Сущность инновационного предпринимательства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4 Сущность инновационного предпринимательства
4.1 Связь предпринимательства и инновационной деятельности
4.2 Инновационная сфера: соотношение инновационной деятельности
и инновационного предпринимательства
4.3 Понятие инновации и ее характеристики
4.4 Виды инноваций и их классификация
4.1 Связь предпринимательства и инновационной деятельности
Понять инновационное предпринимательство невозможно вне связи с
предпринимательством вообще, которое выступает для него к тому же
родовым понятием.
Основу
современного
подхода
к
исследованию
феномена
предпринимательства заложил австрийский экономист Йозеф Шумпетер
(1883–1950), обосновавший представления об инновационной деятельности
как основной характеристике предпринимательства.
Американский специалист по современному менеджменту П. Друкер
определяет
предпринимательство
как
конкретную
деятельность,
содержанием которой являются нововведения во всех сферах, в том числе и в
управлении.
«Нововведения
являются
особым
инструментом
предпринимателей, средством, при помощи которого они и используют
изменения как благоприятную возможность для осуществления своих
замыслов в сфере бизнеса и услуг, в задачу предпринимателей входит
целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменений и их
признаков, указывающих на возможность достижения успеха» , — пишет П.
Ф. Друкер. Отличительная особенность предпринимателей состоит в том, что
они пытаются создать что-то новое и отличное от уже имеющегося,
изменяют и преобразовывают ценностные установки.
Следовательно,
нововведения
выступают
как
специфический
инструмент предпринимательства. Для его умелого применения необходимо
внимательное изучение внешней и внутренней среды организации, а также
1
овладение принципами успешной реализации нововведений и применение
их.
Любая инновационная деятельность является предпринимательской (и
наоборот) и основана на поиске новых идей (от нового продукта до новой
структуры) и их оценке; поиске необходимых ресурсов; создании и
управлении
предприятием;
получении
денежного
дохода
и
личном
удовлетворении достигнутым результатом.
Принимая во внимание, что инновационная деятельность чаще всего
трактуется учеными как создание и распространение новшеств, можно
сделать вывод о чрезвычайной близости понятий «предпринимательство» и
«инновационная деятельность». Это подтверждается также выделением в
экономической
литературе
двух
моделей
предпринимательства:
классической и инновационной.
Первая
модель
—
традиционное,
репродуктивное,
рутинное
предпринимательство. Предприниматель стремится организовать работу с
расчетом на максимальную отдачу ресурсов. Считается, что именно в рамках
классической
модели
формируется
концепция
управления
ростом
производства, воплощение которой требует времени для проведения
мероприятий
за
счет
внешних
факторов
—
субсидирования
и
протекционизма со стороны правительства. Приводятся в движение и
внутренние резервы фирмы для повышения рентабельности, модернизации
производства и обновления ассортимента продукции.
Вторая
модель
—
инновационное
(продуктивное)
предпринимательство, которое предполагает поиск новых путей развития
предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом или
инновациями. Практика предпринимательской деятельности в любой ее
форме обычно включает в себя инновационный процесс. Если производство
полностью основывается на инновациях, то результатом выступает новый
товар или же товар с принципиально новыми характеристиками или
свойствами. Однако производство или поставка на рынок традиционных
2
товаров может также осуществляться с использованием каких-то новых
элементов
или
приемов,
связанных
с
организацией
производства,
техническими элементами производства или же изменениями качественных
характеристик производимого товара. В этом случае можно говорить о
производстве
традиционных
товаров
через
привнесение
частичной
инновации.
4.2 Инновационная сфера: соотношение инновационной деятельности
и инновационного предпринимательства
В отличие от классического, репродуктивного предпринимательства,
инновационное основывается на поиске новых путей развития действующего
предприятия (новой продукции, технологии, рынков, материалов, форм
управления) или на создании нового, инновационно-ориентированного
предприятия.
Понятие инновационного предпринимательства не отражает какой
либо
определенной
деятельности.
К
организационно-правовой
категории
инновационного
формы
инновационной
предпринимательства
в
отечественной и зарубежной практике обращаются чаще всего для того,
чтобы выделить во всех сферах экономики страны специфические субъекты
хозяйственной деятельности, составляющие постоянно развивающийся
особый
сектор
экономики,
требующий
специальных
инструментов
менеджмента и форм государственной поддержки.
Особая область общественного разделения труда, обеспечивающая
реализацию продукта научной сферы в материальном производстве, и
одновременно особая производственная фаза общественного производства
выделяются в инновационную сферу национальной экономики.
Развитие инновационной сферы позволяет сократить время освоения
производством научной продукции, быстрее вернуть авансированный
капитал
и
вновь
направить
его
на
расширенное
воспроизводство.
Инновационной сфере присущи особая форма финансовой деятельности,
3
венчурное кредитование и маркетинговая направленность на продвижение
научной продукции на рынок.
Инновационная сфера — это область, охватывающая участников
инновационного процесса. Непосредственно к инновационной сфере относят
различные
государственные
органы
и
организации,
научные,
инвестиционные, общественные, коммерческие и другие организации,
осуществляющие и регулирующие инновационную деятельность в области
фундаментальной
науки,
прикладных
конструкторских
разработок,
первичное
исследований,
освоение
опытно-
(внедрение)
и
использование нововведений.
Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на
использование и коммерциализацию результатов научных исследований и
разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения
качества выпускаемой продукции (товаров, услуг, работ), совершенствования
технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной
реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.
При осуществлении инновационной деятельности различаются ее
объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются
разработки
техники
и
технологии
предприятиями
независимо
от
организационно-правовой формы и формы собственности, находящимися на
территории страны. Субъекты инновационной деятельности — юридические
лица
независимо
от
организационно-правовой
формы
и
формы
собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные
организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в
инновационной деятельности. Среди субъектов могут быть и инноваторы.
Инноватор — автор инновации (открытия, изобретения, полезной
модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного
образца или иного вида инновации).
Инновационная деятельность — понятие более широкое, чем
инновационное предпринимательство, так как последнее включает в себя не
4
всю, а только часть инновационной деятельности. Ту часть, которая
осуществляется на предпринимательской, т. е. рисковой основе и ради
получения предпринимательского сверхдохода, превышающего обычный
предпринимательский доход обычного хозяйствующего субъекта.
Инновационное предпринимательство — это особый новаторский
предпринимательский процесс создания нового, процесс хозяйствования, в
основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация
на инновации. Это высшая стадия предпринимательской деятельности,
предоставляющая клиентам новые решения их проблем (новые изделия,
услуги, технологии и т. д.), а также выявляющая новые инновационные
возможности для собственного бизнеса, т. е. решения внутренних проблем
(структурные изменения, реинжиниринг бизнеса и знаний и тому подобное).
Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя риск по
осуществлению нового проекта или улучшению существующего, его
продвижению на рынок, практическую реализацию, а также возникающую
при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. Поэтому
вполне
естественным
вознаграждением
за
это
выступает
предпринимательский сверхдоход.
Структура
понятия
предпринимательство»
«инновационное
схематично изображена на рисунке 1.
Инновационное
предпринимательство
—
многогранный
вид
экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают
физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды
инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом
инновационного продукта:
1) разработку инновационного продукта (технологии);
2) выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с
продвижением
инновационного
продукта
и
его
передачей
от
непосредственного создателя потребителю).
5
Будучи
относительно
самостоятельными,
данные
виды
предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг
друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой
форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор
формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы
деятельности, наличия денежных средств.
Рисунок 1 - Структура инновационного предпринимательства
Говоря об инновационной деятельности, можно выделить две группы
факторов, являющихся предпосылками к ее развитию: внутренние и внешние
(рисунок 2).
Необходимость формирования инновационного предпринимательства в
России обусловлена следующими обстоятельствами:
— усилением интенсивных факторов развития производства, которые
способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах
экономической деятельности;
—
определяющей
ролью
науки
в
повышении
эффективности
разработки и внедрения новой техники;
— необходимостью существенного сокращения сроков создания и
освоения новой техники;
— повышением технического уровня производства;
6
Рисунок 2 - Предпосылки инновационной деятельности на уровне
хозяйствующей организации
— необходимостью развития массового творчества изобретателей и
рационализаторов;
—
спецификой
процесса
затрат
(неопределенность
и
научно-технического
результатов,
ярко
производства
выраженная
многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных
результатов);
— увеличением затрат и ухудшением экономических показателей
предприятий при освоении новой продукции;
— быстрым моральным старением техники и технологии;
— объективной необходимостью ускоренного внедрения новой
техники и технологии.
4.3 Понятие инновации и ее характеристики
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется
как
превращение
потенциального
научно-технического
прогресса
в
реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
7
Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято
определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть
реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т. п.
Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый
или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате
использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в
производственную, управленческую или иную деятельность.
Другими словами, технологическое новшество является источником
технологической инновации, которая приобретает такое качество с момента
принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого
преобразования называется инновационным процессом. В свою очередь,
процесс введения новшества на рынок принято называть процессом
коммерциализации. С момента появления новшества на рынке оно
становится инновацией.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной
экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда
родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный
процесс», «инновационное решение» и т. п.
В литературе насчитываются сотни определений. Например, по
признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации
технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и
локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и
подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в
основном зарубежные трактуют это понятие в зависимости от объекта и
предмета своего исследования.
Согласно Международным стандартам в статистике науки, техники и
инноваций
(рекомендации
международных
организаций
в
области
статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в
условиях
рыночной
экономики),
инновация
–
конечный
результат
8
инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или
усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или
усовершенствованного
технологического
процесса,
используемого
в
практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Таким образом, инновация является следствием инновационной
деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое
содержание
инновации
составляют
изменения,
а
главной
функцией
инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1 использование новой техники, новых технологических процессов или
нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).
2 внедрение продукции с новыми свойствами;
3 использование нового сырья;
4 изменения в организации производства и его материальнотехнического обеспечения;
5 появление новых рынков сбыта.
Эти положения Й. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в
30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью
внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых
производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в
промышленности.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой
концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет
отчетливо выраженные стадии.
Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты.
В последнем случае инновация представляется как конечный результат
научно-производственного
цикла
(НПЦ),
эти
результаты
имеют
самостоятельный круг проблем.
9
Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны,
хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и
распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями,
как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия
направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое
будет признано уникальным в определенной области.
Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и
нововведения
выступают
производственного
превращаются
в
цикла
как
и
промежуточный
по
мере
научно-технические
результат
практического
инновации.
научно-
применения
Научно-технические
разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их
практического применения, научно-технические же инновации (НТИ)
являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и
научно-технических разработок в процессе производства с целью их
коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов
потребителей. Непременными свойствами инновации являются научнотехническая новизна и производственная применимость. Коммерческая
реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное
свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ
характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ),
который выступает в качестве особого товара – научно-технической
продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний,
открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой
реализации для удовлетворения конкретных потребностей.
Из сказанного следует, что инновацию как результат нужно
рассматривать с учетом инновационного процесса.
Для инновации в равной мере важны следующие свойства: научнотехническая новизна – относительные преимущества по сравнению с
традиционными
решениями;
производственная
применимость;
10
совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой;
коммерческая реализуемость; сложность; накопленный опыт внедрения и др.
Отсутствие
любого
из
них
отрицательно
сказывается
на
инновационном процессе.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую
необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить
внимание
на
следующие
моменты:
«материализацию»
инновации,
изобретений и разработок в новые технически совершенные виды
промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и
организации производства и «коммерциализацию», превращающую их в
источник дохода.
Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать
новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и в) приносить прибыль
производителю.
Подходы к определению инноваций – это научные подходы, в рамках
которых,
все
существующие
определения
инноваций
можно
классифицировать по пяти основным подходам (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация подходов к определению инноваций
Вид подхода к
определению
инноваций
Объектный
подход
Процессный
подход
Объектноутилитарный
Процессноутилитарный
подход
Процесснофинансовый
подход
Характеристика
Заключается в том, что в качестве инновации выступает объект –
результат НТП: новая техника, технология. В рамках объектного подхода
различают базисные инновации; улучшающие инновации;
рационализирующие инновации.
Заключается в том, что в данном случае под инновацией понимается
комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в
производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей –
товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д.
Характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве
инновации понимается объект – новая потребительная стоимость,
основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается
на утилитарной стороне нововведения – способности удовлетворить
общественные потребности с большим полезным эффектом.
Инновация представляется как комплексный процесс создания,
распространения и использования нового практического средства.
Подход, в соответствии с которым под инновацией понимается процесс
инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники,
технологии, научные исследования.
11
К основным факторам инноваций относят:
1 инновационные финансовые ресурсы. Возможность финансирования
инновационных
проектов
определяется
физическим
наличием
и
доступностью капитала, вкладываемого сегодня во имя будущей высокой
отдачи в случае не совсем очевидного успеха. Инновационные финансовые
ресурсы могут быть:
!
рисковым капиталом, вкладываемым для получения высоких
прибылей,
!
некоммерческими капиталом – например, субвенции, для
которых отдачей служит достижение целей, важных для устойчивого
развития.
Типичным
терминалом для
коммерческого
рискового
капитала
является венчурная фирма, а для бесприбыльного — общественный научный
фонд.
Соответственно
в
первом
случае
его
источниками
будут
предприниматели и рисковые инвесторы, а во втором — спонсоры с
некоммерческой мотивацией;
2 инновационные предприниматели – это специфический тип
бизнесмена, выступающего связующим звеном между новаторами —
авторами оригинального научно-прикладного продукта и обществом, в
частности, сферами производства и потребления. Помимо обычных
индивидуальных
качеств,
такой
предприниматель
должен
обладать
своеобразной формой предвидения жизнеспособности конкретного научноприкладного продукта, представляемого к освоению, как правило, в виде
образа, идеи или в лучшем случае концептуальной модели.
Предприниматель
систематизирует
научно-прикладные
продукты,
взаимодействуя с новаторами и формируя инновационный портфель,
оценивает возможные пути реализации и жизнеспособность каждой
перспективной
разработки
посредством
соответствующих
критериев.
Последние подбираются и адаптируются индивидуально. Из имеющихся в
мировой инфраструктуре принятия решений критериев (научно-технических,
12
социально-психологических,
экологических,
коммерческих
и
других)
выбираются подходящие по принципу разумной достаточности, исходя из
интуиции, предпочтений и индивидуально-типологических особенностей;
3
поле
инновационной
активности
–
очерчивается
границами
концентрации потенциальных объектов приложения знаний и навыков на
соответствующих иерархических уровнях, территориях, в определенных
видах деятельности.
Источники инновационного предпринимательства – это различные
источники инновационных возможностей (таблица 2).
Распространение нововведений, как и их создание, является составной
частью инновационного процесса (ИП).
Таблица 2 – Источники инновационных возможностей
Источники инновационных возможностей
Факторы, тормозящие
освоение инноваций в
промышленности России
неожиданное событие, которое может дать неожиданный нехватка
собственных
успех, неожиданная неудача;
финансовых ресурсов;
несоответствие между реальностью, такой, каковой она высокие
ставки
по
является, и ее отражением во мнениях и в оценках людей;
кредитам
коммерческих
изменение потребностей производственного процесса;
банков;
изменения в структуре отрасли или рынка;
сжатие
внутреннего
демографические изменения;
спроса;
изменения в восприятии и в ценностных установках;
экономический
риск
новые знания (научные и ненаучные).
освоения новой продукции.
4.4 Виды инноваций и их классификация
Управление инновационной деятельностью может быть успешным при
условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и
использования.
Прежде
всего,
необходимо
различать
инновации
и
несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах
(например, эстетические изменения, то есть цвет и т. п.); незначительные
технические
или
внешние
изменения
в
продуктах,
оставляющие
неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно
заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также
входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры
продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на
13
данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью
удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а
также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация
инноваций.
I
В
зависимости
от
технологических
параметров
инновации
подразделяются на продуктовые и процессные:
1 продуктовые инновации включают применение новых материалов,
новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых
продуктов;
2 процессные инновации означают новые методы организации
производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть
связаны
с
созданием
новых
организационных
структур
в
составе
предприятия (фирмы).
II По типу новизны для рынка инновации делятся на:
1 новые для отрасли в мире;
2 новые для отрасли в стране;
3 новые для данного предприятия (группы предприятий).
III Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно
выделить:
1 инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и
использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и
др.);
2 инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии,
информация и др.);
3 инновации системной структуры предприятия (управленческой,
производственной, технологической).
IV В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют
инновации:
1 радикальные (базовые);
14
2 улучшающие;
3 модификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени
охвата стадий жизненного цикла.
Российскими
системных
учеными
исследований
из
научно-исследовательского
(РНИИСИ)
разработана
института
расширенная
классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в
которой
выделены
инновации:
технологические;
производственные;
экономические; торговые; социальные; в области управления.
Достаточно полную классификация инноваций предложил А.И.
Пригожин.
1 По распространенности: единичные; диффузные.
2 По месту в производственном цикле: сырьевые; обеспечивающие
(связывающие); продуктовые.
3 По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные;
открывающие; ретровведения.
4 По охвату: локальные; системные; стратегические.
5 По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные;
комбинаторные; совершенствующие.
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и
новизну
инноваций,
наибольшей
интенсивность
степени
выражают
инновационного
количественные
и
изменения
в
качественные
характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их
последствий и обоснования управленческих решений.
Оригинальное
инновационное
наблюдение
было
сделано
Н.Д.
Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил существование так
называемых «больших циклов» или, как их называют за рубежом, «длинных
волн». Н.Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с
техническим развитием производства, привлекая к анализу данные о научнотехнических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Он
15
исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений.
Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В
исследованиях Н.Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так
называемого
нововведения
кластерного
подхода.
распределяются
по
Н.Д.
времени
Кондратьев
показал,
неравномерно,
что
появляясь
группами, то есть говоря современным языком, кластерами. Рекомендации
Н.Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной
стратегии.
16