Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность менеджмента. Предмет, объект, функции менеджмента. Принципы и методы менеджмента.

  • 👀 4264 просмотра
  • 📌 4233 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Сущность менеджмента. Предмет, объект, функции менеджмента. Принципы и методы менеджмента.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность менеджмента. Предмет, объект, функции менеджмента. Принципы и методы менеджмента.» docx
Лекция 1 Вопрос 1. Сущность менеджмента. Предмет, объект, функции менеджмента. Принципы и методы менеджмента. Английское слово «управление» - менеджмент –происходит от латинского слова «манус» (рука) и первоначально оно относилось к сфере управления животными (искусство управления лошадьми). Впоследствии произошел перенос данного термина на область науки и практики управления людьми и организациями. Оксфордский словарь английского языка  (1930 год) трактует термин «менеджмент» следующим образом: 1)    способ, манера обращения с людьми; 2)    власть и искусство управления; 3)    особого рода способность и административные навыки; 4)    орган управления, административная единица. В современном языке термин менеджмент также употребляется в разных смыслах:  1) умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей; 2) функция, вид деятельности по руководству людьми в разных организациях; 3) область человеческого знания, помогающего осуществить данную функцию.   Таким образом, будем считать что термин «управление» является  синонимом термина «менеджмент».  Надо отметить, что взаимосвязь менеджмента, как науки управления, с другими научными дисциплинами проявляется в том, что менеджмент использует знания различных дисциплин, таких, как: экономика, социология, математика, психология, информатика, статистика, философия.   Предмет менеджмента – законы и закономерности, проявляющиеся в основных управленческих функциях.    К основным функциям управления относятся: 1) планирование; 2) организация; 3) мотивация; 4) контроль; 5) координация.  Управленческие функции проявляются в рамках различных объектов менеджмента (организации, фирмы, отделы и т.п.).   Собственно в организациях любого типа существуют две формы разделения труда: горизонтальное (нпр. маркетинг, финансы, производство) и вертикальное (иерархия управления). В любом случае руководитель (субъект управления) должен координировать работу (задачи) многочисленных подчиненных  (подразделений) при одновременном выполнении соответствующих функций в соответствии с основной целью существования организации (фирмы) – удовлетворение потребностей населения.     Покажем взаимосвязь между объектом и субъектом управления  на рисунке 1. На основании вышесказанного будем считать управление – процессом планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для формулирования и достижения целей организации.     Менеджмент, или управление, в силу специализации знания также имеет определенную структуру. Покажем это на рисунке 2. Принципы менеджмента (управления) – основные правила, вытекающие из объективных экономических законов, на которые должны опираться субъекты управления.   Общие принципы управления:   1)    Эффективности  (минимизация затрат и времени для достижения цели); 2)    Научной обоснованности управленческих действий; 3)    Системности (согласованное взаимодействие всех частей системы); 4)    Конкуренции (развитие на основе соревновательного начала); 5)    Разделения труда (регламентация обязанностей на основе стандартов, правил, процедур, а также установление ответственности); 6)    Стимулирования (материальное и моральное при воздействии на мотивы работника); 7)    Баланса централизации и децентрализации.     Методы управления, в зависимости от формы воздействия на персонал, подразделяются на следующие виды: 1)    Организационно-административные; 2)    Экономические; 3)    Социально-психологические.   На рисунке 3. показана более подробная структура каждого из видов методов управления. Рис. 3. Методы управления. Вопрос 2. Современный менеджер, профессиональные требования, карьера. Менеджер (от англ. "manаger") - руководитель (управляющий), занимающий постоянную должность и наделённый полномочиями в  области принятия решений по конкретным видам деятельности  организации.    Основные требования к квалификации менеджера: ·        специализированные знания ·        коммуникабельность ·        стратегическое мышление ·        аналитичность ·        инициативность ·        способность к административным решениям ·        междисциплинарный подход.                                                                                                    В работе менеджера имеется факторы (см. таблицу ниже), которые снижают эффективность его работы, то есть ограничения. •                      ОГРАНИЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРА • Неумение управлять собой Размытость личных ценностей Смутные личные цели Остановленное саморазвитие Недостаточность навыка решать проблемы  Недостаток творческого подхода Неумение влиять на людей Недостаточное понимание особенностей управленческого труда Слабые навыки руководства Неумение обучать Низкая способность формировать коллектив  Преодолеть ограничения  менеджеру помогут следующие виды действий: 1)    постоянно культивировать  вежливое и тактичное отношение ко всем работникам в коллективе, независимо от должности; 2)    тренировать умение выслушивать и понимать человека; 3)    стараться быть чутким, внимательным, искренним и доброжелательным с чувством юмора; 4)    овладевать необходимыми практическими навыками (творческое мышление, постоянное собственное развитие, психология общения, отделение главного от второстепенного, предвидение будущего, скорость принятия решений, повышение квалификации и др.); 5)    поддержание хорошего ухоженного внешнего вида (одежда, прическа и т.п.).    Таким образом, видно, что деятельность менеджера связана как  личностными, так и с профессиональными качествами, поэтому выделим их.   К личностным качествам успешного руководителя относятся: 1)    здоровое тело; 2)    отсутствие вредных привычек; 3)    энергичность и жизнестойкость; 4)    уверенность; 5)    порядочность; 6)    честность; 7)    справедливость; 8)    спокойный и сбалансированный подход к   жизни и работе (эмоциональная устойчивость).    К профессиональным качествам успешного руководителя можно отнести следующие: 1)    аналитическое мышление; 2)    умение выявлять проблемы и решать их; 3)    умение брать ответственность за принимаемые решения; 4)    целеустремленность; 5)    повышенная работоспособность; 6)    высокая коммуникабельность; 7)    самодисциплина и самоконтроль.   Принято выделять следующие типы карьеры: • «Трамплин» 1)    поступательный подъем по службе; 2)    занятие высшей должности и затем длительное время до ухода на пенсию. • «Лестница» 1)    поступательный подъем по службе; 2)    занятие высшей должности в пик трудовой активности; 3)    постепенное снижение до ухода на пенсию. • «Змея» 1)    последовательное занятие различных должностей внутри компании на горизонтальном уровне; 2)    с возрастом продвижение по вертикальной лестнице. • «Перепутье» 1)    занятие каждой должности ограниченный срок (обычно до 5 лет); 2)    оценка потенциала и принятие решения о дальнейшем продвижении вверх или вниз по служебной лестнице. Вопрос 3. Деловое общение. Публичная речь. В компании, которая имеет определенные цели, люди общаются, взаимодействуют между собой на основе выполнения разнообразных задач, связанных с достижением этой общей цели (или множественных целей). Такое общение, основой которого является как выполнение каждым работников своих функциональных обязанностей, так и некоторые правила этикета (нормы поведения на работе), называется деловым общением. Любое общение, в том числе и деловое, связано с взаимодействием работников через их поведение, основу которого составляют имеющиеся у человека ценности.  Степень соответствия между ценностями организации и работника называют степенью конгруэнтности. Кроме этого, на успешное деловое общение влияет набор личностных качеств сотрудников.  Задача менеджера состоит как раз в подборе таких работников, ценности и личностные качества которых совпадают с этикой поведения в компании, что позволяет добиться высокоэффективного делового общения.  Кроме того, современный менеджер должен обладать качествами лидера, то есть предвидеть изменение ситуации во внешней среде, воодушевлять и вдохновлять работников на достижение целей организации, особенно в трудные периоды (например, срочные заказы, чрезвычайные ситуации и т.п.). Для такого воодушевления идеально подходят собрания трудового коллектива, когда менеджер может выступить перед сотрудниками и благодаря своим личностным качествам, харизме, и добиться увеличения рабочего настроя, повысить чувство ответственности каждого работника, добиться восприятия каждым работником сопричастности к достижению общих  организационных целей. В связи с этим, менеджер должен обладать хорошими навыками публичных выступлений и развивать публичную речь, то есть выступление перед большой аудиторией. Лекция 3 Вопрос №1. Современные подходы в менеджменте 1.     Современные подходы в менеджменте   Научные подходы   Основоположники   Преимущества   Недостатки   Вклад в развитие науки управления Ситуационный подход 1960-е – наст.время Р.Стогдилл (М.П.Фоллет) Ø  Воспитывает личные качества и умение контролировать ситуацию Ø  Использование нестандартных методов обучения Ø  В центре внимания ситуация-набор обстоятельств, непосредственно влияющих на организацию Ø  Использование конкретных приемов управления в связи с конкретной ситуацией Ø  Наличие общего подхода для решения стандартных проблем и использование различных конкурентных методов управления для каждой возникшей ситуации для max успеха Ø  Попытка варьировать многообразие частных подходов ü  Отсутствие возможности выделить факторы, непосредственно влияющие на успех организации, и рассмотреть их только их v  Направление на выработку ситуативного мышление и приложения полученных теоретических знаний к конкретным реальным процессам v  Определение конкретных переменных и их влияния на успех организации v  Эффективное обучение менеджеров на основе изучения меняющейся рыночной ситуации, непредвиденных ситуаций, влияния стихийных бедствий v  Расширение практического применения теории систем на основе внутренних и внешних переменных, влияющих на организацию v  Наличие возможностей прямого приложения науки в реальной жизни Системный подход сер.1950-х – наст.время А. Богданов Л.Берда-ланфи, Н.Винер   Ø  Применение принципа соотношения количества и качества потребляемых ресурсов на входе-выходе в процессе производства для улучшения результатов управления предприятием Ø  Формирование нового образа мышления, построенного на единстве всех явлений внутренней и внешней среды Ø  Рассмотрение всех явлений в виде определенных целостных систем Ø  Ориентир систем на достижение конкретных целей ü  Теория системной школы не определяет конкретных факторов, влияющих на функцию управления ü  Невнимание влиянию окружающей среды на управленческую деятельность и результаты функционирования организации ü  Не выделяет элементы системы, необходимые для создания предприятия v  Разработка теории непредвиденных ситуаций (каждая возникшая ситуация может стать сходной с другими, но с некоторыми уникальными свойствами) Процессный подход А.Файоль, М.Мэскон, Кунц О’Доннел, Х.Шернер Ø  Сокращение лишних вертикальных связей и устранение ненужных процессов Ø  Улучшение взаимодействия между функ-ми подразделениями, их лучшая координация Ø  Ориентация на конечный результат процесса Ø  Создание эталона процесса Ø  Возможность тиражирования процессов при расширении бизнеса ü  Необходимость документального оформления каждого процесса ü  Следовательно, требование регламентации и разработки стандартов v  Принципы: 1)      Взаимосвязи процессов 2)      Востребованности 3)      Документирования 4)      Контроля 5)      Ответственности   Вопрос №2. Модели менеджмента 2.     Модели менеджмента   В различных странах за период практической деятельности множества компаний в хозяйственной деятельности сформировалось множество особенностей в управлении. Данные особенности связаны, в том числе, со следующими факторами: 1)    экономическими условиями; 2)    политическими условиями; 3)    национальными чертами характера; 4)    существующими традициями. Все эти особенности в практике управления позволяют говорить о национальных моделях управления (менеджмента). Рассмотрим наиболее разработанные модели. Американская модель менеджмента. Данная модель имеет в своей основе – предположение о том, что успех компании зависит от рациональности организации производства , снижения издержек, роста производительности труда, эффективности использования ресурсов. Основной критерий успеха – максимизация прибыли. То есть реализация частного интереса является основным способом достижения общего блага, при условии ограниченного влияния государства на экономику.   Японская модель менеджмента Отличается от американской тем, что достижение общего блага является предпочтением, в отличие от частного интереса. Общее благо достигается благодаря гармонии и компромиссу. Достижение цели связано с тщательным соблюдением моральных и социальных норм, ответственности за будущие поколения, отсутствием зависти,  социальной справедливости и социальной солидарности.  Прерогатива отдается развитию персонала – как основному фактору конкурентоспособности для развития бизнеса и экономики в целом, при этом, должен соблюдаться принцип гармонии. Для крупных корпораций соблюдается принцип пожизненного найма сотрудников.   Европейская модель (на примере немецкой) Немецкая модель складывалась на основе таких национальных черт немцев как: скрупулезность, дисциплина, организованность. Для немецкой системы управления характерно отсутствие стремления к риску, ориентации на долгосрочные планы развития и социальной справедливости. Для европейской модели в целом справедливы следующие черты: 1)    рациональность; 2)    партисипативность; 3)    высокие социальные гарантии; 4)    социальное партнерство; 5)    государственное регулирование.
«Сущность менеджмента. Предмет, объект, функции менеджмента. Принципы и методы менеджмента.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot