Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 15. Технологии управления конфликтами
Изучив материал, студент должен знать:
− Понятие управления конфликтом;
− Содержание управления конфликтами;
− Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления
конфликтами.
Изучив материал, студент должен владеть:
− Различными способами разрешения конфликтных ситуаций при
проектировании межличностных, групповых и
организационных
коммуникаций на основе современных технологий управления
персоналом, в том числе в межкультурной среде.
План лекции:
1 Понятие управления конфликтом
2 Содержание управления конфликтами
3 Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления
конфликтами
1 Понятие управления конфликтом
Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах:
внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении
собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Этот аспект носит
психологический характер. Внешний аспект управления конфликтами
отражает организационно-технологические стороны этого сложного
процесса, в котором субъектом управления может выступать руководитель
(менеджер), лидер или посредник (медиатор). Именно в этом аспекте будем
рассматривать данную проблему.
Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения:
«управление самоорганизующихся систем», «управление техническими
системами», «управление обществом» и т. д.
Применительно к социальным системам управление представляет собой
целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с
объективными законами. Что касается понятия «управление конфликтом», то
можно дать следующее его определение:
Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное
объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития
или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение
данный конфликт.
В предложенном определении требует пояснения указание на
целенаправленное воздействие в интересах развития или разрушения
социальной системы. Дело в том, что в функциональном плане конфликты
отличаются противоречивостью. Одни из них носят конструктивный
характер и способствуют развитию сопряженной с ними социальной
1
системы, при условии адекватной динамики конфликтов. Другие же носят
деструктивный характер и способствуют разрушению социальной системы.
Поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к
конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на
динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими
интересами. Заметим, что вопросы использования деструктивных
конфликтов в социальной практике могут быть предметом изучения
отдельной отрасли конфликтологии – деструктивной конфликтологии.
Для нас важен конструктивный аспект управления конфликтами. Иначе
говоря, основная цель управления конфликтами будет заключаться в том,
чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать
адекватному разрешению конструктивных.
2 Содержание управления конфликтами
Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие
виды деятельности:
− прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной
направленности;
− предупреждение или стимулирование конфликта;
− регулирование конфликта;
− разрешение конфликта.
Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии
с их динамикой, которая отражена в таблице 1.
Прогнозирование конфликта – это один из важнейших видов
деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин
данного конфликта в потенциальном развитии.
Основными источниками прогнозирования конфликтов является
изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия
между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В
коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль
управления;
уровень
социальной
напряженности;
социальнопсихологический климат; лидерство и микрогруппы и другие социальнопсихологические явления.
Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный
анализ как общих, так и частных причин конфликтов.
Предупреждение конфликта – это вид деятельности субъекта
управления, направленный на недопущение возникновения конфликта.
Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом
случае на основе полученной информации о причинах зреющего
нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по
нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов.
Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.
2
Таблица 1 - Содержание управления конфликтом и его динамика
Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное
управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом
(в том числе и предупреждение конфликта) является составной частью
общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого
предупреждения конфликтов в организациях могут быть:
− постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов
сотрудников;
− подбор и расстановка сотрудников с учетом их
индивидуально-психологических особенностей;
− соблюдение принципа социальной справедливости в любых
решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;
− воспитание сотрудников, формирование у них высокой
психолого-педагогической культуры общения и др.
Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей
можно назвать превентивной.
Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления,
направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано
по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования
конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса
для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика
сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим
материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при
стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов
к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении
конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным
последствиям.
Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления,
направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его
3
развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс
предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой
деятельности.
I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими
сторонами.
II этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения
между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению
установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.
III этап. Институциализация конфликта, то есть создание
соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного
взаимодействия.
Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать
некоторые технологии, которые представлены в таблице 2.
Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления,
связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап
управления конфликтом.
Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное
разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета
конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта
происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные
ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть
этапом на пути к его полному разрешению.
Таблица 2 - Технологии регулирования конфликта
В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать
предпосылки, формы и способы их разрешения.
4
Предпосылки разрешения конфликта:
− достаточная зрелость конфликта;
− потребность субъектов конфликта в его разрешении;
− наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения
конфликта.
Формы разрешения:
− уничтожение или полное подчинение одной из сторон
(уступка);
− согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на
новой основе (компромисс, консенсус);
− взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
− перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному
преодолению противоречий (сотрудничество).
Способы разрешения:
− административный (увольнение, перевод на другую работу,
решение суда и т. п.);
− педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и
т. п.).
3 Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления
конфликтами
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления
конфликтами зависит от многих факторов – содержания самого конфликта,
условий его возникновения и развития и многих других.
Поэтому универсальный алгоритм деятельности руководителя по
управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные,
целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить. Их мы представим
в таблице 3.
В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и в
выборе алгоритма такой деятельности для руководителя важно учитывать
следующие принципы управления конфликтами:
− объективности и адекватности оценки конфликта;
− конкретно-ситуационного подхода;
− гласности;
− демократического воздействия, опоры на общественное
мнение;
− комплексного
использования
способов
и
приемов
воздействия.
5
Таблица 3 - Алгоритм управления конфликтом
Не менее важным для руководителя в управлении конфликтами является
учет некоторых негативных факторов принятия конструктивных решений,
которые представлены в таблице 4, а также использование различных видов
психологической власти по разрешению конфликтов, разработанных Х.
Корнелиус и Ш. Фэйр и отраженных в таблице 5.
Таблица 4 - Негативные факторы принятия конструктивных решений по
конфликту
6
Таблица 5 - Различия в подходах к применению власти по разрешению
конфликтов, по Х. Корнелиус и Ш. Фэйр
Примечание. Для конструктивного разрешения конфликтов следует
использовать лишь власть влияния.
Литература:
1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Издательство: Питер,
2009 г.; 384 с.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ,
1999. – Разд. VII; VIII.
3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 12.
4. 6. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: Экмос,
1998. – C. 94-132.
7