Таможенный контроль
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция по теме занятия «Таможенный контроль»
Вопросы:
1. Понятие и принципы таможенного контроля.
2. Формы таможенного контроля и их применение.
3. Получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка.
4. Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.
5. Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки.
Цель лекционного занятия:
Общая цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.
Частные цели:
1. Рассмотреть понятие и принципы таможенного контроля
2. Раскрыть содержание форм таможенного контроля.
3. Осветить вопросы прав и обязанностей должностных лиц таможенного органа.
Задачи лекции:
1. Формирование системы знаний по учебной дисциплине.
2. Формирование умений аргументировано излагать научный материал.
3. Формирование профессионального кругозора и общей культуры.
Функции лекции: информационная, мотивационная, ориентировочная, воспитательная.
1. Понятие и принципы таможенного контроля.
Понятие таможенного контроля закреплено в п.4 ч.1 ст.2. ТК ЕАЭС.
Таможенный контроль - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Проведение таможенного контроля регламентируется разделом VI ТК ЕАЭС, а в части неурегулированной - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципов таможенного контроля, установленных в ч.4 ст.310 ТК ЕАЭС (таблица 1).
Таблица 1. Принципы таможенного контроля
В проведении таможенного контроля есть свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
1) Объекты таможенного контроля – не только товары, но и документы, деятельность определенных лиц и даже помещения. Подробнее об объектах – в таблице 2.
Таблица 2. Объекты таможенного контроля
2) Особенности проведения некоторых процедур таможенного контроля:
• Таможенный контроль за соблюдением условий использования товаров (ст.312 ТК ЕАЭС);
• Таможенный контроль таможенной стоимости товаров (ст.313 ТК ЕАЭС);
• Таможенный контроль происхождения товаров (ст.314 ТК ЕАЭС);
• Таможенный контроль после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров (ст.316 ТК ЕАЭС)
• Таможенный контроль в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (ст.317 ТК ЕАЭС)
3) Особенности исчисления таможенных пошлин, если таможенному органу после выпуска товаров не представлены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации
4) При проведении таможенного контроля таможенные органы обеспечивают общую координацию проведения контроля путем взаимодействия между таможенными органами и государственными органами государств-членов:
• обмен документами, информацией, сведениями, необходимыми для проведения таможенного контроля, с использованием информационных систем;
• таможенный досмотр может проводиться с участием государственных органов государств-членов, осуществляющих государственный контроль на таможенной границе Союза.
5) Регуляция зон таможенного контроля. Зоны таможенного контроля – это места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные ТК ЕАЭС или устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
6) Правила хранения документов, необходимых для проведения таможенного контроля (ст.320 ТК ЕАЭС).
7) Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля:
• иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;
• военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств-членов перемещается через таможенную границу Союза;
• личный багаж лиц, указанных в ч.2 ст.321 ТК ЕАЭС (в статье закрытый перечень)
2. Формы таможенного контроля и их применение.
Формы таможенного контроля — это отдельные категории проверочных действий таможенных органов, направленных на осуществление таможенного контроля.
Таблица 3. Формы таможенного контроля
Виды форм таможенного контроля и их применение закреплены в 45 главе ТК ЕАЭС. Статья 322 ТК ЕАЭС дает закрытый перечень форм таможенного контроля (таблица 3).
Основаниями применения форм таможенного контроля в соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС является наличие рисков нарушения права ЕАЭС.
К таким рискам может относиться следующее:
• декларант до обращения в таможенный орган об условном выпуске товаров привлекался к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные главой 16 КоАП;
• информация о декларанте содержится в форме статистической отчетности 35-ТНР "Сведения о выявленных случаях представления недействительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений", утвержденной приказом ФТС России от 31 марта 2015 г. N 589;
• в отношении изготовителя условно выпускаемой продукции в едином реестре документов о соответствии, расположенном на официальном сайте Росаккредитации, содержится информация об аннулированных (прекращенных) документах о соответствии;
• в отношении аккредитованного лица (органа по сертификации, испытательной лаборатории), с которым у декларанта условно выпускаемой продукции заключен договор на оценку соответствия, в едином реестре аккредитованных лиц, размещенном на официальном сайте Росаккредитации, содержится информация о нарушениях в области оценки соответствия продукции;
• место декларирования и место фактического размещения товаров расположено в разных таможенных органах.
3. Получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка
Рассмотрим каждый из форм таможенного контроля подробнее с выделением отличительных характеристик.
I. Получение объяснений.
Получение объяснений - форма таможенного контроля, заключающаяся в получении должностными лицами таможенных органов сведений, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих такими сведениями.
Объяснения оформляются путем составления таможенного документа, форма которого определяется Комиссией (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 (ред. от 17.04.2018) "О формах таможенных документов").
При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган оформляет уведомление, которое вручается или направляется вызываемому лицу.
II. Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке:
1) таможенной декларации;
2) иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами;
3) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
4) иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с ТК ЕАЭС;
5) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах;
6) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов.
Цель проверки:
• проверка достоверности сведений,
• правильность заполнения и оформления документов,
• соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой,
• соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов,
• соблюдение порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры
• обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Метод проверки:
• Анализ документов и сведений
• Сопоставление сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах,
• Другие способы в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов;
• Запросы в государственные органы и иные организации.
III. Таможенный осмотр
Таможенный осмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении визуального осмотра товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия грузовых помещений (отсеков) транспортных средств и упаковки товаров, разборки, демонтажа, нарушения целостности обследуемых объектов (включая багаж физических лиц) и их частей иными способами, за исключением такого осмотра, проводимого в ходе таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий.
Цель проверки:
• Получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль,
• Проверка наличия на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях (отсеках) таможенных пломб, печатей и других средств идентификации.
Результат осмотра:
• акт таможенного осмотра, форма которого определяется Комиссией (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 (ред. от 17.04.2018) "О формах таможенных документов"). Составляется в двух экземплярах. При проведении таможенного осмотра в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза – составление акта не позднее 2 часов рабочего времени после проведения таможенного осмотра, а при проведении таможенного осмотра в иных местах - не позднее 2 часов с момента начала рабочего дня, следующего за днем проведения таможенного осмотра.
• проставление отметок о факте проведения таможенного осмотра на представленных таможенному органу транспортных (перевозочных), коммерческих или таможенных документах.
IV. Таможенный досмотр
Таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Цель: получение сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль.
Правила проведения:
1. Таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, декларанта;
2. Декларант вправе по собственной инициативе присутствовать при проведении таможенного досмотра.
3. По требованию таможенного органа декларант обязаны присутствовать при проведении таможенного досмотра и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие.
4. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта в следующих случаях:
• неявка указанных лиц либо случаи, когда такие лица не установлены;
• наличие угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных и растений, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств-членов и наступление иных обстоятельств, не терпящих отлагательства, в том числе наличие признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, а также случаи, когда товары распространяют неприятный запах;
• пересылка товаров в международных почтовых отправлениях;
• оставление на таможенной территории Союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз с таможенной территории Союза, или условий, установленных для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры.
5. Проводится в присутствии 2 понятых
6. Результаты проведения - акт в 2х экземплярах таможенного досмотра, форма которого определяется Комиссией (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 (ред. от 17.04.2018) "О формах таможенных документов").
V. Личный таможенный досмотр
Личный таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении досмотра физических лиц.
Проводится только в отношении физических лиц, следующих через таможенную границу Союза и находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, при наличии достаточных оснований полагать, что такие лица скрывают при себе и добровольно не выдают товары, перемещаемые через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов.
Цель: выявление у физических лиц, скрываемых при себе товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, и является исключительной формой таможенного контроля.
Правила проведения:
1. Проводится по решению (письменная форма) руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо замещающих их лиц.
2. Проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с лицом, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр
3. В присутствии 2 понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.
4. Доступ в помещение физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра другими физическими лицами - исключены.
5. Обследование тела физического лица, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, проводится только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники.
6. При проведении личного таможенного досмотра несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны либо попечители) или сопровождающие его лица.
7. Результат - акта личного таможенного досмотра, форма которого определяется Комиссией (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 (ред. от 17.04.2018) "О формах таможенных документов"). Он должен быть составлен в ходе проведения личного таможенного досмотра либо в течение 1 часа после его завершения.
VI. Таможенный осмотр помещений и территорий
Таможенный осмотр помещений и территорий - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении визуального осмотра помещений и территорий, а также находящихся в указанных местах товаров и (или) документов.
Цель:
• Проверка наличия или отсутствия в осматриваемых помещениях или на территориях товаров и документов, являющихся объектами таможенного контроля,
• Проверка и получения сведений о товарах и документах
• Проверка наличия на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях (отсеках) таможенных пломб, печатей и других средств идентификации;
• Проверка соответствия сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок (частей открытых площадок), требованиям и условиям, установленным для таких сооружений и помещений.
Правила проведения:
1. проводится при предъявлении предписания (форма предписания устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании) и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа;
2. Если выездная таможенная проверка – документы не требуются;
3. В случае отказа в доступе в помещения и на территорию должностные лица таможенных органов вправе входить с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в соответствии с законодательством государств-членов;
4. проводится в возможно короткий срок, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 рабочего дня
5. Результат – акта таможенного осмотра помещений и территорий, форма которого определяется Комиссией (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 (ред. от 17.04.2018) "О формах таможенных документов"). Составляется в 2 экземплярах.
VII. Таможенная проверка
Таможенная проверка (Таблица 4) - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных ТК ЕАЭС, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Таблица 4. Виды таможенной проверки
Метод: сопоставление сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией.
Под проверяемыми лицами понимаются следующие лица:
1. декларант;
2. перевозчик;
3. лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения;
4. лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела;
5. лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;
6. уполномоченный экономический оператор;
7. лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;
8. лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Союза.
При проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться:
1. факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2. достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
3. соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
4. исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела;
5. соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов;
6. соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами.
4. Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.
Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля регламентируются главой 46 ТК ЕАЭС (таблица 5). В соответствии с п. 2 ст. 338 ТК ЕАЭС меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, применяются самостоятельно или для обеспечения применения форм таможенного контроля.
Таблица 5. Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля
Таким образом, разграничены формы таможенного контроля, представляющие собой совокупность отдельных действий, для которых требуется регламентация правил применения и предусмотрено оформление результатов применения, и отдельные действия, проводимые в рамках таможенного контроля.
5. Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки
Согласно ст.3 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов. Полномочия сотрудников таможенных органов при проведении таможенной проверки закреплены в ст.335 ТК ЕАЭС, перечень является открытым (таблица 6).
Таблица 6. Полномочия должностных лиц таможенного органа
Библиографический список
1) ТК ЕАЭС
2) Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗФедеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"
3) О направлении информации: письмо ФТС России от 14.06.2018 N 14-88/35479
4) Бакаева, О. Ю. Таможенное право / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. - М.: ЮРИСТЪ, 2017. - 428 c.
5) Вайнштейн, Э.Г. Ревизия и контроль в банках / Э.Г. Вайнштейн. - М.: Высшая школа, 2018. - 200 c.
6) Казуров, Б.К. Основы технологий и средств таможенного контроля. Учебник / Б.К. Казуров. - М.: Проспект, 2016. - 659 c.
7) Карлин В.С. Основы технологий и средств таможенного контроля. Учебник / Владимир Степанович Карлин. - М.: Проспект, 2017. - 907 c.
8) Косаренко, Н. Н. Таможенное право России. Курс лекций / Н.Н. Косаренко. - М.: МПСИ, Флинта, 2018. - 216 c.
9) Основы технологий и средств таможенного контроля. - М.: Проспект, 2016. - 464 c.
10) Попова Л.И. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / Любовь Ивановна Попова. - М.: Юрайт, 2016. - 128 c.
11) Попович, О. М. Таможенное право / О.М. Попович, Ю.С. Тихомирова. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2018. - 160 c.
12) Шашкина А.Н. Таможенный контроль после выпуска товаров. Практическое пособие / Анастасия Николаевна Шашкина. - М.: Юрайт, 2016. - 690 c.