Технологии проектирования.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4. Технологии проектирования
Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде
мероприятий, направленная на решение значимой проблемы и достижение определенной
цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с
целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного
мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.
Выделенные в данном определении слова являются ключевыми и образуют структуру
проекта.
“Проектирование” - процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне
выраженной форме. Этот термин имеет техническое звучание, но в настоящее время он также
используется для обозначения интеллектуальной деятельности по созданию проектов самых
разнообразных типов (см. лекцию 3). Обозначим основные этапы проектирования, которые
подробно будут рассмотрены в лекции:
обоснованный выбор значимой проблемы;
определение продукта проекта,
разработка проекта и его документальное оформление;
макетирование и
моделирование;
оценка проекта;
презентация и защита проекта.
Методы проектирования
В проектировании используются десятки методов. Остановимся на некоторых из них, с
помощью которых можно разрабатывать проекты и обучать проектированию.
Первую группу образуют методы, дающие новые парадоксальные решения:
«инверсия», «мозговая атака», «мозговая осада», «карикатура».
Метод «инверсия» или проектирование «от противного» заключается в том, что при
рассмотрении способов решения проблемы совершается такая их перестановка, которая
позволяет получить принципиально новые, порой парадоксальные решения.
Метод «мозговой атаки» является, по сути методом генерирования идей в сжатые
сроки и подразумевает этапы:
спонтанное изложение каждым участникам своих идей в быстром темпе без
предварительной критики и обсуждения;
запись «выданных» идей;
поочередное обсуждение и оценка каждой идеи;
отбор 1-2 идей, которые становятся основой проекта.
Близким по структуре к методу «мозговой атаки» является метод «мозговой осады»,
включающий этапы:
- предложение идеи и описание ее структуры и механизма реализации;
- фиксация идей:
- анализ и оценка каждой идеи;
- отбор наиболее интересных и нестандартных.
Метод «карикатура» в проектировании используется как эскиз к выявленной
проблеме, поиску образного представления проблемной ситуации и нахождению нового
неожиданного решения.
Вторая группа методов проектирования связана с пересмотром постановки задач. Это
«наводящая задача-аналог», «изменение формулировки задач», «перечень недостатков»,
«свободное выражение функции».
Метод «наводящая задача-аналог» основан на заимствовании опыта посредством
поиска, тщательного анализа достоинств и недостатков и «улучшения» чужих идей в научной
и иной литературе.
1
Метод «изменение формулировки задач» заключается в расширении границ поиска
решения актуальной проблемы. Так, например, меняя формулировки структурных
составляющих готового и реализованного проекта, можно выявить интересные решения
известной проблемы и определить новые направления деятельности.
Метод «наводящих вопросов» позволяет упорядочить поиск вариантов решения
проблемы. Такими вопросами могут быть:
- Почему данную проблему нужно решать?
- Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась?
- Какие средства для этого необходимы?
- Кто мог бы участвовать в проекте и т.п.
Разновидностью этого метода является прием «Пять почему?», применяющийся на
этапе проблематизации с целью извлечения проблемы или «веера» проблем.
Метод «перечень недостатков» можно применять для описания проблемной ситуации,
когда необходимо собрать информацию и составить полный развернутый перечень
недостатков, подлежащих изменению.
Метод «свободное выражение функции» направлен на описание всех функций,
которые должен выполнять предполагаемый проектный продукт и поиск «идеального»
результата в виде макета или модели.
Третья группа методов – это творческие методы проектирования.
К ним относятся «аналогии», «ассоциации», «неологии», «эвристическое
комбинирование», антропотехника».
Суть метода «аналогии» состоит в использовании уже существующих решений в
других областях жизнедеятельности. При использовании этого метода интерпретируется
аналог первоначальной заимствованной идеи и постепенно доводится до получения
проектного замысла.
Метод «ассоциации» связан с извлечением ассоциаций из разных идей по изменению
реальной действительности. Применение данного метода в немалой степени способствует
развитию образного и ассоциативного мышления студентов.
Метод «неологии» - метод использования чужих идей, но при условии изменения
структуры, содержания, оформления, представления.
Метод «эвристического комбинирования» состоит в том, чтобы первоначальную
идею проекта перекомпоновать, довести до абсурда, а потом найти в этом рациональное зерно.
Метод «антропотехника» предполагает привязку свойств проектированного объекта к
удобству его использования, т.е. определении условий и обстоятельств, наличие которых
обеспечит максимальный комфорт для целевой группы проекта.
Таким образом, можно видеть, что существует множество методов, с помощью которых
можно создавать оригинальные и интересные проекты.
Оптимальный выбор методов проектирования определяется спецификой деятельности,
заложенной в проекте, интересами участников, длительностью проекта и целым рядом других
факторов.
Разработка проекта
Структурные составляющие проекта и их основные характеристики
Чаще всего проект состоит из следующих основных элементов:
проблемная ситуация, противоречие; проблема,
актуальность проблемы;
тема проекта; объект и предмет исследования; цель и задачи, гипотеза проекта;
описание проекта;
участники, целевая группа,
партнеры проекта;
этапы и календарный план реализации проекта;
бюджет
2
проекта; проектный продукт;
ожидаемые результаты проекта;
риски и мероприятия по их снижению; перспективы развития проекта.
Рисунок 1 – Структура проекта
3
Тема (название) проекта (Как назвать то, чем мы собираемся заниматься?)
Формулируя тему проекта, полезно задаться вопросом «Чем мы собираемся
заниматься?», т.е. в названии проекта желательно отразить вид деятельности его участников.
Существует два подхода к формулированию темы: метафорическое название проекта и
описательное. В первом случае название звучит ярко и образно, во-втором - описывает вид
деятельности его участников и предполагаемый результат. Можно совмещать два этих
подхода, тогда вначале идет название-метафора, а затем название-описание (такие
рекомендация можно встретить в требованиях к заявках на конкурсы проектов).
Основными требованиями к названию являются его точность, лаконичность,
правильное стилевое оформление. В названии нежелательны повторяющиеся слова и оно не
должно быть длинным (оптимальный вариантом является 7- 9 слов).
Актуальность проблемы (Почему этим нужно заниматься?)
Строго говоря, проектирование начинается не с выбора темы, а с определения
проблемы, точнее, с описания проблемной ситуации и выделения противоречий. Убедительное
обоснование актуальности имеет важное значение в творческом процессе проектирования, так
как отражает результат поисков ответов на вопросы: почему этим необходимо заниматься?
Какую проблему предстоит разрешить? В какой степени данная проблема изучена?
Существует ли объективная необходимость в разрешении существующих противоречий?
Условно процесс обоснования актуальности исследования можно представить в виде
следующих этапов: описание и анализ проблемной ситуации, выделение противоречий,
постановка проблемы, краткий анализ ее изученности.
Проблемная ситуация — состояние в развитии объекта или явления,
характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям
дальнейшего развития.
Описание проблемной ситуации должно быть аргументированным и доказательным,
т.е. подтверждаться фактами, статистическими данными из достоверных источников (научных
журналов, монографий, диссертаций, исследований, отчетности организаций и пр.) с
обязательными ссылками.
КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?
Этот вопрос очень важен, поскольку неправильно сформулированные проблемы могут
привести к очень общим заключениям или к очевидным выводам. Основываясь на таких
формулировках, будет невозможно провести анализ.
Так какой же должна быть формулировка проблемы?
1. Проблема должна быть существующей – не той, «которая предположительно у нас
появится после прохождения этапа X», а той, которая есть уже сейчас. На следующем этапе
работы предлагаемая проблема будет переформулирована в гипотетическую цель, условия для
достижения которой сейчас отсутствуют, а внешние условия могут измениться, и
запланированная таким образом работа окажется ненужной.
2. Формулировка должна быть конкретной и реальной: лучше избегать общих слов и
постараться дать понять заинтересованным сторонам, почему сложившаяся ситуация вас не
устраивает и что вы намерены (и действительно можете) изменить.
Например, формулировка «низкий уровень жизни целевой группы» – не самая удачная
для постановки проблемы. Если вы действуете в масштабе страны и распределяете бюджетные
средства так, чтобы этот самый уровень жизни повысился по всем показателям – то это просто
замечательно! А если ваша задача – «на общественных началах» вырастить поле картошки и
раздать урожай малообеспеченным семьям, проживающим в вашем районе, то в такой
ситуации формулировка «представители целевой группы плохо обеспечены продуктами
питания» звучит, конечно, скромнее, но зато соответствует действительным возможностям по
решению проблемы. Также неправильно формулировать проблему «целевая группа голодает»:
в таком виде это простая констатация факта. К тому же, не совсем ясно, как будет устраняться
причина голода.
4
– Не стоит использовать формулировки вида «нет чего-то» или «отсутствие чего-то»
этим вы даете понять, что вам важнее не решение проблемы, а получение материальных
ценностей.
Сами по себе слова «нет», «отсутствие» не являются запретными – нецелесообразно
лишь их употребление в контексте «нет инструмента».
Формулировки типа «нет денег», «нет компьютера», «нет транспорта» являются
некорректными. Тем не менее, формулировка «нехватка времени» вполне приемлема, потому
что время не является инструментом, используемым для достижения цели. Опять же, «нет еды»
– приемлемая формулировка, в отличие от «нет автомобиля».
Если же наличие какого-то инструмента – действительно необходимое условие для
решения проблемы, ведущий должен побудить аудиторию переформулировать проблему.
Наводящим вопросом может быть такой: «Какая проблема решится с появлением этого
инструмента?»
3. Избегайте слишком общих, глобальных проблем («бездуховность общества»,
«глобальное потепление» и т.п.).
4. В формулировке должна присутствовать только одна проблема. Распознать тот факт,
что формулировка содержит в себе несколько проблем, можно по словам «потому что…» или
«для того, чтобы.».
Пример: «Дети не хотят играть во дворе, потому что там нет детской площадки»
надо разбить на две проблемы: «дети не хотят играть во дворе» и «во дворе нет детской
площадки».
5. Избегайте излишней детализации. Не стоит записывать проблемы каждого из
многочисленных членов целевой группы – наш проект в какой-то мере универсален (направлен
на всю группу) и долгосрочен.
6. Проблемы не должны дублироваться. Если две проблемы близки по смыслу, их надо
объединить вместе либо, если участники обсуждения не согласны, уточнять формулировку до
тех пор, пока не станет очевидным различие между проблемами.
Пример: Две проблемы: «Дети летом предоставлены сами себе» и «Летом детьми
никто не занимается». Если участники не соглашаются объединить проблему в одну, то
стоит предложить переформулировать их в «равнодушное отношение к происходящему во
дворе со стороны прохожих и жителей дома» и «родители не уделяют должного внимания
ребенку в семье».
Качественно провести этап формулирования проблем помогут ответы на следующие
вопросы:
• В чем состоит проблема с точки зрения целевой группы?
• Почему необходимо осуществление планируемой деятельности с точки зрения
целевой группы?
• В чем состоят причины возникновения проблемы с точки зрения каждой из
заинтересованных сторон?
• Какие могут быть последствия существования проблемы с точки зрения каждой из
заинтересованных сторон?
• Почему целевая группа не может решить проблему самостоятельно? Что мешает это
сделать? Почему необходима помощь? Какой она должна быть?
• Какие организации уже занимались этой проблемой?
Для исследовательских проектов важными структурными элементами являются объект
и предмет исследования
Объект (Что необходимо изучить? и предмет (Под каким углом зрения?)
исследования
Объектом исследования является часть объективно существующей реальности
(процесс или явление), на которую направлено исследование.
Объект – это то, что проектируется. Предмет (объект) проектирования– подлежащие
созданию или изменению: материальный предмет, объект; содержание (информация) и его
форма.
5
Выделению объекта предшествует вопрос «Что предстоит изучать?». Объектами
исследования могут быть:
- процессы, идеи, организации, методы, технологии, люди, изделия и т.д.
Предмет исследования - определенный «угол зрения», аспект рассмотрения объекта,
отвечающий на вопрос «что именно нас интересует в объекте?».
Предмет – детализированная характеристика объекта, рассматривающая определенные
его стороны в заданных условиях.
Предмет включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном
виде выражают исследуемую проблему (скрывающиеся в ней противоречия) и подлежат
изучению.
Предмет – определённая часть объекта, непосредственно изучаемая в работе. Он связан
с вопросом исследования, отражается непосредственно в теме работы.
Предмет – конкретная проблема в выбранном поле деятельности, рассмотренная под
определенным углом в определенных условиях.
Отдельные характеристики, свойства, особенности объекта и определяют предмет
исследования.
Предмет исследования выделяется в зависимости от точки зрения на объект
Цель (цели) проекта (Что мы хотим получить в результате проекта?)
Цель проекта определяется в процессе поиска решения сформулированной проблемы и
тесно связана со снятием выделенных противоречий. Конкретная формулировка цели
возникает из проблемы и является «прообразом» проектного продукта
Цель проектной деятельности – создание реального продукта (материального,
интеллектуального, социального, организационного и др.), позволяющего решить
сформулированную в начале проектной деятельности проблему.
Цель – это будущее состояние предметной области, к которому, в рамках проекта,
стремятся, за счет выполнения активных действий, задач.
Человек, осуществляя целеполагание, создает образ желаемого будущего. Цель – это
предвосхищение результата произведенного действия.
Цели должны отвечать на вопрос “что?”. Что должны получить к концу проекта.
Задачи должны отвечать на вопрос “как?”. Как мы должны действовать, чтобы достичь
поставленных целей.
Проекты могут иметь несколько целей и каждая цель набор задач.
Каждая задача должны начинаться с глагола действия, например: подготовить,
провести, разработать, создать, сделать, обеспечить, купить, установить, опросить и т.п. Это
гарантирует измеримость задачи и возможность её контролировать.
Цель по SMART
Достижение цели зависит от её формулировки, и первый шаг к успеху – правильно
сформированные цели.
Концепция SMART целей:
Specific (конкретная): Цель должна быть конкретной, т.е. описывать, что именно
необходимо достигнуть. Например, повысить прибыль компании.
Measurable (измеримая): Цель должна быть измерима, т.е. описывать в чем или в каких
единицах можно будет измерить результат. Например, повысить прибыль компании на 5%.
Achievable (достижимая): Цель должна быть достижимая. Описывается за счет чего
достигается цель и при каких условиях. Например, повысить прибыль компании на 5%, за счет
внедрения СЭД, автоматизации внутренних бизнес-процессов и сокращения штата
сотрудников на 10% от текущего количества.
Realistic (реалистичная): Цель должна быть реалистичной. Означает, что достижение
целей финансово и технически возможно. Технические и человеческие ресурсы должны
присутствовать в достаточном объеме. Особенно следует проверить вопрос имеющегося в
распоряжении ноу-хау.
6
Timely (ограниченная во времени): Реализация цели должна иметь реалистичную
оценку реализации по времени. Указываются ограничение во времени, по истечении которого
все задачи должны быть выполнены и цель достигнута.
Формулируя цели необходимо понимать и принимать во внимание трехмерность
проектной работы: Время, Сроки, Содержание. Таким образом, измеримые цели, это цели,
которые можно:
измерить и проверить;
определить по составу работ;
определить по срокам, расходам.
Какие вопросы необходимо задать, чтобы сформулировать цели:
Что нужно достичь?
Как и с какими расходами должна быть достигнута цель?
Когда должна быть достигнута цель?
Каковы приоритеты целей?
Какие цели зависят друг от друга?
Какие цели исключают друг друга?
В большинстве случаев, проекты не удаются из-за неясных целей или нечетких
требований.
Причины неудач проектов и их вероятность наступления:
30% – Неясные цели, неясные требования;
15% – Отсутствие поддержки руководства;
12% – Неудовлетворительные методики и техника управления проектом;
11% – Недостаточные ресурсы;
10% – Неудовлетворительная квалификация, гибкость, активность;
8% – Политика, эгоизм отдельных подразделений, несоответствие уровней
компетентности;
8% – Отсутствие контроля/мониторинга над проектом;
6% – Недостаточная коммуникация/отсутствие обмена информацией;
5% – Отсутствие управления изменениями.
Наибольшая вероятность неудачи проекта – плохо определенные, неясные цели и
требования. Именно поэтому в рамках управления проектом, необходимо четко определить и
точно описать цели проекта.
Задачи проекта представляют собой содержательную, методическую и
организационную конкретизацию цели. Говоря другими словами, задачи служат средством
реализации цели, носят инструментальный характер и формулируются в виде конкретных
требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы.
Задачи представляют собой конкретные действия, приводящие к выполнению цели.
Каждая цель будет иметь одну или несколько связанных с ней задач. По своей сути, задача
определяет «как» будет выполняться процесс. Задачи проекта — это ряд специфических
достижений, направленных на решение указанных проблем. Задача не является процессом, это
скорее конечный результат; это определение состояния дел, которое мы надеемся достичь по
окончании проекта. Задачи проекта должны быть сформулированы очень конкретно.
Правильно сформулированная задача должна быть конкретной, измеряемой, достижимой,
соответствовать общей цели и предполагать конкретные сроки выполнения. Каждая задача
должна предполагать конкретные, легко наблюдаемые и измеряемые результаты.
Задачи проекта могут быть условно разделены на основные и дополнительные.
Основные предполагают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства
достижения поставленной цели? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие
главной проблеме обстоятельства, факторы, причины.
Цель принято формулировать в существительной форме (разработка, организация,
создание и т.д.), задачи — в форме глагола (проанализировать, выявить, разработать,
организовать, обеспечить и др.).
7
Наиболее типичная ошибка при определении задач заключается в их излишней
детализации. Правильнее ставить общие задачи, раскрывающиеся в конкретных мероприятиях
— этапах реализации. Обычно рекомендуется формулировать три-пять задач для реализации
одной цели.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова, которые означают ЗАВЕРШЕННОСТЬ, т.е. глаголы
совершенного вида, указывающие на завершенность действия, его результат, конец действия:
организовать, сформировать, провести, подготовить, распределить, уменьшить, увеличить,
внедрить, установить, осуществить, составить…
Гипотеза проекта (Что будет, если…?)
Гипотеза является обязательной структурной составляющей для исследовательских и
информационных проектов и необязательной (но желательной!) для проектов других типов.
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) представляет собой «научно
обоснованное предположение о закономерной (причинной) связи явлений.
Обоснованность выдвинутой гипотезы (доказательного предположения) проверяется в
ходе реализации проекта. При формулировании гипотезы разработчики проекта строят
предположении о том, что будет, если…? При этом предположение не должно представлять
собой всем известное и бесспорное суждение, не требующее доказательств, т.е. носить
очевидный характер.
Используйте такие шаблоны для выражения гипотезы исследования, как-то:
Можно ожидать, что что-то усовершенствуется благодаря…
Можно предположить, что что-то будет успешным, если…
Можно допустить, что если что-то произойдет, то…
Предполагается, что улучшения/ совершенствование наступит после
применения…
Сформулировать гипотезу проще, если пользоваться следующим алгоритмом: при
формулировке гипотезы разбейте ее на три части. Первая часть начинается словами «известно,
что…» и описывает явление, сущность, структуру, свойства которого необходимо объяснить.
Вторая часть начинается словами «при этом в существующих на данный момент
исследованиях недостаточное освещение получил вопрос, как..» – и далее вы описываете, что
именно вы хотите объяснить). Третья часть начинается словами: «В качестве гипотезы мы
предлагаем следующее объяснение…» – и далее излагается собственная версия объяснения
сущности (или свойств, причин, структуры и взаимосвязей) изучаемого явления.
Типичные ошибки в формулировке гипотезы
− гипотеза связана не с процессом исследовательской деятельности, а с реализацией;
− гипотеза неверифицируема (не проверяема);
− за гипотезу выдается обоснование актуальности;
− не соблюдается принцип простоты гипотезы.
Описание проекта (В чем заключается основная идея проекта и как она будет
воплощена практически?)
Описание проекта представляет собой краткое изложение (2-3 страницы печатного
текста) проектной идеи; этапов, методов и форм деятельности; основных мероприятий;
механизма контроля процесса реализации проекта В описании проекта необходимо обосновать
необходимость планируемых партнеров, тщательно расписать деятельность всех
исполнителей и назвать наиболее важные результаты, отражающие возможные улучшения в
жизни людей, для которых предназначен проект.
Приступить к краткому описанию проекта можно только после того, как продуманы все
описанные выше его структурные составляющие.
Участники (исполнители) проекта (Кто будет реализовывать проект?).
Участники проекта, как ясно из названия, это те, кто будет непосредственным
исполнителем проектной идеи на каждом этапе проекта.
8
Необходимое количество участников проекта определяется его спецификой и может
варьироваться от нескольких человек до нескольких десятков. Важно заранее учесть всех тех,
кто необходим в данном проекте, какова роль каждого и что конкретно они будут делать.
Практика показывает, что оптимальное число участников – 7-10 чел., если же их значительно
больше, целесообразно распределить их по проектным группам.
Оптимальная схема распределения участников по проектным группам может быть
такой:
- определяется минимальный и максимальный размеры проектной группы;
- конкретизируется роль и деятельность каждого участника проекта;
- участники распределяются по группам в соответствии с предполагаемой
деятельностью на разных этапах проекта.
Целевая группа проекта (Чья жизнь изменится к лучшему? Кому нужен проект? Чью
проблему он решает)
Целевую группу образуют люди, для которых задуман проект, от реализации которого
они получат пользу или улучшение своей жизни, работы и т.д.
Партнеры проекта (Кто будет помогать и поддерживать?)
Партнерами проекта являются люди и организации, от помощи и поддержки которых
зависит успех задуманного проекта.
Партнерами проекта могут любые лица или различные организации, главное, чтобы
они:
- были действительно необходимы для успеха проекта;
- являлись посторонними по отношению к вашему проекту;
- были наделены определенной ролью и участвовали в деятельности проекта
(организации, чья роль заключается только в материальной поддержке не партнеры, а
спонсоры проекта).
Этапы и календарный план реализации проекта (Кто, когда, и что будет делать?).
После обсуждения основных задач проекта необходимо продумать последовательность
действий по их решению и составить календарный план основных мероприятий с указанием
исполнителей, сроков и ожидаемых результатов.
Обычно проект делится на этапы – подготовительный, этап реализации, итоговый.
В этапе реализации проекта содержится перечень конкретных шагов и действий
участников проекта. В итоговом этапе должно быть отражены формы представления
полученных результатов.
Календарный план представлен либо в виде сложной схемы, либо в виде простого
списка работ и сроков выполнения.
Календарный план в простом виде обычно оформляется в виде таблицы, пример
заполнения которой приведен ниже (Таблица 1).
Таблица 1 – Форма календарного плана реализации проекта
Мероприятия
Срок
Исполнители
Результат
(число/месяц/год)
Важно: в колонке «результат» указываются конкретные достижения, наличие
которых можно проверить!
Бюджет проекта (Какова стоимость материальных средств, необходимых для
реализации проекта?)
Бюджет проекта – представляет собой план затрат, необходимых для его исполнения,
в стоимостном выражении. Бюджет проекта включает затраты на закупку материалов, выплату
заработной платы (включая отчисления в социальные фонды), услуги сторонних организаций,
амортизацию зданий, техники, оборудования и нематериальных активов.
Как правило, бюджет формируется в разрезе этапов проекта – участков работ,
выполнение которых контролируется индивидуально. Основными параметрами, влияющими
9
на бюджет проекта, являются: длительность работ, количество участников и используемой
техники, а также – специфические требования к результату.
Контроль исполнения бюджета проекта является одной из основных функций
руководителя проекта. Исполнение бюджета проекта контролируется по ходу проекта: в
сравнении с % выполнения работ и затратами, запланированными на этап (при завершении
этапа).
Работу по составлению бюджета проекта рекомендуем проводить в следующей
последовательности.
1. Определите основные статьи расходов – оборудование, расходные материалы,
канцелярские товары, транспортные расходы, оплата труда руководителя проекта и иных
участников.
2. Рассчитайте стоимость необходимых для реализации приобретаемых товаров/услуг,
ориентируясь на оптимальное сочетание цены, качества и достигнутого результата.
3. Разделите бюджет на три части – в первую войдут приборы и материалы длительного
пользования, во- вторую – товары, сырье, материалы, которые сразу используются. Третью
часть бюджета образуют оплата труда участникам проекта (руководителю, исполнителям).
Заполните приведенную ниже таблицу и посчитайте общую стоимость проекта.
Таблица 2 – расчет стоимости проекта
Наименование
Единица
Цена единицы Количество
Стоимость
измерения
измерения (руб.) (расход)
(руб.)
Ожидаемые результаты (Какие изменения произойдут в результате реализации
проекта?)
Ожидаемые результаты связаны с целью проекта, но их не следует отождествлять. Цель
проекта реализуется в виде продукта проектной деятельности, а результаты отражаются в
позитивных изменениях, происшедших в людях, образующих целевую группу.
Основным результатом проектирования являются изменения, которые происходят в
различных системах, институтах, процессах. Параллельно данным изменениям мы может
фиксировать различные эффекты, способные оказывать влияние на людей с точки зрения
организации, управления, межличностных отношений и т. п.
Для проектной деятельности, осуществляемой в рамках образовательного процесса,
значимо получение двух видов результатов:
1) «продуктный» — результат как продукт проектирования;
2) «человеческий» — изменение человеческих свойств, качеств, проявлений,
отношений. Например, развитие креативного мышления, формирование коммуникативной
культуры.
Главный результат проектной деятельности – реальный продукт (материальный,
интеллектуальный, социальный, организационный и др.), позволяющий решить
сформулированную в начале проектной деятельности проблему.
Главный результат исследовательской деятельности – интеллектуальный продукт,
устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и
представленный в стандартном виде. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная
статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов
определен характер языка, объем, структура
Оценка состояния и контроль реализации проекта по стоимостным параметрам состоит
из следующих действий: проведение текущего аудита состояния проекта по стоимости и
финансам; определение степени выполнения проекта по стоимостным показателям; оценка и
анализ отклонений стоимости выполненных работ от сметы и бюджета; выявление факторов,
определяющих позитивные и негативные отклонения; формирование методов и приемов
корректирующих воздействий; прогнозирование состояния выполнения работ по стоимости;
принятие управленческих решений о регулирующих воздействиях.
10
Результативность проекта определяется только достигнутым результатом без учета
затрат на его достижение, т. е., чтобы измерять результативность, нужно иметь четко
определенные цели и планы, т. к. без этого не будет точки отсчета для оценки
результативности.
Количественная результативность (что сделано?) фиксирует количество оказанных
услуг, динамику и степень выполнения этих мероприятий. Качественная результативность (что
изменилось?) должна отражать позитивные изменения, которые произошли в результате
проведения мероприятия и оказания услуги.
Эффективность — это продуктивность использования ресурсов в достижении какойлибо цели, соотношение результатов и затрат. Например, превышение дохода над затратами
называется прибылью, именно прибыль является экономической целью коммерческого
проекта, его финансовым результатом. Эффективность социально-культурного проекта — та
категория, которая отображает соответствие затрат и результатов проекта целям участников, а
также интересам государства и населения.
Эффективность участия в проекте определяется для того, чтобы оценить возможность
реализуемости проекта, заинтересованность в проекте его участников. Здесь используются
такие категории, как эффективность затрат, эффективность участия в проекте структур более
высокого уровня.
Эффективность проекта в целом определяет его потенциальную привлекательность для
всех заинтересованных сторон, с целью поиска инвесторов, спонсоров, партнеров. Этот вид
эффективности включает социальную и экономическую эффективность. Социальная
эффективность отражает эффективность данного проекта с точки зрения интересов всего
общества.
Для оценки «человеческого» результата проектной деятельности используются
следующие критерии:
1) удовлетворенность участием в проекте;
2) степень освоения процедур проектирования: умение найти и сформулировать
проблему, овладение специфическим языком проектирования, способность провести
диагностику, сформулировать цель, составить программу и план действий и т. д.;
3) качество проектного результата в целом позволяет окружающим судить о реальной
способности участников производить социально значимый продукт, о наличии творческого
потенциала, о способности довести начатое дело до конца, об ответственности, т. е. о неких
свойствах, формирующихся и проявляющихся в процессе обучения;
4) наличие положительных эффектов на индивидуальном уровне (прирост личностных
качеств, свойств, характеристик, позитивная динамика отношений);
5) сплочение проектной команды в ходе совместной деятельности;
6) наличие у участников потребности в дальнейшем развитии своего проектного опыта;
7) становление социального партнерства.
Природа проектной деятельности требует оценки не только конечного результата, но и
результатов промежуточных процедур. Формы осуществления промежуточного контроля и
оценки могут быть различными, например рефлексия относительно процесса и результата
проектной деятельности и т. п.
Риски и мероприятия по их снижению (Что может помешать выполнению проекта и
как можно это предотвратить?)
Риск – это возможная опасность, неудача, вероятный срыв намеченного или
запланированного, о которых говорится в русской пословице «Гладко было на бумаге, да
забыли про овраги, а по ним ходить».
Риски вашего проекта – это те события или явления, которые могут помешать
реализации проекта на любом его этапе, так как происходят независимо от вашего желания,
либо носят стихийный характер.
Своевременное выявление и объективная оценка вероятных рисков необходимы в
любом проекте, как необходимы и превентивные меры по их снижению.
Перспективы развития проекта (Какие новые направления деятельности возможны?
11
Перспектива – это вид на будущее, возможность будущего успешного развития.
Интересный, содержательный проект содержит в себе множественные варианты будущего,
«прорастающие» в зерна новых проектов.
Варианты развития и идеи разработки новых проектов могут «родиться» на любом этапе
разработки.
Авторы (разработчики) проекта (Кто разработал данный проект?)
В данном разделе необходимо указать следующие данные об авторах (авторе) проекта:
- фамилия, имя, отчество (полностью);
- звание, награды;
- должность;
- место работы;
- можно также указать и другие данные, например, результаты участия в конкурсах
проектов и др.
12