Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Технологии обучения в начальной школе

  • 👀 352 просмотра
  • 📌 298 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Технологии обучения в начальной школе» pdf
Лекция № 3 Тема: Технологии обучения в начальной школе. План: 1. Понятие о технологиях обучения. 2. Характеристика технологий обучения в начальной школе. Вопрос 1. Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения воспитания, теоретически позволяющих обоснованных успешно процессов реализовывать обучения и поставленные образовательные цели. Технология обучения предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. Понятие «технология обучения» («педагогическая технология») многообразно, так как взгляды исследователей не всегда совпадают. Например, В. П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, а также как проект педагогической системы, реализуемый на практике. В понимании С. А. Сластенина, педагогическая технология — это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Признаками технологии обучения являются: 1. процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся; 2. совокупность приемов, методов; 3. проектирование и организация процесса обучения; 4. наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся. Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании. Также любая педагогическая технология должна соответствовать основным методологическим требованиям: - Концептуальностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. - Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. - Управляемость. целеполагания, Предполагает планирования, возможность проектирования диагностического процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. - Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. - Воспроизводимость (повторения, подразумевает воспроизведения) возможность педагогической технологии применения в других однотипных образовательных учреждениях. Г. К. Селевко выделяет три аспекта в «педагогической технологии»: - научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; - процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; - процессуально-действенный: (педагогического) процесса, осуществление функционирование технологического всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Технология обучения состоит из нескольких взаимообусловленных частей: 1) предписаний способов деятельности (дидактические процессы). С дидактической точки зрения технология обучения – это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам; 2) условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения); 3) средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя и наличие ТСО). В технологии обучения наиболее сложным является вопрос об описании личностных качеств учащихся. На всех стадиях педагогического процесса может использоваться избранная концепция структуры личности, но сами качества необходимо интерпретировать в так называемых диагностичных личности и понятиях. Методика диагностичного описания опыта ее совокупностью интеллектуальных параметров и качеств связанных представлена с ними некоторой критериально- ориентированных тестов дляконтроля степени достижения учащимися диагностично поставленных целей обучения. Названная совокупность включает параметры, характеризующие содержание обучения и качество его усвоения.На основе диагностичного целеполагания разрабатываются образовательные стандарты, т. е. фактически содержание обучения, образовательные программы и учебники, а также строятся дидактические процессы, гарантирующие достижение заданных целей. Выбор технологии обучения определяется особенностями дидактической задачи и подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений.Для выбора используются понятия способа деятельности алгоритма в технологии функционирования и обучения алгоритма управления. Построение алгоритма функционирования (правил познавательной деятельности учащихся) опирается на психологическую теорию усвоения знаний, принятую технологией обучения. Для построения управляемого дидактического процесса разработана схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов обучения: 1) ориентировки (формирование представления о целях и задачах усвоения предмета; осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих приемов изучения); 2) исполнения (изучение отдельных тем курса, межпредметных связей и пр.); 3) контроля и корректирования. Алгоритм управления – система правил слежения, контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся для достижения поставленной цели. Для достижения конкретной цели обучения применяется определенный алгоритм управления.При выборе способа управления дидактическим процессом решается вопрос и об оптимальных для соответствующих целей ТСО. Вопрос 2. Технология интегрированного обучения в начальной школе. Суть технологии: интеграция в образовании раскрывается как объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, образовательных программ разных предметов или предметных областей. В интегрированном обучении происходит некоторое стирание граней между предметами, и ребѐнок (непроизвольно) учится добывать знания и умения не только по интересующему его предмету, но и по другим, не интересующим его. Авторы данной технологии:· Н. С. Светловской (важным условием интеграции является построение материала на основе естественного подчинения единой цели в ряде предметов);· Ю. М. Колягин (интеграция как цель обучения должна научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны);· И. А. Зимняя (его особенность как учебного предмета заключается в том, что он как бы «беспредметен»). Методика интегрированного урока: процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов. 1. Первый этап работы – подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. 2. Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. Цель этого этапа - вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. В заключительной части урока необходимо: обобщить всѐ сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учащимися, сформулировать чѐткие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие. 3. Третий этап - рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки. Формы проведения интегрированного урока: · Урок – лекция · Урок – путешествие · Урок – исследование · Урок – инсценировка · Урок – конференция · Урок – экскурсия · Мультимедиа – урок · Проблемный – урок Средства технологии интегрированного обучения: средствами обучения являются все приспособления и источники, помогающие учителю учить, а ученику учиться. Например, при изучении темы «Развитие растений из семени» может использоваться модель растения, заключающая в себе все этапы его развития от семени до плода. Интегрированный урок наряду с сочетанием методов и средств обучения предполагает взаимосвязь разных форм организации учебной деятельности школьников на уроке, а именно индивидуальной, групповой и фронтальной. Технология эвристического обучения Эвристическое обучение (от греч. heuriskо – нахожу, отыскиваю, открываю)–педагогическая учащимися внешних технология, ориентирующая (материализованных) и на внутренних создание (духовных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение учащихся. Внутренние (духовные) продукты: идеи; догадки; художественные образы; разного рода символы; аргументы и доказательства; выводы и обобщения; гипотезы и версии; новые уровни межличностных отношений; новые мотивы, установки, жизненные цели; новые представления о своих способностях и т.п. Внутренние образовательные продукты материализуются во внешних ученических продуктах, к которым относятся: литературные произведения (сочинение-миниатюра, рассказ, очерк, эссе, репортаж, стихотворение); произведения изобразительного и сценического искусства (рисунок, картина, художественная фотография, поделка из природных материалов, песня, танец, инсценировка); произведения технического творчества (чертеж, макет, действующая модель какого-либо устройства); результат научного исследования (творческий отчет, картосхема, практические рекомендации, рецензия); дидактические и автодидактические продукты (проведенный в роли учителя фрагмент урока, дидактический тест для одноклассников, кроссворд, ребус, шарада, ролевая игра, дидактический спектакль, наглядное пособие, опорный конспект и т.д.). Эти продукты обладают субъективной (для самого их автора и одноклассников) новизной. Деятельность ученика по их созданию носит частично-поисковый характер: в эвристическом обучении ученик, как правило, не совершает полного цикла исследовательских действий, часть информации задана изначально и усваивается репродуктивно. Как самостоятельный тип обучения, ЭО оформилось только в 90-е годы XX века. Член-корреспондент РАО Хуторской Андрей Викторович определяет следующим образом: Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового. Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний. Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. Эвристические методы - собственно те, которые позволяют генерировать необходимый результат. Приведѐм их примеры: Метод «вживания». Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни…». В моменты наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом. Метод смыслового видения. Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Также, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового «вопрошания»: Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств — озарению, наитию, инсайту. Метод символического видения. Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет— символ добра, спираль— символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной иди иной форме. Метод образного видения. Предлагается, глядя, например, на горящую свечу, нарисовать увиденные образы т.е. то, на что она похожа. Ребята рисуют новогоднюю елку, шлем, церковь, нимб, меч, вулкан, землю и многое другое. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников в данном случае выражается в образной или символической форме, а не просто через описание естественнонаучных фактов. Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию. Метод придумывания. Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Детьми используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например: «Придумайте необычные названия своим произведениям— стихам, рассказам, рисункам». «Представьте, что колобок попал в реку, как он будет там себя вести». «Каковы будут свойства треугольника, если его углы будут не острые или тупые, а закругленные?» Метод эвристических вопросов. Для отыскания сведений о какомлибо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. Эвристическое обучение базируется на создании школьниками образовательных продуктов по предметам, выстраивании индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Технология педагогическая мастерская Педагогическая организации мастерская занятий, - инновационная это нестандартная технология обучения, форма которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает коммуникативные у учащихся способности, познавательные, интерес, творческие и учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. Важная характеристика работы педагогической мастерской — сотрудничество и сотворчество. Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л. Н. Толстого, практическая деятельность С. А. Рачинского, исследования Л. С. Выготского, теоретическое наследие А. С. Макаренко, а также основы философского учения Ж. Ж. Руссо и современных французских ученых — последователей Гастона Башляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Цели технологии: · Создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающихся. · Предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира. · Реализовать возможности самооценки и самокоррекции. · Помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество. В педагогической мастерской ученик сам строит путь в открытии новых знаний, проживает увиденное и услышанное. И. А. Мухина выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской: · Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской. · Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине. · Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». · Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется: -во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); - во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; -в-третьих, — в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя. · Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него, что стимулирует творческий процесс. Как и право выбора — обеспечивает ощущение внутренней свободы. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным авторитетом — необходимое условие личного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура. Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от: - Мастерские построения новых знаний; - Мастерские ценностных ориентаций и мастерские по самопознанию; - Мастерские творческого письма; - Мастерские смешанного типа (чаще всего добавляется творческое письмо). Но, какой бы вариант ее использования не выбрал педагог, он обязательно должен помнить, что главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет озарение - инсайт, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного свободного творчества, не скованного авторитетными мнениями. Алгоритм мастерской включает в себя несколько этапов. 1. «Индукция» («толчок» к процессу) — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.Для решения выше обозначенной задачи используется набор индукторов – которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, заставят заинтересоваться его.В качестве индуктора могут быть использованы - слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.Индуктор должен проходить через все этапы мастерской, обязательно опираться на личный опыт ребенка. Не зависимо от числа индукторов, все они должны подбираться с учетом содержания мастерской, соответствовать возрасту, особенностям детского восприятия.По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения. 2. Деконструкция (поставить в затруднительное положение). Следующий этап мастерской - работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) смешение слов, явлений – своеобразный хаос, предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам. Далее в группе заслушивается мнение каждого и совместно выбирается своя версия. 3. Социализация. На третьем этапе осуществляется социализация, т.е. организуется работа в группах. От каждой группы идет представление промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Каждый выступает на основе соц. опыта, не боясь высказывать свое мнение вслух. Мысль и слово работают одновременно.Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, оформление общего проекта, совместную корректировку гипотезы.Вместе с этим работа в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний других обучающихся, сопоставить точку зрения с их мнением, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.Работа в сотрудничестве, возможность действовать совместно с другими вызывает чувство защищѐнности, востребованности и принятости другими. Все, даже самые робкие и тревожные дети, преодолевают коммуникативный барьер, причѐм не индивидуально, а поначалу именно в составе группы. 4. Афиширование. Одним из наглядных этапов выбранного решения является - афиширование — представление произведений учеников: текстов, рисунков, схем, проектов, которые прикрепляют к доске,где и происходит ознакомление с ними: каждый может подойти, прочитать, посмотреть. Текст может зачитываться вслух автором или учителем. 5. «Разрыв». Разрыв, так определяется суть данного этапа, кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Таким образом, происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов.У ученика может возникнуть информационный запрос, чтобы узнать больше по данной теме, и он обращается к различным источникам информации: книги, энциклопедии, словари, сеть интернет. Задание: на примере изучения какого-либо предмета покажите возможность использования технологии эвристического обучения или педагогической мастерской.
«Технологии обучения в начальной школе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot