Теневая экономика экономическая безопасность
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра экономической теории и национальной экономики
ЛЕКЦИЯ
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК УГРОЗА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Форма обучения: очная
Составитель: к.э.н., доцент Меньшикова Е.А.
Хабаровск
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие теневой экономики
2. Структура и масштабы теневой экономики
3. Факторы и последствия распространения теневой деятельности в
российской экономике
1. Понятие теневой экономики
В современных условиях масштабы и разнообразие форм теневой
экономики весьма значительны. Она охватила практически все сферы
экономики и имеет место во всех странах мира. Проблемы теневой экономики
привлекли внимание зарубежных исследователей еще в 30-х годах XX в.,
однако термин «теневая экономика» (shadow economy, underground economy,
black economy) появился в начале 1970-х гг. для обозначения сокрытия
доходов и антиобщественных способов их извлечения. В отечественной
литературе использование этого термина связано с попыткой
проанализировать всплеск «теневой» хозяйственной деятельности после
введения Уголовного Кодекса СССР 1961 г. В конце 1970-х гг. появились
первые серьезные исследования этой сферы в связи с ростом масштабов и роли
теневой экономики (например, работа американского автора П. Гутманна
«Подпольная экономика», изданная в 1977 г.). Далее разработке этой
проблемы были посвящены сотни научных работ, в которых рассматривались
сущность теневой экономики, ее структура, методы оценки и способы борьбы.
Теория теневой экономики в российских исследованиях разработана
пока недостаточно, так как в административно-командной системе ее
существование умалчивалось. При социализме считалось, что наличие
«черного рынка», подпольного, незаконного производства – это наследие
капитализма или происки врагов народа, с которыми надо вести беспощадную
борьбу. В отечественной науке и экономической практике интерес к
проблемам теневой экономике появился в 1980-е гг., что было обусловлено
как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее
роли в экономике и криминализацией, так и с идеологическими причинами.
Последние проявились в необходимости научных исследований,
направленных на выявление деформаций административно-командной
системы государственного устройства.
В условиях становления рыночной экономики в РФ в 1990-е годы
проблема криминализации общественных отношений приобрела особую
остроту и превратилась в угрозу национальным интересам страны и ее
безопасности. В Стратегии национальной безопасности РФ, а также в
2
Стратегии экономической безопасности РФ криминализация отмечена в
числе основных угроз экономической безопасности. Основными факторами,
способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм
и коррупции, стали серьезные просчеты в экономической, военной,
правоохранительной и других областях государственной деятельности,
ослабление системы государственного регулирования, несовершенство
нормативно-правовой базы, социальной политики. Динамика числа
зарегистрированных преступлений в РФ за период рыночных реформ
представлена в табл. 5.11.
Таблица 5.1
Число зарегистрированных преступлений в РФ
Показатель
Значение показателя по годам
2000
2010
2016
2018
1990
Зарегистрировано преступлений – всего,
тыс. случаев
1839,5 2 952,4
Численность населения, млн чел.
148,3
146,3
Зарегистрировано преступлений, случаев
на 100 тыс. чел. населения
1240,4 2 018,1
Выявлено лиц, совершивших
преступления – всего, тыс. чел.
897,3 1 741,4
Темп
роста, %
2 628,8
142,9
2160,1
146,8
1991,5
146,8
108,26
98,99
1 839,6
1471,4
1356,8
109,38
1 111,1
1 015.9
931,1
103,77
В современных условиях, несмотря на наличие в экономике страны и
деятельности правоохранительных органов позитивных тенденций,
обстановка в стране продолжает оставаться сложной и характеризуется
ростом различных видов преступлений. В 2018 г. зарегистрировано 89 фактов
бандитизма, 10 фактов убийства по найму, 378 фактов похищения человека,
109,5 тыс. преступлений экономической направленности, из них 30,1 тыс.
совершенных в крупном или особо крупном размере, либо причинивших
крупный, особо крупный ущерб.
За рассмотренный выше период произошел значительный рост числа
экономических преступлений во всех базовых отраслях отечественной
экономики. Экономические преступления приобрели массовый характер с
постоянным усложнением применяемых схем и способов уклонения от налогообложения, а также легализации теневых доходов. В 2018 г.
зарегистрировано 109 463 преступления экономической направленности, из
них 64 736 тяжких и особо тяжких, 30 132 совершены в крупном и особо
крупном размере2.
1
Российский статистический ежегодник : стат. сб. / П. В. Малков [и др.]. М. : Росстат, 2019. 708 с.
Состояние преступности в России. 2018. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения:
15.01.2020).
2
3
К сожалению, в настоящее время исследователями проблематики
теневых экономических процессов не выработано единого, общепринятого,
универсального понятия теневой экономики. Перечень синонимов теневой
экономики достаточно большой – криминальная, подпольная, черная, серая,
вторая, незаконная, параллельная, неофициальная, деструктивная, неучтенная
экономика и т. д. Многообразие позиций обусловлено, как правило,
различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных
задач, а также в методологии и методике исследования. Исследователи при
изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими
целями: теоретический анализ, статистическая оценка, совершенствование
социально-экономической политики, правоохранительной деятельности,
обеспечение экономической безопасности.
Рассматривая основные подходы к определению сущности и структуры
теневой экономики, прежде всего, следует отметить, что экономика общества
имеет две составляющие: официальную и неофициальную (теневую)
экономику. Официальная экономика – это та часть экономики, которая
функционирует по существующим в государстве законам, и ее деятельность
учитывается,
контролируется
и
регулируется
соответствующими
государственными институтами. Теневая экономика – это нелегальная,
неучтенная, фиктивная, корыстная деятельность, направленная на получение
дохода, скрываемого от официальных властей любым, даже криминальным
или противозаконным путем. Теневая экономика включает противоправные,
неучтенные и неконтролируемые государством виды хозяйственной
деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров
и услуг, а также скрываемые от органов государственной власти незаконные
отношения по поводу использования государственной, частной,
муниципальной и иных форм собственности в корыстных целях.
Существование теневой экономики обусловлено корыстными целями,
желанием получить дополнительный доход, как правило, скрытый от уплаты
налогов, путем организации подпольного производства, незаконной
перепродажи товаров и услуг, сокрытия доходов, использования механизма
недобросовестной конкуренции в условиях монопольного положения на
рынке и др. Нередко в положении представителя теневой экономики
оказываются обычные предприниматели, которые из-за высокого налогового
бремени вынуждены скрывать часть своих доходов для выживания либо для
сохранения минимальных возможностей развития производства. К
представителям теневой экономики также относятся откровенно
криминальные элементы, представители уголовного мира, коррумпированная
часть чиновников и т. д. Таким образом, условно можно выделить три
основные группы субъектов теневой экономики.
4
1. Наемные работники физического и умственного труда, мелкие
государственные служащие, более половины доходов которых составляют
взятки.
2. Теневики-хозяйственники, в числе которых предприниматели,
коммерсанты, мелкие и средние бизнесмены, в том числе «челноки».
3. Сугубо криминальные элементы, в числе которых торговцы
наркотиками и оружием. Рэкетиры, бандиты-грабители, наемные убийцы,
сутенеры, проститутки, коррумпированные представители органов власти.
Теневую экономику достаточно трудно выделить в общей структуре
экономики, учитывая, что ее составляющие тесно взаимодействуют и
переплетаются с элементами официальной экономики. Схематически
основные составляющие официальной и теневой экономики, а также их
взаимодействие отражены на рис. 5.1.
Экономика
Официальная экономика
Теневая экономика
Легальная
Нелегальная
Контролируемая
Неконтролируемая
Законная
Незаконная
Открытая
Скрытая
Формальная
Неформальная
Некриминальная
Криминальная
Рис. 5.1. Основные составляющие официальной и теневой экономики
Анализ показанных на рис. 5.1 составляющих позволяет рассмотреть
важнейшие отличительные признаки официальной и теневой экономики.
Деятельность в сфере теневой экономики является преступной, но не
каждый вид попадает под нормы существующего законодательства. Отчасти
это связано с тем, что границы понятия «экономическое преступление» в силу
его условности очень трудно определить. Кроме того, существуют различные
виды экономических преступлений, среди которых следует выделить две
укрупненные группы.
5
Первая группа – деятельность предпринимателей, вынужденных
укрываться от уплаты налогов в условиях непосильного налогового бремени.
В данном случае причиной распространения теневой экономики в широких
масштабах является несостоятельность государственной власти, ее
неспособность создать такие правила ведения законной предпринимательской
деятельности,
которые
позволили
бы
привлечь
большинство
предпринимателей в сферу законной экономики, сохраняя их моральную и
материальную заинтересованность.
Вторая – экономические преступления, выходящие за рамки налогового
законодательства, от которых страдает не только государственный бюджет и
государственные внебюджетные фонды, но и общество в целом. Сюда
относятся торговля оружием, наркотиками, присвоение государственных
средств – экономические преступления, являющиеся одновременно и
уголовными, для которых требуются совершенно иные меры пресечения.
Учитывая, что теневая экономика представлена как криминальными, так
и некриминальными типами отношений, ее определяют, как часть экономики,
образуемую двумя типами преступной (незаконной) экономической
деятельности: предпринимательской и уголовной, масштаб распространения
которых зависит от уровня экономического развития страны.
2. Структура и масштабы теневой экономики
Структура теневой экономики может быть определена на основе
различных подходов. Наиболее последовательным и развитым является
учетно-статистический подход, соответствующий последней версии СНС,
принятой в 1993 г. Основные положения данного подхода сформулированы в
руководстве ОЭСР (2003 г.) по измерению ненаблюдаемой экономики, а также
в методических положениях Росстата (1998 г.) по оценке скрытой
(неформальной) экономики. В данном подходе основной критерий выделения
теневых экономических отношений – их неучитываемость, т. е. отсутствие
фиксации официальной статистикой.
В соответствии с методологией СНС все проявления теневой экономики
можно разделить на две группы:
1) продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются
в составе ВВП;
2) преступления против личности и имущества, не включаемые в состав
ВВП и фиксируемые на специальном счете для уменьшения статистических
погрешностей.
6
На рис. 5.2 отражены элементы производительной части теневой
экономики, входящей в ВВП, согласно методическим положениям Росстата3.
Теневая экономика
Скрытая экономика
Неформальная
экономика
Нелегальная
экономика
Рис. 5.2. Состав производительной части теневой экономики
Скрытая экономика – это законная экономическая деятельность,
скрываемая или преуменьшаемая по объему производителями с целью
уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или выполнения других
обязательств (например, выполнения предписаний по охране труда,
выполнения санитарных и других норм). Эта деятельность может
осуществляться во всех отраслях экономики. Примерами являются
подпольное производство алкоголя, сдача недвижимости в аренду без уплаты
налога с доходов.
Неформальная экономика (неофициальная нелегальная) – это
деятельность по производству продукции в домашних условиях,
индивидуальными
производителями
или
некорпорированными
(принадлежащими одному владельцу, домохозяйству) предприятиями, не
регистрируемая и не подлежащая налогообложению (частный извоз,
строительство, ремонт домов, дач и др.). Включает следующие виды
деятельности:
а) деятельность некорпорированных предприятий, работающих для
собственных нужд, т. е. производство товаров и услуг в домашних хозяйствах
для собственного потребления или на продажу на вещевых и смешанных
рынках отдельными гражданами (производство продукции сельского
хозяйства в личных подсобных хозяйствах, индивидуальное строительство
жилья, услуги частных парикмахеров);
б) деятельность некорпорированных предприятий с неформальной
занятостью (временные бригады строителей, челночничество в торговле).
Нелегальная экономика – это деятельность, запрещенная законом
(наркобизнес, проституция, фальшивомонетничество, контрабанда, рэкет,
производство и продажа в обход установленным правилам оружия и др.).
Включает следующие виды деятельности:
3
Грунин О. А., Грунин С. О. Экономическая безопасность организации. СПб. : Питер, 2002. С. 25.
7
а) легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально
(например, без лицензий и специальных разрешений);
б) нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные
законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется
эффективный рыночный спрос.
Так как законы могут меняться, границы нелегального производства
также находятся в движении. Так, с принятием закона о разрешении продажи
оружия частным лицам часть этого бизнеса перестала быть нелегальной и
перешла в официальный сектор экономики.
В соответствии с методикой Росстата, теневая (скрытая, неучтенная)
экономика включает не только незарегистрированное производство, но и
получение скрытых доходов. Объем скрытых доходов является важной
характеристикой теневой экономики. Доходы скрываются в основном с целью
уклонения от налогообложения. Они могут быть получены как от незаконной,
так и от законной деятельности, но скрытой или преуменьшаемой, а также от
занятости в неформальном секторе. Скрытые доходы включают:
1) скрытый предпринимательский доход – неучтенный доход,
полученный в результате ведения предпринимательской деятельности;
2) скрытую оплату труда;
3) доход от неформальной деятельности, полученный в результате
занятости в некорпорированном секторе, частично в натуральной форме;
4) смешанный доход – первичные доходы, в которых смешиваются
признаки предпринимательской прибыли и доходов наемных работников.
Серьезной проблемой при использовании учетно-статистического
подхода Росстата является несовершенство информационной базы
статистических расчетов. Например, масштабы теневой экономики в РФ
являются заниженными, поскольку Росстат при расчетах объема ВВП не
учитывает последний из перечисленных видов теневой деятельности в связи с
отсутствием информации. При расчете масштабов теневого сектора в РФ
учитываются в основном первые два блока из указанных выше, т. е. скрытая и
неформальная экономика. Третий блок, криминальная, незаконная
деятельность, не учитывается в ВВП в России. Кроме того, не учитываются
фиктивные операции, имеющие очень широкое распространение.
Таким образом, теневая экономика в макроэкономической статистике не
рассматривается как синоним криминальной, хотя определенные виды
незаконных операций должны быть включены в ее состав. На практике
большинство стран, в том числе и РФ, не учитывают собственно незаконную
деятельность при расчетах ВВП. Большая часть производства, включаемого в
состав теневой экономики, является вполне законной, но его размер либо
сознательно преуменьшается производителями, либо информацию о нем
8
невозможно получить обычным путем, поскольку производственные единицы
не регистрируются в силу своей неформальной организации.
Наряду с официальными классификациями видов теневой экономики
существуют и другие способы классификации составляющих теневой
экономики, например, структурирование теневой экономики на основе
критерия ее отношения к официальной (белой) экономике. В результате, как
показано в табл. 5.2, выделяются три условно самостоятельных сектора
теневой экономики, основные признаки которых отражены ниже4.
Таблица 5.2
Основные признаки составляющих теневой экономики
Основные
признаки
Субъекты
Объекты
Связи с
официальной
(белой) экономикой
Составляющие теневой экономики
Беловоротничковая
Серая
Черная
Менеджеры
официального
Неофициально
Профессиональные
(белого) сектора
занятые
преступники
экономики
Производство
Перераспределение
Производство
запрещенных и
доходов без
товаров и услуг
дефицитных товаров и
производства
услуг
Автономна по
Неотрывна от белой
Относительно
отношению к белой
экономики
самостоятельна
экономике
Наиболее тесно с официальной экономикой связана беловоротничковая
экономика, т. е. запрещенная законом скрываемая экономическая
деятельность работников официальной (белой) экономики на их рабочих
местах, приводящая к скрытому перераспределению созданного
национального дохода. Беловоротничковая экономика – это неофициальная
(скрываемая, нефиксируемая) предпринимательская или хозяйственная
деятельность работников легальной экономики, прямо и непосредственно
связанная с их официальной профессиональной деятельностью. Такую
разновидность теневой экономики называют беловоротничковой, т. к. в
основном
подобной
деятельностью
занимаются
респектабельные
представители
руководящего
персонала
(белые
воротнички).
К
беловоротничковой преступности относятся, правонарушения, при
совершении которых имеет место нанесение ущерба торговле, нарушения
правил страхового и валютного рынка, взяточничество со стороны
4
Авдийский В. И., Дадалко В. А., Синявский Н. Г. Теневая экономика и экономическая безопасность
государства : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2018. С. 13.
9
должностных лиц, утаивание доходов от налоговых органов, растрата,
мошенничество при почтовых операциях и т. д.
Более подробно признаки беловоротничковой преступности можно
охарактеризовать следующим образом:
− субъектами данного вида преступной деятельности преимущественно
являются менеджеры и другие должностные лица и служащие субъектов
хозяйствования;
− преступная деятельность осуществляется в сфере экономики и
управления и использует легальную экономическую, хозяйственную,
финансовую деятельность как основу и прикрытие;
− преступления совершаются без применения насилия, но с
использованием экономических методов, с учетом недостатков в
законодательстве, служебного положения;
− преступная деятельность характеризуется высокой степенью
организованности, многоэтапности, проникновением во все сферы экономики;
− преступления совершаются с использованием современных
технологий, включая компьютерную технику и средства телекоммуникаций, в
том числе позволяющих маскировать средства, с помощью которых
совершаются преступления.
Серая экономика – это разрешенная законом (легальная или
полулегальная) экономическая деятельность по производству и реализации
обычных товаров и услуг, не регистрируемая и не учитываемая официальной
статистикой. Другими словами, серая экономика – это неформальный сектор
экономики. Это самый обширный сектор теневой экономики, включающий
преимущественно мелкий бизнес, в котором производятся обычные товары и
услуги, но производители уклоняются от официального учета, не желая нести
расходы, связанные с уплатой налогов, получением лицензии, разрешения на
деятельность и т. д. Это явление в наибольшей степени изучено на примерах
развивающихся стран, где развитие серого (неформального) сектора
экономики является условием выживания беднейших слоев населения. Серая
экономика функционирует относительно автономно от официальной белой
экономики.
Черная экономика – запрещенная законом экономическая
деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров
и услуг. Включает все виды деятельности профессиональных преступников,
полностью исключенные из нормальной экономической деятельности,
поскольку считаются несовместимыми с ней. Это не только основанное на
насилии перераспределение – кражи, грабежи, вымогательство, но и
производство товаров и услуг, разрушающих общество (наркобизнес, рэкет).
10
Рассмотренные
типологии
теневой
экономики
не
следует
абсолютизировать, т. к. между различными ее видами нет непреодолимой
грани. Например, организованные преступные группы могут собирать дань с
предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными
предпринимателями для легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, что в определенной степени объединяет различные
секторы теневой экономики.
Оценка масштабов и динамики теневого сектора в экономике России
достаточна сложна. Теневая экономика существовала еще в СССР, затем
получила широкое распространение в рыночных условиях. Так, 1990-х гг.
стали распространяться неформальные и нелегальные виды экономической
деятельности. За 1997–1998 гг. доля неформальной экономики составляла
порядка 20 % от годового объема ВВП, а доля нелегальных и криминальных
видов деятельности достигала 24 % ВВП. Таким образом, по экспертным
оценкам, доля теневого сектора доходила до 44 % ВВП.
При рассмотрении доли теневой экономики по отраслям, следует
отметить ее варьирование по отраслям. Наиболее высокий удельный вес
теневой экономики в торговле, сельском хозяйстве и ряде других отраслей
экономики РФ. Так, в 1997–1998 гг. в сельском хозяйстве доля теневого
сектора превышала 90 % добавленной стоимости, т. к. большая часть
сельхозпродукции тогда производилась в России в частных приусадебных
хозяйствах населения и реализовывалась на различных рынках, часто
имеющих стихийный характер, где также была высока доля официально
неучитываемых услуг, укрывавших от налогообложения до 61 % добавленной
стоимости. С появлением крупноформатных розничных сетей и постепенным
упадком уличной торговли, степень теневизации этого сектора резко
сократилась. На транспорте доля теневого сектора превышала 20 % из-за того,
что значительная часть услуг частных предпринимателей – владельцев
различных видов легкового и грузового автотранспорта – оплачивалась так
называемым черным налом. В строительстве доля теневого сектора
превышала 13 %, что связано со значительной долей нерегистрируемого
частного строительства в сельских и пригородных регионах. В российской
промышленности в силу ее тогда еще ярко выраженной тяжелой
крупнообъектной специализации, доля скрытых и неформальных видов
деятельности не достигала и 8 % от добавленной стоимости. С начала 2000-х
годов начался массовый выход крупного капитала из тени, что было связано с
быстрым ростом экономики и ее увеличивающейся открытостью. Доля
неформального сектора снизилась до 16 % в 2012 г. Вместе с тем,
технологическая структура экономики усложнилась по мере развития
потребительского спроса, появления офшорных зон и других факторов, а
11
значит, снизилась и эффективность расчета неформального и нелегального
секторов5.
В настоящее время, несмотря на неполный учет, доля теневой
экономики в РФ, по экспертным оценкам, составляет около 39 % ВВП.
Следует отметить, что экспертные оценки существенно расходятся с
официальными данными Росстата, в соответствии с которыми доля теневой
экономики (скрытой и неформальной легальной экономической деятельности,
учитываемой в границах производства) в общем объеме ВВП страны
составляет не более 15-20 %. Такие расхождения во многом можно объяснить
разницей в подходе к оценке теневой экономики. Например, в экспертных
оценках в состав теневой экономики зачастую включаются доходы от
нелегальной экономической деятельности (наркобизнеса, проституции и т.п.),
а также от неэкономических видов деятельности (рэкета, грабежей, печатания
фальшивых денег и др.), а по мнению представителей Росстата, такой подход
не считается целесообразным. В статистических исследованиях большинства
стран доходы от нелегальных криминальных видов деятельности не
включаются в состав такого показателя, как ВВП, поскольку их очень сложно
оценить статистически, а методология наблюдения за этими видами
деятельности еще не отработана. Доходы же от неэкономических видов
деятельности вообще не должны включаться в состав этого показателя,
поскольку не способствуют созданию нового продукта или услуги. Так,
грабеж или рэкет не создает новую стоимость, а лишь перераспределяет ее
между разными собственниками.
При рассмотрении доли теневой экономики, важно использовать
межстрановые сопоставления. Наибольших масштабов достиг теневой сектор
экономики в развивающихся странах (Нигерия, Боливия, Зимбабве,
Гватемала), где доля теневой экономики превысила 55-60 %. Фактически в
большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки
можно говорить о существовании параллельной экономики, незначительно
уступающей по масштабу экономике официальной. В целом в общемировом
масштабе удельный вес теневой экономики составил около 8 % ВВП. По
данным исследований Visa Europe, используемым МВФ в своих публикациях,
в 2018 г. по доле теневой экономики в ВВП Украина (44,8 %) являлась лидером
Европы. Достаточна велика доля теневой экономики в Греции, где достигла
27,1 %, Италии – 24,9 %, Испании – 24,5 %. Низкий уровень теневизации
экономики в Финляндии – 13,5 %, Швеции – 13,3 %, а самый низкий уровень
5
Купрещенко Н. П. Теневая экономика : учеб. пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 199 с.
12
в Швейцарии – 7,2 %. В 2018 г. теневую экономику России оценили в 38,42 %
ВВП6.
В РФ по оценкам Центра макроэкономических исследований
Сбербанка7, в неформальном секторе трудились порядка 20 млн россиян, из
них около 4 млн составляли самозанятые. В итоге, вне трудового
законодательства трудоустроено около 16 млн чел. (порядка 20 %
трудоспособного населения страны). При этом для 91 % данной категории
трудящихся неформальный заработок является основным источником дохода.
Показатели теневой занятости значительно различались по регионам РФ.
Достаточно низкие показатели теневой занятости в Санкт-Петербурге (2,2 %
от занятого населения в регионе) и Москве (3,7 %). Наибольший размер
теневизации занятости в республиках Северного Кавказа.
3. Факторы и последствия распространения теневой деятельности в
российской экономике
Термин «факторы теневой деятельности» традиционно применяется в
качестве обобщающего понятия для обозначения причин и условий
преступности. Причины и условия играют различную роль в процессе
возникновения теневой деятельности в сфере экономики. Если причины
собственно порождают ее, то условия сами по себе не порождают данное
явление, но влияют на процессы порождения.
Область действия причин – это, прежде всего, мотивация и принятие
решения, когда речь идет о формировании мотива, цели, определении
запрещенных законом средств ее достижения. Выбор конкретных средств,
конкретного объекта, места и времени теневой деятельности определяются в
значительной мере условиями. Такими условиями могут быть обстоятельства,
характеризующие состояние внешней среды при принятии и исполнении
решения (например, слабость или отсутствие финансового контроля), а также
те обстоятельства, которые характеризуют самого человека (например,
обладание специальными знаниями, опытом).
Традиционно к основным факторам развития теневой экономики и
криминальной экономической деятельности относят следующие:
1) чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки;
2) чрезмерная регламентация экономической деятельности;
3) значительные масштабы государственного сектора в экономике.
6
Теневая экономика стран мира. URL: http://fincan.ru/ (дата обращения: 09.01.2020).
Россия : неформальная занятость как новый феномен. URL: https://www.sberbank.ru/ (дата обращения:
09.01.2020).
7
13
4) глобализация экономики как относительно новый фактор, особенно
заметный в странах с либеральной, либо слабоконтролируемой финансовой
системой, вовлеченных в международные экономические отношения.
Эти факторы относятся, прежде всего, к деятельности по производству
и реализации нормальных не запрещенных товаров, услуг и работ. Они
являются общими для государств с различными типами экономики.
При рассмотрении отдельных факторов распространения теневой
деятельности в российской экономике более подробно, следует обратить
внимание на следующие особенности проведения рыночных реформ.
1. Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки признается одним из самых
значимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и активизацию
криминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в
странах с любым типом рыночной экономики, однако его действие в каждой
стране отличается своими особенностями. Например, в США особое влияние
оказывают высокие ставки подоходного налога. В РФ распространению
практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в
фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную
стоимость. Деформация налоговой политики и тяжесть налоговой нагрузки
является в России мощным фактором роста теневой экономики и ее
криминализации. Это проявляется в том, что структура налоговых изъятий не
соответствует структуре доходов экономических агентов, налоговая нагрузка
распределена неравномерно. Налоговая система побуждает экономических
агентов выбирать противоправные и откровенно криминальные способы
улучшения своего финансового положения. Создаются стимулы
перераспределения ресурсов в спекулятивный сектор, по характеру своему
менее контролируемый и более криминогенный. Это связано отчасти с
относительной легкостью государственного контроля реального сектора по
сравнению с финансово-посредническим.
Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки – результат деятельности
государства, неспособного обеспечить реальный сбор налогов и стремящегося
компенсировать сокращение налоговой базы увеличением ставок
налогообложения. Сокращение налоговых платежей вызывает рост налоговой
нагрузки, которая, в свою очередь, вызывает рост налоговых правонарушений.
В результате снижение налоговых доходов сочетается с ростом налоговой
нагрузки, тяжесть которой в современной России лишает предпринимателя
стимулов к эффективной деятельности. Законопослушный налогоплательщик
должен отдать в виде налогов, по различным оценкам от 60 до 90 % прибыли.
Деформирующее воздействие налоговой политики системы проявляется в ее
репрессивной направленности, в чрезмерной жесткости штрафных санкций,
применение которых происходит как в случае уклонения от уплаты налогов,
14
так и ошибки в их исчислении. В структуре общих налоговых недоимок на
пени и штрафы в отдельные годы приходилось около 2/3. Предприниматели
реагируют на ситуацию массовым уклонением от уплаты налогов. Даже
относительно невысокая доля неучтенного наличного оборота позволяет
предприятию уйти от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и
отчислений на социальное страхование. По оценкам экспертов, доля
укрывающих доходы от налогообложения юридических лиц возросла до 80 %.
2. Чрезмерная регламентация экономической деятельности также
приводит к росту теневой экономики и криминальной экономической
деятельности. Этот фактор проявляется в следующих действиях государства:
− запрет на обращение каких-либо товаров или услуг;
− чрезмерная
власть
бюрократии,
нечеткость
и
слабая
контролируемость критериев бюрократических решений;
− административное вмешательство в процесс ценообразования.
Запрет на производство, обращение товаров, оказание услуг,
осуществление каких-либо видов деятельности приводит к образованию
различных видов нелегальных рынков – труда, товарных, финансовых,
валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные
ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать трудовое
законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной
платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия
использования труда подростков и т. д.
Лицензирование разных видов хозяйственной деятельности ставит
организации в зависимость от органов власти и отдельных государственных
служащих и дает последним возможности извлечения теневых доходов.
Нередко имеет место прямая поддержка органами власти отдельных
компаний самых прибыльных отраслей (торговля бензином, металлами,
нефтью, строительство). В результате происходит подавление конкурентов с
помощью необоснованного использования полномочий контролирующих,
налоговых и правоохранительных органов. На этой основе возникают
неформальные отношения, связанные с коррупцией государственных и
муниципальных служащих.
3. Значительные масштабы государственного сектора в экономике
порождает отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в
форме прямых и косвенных дотаций, субсидий, субвенций, льготных кредитов
среди государственных предприятий. Это является основой для формирования
сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с
распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного
распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые
предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного
15
присвоения бюджетных средств, прокручивания их с целью присвоения
инфляционного дохода, легализации, инвестирования, перевода за рубеж.
В научной и учебной литературе выделяется также ряд факторов
распространения теневой деятельности, которые либо присущи
исключительно экономикам переходного типа. Из числа факторов,
оказывающих особое влияние в российских условиях, необходимо отметить
следующие:
− сохранение характерных форм монополизма и появление новых;
− асоциальный характер рыночных преобразований;
− неправовой характер рыночных преобразований;
− диспропорции развития финансово-кредитной системы;
− бартеризация экономики;
− структурные диспропорции в экономике.
Сохранение характерных для советской системы форм монополизма
связано с деятельностью государства, так как государство сохранило прямой
контроль за работой ряда секторов экономики. Это создает монополизм,
порождающий
теневую
активность.
Например,
сохранение
государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей
большинства видов полезных ископаемых) служат источником
существования черного рынка торговли золотом. Источник монополизма –
деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя
формально ОАО «Газпром» и ему подобные – негосударственные структуры,
они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к
конфиденциальной государственной информации. Это квазичастные
фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и
государственного ведомства. Такие компании регулируют целые секторы
современной экономики России. Они почти автономны и практически
закрыты от общественного и государственного контроля, что дает широкие
возможности для развития теневой деятельности (уклонение от уплаты
налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и др.).
Асоциальный характер рыночных преобразований в России привел к
тому, что миллионы людей лишились сбережений, понизили уровень
жизни. В ряде секторов многие годы действовали неэффективные
предприятия с заработной платой на уровне прожиточного минимума и
ниже. Людям приходилось искать средства к существованию и новые виды
занятий вне сложившихся формальных экономических институтов, они
были вынуждены зарабатывать теневой деятельностью. Значительная часть
трудовой деятельности стала осуществляться без какой-либо официальной
регистрации.
16
Неправовой характер экономических преобразований в России
обусловлен тем, что поведение населения и власти в период реформ лишь в
малой степени регулируется формальными законами. Законодательные
органы нередко принимают законы, отражающие не потребности общества,
а интересы влиятельных групп, имеющих возможности лоббирования
нужных им решений вплоть до прямого подкупа законодателей. Кроме того,
сами правоохранительные органы в значительной степени коррумпированы.
Естественно, при этом они не могут эффективно поддерживать правопорядок
в сфере экономики и выступать арбитрами при разрешении возникающих
конфликтов. Из-за недостаточности защиты жизни и имущества граждан со
стороны государства они вынуждены опираться на неформальные
структуры, что приводит к криминализации экономики.
Не менее важным вопросом является исследование последствий
распространения теневой экономической деятельности. Теневой сектор в
условиях становления рыночных отношений в экономике играет
неоднозначную роль. С одной стороны, развитие теневой экономики может
приводить к положительным эффектам. Уклонение от налогообложения
повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих
теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы занятым в
нем работникам, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны,
функционирование теневого сектора наносит ущерб государству и другим
субъектам экономики, действующим в рамках закона.
Большая часть исследователей считает, что негативные последствия
теневой экономики многократно превышают позитивные. Соотношение
позитивных и негативных последствий существования теневого сектора во
многом зависит от его масштабов. При значительных масштабах теневой
экономики ее криминализация превращается в доминирующий процесс,
определяющий направления развития всей социально-экономической системы
страны и создающий условия для своего воспроизводства. Конкретные
социально-экономические последствия теневой экономики крайне
многообразны, как многообразна и разнопланова эта деятельность. Как
показано на рис 5.3, все виды последствий от распространения теневой
экономики можно условно разделить на три группы (экономические,
социальные и политические)8. Рассматривая примеры экономических
последствий теневизации экономики, в первую очередь, следует отметить
ущерб для налогово-бюджетной сферы. Сокрытие экономической
8
Криворотов В. В., Калина А. В., Эриашвили Н. Д. Экономическая безопасность государства и регионов :
учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 280.
17
деятельности от государственного контроля и уклонение от уплаты налогов
приводят к значительному сокращению доходной части бюджета, что
является причиной недофинансирования социальных программ и
государственных институтов. Сокращение средств, предназначенных для
осуществления социальных программ и инвестиций, ставит под угрозу
социальную стабильность. Недофинансирование государственных расходов
обостряет структурный кризис, ставит в тяжелое экономическое положение
государственные предприятия, а также организации, результаты
деятельности которых связаны с государственными заказами (организации
военно-промышленного комплекса, обрабатывающей промышленности,
научно-инновационной сферы), где сосредоточены высокие технологии и
наиболее квалифицированный трудовой потенциал.
Последствия распространения теневой экономики
Экономические
Социальные
Политические
Ущерб для налоговобюджетной сферы
Сокращение
финансирования
социальных
программ
Усиление
ресурсного
обеспечения
коррупции
Низкая
эффективность
макроэкономической
политики
Деградация
социальной сферы
Рост роли теневых
структур в
политической
жизни
Спад производства
Снижение доходов
значительной части
населения
Снижение доверия
власти
Снижение
эффективности
рыночных
механизмов
Рост
дифференциации
населения по
доходам
Падение престижа
страны
Деформация
структуры экономики
Ущерб для денежнокредитной сферы
Рост социальной
напряженности
Ущемление прав
работающих
Угроза
экономической
изоляции страны
Угроза
политической
изоляции страны
Рис. 5.3. Последствия распространения теневой экономики
18
Невыполнение бюджетных обязательств – одна из причин обострения
проблемы неплатежей, что ухудшает финансовое положение предприятий
реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к
использованию противоправных стратегий выживания. Кроме того,
уклонение от уплаты налогов ряда налогоплательщиков приводит к
возрастанию
налогообложения
доходов
законопослушных
налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует
дальнейшее
сокрытие
доходов
от
налогообложения,
усиливает
дифференциацию доходов. В результате коррупции и незаконной
лоббистской деятельности происходит неэффективное распределение
бюджетных ресурсов, незаконное предоставление льгот, лицензий, квот и
иных привилегий.
Распространение теневой экономики влияет на снижение
эффективности макроэкономической политики. Прежде всего, это проявляется
в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Они связаны,
как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и
динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и
нелегальном секторах. Если теневая экономика растет более быстрыми
темпами, чем официальная, и этот факт не отражается в статистике, то
правительство
может
продолжать
политику
стимулирования
экономического роста посредством расширения денежной массы и
воздействия на спрос (рост государственных расходов, смягчение кредитнофинансовой политики). Результатом может стать «перегрев» экономики,
сопровождающийся повышением темпов инфляции.
Отсутствие адекватного учета масштабов теневой экономики может
негативно отразиться на политике занятости. Если занятые в теневом
секторе учитываются как безработные, то оценка уровня безработицы окажется выше реальной. Это может подтолкнуть государство проводить экспансионистскую политику, направленную на повышение совокупного
спроса, объема производства и занятости путем смягчения денежно-кредитной политики, а также увеличения государственных расходов. В результате
может сложиться дефицит трудовых ресурсов и произойдет рост инфляции.
В качестве негативного последствия распространения экономики может
быть замедление темпов экономического роста и даже спад производства. Для
иллюстрации этого последствия рассмотрим зависимость объема
производства продукции в стране от уровня распространения теневой
экономики (рис. 5.4).
19
Выпуск
продукции,
У, ден. ед.
А
Х1
Доля теневой экономики, Х, %
Рис. 5.4. Зависимость объема производства продукции в стране от уровня
распространения теневой экономики
На начальной стадии при определенных условиях (например, в
условиях чрезмерной жесткости государственного регулирования)
сокрытие разрешенной законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, может
оказывать положительное воздействие на экономический рост. Увеличение
выпуска может происходить за счет получения конкурентных преимуществ
организациями, использующими теневые схемы. По мнению некоторых
экономистов, спад в 1996–1997 гг. в легальном секторе российской
экономики был перекрыт подъемом в секторе теневой деятельности. Общий
выпуск в экономике также может увеличиваться, поскольку подпольная
работа порождает дополнительную легальную экономическую деятельность (например, за счет использования доходов от нелегальной
экономической деятельности на приобретение товаров и услуг, созданных
легально).
Процесс роста выпуска продолжается до точки А, в которой
отмечается максимум выпуска продукции. После прохождения точки А
начинается спад, обусловленный вытеснением и банкротством легальных
организаций, снижением инвестиционной активности вследствие
распространения теневых схем, роста убытков в экономике. Развитие
теневой
экономики
ограничивает
возможности
привлечения
инвестиционных ресурсов, особенно иностранных вследствие увеличения
рисков вложения капитала. Легальные зарубежные инвесторы не приходят
на рынок из-за угрозы вымогательства, а также невозможности получать
прибыль легальными способами. Это способствует специфическому отбору
инвесторов, в качестве которых нередко выступает международная
организованная преступность.
20
Следующим негативным последствием развития теневой экономики
является снижение эффективности рыночных механизмов. Нарушается
важнейший принцип рыночной экономики – равноправие хозяйствующих
субъектов и конкуренция между ними. Пусть на определенном этапе
производимая теневиками продукция имеет примерно тот же уровень
качества, что и продукция легальных предпринимателей, но производится с
более низкими издержками, т. к. теневики не платят налогов и социальных
платежей, могут устанавливать заработную плату ниже законодательно
установленного минимума. Вследствие нарушения правил конкуренции
легальные предприятия теряют рынки сбыта, несут убытки.
В результате в легальном секторе вначале происходит снижение цен, что
благоприятно для потребителей, однако в дальнейшем легальные предприятия
не получают достаточных прибылей и разоряются. На рынке остаются те, кому
удалось выжить не благодаря повышению эффективности деятельности, а
вследствие нелегального приобретения сырья, уклонения от уплаты налогов
и социальных платежей. После разорения легальных предприятий рынок
попадает под монопольный контроль теневых структур. В условиях
монополистического регулирования цены поднимаются на гораздо более
высокие уровни, чем при конкуренции.
Негативным последствием распространения теневой деятельности
является деформация структуры экономики, которая выражается в следующем:
− возрастание инвестиционных рисков и снижение инвестиционной
активности, что приводит к уменьшению доли отраслей инвестиционного
комплекса;
− стимулирование развития спекулятивного финансового и торговопосреднического секторов экономики в ущерб реального сектора;
− возрастание удельного веса топливно-энергетической и сырьевой
ориентации внешнеэкономических связей, что обусловлено массовым
незаконным вывозом за рубеж стратегически важных сырьевых товаров;
− преимущественное развитие видов деятельности, используемых для
облегчения криминальной деятельности (предоставление информационных,
транспортных, распределительных и иных услуг), а также тех, что
обеспечивают быстрое получение прибыли;
− развитие видов деятельности, связанных с обеспечением
безопасности и охраны, что отвлекает экономические ресурсы от
производства других полезных благ (издержки этой группы включаются во
многих странах в издержки преступности).
Влияние на денежно-кредитную сферу проявляется в деформации
структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации
кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении
21
ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам,
обществу в целом. Сделки с валютой, которые осуществляют
организованные преступные группировки для отмывания денег или
получения незаконных доходов, могут оказывать негативное влияние на
валютные курсы, результатом чего может стать инфляция. Криминальная
экономическая деятельность оказывает негативное воздействие на
валютный рынок из-за массовой конвертации преступных доходов в
иностранную валюту и вывоза ее за рубеж. Пример криминального
использования финансовых учреждений – создание финансовых пирамид в
России в 1993–1995 гг., когда в результате финансовых преступлений
частным инвесторам был нанесен ущерб, оцениваемый в 20 трлн
неденоминированных рублей, как следствие, падение доверия к финансовокредитным учреждениям.
В современных условиях стала типичной легализация преступных
доходов, полученных в результате хищения государственных средств РФ. При
этом государственные организации переводят деньги за якобы выполненные
работы, оказанные услуги, поставленные товары и т. д. в пользу ряда фирмоднодневок, образующих первый слой, отделяющий денежные средства от
источников их происхождения. Отделение от источников происхождения и
запутывание финансовых следов осуществляется посредством перевода
денежных средств на счета второго слоя фирм-однодневок, аккумулирующих
финансовые потоки. При этом платежи дробятся на более мелкие суммы,
используются фиктивные договоры об оплате товаров, услуг, предоставления
займов и др. Дальнейшее распределение теневых финансовых потоков
происходит посредством перечисления денежных средств на счета компаний
в банках, предоставляющих теневые услуги. При этом разбитые ранее на
небольшие суммы денежные средства, объединяются в крупные платежи на
несколько сотен миллионов рублей каждый. Опять используются фиктивные
договоры, якобы связанные с предоставлением займов, покупкой ценных
бумаг, разнородных товаров и т.п.
Пройдя по цепочке перечислений, денежные средства в конечном итоге
поступают за рубеж на счета офшорных компаний, либо поступают на счета
физических и юридических лиц и обналичиваются по чекам и карточным
счетам, таким образом, уходя в теневую сферу и теряя финансовый след. На
данном этапе происходит очередное перераспределение денежных средств.
Денежные средства крупными траншами (в суммах, достигающих несколько
миллиардов рублей) по фиктивным внешнеторговым контрактам
перечисляются в иностранные банки. При этом для вывода денежных средств
за рубеж, как правило, используются такие приемы:
22
− проведение авансовых платежей под фиктивные импортные
контракты (невозвращение авансов под импортные контракты); условия
контрактов имеют такие отличительные признаки, как обязательные
авансовые платежи, длительные сроки поставки товара (в течение которых
фирма-импортер исчезает) и направление авансовых платежей в офшорные
зоны; с компанией, обычно расположенной в оффшорной зоне и являющейся
аффилированной структурой, заключается контракт, под который из РФ
переводится авансовый платеж; поставка товара по контракту не производится
и аванс не возвращается, фирма спустя полгода прекращают свою
деятельность (либо переходят на другие банковские площадки);
− расчеты и переводы нерезидента за товары, продаваемые резидентом
нерезиденту
на
территории
РФ
(юридические
лица-резиденты
непосредственные плательщики денежных средств нерезидентам, заключают
с ними фиктивные договоры на покупку/продажу товаров либо на территории
РФ, либо за ее пределами без ввоза в РФ; товар в данном случае существует
только на бумаге, денежные средства переводятся на счета нерезидентов).
Социальные последствия распространения теневой экономики
чрезвычайно опасны, т. к. недополучение бюджетами финансовых ресурсов
(например, из-за уклонения граждан и предприятий от налогообложения) в
конечном итоге приводит к деградации отраслей социальной сферы. В
результате снижаются реальные доходы значительной части населения,
увеличивается уровень дифференциации населения, нарушается социальная
стабильность. Последствия работы в теневом секторе негативны прежде всего
для самих работников. Это связано с отсутствием гарантий занятости, оплаты
труда и социального страхования. Система теневой экономики позволяет
бесконтрольно эксплуатировать трудовые ресурсы в неудовлетворительных
условиях труда, наносящих ущерб здоровью вследствие высокого
производственного травматизма, в условиях отсутствия социальных
гарантий, возможностей повышения квалификации и т. п.
Политические последствия распространения теневой экономики
наносят серьезный ущерб государству в различных сферах, приводят к
росту коррупции в стране, падению престижа страны в мировой
экономической и политической системах, создавая дополнительные угрозы
экономической безопасности, вплоть до полной экономической и
политической изоляции страны.
23