Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
Таможенное дело – таможенная политика и средства её реализации.
Средства реализации:
- таможенные правила,
- всевозможные ограничения,
- понятие «таможенная граница» и т.п.
Большинство отраслевых экономик формируется десятки лет, экономика таможенного дела сформировалась за последние 9 лет.
Почему сейчас возникла необходимость выделить таможенное дело в отраслевую науку?
Демократизация ВЭД способствует интеграции России в мировое хозяйство→изменение роли таможенного дела в экономике России.
Качественные изменения:
• появились новые функции например, консультативная,
• право таможенных органов и обязанность участвовать в формировании таможенной политике.
Изменение приоритетов таможенного дела.
Создание нового механизма реализации таможенной политики
Таможенное дело имеет свой собственный механизм.
Основным объектом таможенного контроля в СССР выступал пассажиропоток (существовала государственная монополия на внешнюю торговлю).
Основным объектом таможенного контроля в России выступает грузопоток.
Изменились функции:
1. Фискальная
2. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства
3. Правоохранительная
Изменился принцип размещения таможенных органов. В России, кроме пограничных таможен, появились и внутренние.
Изменилась структура таможенных органов: РТУ, таможни, таможенные посты.
Уровни рассмотрения экономических проблем
1. Уровень народного хозяйства
2. Отраслевой
3. Уровень предприятия
4. Функциональный
Народное хозяйство включает материальное и нематериальное производство.
Таможенное дело рассматривается как смешанная отрасль народного хозяйства, так как занимается и перемещением товаров (материальное производство), так и перемещением граждан (нематериальное производство).
Встречаются также определения таможенного дела как межотраслевого комплекса.
Отрасль народного хозяйства – производится конечный экономический продукт, устойчивые производственно-технологические связи, единый производственный процесс.
Экономический конечный продукт бывает трёх видов:
1. Товары или продукция
2. Работы
3. Услуги
Конечный экономический продукт таможенной деятельности принято относить к услугам.
В соответствии с периодизацией таможенной деятельности WCO (Всемирная таможенная организация) выделяет три этапа возникновения таможенной деятельности:
1. Таможня для таможни (средства на развитие таможни)
2. Таможня для государства (фискальные цели)
3. Таможня для участников ВЭД (способствует развитию ВЭД)
Отсюда видно, что развитие таможни сопровождается ростом таможенных услуг.
Производственно-экономическая деятельность таможенных органов
Трудовые ресурсы. Финансовые средства. Таможенная деятельность. Таможенные услуги. Информационные ресурсы. Материальные ресурсы.
Экономика таможенного дела изучает экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, реализации, потребления таможенных услуг.
Объект изучения – отношения, складывающиеся в процессе деятельности.
Предметом выступают сущность и формы проявления в таможенном деле объективных экономических законов, условий, факторов, обеспечивающих в процессе таможенной деятельности достижение намеченных результатов при оптимальных затратах живого и общественного труда.
Изучаются следующие вопросы по дисциплине:
1. Назначение отрасли в народном хозяйстве
2. Закономерности развития и размещения отрасли
3. Научно-технический прогресс и эффективность производства
4. Отрасль как система взаимосвязанных производств
5. Внутриотраслевые и межотраслевые связи
6. Система управления, хозяйственного руководства, планирование и прогнозирование в таможенных органах
7. Организация труда, его производительность, качество, стимулы и санкции, оплата труда
8. Капитальное строительство, капитальные вложения, основные и оборотные средства, материально-техническое снабжение
9. Экономика, типы и мощности таможенных организаций.
Внешние экономические задачи:
◦ Участие таможенных органов в разработке и реализации таможенной политики
◦ Обеспечение экономической, экологической безопасности
◦ Защита экономических прав и интересов граждан
◦ Применение средств таможенного регулирования ВЭД
◦ Формирование доходной части федерального бюджета за счёт взимание таможенных платежей
Внутренние экономические задачи:
• Реализация единой финансово-хозяйственной политики
• Развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов
• Создание условий для труда работников, подготовка, переподготовка кадров
Лекция 2
Экономические задачи таможенного дела и его назначение в развитии народного хозяйства
1. Основные экономические задачи таможенного дела
2. Экономический результат деятельности таможенной системы
3. Виды услуг, производимых таможенной системой и их специфика
4. Роль таможенного дела в народном хозяйстве
Основные экономические задачи таможенного дела
1. Участие в разработке таможенной политики и её реализация.
Таможенная политика – система государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач.
2. Обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны.
Экономическая безопасность – такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально0направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
3. Обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории
4. Организация применения и совершенствования средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики страны и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях.
Таможенное дело должно осуществляться таким образом, чтобы сохранялись интересы РФ и это не мешало России интегрироваться в мирохозяйственные связи.
5. Организация и совершенствование таможенного дела.
6. Обеспечение участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам (участие во Всемирной таможенной организации; Совет руководителей таможенных служб, таможенный союз)
7. Взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей
8. Создание условий, способствующих интенсификации товарооборота
Развитие таможенной и околотаможенной инфраструктур, ускорение продвижения и оформления товаров.
9. Ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики
Таможенная статистика – отрасль экономической статистики. Предусматривает сбор, обработку информации и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу.
Объектом является ввоз или вывоз товаров, который уменьшает или увеличивает доходы страны.
10. Ведение товарной номенклатуры ВЭД
11. Содействие развитию внешнеэкономических связей республик и регионов в составе РФ, а также предприятий, учреждений и граждан.
12. Осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.
Экономический результат деятельности таможенной системы
Экономический результат деятельности таможенной системы – услуги.
Услуги – трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, имеют нематериальный характер, потребление и производство совпадают по времени.
Услуги – это блага, предстающие не в форме вещей, а в форме деятельности.
Виды услуг, производимых таможенной системой и их специфика
Услуги рыночного характера оказываются участникам ВЭД. К ним относятся:
• Информационные услуги
• Организационные услуги
• Финансовые услуги
• Консультативные услуги и др.
Государству оказываются следующие услуги:
• Организационные услуги (безопасность страны)
• Финансовые услуги (поступление платежей)
• Торговые услуги
• Информационные услуги
• Санитарные услуги
Виды услуг смотр. в пособии.
Лекция 3
Таможенная политика РФ
1. Значение таможенной политики в государственном регулировании экономики
2. Протекционистская направленность таможенной политики
3. Экономическая безопасность
4. Стимулирование экспорта
5. Влияние таможенной политики на формирование доходной части федерального бюджета
Значение таможенной политики в государственном регулировании экономики
Субъекты РФ не имеют права на проведение самостоятельной таможенной политики.
Целями таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и др. задачи.
Таможенные органы РФ участвуют в разработке таможенной политики РФ наряду с другими органами власти. Основной – Государственная Дума.
Таможенные органы входят в комиссию, осуществляющую подготовку предложений для Правительства РФ по тарифным методам регулирования ВЭД, являющуюся органом обязательного согласования по номенклатуре товара, видам и уровню ставок таможенного тарифа.
Значение таможенных органов велико в технологии разработки, реализации таможенной политики. Они устанавливают правила.
Способы, цели, задачи ВЭД определяют таможенную политику.
Регулирование ВЭД позволяет выравнивать платёжный баланс, регулировать структуру экспорта и импорта, воздействовать на структуру производства, обеспечивать определённый уровень потребления, поддерживать финансовую стабильность, защищать национальную безопасность.
Протекционистская направленность таможенной политики
Менделеев: «Протекционизм равен государственности».
Протекционизм является обоюдоострым оружием. Он с одной стороны защищает производства, а иногда тормозит его.
Протекционизм должен быть взвешенным, избирательным и целенаправленным. Он не должен способствовать консервации существующей структуры экономики, а способствовать глубинной перестройке экономики. Защищаться должны в первую очередь новые потенциально конкурентно способные производства.
Протекционизм связан с принципом тарифной эскалации: чем выше степень переработки товара, тем выше должна быть таможенная пошлина, таким образом защищается национальное производство.
В российском таможенном тарифе этот принцип выявлен неявно. Оценивается в 2, 4 раза (разница между ставками на сырьё и готовой продукцией).
Пиковые ставки таможенных пошлин применяют для защиты от экспансии наиболее массовых видов импортной продукции.
Экономическая безопасность
Существует различие в национальных интересах государств, несмотря на интеграционные процессы. Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование ресурсами, возрастает конкуренция в производстве и сбыте товаров, развитие конкурентоспособных экономик воспринимается другими государствами как потенциальная угроза национальным интересам.
Экономическая безопасность – защищённость национальных интересов, способность институтов власти создавать механизмы реализации защиты национальных интересов.
Валютный контроль связан с обеспечением финансовой безопасности.
Поощрение экспорта обеспечивает экономическую безопасность, поощрение импорта является фактором обеспечения кредитоспособности страны.
Технологическая безопасность обеспечивается таможенными органами через контроль за вывозом наукоёмких товаров и технологий двойного назначения.
Продовольственная безопасность обеспечивается через контроль за оптимальным соотношением производства и импорта продукции.
Критерий экономической безопасности – способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта.
Объем внутреннего валового продукта в норме 75%, а в России – 35.
Доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве – 70% норма, в России – 45%.
Доля машиностроения в промышленном производстве – 20% норма, в России – 7%.
Доля импорта во внутреннем потреблении населения – не >30%, в России – 50%.
Доля выпуска наукоёмкой продукции – 6% норма, в России – 1,5%.
Стимулирование экспорта
Российский экспорт носит выраженную сырьевую направленность. Основные экспортируемые товары: нефть, газ и древесина.
Россия экспортирует металлы, прокат, продукты химической промышленности.
По отношению к России вводят антидемпинговые пошлины.
Приоритетное направление стимулирования экспорта – экспорт наукоёмких товаров.
Стимулирование должно быть на внутреннем рынке.
Влияние таможенной политики на формирование доходной части федерального бюджета
Фискальные доходы государства от таможенных платежей.
Таможенные платежи состоят из пяти элементов:
1. НДС (даёт больше всего доходов от ВЭД). Этот налог является частью единой налоговой системы.
2. Импортная таможенная пошлина, взимаемая с ввозимых товаров.
3. Экспортная пошлина
4. Акцизы ввозные
5. Акцизы вывозные
Величина средств зависит от структуры товарооборота.
Лекция 4
Таможенная политика и методы регулирования ВЭД
1. Зависимость таможенной политики от внутренних и внешних интересов государства.
2. Цели и экономические задачи таможенной политики
3. Участие таможенной службы в разработке таможенной политики
4. Классификация методов таможенного регулирования
5. Роль, экономические задачи и функции таможенного тарифа
6. Таможенные пошлины. Особые виды таможенных пошлин
7. Виды ставок таможенных пошлин. Основные задачи и методы определения таможенной стоимости товаров.
8. Внешнеторговые налоги, их виды и роль.
9. Применение режима наиболее благоприятствуемой нации и определение страны происхождения товара
10. Условия эффективного действия таможенно-тарифного механизма
11. проблема применения нетарифных методов регулирования
12. Роль таможенной политики в содействии развитию экспорта
13. Задача таможенной политики при привлечении иностранных инвестиций
14. Сущность и экономические задачи применения различных таможенных режимов
Зависимость таможенной политики от внутренних и внешних интересов государства
В России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики РФ.
Противоречивость задач таможенной политики:
Таможня выполняет фискальную функцию, следовательно, заинтересованность в увеличении импорта, как главного источника налогообложения. С другой стороны, заинтересованность в поддержке отечественного производителя.
Цели и экономические задачи таможенной политики
Цели таможенной политики:
• Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ
• Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка
• Стимулирование развития национальной экономики
• Содействие проведению структурной перестройки и др. задач экономической политики РФ и иные цели, определяемые Верховным Советом РФ, Президентом РФ и Правительством РФ.
Задачи таможенной политики:
1. Создание эффективного таможенного барьера, который обеспечивал бы экономическую безопасность страны и постепенное снижение этого барьера в соответствии с потребностями интеграции страны в мировое экономическое сообщество.
2. Обеспечение эффективной координации структурной нетарифной политики. Структурная политика направлена на развитие отдельных наиболее конкурентоспособных отраслей народного хозяйства.
3. Достижение оптимального равновесия между стабильностью внешнеэкономических регуляторов и их подвижностью. Меняются ставки таможенных пошлин, нетарифные барьеры, что вносит нестабильность во внешнюю торговлю.
4. Создание благоприятных условий для развития экспортных производств. Государство отказывается от таможенного обложения экспорта, создаются благоприятные режимы для ввоза сырья, материалов, оборудования.
5. Обеспечение необходимого уровня защиты тех производств, нормальное функционирование которых важно для национальных правительств и социальных причин.
6. Создание условий для максимальной торговли теми товарами, производство которых в России конкурентоспособно на международном рынке, а также теми товарами, дальнейшее развитие и производство которых бесперспективно.
7. Создание эффективных мер для противодействия недобросовестной конкуренции иностранных товаропроизводителей, а также применение ответных мер в целях защиты экономических интересов РФ на международном рынке.
Участие таможенной службы в разработке таможенной политики
ФТС России участвует в разработке и реализации таможенной политики. Вносит предложения о совершенствовании таможенной политики, разрабатывает её правовой, экономический и организационный механизмы и обеспечивает претворение её в жизнь. При этом изучается и анализируется таможенная политика иностранных государств и организация таможенного дела в этих странах. ФТС России разрабатываются проекты законодательных и иных правовых актов в сфере таможенного дела, а также обеспечивается в пределах его компетенции опубликование наиболее важных правовых актов.
ФТС России вместе с Министерством экономического развития и торговли, Минфином является ведомством обязательного согласования номенклатуры товаров, видов и уровня ставок при разработке таможенных тарифов.
По инициативе ФТС России и Министерства внешних экономических связей организована комиссия по таможенным и тарифным вопросам. Основной функцией этой комиссии является подготовка предложений в области всех тарифных мер регулирования ввоза вывоза товаров с таможенной территории РФ, за исключением особых видов пошлин.
Комиссией решаются такие задачи как:
• Рассмотрение и представление в Правительство РФ предложений по установлению и применению ставок таможенных пошлин;
• Анализ практики применения таможенных тарифов и подготовка доклада Правительству РФ « О политике в области тарифного регулирования»;
• Рассмотрение и подготовка предложений о применении мер тарифного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в неторговом обороте;
• Анализ применения мер таможенно-тарифного регулирования для выявления их соответствия нормам и правилам ГАТТ;
• Рассмотрение и подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в ТН ВЭД.
Классификация методов таможенного регулирования
Методы регулирования ВЭД:
1. тарифные – связаны с применением таможенного тарифа
2. нетарифные
◦ экономические – работают через экономический механизм (воздействуют на цену товара и делают его конкурентоспособным на внутреннем рынке)
◦ административные – воздействуют через административный механизм (прямые запреты, ограничение количества, технические барьеры и т.д.)
Лекция 5
(Продолжение)
Роль, экономические задачи и функции таможенного тарифа
Экономические задачи таможенного тарифа:
1. Рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ. Любая страна старается поменьше ввозить готовой продукции и побольше ввозить сырья На сырьё ставки д.б. ниже. Система рациональных и нерациональных потребностей (алкоголь, сигареты и т.п. – ставки выше).
2. Поддержание рационального соотношения ввоза, вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ. Таможенный тариф должен способствовать поддержанию положительного сальдо внешней торговли(Вывоз должен превышать ввоз).
3. Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ. Тарифная эскалация – ввоз сырья по более низким ставкам, также для конкурентоспособных отраслей. Чтобы население потребляло в основном товары отечественного производства.
4. Защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.
5. Обеспечение условий для эффективной интеграции страны в мировую экономику. Необходимо учитывать, что таможенный тариф – острое оружие. Надо знать, что другие страны могут ответить тоже повышением пошлин.
Функции таможенного тарифа:
◦ Регулирующая
◦ Стимулирующая
Таможенный тариф – баланс интересов трёх сторон: потребителя, производителя, государства.
Импортёр заинтересован в более низких ставках пошлин.
Товаропроизводитель – в уменьшении конкуренции, следовательно, в повышении пошлин на конкурентные товары.
Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой.
Таможенные пошлины.
Особые виды таможенных пошлин
Таможенная пошлина – платёж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или при вывозе с таможенной территории, являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Особые виды таможенных пошлин – нетарифные методы регулирования.
Сезонные виды пошлин действуют до полугода. Применяются к определённым видам с/х продукции. Если применяются сезонные пошлины, то тариф не применяется.
Виды особых пошлин:
• Специальные
• Антидемпинговые
• Компенсационные
Специальные пошлины используются в качестве защиты от ввоза в страну товаров из других государств в количестве и на условиях, могущих нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров, а также как ответная мера на дискриминационные торговые экономические меры других государств.
Антидемпинговые пошлины.
Демпинг – продажа товаров ниже издержек, т.е. ниже себестоимости товара. Он запрещён.
Компенсационные – существуют на случаи ввоза товаров, при производстве которых использовались субсидии.
В мировой торговой практике запрещено субсидирование экспорта, так как в этих случаях товары становятся более конкурентоспособными.
В России используются только специальные пошлины.
Виды ставок таможенных пошлин.
Основные задачи и методы определения таможенной стоимости товаров.
Ставки таможенных пошлин бывают трёх видов:
1. адвалорные – от стоимости (таможенной) товаров. 30%
2. специфические – в установленном размере за единицу физического количества товара. В евро . 0,5евро за литр.
3. комбинированные – не <0,6 евро за куб.см. Если больше от стоимости, то берут от стоимости, если от объёма двигателя, то эту.
Таможенная стоимость товара – фактически уплаченная цена на момент пересечения таможенной границы.
Таможенная стоимость товара используется для обложения таможенными пошлинами, для целей таможенной статистики, при осуществлении валютного контроля.
Методы определения таможенной стоимости:
1. По цене сделки с ввозимыми товарами
2. По цене сделки с аналогичными товарами
3. По цене сделки с идентичными товарами
4. Метод вычитания
5. Метод сложения
6. Метод
Применение режима наиболее благоприятствуемой нации и определение страны происхождения товара
Россия придерживается базовой ставки таможенной пошлины в режиме благоприятствуемой нации. Базовая ставка – та, которая указана в тарифе.
Если не благоприятствуемая, то ставка увеличивается в два раза.
В отношении развивающихся стран ставка в 2 раза уменьшается.
Существует перечень стран, с товаров которых таможенные пошлины не взимаются.
Товары из СНГ в основном не облагаются пошлинами.
Товар может производиться в нескольких странах. Если меняются первые четыре знака кода, то меняется страна.
При определении страны происхождения товара, если нельзя определить страну происхождения, то используется правило адвалорной доли и критерий достаточной переработки.
Сертификат происхождения товара.
Условия эффективного действия таможенно-тарифного механизма
1. Полное обложение всех товаров. Раньше существовали организации, которым разрешено было беспошлинно ввозить товары.
2. Достоверность контроля таможенной стоимости товаров
3. Обоснованность предоставления тарифных преференций, связанных с происхождением товаров.
4. Разработка и применение на практике особых видов пошлин.
5. Определение оптимальных ставок таможенных пошлин. Когда ставки зашкаливают за 20%, то начинаются махинации.
Проблема применения нетарифных методов регулирования
Нетарифные методы используются очень редко. Если надо отстоять историческое, архитектурное наследие, то их используют.
К ним относятся: лицензирование (товары двойного назначения),квотирование, контингенирование, эмбарго(товары из Сербии).
Роль таможенной политики в содействии развитию экспорта
Экспортные пошлины на нефть и газовый конденсат. Тарифная эскалация.
Задача таможенной политики при привлечении иностранных инвестиций
• Имущество, вкладываемое в уставный фонд совместных предприятий освобождается от таможенных платежей
• Режимы переработки
Сущность и экономические задачи применения различных таможенных режимов
Таможенный режим – специальная система мероприятий и совокупность методов, обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которых осуществляется государственное воздействие на развитие ВЭД.
Таможенные режимы можно классифицировать:
1. По полноте мер тарифного и нетарифного регулирования
2. По наличию ограничений при использовании товаров
3. По необходимости специальной лицензии
Лекция 7
Интеграция в таможенном деле
1. Предпосылки интеграции в таможенном деле и значение её для мировой торговли.
2. Интеграция в рамках СНГ.
3. Формирование таможенного союза.
4. роль международных организаций в развитии интеграционных процессов в таможенном деле.
Предпосылки интеграции в таможенном деле и значение её для мировой торговли.
Таможенное дело может влиять: на скорость внешнеторгового оборота, на величину издержек обращения, на развитие процессов кооперации и национализации, на привлечение иностранных инвестиций.
Процессам интеграции не более 50 лет.
Предпосылки интеграции в таможенном деле:
1. Процесс глобализации мирового хозяйства, который выражается в международном разделении труда.
2. Процесс открытия национальных экономик.
3. Снижение тарифных и нетарифных барьеров
4. Рост внешней торговли.
5. Создание значительного количества международных корпораций.
6. Функционирование мировых рынков товаров и капиталов.
Отрицательные предпосылки:
Создание мировой теневой экономики. Происходит интернационализация криминалитета.
Всё это побудило мировое сообщество прийти к интеграции в таможенном деле.
Формы интеграции:
1. Двустороннее соглашение между правительствами
2. Таможенные союзы
3. Интеграция в рамках международных организаций
Направления интеграции в таможенном деле6
1. со странами (их таможенными службами) дальнего зарубежья
2. со странами СНГ
3. в рамках таможенного союза
4. в рамках международных организаций.
РФ стремиться к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела.
Таможенное дело в России развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.
В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции РФ создаёт с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.
Интеграция в рамках СНГ
На территории СНГ создана зона свободной торговли – отмена ограничений во взаимной торговле, но ведение самостоятельной таможенной политики по отношению к третьим странам.
Договорённости в отношении зон свободной торговли не касаются валютного законодательства и уравнительных внутренних налогов.
В области таможенного дела действует организация СРТС – Совет руководителей таможенных служб государств – участников СНГ. На Совет возложена обязанность разрабатывать предложения для Совета глав государств СНГ по принятию решений и подписанию договоров в области таможенного дела.
Документы СРТС:
1. Основы таможенного законодательства государств-участников СНГ 1995г.
Цель – гармонизация и унификация таможенного законодательства
2. Ашхабадское соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития сотрудничества и производственной кооперации предприятий и отраслей народного хозяйства.
3. Соглашение о порядке таможенного оформления товаров, происходящих с таможенной территории государств-участников СНГ.
4. Соглашение о единой методологии таможенной статистики внешней торговли стран-участников СНГ.
5. Соглашение о единой товарной номенклатуре внешней экономической деятельности.
6. Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Для того, чтобы оценить глубину интеграции существуют специальные экономические показатели:
◦ Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте страны
◦ Доля ВВП, созданного в процессе кооперации со странами СНГ.
Роль международных организаций в развитии интеграционных процессов в таможенном деле.
ВТО СТС, ВТО ГАТТ, ЮНКТАД – конференция в рамках ООН по торговле и развитию. ЮНКТАД направлена на снижение таможенных ввозных пошлин на сырьевые товары из развивающихся стран.
Рассматриваются: индекс развития, индекс специализации, участие в наркоторговле.
ВТО ГАТТ правила определения таможенной стоимости, страны происхождения товаров, соглашения по процедурам импортного лицензирования, соглашение по внешнеторговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности.
ВТО СТС создана для урегулирования специальных таможенных вопросов на международном уровне.
К компетенции СТС относится организация многостороннего сотрудничества национальных таможенных служб, подготовка конвенций в области таможенного дела, разрешение споров, связанных с их использованием.
СТС провозглашает принцип невмешательства в национальную экономическую политику. СТС стремится к единообразию процедур таможенного контроля.
Россия получила членство в СТС в 1992г.
Россия присоединилась к нескольким конвенциям, действующим в рамках СТС: Таможенная конвенция для временного ввоза АТА, Конвенция о временном ввозе.
Сущность и воспроизводство основных фондов
1. Экономическое содержание основных фондов, их классификация.
2. Износ основных фондов и амортизация.
3. Виды стоимости основных фондов.
4. Экономические показатели эффективности использования основных фондов.
Основные фонды – материальные ценности, которые используются неоднократно в производственных циклах и переносят свою стоимость на стоимость конечного экономического продукта.
Основные фонды классифицируют:
• Производственные (непосредственное участие в процессе производства)
• Непроизводственные ( не участвуют в процессе производства – лечебные учреждения).
Выделяют активную и пассивную часть основных фондов.
Активная – непосредственная связанна с процессом производства.
Пассивная – создаёт условия для производства.
Разделяют по материально-вещественной структуре: транспортные средства, оборудование, инструменты и хозяйственный инвентарь, библиотечные фонды и прочие основные фонды.
Основные средства – денежное выражение основных фондов.
Под зданием принято понимать отдельно стоящий дом. В его стоимость входят системы коммуникаций, телефонная связь и т.д. Вся территория при здании также считается зданием.
Сооружения – стадионы, бассейны, водокачки, т.е. имеют узкоспециализированное назначение.
Передаточные устройства – ЛЭП, трансмиссия.
Транспортные средства – автомобильный транспорт, авиационная техника, корабли.
Машинное оборудование – средства таможенного контроля, вычислительная техника, морская техника, специальная техника.
Инструменты – механизированные и немеханизированные средства.
Производственный инвентарь – предметы производственного назначения, которые служат для облегчения таможенных операций.
К основным фондам не относят средства труда, которые имеют стоимость менее 50 МРОТ и используются менее 1 года. Не относят форменную одежду, постельные принадлежности, временные сооружения в лесу.
Начальник таможенного органа вправе относить своим волевым решением (приказом) средства труда, которые стоят менее 50 МРОТ к основным фондам.
Каждый объект основных фондов имеет свой инвентарный номер. Таможенные органы не имеют собственного имущества, форма собственности – государственная. Всё имущество на праве оперативного управления.
Износ основных фондов и амортизация
Износ – уменьшение ценности основных фондов под воздействием различных причин.
Физические причины – физический износ – потеря первоначальных технико-экономических свойств объектов под воздействием физических сил.
Каждый объект имеет свой нормативный срок службы, который указывается изготовителем.
Моральный износ – частичное обесценивание объекта независимо от физического состояния.
Моральный износ:
• В следствие удешевления воспроизводства объекта. Определяется как балансовая стоимость-восстановительная стоимость
Балансовая стоимость
• В результате создания новых объектов, обладающих более высокими потребительскими свойствами.
Определяется: доход нового объекта - доход старого
Доход нового объекта
Рассчитывается в учреждениях только физический износ.
Амортизационный фонд – фонд для воспроизводства основных фондов. В таможенных органах начисляется только износ.
Основные методы начисления амортизации:
1. линейный – рассчитывается норма амортизации, умножается на первоначальную стоимость объекта.
2. способ уменьшения остатка – расчёт производится от остаточной стоимости основных фондов (стоимость без износа).
3. способ списания стоимости по сроку лет полезного использования. Этот срок вычитается из срока полезного использования
4. способ списания в соответствии с объёмами продукции (чем выше списание, тем выше объёмы продукции)
5. В мировой практике используется кумулятивный метод, основанный на переменной норме амортизации.
Кумулятивное число = ∑ членов арифметической прогрессии срока службы основных фондов.
S=(100+1)/2=50,5
1 год = 100/50,5*100%=1,98%
10 год = 90/50,5*100%=1,78%
Виды стоимости основных фондов
Стоимости основных фондов:
• Первоначальная
• Восстановительная
• Остаточная
• Ликвидационная
• Балансовая
Первоначальная стоимость – стоимость, по которой основные фонды вводятся в оборот. Она состоит из цены приобретения, доставки, монтажа и т.п. Основные фонды вводятся в разные года, поэтому стоимость различна.
Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства основных фондов в данный момент времени. Рассчитывается на основании специальных коэффициентов, которые вычисляются Минфином и доводятся до предприятия в форме постановления Правительства. На 1 января производится переоценка основных фондов. Переоценка позволяет учитывать и моральный износ и инфляционные процессы.
Остаточная стоимость – стоимость за вычетом физического износа.
Ликвидационная стоимость – стоимость ликвидации основных фондов за вычетом затрат, связанных с ликвидацией.
Балансовая стоимость – стоимость учёта по бухгалтерскому балансу. М.б. равна первоначальной, либо восстановительной.
Экономические показатели эффективности использования основных фондов
На основании балансовой стоимости составляется баланс основных фондов.
ОФ на начало года + ОФ нововведённые – ОФ ликвидационные = ОФ на конец года
Существуют специальные формы отчёта, показатели обновления и выбытия ОФ.
Коэффициент обновления = ОФ введённые/ОФ на начало года
Коэффициент выбытия = ОФ выбывшие / ОФ на начало года
Существуют специальные показатели, позволяющие оценить или характеризовать ОФ.
1. Фондоотдача = Объём оказанных услуг в денежном выражении/среднегодовая стоимость ОФ. (Количество услуг в денежном выражении к 1 рублю ОФ).
2. Фондоёмкость = среднегодовая стоимость ОФ/стоимость оказанных услуг. (Количество ОФ, необходимых для производства 1 рубля производимой продукции).
3. Фондовооружённость = среднегодовая стоимость ОФ/среднегодовая численность рабочих. (стоимость оФ, приходящихся на 1 работника).
Лекция 12
Проблемы определения оптимальных размеров специализации и производственных связей таможенных организаций
1. Основные причины и противоречия увеличения размеров таможенных организаций
2. Показатели и формы укрупнения таможенных организаций
3. Определение оптимального и минимального размера таможенных организаций. Факторы, влияющие на их размеры.
4. Экономическая сущность специализации в таможенном деле
5. Стандартизация и унификация в таможенной деятельности.
6. Экономический эффект специализации
7. сущность и формы производственных связей таможенных организаций
Основные противоречия: НТП даёт возможность создать более крупные организации вместо совокупности мелких, с другой стороны, участники ВЭД должны иметь равный доступ к постам.
Укрупнение происходит по причине:
1. Для более эффективного использования техники.
2. Для роста производительности труда.
3. Для централизации управления.
Показатели концентрации6
1. Объём производимых таможенных услуг
2. Численность работников
3. Стоимость производства основных фондов.
Концентрация в 2 формах:
◦ Увеличение размеров специализированных организаций
◦ Увеличение размеров универсальных организаций.
Более эффективна 1.
Факторы увеличения размеров таможенных организаций:
1. НТп
2. Потребность в таможенных услугах.
Существуют оптимальные размеры таможенной организации – такие показатели (численность работников, стоимость основных фондов, объём таможенных услуг), которые обеспечивают выполнение задания и планов по таможенных услугам в установленные сроки с минимальными затратами или с максимально возможной эффективностью.
Большой размер организации не всегда отражает эффективность её деятельности.
Анализ внутренних и внешних факторов.
Внутренние факторы – это наиболее полное эффективное использование имеющихся у таможни ресурсов.
Внешние факторы – наличие определённых внешнеторговых потоков, т.е. потребность в таможенных услугах +географические факторы.
Специализация обеспечивает увеличение каждой разновидности труда до экономически рациональных размеров. Обеспечивает массовое повторение операций и концентрацию однородного производства.
Стандартизация – установление и применение норм, требований и правил с целью упорядочения таможенной деятельности.
Унификация – привидение различных видов таможенных услуг, средств производства и документов к рациональному минимуму их типов и видов.
Производственные связи могут быть:
1. по отраслевому принципу:
• внутренние
• внешние
2. по территориальному принципу.