Сущность предпринимательства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Сущность предпринимательства
Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функции управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.
В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В. И. Даль: «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» – «предпринявший» что-либо.
Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет десять до него этими проблемами интенсивно занимался Р.Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями («предприниматель» в переводе с французского «посредник»).
В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменятся целью предпринимательской деятельности. Так, например, в «Большом экономическом словаре» по общей редакцией А.Н. Азриляна дается следующее определение: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица».
По современному российскому законодательству (ст. 2 ГК РФ) под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом – продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (рис. 1).
Рис. 1. Основные признаки предпринимательской деятельности
Предпринимательство принято определять:
• как деятельность, направленную на максимизацию прибыли;
• инициативную деятельность предпринимателей, заключающуюся в производстве товаров и оказании услуг, результатом которой является прибыль;
• процесс организационной новации;
• прямую функцию реализации собственности;
• действия, направленные на возрастание капитала и развитие производства;
• специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений;
• как стиль хозяйствования;
• процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка;
• взаимодействие субъектов рынка и т. д.
Специфика предпринимательства выражается в непрерывно осуществляемой цепи обменных операций, но сам по себе обмен становится источником предпринимательства только тогда, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов.
Именно в обмене предпринимательство идентифицирует себя как особый тип хозяйственного поведения, а стадия обмена становится определяющей. Внешние проявления сущностных черт предпринимательств – инициатива, риск, комбинирование факторами производства и новаторство – отражают различные функциональные стороны деятельности по осуществлению предпринимательства и рассматриваются в качестве его признаков.
Предпринимательская инициатива имеет экономическую природу и связана с наличием рыночной неопределенности и экономической свободы. В этом смысле она должна рассматриваться не как свойство человеческой натуры, а как стремление к реализации предоставляемых самим процессом рыночного обмена возможностей извлечения выгоды. Поскольку такой обмен осуществляется к взаимной выгоде участников этого процесса, то предпринимательскую инициативу следует ассоциировать с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей. Поэтому содержательным моментом предпринимательства является не механическое перераспределение в свою пользу существующих благ, а созидание дополнительных.
Благодаря предпринимательской инициативе происходит нарушение рыночного равновесия как в сфере обращения, так и в сфере производства.
Другой признак предпринимательства – коммерческий риск, отличающийся от простого риска тем, что его принятие связано с нацеленностью на обращение рыночной нестабильности и неопределенности, возникающих не только в силу изменчивости рыночных условий (изменения конъюнктуры, цен, предложений), но и как реакция на инициативы предпринимателей в свою пользу в форме определенного вознаграждения, а не со склонностью предпринимателей к риску.
Хотя предпринимательская деятельность связана с удовлетворением общественных потребностей, предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Побудительным мотивом предпринимательской деятельности является материальный интерес – прибыль, которая может быть получена в результате рыночного обмена и является результатом лучшего применения ресурсов в процессе хозяйственного оборота.
В России термины «предпринимательство» и «бизнес» употребляются как синонимы; предпринимательство – русское название бизнеса.
Терминологическое отличие в том, что бизнес для своей деятельности использует нарушение рыночного равновесия, вызванного предпринимательством. В этом случае бизнесмен получит дополнительный доход как результат реализованной инициативы. С течением времени, когда все большее количество бизнесменов внедрит новейшие технологии, использует технологии предпринимателя, рынок выровняет условия для производства и обращения, и в соответствии с законом полезности дополнительный доход будет сокращаться. Снижение доходов заставляет бизнесменов проводить диверсификацию, способствуя восстановлению рыночного равновесия.
Таким образом, предпринимательство отличается от бизнеса только одним существенным свойством – новаторством, приводящим к нарушению рыночного равновесия.
Предпринимательство в широком смысле, в отличие от бизнеса, встречается значительно реже; «предприниматель, остающийся таковым» на протяжении десятилетий, встречается также редко, как и коммерсант, который никогда в обычной жизни не бывал хоть немного предпринимателем», то есть мы имеем дело с бизнесом. Бизнесмен может всю жизнь заниматься бизнесом и не быть предпринимателем, однако вся рыночная экономика без предпринимательства как социально-экономического феномена существовать не может.
В обиходе допускается равнозначность этих терминов, так как термин «предпринимательство» соответствует термину «бизнес» в широком смысле этого слова. В конкретном случае, когда речь идет о принципиальном различии между этими понятиями, необходимо это уточнять.
Итак, предпринимательство – это особый вид хозяйственной деятельности, суть которой заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности его членов посредством рыночного обмена и направленной на завоевание конкурентных преимуществ через нарушение рыночного равновесия.
1.2. Цели предпринимательства
Цели предпринимательской деятельности – это те ключевые результаты, к которым стремится предприниматель в своей деятельности на протяжении достаточного длительного времени. Родоначальник стратегического планирования и управления И. Ансофф определяет цель как критерий успеха или неудачи предпринимателя.
Цели направляют и регулируют предпринимательскую деятельность, поскольку она целиком направлена на их достижение. Процессы постановки и достижения целей у предпринимателей постоянно сменяют друг друга (рис. 2).
Рис. 2. Постановка предпринимательской цели
Основным вопросом, который должен разрешить предприниматель, является определение целей предпринимательской деятельности.
Если цели не определены, то их установление служит одной из самых главных и трудных задач управления предпринимательской деятельностью, составляющих предмет целеполагания. В таком случае формирование целей предпринимательской деятельности представляет первичную цель управления этой деятельностью, что наиболее ярко проявляется в планировании хозяйственной деятельности, организации инвестиционного и финансовых процессов, управлении затратами.
Главная цель предпринимательской деятельности, которая обусловлена самой сущностью предпринимательства, заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности его членов (региона, страны). Однако это не единственная цель предпринимательства, и помимо нее существует целая система различных целей (в том числе и частных, но не менее важных).
Главная цель предпринимателя – максимизировать возможности по удовлетворению комплекса социально-экономических потребностей предпринимателя в условиях неопределенности, которая конкретизируется под влиянием внешней среды, исходя из возможностей внутренней среды, а также из выполняемых предпринимательской единицей функций.
Для того чтобы сохранить жизнеспособность и эффективность предпринимательской единицы, предприниматель должен ставить перед собой определенные цели. Наиболее типичными являются:
• цели развития предпринимательских единиц заключаются в изменении количественных параметров и качества функционирования предпринимательских единиц для перевода в желаемое, более благоприятное состояние, характеризуемое лучшими значениями целевых показателей;
• цели поддержания предпринимательских единиц в достигнутом ею состоянии возникают в условиях, когда надо закрепить это состояние, потому что оно удовлетворяет предпринимателя либо вызвано опасностью ухудшения этого состояния, которое надо предотвратить;
• цель выхода из нежелаемого состояния или обеспечение выхода из кризиса. Целью предпринимателя в этой ситуации является преодоление спада, недопущение показателей предельно допустимого уровня, стабилизация социально-экономической обстановки и создание предпосылок подъема.
Наряду с этими достаточно общими глобальными целями возможны и вполне реальные более узкие, локальные цели, распространяющиеся на отдельные сферы не только предпринимательской, но и социальной деятельности, связанные с решением частных проблем.
Например, целями могут быть:
• накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;
• улучшение социальных условий сотрудников предпринимательских единиц;
• оптимизация спроса покупателей на продукцию предпринимательских единиц;
• оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т. д.
Цели любой предпринимательской единицы (так как в ней протекают социально-экономические процессы) существенным образом связанны с потребностями людей и их удовлетворением. Любой экономический субъект, начиная от индивидуального предпринимателя и завершая экономикой страны, функционирует, действует во имя потребления различных людей. Как известно, потребность — это нужда, необходимость в потреблении, использовании определенного количества товара и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность, приносящих людям удовлетворение их желаний. В конечном счете, именно удовлетворение количественно и качественно видоизменяющихся потребностей людей, всего населения и составляет главную цель экономики, а следовательно, и предпринимательской деятельности.
Цели предпринимательской единицы (за исключением корпоративных структур) имеют ограниченный временной горизонт. Например, для предпринимателя, реализующего идею по выпуску инновационной продукции, цель которой поднять предпринимательскую организацию до уровня, при котором ее можно будет выгодно продать (чтобы воплотить в жизнь другую предпринимательскую идею), временной горизонт ограничен моментом продажи или слияния, так как после этого появляются новые ресурсы и новые перспективы.
Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными.
Долгосрочные – это те цели, которые решают в течение длительного периода времени. Поэтому долгосрочные цели, направленные на поддержание и увеличение рентабельности, должны подкрепляться решениями об обеспечении ресурсами таких долгосрочных потребностей, как исследования и разработка (НИОКР), создание новых производственных площадей и приобретение оборудования, обучение персонала.
Если бы поведение предпринимателя определялось исключительно ближайшими целями, подобного рода затраты были бы неоправданны. Поэтому важно, чтобы долгосрочные цели, направленные на поддержание и увеличение рентабельности, устанавливались по окончании краткосрочного периода развития.
Прибыль является оценкой успеха и психологическим стимулом предпринимателя, показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей и соответственно источником развития предпринимательства. Именно поэтому предпринимателю необходимо сосредоточить свои усилия на тех факторах, которые производят прибыль (а не на самой прибыли).
1.3. Объекты и субъекты предпринимательства
Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления. К объектом предпринимательской деятельности относится все, что способно приносить прибыль: имущество, товары (вещи и услуги), деньги и ценные бумаги, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты, лицензии, произведения науки, литературы, «ноу-хау»).
Объекты предпринимательской деятельности, как правило, могут продаваться и покупаться свободно.
Предпринимателям запрещено:
• производить оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества;
• изготавливать и реализовывать наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества;
• перерабатывать руды радиоактивных и редкоземельных элементов;
• осуществлять иные виды деятельности, запрещенные законодательством РФ.
К субъектами предпринимательской деятельности относятся (рис. 2):
• собственно предприниматели;
• партнеры;
• потребители;
• граждане, работающие по найму;
• государственные органы.
Собственно предпринимателями или участниками коммерческой деятельности являются физические (индивидуальные предпринимали) и юридические лица (различные коммерческие и некоммерческие организации.
Рис. 3. Субъекты предпринимательской деятельности
В первом случае субъектами предпринимательской деятельности являются зарегистрированные соответствующим образом граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Граждане, как субъекты предпринимательской деятельности в обязательном порядке должны обладать такими характеристиками:
• правоспособность (общая способность человека иметь права и нести обязанности);
• дееспособность (способность иметь и реализовывать гражданские права, выполнять гражданские обязанности);
• местожительство.
Данные признаки обеспечивают правовой статус субъектов предпринимательской деятельности. Помимо этого, граждане как субъекты предпринимательской деятельности обязаны нести ответственность за свои долги, возникшие в ходе работы, и перед кредиторами, и перед бюджетом. В противном случае субъекты предпринимательской деятельности решением суда объявляются банкротами, после чего утрачивают статус предпринимателя.
Юридическое лицо, как субъект предпринимательской деятельности, также должно обладать рядом признаков. Во-первых, это наличие обособленного имущества. Во-вторых, это возможность самостоятельно приобретать, а также осуществлять различные имущественные и неимущественные личные права и нести обязанности. В-третьих, оно должно отвечать по взятым на себя обязательствам. И, в-четвертых, это право быть истцом и ответчиком в суде от своего имени.
Потребители являются равноправными, а не пассивными или второстепенными участниками системы предпринимательства, со своим деловым интересом.
Деловой интерес потребителей – приобретение товаров (работ, услуг) – реализуется посредством самостоятельного установления контактов с производителями и продавцами, на основе самостоятельного поиска контрагентов, по принципу максимизации прибыли.
Рис. 4. Деловой интерес потребителей и предпринимателей
Перечислим общие особенности потребительского предпринимательства.
◦ Потребительское предпринимательство отражает всеобщее участие людей в системе деловых отношений, т.к. осуществляется всеми гражданами.
◦ Потребительское предпринимательство отражает заинтересованность всех граждан в конечных результатах производства, т.е. эта деятельность, направленная на поиск наилучших условий достижения этих результатов.
◦ Потребительское предпринимательство является стимулятором предпринимательского бизнеса, заставляя производителей считаться с запросами потребителей, воспринимать потребителей как естественных партнеров по бизнесу.
• Участниками потребительского предпринимательства выступают и сами предприниматели в качестве потребителей продукции других предприятий.
Основу потребительского предпринимательства составляет частная собственность на предметы потребления и услуги (личная собственность).
Она выступает в различных формах – индивидуальной, семейной, групповой, коллективной и др.
Частная (в различных формах) собственность на средства производства и частная (в различных формах) собственность на предметы потребления и услуги являются двумя взаимосвязанными компонентами деловых отношений.
Граждане, работающие по найму. Получение доходов – деловой интерес наемных работников. Он реализуется посредством работы в предпринимательской фирме на контрактной или иной основе.
Личный доход, получаемый в ходе выполнения должностных обязанностей и его размеры (величина полученного вознаграждения), является выгодой в их деловых отношениях с предпринимателями.
Реализуя свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделки с предпринимателем, данная категория граждан (наемные работники) делают свой бизнес.
Перечислим особенности бизнеса наемного работника:
1. Предметом делового отношения между предпринимателем и наемным работником является рабочая сила последнего. Она как бы сдается в срочную аренду, где оговариваются сроки, условия «аренды» рабочей силы.
2. Работники и предприниматели делают самостоятельный выбор и идут на экономический риск, обмениваются своим достоянием, навязывают друг другу свои интересы, используют различные приемы давления друг на друга (например, коллективные договора с профсоюзами). Обе стороны осуществляют свою стратегию и тактику.
3. Наемные работники могут изменить свой социальный статус, например, купив акции фирм; по мере накопления средств, открыть собственное дело, вливаясь в армию мелких предпринимателей.
Основу бизнеса наемных рабочих составляет частная собственность на рабочую силу.
Государственные органы являются участниками деловых отношений в том случае, когда непосредственно выходят на рынок с деловыми предложениями, своими деловыми интересами.
Деловой интерес государства состоит в необходимости осуществления приоритетных общегосударственных научно-технических, научно-производственных (как правило, капиталоемких и наукоемких) и других программ, способных принести выгоду государству и его гражданам. Деловой интерес государственных органов, как субъектов предпринимательской деятельности не может не отличаться от деловых интересов других субъектов: предпринимателей и наемных работников.
Основу государственного бизнеса составляет государственная собственность на средства производства, информацию, денежные ресурсы, государственные ценные бумаги и др.
Принцип взаимной выгоды различных субъектов предпринимательской деятельности заключается в следующем: государство стимулирует предпринимателей на участие в приоритетных программах общегосударственного значения различными способами: льготные централизованные кредиты, субсидии, заказы, закупки, льготное налогообложение.
1.4. Функции предпринимательской деятельности
В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.
Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является определяющей. Она объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства и осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу проявления общеэкономической функции.
Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как выражение в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.
Ресурсная функция предпринимательства является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.
Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению. В связи с этим, важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.
Творческо-поисковая инновационная функция свойственна предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования. Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику.
Социальная функция предпринимательства заключается в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более выражается в формировании нового слоя людей – людей предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников.
Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельных решений об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.
1.5. Виды предпринимательской деятельности
В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства:
• производственное,
• коммерческо-торговое,
• финансово-кредитное,
• консультативное,
• посредническое,
• страховое.
1.5.1. Производственное предпринимательство
Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.
Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство – это создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей, тогда как другие сопровождающие производство функции, такие как сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной.
Рассмотрим типовую схему производственного предпринимательства.
Предприниматель вначале избирает вид производственной деятельности, т.е. намечает, какие именно товары, работы, услуги он намерен производить. Затем он вступает в контакт с потенциальными потребителями, покупателями товаров, либо представляющими их интересы закупочными, торговыми организациями в целях выявления потребности в товаре и спроса на него.
Для осуществления производства предприниматель должен иметь в своем распоряжении (либо приобрести) факторы производства, к которым относится рабочая сила, производственные фонды, материалы, информация. Частично факторы производства могут изначально принадлежать предпринимателю. Недостающие факторы производства предприниматель вынужден приобретать до начала или в самом процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Предпринимателю для осуществления намеченной им деятельности могут понадобиться работы и услуги (строительные работы, транспортные, информационные и интеллектуальные услуги), которые он не способен выполнить своими силами и поэтому вынужден привлекать сторонние организации и лица.
Если у предпринимателя отсутствует изначальный стартовый капитал, чтобы осуществить первоначальные расходы, он вынужден обратиться в банк. Величина кредита может быть меньше общей денежной потребности, если выручка от реализации производимых предпринимателем товаров начнет поступать до срока полного завершения платежей за предоставленные предпринимателю факторы производства – ресурсы, услуги. В этом случае кредит должен полностью компенсировать затраты лишь до момента начала поступления выручки, которая становится источником платежей предпринимателя. Уменьшить величину денежного кредита можно также путем смещения сроков осуществления платежей обладателям факторов производства, т.е. путем получения самих этих факторов предпринимателем в кредит (аренду) от обладателей.
В последующем по мере получения выручки от реализации производственных товаров (услуг) предприниматель возвращает кредитору денежную сумму, равную кредиту, плюс проценты за кредит, причем сумма кредита возвращается из валовой прибыли, проценты включаются в себестоимость продукции по ставке Госбанка, остальная часть – из прибыли.
Косвенным участником производственно-предпринимательской деятельности являются государственные, местные финансовые органы, налоговая инспекция. Они выполняют практически чисто фискальную функцию, изымая у предпринимателя налоги, обязательные платежи, отчисления, а иногда и пошлину, штрафы в общей сумме. Однако в отдельных случаях органы государственной власти могут предоставлять предпринимателям денежные субсидии, а также некоторые виды производственных ресурсов за определенную плату или бесплатно.
В России производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.
Между тем, именно производственное предпринимательство необходимо всем нам: в конечном счете, оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство.
1.5.2. Коммерческое предпринимательство
Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения, так как произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Поэтому высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.
К коммерческому предпринимательству относятся: торговое, торгово-закупочное, торгово-посредническое предпринимательство, товарные биржи.
Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.
Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.
Суть коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, т.е. перепродаже товаров и услуг.
Общая схема коммерческо-предпринимательской деятельности во многом аналогична изложенной выше схеме производственно-предпринимательской деятельности. Отличие состоит в том, что в коммерческом предпринимательстве нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции. Приобретаемые предпринимателем материальные ресурсы покупаются им в виде готового товара, который затем реализуется потребителю. Из схемы выпадает блок производства, который заменяется блоком получения товара.
Коммерческо-предпринимательская деятельность включает в себя следующие этапы:
• наем работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара, проведения рекламной компании, оформления необходимых документов, осуществления других торгово-посреднических услуг;
• приобретение, закупку товара для последующей продажи;
• наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;
• получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, не участвующих непосредственным образом в коммерческой сделке, но предоставляющих свои платные услуги для ее осуществления и выполняющих посреднические функции;
• привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита с процентами;
• получение или приобретение необходимой информации, требуемой для расчета, планирования, оформления, регулирования сделки;
• реализацию товаров покупателю и получение выручки;
• регистрацию сделки, выплату налогов и платежей государственным и местным финансовым органам.
Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
1.5.3. Финансово-кредитное предпринимательство
Финансовое предпринимательство – это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.
Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.
К финансовому предпринимательству относятся: банковское, страховое, аудиторское, лизинговое предпринимательство и фондовые биржи. В условиях данного вида предпринимательства деньги, ценные бумаги служат основным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные.
Как и в прочих видах коммерческой деятельности, сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг, т.е. будущей клиентуры.
Одновременно с выявлением потенциального покупателя денег, валюты, ценных бумаг финансовый предприниматель устанавливает источник их получения. Первичным обладателем «финансового товара» может быть сам предприниматель, если им заранее накоплены деньги, валюта, ценные бумаги.
Предприниматель может выступать в роли производителя ценных бумаг, когда он официально в юридически оформленном порядке «выпускает», а точнее, осуществляет эмиссию таких ценных бумаг, как собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Эти ценные бумаги предприниматель продает, размещает при определенных условиях и обязательствах в качестве «финансового товара», в чем и заключена суть его предпринимательской деятельности.
Более типичный вид финансовой сделки состоит в том, что предприниматель сам выступает в роли первичного покупателя. Покупая деньги, валюту, ценные бумаги, а затем, продавая их другому покупателю по более высокой цене, предприниматель получает выгоду (доход, прибыль).
В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.
Финансовое предпринимательство требует получения информации из ряда источников. Это сведения о потенциальных покупателях, о курсах валюты, о кредитном проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных операций и порядке их оформления, об источниках ресурсов, необходимых предпринимателю.
В случае, когда у финансового предпринимателя нет собственных служебных помещений, конторского оборудования, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для проведения и оформления финансовых сделок, ему приходится арендовать их на определенный период и платить за это арендную плату.
В ходе финансового предпринимательства приходится прибегать к услугам сторонних организаций и лиц-посредников. Речь идет о получении транспортных, аудиторских, юридических услуг, без которых не происходит практически ни одна финансовая сделка.
Финансовые сделки обычно нуждаются как в привлечении ряда категорий наемных работников со стороны, так и в найме постоянных служащих. В качестве таких работников выступают юристы, экономисты, бухгалтеры, брокеры, дилеры, маклеры, рассыльные, работники рекламы.
Основная, завершающая часть финансовой сделки – продажа денег, валюты, ценных бумаг покупателю в лице конечного потребителя либо другого предпринимателя, занимающегося перепродажей (дальнейшей продажей). В итоге предприниматель получает денежную выручку, которая должна быть достаточной для покрытия всех расходов и получения прибыли.
Завершающая часть сделки, в ходе которой возникают прямые финансовые отношения между предпринимателем и покупателем, нуждается в повышенном внимании и тщательном оформлении. Особенно, если денежная выручка поступает к предпринимателю от покупателя через значительное время после передачи последнему приобретаемых им денег, валюты, ценных бумаг. Необходимо тщательно выверить финансовую состоятельность покупателя, установить возможный залог, определить гаранта, согласного поручиться за покупателя, так как слишком часто должники оказываются несостоятельными.
Необходимо учесть также инфляционные процессы, происходящие в стране.
1.5.4. Консультативное предпринимательство
К консультативному предпринимательству относятся следующие виды: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, информационная технология, специализированные услуги.
Консультативное предпринимательство заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.
Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Именно ростом неопределенности и сложности бизнеса обусловлен громадный рост спроса на консалтинговые услуги в мире за последние 10 лет.
Консалтинговые услуги могут осуществляться и в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов, включающих следующие основные этапы:
• выявление проблем (диагностику);
• разработку решений, проекта;
• осуществление решений, проекта.
Заключительный этап в зависимости от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.
Наиболее распространены три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее.
Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно проводит диагностику, разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению. Клиент лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.
При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения. Консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения.
При обучающем консультировании главная задача специалистов – подготовить почву для возникновения идей и выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для него учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию.
На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется: как правило, используются комбинации всех трех методов.
1.5.5. Посредническое предпринимательство
Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.
Посредник – это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьютеры, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому предприниматель - посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.
1.5.6. Страховое предпринимательство
Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Страховое предпринимательство является одной из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.
1.6. Классификация предпринимательской деятельности
Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности.
Таблица 1
Классификация предпринимательской деятельности
Признаки классификации
Характеристика предпринимательской деятельности
По сфере деятельности
Производственная
Коммерческая
Финансовая
Сфера потребления
По организационно-правовому статусу
Без образования юридического лица
Частное
предприятие
Фермерское хозяйство
Общество с ограниченной ответственностью
Малое предприятие
Смешанное товарищество
Закрытое или открытое акционерное общество
Совместное предприятие
По отношению к собственности
Индивидуальная (без применения наемного труда)
Частная
Государственная
По количеству собственников
Индивидуальная, частная
Семейная
Коллективная
Смешанная, совместная
По масштабам производства и численности работников
Малое
предприятие
Среднее
предприятие
Большое предприятие
По территориальному признаку
Сельская,
районная
Городская, областная
Региональная, национальная
Зарубежная
По отраслевой принадлежности
Строительная, текстильная
Металлообрабатывающая, горнодобывающая
Пищевая, судостроительная
Энергетика, транспорт, связь
В современной учебной и научной литературе предпринимательская деятельность, как правило, рассматривается в узких рамках – как деятельность индивидуального предпринимательства. Однако принципы предпринимательской деятельности могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики. Таким образом, можно говорить о двух видовых формах предпринимательской деятельности: частной и государственной.
Государственное предпринимательство – это форма осуществления хозяйственной деятельности, при которой принятие стратегических решений в отношении целей и способа предпринимательской деятельности принадлежит государству, а использование ее результатов имеет не частный характер. Реализуется государственное предпринимательство через государственные органы управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), а также органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
Частное предпринимательство – форма осуществления предпринимательской деятельности, основывающейся на частной собственности и осуществляющаяся частными лицами в своих интересах. Это наиболее распространенная форма предпринимательства, имеющая многовековую историю, содержательным моментом которой является улучшение собственного хозяйственного положения. В некоторых случаях интересы частного предпринимательства могут противоречить интересам общества.
По способу организации частное предпринимательство может иметь индивидуальную, коллективную и корпоративную формы.
Характерным признаком частного предпринимательства является социально-экономическая неоднородность его носителей. Реализовываться предпринимательская деятельность может на базе личного труда – предприниматель без образования юридического лица или членов его семьи – фермерство, группы физических лиц – кооперативы, а также посредством применения наемного труда – коммерческие организации. Экономическая мотивация для них тоже будет разной для индивидуального и семейного предпринимателя – получение дохода, а для коммерческой организации получение прибыли.
Конечно, государственное и частное предпринимательства имеют свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают.
И в том, и в другом случае занятие такой деятельностью предполагает инициативность, инновационный подход, комбинирование факторов производства в условиях конкуренции.
Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что государство ставит перед своими предприятиями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели. Рыночные показатели результатов деятельности (прибыльность и рентабельность) не являются для них универсальным критерием эффективности, поскольку их цель часто формируется под влиянием государственной политики и соответствует оптимальности участия государства в предпринимательской деятельности.
У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. Поэтому на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как:
1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т. п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки;
2) доступность кредитов на особо выгодных условиях;
3) экономия на масштабах производства;
4) широкие возможности получения нового оборудования, включая лизинговые;
5) устойчивая сеть деловых связей, приобщение к источникам информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных.
Эти преимущества государственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могут являться основой для снижения их индивидуальных издержек по сравнению с общественными, а значит – для извлечения сверхприбыли.