяются руководителем, нормативными документами. Регулирующими деятельность работника, а также возникшей ситуацией. 2. Принципы менеджмента Принцип (от латинского principium – начало, основа), основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.п. Применительно к науке управления – это требования к построению органов управления, методам осуществления управленческих функций, характеру отношений организаций с государством и обществом. В принципах обобщены законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления. Все принципы управления условно можно разделить на следующие группы: а) общие для всех видов управления, которые относятся ко всем компонентам системы управления; б) специфические, для управления конкретным производством; в) принципы, относящиеся к отдельным частям системы управления. Общие принципы управления следуют из объективных законов развития общества и природы, к ним относятся: принцип иерархичности предполагает рассмотрение сложных и больших систем как многоуровневых пирамид, в которых выделяются элементы уровней управления. Каждая ступень уровней осуществляет управленческие воздействия на нижестоящие ступени, но одновременно и сама является управляемой элементами вышестоящего уровня. Высший уровень органов управления формулирует наиболее общие и глобальные цели и задачи, вырабатывает стратегию. Средний уровень отвечает за частичные задачи в рамках крупных целей, служит связующим звеном во взаимодействии органов управления с исполнителями. Низший уровень – исполнители - обеспечивает исполнение конкретных задач. Принцип обратной связи – базируется на выводах о замкнутости систем управления, т.е. получении информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую, путем сравнения достигнутого состояния управляемого объекта с заданным. Смысл этого заключается в установлении зависимости личных, коллективных и общественных интересов от результатов управления системами. Обратная связь является регулирующим и вместе с тем защитным средством. Поступающая по каналам обратной связи информация позволяет обнаружить расхождение и отрегулировать поведение системы в соответствии с заданной целью. Принцип адаптивности - способность системы предпринимать адекватные действия на многообразные воздействия внешних и внутренних факторов. Важно, чтобы организация могла приспособиться к постоянным изменениям социальных, политических, экономических, нормативно-правовых и других факторов, а также конъюнктуре рынка. Для практической реализации этого принципа должно существовать соответствующее подразделение органа управления (отдел, бюро, группа, специалисты), в функции которого входит мониторинг и выявление проблем. Принцип необходимого разнообразия. Разнообразие управляемой системы – это множество ее состояний, возможных как результат влияния внешней среды, так и действия внутренних причин. Задача управляющей системы состоит в уменьшении разнообразия управляемой системы за счет определения всех возможных состояний системы, выбора наиболее оптимального по отношению к цели управления и приведения системы к этому оптимальному состоянию. Закон необходимого разнообразия, который сформулировал У.Р.Эшби, устанавливает, что разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Принцип внешнего дополнения. Данный принцип сформулировал Ст.Бир. Поводом для этого явилось ситуация, когда в середине ХХ века (50-ые годы) теоретики и практические работники управления усиленно разрабатывали теории количественных изменений (кибернетика, математическое моделирование). Оказалось, что безупречные теоретические модели функционирования систем, процессов и организаций в целом не всегда дают ожидаемых результатов на практике. Возникают сбои, требующие корректирующих воздействий на систему извне. Бир пришел к выводу, что действие сложных процессов нельзя смоделировать без внешних дополнений, которые не входят в саму модель, но оказывают влияние на результаты деятельности системы. Эти операции назвали внешним дополнением, целью которого является коррекция математической модели. В качестве практических приемов внешнего дополнения может быть организация маркетинговых обследований, реклама, создание резервов сырья и материалов и т.п. Специфические принципы организации и управления производством: - принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Данный принцип находится в тесной связи с общим принципом – иерархичности. Его сущность заключается в распределении полномочий на принятие решений на каждом уровне управленческой иерархии. - принцип рационального сочетания единоначалия и коллегиальности. Коллегиальность предполагает выработку решений с учетом коллективного мнения, с учетом мнений руководителей низшего звена. - принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Всякое делегирование прав работнику накладывает на него ответственность. Более того, принимая на себя делегированные права, работник принимает на себя признание акта соподчиненности, т.е. права вышестоящего руководителя давать указания и контролировать их исполнение; - принцип демократизации управления основан на корпоративной собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление. Существует ряд принципов, используемых в плановой экономике, которые актуальны и в настоящий период, но требуют своего нового наполнения. - принцип эффективности и оптимальности; - принцип правильного подбора, расстановки и воспитания кадров; - принцип хозрасчетных отношений (коммерческий расчет); - принцип сочетания отраслевого и территориального управления; - принцип обоснованной мотивации: материальной заинтересованности в сочетании с другими мотивами и т.д. Названные принципы действуют в сочетании друг с другом, комплексно, даже, более того, в системном единстве. Вопросы для самоконтроля, развития навыков и умений. Используя конспект лекций и дополнительные источники информации ответьте на вопросы. 1. Дать определения понятиям «управление», «менеджмент». 2. Какова основная цель менеджмента. 3. Проанализируйте, чем определяется особенности менеджмента торговой организации. 4. Укажите основные признаки управления. 5. В чем состоит особенности применения принципов менеджмента в торговой организации
«Теоретические аспекты менеджмента.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot