Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Технология составления бухгалтерской отчетности.Мемориальный ордер. Шахматная и оборотная ведомости

  • 👀 289 просмотров
  • 📌 216 загрузок
  • 🏢️ РФЭТ
Выбери формат для чтения
Статья: Технология составления бухгалтерской отчетности.Мемориальный ордер. Шахматная и оборотная ведомости
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Технология составления бухгалтерской отчетности.Мемориальный ордер. Шахматная и оборотная ведомости» pdf
НССУЗ НП «Региональный финансово-экономический техникум» ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ (Первая лекция) ______________________ http://rfet.ru © РФЭТ ©Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. 2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................4 РАЗДЕЛ 1. МЕМОРИАЛЬНЫЙ ОРДЕР. ШАХМАТНАЯ И ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТИ.....................................5 Глава 1.1. Разновидности бухгалтерских документов.........................5 Глава 1.2. Вспомогательные бухгалтерские документы...................10 Глава 1.3. Шахматная ведомость.........................................................21 Запомните ОЧЕНЬ важное правило начинающего бухгалтера:...26 3 ВВЕДЕНИЕ Здравствуйте! Вы уже освоили азы бухгалтерского учета, а также познакомились с основными налогами, которые должны уплачивать организации. Теперь вам предстоит пройти следующий важный этап – изучить курс лекций по дисциплине «Технология составления бухгалтерской отчетности», который находится перед вами. Он состоит из трех лекций. В первой лекции мы поговорим о первичных бухгалтерских документах, на основании которых делаются бухгалтерские проводки, подробно изучим учетные регистры, научимся заполнять шахматную и оборотную ведомости. Во второй и третьей лекциях речь пойдет о бухгалтерской отчетности, с которой вам предстоит познакомиться впервые. Вы узнаете, что такое бухгалтерская (финансовая) отчетность, какие требования предъявляются к ней, познакомитесь с видами бухгалтерской (финансовой) отчетности, изучите состав показателей всех ее форм. Кроме того, у вас будет прекрасная возможность закрепить полученные знания на практике. Вы будете в течение одного месяца вести учет на неком предприятии ЗАО «Арт-Печать», которое занимается изготовлением печатной продукции. Вам нужно будет под нашим руководством заполнить схему Аксенова и шахматную ведомость. А затем, познакомившись с понятием «Бухгалтерская отчетность», вы научитесь заполнять все ее формы на основании данных ЗАО «АртПечать». Итак, приступим к изучению дисциплины «Технология составления бухгалтерской отчетности». 4 РАЗДЕЛ 1. МЕМОРИАЛЬНЫЙ ОРДЕР. ШАХМАТНАЯ И ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТИ Глава 1.1. Разновидности бухгалтерских документов Напомним вам два основных момента: наличие первичного документа необходимо для того, чтобы сделать бухгалтерскую проводку во вторичном бухгалтерском документе (в учетном регистре). А вторичный бухгалтерский документ (учетный регистр) нужен для того, чтобы заполнить бухгалтерскую отчетность. Каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен соответствующим первичным учетным документом. Первичный документ составляется во время совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – немедленно после его окончания. То есть необходимо соблюдать одно из основных правил бухучета: «Нет первичного документа – нет операции». Как вы помните, первичные документы показывают, кто, что, когда, где, как и почему сделал. Об основных формах таких документов и правилах их заполнения мы рассказывали вам в курсе лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет», в разделе, который так и назывался: «Первичные бухгалтерские документы». Что происходит с этими документами после того, как их правильно оформили? Каждый бухгалтер аккуратно складывает их в одну папку, которая, скорее всего, тоже будет называться «Первичные документы», и из которой они не смогут пропасть или потеряться. А вот дальнейшая их жизнь может складываться по-разному. Там, где бухучет налажен хорошо, в конце месяца главный бухгалтер садится и разбирает всю «первичную» папку. На основании каждого документа он делает соответствующие проводки и вносит их во вторичные бухгалтерские документы, которые по-другому называют учетными регистрами. Там же, где бухучет ведется плохо, этот разбор первичных документов делается в самый последний момент – перед сдачей очередной 5 бухгалтерской отчетности. В такой ситуации бухгалтер второпях и впопыхах выполняет многомесячную работу за один присест и, как правило, делает столько ошибок, что потом их долго приходится разгребать. В качестве вторичных (учетных регистров) могут использоваться разные документы. Ими могут быть специальные формы, находящиеся в вашем компьютере, а также бумажные документы: мемориальные ордера, схема Аксенова, Т-образные счета или учетные регистры, которые вы самостоятельно разработаете для своего предприятия. Расскажем об одном из регистров бухгалтерского учета – мемориальном ордере. Образец мемориального ордера приведен ниже. МЕМОРИАЛЬНЫЙ ОРДЕР N _____ Записать за _______________________ 20___ г. ОСНОВАНИЕ (ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТЫ ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ ЗАПИСИ) По дебету счета По кредиту счета СУММА 1. 2. ... 24. 25. «_____» 20__г. ГЛАВНЫЙ (СТАРШИЙ) БУХГАЛТЕР ________________________ (ПОДПИСЬ) ПРИЛОЖЕНИЕ НА __________ЛИСТАХ. Каждый месяц мемориальные ордера начинают нумероваться с цифры 1. Поэтому и вы ставите эту цифру на своем мемориальном ордере. Если вам не хватит одного мемориального ордера для всех ваших проводок за месяц, то возьмите второй, поставьте на нем цифру 2 и продолжайте делать на нем свои проводки и т.д. Как делаются проводки в мемориальном ордере? Предположим, что вы взяли из своей папки первичный бухгалтерский документ под названием приходный ордер, по которому, чуть раньше, вы принима6 ли на склад материалы от поставщиков, скажем, на сумму 10 000 рублей. (Другими словами, мы можем сказать, что в этом документе бухгалтер определил, какие материалы и по какой цене были получены от поставщика.) Вы берете мемориальный ордер и в графе «Основание (ссылка на документы или содержание записи)» записываете название проводки – Поступление материалов от поставщика. В этой же графе указываете первичный документ, на основании которого вы и делаете запись. Пусть в нашем случае это будет приходный ордер N 15. Затем в графе «По кредиту счета» указываете номер того счета, откуда стоимость вытекла (60), а в графе «По дебету счета» указываете дебет того счета, в который она вливается (10). Ну, и, наконец, в последнюю графу записываете сумму проводки в рублях – 10 000. Чтобы было удобнее работать, можно поменять местами в мемориальном ордере две графы «По дебету счета» и «По кредиту счета», тогда у вас стоимость будет перетекать из кредита в дебет, а не наоборот. (Посмотрите, как мы отобразили это на рисунке, расположенном ниже). МЕМОРИАЛЬНЫЙ ОРДЕР N 1 Записать за декабрь 20 12 г. ОСНОВАНИЕ (ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТЫ ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ ЗАПИСИ) 1. Поступление материалов от поставщика (приходный ордер N 15) 2. ... 29. 30. «_____» По кредиту счета 60 По дебету счета 10 20___г. ГЛАВНЫЙ (СТАРШИЙ) БУХГАЛТЕР ________________________ (ПОДПИСЬ) ПРИЛОЖЕНИЕ НА __________ЛИСТАХ. 7 СУММА 10 000 Точно так же вы делаете проводки в мемориальном ордере по другим первичным документам. Такой вариант действий подходит для того случая, когда перед заполнением мемориального ордера вы не заполняете схему Аксенова. При заполненной схеме Аксенова вы просто переписываете проводки со схемы Аксенова в мемориальный ордер. Если на схеме Аксенова вы записываете только стоимость, перетекающую из одного счета в другой, и не помечаете простым карандашом названия и номера первичных документов, на основании которых делаются проводки, то в этом случае удобнее заполнять мемориальный ордер одновременно с заполнением схемы Аксенова. Сделали проводку на схеме Аксенова, тут же делаете проводку в мемориальном ордере, указывая в нем название, номер и дату первичного документа. При этом варианте работы вы избавите себя от выполнения месячной работы за один день. Вы будете неспешно и аккуратно заполнять и схему, и мемориальный ордер день ото дня, имея возможность тем самым все неоднократно проверить и избежать случайных ошибок. Вообще-то в мемориальные ордера положено записывать все проводки подряд в той последовательности, в которой они и совершались. То есть сначала записываются все проводки за 1-е число, потом за 2-е и т.д. Но вам никто не мешает изменить этот порядок. Вместо него вы можете завести мемориальный ордер N 1 только для операций по расчетному счету, мемориальный ордер N 2 – только для операций по кассе, мемориальный ордер N 3 – только для операций по 60-му счету и т.д. Это наиболее удобный вариант, поскольку у вас будет возможность анализировать движение стоимости по каждому счету без дополнительных затрат. Вам не придется из множества операций выбирать, скажем, относящиеся к расчетному счету или поставщикам, если вам срочно понадобится узнать, как обстоят дела с расчетами за отгруженные товары и услуги. Для этого вы просто возьмете два ме8 мориальных ордера (по 51-му и 60-му счетам) и вся необходимая информация будет сразу видна. На этом разговор о мемориальном ордере можно закончить. Давайте вернемся к разговору о бухгалтерских документах. Итак, мы уже знаем, что вторичные бухгалтерские документы, получая информацию от первичных, сортируют ее, группируют и начинают вырисовывать общую картину происходящего. Затем «сгруппированная картина» происходящего переносится из вторичных бухгалтерских документов в третичные бухгалтерские документы (в бухгалтерскую отчетность). А теперь попробуем нарисовать общую картину составления всех бухгалтерских документов. Итак, данные для бухгалтерской отчетности берутся из учетных регистров, которые находятся в бухгалтерии. Данные для учетных регистров, в свою очередь, берутся из первичных бухгалтерских документов, которые тоже хранятся в бухгалтерии в специальных папках. Данные для первичных бухгалтерских документов бухгалтерия получает от самих участников фактов хозяйственной жизни или из документов, которые мы называем «раздражителями». Так, например, если вы приходуете основное средство (компьютер) и заполняете первичный документ под названием «Акт приемкипередачи основных средств», то фамилии участников принимающей и передающей сторон, а также их должности вы узнаете у них самих или из приказа директора, который назначил состав приемной комиссии. Технические характеристики принимаемого основного средства, его серийный номер и прочие данные вы узнаете из накладной, которую передающая сторона привезла вместе с компьютером. Таким образом, мы видим, что проблем с заполнением вторичных бухгалтерских документов (учетных регистров) и третичных бухгалтерских документов (бухгалтерской отчетностью) никаких нет. Все данные для их заполнения имеются в самой бухгалтерии. 9 Обычно возникают некоторые проблемы с первичными документами. Кто их заполняет и в какой момент? Мы об этом уже писали в курсе «Бухгалтерский учет и анализ». Поэтому вы можете открыть раздел, в котором речь шла о первичных бухгалтерских документах, и еще раз разобраться, кто заполняет первичный документ и в какой момент. Если с каким-то документом у вас возникнут проблемы, то обращайтесь за разъяснениями непосредственно к нам, и мы вам еще раз все объясним. Надеемся, общая картина с различными бухгалтерскими документами теперь совершенно ясна. Давайте перейдем к другому немаловажному вопросу. Глава 1.2. Вспомогательные бухгалтерские документы Представим себе, что на вашем компьютере установлена очень хорошая бухгалтерская программа. Прямо в этой программе вы заполняете первичный бухгалтерский документ. Как только он полностью окажется заполненным, вы печатаете его на принтере и подшиваете в папку с первичными бухгалтерскими документами. После этого вы захотите закрыть свой документ в компьютере. Компьютер ничего не забывает, поэтому он обязательно вас спросит, нужно ли сделать бухгалтерские проводки на основании нового документа. Вы ему ответите «Да», и компьютер не только безошибочно сделает проводку во вторичном бухгалтерском документе, но заодно сразу пересчитает баланс. Таким образом, от вас только требуется безошибочно заполнять первичные бухгалтерские документы (причем компьютер и здесь вам помогает не ошибиться). Значит, в любое мгновение вы можете получить от него заполненный вторичный документ и бухгалтерский баланс, возможно, со всеми необходимыми приложениями. Как видите, все получается очень здорово, если иметь очень хорошую бухгалтерскую программу и уметь ею пользоваться. При такой работе через два года вы перестанете быть бухгалтером и превратитесь в специалиста по нажиманию кнопок. 10 Но и им кто-то может позавидовать, поскольку не все имеют возможность вести учет с помощью компьютера. По-прежнему некоторые бухгалтеры делают бухгалтерские расчеты вручную. А раз так, то ни один бухгалтер, работающий без компьютера, не застрахован от совершения ошибок. Ошибки могут быть самыми разнообразными – от простых описок или забывчивости сделать проводку двойной (когда, к примеру, цифру записывают только в кредит, а в дебет забывают) до обычной арифметической ошибки при подсчете итоговых сумм. Как бы то ни было – ошибки приходится искать и исправлять. Чтобы бухгалтеру было легче искать ошибки при заполнении бухгалтерской отчетности, была придумана отдельная группа вспомогательных документов, в которую входят шахматная и оборотная ведомости. Повторяем еще раз: шахматную и оборотную ведомости заполнять необязательно. Но практически все бухгалтеры их заполняют, потому что они очень здорово помогают в недопущении и поиске ошибок. Для того чтобы научить вас работать с шахматной и оборотной ведомостью, нам необходимо взять конкретные бухгалтерские данные. Вы уже достаточно опытны в работе со схемой Аксенова, поэтому наш новый числовой пример не должен вызвать у вас затруднений. Мы предлагаем вам сделать следующее. Представьте, что вас (уже как бухгалтера-аса) пригласили на некое предприятие ЗАО «Арт-Печать», занимающееся изготовлением печатной продукции: изданием газет, плакатов, рекламных буклетов. Вообще, ЗАО «Арт-Печать» – предприятие молодое, образованное в августе этого (2012 года). Вы будете вести на нем учет в течение одного месяца – декабря. Вам необходимо будет заполнить схему Аксенова за декабрь и шахматную ведомость (под нашим руководством). Затем, на ваши плечи ЗАО «Арт-Печать» возложит груз составления годовой бухгалтерской отчетности (но это будет только в следующей лекции). 11 Во-первых, положите перед собой схему Аксенова, полученную вместе с этим курсом, и внесите в нее следующие остатки по счетам (так как предприятие создано в августе, то, как вы понимаете, к декабрю у него уже есть входящие остатки): • уставный капитал (кредитовое сальдо по счету 80) составляет 200 000 рублей; • неоплаченная часть уставного капитала (дебетовое сальдо счета 75/1) – 50 000 рублей; • материалы на складе (бумага, тонер, краска) – 42 000 рублей; • основные средства (техника для печати и копирования) – 99 000 рублей (у ЗАО «Арт-Печать» в составе основных средств числятся машина для брошюровки, 2 печатных станка, ризограф); • нематериальные активы (исключительное право владельца на товарный знак) – 25 000 рублей; • сумма начисленной амортизации по основным средствам (кредитовое сальдо счета 02) – 6 450 рублей; • задолженность подотчетного лица – Крымова Н.Н., не возвращенная вовремя, – 10 000 рублей (дебетовое сальдо счета 71); • деньги на расчетном счете – 202 000 рублей, в кассе ЗАО «АртПечать» – 2 880 рублей (сальдо по счетам 51 и 50, соответственно); • займ, взятый у предпринимателя Иванова на 2 месяца, – 62 500 рублей (кредитовое сальдо счета 66); • задолженность перед бюджетом по счету 68/1 – 10 500 рублей, 68/2 – 30 009 рублей, по 69/1/1 (страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) – 2 479,5 рублей, по 69/1/2 (страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) – 171 рубль, по 69/2/1 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховая часть) – 12 13 680 рублей, 69/2/2 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, накопительная часть) – 5 130 рублей, 69/3 (страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в ФФОМС) – 4 360,5 рублей; • задолженность по оплате труда – кредитовое сальдо 70-го счета 75 000 рублей; • выручка 300 000 рублей, себестоимость – 230 000 рублей, НДС – 41 400 рублей (предприятие выпускало продукцию, облагающуюся и 10%, и 18% НДС), прибыль – 28 600 рублей (не забудем прибыль в 28 600 рублей показать и на счете 99); • незавершенное производство – 8 000 рублей (дебетовое сальдо 20-го счета). Аккуратно проверьте, все ли вы отразили на схеме. Теперь она готова к дальнейшей работе. Положим ее перед собой и отразим на ней следующие факты хозяйственной жизни за декабрь. Первым делом начислим амортизацию по основным средствам. Предположим, что ежемесячные амортизационные отчисления составляют по машине для брошюровки – 250 рублей, по печатному станку – 500 рублей, по ризографу – 900 рублей. Таким образом, по маршруту: кредит 02 – дебет 20 надо провести 2 150 рублей (250 руб. + 500 рублей x 2 станка + 900 рублей). Покажите это на схеме Аксенова. Начислим теперь амортизацию на нематериальные активы, предположим, она составляет 200 рублей в месяц. Делаем проводку: кредит 05 – дебет 20 на 200 рублей. В декабре ЗАО «Арт-Печать» решило купить новый ризограф. Выбрав понравившуюся модель, предприятие перечислило необходимую сумму средств за ризограф магазину – 48 380 рублей (в том числе НДС 7 380 рублей). Эту операцию необходимо отразить проводкой: кредит 51 – дебет 60 на сумму 48 380 рублей. Ризограф продавцы при13 везли на предприятие через 5 дней, но в состав основных средств еще не приняли (т.е. на 08-м счете дебетовое сальдо 41 000 рублей). Теперь настало время погасить задолженность перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц, выдать зарплату рабочим, начисленную еще в прошлом месяце, а также уплатить страховые взносы на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование. Как нетрудно догадаться, все эти проводки задействуют счет 51, так как средства в бюджет государства, бюджеты государственных внебюджетных фондов и деньги в кассу под зарплату мы будем брать с расчетного счета. Итак, кредит 51 – дебет 68/1, 10 500 рублей – перечислены денежные средства в погашение задолженности перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц. Рассчитавшись с бюджетом, предприятие снимает деньги с расчетного счета для выплаты зарплаты рабочим. Сделаем проводку: кредит 51 – дебет 50. Сумма, необходимая нам, составляет 75 000 рублей. Теперь ЗАО «Арт-Печать» может выдать зарплату рабочим. Бухгалтерия сделает проводку: кредит 50 – дебет 70 на те же самые 75 000 рублей. Совершим ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Кредит 51 – дебет 69/1/1, 2 479,5 рублей, кредит 51 – дебет 69/1/2, 171 рубль – уплачены страховые взносы в погашение задолженности перед Фондом социального страхования. Кредит 51 – дебет 69/2/1, 13 680 рублей – перечислены страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда (страховая часть трудовой пенсии). Кредит 51 – дебет 69/2/2, 5 130 рублей – уплачены страховые взносы в погашение задолженности перед Пенсионным фондом (накопительная часть трудовой пенсии). 14 Кредит 51 – дебет 69/3, 4 360,5 рублей – уплачены страховые взносы в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Наше предприятие погасило имеющиеся задолженности перед бюджетом по НДФЛ и перед государственными внебюджетными фондами по страховым взносам. А долг по налогу на добавленную стоимость, который отражается в кредите счета 68/2, мы оплатим только в следующем месяце (по итогам текущего квартала). Не забудьте, что у нас в дебете счета 19/08 еще остаются 7 380 рублей (этот НДС попал к нам с ценой ризографа). Эта сумма не сможет попасть в дебет счета 68/2 до тех пор, пока основное средство не будет введено в эксплуатацию. Но вспомним об основной деятельности ЗАО «Арт-Печать». Как можно было догадаться, предприятие у нас выполняет некий заказ. В самом деле, ему заказали изготовить рекламные плакаты к предвыборной кампании. В прошлом месяце часть заказа уже была продана (причем с прибылью), но часть работы осталось недоделанной. Эта часть и носит название незавершенного производства и перешла к нам с прошлого месяца в сумме 8 000 рублей. В декабре предприятию нужно закончить работу. Итак, отпустим в производство необходимые бумагу, тонер и краски на сумму 25 000 рублей. Покажем это проводкой на схеме Аксенова: кредит 10/1 – дебет 20. Кроме того, ЗАО «Арт-Печать» идет в ногу с техническим прогрессом. Поэтому организацией было принято решение продать один из печатных станков, т.к. это оборудование немного устарело. Когда-то ЗАО «Арт-Печать» приобрело станок за 18 000 рублей. Теперь предприятие нашло покупателя, согласного приобрести печатный станок за 20 000 рублей. Согласно действующему законодательству, вы должны увеличить эту стоимость на величину налога на добавленную стоимость: 20 000 руб. × 18% = 3 600 руб. 15 После такого увеличения продажная цена печатного станка становится равной 23 600 руб. Предварительные расчеты мы закончили, подумаем, какие проводки необходимо сделать, чтобы отразить продажу печатного станка? Напоминаем вам, что реализация основных средств осуществляется через 91-й счет. Ваш станок уже был в эксплуатации, вы не раз производили амортизационные отчисления. Раз так, то вам нужно найти остаточную стоимость вашего станка. Для этого делаем следующие проводки: кредит 01/1 – дебет 01/2 на сумму 18 000 рублей и кредит 01/2 – дебет 02 на 2 000 рублей. Посмотрите на второй субсчет 01-го счета. В его дебете теперь находится первоначальная стоимость вашего печатного станка, в кредите – сумма тех амортизационных отчислений, которые вы сделали. Что будет показывать нам сальдо 01/2 счета? Оно показывает ту сумму остаточной стоимости, которая сложилась после столкновения двух потоков: с 01/1 и 02-го счетов. Именно на сумму этого сальдо вы делаете проводку: кредит 01/2 – дебет 91/2 (остаточная стоимость составила – 16 000 рублей). Кроме остаточной стоимости печатного станка в дебет второго субсчета 91-го счета должен отправиться и НДС. Его сумму вы проводите по маршруту: кредит 68/2 – дебет 91/2. После этого вам остается замкнуть кругооборот продажи вашего печатного станка – отразить выручку проводкой: кредит 91/1 – дебет 62 на 23 600 рублей. После получения денег от покупателя на ваш расчетный счет вы делаете проводку: кредит 62 – дебет 51 на эту же сумму. Сделайте. Теперь займемся начислением зарплаты для выплаты в следующем месяце. Предположим, что в декабре фонд заработной платы вырос (все-таки скоро праздники) и составил 110 000 рублей. Это «грязная» зарплата декабря. Выполним необходимую проводку: кредит 70 – дебет 20 на сумму 110 000 рублей. 16 Допустим, что с этой суммы вы должны удержать 12 100 рублей налога на доходы физических лиц. Делаем необходимую проводку: кредит 68/1 – дебет 70 на эти самые 12 100 рублей. Размер страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования рассчитайте самостоятельно с учетом страховых тарифов, установленных на 2012 год: Пенсионный фонд РФ • страховая часть пенсии • накопительная часть пенсии 22,0% 16,0% 6,0% Фонд социального страхования РФ 2,9% Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 5,1% Совокупная величина тарифов в 2012 г. составляет 30%. Кроме того, вам необходимо начислить страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тариф этих взносов зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности организации. ЗАО «Арт-Печать» занимается изготовлением печатной продукции. Данному виду деятельности присвоен 1 класс профессионального риска, поэтому размер страхового тарифа для нашей организации составляет 0,2%. На схеме Аксенова для отражения в бухгалтерском учете сумм страховых взносов используются следующие счета: • 69/1/1 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование в ФСС»; • 69/1/2 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; 17 69/2/1 «Страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части пенсии»; • 69/2/2 «Страховые взносы в ПФР на финансирование накопительной части пенсии»; • 69/3 «Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС». Справились с поставленной задачей? Теперь можете свериться с нашими проводками. Кредит 69/1/1 – дебет 20 (3 190 рублей) – начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, зачисляемые в ФСС РФ. Кредит 69/1/2 – дебет 20 (220 рублей) – начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кредит 69/2/1 – дебет 20 (17 600 рублей) – начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на страховую часть трудовой пенсии. Кредит 69/2/2 – дебет 20 (6 600 рублей) – начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии. Кредит 69/3 – дебет 20 (5 610 рублей) – начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Появившиеся долги перед государством и всеми фондами вы погасите только в следующем месяце. Вернемся к долгам перед собственным предприятием. У ЗАО «Арт-Печать» до сих пор не оплачен полностью уставный капитал. Один из учредителей, наконец-то, решился погасить свою задолженность. Он внес на расчетный счет организации 50 000 рублей. Эту стоимость вы проведете по маршруту: кредит 75/1 – дебет 51 на сумму 50 000 рублей. • 18 ЗАО «Арт-Печать» – достаточно успешное предприятие, поэтому до конца года может «развязаться» и с внешними долгами. В частности, погасить обязательство перед индивидуальным предпринимателем Ивановым в размере 62 500 рублей. Возврат долга вам необходимо отразить проводкой: кредит 51 – дебет 66 (62 500 рублей). Месяц подходит к своему логическому завершению, посему ЗАО «Арт-Печать» должно наконец-то отдать заказанные и уже допечатанные рекламные плакаты. Посмотрим, что у нас скопилось к этому моменту в дебете 20-го счета (не забудем про «незавершенку», которая «висит» еще с прошлого месяца). Надеемся, ваши подсчеты совпали с нашими и по маршруту: кредит 20 – дебет 90/2 вы проведете сумму 178 570 рублей. Теперь можно реализовать готовые плакаты. ЗАО «Арт-Печать» выставило заказчику счет. Отразите на схеме Аксенова выручку от продажи рекламных плакатов проводкой: кредит 90/1 – дебет 62 на сумму 230 100 рублей. Как мы получили эту сумму? Достаточно просто. Как и в случае с реализацией печатного станка. Вначале заглянули в договор на изготовление нашей рекламной продукции. Мы ее должны продать за 195 000 рублей. Затем взяли 18% НДС от этой суммы (это 35 100 рублей) и добавили к 195 000 рублей. Так была получена продажная цена плакатов 230 100 рублей. Не забываем начислить НДС по нашим рекламным плакатам – кредит 68/2 – дебет 90/3 (35 100 рублей). Когда заказчики оплатят счет, в бухучете ЗАО «Арт-Печать» должна появиться проводка: кредит 62 – дебет 51 на сумму 230 100 рублей. Сделайте ее. Месяц подходит к концу, а это значит, вы должны заняться 90-м и 91-м счетами, чтобы выяснить, с каким финансовым результатом сработало предприятие. На 90-м счете показываются наши продажи рекламных плакатов. Путем несложных математических расчетов мы можем видеть, 19 что здесь была получена прибыль в размере 16 430 рублей (230 100 – 178 570 – 35 100). Определив финансовый результат, покажем его на схеме Аксенова, сделав проводку: кредит 99 – дебет 90/9 (сумма все та же – 16 430 рублей). Перейдем к 91-му счету. На нем тоже образовалось кредитовое сальдо, показывающее сумму прибыли, которую ваше предприятие получило от продажи печатного станка. Именно на эту сумму вы должны сделать проводку: кредит 99 – дебет 91/9 (эта сумма 4 000 рублей = 23 600 – 16 000 – 3 600). Идем дальше. Вам остается сделать последний шаг – рассчитать налог на прибыль и закрыть схему Аксенова. Итак, ЗАО «Арт-Печать» уже не раз перебрасывало вакуум, показывающий сумму прибыли, с 90/9 и с 91/9 на 99-й счет. В последнем месяце мы продали свою продукцию и реализовали с выгодой печатный станок, поэтому посмотрим, какая сумма у нас образовалась на 99-м счете. К настоящему моменту там должно быть 49 030 рублей (не забудьте про входящее с прошлого месяца сальдо в размере 28 600 рублей). Квартал подошел к концу, и поэтому вы как бухгалтер должны рассчитать налог на прибыль. Согласно главе 25 Налогового кодекса ставка налога на прибыль составляет 20 процентов. Высчитав этот размер, вы делаете проводку: кредит 68/9 – дебет 99 на сумму 9 806 (49 030 руб. × 20%) рублей. После этой проводки на 68/9 возникает долг перед государством по налогу на прибыль. Когда этот налог будет оплачен, вы сделаете вторую проводку: кредит 51 – дебет 68/9, и долг (вакуум) на 68/9 обнулится. Но это будет только в начале следующего года, а пока эту проводку делать не надо. Так как вы заполняете последнюю схему за текущий квартал, то вам необходимо внутренними проводками закрыть счета 90 и 91. Как это сделать, было рассказано в курсе «Начала бухгалтерского учета». 20 Кроме того, не забудем перебросить оставшуюся в распоряжении предприятия прибыль на счет 84, так как подошел к концу декабрь месяц, а значит, и отчетный год (выполните проводку самостоятельно). Вот и все проводки, которые должны найти отражение на декабрьской схеме Аксенова. Чтобы ничего не забыть, составляем специальный «памятный» документ, именуемый мемориальным ордером. В нем будут расписаны друг за другом все проводки, которые мы сделали, и упомянуты первичные документы, которые послужили основанием для осуществления этих проводок. Глава 1.3. Шахматная ведомость Прежде всего, мы должны изготовить шахматную ведомость (или, как принято называть ее на языке бухгалтеров, «шахматку»). Делается это очень просто. Взгляните на наш образец, представленный в приложении N 1 к курсу, и вам сразу все станет ясно. Белый лист бумаги вы расчерчиваете на клетки примерно так же, как сделали мы на нашем рисунке. В самый верхний ряд горизонтальных клеток и в самый левый ряд вертикальных клеток вы вписываете номера всех тех счетов, которыми пользуется ваше предприятие. На своем образце мы вписали только несколько счетов. У вас их получится больше. Какой счет поставить первым, какой вторым, какой третьим и т.д., вы решите сами. Если в течение месяца вы пользовались субсчетами какого-то счета (например, вы могли использовать субсчета 69-го счета), то будет очень хорошо, если вы укажете на шахматной ведомости не только этот счет, но и все его субсчета. Найдите на образце шахматной ведомости 69-й счет и посмотрите, как мы выделили его субсчета. Теперь, когда ведомость начерчена, можно приступать к ее заполнению. 21 Мы покажем, как это нужно делать на примере 51-го счета (поскольку именно он задействуется чаще других). Такие же операции вы должны самостоятельно проделать со всеми остальными счетами, которые вы использовали при отражении списка хозяйственных операций ЗАО «Арт-Печать». Возьмите в руки декабрьскую схему Аксенова и внимательно посмотрите на 51-й счет. В его кредитовой половинке должны значиться: • 48 380 рублей – сумма, уплаченная в этом месяце за новый ризограф; • 10 500 рублей – погашена задолженность перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц; • 75 000 рублей – выдана зарплата работникам; • 25 821 рубль – погашена задолженность перед внебюджетными фондами по страховым взносам; • 62 500 рублей – заем, который ЗАО «Арт-Печать» вернуло знакомому индивидуальному предпринимателю. В дебете 51-го счета скопились: 50 000 рублей – учредители выкупили свои акции, 23 600 рублей пришли на расчетный счет от продажи печатного станка и 230 100 рублей от покупателей рекламных плакатов. Сверьте эти результаты со своими. Когда шахматная ведомость будет вами расчерчена, кладите ее на схему Аксенова и начинайте считать обороты по дебету и обороты по кредиту. Как это лучше всего делать? Вначале обратимся к дебету. Вы видите первую стоимость, попавшую сюда из кредита 75/1, – 50 000 рублей. Еще вы видите, что это единственная проводка, соединяющая кредит 75/1 и дебет 51. Давайте перенесем ее в нашу шахматную ведомость. Для этого находим 51-й счет в верхнем горизонтальном ряду шахматки и 75/1-й счет в левом вертикальном ряду. В ту клетку, на которой оба эти счета пересекаются друг с другом, вы вписываете цифру 50 000. Мы обвели эту клетку жирной линией. Циф22 ра 50 000, записанная в ней, будет говорить, что именно эта стоимость перетекла из 75/1 счета в 51-й. Теперь нужно остановиться и обдумать наше последнее действие. Обратите внимание: мы единожды записываем цифру в единственную клетку, но проводка у нас все равно проходит из кредита одного счета в дебет другого. Давайте вернемся к проводкам, сделанным в дебет счета 51. Вторая цифра – 253 700 рублей – «пришла» сюда из кредита 62-го счета после продажи печатного станка (23 600 рублей) и от покупателей рекламных плакатов (230 100 рублей). Вспомнили? Теперь попытаемся занести ее в нашу шахматную ведомость. В левом вертикальном ряду у нас указаны кредитовые половинки счетов. Находим здесь 62-й счет. Затем в верхнем горизонтальном ряду, показывающем дебетовые половинки счетов, снова находим 51-й счет (он выделен у нас серым цветом), и в клетку, находящуюся на их пересечении, вписываем 253 700. Вы, наверное, уже догадались, что все дебетовые вливания в один счет будут группироваться, а затем и «суммироваться» по столбцам; а все перетекания из кредита одного счета в дебетовые половинки других счетов – собираться и суммироваться по строкам. С дебетом 51-го счета мы уже разобрались, теперь обратимся к его кредиту. Кредитовую строчку 51-го счета мы также выделили серым цветом. Сейчас все наши действия будут производиться исключительно в этой строчке. 48 380 рублей «ушли» из кредита счета 51 в дебет 60 – в счет оплаты за новый ризограф. Эту сумму нужно записать в клетку на пересечении кредитовой строчки 51-го счета и дебетового столбца 60-го. По тому же принципу вы найдете и впишите в нужные клетки 62 500 рублей – возвращен долг знакомому предпринимателю; 10 500 рублей – погашение долга по налогу на доходы физических лиц в де23 бет 68/1 и 25 821 рубль (в сумме) распределите по субсчетам 69-го счета как оплату долга по страховым взносам во внебюджетные фонды. Сделайте это. Затем вам нужно обратиться к нашему рисунку и свериться с полученными результатами. Теперь проверим себя математически. Для этого берем схему Аксенова и складываем все цифры, которые вливались в дебет 51-го счета на протяжении всего месяца. Это будет общий оборот по дебету 51-го счета за прошедший месяц. Он равен 303 700 рублей. Сальдо, оставшееся от прошлого месяца, мы не считаем, потому что оно не «вливается» в дебет счета из кредита другого счета, а просто «переходит» из одного месяца в другой. Подсчитав дебетовый оборот 51-го счета на схеме Аксенова, сделаем то же самое на шахматной ведомости. Оказывается, что и в шахматной ведомости у нас получается сумма в 303 700 рублей. Так как суммы на схеме Аксенова и в шахматке у нас совпали, значит, мы перенесли данные из схемы в шахматку без ошибок. Если они у вас не совпали, то значит, вы еще неопытный бухгалтер и где-то какую-то цифру пропустили. Найдите свою ошибку, сравнивая обороты на схеме Аксенова и обороты, записанные в шахматную ведомость. Только делайте теперь это не спеша и внимательно. Закончив работать с дебетовой половинкой 51-го счета, приступайте к кредитовой. Здесь нужно сделать то же самое: просуммируйте все цифры в кредите 51-го счета на схеме Аксенова и сравните их с суммой всех цифр кредитовой строки того же 51-го счета в шахматной ведомости. У вас должно получиться 222 201 рубль. Еще раз подчеркиваем, что мы подсчитываем и сравниваем между собой только обороты по дебету и по кредиту каждого счета без учета входящих сальдо, переходящих на счета из прошлых месяцев. Этот момент нужно не упускать. Продолжим работу с шахматной ведомостью. Те же операции, которые вы проделали с 51-м счетом, нужно повторить и со всеми остальными счетами. Этим вы займетесь чуть позже. А мы, чтобы 24 объяснить «принципы работы» шахматной ведомости, ограничимся единственным 51-м счетом. Посмотрите еще раз на все записи, которые вы сделали на этот момент в шахматной ведомости. Теперь вам нужно проверить себя. В самом нижнем горизонтальном ряду будут записаны все обороты по дебету. Что это такое? Это те суммы денег, которые вливались весь месяц в дебетовые половинки всех ваших счетов. Подсчитайте общую сумму этих вливаний. Если вы правильно справились с подсчетами, то общая сумма этих вливаний должна быть равна 2 466 751 рубль и записана под наклонной черточкой в самой нижней правой клетке шахматной ведомости. Теперь обратимся к самому правому вертикальному ряду клеток. В нем записаны все кредитовые обороты всех ваших счетов. Другими словами, там записаны все те суммы денег, которые вытекли со всех ваших счетов. Подсчитайте общую сумму всех кредитовых оборотов. Она должна у вас всегда равняться общей сумме дебетовых оборотов, т. е. 2 466 751 рубль. Эта цифра записывается над наклонной черточкой в самой нижней правой клетке на шахматной ведомости. Почему общая сумма всех кредитовых оборотов должна быть равна общей сумме всех дебетовых оборотов? Да потому, что если какая-то стоимость откуда-то вытекла, то она обязана куда-то влиться. А раз так, то сколько бы стоимости не вытекло с каких-то счетов, столько же стоимости и вольется в другие счета. Не спешите и вдумайтесь внимательно во все, что мы вам сейчас написали. Думайте над этим до тех пор, пока не поймете, насколько это просто и логично. Не запоминайте, а думайте и старайтесь понять смысл сказанного. Теперь вам нужно хорошенько закрепить полученные знания. Для этого вы обращаетесь к решению нашего задания (вернее, задания, выданного вам бухгалтерией ЗАО «Арт-Печать»). Заполнив схему Аксенова операциями за декабрь, вы начинаете по полученным результатам заполнять шахматную ведомость. 25 Закончив работу, обязательно сохраните шахматную ведомость, потому что ее обороты нам понадобятся, когда вы будете заполнять бухгалтерский баланс и все приложения к нему. Отвлечемся ненадолго от шахматной ведомости и вспомним про схему Аксенова. Но прежде, чем вы это сделаете, маленький воспитательный момент. Дело в том, что многие из вас начали читать наши курсы, как художественную литературу, быстро и без всяких записей. Сначала все было в порядке, т. к. материал давался без особого труда. Но вот дальше все застопорилось. И это вполне логично. Нельзя читать бухучет, не делая на бумаге всех записей, о которых мы вам говорили, и не вникая в их смысл. Поэтому, если вы до сих пор чего-то не поняли, вернитесь назад, возьмите ручку и лист бумаги, начертите схему или нарисуйте рисунок и сделайте все записи, которые мы вам рекомендовали, стараясь вникнуть в их смысл. Рисуйте и пишите до тех пор, пока не поймете, насколько это оказывается все просто и логично. Теперь о второй ошибке, которую вы можете совершить в ближайшее время. Приступая к практическому ведению бухучета, вы должны стремиться не к тому, чтобы у вас все сразу и быстро получилось, а к тому, чтобы проникнуть в смысл каждого действия. Не запоминать, что вам нужно делать, а уловить смысл ваших действий. Вы должны стремиться не к тому, чтобы оформить как можно меньше бумажек, а к тому, чтобы по этим бумажкам вы могли в любой момент провести любой анализ, который вам потребуется для вашей работы. Запомните ОЧЕНЬ важное правило начинающего бухгалтера: • • Хороший бухучет – это очень простой бухучет! Но простой бухучет – это: не тот бухучет, при котором вы имеете и ведете как можно меньше бухгалтерских документов; не тот бухучет, при котором вы делаете как можно меньше бухгалтерских записей и расчетов; 26 не тот бухучет, на ведение которого вы тратите очень мало времени. Простой бухучет – это такой бухучет, который очень легко анализируется сегодня, завтра, через неделю, через месяц и даже через много лет. Поэтому: • если для улучшения анализа вам придется завести лишние документы и сделать лишние расчеты, не бойтесь их делать; • если для улучшения анализа вам придется потратить лишние часы на дополнительную проверку полученных результатов, не бойтесь это сделать. Не бойтесь работы, а бойтесь запутаться и потерять ее смысл! Мы уже начали рассказывать, а сейчас продолжим наш разговор о том, какими путями вы можете проверить сами себя в том или ином случае. Разберитесь очень хорошо со всеми этими способами проверки и, когда приступите к выполнению какой бы то ни было работы по бухгалтерскому учету (например, контрольной работы), за которую вам будет выставлена оценка, а потом и выдан диплом, используйте все эти способы проверки по несколько раз. Используйте их до тех пор, пока не добьетесь верного результата. На этом мы заканчиваем ваше воспитание и возвращаемся к бухучету. Итак, мы остановились на том, что закончился месяц вашей работы и вы имеете перед собой заполненную схему Аксенова и заполненную шахматную ведомость. При этом обороты по схеме Аксенова у вас совпали с оборотами на шахматной ведомости, и вы в этом уже убедились. Теперь вам нужно заполнить оборотную ведомость. Мы вам рекомендуем следующее: если вы только начинаете работать главным бухгалтером, а именно он это все заполняет, то не спешите переходить от схемы Аксенова к заполнению оборотной ведомости (бухгалтеры ее называют просто обороткой). Вместо этого вы должны заняться анализом схемы Аксенова и провести на ней несколько дополни• 27 тельных проверок. Только когда вы проработаете со схемой Аксенова года два и станете асом, вы можете отказаться от дополнительных проверок, потому что тогда все ошибки вы будете видеть с первого взгляда. А пока не жалейте своего времени и усилий на дополнительные проверки и анализы. Потому что только они способны сделать из вас классного бухгалтера. Прежде всего, положив перед собой заполненную схему Аксенова, вы должны проверить, все ли первичные документы есть у вас в вашей папке или какого-то документа там не оказалось. Кстати сказать, схема Аксенова – это единственный учетный регистр из всех существующих, который позволяет осуществить такую проверку. Как она делается? Все зависит от того, какой у вас имеется опыт работы. Если вы являетесь начинающим бухгалтером, то проверка должна вами делаться в несколько этапов. Этап первый. Вы смотрите на заполненную схему Аксенова и находите на ней все те счета, по которым за весь месяц вы не сделали ни одной проводки. Если на схеме Аксенова вы увидите такой счет, в который вы не вписали ни одной цифры ни от одной проводки, то тут возможны два варианта: или, действительно, в этом месяце по этому счету не было совершено ни одной операции (например, счет 71 на декабрьской схеме), или же вы просто забыли сделать проводку, потеряв или своевременно не оформив нужный первичный документ. Даже начинающий бухгалтер с легкостью вспоминает, должны ли быть в этом месяце проводки по этому счету или нет. Ну, скажем, если в вашей фирме есть хотя бы одно основное средство первоначальной стоимостью более 40 000 рублей, введенное в эксплуатацию, а с 02-го счета в 20-й у вас не была сделана ни одна проводка, то вывод очевиден – вы забыли начислить амортизацию на свое основное средство. Посмотрите на схему Аксенова и задумайтесь над нашими последними словами. Если вы посмотрите на заполненную схему Аксенова и увидите, например, что у вас остался чистым тот счет, на котором учитываются 28 долгосрочные кредиты банков, то вы без труда вспомните, что ваша фирма никогда никаких кредитов в банке не брала и поэтому правильно, что счет остался без единой проводки. Точно так же вы анализируете все остальные чистые счета, нарисованные на схеме Аксенова. Если вы убедились, что никакой ошибки вы не совершили, и по проверенному вами счету не было и не должно быть ни одной проводки, то напишите синим цветом внутри этого счета две буквы – Н/О и обведите их синим кружком. Н/О – будет обозначать сокращение слов «Нет оборота». Этап второй. В ходе этого этапа вы проверяете каждый счет, на котором осталось какое-то сальдо, отличное от нуля, и убеждаетесь, что с ним все в порядке. Что мы подразумеваем под этими словами? Давайте рассуждать следующим образом: все в природе стремится к обнулению. Насыпьте горку земли. Через несколько лет под воздействием дождей, животных, людей и прочих факторов она станет меньше или полностью сравняется с землей. Выройте ямку. Через несколько лет она тоже сравняется с землей. Это действует второй закон термодинамики. Происходит энтропия (рассеивание) энергии. В силу все той же энтропии каждый счет стремится к нулевому сальдо. И некоторые счета в конце месяца у вас будут приходить именно в это устойчивое состояние. Ну, например, вы выдадите деньги под отчет и сделаете проводку: кредит 50 – дебет 71. Подотчетник купит что-то на эти деньги и отчитается перед вами. Вы спишите с подотчетника эти деньги проводкой: кредит 71 – дебет 10 (при покупке материалов). Таким образом, 71-й счет у вас тоже обнулится и придет в нормальное состояние. Но такого положения, при котором на всех счетах имеется нулевое сальдо, в работающей фирме никогда не бывает, и у вас останется куча счетов с дебетовым сальдо и куча счетов с кредитовым сальдо. Ваша задача – проверить все эти счета и при этой проверке понять, почему на счете имеется то или иное сальдо, когда и при каких условиях оно станет или может стать нулевым. Ну, например, вы видите, 29 что на 41-м счете у вас имеется дебетовое сальдо в размере 1 000 рублей. Вы понимаете, что это сальдо говорит о том, что на складе вашего предприятия имеется товаров именно на эту сумму. Если вы не помните, какие это товары, если вы не уверены, что товаров у вас на складе имеется именно на эту сумму, то поднимите необходимые первичные документы и по ним убедитесь, что у вас на складе имеются такие-то товары на такую-то сумму. Если у вас имеется кредитовое сальдо на 60-м счете и вы не помните, кому вы должны заплатить деньги за приобретенные ценности, то поднимите соответствующие первичные документы и по ним проверьте, кому и сколько вы должны. Точно так же работайте со всеми остальными счетами. При проверке счетов особое внимание уделите счетам 51 и 50. Прежде всего, вы должны убедиться в том, что итоговое сальдо на 51м счете, получившееся у вас на схеме Аксенова, совпадает с сальдо, имеющимся в банковской выписке на конец месяца, а итоговое сальдо 50-го счета совпадает у вас с итогами кассовой книги на конец месяца. Анализ отдельных счетов можно заменить анализом всего кругооборота в целом. При этом нужно рассуждать следующим образом: стоимость обязательно движется по какому-то кругообороту. У каждого кругооборота есть свое начало и свой конец. Нормальным является такое положение вещей, при котором стоимость начала свое движение в начале кругооборота и дошла до его конца. В этом случае мы говорим, что кругооборот замкнулся. Когда стоимость совершает свое движение по кругообороту счетов, то она сначала заходит в счет, а потом выходит из него, и счет опять остается с нулевым сальдо. Если бы стоимость, начав свое движение, проходила бы без задержки весь кругооборот, то все кругообороты быстро бы замыкались, и почти на всех счетах, за исключением некоторых, было бы нулевое сальдо. Вдумайтесь в то, что мы только что сказали. Если на схеме Аксенова мы видим счет, на котором имеется дебетовое или кредитовое сальдо (то есть сальдо, отличное от нуля), 30 значит, кругооборот на данный момент времени не замкнулся и не пришел в свое нормальное состояние. То есть стоимость (при дебетовом сальдо) или вакуум (при кредитовом сальдо) застряли в кругообороте на полпути. В этом случае вы должны дать себе четкие ответы на следующие вопросы: • почему кругооборот не замкнулся, а вакуум или стоимость «застряли» на полпути? • как долго будет существовать эта «пробка»? • когда и при каких условиях продолжится движение стоимости или вакуума по данному кругообороту? Например, вы взяли в руки схему Аксенова и увидели, что у вас на 10-м счете осталось дебетовое сальдо. При каких условиях оно может образоваться? Только при одном – вы купили и оприходовали на склад материалы, но не передали их в производство. Вы вспоминаете, имеются ли у вас на складе такие материалы, и почему вы их не передали в производство? Если окажется, что вы никогда не храните на складе материалы, а сразу передаете их в производство, то вывод очевиден – вы забыли составить первичный документ, который подтверждает факт передачи материалов в производство и называется требование-накладная. А раз не было первичного документа, то вы не сделали и проводку: кредит 10 – дебет 20. Рассмотрим другой пример: допустим, вы увидели, что на вашей схеме с 51-го счета на 60-й счет в оплату за бензин ушли 500 рублей. Вы знаете, что бензин вашими сотрудниками был получен и истрачен, но на схеме вы не видите никаких дальнейших проводок этой стоимости. На схеме деньги, уплаченные за бензин, зависли на 60-м счете. Какой из этого можно сделать вывод? Скорее всего, вы потеряли или вообще не оформили тот первичный документ, на основании которого стоимость купленного бензина приходовалась с 60-го счета в 3-й субсчет 10-го счета, на котором учитывается топливо. А если бензин был 31 уже истрачен, то, значит, вы забыли составить документ, на основании которого должны были провести стоимость бензина с 10/3 в 20-й счет. Увидев эту оплошность, вы пытаетесь вспомнить, какие первичные документы вы не оформили. Если вспомнить вам не удается, то вы берете в руки схему Аксенова, на которой вы собственноручно написали названия всех первичных документов и «раздражителей», разбираетесь, кто и какой первичный документ должен был составить при получении бензина и его расходовании, заставляете этого человека оформить все первичные документы (или сами оформляете эти документы) и на основании этих документов делаете те проводки, которые не были вами сделаны. Ни один учетный регистр, кроме схемы Аксенова, не позволяет так наглядно и так быстро проверить движение стоимости по кругооборотам. Ни один учетный регистр, кроме схемы Аксенова, не позволяет увидеть «пробку» при остановке стоимости на полпути. Ни один учетный регистр, кроме схемы Аксенова, не позволяет с такой ясностью и скоростью определить, какие из первичных документов были утеряны или вообще не были созданы. Практическое ведение бухучета на схеме Аксенова – это не просто работа. Это постоянное повышение своего профессионального уровня. Поэтому, начиная вести настоящий бухучет, ни в коем случае не жалейте времени на различные проверки и анализы самой схемы и кругооборотов на ней. Поверьте, что через год работы со схемой у вас появится такая ясность мысли и такое понимание потоков стоимости, что, мельком взглянув на любой бухучет любого предприятия, даже если он не ведется на схеме, вы сразу определите все его недостатки, все способы его улучшения и многое-многое другое. Но мы отвлеклись от основной мысли. А основная мысль заключалась в следующем: только после того, как схема Аксенова будет вами проверена и проанализирована, вы можете взять в руки оборот32 ную ведомость и заполнить ее теми данными, которые имеются на схеме Аксенова. Чтобы получить оборотную ведомость, возьмите чистый лист бумаги и расчертите его весь так, как показано в приложении N 1 на странице 4. В графе НАИМЕНОВАНИЕ СЧЕТА напишите номера всех счетов, которые использовались вами в этом месяце. Если не лень, можете писать и наименование счетов. Это особенно полезно в первое время, потому что, работая с названиями счетов, вы постепенно их все запомните. Как работать с обороткой? Давайте сразу будем рассматривать ее заполнение на примере того же 51-го счета, по которому мы объясняли заполнение шахматной ведомости за декабрь. Сначала в графу «Сальдо на начало месяца» переписываете все сальдо, которые на схеме Аксенова записаны синим цветом и обведены зеленым кружком. Входящее сальдо «расчетного счета» было дебетовым и равнялось 202 000 рублей. [Сразу же подумайте: может ли входящее или исходящее сальдо 51-го счета быть кредитовым?] Эту цифру мы вписываем в дебетовую половинку столбца «Сальдо на начало месяца», а точнее, в ту его клетку, которая находится на пересечении со строкой 51-го счета. Сделайте это действие, а затем найдите эту клеточку-ячейку на нашем рисунке и сверьтесь с нами. Теперь вам нужно снова обратиться к схеме Аксенова и перенести из нее в оборотку оборот по кредиту и оборот по дебету 51-го счета. Эти обороты есть в шахматной ведомости. Поэтому ее можно сравнить с обороткой. Оборот по кредиту составляет 222 201 рубль, по дебету – 303 700 рублей. После сравнения оборотов, записанных в оборотке, с оборотами, записанными в шахматной ведомости, высчитываете по оборотке САЛЬДО НА КОНЕЦ МЕСЯЦА (не подсматривая в схему Аксенова) и записываете полученные результаты в соответствующую графу. В нашем случае конечное дебетовое сальдо будет равно 283 499 рублей. Проверьте это с помощью калькулятора. 33 Заполнив эту графу оборотки, сравниваете сальдо оборотки с сальдо на схеме Аксенова. Теперь можно считать, что мы «разобрались» с 51-м счетом. пользуясь этими же принципами, вам нужно сделать такие же действия со всеми остальными счетами, которыми вы пользовались в этом месяце. Однако не спешите заниматься этим прямо сейчас. Эта работа нам очень важна, потому что, когда вы начнете заполнять годовую бухгалтерскую отчетность, вам обязательно понадобится оборотка. Когда вы завершите эту работу, вам стоит обратиться к нашей оборотке за декабрь, которую мы специально, для контроля, поместили на странице 4 приложения N 1 к курсу лекций. Вам останется всего лишь сверить ваши данные с нашими и убедиться в том, что вы все сделали правильно и нигде не ошиблись. Вот и все. Если бы мы заполняли оборотные ведомости за несколько месяцев, то мы бы выяснили одну очень важную вещь: сальдо на конец месяца из прошлой оборотки должно совпадать с сальдо на начало месяца из оборотки этого месяца. Если у вас сальдо какого-то счета в оборотке не совпадет с сальдо на схеме Аксенова, то, значит, где-то при подсчетах вы допустили ошибку. Проверьте этот счет по схеме, по шахматной ведомости и по оборотке. Найдите свою ошибку. Когда вы заполните самую нижнюю строчку каждой оборотки под названием ИТОГО, то в ней у вас должна получиться следующая ситуация: Сумма остатков по всем счетам на начало месяца по дебету должна совпасть с суммой остатков по всем счетам на начало месяца по кредиту. Подумайте и найдите ответ, почему именно так? Общий оборот за месяц по кредиту должен быть равен общему обороту за месяц по дебету. Подумайте и найдите ответ, почему именно так? 34 Общая сумма остатков на конец месяца по кредиту должна равняться общей сумме остатков на конец месяца по дебету. Подумайте и найдите ответ, почему именно так? Если вы сами не нашли ответов на поставленные вопросы, то мы вам немного поможем. Рассмотрим тот вариант, когда у нас баланс, схема и оборотка были чистыми. Предприятие только что образовалось, и у него еще на всех счетах были нули. Значит, в этом положении остатки по кредиту будут равны остаткам по дебету. Потом делаем первую проводку. При этой проводке сумма вытекает из кредита одного счета и эта же сумма вливается в дебет другого счета. Ни одна копейка не может потеряться по дороге. Значит, оборот по кредиту равен обороту по дебету. Кроме того, сальдо, образовавшееся в кредите одного счета, будет равно сальдо, образовавшемуся в дебете другого счета. Все равенства, о которых мы только что говорили, соблюдаются. Но ведь и дальше (при второй, третьей и т.д. проводках) все будет происходить точно так же. Значит, эти РАВЕНСТВА БУДУТ СОБЛЮДАТЬСЯ ВСЕГДА. После заполнения оборотки вы должны убедиться в том, что все равенства у вас получились (на начало месяца сумма кредитовых сальдо равна сумме дебетовых сальдо, сумма всех оборотов по кредиту равна сумме всех оборотов по дебету, на конец месяца сумма кредитовых сальдо равна сумме дебетовых сальдо). Если где-то что-то не получилось, то надо подумать и найти свою ошибку. Если вы заполнили шахматную ведомость и выполнили все наши указания по проверке, то практически никаких сбоев, кроме элементарных описок, у вас быть не должно. Если вы не совсем точно выполнили все наши указания по проверке, то при заполнении оборотки у вас могут возникнуть некоторые проблемы. 1. Нет равенства между дебетовыми и кредитовыми остатками на начало месяца. 35 В этом случае, наверняка, произошла какая-то из трех ошибок: • или вы сделали описку, когда переносили сальдо со схемы в оборотку; • или у вас плохой калькулятор, и вы ошиблись при подсчете общих итогов; • или вы дебетовое сальдо записали в кредит оборотки, а кредитовое – в дебет. 2. Если у вас в оборотке нет равенства между оборотами по кредиту и оборотами по дебету, то сначала сверьте еще раз все цифры из оборотки с цифрами со схемы Аксенова или с шахматной ведомостью. Вдруг вы не ту цифру перенесли в оборотку? Если и после этого нет равенства – проверьте, не записали ли вы кредитовый оборот со схемы в графу дебетовых оборотов оборотной ведомости, а дебетовый оборот в графу кредитовых оборотов. Если и здесь все нормально, то пересчитайте еще раз сумму оборотов по оборотной ведомости. Возможно, что из-за плохого калькулятора вы допустили простую арифметическую ошибку. Если и после этого равенство не восстанавливается, значит, вы все-таки на схеме где-то сделали одинарную проводку. Или при проводке в кредит одного счета записали, допустим, 500 рублей, в дебет другого счета записали 600 рублей. В этом случае нужно взять схему и заново проверить каждую проводку, выискивая те две ошибки, о которых мы только что сказали. Проделывая этот поиск, ставьте карандашом возле каждой проверенной проводки маленькую галочку, чтобы потом не забыть, какие проводки вы проверили, а какие еще нет. Если и после такой проверки у вас обороты не начнут равняться друг другу, то начинайте все проверять заново. Но мы вас уверяем, что если вы внимательны и неторопливы, то повторной проверки не потребуется, вы найдете случайные оплошности с первого раза. Остатки на начало месяца в оборотке этого месяца являются копией остатков на конец месяца прошлой оборотки. Если в прошлой 36 оборотке остатки на конец месяца были равны, то почему же вдруг при переносе их в другую оборотку они вышли из равновесия? Подобная ситуация может возникнуть по двум причинам: 1. Вы забыли сделать какую-то проводку или, наоборот, сделали лишнюю проводку; 2. При проводке вы указали неправильную сумму. Например, материалы стоили 100 рублей, а вы сделали проводку: кредит 60 – дебет 10 в размере 150 рублей. Объясняем, что ни та, ни другая ошибка никак не могут нарушить равенство оборотов или равенство остатков. И в том, и в другом случае кредитовый оборот будет равен дебетовому, и, значит, равенство не нарушится. Равенство может нарушиться только в том случае, если вы сделали одинарную проводку (другими словами, сделали полпроводки), или если в кредит одного счета вы записали одну сумму, а в дебет другого записали другую сумму. Вот и все. Никаких других причин быть не может, если не считать чисто технических ошибок, когда вы кредитовый оборот запишите среди дебетовых или когда вы совершите арифметическую ошибку при подсчетах. Остановитесь и очень хорошо обдумайте все, что мы сейчас вам рассказали о равенствах. Теперь можно считать, что вы уже полностью разобрались с этими документами и выполнили все наши рекомендации. Можно приступать к заполнению баланса и всех остальных форм годовой бухгалтерской отчетности. Этим мы займемся лишь в следующей лекции. Конец первой лекции Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfet.ru 37
«Технология составления бухгалтерской отчетности.Мемориальный ордер. Шахматная и оборотная ведомости» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot