Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Технологии научного исследования (в области технических наук, в области гуманитарных наук)

  • 👀 1753 просмотра
  • 📌 1680 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Технологии научного исследования (в области технических наук, в области гуманитарных наук)» docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ по дисциплине «Основы научных исследований» направление подготовки (специалитет) 20.05.01 «Пожарная безопасность» Тема 4: Технологии научного исследования (в области технических наук, в области гуманитарных наук) Обсуждена на заседании кафедры протокол №___от «___»__________20__г. Владивосток Ⅰ. Цели занятия Учебные 1. Сформировать умения и навыки, необходимые для самостоятельной творческой деятельности в науке и написания научной (курсовой, дипломной и иной квалификационной) работы; 2. Изучение общих правил и последовательности действий, выполняемых исследователем на каждом из этапов научной деятельности; 3. Освоение языка научной работы и ознакомление с понятийным аппаратом научного исследования. Воспитательные 1. Продолжить формирование общей и гуманитарной культуры курсантов. 2. Использовать возможности лекции для повышения общекультурного уровня курсантов, воспитания их эстетического вкуса. Ⅱ. Расчет учебного времени Содержание и порядок проведения занятия Время, мин. Вводная часть 5 1. 1. Понятие технологии научного исследования 40 2. 2. Основные этапы научного исследования 40 Заключительная часть. 5 минут Ⅲ. Перечень литературы 1. Пустынникова Е. В. Методология научного исследования [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Пустынникова Е. В., 2018. - 126 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71569.html 2. Тарасенко В. Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Тарасенко В. Н., 2017. - 96 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80432.html 3. Трубицын В. А. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Трубицын В. А., 2016. - 149 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66036.html 4. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Методические указания к практическим работам для обучающихся по направлению 38.03.02 Менеджмент, 2016. - 24 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62625.html 5. Пивоварова О. П. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Пивоварова О. П., 2019. - 159 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81487.html 6. Сагдеев Д. И. Основы научных исследований, организация и планирование эксперимента [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Сагдеев Д. И., 2016. - 324 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79455.html 7. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. Ф. Шкляр, 2017. - 208 с. Режим доступа: https:// https://e.lanbook.com/book/93545 1. Понятие технологии научного исследования Процессуально методологические схемы исследования — это комплекс, сочетание, приоритеты, последовательность основных методологических элементов: концепции, гипотезы, подходов, методов, проблемы, анализа, проекта, рекомендаций, модели, цели, решений, способа, обучения. Любое исследование предполагает определенную схему его проведения. В своем процессуальном осуществлении данные схемы могут иметь различное наполнение, что обусловлено характером исследуемой проблемы. Рекомендуется следующая общая схема проведения научного исследования: 1. Выбор темы и обоснование ее актуальности. 2. Постановка цели и конкретных задач исследования. 3. Определение объекта и предмета исследования. 4. Выбор метода или разработка методики проведения исследования. 5. Проведение и описание процесса исследования. 6. Анализ (обсуждение) результатов исследования. 7. Формулирование выводов (оценка) по результатам исследования. Однако различные виды исследования предполагают использование различных процессуальных схем. Так, для исследования стратегического планирования деятельности предприятия схема исследования начинается с формирования концепции. Исследование же частных вопросов функционирования предприятия основывается всего лишь на уяснении проблемы и разработки ее разрешения. Например, это может выглядеть как «проблема — гипотеза — способ». Осуществляется постановка проблемы исследования, выдвигается гипотеза о возможных методах ее решения, разрабатываются конкретные способы достижения результата. Таким образом, процессуально-методологические схемы могут иметь разнообразный вид: Проблема—гипотеза—решение; Гипотеза—модель—проблема—рекомендации; Модель—проблема—образование—решение; Анализ—гипотеза—проблема—решение—концепция и т. д. Реализация любой схемы исследования в своем итоге имеет определенный результат. Результат — следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход. Научный результат — продукт научной деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе. Результаты исследования могут быть непосредственными и опосредованными. Непосредственный результат (результат по форме) может быть выражен как рецепт, рекомендация, модель, программа, стратегия, решение, методика, тип организации, система мотивации, решение, тип организационной культуры, технология, миссия, видение, стратегия, система оценки, управленческий учет, система контроля, антирисковая система, система адаптации, система обучения и др. Опосредованный результат (результат по сущности) — как эффективность, производительность, социально-психологическая атмосфера, имидж фирмы, прибыль, корпоративная культура, инновационный потенциал, качество, организация, организационная культура, ключевые ценности, моделирование действительности. Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его основные этапы. В замысле исследования выстраиваются в логический порядок следующие необходимые элементы: – цель, задачи, гипотеза исследования; – критерии, показатели развития конкретного явления, соотносящиеся с конкретными методами исследования; – последовательность применения этих методов, по- рядок управления ходом исследования (эксперимента); – порядок регистрации, накопления и обобщения исследовательского материала; – порядок и формы представления результатов исследования. Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит из трех рабочих этапов. Первый этап включает в себя: – выбор научной проблемы и темы; – определение объекта и предмета исследования, целей и основных задач; – разработку гипотезы исследования. Второй этап работы содержит: – выбор методов и разработку методики проведения исследования; – непосредственно специальные процессы самого научного исследования; – формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение; – обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Третий этап является заключительным Он строится на основе внедрения полученных научно-исследовательских результатов в практику. Работа литературно оформляется. Логика каждого исследования специфична. Любой исследователь исходит из характера научной проблемы, целей и задач работы, конкретного информационного материала, которым он располагает, уровня ресурсной оснащенности исследования и своих возможностей. Каждый рабочий этап исследования имеет свои характерные особенности. 2. Этапы научного исследования Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем этот весьма важный выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью, ценностью и т.д.), так и субъективными (опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, склонностями, складом ума и т.д.). Проблема научного исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать. Тема. В ней отражается научная проблема в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Объект исследования. Это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определенных уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации. Предмет исследования. Этот элемент является более конкретным и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной исследовательской работе, устанавливают границы научного поиска в каждом объекте. В научной работе можно выделить несколько предметов исследования, но их не должно быть много. Из предмета исследования вытекают цель и задачи исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования. Например, задачи исследования в научной работе могут быть проранжированы в следующем виде: Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве. Третья касается основных возможностей и способностей преобразования предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая связана с выявлением направлений, путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами научной работы, с проблемой управления исследуемым объектом. Задач в исследовательской работе не должно быть много. Формулировка гипотезы. Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать методический замысел, решить главную проблему. В этих целях изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, научные позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решение которых представляет прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования. Гипотезы бывают: а) описательные (предполагается существование какого-либо явления); б) объяснительные (вскрывающие причины его); в) описательно-объяснительные. К научной гипотезе предъявляются следующие определенные требования: – она не должна включать в себя слишком много положений. Как правило, одно основное, редко больше по особой специальной необходимости; – в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем; – при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; – требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности. Научные гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь, можно очевидно отнести к инструктивным или дедуктивным. Дедуктивная гипотеза, как правило, выводится из уже известных отношений, положений или теорий, от которых отталкивается исследователь. В тех случаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем статистической переборки количественных результатов опыта, рекомендуется формулировать нулевую или отрицательную гипотезу. При ней исследователь допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами (она равна нулю). Например, при изучении структуры деятельности специалиста в какой-либо сфере нас интересует зависимость этой структуры от уровня образования, рабочего стажа, возраста, уровня профессиональной квалификации. Нулевая гипотеза состоит из допущения, что такой зависимости не существует. Можно ли в таком случае в проводимом научном исследовании получить результаты, противоречащие нулевой гипотезе? Если мы такие факты получим, то можно ли будет их рассматривать как случайные? Предполагается, что при такой постановке вопросов исследователю легче уберечься от ложной интерпретации итоговых результатов опыта. Формулируя гипотезу, важно отдавать себе отчет в том, правильно ли мы это делаем, опираясь на формальные признаки хорошей гипотезы: а) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками (иногда исследователи формулируют проблему в определенном, одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит исследователя от проблемы); б) правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории); в) проверяемость. Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать. В частности, вопрос о методике исследования, поскольку с ее помощью возможна техническая реализация различных методов. В исследовании мало ставить перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему. Нет методики исследования вообще, а есть конкретные методики исследования различных объектов, явлений, процессов. Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с ее помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения; методологии; цели исследования; разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя. Невозможно сразу составить программу исследования и методику: во-первых, без уяснения, в каких внешних явлениях проявляется изучаемое явление, каковы показатели, критерии его развития; во-вторых, без соотнесения методов исследования с разными проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные результаты и выводы. В ходе исследования составляется программа, в которой должно быть отражено: – какое явление исследуется; – по каким показателям; – какие критерии исследования применяются; – какие методы исследования используются; – порядок и регламентация применения исследователем тех или иных методов. Таким образом, методика– это своего рода модель исследования, причем развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается исследователем для каждого этапа исследования. При выборе методики учитывается множество факторов и, прежде всего, предмет, цель, задачи исследования. Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру специфических компонентов. Основные компоненты методики исследования: – теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика; – исследуемые явления, процессы, признаки, параметры, факторы; – субординационные и координационные связи и зависимости между ними; – совокупность применяемых методов, их субординация и координация; – порядок и регламентация применения методов и методологических приемов; – последовательность и техника обобщения результатов исследования; – состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла. Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения, взаимной связи и есть искусство исследования. Хорошо продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы. Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи. Эти выводы должны отвечать следующим методическим требованиям: – быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования; – вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения. При формулировании выводов исследователю очень важно избежать двух нередко встречающихся ошибок: 1) своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы; 2) непомерно широкого обобщения полученных результатов, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно широкие выводы. Третий этап – это внедрение полученных результатов в практику с литературным оформлением работы. Литературное оформление материалов исследования является неотъемлемой частью научного исследования и представляется трудоемким и очень ответственным делом. Вычленить из собранных материалов и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно – это главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе литературного оформления результатов и научных материалов. Конечно, не сразу и не у всех это получается, поскольку оформление работы всегда тесно связано с доработкой тех или иных положений, уточнением логики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т.д. Многое здесь зависит не только от степени профессиональной подготовки, но и от уровня общего развития и личности исследователя, его литературных и аналитических способностей, а также умения оформлять свои мысли. В работе по оформлению научных материалов исследователю следует придерживаться общих правил: – название и содержание глав, а также разделов должно соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки, содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание разделов – главу в целом; – первоначально, изучив материал для написания очередного раздела (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логику всей работы, затем провести уточнение, «шлифовку» отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку; – сразу уточнять, проверять оформление ссылок, составлять справочный аппарат и список литературных источников (библиографических ссылок); – не допускать спешки с окончательной правкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться», при этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несущественными, поэтому нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое; – избегать наукообразности, игры в эрудицию, поскольку приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя для окружающих, делают изложение сложным, поэтому стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность; – в зависимости от содержания литературное изложение материала может быть спокойным (без эмоций), аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным, развернутым; – соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками, коллегами в разработке исследуемой проблемы, трезво и объективно оценить свой конкретный вклад в научные изыскания; – перед тем, как оформить чистовой вариант материалов для подготовки к печати, провести апробацию работы: рецензирование, экспертизу, обсуждение на семинарах, конференциях, симпозиумах с коллегами и т.п., после чего устранить недостатки, выявленные при апробировании. Методический замысел исследования нуждается в разработке и практическом использовании общей логической схемы научного исследования. Самостоятельная работа. Изучить: 1. Планирование научной работы в научно-исследовательских организациях, вузах, на кафедрах. 2. Методы обработки и xранения информации. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое научное исследование? 2. Что является целью исследования? 3. Назовите задачи исследования? 4. Что означает обосновать актуальность темы? 5. Что определяет тему научно-исследовательской работы? ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ по дисциплине «Основы научных исследований» направление подготовки (специалитет) 20.05.01 «Пожарная безопасность» Тема 4: Технологии научного исследования (в области технических наук, в области гуманитарных наук) Учебная группа:_______________ Дата проведения:______________ Место проведения занятия:______ Время проведения:_____________ Ⅰ. Цели занятия Учебные 1. Сформировать умения и навыки, необходимые для самостоятельной творческой деятельности в науке и написания научной (курсовой, дипломной и иной квалификационной) работы; 2. Изучение общих правил и последовательности действий, выполняемых исследователем на каждом из этапов научной деятельности; 3. Освоение языка научной работы и ознакомление с понятийным аппаратом научного исследования. Воспитательные 1. Продолжить формирование общей и гуманитарной культуры курсантов. 2. Использовать возможности лекции для повышения общекультурного уровня курсантов, воспитания их эстетического вкуса. Ⅱ. Расчет учебного времени Содержание и порядок проведения занятия Время, мин. Вводная часть 5 3. 1. Понятие технологии научного исследования 40 4. 2. Основные этапы научного исследования 40 Заключительная часть. 5 минут Ⅲ. Перечень литературы 8. Пустынникова Е. В. Методология научного исследования [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Пустынникова Е. В., 2018. - 126 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71569.html 9. Тарасенко В. Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Тарасенко В. Н., 2017. - 96 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80432.html 10. Трубицын В. А. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Трубицын В. А., 2016. - 149 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66036.html 11. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Методические указания к практическим работам для обучающихся по направлению 38.03.02 Менеджмент, 2016. - 24 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62625.html 12. Пивоварова О. П. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Пивоварова О. П., 2019. - 159 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81487.html 13. Сагдеев Д. И. Основы научных исследований, организация и планирование эксперимента [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Сагдеев Д. И., 2016. - 324 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79455.html 14. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. Ф. Шкляр, 2017. - 208 с. Режим доступа: https:// https://e.lanbook.com/book/93545 Ⅳ. Учебно-материальное обеспечение 1. Учебник. 2. ТСО. Актуальность темы: Современный специалист должен не только обладать глубокими профессиональными теоретическими и практическими знаниями, но и иметь необходимые знания в области научных исследований. Это позволит самостоятельно ставить и творчески решать различные сложные вопросы, возникающие в профессиональной деятельности сотрудников МЧС. Поэтому внедрение научных достижений в сфере обеспечения пожарной и техногенной безопасности обусловливает необходимость повышения профессионального уровня выпускников ВУЗов МЧС. Вводная часть (5 мин) Принять доклад у дежурного. Объявить тему лекции, виды занятий и время, отведенное на них, цели лекционного занятия, рассматриваемые вопросы и перечень рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения. Акцентировать внимание обучающихся на актуальность и практическую значимость изучаемой темы. Обозначить учебные вопросы темы и дать их учащимся под запись. При изложении вопроса №1 (40 мин) При рассмотрении данного вопроса следует раскрыть понятие технологии научных исследований. Выбор направления научного исследования. Источники поиска актуальной проблемы научного исследования. Процесс научных исследований. Взаимосвязь научной проблемы и проблемы практики. Методика научных исследований. Формулирования научной проблемы, гипотезы. Подвести итог рассмотрения вопроса, обозначить выводы. При изложении вопроса №2 (40 мин) При рассмотрении данного вопроса следует раскрыть организацию процесса научного исследования. Дать характеристику его этапов ‒ программный (подготовительный) этап научного исследования: информационно-аналитический (основной) этап научного исследования: практический (заключительный) этап научного исследования. Подведение итогов научного исследования, представление результатов, обоснование заключительных выводов; Оформление результатов научного исследования; Внедрение полученных научно-исследовательских результатов в практику. Подвести итог рассмотрения вопроса, обозначить выводы. Заключительная часть Подвести итог занятия, ответить на вопросы, выдать задание для самостоятельной работы, объявить окончание занятия. Разработал: Начальник кафедры ЕНиС дисциплин к.и.н. подполковник внутренней службы П.В. Виноградов
«Технологии научного исследования (в области технических наук, в области гуманитарных наук)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 47 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot