Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ЛЕКЦИЯ 2,3
СОДЕРЖАНИЕ ВКР
Школа дизайна, 2018
СТРУКТУРА ВКР
•
•
•
•
•
•
•
Титульный лист
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Приложения (при необходимости)
Общий объем ВКР (без учёта приложений, отзыва руководителя и рецензента ВКР) — 70-90 страниц печатного текста
2
СОДЕРЖАНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
•
•
•
•
•
Разрабатывается одновременно с формулировкой темы работы
В ходе написания ВКР может изменяться по мере уточнения
направлений работы
Изменения могут возникнуть в связи с более углубленным
изучением теоретических источников, появлением новых идей
автора, а также в связи с тем, что по ряду вопросов, выделенных
в самостоятельные разделы, может не оказаться достаточного
количества данных, и наоборот, могут появиться новые данные,
представляющие теоретический и практический интерес
Все изменения в плане должны быть согласованы с руководителем
Окончательный вариант содержания ВКР утверждается
руководителем не позднее, чем за месяц до защиты ВКР
(20 мая, до даты предзащиты)
4
СОДЕРЖАНИЕ. РАЗРАБОТКА
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:
•
•
•
•
Является формой организации научного
материала
Отражает логику исследования
Обеспечивает единство и взаимосвязанность
элементов работы
КРИТЕРИИ:
•
•
•
•
Целостность
С ТЕХНИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ:
•
Системность
Связность
Соразмерность
•
Включает последовательно
перечисленные названия глав,
параграфов работы с указанием
страниц
Печатается на отдельной странице
Имеет динамичный, подвижный характер
5
СОДЕРЖАНИЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I
ГЛАВА II
ГЛАВА III
Теоретический, исторический
и/или методологический блок –
обзор литературы, существующих
методов, методик и инструментария
исследований, оценка их применимости
к предмету исследования, историческое
исследование явлений, событий по теме
ВКР
Исследовательский блок –
как правило, отражает проблематику
по избранной теме
Проектный блок –
содержит предложения
и рекомендации студента
по решению выявленных им
в ходе исследования проблем
или совершенствованию имеющихся
процессов по выбранной теме.
6
ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ – это кристаллизация замысла работы, в котором конкретизируются ключевые элементы научного
исследования:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Обоснование актуальности темы;
Цели и задачи работы;
Объект и предмет исследования;
Степень разработанности темы (анализ трудов ученых, которые были использованы при написании работы);
Гипотеза исследования;
Теоретические основы;
Методы исследования;
Эмпирическая база исследования;
Научная новизна и практическая значимость работы;
Структура работы.
Объем — 3-5 листов
7
АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ: отвечаем на вопрос, почему выбранная тема
так важна для научного изучения.
Способы обоснования:
•
•
Ссылаемся на других авторов и высказываем свою точку
зрения;
Описываем существующую проблему и доказываем, что она
до сих пор не нашла отражения в научных трудах
и/или не имеет системного практического решения.
Формулировка:
•
•
В актуальность входит проблема работы – научное
противоречие, которое решается с помощью проверки
гипотезы;
В абзаце с описанием актуальности темы раскрывается суть
проблемной ситуации, аргументируется необходимость
оперативного решения поставленной проблемы для
соответствующей отрасли науки или практики.
ЦЕЛЬ: сжатая формулировка результата решения проблемы
есть цель исследования.
ЗАДАЧИ: действия, которые необходимо предпринять для
достижения поставленной цели.
Типовые ошибки, допускаемые студентами
при обосновании актуальности темы исследования:
— Обоснование актуальности не связано с темой исследования
— Не употребляется сам термин «актуальность».
— Не используются ключевые слова.
— Анализ ситуации в выбранной области не подкреплен
конкретными фактами, статистическими данными, тенденциями,
известными результатами научных и практических достижений.
— Отсутствует формулировка проблемы.
— Не изложены малоизученные вопросы в науке и/или
решении прикладных задач, которые определяет проблему
исследования.
Типовые ошибки, допускаемые студентами
при формулировании цели:
— Цель работы не имеет непосредственного отношения к
заявленной теме.
— Цель работы не связана с поставленной проблемой, лежащей
в основе предмета исследования.
— Формулировка цели размыта, не определен основной
результат (научный результат для магистерской диссертации),
планируемый к получению.
— Формулировка цели не отражает практическую потребность,
во имя которой решается поставленная задача.
Типовые ошибки, допускаемые студентами
при формулировании задач:
— Задачи исследования не обеспечивают достижение
установленной цели работы.
— Задачи подменяются методами исследования.
— Формулировки задач дублируют определение цели.
— Задачи работы не связаны со структурой работы
8
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является та часть реальности
(процесс, явление, знание, порождающие проблемную
ситуацию), которая изучается и/или преобразуется
исследователем.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ находится в рамках объекта,
это те его стороны и свойства, которые непосредственно
рассматриваются в данном исследовании. Предмет
исследования чаще всего совпадает с определением его темы
или очень близок к нему.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ — обоснованное научное
предположение, которое проверяется в данной работе.
Типовые ошибки, допускаемые студентами
при описании объекта исследования:
— Объект исследования не соответствует теме работы.
— Границы объекта исследования поставлены слишком узко,
не позволяют провести полноценное исследование
обозначенной проблематики.
Типовые ошибки, допускаемые студентами
при описании предмета исследования:
— Предмет исследования не соответствует объекту
исследования.
— Предмет исследования выходит за границы объекта
исследования.
— Границы предмета исследования слишком масштабны,
требуют проведения исследования силами проектной группы.
— Предмет исследования не конкретизирует научную
проблему.
9
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ,
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ — оценивается
автором
по итогам изучения теоретической основы исследования.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА — это данные, полученные в процессе
изучения фактов, явлений, опыта.
Нормативно-правовые акты
Официальные документы органов власти,
организаций, учреждений
Документы
Статистические данные
Сообщения СМИ
Типовые ошибки, допускаемые студентами
при описании степени изученности
и научной разработанности темы исследования:
— Представленный краткий обзор и анализ известных научных
достижений в выбранной области не имеет непосредственного
отношения к заявленной теме.
— Основополагающие научно-прикладные работы выбранной
области не рассмотрены.
— В приведенном описании дается только перечень
литературных источников.
— Анализ раскрытых и нераскрытых вопросов по проблеме
исследования отсутствует.
— Собственное место в проведении исследований
не обозначено
Уникальные документы
Другие виды документов
Массовых опросов
Результаты исследований
Экспертных опросов
Другие исследования
10
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ обязательно
включает изучение и использование научных трудов
отечественных
и зарубежных авторов в рассматриваемой области.
МЕТОД — систематизированная совокупность шагов,
действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить
определенную задачу или достичь определенной цели.
МЕТОДИКА — последовательность решения частных задач
на основе выбранного метода исследования, система
условий, требований и ограничений проведения
исследования.
Методы и методики исследования служат инструментами
в решении поставленной цели исследования.
К научным методам исследования относятся:
наблюдение
сравнение
измерение
эксперимент
абстрагирование
анализ и синтез
индукция и дедукция
моделирование
восхождение от абстрактного к конкретному
и т.д.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Типовые ошибки, допускаемые студентами
при описании теоретической базы и методологических основ:
— Описание теоретической базы и методологических основ
отсутствует.
— Описание теоретической базы подменено перечислением
авторов научных работ, основные концепции
и теории не приведены.
— Приведенная теоретическая база и методологические основы
не соответствуют поставленной цели
и задачам исследования.
Типовые ошибки, допускаемые студентами
при описании методов исследования:
— Методы исследования подменены задачами исследования.
— Не рассмотрены общенаучные методы исследования.
— Приведенный перечень методов исследования
не соответствует поставленным задачам.
Типовые ошибки, допускаемые студентами
при описании элементов научной новизны:
— Описание элементов научной новизны размыто, элементы
явно не выделены.
— В описании элементов научной новизны отсутствуют
отличительные признаки.
— Элементы научной новизны работы не имеют
непосредственного отношения к заявленной теме.
— Элементы научной новизны подменяются результатами
практического характера
11
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Разработка нового
теоретического
положения, относящегося
к предмету и ко всему
классу объектов
исследования
Совершенствование
(модификация)
существующих моделей
или способов решения
научно-исследовательских
задач, относящихся к
предмету исследования
и/или ко всему классу
объектов исследования
Применение уже
известных моделей
и методов к новой
предметной области,
позволяющее получить
новые знания об
исследуемом объекте
Усовершенствование
известного элемента
системы управления,
относящегося к предмету
исследования и к данному
объекту исследования
Основное содержание работы составляет разработка новых методологических подходов к решению поставленной
проблемы, а также решение задач прикладного характера
СХЕМА ФОРМУЛИРОВКИ НАУЧНОЙ НОВИЗНЫ:
«Что сделано»
«Что нового»
«Ожидаемый результат»
Разработана модель...
с использованием технологии...
для улучшения качества...
Практическая значимость: возможность использования
разработанных методов, моделей, схем, концепций в рассматриваемой
сфере (приветствуются примеры и апробация, приведенные в гл.3
основной части работы)
Типовые ошибки, допускаемые студентами
при описании элементов научной новизны:
— Описание элементов научной новизны
размыто, элементы явно не выделены.
— В описании элементов научной новизны
отсутствуют отличительные признаки.
— Элементы научной новизны работы не
имеют непосредственного отношения к
заявленной теме.
— Элементы научной новизны подменяются
результатами практического характера
12
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. СТРУКТУРА
МОДЕЛЬ 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза и пр.
Глава 1 (теоретическая,
историческая, методологическая)
Теоретические и исторические
предпосылки развития объекта
исследования
1.1. Понятийный аппарат, историческое исследование возникновения и становления
объекта исследования (явления, события, предпосылки)
1.2. Теоретическое обоснование состояния проблемы исследования: обзор литературы,
существующих методов, методик и инструментария исследований
1.3. Результаты эмпирического исследования, оценка применимости существующих
методик к предмету исследования
Глава 2 (исследовательская)
Современное состояние объекта
и предмета исследования,
зарубежный опыт
2.1. Описание проблематики, состояние в современной практике
2.2. Оценка современного состояния предмета исследования, в т.ч. на примере конкретных
организаций, явлений, событий, тенденции развития
2.3. Исследование зарубежного опыта и аналогов, оценка их результатов
Глава 3 (проектная)
Направления развития
объекта исследования
3.1. Предложения и рекомендации (система мер, концепция, модель развития/
совершенствования)
3.2. Методологическое, статистическое и экономическое обоснование
3.3. Доказательственная база (апробация на примере конкретных объектов, явлений)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложение и обобщение основных выводов, подтверждение/опровержение гипотезы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкеты, схемы, диаграммы, таблицы, локально-нормативные акты и пр.
13
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. СТРУКТУРА
МОДЕЛЬ2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза и пр.
Глава 1 (аналитическая)
Характеристика и анализ
деятельности объекта
исследования
1.1. Общая характеристика объекта исследования
1.2. Характеристика и анализ деятельности объекта исследования в рассматриваемой области/
условиях
1.3. Выявление недостатков в деятельности объекта исследования в рассматриваемой области,
определение путей их устранения (т.е. полное раскрытие и обоснование цели
и задач работы, первоначальное определение методов решения поставленных задач)
Глава 2 (теоретическая)
Теоретические основы
рассматриваемого вида
деятельности
2.1. Общие теоретические основы рассматриваемого вида деятельности
2.2. Анализ и сравнительная оценка методов решения задачи, подробно раскрытой
в п.1.4. и обозначенной во введении как цель работы
2.3. Обоснование выбора наиболее предпочтительного метода решения задачи
с учетом специфики организации
Глава 3 (проектная)
Организация
и содержание работ
по совершенствованию
рассматриваемого вида
деятельности в организации
3.1. Общее описание проектного решения
3.2. Функциональное, организационное и поэлементное раскрытие и обоснование проектного
решения
3.3. Экономическое обоснование проектного решения:
а) выбор метода экономического обоснования
б) расчет экономических результатов внедрения согласно выбранному методу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложение и обобщение основных выводов, подтверждение/опровержение гипотезы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкеты, схемы, диаграммы, таблицы, локально-нормативные акты и пр.
14
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ВАЖНО
•
Названия глав отражают суть содержания, поэтапно раскрывают/обосновывают тему работы
•
Названия параграфов детализируют название главы
•
Название главы/параграфа не может быть идентично теме работы
•
Структура должна сопоставляться с задачами исследования
•
Соотношение объема: глава I – 20-30%, глава II и глава III – по 30-40%
15
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАДАЧИ:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Знакомство со специальной литературой
Умение систематизировать источники
ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЗАЦИИ:
•
•
Критически их рассматривать
Выделять существенное
•
Исторические предпосылки и аспекты
Существующая теоретическая основа по теме
в иерархической последовательности по степени
научной проработки
Собственная оценка автора работы
Оценивать ранее сделанное другими исследователями
Определять главное в современном состоянии
изученности темы
Сопоставлять и анализировать спорные/дискуссионные
вопросы
Анализировать различные подходы к решению
изучаемой проблемы, сравнивать рекомендации и
предложения по развитию
Уметь обобщать и критически оценивать конечный
результат исследования
!
Все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие
непосредственное отношение к теме ВКР, должны
быть названы и критически оценены.
16
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
•
•
•
•
•
•
•
•
Каждая глава является базой для последующей
Содержание параграфов должно соответствовать названию параграфа
Каждый параграф должен заканчиваться выводом по содержанию, на основании собранных по теме и изложенных
материалов
Каждая глава начинается с новой страницы, снабжается выделенным заголовком. Тексты параграфов одной главы
располагаются последовательно, без перехода на следующую страницу, поскольку является логическим продолжением
текста главы
Стиль написания работы должен быть строго научным, основанным на соответствующем понятийном аппарате
Приветствуется высказывание автором своего личного мнения по проблеме, однако при этом следует избегать
перехода на публицистический стиль
Рекомендуется избегать выражений, содержащих формы первого лица («я думаю», «мне кажется» и т.п.), заменяя
их неопределенно-личными конструкциями («в работе данное определение (положение) характеризуется как…»,
«предполагается, что…» и т.п.)
Возможно изложение от третьего лица («автор считает, что…», «автор придерживается иной точки зрения…», «в
процессе исследования разработана следующая схема, показывающая, что…» и т.п.).
17
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ТРЕБОВАНИЯ К ЦИТИРОВАНИЮ
•
•
•
•
•
Цитирование не должно искажать мысль автора, а, напротив, показывать его позицию по рассматриваемому вопросу,
поэтому не допускается цитирование вне или в отрыве от контекста;
Текст цитаты приводится в кавычках и полностью соответствует авторскому стилю, с орфографической, грамматической
и стилистической точек зрения;
Цитирование должно быть полным без произвольных сокращений авторского текста. Сокращения допускаются, только
если они не искажают авторский текст и с использованием многоточия в местах разрыва;
Каждая цитата обязательно сопровождается ссылкой на источник цитирования;
Допускается произвольное изложение авторской мысли в виде: «В.В. Иванов считает, что…». При этом ссылка
на источник цитирования является обязательной
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение – последовательное логически стройное изложение итогов и их соотношение с общей целью и конкретными
задачами, поставленными и сформулированными во Введении.
Заключение содержит:
•
•
•
•
Конкретные выводы по результатам исследования в соответствии с поставленными задачами
Основной научный результат, полученный автором в соответствии с целью исследования (решение поставленной
научной проблемы, получение/применение нового знания о предмете и объекте)
Подтверждение или опровержение гипотезы исследования
Возможные пути и перспективы продолжения работы (при необходимости)
Объем — 3-5 листов
19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
•
Нормативно-правовые источники (в количестве не менее 10);
•
Акты судебных органов;
•
Источники права зарубежных государств;
•
Литература (в количестве не менее 40).
20
ПРИЛОЖЕНИЯ
•
Являются необязательной частью работы
•
Имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы
•
Помещаются после списка источников и литературы и отдельно указываются в содержании
•
•
По своему наполнению могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчетных
материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д.
По форме - текст, таблицы, графики, диаграммы, карты и пр.
21