Сущность и содержание управления
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
Управленческая деятельность является особым видом деятельности, связанная с процессом управления призванным отвечать на вопросы «Что делать», «Когда делать», «В каком порядке делать» для осуществления управления.
Термин «управление» в переводе с латинского означает «деятельность под (чьим-то) руководством», «служба в подчинении».
Управление - это творческий процесс и здесь важны не только знание общих основ теории управления и специальные знания, но и умение анализировать конкретные ситуации и делать из их анализа правильные выводы.
Существует много определений управления.
«Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толу в эффективную, целенаправленную и производительную группу» (ведущий теоретик в области управления и организации Питер Друкер).
«Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд» (выдающийся менеджер ХХ века Ли Якокка).
Есть простое американское определение управления: «Делать что-либо руками других и приводить их к успеху».
Управление – это непрерывный процесс воздействия на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, для достижения наилучших результатов при наименьших затратах.
Сущность управления составляет воздействие с целью изменения или сохранения состояния, поведения, направления развития, движения чего-либо, которое реализуется в рамках определенной системы отношений, именуемой системой управления.
Социальное управление в отличие от других его видов — это управление общественными процессами. Стороны в социальном управлении — люди, поэтому решающий в системе социальных отношений — субъективный фактор.
В социуме существуют два типа управления — стихийное и сознательное.
Стихийное управление предполагает, что упорядоченное воздействие на социум — это усредненный результат действия различных, возможно, противостоящих друг другу сил, массы случайных единичных актов.
Сознательное управление опирается на законы общественного развития, их осознанное использование и постепенное формирование специфических общественных институтов — организаций, осуществляющих целенаправленное воздействие на общество.
Принято различать два вида социального управления:
- государственное, осуществляемое государственными органами и соответствующими должностными лицами, которые используют преимущественно данные им государством властные полномочия;
- негосударственное, осуществляемое органами управления общественных объединений, а также структур частного сектора экономики (коммерческих организаций), использующими преимущественно средства экономического и информационного воздействия.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
Предметом науки управления является не само производство, а совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления на разных уровнях и в различных звеньях социально-экономической системы.
Наука призвана изучать отношения, которые складываются в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений, а также она изучает технологию управленческого труда, формы и методы работы управленческого аппарата, технические средства управления, позволяющие повышать его эффективность.
В процессе научного познания используются различные методы: они представляют собой совокупность приемов и способов, с помощью которых достигают результатов исследования.
Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод тем как этот предмет исследуется.
Существует диалектический метод, включающие такие приемы, как абстрагирование и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция, рассмотрение явлений в движении и т.д. Наука управления производством выработала также специальные методы исследование, такие как, анкетирование, хронография рабочего дня, эксперимент, самообследование, изучение документов.
Задача науки управления состоит в том, чтобы раскрыть закономерности, принципы и методы эффективного функционирования управляющей системы, ее функции и структуру, формы организации труда работников управления и т. д.
ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
В наиболее общем случае цель — это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий.
Цель управления двуединая:
- поддержание системы управления в устойчивом равновесии при ее соответствии целям, задачам деятельности и складывающейся деловой обстановке; развитие системы управления и перевод ее в новое состояние для приспособления к новым целям и задачам, изменившейся обстановке;
- изыскание и осуществление таких путей и форм достижения целей и решения задач, которые обеспечивают наибольшую полноту и эффективность их реализации.
Цели управления вторичны по отношению к целям деятельности организации, вытекают из них и определяются их приоритетами.
Их конкретизация предполагает декомпозицию общей цели — построение «дерева целей». В результате появляется ряд частных целей, образующих в совокупности систему целей управления. Построение «дерева целей» осуществляет субъект управления, поэтому процесс полностью зависит от его знаний, опыта и индивидуальных особенностей, то есть носит субъективный характер.
По сфере деятельности организации цели могут быть политическими, экономическими, социальными и т. д.
По значению для организации — стратегическими, тактическими и текущими.
По масштабам цели могут быть:
- общими (глобальными) — для организации в целом;
- специфичными — разработанными в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом подразделении (выражаются в количественных и качественных показателях — рентабельность, норма прибыли и т. д.).
Специфичные цели намечают:
- по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, объем сбыта и т. д.),
- производству (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и модифицированная продукция и т. д.),
- финансам (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения и т. д.),
- научным исследованиям и разработкам (новые товары, качество продукции, технологический уровень) и т. д.
Цели должны быть конкретными и желательно измеримыми, достижимыми, взаимоподдерживающими (непротиворечивыми), а также ориентированными во времени.
В зависимости от сроков достижения различают долгосрочные (до 5 лет), среднесрочные (2— 3 года) и краткосрочные (год и менее) цели. Сложность постановки долгосрочных и даже среднесрочных целей в современных условиях связана с высокой степенью изменчивости политической и экономической обстановки.
Цели коммерческой организации могут быть следующими:
- увеличение контролируемой доли рынка;
- предвосхищение требований покупателя;
- выпуск продукции более высокого качества;
- обеспечение согласованных сроков поставки;
- установление конкурентных цен;
- поддержание имиджа организации, ее репутации у потребителей.
Основная цель управления – обеспечение гармонии в развитии организации, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Система — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Система управления – это определенным образом организованная совокупность элементов, образующая единое целое, в которой реализуются функции управления.
Модель системы управления включает следующие основные элементы:
- субъект и объект управления,
- силы и средства управления,
- каналы связи (прямой и обратной).
Система управления испытывает воздействие внешней среды, соответствующим образом изменяется и поддерживает тем самым свою работоспособность.
Субъект управления — это должностное лицо или группа лиц (орган управления, коллегия, совет, собрание и т.д.), которые по должностным обязанностям, полномочиям или договоренностям (согласию) должны оказывать управляющее воздействие на соответствующий объект управления.
Субъектами управления являются менеджеры различного уровня. Групповой субъект управления в организации, например, совет директоров компании, общее собрание акционеров, и т. д.
Каждый субъект управления независимо от положения в иерархии организации является одновременно объектом управления системы более высокого организационного уровня.
Объект управления — должностное лицо, отдельный работник или коллектив (подразделение организации), осуществляющие деятельность в интересах организации. Объекты управления воспринимают управляющее воздействие субъекта управления; обладают относительной самостоятельностью в решении служебных вопросов или реализации управленческих функций; имеют четко определенные (нормативно закрепленные) организационные отношения с субъектом управления, устойчивые каналы прямой и обратной связи с ним.
Управленческое воздействие — это любой вид взаимного воздействия объекта и субъекта управления.
Различают два его вида: управляющее воздействие и обратное воздействие.
Управляющее воздействие представляет собой воздействие субъекта управления на его объект с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения, действий.
Обратное воздействие отражает реакцию объекта управления на управляющее воздействие, его видение управленческой ситуации, а также дает детальную информацию о факторах управления на конкретном участке.
Организованная на основе штатного расписания и профессиональных и квалификационных характеристик совокупность работников, на которых возложено выполнение управленческих функций, образует аппарат управления. Это помощники, советники, консультанты, референты, секретари и т.д., а также специально выделенные работники, осуществляющие функции анализа и планирования.
Средства управления — любые физические объекты, позволяющие фиксировать и передавать управленческое воздействие, осуществлять прямую и обратную связь, обеспечивая тем самым эффективное функционирование системы.
К ним относятся разного рода технические средства — главным образом, вычислительная техника, современные средства связи, а также организационная техника (диктофоны, копировально-множительные аппараты и т. д.).
Специфические особенности управленческого труда
1) Умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:
организационно-административная и воспитательная работа (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);
аналитическая и конструктивные работы (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);
информационно-техническая работа (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции).
2) Участие в создании материальных благ не прямо, а косвенно через труд других лиц.
3) Предмет труда – информация.
4) Средства труда – организационная и вычислительная техника.
5) Результат труда – управленческие решения.
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В УПРАВЛЕНИИ
Важным фактором повышения результативности управления является разделение труда менеджеров, то есть специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.
Соответственно этому в организациях выделяют две внутренние формы разделения труда.
1) горизонтальное разделение труда – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности;
2) вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
Горизонтальное разделение труда – это качественная и количественная дифференциация, и специализация трудовой деятельности.
По горизонтали труд, как правило, разделяется по функциональному, товарно-отраслевому и квалификационным признакам.
Функциональное разделение труда находит отражение, прежде всего, в специализации работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения.
В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал.
Руководители – управленческий персонал, который определяет работу других людей. Труд руководителей представляет наиболее высокую ступень управления, они принимают решения, направляют и координируют работу низших звеньев.
Эта группа делится на две части:
- линейные руководители – их подчиненные выполняют производственные функции. Линейные руководители несут ответственность за выполнение функций, напрямую связанных с производством.
- функциональные руководители – их подчиненные выполняют функции управления. Функциональные руководители несут ответственность за отдельные элементы деятельности организации.
Специалисты - управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (управленческие функции), требующую высокой квалификации. Они выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений. В их деятельности сочетаются функции управления и исполнения.
Служащие – управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (функции управления), не требующую высокой квалификации. Вспомогательный персонал (технические исполнители) осуществляет информационное обслуживание аппарата управления.
Лиц, занятых управленческой деятельностью, классифицируют и по другим признакам, в частности по уровню и месту, занимаемому в системе управления. По данному признаку руководители могут быть высшего, среднего и низшего уровней.
Разделение труда по товарно-отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций, например осуществление слесарем ремонта только одного узла сложной машины.
Квалификационное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их квалификации.
Вертикальное разделение труда заключается в координировании деятельности всех элементов организации. В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:
Общее руководство
Выработка и претворение в жизнь перспективных направлений деятельности организации
Технологическое руководство
Разработка и внедрение прогрессивных технологий, внедрение современных методов управления, механизация и автоматизация производства
Экономическое руководство
Планирование, анализ экономической деятельности, обеспечение рентабельности работы
Оперативное управление
Инструктирование, организация систематического контроля за ходом производственного процесса
Управление персоналом
Подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов предприятия
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления: низового, среднего и высшего. На каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.
Высший уровень управления организацией - это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными производственно-хозяйственными комплексами. Он может быть представлен председателем Совета директоров, президентом, вице-президентом правления.
Средний уровень управления включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц), то есть они обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют широкий круг обязанностей и обладают большой свободой в принятии решений. Это руководители отделений, начальники функциональных отделов.
Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками. Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.
Считается, что эффективность работы в организации определяется степенью и уровнем развития вертикального разделения труда.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ С/Х ПРОИЗВОДСТВОМ
Сельскохозяйственное производство как объект управления обладает рядом специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на функции и структуру органов, методы и стиль руководства, организацию труда работников аппарата управления и т. д.
Земля в сельском хозяйстве является не только объектом труда, как в других отраслях народного хозяйства, но и предметом труда, основным средством производства. Этим обусловливаются территориальная рассредоточенность производства, населенных пунктов, построение органов управления в основном по территориально-производственному принципу. Непосредственное управление из единого центра практически невозможно.
Территориальная удаленность производства и удаленность структурных подразделений от центра, растянутость коммуникаций затрудняют сбор и переработку информации, что ведет к запаздыванию принятия оперативных решений, а следовательно, требует расширения самостоятельности как самих предприятий, так и внутрихозяйственных подразделений, особенно в области оперативной хозяйственной деятельности.
Экономическое воспроизводство в сельском хозяйстве тесно переплетается с естественным, что ставит его в большую зависимость от природно-климатических условий. Последние по зонам страны значительно различаются. Производство может быть эффективным, если эти особенности полно учитываются. Этот подход реализуется в зональных системах ведения хозяйства.
Производственные циклы, их продолжительность в значительной степени связаны с естественными биологическими процессами. Сезонность производства, резкие колебания в использовании материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов по периодам года требуют от управленческих работников изыскания путей выравнивания их использования, особенно рабочей силы. Этим вызвана также неравная напряженность труда управленческих работников в разные периоды.
Многообразие форм собственности и хозяйствования обусловливает формирование присущих им органов управления при одновременном развитии горизонтальных координационных связей для решения общих вопросов на территории, где эти хозяйства расположены (общие сервисные службы, социальная и культурно- бытовая сфера и т.д.). Значительную роль в решении продовольственной проблемы играют личные (подсобные) хозяйства колхозников, рабочих и служащих, развитию которых следует всемерно способствовать на планомерной основе.
Имеются и другие особенности, определяющие специфику организации управления в АПК: различия между городом и деревней, традиции, обычаи населения и др.
ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
Управление предполагает познание и использование основных законов и закономерностей, присущих общественному производству.
Законы развития производства объективны и не зависят от сознания и воли людей. Их использование позволяет так организовать деятельность человека, чтобы наиболее эффективно достичь поставленных целей.
Категория «закономерность» указывает на правильность, последовательность явлений, подтверждает, что данное явление не случайно, характеризует обусловленный определенными причинами процесс, в котором может действовать совокупность законов.
Все закономерности, как и законы, можно разделить на две группы:
1) общие, характеризующие процесс управления в целом;
2) частные, проявляющиеся в отдельных функциях, построении структур управления, процессах принятия управленческих решений.
Наиболее общими закономерностями управления являются:
• пропорциональность, оптимальная численность частей системы;
• ритмичность, непрерывность движения производственных фондов в кругообороте и обороте;
• оптимальное сочетание централизации и децентрализации;
• оптимальная звенность системы управления.
Под принципами управления понимают основные руководящие положения, правила и нормы поведения, которыми руководствуются люди в управленческой деятельности.
Принципы управления объективны, однако познают и формулируют их люди. Базой формирования принципов управления являются объективные экономические законы.
Зависимость принципов от законов можно представить в следующей последовательности:
законы общественного развития ® законы управления ® принципы управления
В системе принципов управления производством выделяют
- организационно-экономические (общие, основополагающие)
- и организационно-технические (частные) принципы.
Принципы управления
Организационно-экономические
Организационно-технические
1. Разделение и кооперация труда
2. Принцип главного звена
3. Эффективность и оптимальность
4. Конкретность и оперативность
5. Единоначалие и коллегиальность
6. Работа с кадрами
7. Материальное и моральное стимулирование
8. Ответственность
9. Научность
1. Территориальный
2. Отраслевой
3. Комбинированный
Сущность организационно-экономических принципов
Принцип разделения и кооперации труда – труд в управлении должен быть четко регламентирован, то есть каждый работник должен выполнять свои непосредственные функции.
Принцип главного звена предполагает выделение основного направления, который в данный момент определяет эффективность работы предприятия.
Принцип эффективности и оптимальности заключается в поиске оптимальных для данных условий производства организационно-правовых форм предприятия.
Принцип конкретности и оперативности означает, что все решения, принимаемые аппаратом управления должны быть своевременны и конкретны.
Принцип единоначалия и коллегиальности состоит в том, что руководитель пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию, но к процессу подготовки управленческих решений он должен привлекать специалистов, использовать коллективный опыт.
Принцип подбора и расстановки кадров означает использование кадров с учетом их опыта, знаний и умения.
Материальное и моральное стимулирование создает большие возможности для всестороннего воздействия на людей.
Принцип научности означает, что вся система управления должна подчиняться объективным экономическим законам, а деятельность руководителей – опираться на знание общественных законов. А также в процессе управления должны использоваться достижения науки и техники в области управленческой деятельности.
Сущность организационно-технических принципов
Территориальный принцип управления применяется, когда производство рассредоточено на значительной территории и имеет внутреннее организационное деление (отделения, производственные бригады, участки).
Отраслевой (цеховой принцип) применяется в хозяйствах, расположенных на компактной территории и имеющих высокую концентрацию производства и рабочей силы. Это предприятия, имеющие один или два населенных пункта, находящихся на незначительном отдалении друг от друга. Управление осуществляют отраслевые специалисты (агрономы, зоотехники).
Комбинированный принцип управления применяется в том случае, когда на предприятии есть элементы отраслевого и территориального управления.