Сущность и показатели социальной эффективности кадровых нововведений
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
КАДРОВЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ
ВЫПОЛНИЛ
В современных условиях государственной экономики все чаще
рассматривается такой показатель, как социальная эффективность
управления персоналом. Все время решаются вопросы об
эффективном использовании главного ресурса любого предприятия
– персонала. При этом эффективность управления ним
рассматривается только с экономической стороны – получение
наибольшей выгоды при малых затратах. Однако в процессе
управления людьми затрагиваются не только экономические
аспекты, особое внимание уделяется социально-трудовым
отношениям
между
сотрудниками.
АКТУАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ
Популярность социального менеджмента в сфере управления персоналом
обусловлена тем, что именно персонал и есть основной движущий ресурс, который
задает стоимость конечного продукта. Тем самым именно он приводит организацию к
росту всех экономических показателей.
Понятие социальной эффективности двойственно. Первый аспект связан с
получением некоторого социального эффекта при инвестировании в коммерческую
деятельность, когда ставятся задачи увеличения доходов фирмы, массы прибыли и
одновременно как результат внедрения “технологий улучшения условий труда на
предприятии, сокращения вредных выбросов в окружающую среду. Второй аспект
связан с вложениями в некоммерческую деятельность, экономический эффект здесь
может отсутствовать. Различие в том, что в первом случае социальный эффект выступает
как побочный, главное — экономический эффект, во втором — он главная цель проекта
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ
условия и качество труда
организация трудового процесса
профессиональная и квалифицированная структура
уровень оплаты труда
социальные и психологические условия в коллективе
текучесть кадров
Понятие социальной эффективности подразумевает гармоничное развитие каждого
сотрудника как личности, повышение его профессионализма, формирование
благоприятного психологического климата, стимулирование социальной активности и
здорового образа жизни.
Условия труда и культурно-бытовые условия определенным образом влияют на
отношение работников к труду.
Относительно показателей оплаты труда рассматриваются: средняя заработная плата
одного работника в организации, коэффициент соотношения среднемесячной
заработной платы работника в организации и в регионе, коэффициент соотношения
заработной платы руководителя организации и низкооплачиваемой категории
работников.
В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ
КАДРОВЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ
ВЫСТУПАЮТ
— изменение количества рабочих мест;
— улучшение жилищных и культурно-бытовых
условий работников;
— изменение условий труда;
— изменение качества персонала.
В случаях когда социальный эффект поддается стоимостной
оценке, он учитывается при определении экономической
эффективности. В других случаях социальные показатели
выступают как граничные условия при расчетах.
Основным методом оценки социальной эффективности
проекта является экспертный метод. Формами организации
экспертизы ожидаемых социальных последствий кадровых
инноваций являются:
— индивидуальная и (или) коллективная экспертизы с
привлечением квалифицированных специалистов;
— социологические опросы работников.
Можно выделить ряд методик, наиболее интересных в
практической деятельности с точки зрения получаемых
результатов оценки.
1. Методика “Удовлетворенность работой” предназначена для
проведения первичной диагностики сферы удовлетворенности сотрудников
выполняемыми функциями в организации.
На этой основе формируется система последующего мониторинга
состояния удовлетворенности сотрудников. Функционирование системы
мониторинга позволяет постоянно отслеживать изменение уровня
удовлетворенности и принимать своевременные управленческие решения в
тех сферах, где уровень начинает снижаться.
Методика “Удовлетворенность работой” включает
четыре блока:
— направление (удовлетворенность работой в данной
отрасли, компании, отношение к целям компании и т. д.);
— общение (особенности отношений с руководителем,
коллегами);
— развитие (оценка
разнообразия в работе);
личных
перспектив,
интереса,
— вознаграждение (удовлетворенность оплатой труда,
признанием заслуг, неденежными формами вознаграждения).
2. Методика К. Терещенко предполагает выполнение
расчета индекса удовлетворенности. Индекс удовлетворенности
может измеряться на основании проведения опросов до и после
реализации инновационных мероприятий.
Для
этого
определяются
факторы,
важные
для
удовлетворенности сотрудников. После этого сотрудников просят
присвоить факторам весовые значения и оценить уровень своей
удовлетворенности каждым из факторов по определенной шкале.