Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Технологии и методики работы с временным детским коллективом

  • 👀 584 просмотра
  • 📌 551 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Технологии и методики работы с временным детским коллективом
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Технологии и методики работы с временным детским коллективом» docx
ЛЕКЦИЯ 3. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ План 1. Базовые формы организации мероприятий в загородном лагере. 2. Коллективная творческая деятельность и методика ее организации. 3. Система самоуправления и соуправления в ВДК. 1. Базовые формы организации мероприятий в загородном лагере. Каждый, кто когда-нибудь работал в загородном лагере, представляет себе такой документ как план-сетка (таблица, в которой по датам расположены мероприятия), без нее не обходится ни один лагерь, ни одна лагерная смена. Но представьте себе ситуацию, когда опыта у вас не очень много, а набросать такой документ необходимо быстро, поэтому вы попытались воспользоваться чужим планом-сеткой (нашли в Интернете, попросили у знакомых и т.д.). Скорее всего, названия мероприятий, которые отражаются в плане, окажутся совершенно непонятными. Дело в том, что на протяжении некоторого времени в педагогических коллективах складывается свой специфический язык (корпоративный сленг). Данное обстоятельство существенно затрудняет взаимопонимание вожатых летних лагерей при обмене опытом. В этой связи возьмем на себя смелость предложить типологию форм мероприятий, которые будут своего рода всеобщим языком, понятным людям из разных педагогических отрядов, из разных лагерей. Прежде всего, остановимся на том, что такое форма организации мероприятия. На основе многолетней практики, анализа своего и чужого опыта работы, предлагаем считать формой организации воспитательного мероприятия – педагогически целесообразную, ограниченную по времени и месту структуру (формат) взаимодействия воспитателей и воспитанников. Опираясь на существующие подходы в педагогической литературе (С.П. Афанасьев, А.Г. Кирпичник, С.Д. Поляков, Е.В. Титова и др.), мы полагаем, что сущностными признаками формы организации воспитательного мероприятия являются: – участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции – организаторов, выступающих, зрителей и т.д.; – воспитательные задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность); – организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы); – набор актов, ситуаций, процедур; – порядок действий (алгоритм); – организация пространства. Говоря об алгоритме действий участников, нельзя не упомянуть об эмоциональном и содержательном ритме формы – определенной организации совместной деятельности во времени, их фазность, повторяемость, периодичность. Классификация форм организации воспитательных мероприятий может быть простроена на различных основаниях. Нам представляется, что наиболее удобной является типология, которая с одной стороны опирается на хрестоматийную идею Л.И. Уманского о трех формах совместной деятельности, а с другой основывается на идеи о подобии форм воспитательных мероприятий традиционным формам жизнедеятельности крестьянского сообщества (Б.В. Куприянов). Согласно приводимой ниже классификации процедуры передвижения участников определяют три базовые формы организации мероприятий в загородном лагере: 1 – упорядоченное движение по маршруту – базовая форма «путешествие» («шествие»), 2 – свободное (неупорядоченное) движение в рамках ограниченной площадки – базовая форма «гуляние», 3 – минимальное движение (участники либо сидят, либо стоят) в рамках ограниченной площадки – базовая форма «представление». Базовая форма «представление» характеризуется тем, что организация пространства предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями. Не будет большой ошибкой называть форму мероприятия «представление» – шоу-программой [4]. Многообразие публичных представлений (шоу-программ) в загородном лагере можно условно разделить на четыре группы, по доминирующим способам организации: – выступление или комплекс выступлений (показ), – торжественная церемония (ритуал, просмотр), – ток-шоу (публичный диалог, показ), – публичное соревнование (конкурс-соревнование). Представлениями-показами можно называть самодеятельный спектакль или концерт, который дети показывают своим родителям, друг другу. Если же роль участника мероприятия сводится преимущественно к роли зрителя, слушателя, то перед нами – представление-просмотр, примерами таких мероприятий можно назвать посещение детьми вожатского спектакля. К этой разновидности форм организации относятся конкурсные программы, проводимые в зрительном зале или приспособленным под него площадке (наиболее известной и широко используемой конкурсной шоу-программой является КВН – конкурс веселых и находчивых). Существуют и другие конкурсные программы (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и т.д.). В практике загородных лагерей для обеспечения качества выступлений зачастую требуется достаточно длительная подготовка участников, данное обстоятельство сближает конкурсную шоу-программу с концертом. Специфика подготовки и проведения конкурсной программы, проводимой на сцене, на стадионе, открытой площадке и т.д. состоит в необходимости обеспечить зрелищность. Залогом зрелищности является доступность для наблюдения действия всех участников конкурса: - конкурсантов (периодически они должны появляться все вместе в центре внимания), - жюри (периодически они должны становится объектом внимания), - ведущего. Зрелищность конкурсной шоу-программы задается интригой соревнования – неизвестностью конечного итога (кто станет победителем), предпосылка возникновения интриги – относительное равенство сил соперников (по крайней мере, такое впечатление должно возникнуть и поддерживаться у зрителей). При разработке представления – конкурсной программы, необходимо закладывать ситуации, где конкурсанты смогут ярко продемонстрировать себя и свои возможности в сфере конкурса. Интрига может поддерживаться неожиданными ситуациями (заложенными сценарием или импровизацией ведущего или жюри), при управлении игровой ситуацией соревнования важно создать и поддерживать накал эмоций. Самой распространенным представлением в лагере является линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Функции участников взаимодействия могут быть следующие: ·     ведущий линейки (находится в центре внимания); ·     выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания); ·     зрители (все участники); ·     исполнители ритуальных действий (все участники и специальная ритуальная группа). Содержанием взаимодействия данной формы является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации. В книге «Первый звонок» С.П. Афанасьев подчеркивает первостепенную роль ритуалов при проведении линейки. Он напоминает десять достаточно известных ритуалов (подъем государственного флага, исполнение гимна, вынос знамени и штандартов, перекличка, награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов) и более десятка новых (вручение верительных грамот, символов, амулетов и другие) [1, С.24-43]. Большой опыт использования ритуалов был накоплен в пионерской организации. Основываясь на достижениях недавнего прошлого, следует подчеркнуть следующее: ритуал должен обязательно проходить в центре внимания или быть сориентирован на доступность для общего наблюдения. Весьма показателен ритуал выноса знамени. Как правило, он предусматривал движение ритуальной группы по всему периметру строя и остановку в центре внимания. Здесь могла происходить передача знамени, смена почетного караула и т.п. Затем, после окончания церемонии ритуальная группа уже могла не обходить строй, чтобы избежать однообразия. Базовая форма «представление» Способ взаимодействия № п.п. Примеры Ритуал 1. Линейка (открытия смены, утренняя, торжественная), вахта памяти  2. Ток-шоу Диалог 3. Вечерний огонёк («свечка») 4. Рассказ, публичное выступление с речью, концерт, спектакль, демонстрация мод (общелагерный вечер «Здравствуйте!») Показ 5. Творческий конкурс, спортивное состязание, интеллектуально-познавательная игра, рыцарский турнир (в роли конкурсанта)  Соревнование Развлечение 6. Просмотр кино (видео-, теле) фильма, спортивного или художественного представления, творческого конкурса (в роли зрителя)  Просмотр   Гуляние является традиционной формой времяпрепровождения с развлечениями, танцами, либо на открытом воздухе (гулять в парке, в городском саду), либо в специальных залах (бал, вечеринка, посиделки). В самом широком понимании к гуляниям относится приход в гости, посещение родных и знакомых с застольем, разговорами и т.д. По своему социокультурному контексту гуляние более чем другие формы предполагает некоторый субъективный отрыв гуляющего от повседневности, российское гуляние сродни итальянскому или латиноамериканскому карнавалу. Особенностью гуляния как базовой формы организации воспитательных мероприятий является отсутствие единого центра внимания и закрепленной за участником роли (функции), локальные центры внимания разбросаны на площадке, и каждый участник, свободно передвигаясь, может выбирать интересующий его центр, где выступать как в роли зрителя или активного деятеля. Для организации мероприятия в форме гуляния следует предусмотреть избыточность привлекательных занятий и зрелищ, для того чтобы, перемещаясь по площадке, участникам было не скучно. Частными случаями гуляния как базовой формы организации мероприятий являются танцевальная программа, ярмарка, вечер общения в импровизированном кафе, представление в кругу (вокруг прощального костра). Ярмарка (народное гуляние) — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Существует интересный опыт, когда для проведения ярмарки использовали иной игровой материал: «Тверской бульвар», «Манхеттен», «Арбат», «Елисейские поля» (по названию улицы, района города, где проходит развлечение, а также места, предназначенного для этого специфического времяпрепровождения). Вариантом проведения гуляния является «Вечер альтернатив», популярный в Костромском областном лагере старшеклассников им. А.Н. Лутошкина «Комсорг». Особенность «Вечера альтернатив» состоит в том, что гуляют участники своими отрядами (временными коллективами). Обозначим процедуры, акты и ситуации, присущие ярмарке. Во-первых, это свободное движение участников по всему пространству, где расположены площадки — аттракционы. Вовлечение в аттракционы обычно обеспечивается следующим образом: за участие в аттракционах выдаются жетоны, которые можно обменять на съестное (блины, чай, конфеты, фрукты и т.д.) или призы. Существует возможность развернуть целую экономическую игру. Следует определить аттракцион как специфический конкурс, не требующий особых умений, длительного времени на выполнение задания. Ярмарка обычно начинается общим сбором, где объясняются правила игры, могут быть названы призы, которые ждут участника, набравшего наибольшее число жетонов. А финал ярмарки может проходить в виде аукциона — распродажи, где участники смогут освободиться от оставшихся у них жетонов, приобретая памятные призы и сувениры. Алгоритм проведения ярмарки включает в себя: 1 – общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием, 2 – свободное движение участников по пространству, 3 – свободный выбор аттракциона и участие в нем, 4 – финальный сбор, с аукционом или без него. Базовая форма «гуляние»  Способ взаимодействия № п.п. Примеры Показ и просмотр 1. Ярмарка, танцевальная программа (дискотека) Развлечение 2. Вечер общения в импровизированном кафе («Вечер именинника») Диалог 3. Ролевая игра Соревнование Исследование 4. Разведка интересных и полезных дел (в орг. период) Созидание   Трудовая акция, подготовка к представлению, изготовление выставки Ритуал 5. Представление вокруг прощального костра   Путешествие как базовая форма организации мероприятий в загородном лагере представляет собой упорядоченное движение участника по маршруту, в ходе движения предусматриваются остановки, различные по продолжительности (от нескольких минут до нескольких дней) в зависимости от разновидности путешествия. Самым простым примером этой формы является прогулка (путешествие-развлечение), самым сложным и требующим длительной подготовки – поход (путешествие – преодоление). Особое место среди путешествий занимают карнавальное шествие (шествие – ритуал), экскурсия (путешествие – диалог с просмотром природных или культурных объектов). Наиболее широко известной разновидностью путешествия является игра-путешествие (маршрутная игра, игра-эстафета и т.д.). Назначение игры-путешествия вариативно, эта форма может использоваться: • для информирования воспитанников; • служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.); • предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами; • способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций; • организации коллективного планирования деятельности временного коллектива. Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие – одна из самых богатых по потенциалу форм. Рассмотрим набор актов, ситуаций и процедур взаимодействия, характеризующих игру-путешествие. Как и во всех путешествиях здесь имеется процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов организационного воплощения данной процедуры, существует несколько модификаций игры-эстафеты. Первая модификация — маршрутный лист четко обозначает порядок движения команды и расположение площадок. Вторая модификация — в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены. В этом случае места действия разбросаны по определенной территории и задача команды состоит в том, чтобы за ограниченное время найти и пройти как можно больше площадок. Третья модификация — порядок движения известен только проводнику. Возможны модификации игры-путешествия по количеству участников в командах. Игра-путешествие может предполагать участие команды, состоящей из одного-двух человек, а может — и до восьмидесяти. Особая процедура — это передвижение команд. Участники могут передвигаться перебежками, особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута. Команды могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика). Следующая по значимости процедура состоит в организации деятельности на площадке. Деятельность на площадке может быть организацией просмотра, выполнением задания, спонтанного реагирования на ситуацию. При определении порядка прохождения командой площадок важно помнить, что однотипные задания и действия быстро утомляют участников. Поэтому часто практикуется чередование площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими, которые бы предусматривали выполнение заданий. Вообще, организаторам игры-путешествия можно посоветовать разработать эмоциональную партитуру деятельности и строго («по нотам») разыграть ее. Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту. Третья процедура — это общий сбор участников игры-путешествия, который проводится дважды. Мы условно назвали процедуру первого сбора — «сбор-старт», а последнего — «сбор-финиш». На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя легендарное обоснование деятельности и правила игры (в т.ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если необходимо) победители. Реализация игрой-эстафетой педагогической цели зависит и от того, как участники будут подготовлены к восприятию предстоящей деятельности, а также от того, как будет проведено последействие. Подготовка к восприятию игры-путешествия включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных для детей задач. Последействие должно создать условия для выхода эмоций (как положительных, так и отрицательных) и, кроме того, содержать подведение итогов для каждого участника мероприятия. Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя: 1. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия. 2. Сбор-старт. 3. Движение команд по маршруту. 4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности 5. Сбор-финиш. 6. Организация последействия. Базовая форма «путешествие»  Способ взаимодействия № Примеры Показ – просмотр 1. Игра-путешествие 2. Карнавальное  шествие   Ритуал Развлечение 3. Прогулка Диалог   4. Экскурсия (в том числе ознакомительная экскурсия в первые дни) Просмотр Исследование 5. Экспедиция Созидание 6. Поход Преодоление   Несколько лет назад в статье [2] были предложено поразмышлять над тем, как программировать лагерную смену, тогда речь шла о её десяти вариантах: 1) «летняя школа», 2) «оздоровительная программа», 3) «программа дачного отдыха», 4) «программа погружения в культуру», 5) «летняя экспедиция», 6) «лагерь труда и отдыха», 7) «программа социальных акций», 8) «летний форум», 9) «смена – фестиваль», 10) «программа клубных встреч». В данном тексте были рассмотрены формы, которыми можно наполнить этот избранный вариант - как конкретными мероприятиями, то есть перейти от программы к плану.  Литература 1. Афанасьев С.П. Первый звонок: Что делать в школе 1 сентября: Методическое пособие. — Кострома: «Эврика-М», 1999.-112с. 2. Куприянов Б.В. Как придумать лето? (о программировании смены в загородном детском лагере) // Народное образование. – 2012. – № 3. – С.49-56. 3. Из чего сложить лагерную смену? (о планировании смены в загородном детском лагере)// Интерактивное образование. Электронная газета. [Электронный ресурс]. URL: http://io2.nios.ru/index.php?art=2907&point=7&rel=51 (Дата обращения 01.03.2018). 4. Миновская О.В. Публичное представление (шоу-программа) // Воспитательная работа в школе. – 2013. – № 5. – С.136-138. 2. Коллективная творческая деятельность и методика ее организации Методика КТД (организации коллективной творческой деятельности) имеет давнюю историю. Она возникла в СССР как «коммунарская методика», и связана с именем Игоря Петровича Иванова (1923, г. Сухуми – 1992, г. Санкт - Петербург) и его единомышленниками в конце 50-х годов XX века. В научной литературе она имеет и другие названия: «методика коллективной организаторской деятельности», методика коллективной творческой деятельности, «методика Иванова», «орлятская» педагогика (от названия Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок»), методика коллективного творческого воспитания». В основе методики КТД лежат педагогические идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, А. П. Гайдара, В. Н. Терского, работы Т. Е. Конниковой, В. С. Ханчина, С. Л. Соловейчика, опыт школ-коммун 20—30-х годов XX века, романтическое содержание деятельности пионерской организации. Под методикой КТД понимают – «систему условий, методов, приёмов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма». Суть методики определяют четыре положения, характеризующие её основные черты: 1. Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, не провозглашаемых в виде лозунгов, а рождаемых в процессе повседневной гуманной воспитательной работы. Центральное звено методики — понятие общей, творческой заботы об улучшении окружающей жизни, в процессе которой изменяется образ жизни детей, и тем самым создаются условия для нравственного развития подростка. 2. Организация деятельности как общественно значимой («для людей, для близкого и далёкого друга»), интересной для каждой личности и творческой («творчески — иначе — зачем?»), художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы). Творческая социальная деятельность школьников обеспечивается общим поиском людей, нуждающихся в заботе, коллективных дел («разведка дел и друзей») и способов совместной работы, помогающих достичь наилучших результатов. Особую роль в эмоциональном сплочении членов коллектива имеет их участие в изобретении новых (чаще всего игровых) форм деятельности». В СССР самыми популярными были такие творческие дела: «трудовой десант, гайдаровский рейд, «концерт-ромашка», город весёлых мастеров, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир знатоков, день рыцаря, защита фантастических проектов, интеллектуальный бой и др.». Например, вслед за Гайдаром и Терским Иванов успешно применял приём «коллективного сюрприза» — дело «по секрету», доставляющего радость как человеку, готовящему сюрприз, так и принимающему его. 3. Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность. Переосмысление роли дежурных командиров как организаторов творческих дел и отношений привело к изобретению особого способа организации КТД — совета дела. Гл. его задача — исключить деление коллектива на актив и пассивную часть: все думают, что делать, зачем и как сделать лучше, интересней; все вместе готовят дело и обсуждают успехи, неудачи и их причины. 4. Особые отношения в детском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе. Эти отношения закреплены в законах товарищества (например, закон «доброго отношения к человеку»), в позиции педагога как старшего друга, обеспечивающей полное взаимопонимание и взаимодействие педагогического и детского коллективов. Определен «алгоритм» КТД. Он состоит из шести стадий: 1) применительно к условиям детского оздоровительного лагеря - предварительная работа вожатых и педагога (поиск идеи – «Кому нужна наша забота и помощь?»; стартовая беседа вожатых с детьми; предварительная постановка задач, мотивация детей к КТД, коллективная разведка полезных дел); 2) на сборе отряда предварительное планирование дела – выборы «совета дела»; создание творческих микрогрупп с учетом их интересов, особенностей общения; распределение заданий между ними; 3) непосредственная подготовка КТД микрогруппами (в течение одного или нескольких дней); педагог побуждает ребят к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла; 4) проведение КТД – в форме «визитной карточки» отряда, спектакля для младшего отряда, деловой игры, праздника для именинников, трудового десанта, ярмарки солидарности, праздничного концерта в «родительский день», конкурса, викторины и др.); группа будет работать более эффективно, если и активные и пассивные дети будут отвечать за свое маленькое дело – ответственный за сценарий, ответственный за репетиции, ответственный за музыкальное оформление, ответственный за техническое обеспечение, ответственный за фотогазету и т.д.; 5) подведение итогов на «отрядном огоньке»; 6) коллективный анализ результатов КТД. Какие вопросы можно обсудить: - были ли достигнуты цели и задачи дела; - какими методами; как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, оригинально, с душой, формально); - приходилось ли вам вносить корректировки, почему, что это дало; - что нужно учесть при проведении следующего дела. Главный смысл этого этапа - расширение круга добрых дел. Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать, улучшению тех отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества, которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения КТД. По тематике КТД могут быть общественной, трудовой, познавательно, художественно-эстетической, спортивной и др. направленности: • общественные (беседа за круглым столом, диспут, рассказы и др.); • трудовые (город весёлых мастеров, защита профессии и др.); • познавательные (вечер весёлых задач, КВН, тематические викторины); • художественно-эстетические (карнавал мод, театр пантомимы, конкурс песни, конкурс рисунков, концерт–молния, концерт–ромашка, кукольный театр, и др.); • спортивные (весёлые старты, день здоровья, веселая спартакиада, спартакиада народных игр, и др.); • досуговые (аукцион забав, «живые картины», рыцарский турнир, академия веселых наук, летний бал, ситцевый бал, бал цветов, бал Терпсихоры). • экологической направленности (операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна»). В заключении подчеркнем, что методика коллективной творческой деятельности – это не «мероприятие», а доброе и полезное дело с заботой о близких и о себе. 3. Система самоуправления и соуправления в ВДК Рассматривая вопросы технологии и методики работы с временным детским коллективом, что в организации деятельности детей (например, в детском оздоровительном лагере) важная роль принадлежит детскому самоуправлению. Самоуправление – самодеятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации, где выбор всех основных задач, их решение организуются и контролируются самими детьми. Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами, которые реально могут организовать сами дети (но не делами администрации, педагогов, вожатых). Самоуправление строится на соблюдении определенных принципов: - Открытость и доступность. Все дети могут принимать участие в самоуправлении. - Добровольность и творчество. Отряду предоставляется право свободного выбора содержания деятельности, форм работы. Творчество выражается в проведении новых по замыслу, не повторяющихся по форме и отличных по содержанию дел. - Равенство и сотрудничество. Вожатый, выборный актив и рядовые члены занимают равное положение. В условиях детского коллектива нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок попробовал себя в роли ответственного (организатора). Самоуправление по своей природе не является абсолютно «детским». Речь должна идти о соуправлении, об объединении усилий детей и взрослых в решении интересных для детей и полезных для общества задач. И здесь роль взрослого – это роль консультанта, эксперта, методиста, партнера для детей и очень тактичного контролера. В практике работы ДОЛ часто используют такую форму самоуправления и соуправления, как детская лагерная республика. О детской лагерной республике мечтают все дети. Уже сам процесс её создания согревает ребячьи сердца, потому что дети участвуют в интересном и серьёзном действе, отвечают за порученное дело. Ребёнок понимает: ты – значим, ты – необходим, ты можешь раскрыть себя. Что может быть ещё увлекательнее и интереснее в жизни детского лагеря? При этом, создавая ребячью республику, дети получают знания реального граждановедения. Они учатся быть гражданами своей ребячьей страны. Именно здесь, в небольшом детском государстве, они могут ощутить, как важно быть гражданином, ответственным за всё, что происходит вокруг. Так что же такое самоуправление в лагере? Прежде всего, это выборы. Выборы – одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых высших государственных должностей (например, президента). Выйти вперёд и встать во главе других, в общем-то, бывает несложно. Сложнее другое. Встающий впереди становится лидером, ведущим, а, значит, ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведёт, за дело, которое он берётся организовывать. Как найти такого человека, как не ошибиться, выбирая лидера? Поэтому рассмотрим сейчас методику проведения выборной кампании, которая включает в себя две деловые игры: «Лидер» и «Выборы». Деловая игра «Лидер» 1. Общие положения. Деловая игра «Лидер» проводится как подготовительный этап деловой игры «Выборы». В ней принимают участие все члены организации. Задания игры подобраны таким образом, что позволяют проявить участникам организаторские, творческие, коммуникативные способности, которые необходимы любому человеку, претендующему на роль лидера в общественной организации. 2. Цель игры: выборы кандидатов в Совет организации и Президента организации. 3. Подготовительный этап: Старшие руководители знакомят участников с целью и правилами игры. Всем готовятся таблички с именами или порядковыми номерами. 4. Ход игры: Игра проходит по группам в количестве 7-9 человек, по итогам каждого конкурса участники, ставшие победителями или внесшие в решение поставленной задачи наибольший вклад, получают жетон и на начало следующего конкурса переходят в другую группу. КОНКУРС № 1. - Разбивка участников игры на микрогруппы с помощью игры «Карабас». Ведущий произносит слово КА-РА-БАС и показывает на руках какое-то количество пальцев, предложив встать стольким участникам, сколько показано пальцев. Чаще всего первыми встают самые общительные, стремящиеся к лидерству. Им ведущий вручает жетоны и предлагает набрать себе группы. КОНКУРС № 2. - Игра «Семейная фотография». Каждой группе предлагается представить себя семьёй, которой нужно сделать семейную фотографию. Для этого необходимо выбрать «фотографа», который расположит семью для фотографирования и «дедушку», который определит роли в семье. «Фотограф» и «дедушка» в конце игры получают жетон и по кругу переходят в другую группу. КОНКУРС № 3. - Игра «Сложите фразу». Каждой группе вручается конверт, где лежат листочки с буквами, из которых нужно как можно быстрее сложить фразу «Сейте разумное, доброе, вечное». Каждой группе выдаётся жетон, который вручается самому активному участнику. Игроки, получившие жетон, переходят в другую группу. КОНКУРС № 4. - Игра «Выбор председателя». Каждой группе предлагается выбрать председателя для ведения собрания. Когда выбор сделан, все «председатели» получают жетоны и переходят в другие группы. КОНКУРС № 5. - Игра «Банк идей». Каждый участник группы в течение 2 минут придумывает интересное дело, которое он предлагает провести в классе, школе, отряде, лагере. Затем по кругу в течение одной минуты рекламирует свой проект. Группа голосованием определяет лучшее дело. Автор-победитель получает жетон и переходит в другую группу. КОНКУРС № 6. - Игра «Три Д» /друг для друга/. Каждая группа придумывает задание для следующей группы. Жетоны получают авторы идеи задания и авторы идеи выполнения. Получившие жетоны переходят в другую группу. КОНКУРС № 7. - Игра «Шарж». Каждая группа рисует дружеский шарж на любого члена отряда, педагога. В конце игры жетоны получают авторы идеи и художник. Игроки, получившие жетоны, переходят в другую группу. КОНКУРС № 8. - Игра «Подпись к шаржу». Группы обмениваются шаржами и придумывают к ним подписи. Жетоны получают авторы идеи и переходят в другую группу. КОНКУРС № 9. - Игра «Метки». Ведущий предлагает участникам игры сесть в общий круг, раздаёт всем листочки, на которых нарисованы 2 точки: красная и чёрная и предлагает каждому рядом с красной точкой поставить номер игрока, который, по его мнению, может стать лидером, и рядом с чёрной точкой – номер игрока, который, по его мнению, не обладает чертами лидера (в зависимости от эмоционального состояния группы, ведущий может разрешить поставить номер рядом с чёрной точкой только желающим). 5. Подведение итогов игры. Ведущий собирает у игроков жетоны и подсчитывает положительные (красные точки) выборы. Победителями становятся те, кто набрал больше всех жетонов и получил большее количество выборов (2-4 человека). Этим членам организации предлагается принять участие в деловой игре «Выборы». Деловая игра «Выборы» Деловая игра «Выборы» может быть использована для организации выборов органов ученического самоуправления в школе, руководящего органа общественной организации. Цели и задачи игры: • формирование у подростков политической культуры, гражданской зрелости, умения определять своё место в решении актуальных социально-политических задач, стоящих перед обществом, • воспитание моральной и правовой ответственности за происходящее в стране, • знакомство подростков с избирательной системой государства. Участники игры: В игре принимают участие все члены организации, педагогический коллектив выступает в роли консультантов. В игре может принимать участие любое количество участников, но не менее 40-50 человек. Все члены организации делятся на 3 группы: • 1 группа – кандидаты и партии. Партии могут создаваться на базе отряда, а также их может образовать любая группа, состоящая не менее чем из трёх человек. Каждая партия разрабатывает программу деятельности. Кандидаты в руководящие органы могут выдвигаться партиями, самовыдвижением. Обычно, кандидатами становятся победители игры «Лидер». • 2 группа – СМИ: печать, радио. Для освящения хода выборной кампании создаётся пресс-центр, куда присылают своих представителей все отряды, организации. Пресс- центр доводит до сведения всех участников игры решения Центральной избирательной комиссии, готовит материалы о кандидатах в Совет организации и президенты. • 3 группа – организаторы выборов. Центральная избирательная комиссия. Она формируется из представителей всех отрядов, организаций. Возглавляет комиссию представитель педагогического коллектива. Центральная избирательная комиссия: • разрабатывает правила проведения выборов, знакомит с ними участников игры, • контролирует правильность проведения предвыборной агитации, • формирует избирательные округа, • организует пресс-конференции, дебаты, встречи с кандидатами, агитационные площадки, • регистрирует партии и кандидатов. ХОД ИГРЫ: Игра проводится в несколько этапов и может длиться один-два дня. 1 этап – подготовительный. Проводится общий сбор участников, на котором организаторы игры знакомят с целями, задачами, правилами, вариантами ролей, которые они будут исполнять. Участникам предлагается создать свои партии, выдвинуть кандидатов в Совет (Думу, Парламент и т. д.), Президенты, а также представителей в пресс-центр и Центральную избирательную комиссию. 2 этап – организационный. Участники игры создают политические партии. Каждая партия определяет своё название, разрабатывает программу, выдвигает кандидатов в руководящий орган, Президенты, пресс-центр, Центральную избирательную комиссию, составляет план проведения предвыборной агитации. Пресс-центр выпускает бюллетени с решениями ЦИК, информирует участников игры о проводимых мероприятиях, готовит радиопередачи и выпускает газеты с материалами о кандидатах. Избирательная комиссия составляет списки избирателей, регистрирует кандидатов, разрабатывает форму избирательного бюллетеня, готовит оборудование для избирательных участков, формирует избирательные округа. В областном лагере старшеклассников «Рубин» округа формируются следующим образом: в округ объединяются по два отряда и округам присваиваются номера отрядов: 12, 34, 56, 78. 3 этап – предвыборная агитация. Агитация начинается с момента регистрации кандидатов. Кандидаты в Президенты проводят свою кампанию среди всех участников игры. Кандидаты в Совет проводят агитацию в соседнем округе, избиратели которого будут голосовать за них (например: 12 в 34 и наоборот, 56 в 78 и наоборот). Формы агитационной работы: • встречи с кандидатами, • пресс-конференции, дебаты, • работа агитплощадок, • предвыборные шоу, • выпуск листовок, плакатов, газет, радиопередач, • индивидуальная работа с избирателями. Правила агитационной работы вырабатывает ЦИК и знакомит с ними всех участников выборной кампании. 4 этап – голосование и подведение итогов. Для проведения голосования организуются избирательные участки по количеству округов. Для организации работы участков готовится следующее оборудование: избирательная урна, список избирателей, бюллетени, правила голосования, образец заполнения бюллетеня, списки кандидатов в Совет и Президенты. Каждый избиратель получает бюллетень, который состоит из двух граф, в первую он вписывает фамилии двух кандидатов в Совет, во вторую фамилию одного кандидата в Президенты. Недействительными считаются бюллетени, где написано больше фамилий или фамилии кандидатов из другого округа. После окончания голосования избирательная комиссия вскрывает урны и подсчитывает голоса. Результаты выборов объявляются на общем собрании, линейке. ПРОТОКОЛ Собрания (съезда) партии по выдвижению кандидатов в Совет и Президенты организации. Присутствовало на собрании чел. 1. Слушали: о выдвижении кандидатов в Совет и Президенты организации. 2. Решили: а) Выдвинуть кандидатами в Совет организации Кузьмина Романа, Ширяева Александра. Голосовали: • «За» чел. • «Против» чел. • «Воздержался» чел. б) Выдвинуть кандидатом в Президенты организации Евсюкова Сергея. Голосовали: • «За» чел. • «Против» чел. • «Воздержался» чел. Председатель собрания Секретарь собрания Избирательный бюллетень Округ № Президент организации 1. Совет организации 1. 2. Вариант деловой игры «выборы» - сюжетно-ролевая игра «Выборы президента». 1. Объяснение цели и правил проведения мероприятия детям. Цель – выбрать президента «коллектива» (отряда, лагеря, организации и т. д. ), человека, организующего работу «коллектива». “ Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы выбрать президента «коллектива» (объясняются функции и полномочия президента. Функции и полномочия президента зависят от специфики «коллектива»). Президент «коллектива» выбирается на определённый срок, а затем происходят перевыборы. Кандидатом в президенты может стать любой из вас. Кандидат набирает себе кабинет советников и вместе они образуют партию или блок. Их может быть несколько. За определённый промежуток времени партии (блоки) придумывают себе название и девиз, готовят программу и продумывают рекламную кампанию. Затем кандидаты со своими кабинетами представляют свои программы «коллективу» -- проводится пресс-конференция, во время которой незадействованная часть «коллектива» представляет собой избирком и избирателей. После представления программ партии получают право проводить рекламную кампанию, цель которой – завоевать симпатии избирателей и собрать большее количество подписей в поддержку кандидата на пост президента «коллектива». Вечером избирком проводит выборы президента. Кто из вас хочет выдвинуть свою кандидатуру на пост президента «коллектива»? 2. Выдвижение кандидатов на пост президента «коллектива». 1. Представление. 2. Блиц-опрос. 3. Танцы. 1- Задание для кандидатов: выступить с короткой, но оригинальной речью, в которой они сообщают свои биографические данные и описывают жизненный путь, словом, представляют себя (1 минута). 2 – Далее: избиратели должны знать об уровне компетенции своих кандидатов. Кандидатам предлагается блиц-опрос из некоторого количества экономических, политических, биологических и других вопросов. 3 - Актёрские данные будущего президента, способность работать на большие аудитории тоже имеют немаловажное значение. Кандидатам предлагается станцевать как: больная обезьяна, пьяный пингвин, влюблённый осёл, объевшийся медведь и т. д. Последние 2 пункта могут отсутствовать или же быть изменены, но их главная цель – показать избирателям, что из себя представляют кандидаты. 3. Кандидаты набирают себе кабинет (по очереди, кто сколько хочет). 1) Создавшийся кабинет во главе с кандидатом должен в течение 5 минут придумать доклад на следующие темы: «Гусь свинье не товарищ», «Баба с возу, кобыле легче», «Рождённый ползать латать не может», «Деньги не пахнут», «Бедность не порок». 2) Кандидатам предлагается следующая ситуация: «коллектив», проснувшись утром, не находит руководителей. Они заболели, уехали, убежали… Как действовал бы президент «коллектива», чем занимался бы его кабинет, и как была бы организована работа «коллектива» в этот день? Разрешается совещание кабинета в течение 1 минуты. 3) ИЗБИРКОМ. Перед тем, как задание получат кабинеты и кандидаты, руководитель должен выбрать (ещё лучше, если это сделает кто-то из сидящих в избирателях, он будет главой избиркома) 4-6 человек в избирком. Его функция – следить за действиями партий, обеспечивать им нормальную работу. Избирком проводит голосование, подсчитывая голоса и вывешивая результаты голосования. 4. Работа кандидата и кабинета по образованию партии. 1 - Кабинет во главе с кандидатом удаляется на 20 минут, чтобы составить программу действий партии на определённый срок (7-10 дней), придумать название, символ, девиз партии (техническое оснащение обеспечивает избирком и руководители). В программу партия должна включить мероприятия, которые она могла бы сделать для «коллектива». 2 - Партией составляется рекламный щит с коротким, ясным изречением в пользу кандидата. Программа пишется на большом листе (ватмане). Избиратели продумывают вопросы каждому кандидату для пресс-конференции. 3 - Пока партии работают, оставшиеся зрители-избиратели превращаются в представителей прессы и вместе придумывают вопросы кандидатам и партиям, чтобы задать их на пресс-конференции. 5. Предвыборная кампания + пресс-конференция. Каждая партия по очереди зачитывает свои программы. Потом она представляет свой рекламный щит. С этим рекламным щитом каждая партия до вечера может ходить и собирать подписи в поддержку перед голосованием. Программы на больших листах вывешиваются в холле. А партия может заниматься агитационной деятельностью (деятельность оговаривается с избиркомом, указывается, что можно и что нельзя). Назначается время выборов, оговаривается форма и правила их проведения (выступление главы избиркома). 6. Выборы. По требованию избиркома предвыборная агитация заканчивается за 30-60 минут до выборов. Собираются листы с подписями. Избирком готовит во время агитации урну и бюллетени. 7. Вскрытие урны и вынесение решения. Подведение итогов. Избирком и руководитель вскрывает урны, подсчитываются голоса, выносится решение. Готовится отчёт о проделанной работе (руководитель рассказывает всему «коллективу»). «Коллектив» поздравляет выбранного президента, и оглашаются права и обязанности президента «коллектива». Президент даёт клятву «коллективу». Назначается срок перевыборов. Деловая игра «Выборы» - второй вариант. 1) Инициативная группа, состоящая в основном из представителей старших отрядов, создаёт предвыборный блок, компанию. Название блока играет немаловажную роль. Обычно это аббревиатура или слово, которое расшифровывается. Т – творческие А – активные Т – талантливые У – умные М – мужская К – компания 2) Блок готовит программу юношеской организации самоуправления в лагере. 3) Для регистрации блока команда собирает голоса, подписи. Избиратели могут поставить подпись за несколько блоков. Образуется несколько (обычно 2-3) действующих, т. е. зарегистрированных, блоков. Между ними и пойдёт в дальнейшем игра. 4) Блоками проводится предвыборная кампания с целью агитации. Это самое «горячее» и любимое детьми время. Команды проводят всевозможные игры, мероприятия, развлекательные шоу-программы. Лагерь «украшен» рекламными плакатами и лозунгами, призывающими отдать свой голос за ту или иную компанию. В фойе столовой лагеря каждое утро проводятся тёплые встречи всех её «обитателей». Один из критериев, по которому избиратели отдают свои голоса за какую-то компанию, является то, как составлен ею «День самоуправления». Это один из дней в жизни лагеря, когда выигравший в выборах блок проводит его. (Вывешивается распорядок дня). 5) Избирательная комиссия в составе 7 человек состоит из вожатых, детей и администрации лагеря. 6) Выборы. Проходит тайное голосование. Всё, как в настоящей жизни. Избирательные права имеют все (а также и вожатые). День выборов, помимо своего прямого значения, так же носит характер праздника. В день выборов обычно проводится концертная программа. 7) Лидер блока, набравшего наибольшее количество голосов, занимает место президента (директора на «День самоуправления») и из представителей этого блока набирает правительство юношеской организации самоуправления лагеря. 8) «День самоуправления» – это праздник! У каждого отряда интересные и необычные мероприятия, которые проводят сами старшеотрядники. После небольшого количества разминочных и зажигательных программ выигравший блок проводит главное и фееричное мероприятие, конкурсы и показывает всё самое лучшее, на что способны лидеры этого блока. 9) Созданная организация составляет общий план лагерной смены на ближайшие три дня. Задания для самостоятельной работы по теме Лекции 3: Оба компонента задания соединяются в один файл, который прикрепляется в интерактивную область СДО – в область соответствующего задания. Файл должен иметь в названии ФИО и указание на номер задания – Задание № 3. Каждое из компонентов задания оценивается в диапазоне 6-10 баллов – при условии сдачи работы в срок. Таким образом, в сумме за Задание по теме Лекции 3 можно получить от 12 до 20 баллов. Задание 1. Подберите и запишите свой вариант режим дня, оформив его в рамках лагерной тематики и с учетом возраста отряда (возраст указать). Пример⃰: ⃰ Задания и примеры их выполнения взяты из источника: Организация досуговой и творческой деятельности во временном детском коллективе: рабочая тетрадь / авторы сост. Н.П.Павлова, Е.В. Ломтева. М.: МГПУ, 2017.- 116 с. Режим дня 8.30 - подъем Утро. Солнышко встает – спать ребятам не дает! 8.35 - зарядка Что бы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку! 8.45 - умывание, уборка кроватей Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести. 9.20 - линейка Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора! 9.30 - завтрак Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво! 10.00-12.30 - соревнования, прогулка, или время занятий в кружках Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, Только бездельники час этот маются, а все ребята в кружках занимаются! 13.00 - обед Нас столовая зовет, суп отличный и компот! 14.00-16.00 - тихий час К нам приходит тишина. Отдыхает детвора! 16.20 - полдник Вот уже в который раз повара встречают нас! 17.30-19.00 соревнования, отрядные дела, общелагерные мероприятия Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, играй веселей. 19.00 - ужин Ужина время настало и вот – отряд за отрядом к столовой идет. 20.00 - дискотека Ну а вечером – дискотека, вот уж действительно всем на потеху! 22.00 - отбой За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!» Ваш вариант: Режим дня 8.30 подъем 8.35 зарядка 8.45 умывание, уборка кроватей 9.20 линейка 9.30 завтрак 10.00-12.30 соревнования, прогулка, или время занятий в кружках 13.00 обед 14.00-16.00 тихий час 16.20 полдник 17.30-19.00 соревнования отрядные дела, общелагерные мероприятия 19.00 ужин 20.00 дискотека 22.00 отбой Задание 2. Разработайте свой вариант содержания тематического дня, (с включением в него одной из базовых форм организации мероприятий или КТД ( указать это в работе , выделив используемую базовую форму или КТД жирным шрифтом). Примеры тематических дней: День человека: (диспут «Герой нашего времени»; праздник спорта и искусства «Малые Олимпийские игры»; школа выживания; дневник эволюции человечества; беседа «Человек — дитя природы»; создание общества прав ребенка (темы для обсуждения: «Что значит быть человеком», «Как научиться жить среди людей», «Азбука жизни дома, в школе, на улице, в стране, в обществе», «Я - ребенок, я - человек: мои права и обязанности», «Что важнее - выполнять обязанности или соблюдать права?», «Закон и люди», «Кто защищает мои права?»; ток-шоу «За гражданские права, честь и достоинство»; фестиваль «Должны смеяться дети»; вечер «Что в имени тебе моем...»; «Школа здоровья»; работа творческих мастерских «Семь граней «Я»; ток-шоу «Я — ребенок, Я — человек»; конкурсная программа «НИИ человека будущего».) День Земли: (беседа-практикум о состоянии природы, об экологии; экскурсии в природу; акции в защиту природы; теоретико-практические занятия «Уроки природы»; экологический митинг «Во имя жизни»; разработка проекта на тему «Экологическая защита города» и его реализация в лагере; конкурс экологических плакатов «Я+» (один отряд начинает решать проблему, другие - вносят что-то свое); составление «Красной книги» лагеря; разработка проекта «Экологическая ситуация в области»; ролевая игра «SOS» - экологическая акция по спасению территории вокруг лагеря; академия экологических знаний; уроки общения с природой; смотр агитбригад «Охраняй окружающую среду»; «Путешествие по ближнему зарубежью» (исследование достопримечательностей ближайшего леса); проект сооружения памятника «В защиту зеленого друга»; проект «Легендарное место» (обследовать местность, придумывать название и легенду необычного места); продуктивно-познавательная игра на местности «Экологический бумеранг»; тематические огоньки «Судьбы едины». Темы для идей: День Отечества, День мира, День Знания, День Труда, День Культуры, День Семьи, День Нептуна, День самоуправления, Бизнес-день, День космоса, памятные даты (22 июня – День начала ВОВ), День сказок, День смеха, Город мастеров, Детский экспресс, День мальчиков, День девочек, День именинника, День страхов, Русский день, День – наизнанку, День - наоборот, День толерантности, Клуб путешественников, День Военно-морского флота, День спорта, Олимпийские игры и т.п.). Можно придумать свой вариант темы дня! Напоминаю: задания должны иметь индивидуальный характер! Только в этом случае работа оценивается положительно.
«Технологии и методики работы с временным детским коллективом» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot