Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Тенденции и проблемы развития образования в мире

  • 👀 613 просмотров
  • 📌 562 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Тенденции и проблемы развития образования в мире» docx
Дать ответ на вопрос. 1) Стратегические ориентиры стандартизации образования в открытом европейском научно-образовательном пространстве. Основной целью процесса стандартизации и гармонизации систем высшего образования стран Европы является создание единого европейского пространства высшего образования, а также стремление к повышению конкурентоспособности и привлекательности высших учебных заведений Европы. С введением системы образовательных стандартов в странах-участниках Болонского процесса станет возможным выполнение следующих задач: построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства; формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы; обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, денежные средства и влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования. Новая система образовательных стандартов будет разработана на основе сопоставления и частичного пересмотра общеевропейских и национальных стандартов в обучении. Тенденции и проблемы развития образования в мире План: - Глобальные вызовы в сфере образования и приоритеты образовательной политики - Основные направления модернизации образования в зарубежных странах - Приоритеты образовательной политики ведущих развитых стран Глобальные вызовы в сфере образования и приоритеты образовательной политики Для современного постиндустриального общества характерны: - ускоряющиеся темпы развития технологий, - формирование глобальных рынков, - формирование принципиально новых форм экономических отношений между странами и регионами, - продолжение экономическая интеграция при усиливающемся доминировании развитых стран. В этих условиях для каждой страны образование становится важным ресурсом экономического развития и способом адаптации к новым требованиям рынка труда. Неограниченные возможности глобального информационного пространства способствуют быстрому изменению технологий образования. Меняется организация образования, совершается переход от традиционных формальных ступеней к непрерывному образованию в течение жизни, от обучения в традиционных формальных институтах к обучению в образовательных учреждениях разных типов и разного статуса. Происходит формирование единого образовательного пространства. Вместе с тем для многих государств и целых регионов по-прежнему остается актуальной проблема неграмотности населения и доступности даже начального образовании: - более 100 млн детей не заканчивают пятилетнего курса образования, - более 800 млн взрослых на Земле до сих пор остаются неграмотными, - почти две трети неграмотных взрослых в мире составляют женщины. Из них 70% живут в десяти странах, расположенных в Южной Африке и в Восточной и Южной Азии, в частности, в Индии, Китае, Бангладеш и Пакистане. Что касается инвестиций в развитие образования, то для многих развивающихся стран они становятся все более проблематичными – внешний долг наиболее бедных стран мира достиг по данным ООН 2,2 трлн долл. По оценкам ООН, расходы, необходимые только для того, чтобы сделать всеобщим начальное школьное образование на Земле, составляют 7 млрд долл. в год в течение 10 лет – сумма, несопоставимая с затратами на вооружение или на устранение последствий финансовых кризисов. Несмотря на общий рост числа студентов в вузах развивающихся стран, разрыв в уровне образования населения и темпах роста образовательных услуг (качественно и количественно) между развитыми странами и странами третьего мира продолжает увеличиваться. Возникает реальная угроза того, что разрыв между развитыми, развивающимися и бедными странами в уровне жизни, экономическом, технологическом развитии перерастет в разрыв цивилизаций. Развивающиеся и бедные страны будут все в меньшей степени способны воспринимать новые технологии, что приведет к их изоляции и неизбежным конфликтам между странами с разным уровнем знаний. Аналогичные конфликты вполне вероятны и внутри этих стран – между элитой, получающей современное образование, и основной массой населения, обреченной на нищету и неграмотность. Это – реальная угроза безопасности и стабильности мира. Формирование единого образовательного пространства остро ставит вопрос о стандартах в области образования. Даже в развитых странах сегодня возникают определенные проблемы сопоставимости образования, в частности, признания дипломов. Информационные технологии позволяют учащимся свободно перемещаться в едином образовательном пространстве – начать обучение в одном университете, продолжить в другом и закончить в третьем или одновременно слушать курсы в разных учебных заведениях, причем сегодня это можно делать, не меняя места жительства. Такая образовательная практика требует создания и утверждения международных образовательных стандартов и, прежде всего, стандартизации курсов дистанционного образования. Проводимые в настоящее время за рубежом образовательные реформы ориентированы как на решение текущих проблем, так и на перспективные потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования. Соответствующие преобразования проводятся в большинстве стран Европы, включая наших соседей по СНГ, в США, Китае, Японии, в других динамично развивающихся странах Азии и Латинской Америки. Эти преобразования не происходят стихийно. Вызванным объективными социально-экономическими потребностями реформам обычно предшествуют острые дискуссии и длительные подготовительные периоды. Их реализация является результатом выработанной образовательной политики, цели, задачи и основные направления которой формулируются и принимаются на уровне высшей законодательной и исполнительной власти каждой страны. Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Образовательная политика, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем и общие тенденции мирового развития. К числу основных современных тенденций мирового развития, определяющих существенные изменения в системе образования, можно отнести: • ускорение темпов развития общества и, как следствие, – необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях; • переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности; • возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; • демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору и жизни в таком обществе; • динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности; • рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80% национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения, по сравнению с ростом экономик в целом. Основные направления модернизации образования в зарубежных странах В России и зарубежных странах в последнее десятилетие происходят существенные изменения в сфере образования, затронувшие: - философию образования, - его глобальные цели и задачи, - организационные структуры, - содержание образования, - подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, - формы и методы обеспечения качества образования, контроль за качеством обучения и деятельностью образовательных учреждений, финансирование и многие другие аспекты. В последнее время четко просматриваются общие тенденции в реализации реформ, присущие многим странам и регионам. Главными из них являются: ̶ децентрализация и демократизация управления; ̶ расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их подотчетности перед обществом; ̶ движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования. В ряде европейских стран предпринимаются меры по четкому разграничению в законодательном порядке функций и ответственности между различными уровнями управления образованием: общегосударственным, региональным, муниципальным и институциональным. Усиливается роль общегосударственных органов управления в выработке стратегии и политики развития образования, координация усилий и ресурсов, необходимых для нормального функционирования образовательных систем. Все другие управленческие функции делегируются низшим эшелонам власти в соответствии с предписанными им законами, обязанностями и правами в данной сфере. Повсеместно снижается возраст начала школьного обучения. Обучение детей в начальных школах подавляющего числа зарубежных стран начинается с 6-летнего, а в ряде стран с 5-летнего возраста. В подавляющем большинстве стран увеличена продолжительность обязательного образования и полного среднего образования. В 169 странах мира (около 80%) продолжительность полного среднего образования составляет 12 лет и более, в 46 странах – 13 лет, в том числе в Великобритании и Германии. Для всех ступеней школьного образования во многих странах вводятся новые образовательные стандарты. Все чаще (например, в Швеции, Нидерландах, Австралии) начальное профессиональное образование интегрируется с полным средним, а среднее профессиональное – с высшим образованием. Общее полное среднее образование все более масштабно выполняет двойную задачу: готовить не только к поступлению в вузы, но и к вступлению в активную жизнь. Именно выполнение этой двойной задачи будет определять дух и содержание среднего образования в XXI веке, его диверсификацию и то место, которое будет занимать общая, гуманитарная и общетехническая подготовка. Преобразуется структура систем высшего образования. Ряд стран (Великобритания, Австралия, Норвегия и др.) отказались от бинарных структур. Созданные в процессе образовательных реформ 60-х годов прошлого века колледжи и институты с сокращенными сроками обучения (2-3 года), составлявшие до недавнего времени так называемый неуниверситетский сектор высшего образования, реформируются и включаются в университетскую систему или объединяются с университетами (Австралия, Норвегия и др.). Почти во всех странах в последнее десятилетие введена многоуровневая структура высшего профессионального образования: бакалавриат (со сроком обучения 3-4 года), магистратура (срок обучения 1-2 года), докторантура (срок обучения 3-4 года) с присвоением соответствующих квалификаций. В неуниверситетском секторе высшего образования вводятся программы профессионального бакалавриата. В последние годы степени бакалавра и магистра были введены в странах, где системы образования на протяжении столетий не имели ступенчатой структуры (Германия, Италия, Швеция) или имели ее в другом формате (Бельгия, Франция). Происходит существенное обновление содержания среднего и высшего профессионального образования, направленное на стандартизацию учебных планов образовательных программ, введение системы образовательных кредитов (зачетных единиц) для обеспечения академической мобильности студентов. В рамках Болонского процесса европейская система зачетного перевода (ECTS) уже введена в Германии, Нидерландах, Бельгии, Италии, в стадии введения в большинстве из 45 европейских стран-участниц Болонского процесса, другие виды системы зачетных единиц вводятся в Японии, Канаде, Венгрии и др. странах. Проявляется существенное смещение акцента в деятельности управленческих структур всех уровней образования с административно-организационных вопросов на проблемы оценки результатов образовательного процесса, на вопросы качества обучения и научно-исследовательской работы, на более гибкое приспособление профессионально-квалификационных параметров образования к изменяющимся социально-экономическим потребностям общества. Все более действенным рычагом управления образованием становятся система и принципы его финансирования: - на основе оценки результатов обучения, - поддержки наиболее успешных образовательных учреждений, - принятие концепции многоканального финансирования (государственный бюджет, бюджеты региональных и муниципальных органов, доходы от оказываемых услуг вузами и их коммерческой деятельности, плата за обучение и др.); - замена стипендий и грантов студенческими займами, гарантированными государством; - введение принципа смешанного финансирования государственных и частных вузов; - повышение роли средств филантропических организаций, предпринимательских структур, отдельных граждан; - установление налоговых льгот на часть доходов, реализуемых образовательными учреждениями в целях поддержки образования. Достаточно хорошо развита система адресного финансирования учащихся школ и студентов вузов в таких странах, как Нидерланды, Франция, Италия, Венгрия, Япония, США, Канада. Расширяется практика привлечения к управлению образованием общественных и профессиональных организаций (попечительские советы вузов, консультативные советы при центральных и региональных органах управления). Все шире практикуется общественная аккредитация вузов и профессиональная аккредитация их учебных программ, использование независимых групп экспертов для изучения, оценки и подготовки рекомендаций по различным аспектам деятельности высшей школы и другие формы. Большое значение придается этому вопросу в Нидерландах, Австралии, Канаде и ряде других стран. Итоговая аттестация по окончании полной средней школы в большинстве стран осуществляется централизованно государственными органами образования или находящимися под контролем государства независимыми центрами, институтами, агентствами. Как аналог единого государственного экзамена по ряду дисциплин (национальный и иностранный языки, математика, естественные науки и др.), результаты итоговой аттестации в школе признаются в качестве вступительных испытаний в вузах Великобритании, Китая, США, Канады, Швеции, Японии, Болгарии, Венгрии, Египта, Казахстана, Армении, Франции, Германии и многих других стран. Практически во всех странах Европейского Союза активно реализуется концепция «Обучение в течение всей жизни» (LLL – Life Long Learning), предусматривающая различные формы обучения как работающих, так и безработных граждан, лиц с ограниченными физическими или умственными способностями, а также людей старших возрастных групп. Во Франции, Германии, Финляндии, Швеции, Бельгии, Великобритании, Италии реализуются специальные правительственные программы, предусматривающие целевое инвестирование в непрерывное профессиональное образование. Приоритеты образовательной политики ведущих развитых стран Соединенные Штаты Америки. В связи с ухудшающейся с начала 2000-х годов экономической ситуацией, следствием чего стало сокращение бюджетных расходов, власти американских штатов, которые несут главное бремя расходов на образование, вынуждены прибегать к уменьшению ассигнований, выделяемых на образовательные нужды и особенно на нужды высшего образования. По мере сокращения отчислений из бюджетов штатов наблюдается резкий рост платы за обучение и сопутствующие услуги. Так, плата за обучение в общеобразовательных колледжах и университетах, выросла в среднем на 27,5% – за последние пять лет. Эти тенденции способствуют пересмотру отношений между властями штатов и вузами, в частности в вопросах совершенствования механизмов контроля и финансирования высшего образования. Финансовые трудности не являются единственной причиной этого пересмотра. Речь идет не только о сокращении финансирования высшей школы, но скорее о принципиальном изменении образовательной политики в вопросе об отношении государства к высшему образованию. Основные направления этих изменений: • переход от рационального планирования на основе статичных институциональных моделей к стратегическому планированию на основе динамических рыночных моделей; • переход от ориентации на вузы и их институциональную автономию к ориентации на студентов и их потребности; • отказ от сдерживания конкуренции во избежание «дублирования функций» и поощрение конкуренции на рынке образовательных услуг; • переход от оценки качества ресурсов учебного заведения к оценке качества результата обучения (в первую очередь – оценке социальной успешности выпускников); • переход от жесткого ограничения круга субъектов образовательной политики к привлечению большего числа «третьих лиц» из числа общественных некоммерческих организаций. С учетом вышесказанного, приоритеты образовательной политики США на ближайшие 3-5 лет предусматривают решение следующих задач: • Улучшить качество школьного образования, ликвидировать пробелы в школьных программах благодаря контролю, гибкости, наращиванию возможностей, научно-обоснованным методам, качеству подготовки и повышению квалификации. • Обеспечить каждого выпускника старших классов и профессионально-технических училищ знаниями и навыками, необходимыми для работы или продолжения учебы в колледже, путем введения обязательных контрольных заданий по всем предметам и улучшения преподавания математики и естественных наук (в настоящее время школьники, которые хотят продолжить образование, как правило, вынуждены брать дополнительные уроки математики и естественных наук). • Обеспечить более широкий доступ к высшему образованию, а также повысить уровень школьной подготовки, который соответствовал бы требованиям колледжей и позволил бы студентам успешно их закончить. Одновременно обеспечить выпускников школ и колледжей лучшей работой и лучше их готовить к трудовой деятельности. Для этого предусматривается помощь для малообеспеченных семей при оплате дополнительных курсов по математике и естественным наукам, которые они могут пройти в так называемых городских (community) колледжах. Великобритания. За десятилетия реформ система высшего образования Великобритании заметно преобразилась – ей удалось трансформироваться из замкнутой структуры, основной целью которой было воспроизводство сложившихся социальных различий, в эффективно функционирующий механизм, ориентированный на потребности рынка труда. Однако сегодня она оказывается перед новыми вызовами, часть которых вызвана негативными последствиями ее трансформации, часть – изменениями внешних условий. К таким вызовам можно отнести: • риск потери университетами значительной части своей автономии в результате усиления внешнего контроля; • опасность ухудшения качества образования вследствие его «массовизации»; • неопределенность перспектив университетского сектора в результате стремительного и скачкообразного расширения сети вузов; • инвестиционное отставание в области финансирования вузов; • возрастающая международная конкуренция на рынке исследовательских услуг и возможное падение конкурентоспособности в сфере инноваций; • недостаточная финансовая устойчивость вузов; • трудности построения единого образовательного пространства. В сложившихся обстоятельствах возрастает роль организаций-посредников, особенно Совета по финансированию высшего образования и Агентства по обеспечению качества, от действий которых в значительной степени зависит ход дальнейших преобразований. Согласно «Белой книге» британского образования, дальнейшие реформы будут, с одной стороны, развивать линию модернизации 90-х годов (достижение 50% уровня вовлеченности молодых людей в получение высшего образования, сближение вузов и институтов рынка труда, интернационализация), с другой – способствовать преодолению негативных ее последствий: увеличивать финансирование, создавать специальные фонды, повышать конкурентоспособность на международном рынке инноваций. В число приоритетов образовательной политики на указанный период правительство Великобритании включило следующие направления деятельности: • поддержку дошкольного образования через создание детских центров, предоставляющих комплекс услуг по уходу за детьми, раннее образование и широкую поддержку семей; • каждая школа должна стать «школой полного дня», открытой с восьми утра до шести вечера и предоставляющей широкий комплекс услуг после обязательных занятий; • реформу образования и профессиональной подготовки для школьников от 11 до 19 лет и повышение уровня стандартов, увеличение возможностей для молодых людей (в первую очередь по получению профессионального образования и прохождению тренингов); • повышение квалификации рабочей силы за счет больших инвестиционных инициатив как со стороны работодателей, так и со стороны работников; • поддержка университетского сектора мирового класса, включая внедрение различных видов оплаты за обучение для того, чтобы помочь университетам увеличить их доходы. Германия. К числу приоритетных направлений образовательной политики Германии относятся следующие направления: • Общее образование: − Ранний индивидуальный подход; поддержка социально уязвимых детей; широкое распространение школ полного дня; улучшение развития навыков у детей и юношества; − развитие и широкое распространение новой школьной культуры; улучшение профессиональной ориентации школ; сохранение и дальнейшее развитие образования в области культуры; профессионализация персонала; − образовательные стандарты, отчетность, оценки исследования. • Профессиональное образование и повышение квалификации: − Обеспечение качества профессионального образования и непрерывная модернизация программ повышения квалификации; − Развитие сотрудничества компаний и всех заинтересованных в профессиональном обучении и трудоустройстве молодежи организаций с вечерними профессиональными училищами; − Учет влияния на систему профессионального образования демографических изменений и содействие профессиональному образованию социально уязвимых групп молодежи; − Обеспечение учащимся возможностей перехода между различными образовательными траекториями. • Высшее образование: − Сохранение системы высшего образования на фоне усиливающейся автономии вузов и обеспечение качества высшего образования; − Обеспечение равенства доступа к высшему образованию с помощью дифференциации процедур и критериев доступа; обеспечение возможностей перехода от профессионального образования к высшему / непрерывность образования/; − Учет влияния на высшее образование демографических изменений и развитие мобильности между вузами на национальном и трансграничном уровне. • Непрерывное образование: − Распространение базового образования / грамотности, совершенствование образовательных услуг; развитие новой культуры преподавания и обучения; − Обеспечение качества непрерывного образования и проведение тестирования обучаемых; сертификация навыков, полученных в процессе работы; − Формирование новой образовательной среды, в том числе объединяющей разные поколения, использующей сотрудничество между социальными партнерами в компании, совместное обучение интернационального персонала с зачетом времени обучения в рабочие часы. • Реализация обучения в течение жизни: − Выработка рамочных условий для применения согласованных стратегий; систематизация инициатив по индивидуальной поддержке всех желающих продолжать обучение; − Учет демографических изменений; раннее прогнозирование необходимых квалификаций; обеспечение возможности перехода между ступенями образования; образование и повышение квалификации для иммигрантов; − Активные структурные изменения во всех направлениях социально-экономической политики: гражданское образование; отчетность и оценка. Франция. Как считает руководство системы образования Франции, снижающаяся международная конкурентоспособность французских университетов объясняется, прежде всего, их неспособностью привлечь в свои ряды лучших студентов и преподавателей, недостаточным количеством и качеством университетских научных исследований и разработок, что, в свою очередь, является следствием несовершенства системы управления и финансирования высшего образования во Франции, а также конкурентной борьбы университетов с вузами неуниверситетского типа, в которой университеты часто проигрывают. Среди приоритетов образовательной политики Франция включила также следующие задачи: • Повышение всеобщей школьной успеваемости – цель нового «Программного закона для будущего школы» в соответствии с приоритетами ЕС: получение всеми школьниками диплома о среднем образовании; борьба с незаконченным средним образованием (досрочным прекращением учебы в школе); получение высшего образования каждым вторым выпускником школы; • Обеспечение равенства в образовании; • Борьба с проявлениями грубости и насилия в школе; • Развитие изучения иностранных языков. Канада. К основным приоритетам Канады в области образовательной политики, намеченным Советом министров образования Канады, были отнесены следующие задачи: • предоставление коренному населению Канады равных возможностей в получении образования; • повышение общего уровня грамотности населения Канады и развитие национальной системы высшего образования; • обеспечение оценки качества и совершенствования результатов обучения; • повышение качества преподавания; • пересмотр приоритетов образовательной политики в сфере высшего образования в соответствии с потребностями глобальной экономики; • развитие социальной сплоченности через возможности образования. Япония. В числе главных приоритетов образовательной политики японское правительство поставило следующие задачи: • Оценка показателей образования. В частности, образовательные учреждения и преподаватели должны оцениваться на основании результатов оценки их деятельности по программе PISA1, а также с использованием других исследований под эгидой ОЭСР и других международных организаций. • Развитие будущего высшего образования. При проведении реформ в сфере образования, прежде всего профессионального, необходимо изучить социальную среду, включая влияние демографических факторов (старение населения, уменьшение доли молодежи), соблюдение баланса между рыночными механизмами и правительственными инициативами, баланса между университетской автономией и государственным регулированием, сотрудничество между бизнесом, промышленностью и университетами. • Децентрализация и финансовая эффективность в образовании: обеспечение адекватности расходования средств на образование, разработка индикаторов эффективности использования средств, совершенствование процесса принятия решений и распределения средств для адекватного финансирования и получения эффективной отдачи от инвестиций. • Среда обучения и содействие обогащению интеллекта. Хотя результаты PISA демонстрируют значительное влияние среды и психологического климата в школе на обучение на всех уровнях, от самого детства до старших классов, включая негативные проявления (учащиеся с нарушением поведения, учащиеся, бросившие школу, угрозы безопасности в школе, уровень морали преподавателей), лишь немногие проекты направлены на изучение предпочтений молодежи и детей. Важно исследовать и изучать все эти негативные явления, которые связаны с неприятием образования, работы и получения трудовых навыков. Необходимо усилить связь местного сообщества с семьей и школой в сфере образования. Надо искать пути укрепления таких отношений в процессе децентрализации.
«Тенденции и проблемы развития образования в мире» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot