Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Дать ответ на вопрос. 1) Стратегические ориентиры стандартизации образования в открытом европейском научно-образовательном пространстве.
Основной целью процесса стандартизации и гармонизации систем высшего образования стран Европы является создание единого европейского пространства высшего образования, а также стремление к повышению конкурентоспособности и привлекательности высших учебных заведений Европы. С введением системы образовательных стандартов в странах-участниках Болонского процесса станет возможным выполнение следующих задач: построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства; формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы; обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, денежные средства и влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования. Новая система образовательных стандартов будет разработана на основе сопоставления и частичного пересмотра общеевропейских и национальных стандартов в обучении.
Тенденции и проблемы развития образования в мире
План:
- Глобальные вызовы в сфере образования и приоритеты образовательной политики
- Основные направления модернизации образования в зарубежных странах
- Приоритеты образовательной политики ведущих развитых стран
Глобальные вызовы в сфере образования и приоритеты образовательной политики
Для современного постиндустриального общества характерны:
- ускоряющиеся темпы развития технологий,
- формирование глобальных рынков,
- формирование принципиально новых форм экономических отношений между странами и регионами,
- продолжение экономическая интеграция при усиливающемся доминировании развитых стран.
В этих условиях для каждой страны образование становится важным ресурсом экономического развития и способом адаптации к новым требованиям рынка труда.
Неограниченные возможности глобального информационного пространства способствуют быстрому изменению технологий образования. Меняется организация образования, совершается переход от традиционных формальных ступеней к непрерывному образованию в течение жизни, от обучения в традиционных формальных институтах к обучению в образовательных учреждениях разных типов и разного статуса. Происходит формирование единого образовательного пространства.
Вместе с тем для многих государств и целых регионов по-прежнему остается актуальной проблема неграмотности населения и доступности даже начального образовании:
- более 100 млн детей не заканчивают пятилетнего курса образования,
- более 800 млн взрослых на Земле до сих пор остаются неграмотными,
- почти две трети неграмотных взрослых в мире составляют женщины.
Из них 70% живут в десяти странах, расположенных в Южной Африке и в Восточной и Южной Азии, в частности, в Индии, Китае, Бангладеш и Пакистане.
Что касается инвестиций в развитие образования, то для многих развивающихся стран они становятся все более проблематичными – внешний долг наиболее бедных стран мира достиг по данным ООН 2,2 трлн долл.
По оценкам ООН, расходы, необходимые только для того, чтобы сделать всеобщим начальное школьное образование на Земле, составляют 7 млрд долл. в год в течение 10 лет – сумма, несопоставимая с затратами на вооружение или на устранение последствий финансовых кризисов.
Несмотря на общий рост числа студентов в вузах развивающихся стран, разрыв в уровне образования населения и темпах роста образовательных услуг (качественно и количественно) между развитыми странами и странами третьего мира продолжает увеличиваться. Возникает реальная угроза того, что разрыв между развитыми, развивающимися и бедными странами в уровне жизни, экономическом, технологическом развитии перерастет в разрыв цивилизаций. Развивающиеся и бедные страны будут все в меньшей степени способны воспринимать новые технологии, что приведет к их изоляции и неизбежным конфликтам между странами с разным уровнем знаний. Аналогичные конфликты вполне вероятны и внутри этих стран – между элитой, получающей современное образование, и основной массой населения, обреченной на нищету и неграмотность. Это – реальная угроза безопасности и стабильности мира.
Формирование единого образовательного пространства остро ставит вопрос о стандартах в области образования. Даже в развитых странах сегодня возникают определенные проблемы сопоставимости образования, в частности, признания дипломов.
Информационные технологии позволяют учащимся свободно перемещаться в едином образовательном пространстве – начать обучение в одном университете, продолжить в другом и закончить в третьем или одновременно слушать курсы в разных учебных заведениях, причем сегодня это можно делать, не меняя места жительства. Такая образовательная практика требует создания и утверждения международных образовательных стандартов и, прежде всего, стандартизации курсов дистанционного образования.
Проводимые в настоящее время за рубежом образовательные реформы ориентированы как на решение текущих проблем, так и на перспективные потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования. Соответствующие преобразования проводятся в большинстве стран Европы, включая наших соседей по СНГ, в США, Китае, Японии, в других динамично развивающихся странах Азии и Латинской Америки. Эти преобразования не происходят стихийно. Вызванным объективными социально-экономическими потребностями реформам обычно предшествуют острые дискуссии и длительные подготовительные периоды.
Их реализация является результатом выработанной образовательной политики, цели, задачи и основные направления которой формулируются и принимаются на уровне высшей законодательной и исполнительной власти каждой страны.
Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.
Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Образовательная политика, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем и общие тенденции мирового развития.
К числу основных современных тенденций мирового развития, определяющих существенные изменения в системе образования, можно отнести:
• ускорение темпов развития общества и, как следствие, – необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
• переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
• возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
• демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору и жизни в таком обществе;
• динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
• рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80% национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения, по сравнению с ростом экономик в целом.
Основные направления модернизации образования в зарубежных странах
В России и зарубежных странах в последнее десятилетие происходят существенные изменения в сфере образования, затронувшие:
- философию образования,
- его глобальные цели и задачи,
- организационные структуры,
- содержание образования,
- подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ,
- формы и методы обеспечения качества образования, контроль за качеством обучения и деятельностью образовательных учреждений, финансирование и многие другие аспекты.
В последнее время четко просматриваются общие тенденции в реализации реформ, присущие многим странам и регионам. Главными из них являются:
̶ децентрализация и демократизация управления;
̶ расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их подотчетности перед обществом;
̶ движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования.
В ряде европейских стран предпринимаются меры по четкому разграничению в законодательном порядке функций и ответственности между различными уровнями управления образованием: общегосударственным, региональным, муниципальным и институциональным.
Усиливается роль общегосударственных органов управления в выработке стратегии и политики развития образования, координация усилий и ресурсов, необходимых для нормального функционирования образовательных систем. Все другие управленческие функции делегируются низшим эшелонам власти в соответствии с предписанными им законами, обязанностями и правами в данной сфере.
Повсеместно снижается возраст начала школьного обучения. Обучение детей в начальных школах подавляющего числа зарубежных стран начинается с 6-летнего, а в ряде стран с 5-летнего возраста. В подавляющем большинстве стран увеличена продолжительность обязательного образования и полного среднего образования. В 169 странах мира (около 80%) продолжительность полного среднего образования составляет 12 лет и более, в 46 странах – 13 лет, в том числе в Великобритании и Германии.
Для всех ступеней школьного образования во многих странах вводятся новые образовательные стандарты.
Все чаще (например, в Швеции, Нидерландах, Австралии) начальное профессиональное образование интегрируется с полным средним, а среднее профессиональное – с высшим образованием.
Общее полное среднее образование все более масштабно выполняет двойную задачу: готовить не только к поступлению в вузы, но и к вступлению в активную жизнь. Именно выполнение этой двойной задачи будет определять дух и содержание среднего образования в XXI веке, его диверсификацию и то место, которое будет занимать общая, гуманитарная и общетехническая подготовка.
Преобразуется структура систем высшего образования. Ряд стран (Великобритания, Австралия, Норвегия и др.) отказались от бинарных структур. Созданные в процессе образовательных реформ 60-х годов прошлого века колледжи и институты с сокращенными сроками обучения (2-3 года), составлявшие до недавнего времени так называемый неуниверситетский сектор высшего образования, реформируются и включаются в университетскую систему или объединяются с университетами (Австралия, Норвегия и др.).
Почти во всех странах в последнее десятилетие введена многоуровневая структура высшего профессионального образования: бакалавриат (со сроком обучения 3-4 года), магистратура (срок обучения 1-2 года), докторантура (срок обучения 3-4 года) с присвоением соответствующих квалификаций.
В неуниверситетском секторе высшего образования вводятся программы профессионального бакалавриата. В последние годы степени бакалавра и магистра были введены в странах, где системы образования на протяжении столетий не имели ступенчатой структуры (Германия, Италия, Швеция) или имели ее в другом формате (Бельгия, Франция).
Происходит существенное обновление содержания среднего и высшего профессионального образования, направленное на стандартизацию учебных планов образовательных программ, введение системы образовательных кредитов (зачетных единиц) для обеспечения академической мобильности студентов.
В рамках Болонского процесса европейская система зачетного перевода (ECTS) уже введена в Германии, Нидерландах, Бельгии, Италии, в стадии введения в большинстве из 45 европейских стран-участниц Болонского процесса, другие виды системы зачетных единиц вводятся в Японии, Канаде, Венгрии и др. странах.
Проявляется существенное смещение акцента в деятельности управленческих структур всех уровней образования с административно-организационных вопросов на проблемы оценки результатов образовательного процесса, на вопросы качества обучения и научно-исследовательской работы, на более гибкое приспособление профессионально-квалификационных параметров образования к изменяющимся социально-экономическим потребностям общества.
Все более действенным рычагом управления образованием становятся система и принципы его финансирования:
- на основе оценки результатов обучения,
- поддержки наиболее успешных образовательных учреждений,
- принятие концепции многоканального финансирования (государственный бюджет, бюджеты региональных и муниципальных органов, доходы от оказываемых услуг вузами и их коммерческой деятельности, плата за обучение и др.);
- замена стипендий и грантов студенческими займами, гарантированными государством;
- введение принципа смешанного финансирования государственных и частных вузов;
- повышение роли средств филантропических организаций, предпринимательских структур, отдельных граждан;
- установление налоговых льгот на часть доходов, реализуемых образовательными учреждениями в целях поддержки образования.
Достаточно хорошо развита система адресного финансирования учащихся школ и студентов вузов в таких странах, как Нидерланды, Франция, Италия, Венгрия, Япония, США, Канада.
Расширяется практика привлечения к управлению образованием общественных и профессиональных организаций (попечительские советы вузов, консультативные советы при центральных и региональных органах управления). Все шире практикуется общественная аккредитация вузов и профессиональная аккредитация их учебных программ, использование независимых групп экспертов для изучения, оценки и подготовки рекомендаций по различным аспектам деятельности высшей школы и другие формы.
Большое значение придается этому вопросу в Нидерландах, Австралии, Канаде и ряде других стран.
Итоговая аттестация по окончании полной средней школы в большинстве стран осуществляется централизованно государственными органами образования или находящимися под контролем государства независимыми центрами, институтами, агентствами. Как аналог единого государственного экзамена по ряду дисциплин (национальный и иностранный языки, математика, естественные науки и др.), результаты итоговой аттестации в школе признаются в качестве вступительных испытаний в вузах Великобритании, Китая, США, Канады, Швеции, Японии, Болгарии, Венгрии, Египта, Казахстана, Армении, Франции, Германии и многих других стран.
Практически во всех странах Европейского Союза активно реализуется концепция «Обучение в течение всей жизни» (LLL – Life Long Learning), предусматривающая различные формы обучения как работающих, так и безработных граждан, лиц с ограниченными физическими или умственными способностями, а также людей старших возрастных групп. Во Франции, Германии, Финляндии, Швеции, Бельгии, Великобритании, Италии реализуются специальные правительственные программы, предусматривающие целевое инвестирование в непрерывное профессиональное образование.
Приоритеты образовательной политики ведущих развитых стран
Соединенные Штаты Америки.
В связи с ухудшающейся с начала 2000-х годов экономической ситуацией, следствием чего стало сокращение бюджетных расходов, власти американских штатов, которые несут главное бремя расходов на образование, вынуждены прибегать к уменьшению ассигнований, выделяемых на образовательные нужды и особенно на нужды высшего образования.
По мере сокращения отчислений из бюджетов штатов наблюдается резкий рост платы за обучение и сопутствующие услуги. Так, плата за обучение в общеобразовательных колледжах и университетах, выросла в среднем на 27,5% – за последние пять лет.
Эти тенденции способствуют пересмотру отношений между властями штатов и вузами, в частности в вопросах совершенствования механизмов контроля и финансирования высшего образования. Финансовые трудности не являются единственной причиной этого пересмотра. Речь идет не только о сокращении финансирования высшей школы, но скорее о принципиальном изменении образовательной политики в вопросе об отношении государства к высшему образованию.
Основные направления этих изменений:
• переход от рационального планирования на основе статичных институциональных моделей к стратегическому планированию на основе динамических рыночных моделей;
• переход от ориентации на вузы и их институциональную автономию к ориентации на студентов и их потребности;
• отказ от сдерживания конкуренции во избежание «дублирования функций» и поощрение конкуренции на рынке образовательных услуг;
• переход от оценки качества ресурсов учебного заведения к оценке качества результата обучения (в первую очередь – оценке социальной успешности выпускников);
• переход от жесткого ограничения круга субъектов образовательной политики к привлечению большего числа «третьих лиц» из числа общественных некоммерческих организаций.
С учетом вышесказанного, приоритеты образовательной политики США на ближайшие 3-5 лет предусматривают решение следующих задач:
• Улучшить качество школьного образования, ликвидировать пробелы в школьных программах благодаря контролю, гибкости, наращиванию возможностей, научно-обоснованным методам, качеству подготовки и повышению квалификации.
• Обеспечить каждого выпускника старших классов и профессионально-технических училищ знаниями и навыками, необходимыми для работы или продолжения учебы в колледже, путем введения обязательных контрольных заданий по всем предметам и улучшения преподавания математики и естественных наук (в настоящее время школьники, которые хотят продолжить образование, как правило, вынуждены брать дополнительные уроки математики и естественных наук).
• Обеспечить более широкий доступ к высшему образованию, а также повысить уровень школьной подготовки, который соответствовал бы требованиям колледжей и позволил бы студентам успешно их закончить. Одновременно обеспечить выпускников школ и колледжей лучшей работой и лучше их готовить к трудовой деятельности. Для этого предусматривается помощь для малообеспеченных семей при оплате дополнительных курсов по математике и естественным наукам, которые они могут пройти в так называемых городских (community) колледжах.
Великобритания.
За десятилетия реформ система высшего образования Великобритании заметно преобразилась – ей удалось трансформироваться из замкнутой структуры, основной целью которой было воспроизводство сложившихся социальных различий, в эффективно функционирующий механизм, ориентированный на потребности рынка труда. Однако сегодня она оказывается перед новыми вызовами, часть которых вызвана негативными последствиями ее трансформации, часть – изменениями внешних условий.
К таким вызовам можно отнести:
• риск потери университетами значительной части своей автономии в результате усиления внешнего контроля;
• опасность ухудшения качества образования вследствие его «массовизации»;
• неопределенность перспектив университетского сектора в результате стремительного и скачкообразного расширения сети вузов;
• инвестиционное отставание в области финансирования вузов;
• возрастающая международная конкуренция на рынке исследовательских услуг и возможное падение конкурентоспособности в сфере инноваций;
• недостаточная финансовая устойчивость вузов;
• трудности построения единого образовательного пространства.
В сложившихся обстоятельствах возрастает роль организаций-посредников, особенно Совета по финансированию высшего образования и Агентства по обеспечению качества, от действий которых в значительной степени зависит ход дальнейших преобразований.
Согласно «Белой книге» британского образования, дальнейшие реформы будут, с одной стороны, развивать линию модернизации 90-х годов (достижение 50% уровня вовлеченности молодых людей в получение высшего образования, сближение вузов и институтов рынка труда, интернационализация), с другой – способствовать преодолению негативных ее последствий: увеличивать финансирование, создавать специальные фонды, повышать конкурентоспособность на международном рынке инноваций.
В число приоритетов образовательной политики на указанный период правительство Великобритании включило следующие направления деятельности:
• поддержку дошкольного образования через создание детских центров, предоставляющих комплекс услуг по уходу за детьми, раннее образование и широкую поддержку семей;
• каждая школа должна стать «школой полного дня», открытой с восьми утра до шести вечера и предоставляющей широкий комплекс услуг после обязательных занятий;
• реформу образования и профессиональной подготовки для школьников от 11 до 19 лет и повышение уровня стандартов, увеличение возможностей для молодых людей (в первую очередь по получению профессионального образования и прохождению тренингов);
• повышение квалификации рабочей силы за счет больших инвестиционных инициатив как со стороны работодателей, так и со стороны работников;
• поддержка университетского сектора мирового класса, включая внедрение различных видов оплаты за обучение для того, чтобы помочь университетам увеличить их доходы.
Германия.
К числу приоритетных направлений образовательной политики Германии относятся следующие направления:
• Общее образование:
− Ранний индивидуальный подход; поддержка социально уязвимых детей; широкое распространение школ полного дня; улучшение развития навыков у детей и юношества;
− развитие и широкое распространение новой школьной культуры; улучшение профессиональной ориентации школ; сохранение и дальнейшее развитие образования в области культуры; профессионализация персонала;
− образовательные стандарты, отчетность, оценки исследования.
• Профессиональное образование и повышение квалификации:
− Обеспечение качества профессионального образования и непрерывная модернизация программ повышения квалификации;
− Развитие сотрудничества компаний и всех заинтересованных в профессиональном обучении и трудоустройстве молодежи организаций с вечерними профессиональными училищами;
− Учет влияния на систему профессионального образования демографических изменений и содействие профессиональному образованию социально уязвимых групп молодежи;
− Обеспечение учащимся возможностей перехода между различными образовательными траекториями.
• Высшее образование:
− Сохранение системы высшего образования на фоне усиливающейся автономии вузов и обеспечение качества высшего образования;
− Обеспечение равенства доступа к высшему образованию с помощью дифференциации процедур и критериев доступа; обеспечение возможностей перехода от профессионального образования к высшему / непрерывность образования/;
− Учет влияния на высшее образование демографических изменений и развитие мобильности между вузами на национальном и трансграничном уровне.
• Непрерывное образование:
− Распространение базового образования / грамотности, совершенствование образовательных услуг; развитие новой культуры преподавания и обучения;
− Обеспечение качества непрерывного образования и проведение тестирования обучаемых; сертификация навыков, полученных в процессе работы;
− Формирование новой образовательной среды, в том числе объединяющей разные поколения, использующей сотрудничество между социальными партнерами в компании, совместное обучение интернационального персонала с зачетом времени обучения в рабочие часы.
• Реализация обучения в течение жизни:
− Выработка рамочных условий для применения согласованных стратегий; систематизация инициатив по индивидуальной поддержке всех желающих продолжать обучение;
− Учет демографических изменений; раннее прогнозирование необходимых квалификаций; обеспечение возможности перехода между ступенями образования; образование и повышение квалификации для иммигрантов;
− Активные структурные изменения во всех направлениях социально-экономической политики: гражданское образование; отчетность и оценка.
Франция.
Как считает руководство системы образования Франции, снижающаяся международная конкурентоспособность французских университетов объясняется, прежде всего, их неспособностью привлечь в свои ряды лучших студентов и преподавателей, недостаточным количеством и качеством университетских научных исследований и разработок, что, в свою очередь, является следствием несовершенства системы управления и финансирования высшего образования во Франции, а также конкурентной борьбы университетов с вузами неуниверситетского типа, в которой университеты часто проигрывают.
Среди приоритетов образовательной политики Франция включила также следующие задачи:
• Повышение всеобщей школьной успеваемости – цель нового «Программного закона для будущего школы» в соответствии с приоритетами ЕС: получение всеми школьниками диплома о среднем образовании; борьба с незаконченным средним образованием (досрочным прекращением учебы в школе); получение высшего образования каждым вторым выпускником школы;
• Обеспечение равенства в образовании;
• Борьба с проявлениями грубости и насилия в школе;
• Развитие изучения иностранных языков.
Канада.
К основным приоритетам Канады в области образовательной политики, намеченным Советом министров образования Канады, были отнесены следующие задачи:
• предоставление коренному населению Канады равных возможностей в получении образования;
• повышение общего уровня грамотности населения Канады и развитие национальной системы высшего образования;
• обеспечение оценки качества и совершенствования результатов обучения;
• повышение качества преподавания;
• пересмотр приоритетов образовательной политики в сфере высшего образования в соответствии с потребностями глобальной экономики;
• развитие социальной сплоченности через возможности образования.
Япония.
В числе главных приоритетов образовательной политики японское правительство поставило следующие задачи:
• Оценка показателей образования. В частности, образовательные учреждения и преподаватели должны оцениваться на основании результатов оценки их деятельности по программе PISA1, а также с использованием других исследований под эгидой ОЭСР и других международных организаций.
• Развитие будущего высшего образования. При проведении реформ в сфере образования, прежде всего профессионального, необходимо изучить социальную среду, включая влияние демографических факторов (старение населения, уменьшение доли молодежи), соблюдение баланса между рыночными механизмами и правительственными инициативами, баланса между университетской автономией и государственным регулированием, сотрудничество между бизнесом, промышленностью и университетами.
• Децентрализация и финансовая эффективность в образовании: обеспечение адекватности расходования средств на образование, разработка индикаторов эффективности использования средств, совершенствование процесса принятия решений и распределения средств для адекватного финансирования и получения эффективной отдачи от инвестиций.
• Среда обучения и содействие обогащению интеллекта. Хотя результаты PISA демонстрируют значительное влияние среды и психологического климата в школе на обучение на всех уровнях, от самого детства до старших классов, включая негативные проявления (учащиеся с нарушением поведения, учащиеся, бросившие школу, угрозы безопасности в школе, уровень морали преподавателей), лишь немногие проекты направлены на изучение предпочтений молодежи и детей. Важно исследовать и изучать все эти негативные явления, которые связаны с неприятием образования, работы и получения трудовых навыков. Необходимо усилить связь местного сообщества с семьей и школой в сфере образования. Надо искать пути укрепления таких отношений в процессе децентрализации.