Техническое регулирование. Правовые основы технического регулирования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2 Техническое регулирование
2.1 Правовые основы технического регулирования
Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Правовое регулирование отношений в данной области со стороны государства осуществляется посредством Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 г.
Данный ФЗ полностью заменил законы Российской Федерации «О стандартизации» №5154-1 от 10.06.93 г. и «О сертификации продукции и услуг» №5151-1 от 10.06.93 г., которые утратили силу с 1 июля 2003 г.
ФЗ регулирует отношения, возникающие при:
• разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее – продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
• применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия;
• оценке соответствия.
ФЗ также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.
Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.
Действие ФЗ не распространяется на:
• социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда,
• федеральные государственные образовательные стандарты,
• положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности,
• стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации,
• минимальные социальные стандарты,
• стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг,
• профессиональные стандарты,
• стандарты социальных услуг в сфере социального обслуживания,
• стандарты медицинской помощи.
ФЗ не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Вступление в силу ФЗ перевело государственные и межгосударственные стандарты Российской Федерации (принятые до 1.07.2003 г.), выполнявшие функции основного инструмента государственного регулирования, в национальные стандарты, призванные на добровольной основе обеспечить повышение конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг и доказательную базу соблюдения обязательных требований технических регламентов.
2.2 Принципы технического регулирования
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
• применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
• соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
• независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
• единой системы и правил аккредитации;
• единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
• единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
• недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
• недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;
• недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
• недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
• недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
2.3 Инструменты технического регулирования
Эффективность технического регулирования определяется совокупностью и отлаженностью механизмов работы его инструментов:
1) технические регламенты;
В технических регламентах устанавливаются обязательные требования к продукции. Технические регламенты не должны содержать способы обеспечения выполнения обязательных требований, чтобы не ограничивать производителя в выборе технологии производства или применяемой конструктивной реализации.
При вступлении технических регламентов в силу обязательные требования к продукции, изложенные в других документах, в том числе и ведомственных нормативных актах, должны утрачивать свою силу.
стандарты;
Применение стандартов позволяет использовать современные методы и технологии, что существенно сокращает издержки, обеспечивает унификацию продукции.
аккредитация Органов по сертификации (ОС) и Испытательных лабораторий (ИЛ);
В процессе аккредитации подтверждается компетентность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнять работы по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Требования к продукции устанавливаются как в технических регламентах (регулируемая государством сфера), так и в хозяйственных договорах, в добровольных стандартах или добровольных системах сертификации (не регулируемая сфера).
подтверждение соответствия;
Осуществляет допуск продукции на рынок (обязательная сертификация и декларирование соответствия). Подтверждает качество продукции и обеспечивает доверие потребителей к новой продукции (добровольная сертификация).
метрологическое обеспечение.
Гарантирует сопоставимость результатов измерений в различных испытательных лабораториях (центрах).
Неэффективность применения хотя бы одного инструмента резко снижает результативность системы технического регулирования в целом.
2.4 Технические регламенты. Цели принятия. Структура. Применение
Одним из главных носителей требований по техническому регулированию является технический регламент (ТР).
Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические регламенты принимаются в целях:
• защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
• обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Содержание и применение технических регламентов
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
• безопасность излучений;
• биологическую безопасность;
• взрывобезопасность;
• механическую безопасность;
• пожарную безопасность;
• безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
• термическую безопасность;
• химическую безопасность;
• электрическую безопасность;
• радиационную безопасность населения;
• электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
• единство измерений;
• другие виды безопасности в целях принятия технических регламентов.
Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей принятия технических регламентов.
Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
Технический регламент должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к характеристикам продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента.
В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных целей принятия технических регламентов, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей.
Национальные стандарты Российской Федерации могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.
Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей принятия технических регламентов.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).
Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования.
Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участником которых является Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда.
В случае, если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер необходимо для достижения целей ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры, предусмотренные техническими регламентами в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от соответствующих международных организаций, властей иностранных государств, информации о применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации. До принятия соответствующих технических регламентов в случае, установленном настоящим абзацем, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом соответствующих экономических факторов – потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания, расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффективности применения альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителя или заболевания на окружающую среду, производство и обращение продукции.
Технический регламент, принимаемый постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 ФЗ, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений перечень документов по стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия указанных документов по стандартизации применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 ФЗ, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Проекты указанных правил и методов разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией или в случае, предусмотренном статьей 9.1 ФЗ, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию с использованием документов по стандартизации, опубликовываются в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещаются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за тридцать дней до дня утверждения указанных правил и методов.
Указанные правила не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей принятия технических регламентов.
Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам.
Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, в том числе потребителей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.
2.5 Техническое регулирование в Евразийском экономическом союзе
Техническое регулирование – перечень обязательных правил, за рамки которых ради сохранения нашей безопасности не должны выходить завод или фабрика, даже в ущерб прибыли.
Технические регламенты, определяя обязательные требования к продукции, не ограничивают производителей в возможности выбора путей их достижения: производители сами решают, каким способом, используя какие материалы, какие конструкции, какую технику, они могут добиться выполнения установленных требований.
Разработка технических регламентов позволяет устанавливать оптимальные требования, чтобы обеспечить нужный уровень безопасности продукции, процессов и услуг и защитить потребителей, с одной стороны, а, с другой стороны – предоставить изготовителям возможность использовать новые технологии и материалы.
Кроме того, появляется возможность выполнить эти требования без избыточных процедур подтверждения соответствия, избегая излишнего регулирования.
А для усиления эффекта от разработки технических регламентов к активному участию в обсуждении проектов этих документов привлекаются представители бизнеса, общественных и государственных организаций, обществ потребителей. Их предложения, во-первых, учитываются специальными рабочими группами, занятыми разработкой конкретных технических регламентов, а во-вторых, рассматриваются при двухмесячном публичном обсуждении проектов технических регламентов на сайте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Это постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза. Советом именно этой Комиссии принимаются все технические регламенты Таможенного союза. В состав Совета ЕЭК входит по одному представителю от каждой страны в ранге заместителя главы правительства.
Техническое регулирование – один из ключевых элементов интеграции Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России.
Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.
2.6 Шесть единств Евразийского экономического союза
2.6.1 Единые договора
В рамках Евразийского экономического союза (ЕЭС) приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:
1. Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
2. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.
3. Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств-членов ЕЭС и Протокол о внесении изменений в данное Соглашение.
4. Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕЭС.
5. Соглашение о создании информационной системы ЕЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
6. Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории ЕЭС.
7. Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.
Концептуальный характер носит Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер. Целью этого документа является установление и применение на рынке государств-участников единых обязательных требований к продукции, единых правил проведения работ по оценке соответствия, унифицированного порядка применения мер регулирования в отношении третьих стран.
Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации предусматривает утверждение единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕЭС. Также Соглашением предусмотрены разработка технических регламентов ТС на продукцию, включенную в единый перечень, и прямое действие на единой таможенной территории ЕЭС указанных технических регламентов.
Кроме того, в национальных законодательствах государств-членов ЕЭС не допускается установление обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.
Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории ЕЭС и Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия действуют до вступления в силу технических регламентов ТС и продолжают действовать после вступления их в силу в отношении продукции, не включенной в технические регламенты Таможенного союза. Указанные нормативно-правовые документы обеспечивают выполнение технического законодательства страны назначения товара, а также взаимное признание протоколов испытаний и сертификатов соответствия.
Помимо международных договоров в рамках Евразийского экономического союза принят ряд правовых документов, реализующих положения данных соглашений.
Например, законодательно определена номенклатура продукции, в отношении которой в технических регламентах ТС устанавливаются единые требования и применяются единые правила оценки соответствия такой продукции требованиям названных регламентов. Соответствующий документ, принятый в январе прошлого года, носит название «Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕЭС». Страны-члены ЕЭС не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕЭС. Указанный Единый перечень включает в себя 66 объектов технического регулирования и сформирован с учетом в том числе следующих принципов:
• степени потенциальной опасности продукции для жизни и здоровья человека, окружающей среды или экономической безопасности государств-членов ЕЭС;
• использования международного и европейского опыта в области установления и правового регулирования обязательных требований безопасности ко всем видам продукции.
В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации технические регламенты ТС разрабатываются только в отношении продукции, включенной в Единый перечень.
2.6.2 Единые технические регламенты
Технические регламенты ТС должны охватить значительную часть продукции, которая поставляется в рамках ЕЭС. Поэтому и Евразийская экономическая комиссия как единый постоянно действующий регулирующий орган ЕЭС, и страны-участники предпринимают все возможное для их скорейшей разработки. Продолжают оперативно создаваться общие правила обращения продукции на рынке.
Технические регламенты ТС разрабатываются и принимаются в целях обеспечения на единой таможенной территории ЕЭС защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
После введения в действие технических регламентов Таможенного союза Беларусь, Казахстан и Россия будут обеспечивать обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов ТС, без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в технических регламентах ТС требований к такой продукции, без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия, с применением документов оценки (подтверждения) соответствия по единой форме и маркировкой единым знаком обращения продукции.
В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации технические регламенты ТС разрабатываются только в отношении продукции, включенной в Единый перечень.
2.6.3 Единая оценка соответствия
В целях реализации Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории ЕЭС и Соглашения о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, приняты:
1. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ЕЭС с выдачей единых документов.
2. Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии ЕЭС.
3. Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ЕЭС.
4. Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ЕЭС, а также его формирования и ведения.
5. Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме.
6. Порядок ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию ЕЭС.
В указанных документах ТС предусмотрено, что на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, изготовители и импортеры вправе получать сертификат соответствия страны назначения товара, который будет действовать только на территории этой страны, либо сертификат соответствия по Единой форме, который будет действовать на территории всех государств-членов ЕЭС без переоформления его на национальный сертификат.
На продукцию, включенную в вышеуказанный Единый перечень продукции, подлежащую обязательному декларированию соответствия, изготовители, расположенные на территории ЕЭС, вправе принимать декларацию о соответствии страны назначения продукции, которая будет действовать только на территории этой страны, либо декларацию о соответствии по Единой форме, которая будет действовать на территории всех государств-членов ЕЭС без переоформления на декларацию о соответствии, предусмотренную национальным законодательством.
Кроме того, установлено, что изготовители продукции государств-членов ЕЭС имеют право принимать декларации о соответствии продукции национальным техническим регламентам или декларации о соответствии на продукцию, включенную в национальные перечни продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, предусмотренные законодательством любого из государств-членов ЕЭС. Также названные изготовители могут выпускать в обращение продукцию на территории любого из государств-членов ЕЭС, не привлекая юридических лиц данного государства. При этом продукция должна соответствовать требованиям местного национального законодательства, и регистрация вышеуказанных деклараций о соответствии должна производиться в органе по сертификации, аккредитованном в соответствии с требованиями законодательства этого государства. На продукцию из третьих стран импортеры могут принимать декларацию о соответствии по национальному законодательству страны назначения товара.
Продукция, не включенная в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ЕЭС с выдачей единых документов, подлежит обязательному подтверждению соответствия согласно национальному законодательству государства-члена ЕЭС.
Выдачу сертификатов соответствия по единой форме и регистрацию деклараций о соответствии по единой форме осуществляют органы по сертификации государств-членов ЕЭС включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ЕЭС.
Испытания образцов продукции в целях выдачи сертификатов соответствия по единой форме и регистрации деклараций о соответствии по единой форме проводятся в испытательных лабораториях, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ЕЭС.
Единый реестр состоит из национальных частей, формирование и ведение которых обеспечивают уполномоченные органы стран-членов ЕЭС.
2.6.4 Единая оценка соответствия
Для реализации технических регламентов Таможенного союза и в целях подтверждения соответствия требованиям технических регламентов ТС применяются межгосударственные стандарты, разрабатываемые в рамках МГС СНГ. Их разработка осуществляется на основе международных, региональных, в том числе европейских и национальных стандартов государств-членов ЕЭС. Переход на новые высокие требования позволяет производителям стран ЕЭС не только поставлять продукцию на внутренний рынок, но и экспортировать ее в страны Евросоюза, расширяя международное сотрудничество.
В целях определения порядка формирования перечней стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов ТС и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия, утверждено Положение о порядке формирования перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия.
Предстоит консолидировать усилия и ресурсы государств-членов ЕЭС в целях разработки большого блока межгосударственных стандартов. Эта работа возможна только при активизации деятельности в рамках соответствующих межгосударственных технических комитетов по стандартизации с участием экспертов промышленности и бизнеса, государственных органов и других структур, заинтересованных в разработке стандартов.
В принимаемые для реализации технических регламентов перечни стандартов включаются стандарты с опережающими требованиями, с дифференцированным введением отдельных показателей.
Активно проводятся работы по внесению изменений в уже утвержденные перечни (они содержат более 7000 документов, 50 % из которых – ГОСТы) в части дополнения методиками испытаний и переработки ведомственных методик испытаний с последующей разработкой на их основе межгосударственных стандартов.
При этом необходимо учитывать, что для введения новых стандартов на методики испытаний с учетом международной практики требуется значительное техническое перевооружение испытательных лабораторий и обучение персонала. Но без этого не обойтись, поскольку переход на общепризнанные методы испытаний означает и международное признание полученных результатов.
С целью обеспечения плавного перехода на новые требования в ЕЭС принято решение о возможности установления переходного периода для использования стандартов, включаемых в Перечни под технические регламенты. Иными словами, на начальном этапе одновременно действуют два стандарта: в старой и новой версиях. Затем старая версия отменяется, но промышленность уже сориентирована по срокам, и у нее есть время для подготовки испытательной базы и производства в новых условиях. Переходный период может быть установлен на срок до полутора лет. Вся эта информация содержится в перечнях стандартов и доступна на официальном сайте ЕЭК.
2.6.5 Единый знак обращения
В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации введено понятие единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. Таким знаком маркируется продукция, соответствующая требованиям вступивших в силу технических регламентов ТС, распространяющихся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами ТС процедуры оценки (подтверждения) соответствия.
Евразийская экономическая комиссия в июле 2012 года утвердила изменения в изображении единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза и в Положение о едином знаке обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Данное изображение представляет собой сочетание трех стилизованных букв Е, А и С, графически исполненных с применением прямых углов, имеющих одинаковые высоту и ширину, составляющих точные пропорции квадрата на светлом (рис. 2.1 а) или на контрастном фоне (рис. 2.1 б).
а б
Рис. 2.1
ЕАС расшифровывается как Евразийское соответствие (Eurasian Conformity).
Единый знак обращения на рынке государств-членов ТС свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах ТС процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов ТС.
2.6.6 Единая ответственность
Одним из ключевых аспектов реализации технических регламентов Таможенного союза является ответственность за несоблюдение требований технических регламентов ТС, а также за нарушение процедур проведения оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов ТС, которая устанавливается национальным законодательством каждого государства-члена ЕЭС.
В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации государства-члены ЕЭС гармонизируют национальное законодательство в области установления ответственности за нарушение требований технических регламентов Таможенного союза, а также при проведении процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В этих целях подготовлен проект Соглашения о гармонизации законодательств государств-членов ЕЭС в части установления ответственности за нарушение требований законодательства Таможенного союза в сфере технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
Переход на единые обязательные требования в рамках ЕЭС и существенная либерализация правил и процедур выпуска продукции на рынок требует установления более жестких мер воздействия на недобросовестных производителей и унификации систем и санкций в законодательстве об ответственности, действующем в государствах-членах ЕЭС, для обеспечения высокого уровня безопасности продукции на рынке ЕЭС.