Технологии кризис-менеджмента
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Технологии кризис-менеджмента
Уважаемые студенты! В нашем курсе «Кампании в связях с общественностью» есть раздел для изучения, который называется «Коммуникационный кризис-менеджмент». Обычно им мы заканчиваем эту дисциплину. Но сейчас, когда весь мир переживает небывалый кризис, вызванный эпидемией коронавируса, самое время приступить к изучению этой крайне актуальной темы. Итак, первая лекция и первое задание.
КОММУНИКАЦИОННЫЙ КРИЗИС-МЕНЕДЖМЕНТ
Основа коммуникационного менеджмента – это работа в «мирное время», направленная как раз на предупреждение конфликтных ситуаций. Тем не менее, именно в экстренных случаях механизмы и приемы управления с помощью коммуникаций видны особенно наглядно. Поэтому антикризисный PR – одно из самых важных направлений деятельности в связях с общественностью, которое важно и для понимания сущности коммуникационного менеджмента.
Кризис (греч. – решение ) – резкое изменение, крутой перелом, затруднительное положение.
(«Толковый словарь русского языка»)
Кризис – это прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию компании.
Кризис следует рассматривать как процесс, состоящий из трех этапов:
· До кризиса борьба идет, положение является неопределенным, колеблющимся;
· Момент кризиса – перелом, серьезное происшествие;
· После кризиса начинается нечто новое, организационно иное, чем прежде. В более широком смысле - резкий переход, нарушение непрерывности.
Надо различать конфликт и кризис. Конфликт – более тяжелый процесс, нежели кризис.
Конфликт – это динамический тип социальных взаимоотношений при потенциально возможном или реальном столкновении субъектов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпочтений, интересов или ценностей, постоянно присутствующий и не поддающийся устранению. (Чумиков А.Н. Управление конфликтами).
Кризис – это неизбежная ступень всякого развития, момент перехода от старого к новому, и необходимо проходить через него с наименьшими потерями. Выйти из этого испытания полным сил и идей – или сломаться, замкнуться, устраниться от саморазвития: такая дилемма стоит перед человеком, переживающим какой-либо кризис, такая же стоит и перед организацией. Проходить через кризис, не допуская его разрастания в конфликт, - вот одна из главных задач развивающейся организации, в достижении которой реальную помощь может оказать коммуникационный менеджмент.
В последнее время число кризисов и аварий в нашем мире резко возрастает. Почти везде они сопровождаются человеческими жертвами. И кризис сразу же становится новостным событием для средств массовой информации. Как отмечает Сэм Блэк:
«Подобное событие может иметь серьезные последствия для компании: оно даже может угрожать будущему существованию компании. Поэтому менеджмент кризиса сразу же включает кризисные паблик рилейшнз».
Мы не можем говорить об устранении кризисов, это утопия, само развитие в мире происходит в результате кризисов, но мы обязаны говорить об управляемости кризисов, о системе коммуникационного кризис-менеджмента.
Кризис-менеджмент – это искусство овладения сложной ситуацией, устранение большей степени риска и неопределенности, позволяющее подчинить своей воле большинство нежелательных процессов и добиться контроля над происходящим. ( М.Гундарин).
Целями ККМ являются:
1.прогнозирование кризисов;
2.быстрое прекращение кризиса;
3.ограничение ущерба;
4. восстановление доверия к организации.
Информация для заказчиков: PR в кризисной ситуации может сделать многое, но далеко не все. Да, спасти честь и репутацию организации, обеспечить ей возможность для дальнейшего развития – но нет, не исключить финансовые потери.
Виды кризисов
Существуют разные классификации. Самое важное – решить, какая из многочисленных классификаций является наиболее актуальной для произошедшего кризиса и для антикризисной программы вашей организации а, возможно, и для вас лично.
Так кризисы подразделяются:
По длительности :
· имеющие фиксированный по времени финал (банкротство/ выход из долговой зависимости, выборы/ не выборы ) ;
· не имеющие фиксированного по времени финала (развязка может длиться годами – ухудшение репутации, падение спроса на продукцию);
· затяжные (имеющие последствия, предсказать и даже угадать которые сложно, например, химическое или радиоактивное заражение среды.)
По периодичности:
· краткосрочные ( раз в 4-5 лет);
· среднесрочные (раз в 8-10 лет);
· долгосрочные (раз в 40-60 лет);
· вековые – например, кризисы способа производства (раз в несколько столетий).
По территории :
· индивидуальные (для конкретного производства);
· локальные (охватывающие тот или иной район);
· национальные или региональные (охватывают экономику всей страны);
· транснациональные (затронуты интересы целого ряда стран);
· мировые (проявляются в синхронизации кризисов во многих или в большинстве стран мира);
Как утверждает Михаил Гундарин в своей « Книге руководителя отдела PR» на стр. 208: «PR более всех в профессиональном отношении интересуют кризисы индивидуальные и краткосрочные. Просто потому, что из них легче найти выход…» . С автором трудно согласиться. Кризис не спрашивает нас, что нас интересует больше, он может произойти любой, что мы и наблюдаем сегодня.
Известна принятая в практике США классификация кризисов с точки зрения возможных сценариев их развития:
1.Внезапные кризисы, когда нет времени для подготовки и планирования. Сюда попадают крушение самолета, землетрясение, пожар, гибель первого лица, что требует заранее согласованных между ведущими управленцами действий, чтобы не дать развиться непониманию, конфликту, задержке в реакции.
2.Возникающий кризис дает время для исследования и планирования. Задачей становится проведение коррекции до того, как кризис перейдет в критическую фазу.
3. Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия по их приостановке. Сюда, к примеру, попадают слухи.
Еще одна классификация - по источнику кризиса:
1. Вызванные явлениями природы (землетрясения, наводнения, эпидемии).
2. Вызываемые преднамеренными действиями (терроризм, бегство финансового директора со всеми активами и прочее мошенничество).
3. Вызываемые непреднамеренными действиями (незлонамеренное банкротство, ошибки в менеджменте, недоработки персонала).
Классификация со специфической точки зрения СО, данная Сэмом Блэком:
1. «Известное неизвестное»
Известно, что кризис может произойти, но неизвестно, произойдет ли он, и если да, то когда.
Речь идет о ситуации кризиса в авиации, на железных дорогах, в химической промышленности, ядерной энергетике, на газопроводах и т.д. Понятно, что может произойти с газопроводом. Вся эта информация (характер повреждения, его последствия и т.д.) достаточно легко систематизируется и анализируется.
2. «Неизвестное неизвестное »
Неизвестно что произойдет и неизвестно когда. Да, можно предвидеть технологические риски, отлаживать технологию до мм, но если вмешается маньяк как в истории с «Тайленолом» в компании «Джонсон и Джонсон» ( основана в 1886г).Что делать тогда ? Быть готовым к немедленным и решительным действиям!
Что же произошло с компанией «Джонсон и Джонсон»? И какие первые правила антикризисного поведения она выработала - в следующей лекции.