Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность и особенности управленческого анализа в отраслях

  • 👀 437 просмотров
  • 📌 405 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность и особенности управленческого анализа в отраслях» pdf
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ОТРАСЛЯХ 1. Сущность и цель управленческого анализа Управленческий анализ – это одна из составляющих частей экономического анализа предприятия (другая часть – финансовый анализ). Управленческий анализ является внутренним анализом, его проводят службы предприятия с использованием всей имеющейся в распоряжении внутренней информации учетного и неучетного характера. Результаты управленческого анализа являются коммерческой тайной. Основная цель управленческого анализа – это информационное обеспечение принятия обоснованных управленческих решений, в ходе которого решаются следующие основные задачи: - качественная оценка достоверности и полноты используемой информации; - аналитическая интерпретация информации, имеющейся в финансовой, управленческой, статистической, производственной отчетности для получения достоверных выводов с позиций основных групп пользователей; - оценка показателей и параметров издержек, доходов и финансовых результатов для обоснования управленческих решений; - мониторинг развития деятельности для выявления неиспользованных возможностей повышения конкурентоспособности организации. От правильности и результативности управленческого анализа зависит основной результат – прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа. Проведение управленческого анализа предприятия любой отрасли народного хозяйства позволяет: - оценить место предприятия на рынке данного товара; - проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов; - оценить возможные результаты производства и реализации продукции и пути их ускорения; - принимать решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых ее образцов; - выработать стратегию управления затратами в организации; - определить стратегию ценообразования; - анализировать взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства. 2. Влияние видов экономической деятельности на цели управленческого анализа В настоящее время все функционирующие на территории России учреждения, предприятия и организации классифицируются по видам экономической деятельности. Промышленные предприятия могут осуществлять свою деятельность в добывающей и перерабатывающей промышленности, в рамках которых в свою очередь выделяют конкретные виды деятельности (например, в добывающей - добычу каменного угля, добычу сырой нефти и т.д., в перерабатывающей - текстильное и швейное производство, производство пищевых продуктов, химическое производство и т.д.). Отдельно от промышленности стоят сельское и лесное хозяйства и предоставление услуг в этих областях, рыболовство и рыбоводство. Кроме сферы материального производства есть еще отрасли (виды деятельности), где предприятия производят работы или оказывают услуги. К этой группе относятся строительство, оптовая и розничная торговля, транспортная деятельность, связь. Прочие виды коммерческой деятельности можно условно объединить в большую группу сервисных предприятий (деятельность гостиниц и ресторанов; операции с недвижимым имуществом; деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта и т.д.). Организации, занимающиеся финансовой деятельностью (включающей финансовое посредничество, страхование, вспомогательную деятельность в сфере финансового посредничества и страхования), относятся к самостоятельной области функционирования. Учреждения образования, здравоохранения, предоставления социальных услуг, прочих коммунальных и социальных услуг находятся исключительно в ведении государства и на финансировании бюджета. Деление предприятий по отраслям (видам экономической деятельности) предопределено наличием существенных отличий, признаков, отличающих одну отрасль от другой: - по используемому оборудованию и технике; - по применяемым технологиям; - по организации производственного процесса; - по организации и взаимодействию финансов предприятий различных отраслей с бюджетными и внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями. Особенности их функционирования необходимо принимать во внимание при проведении управленческого анализа. 3. Особенности управленческого анализа в строительстве Строительство – отдельная отрасль экономики, особенность которой проявляется, в первую очередь, наличием взаимоотношений и взаимозависимостей между большим количеством субъектов, обеспечивающих ее функционирование. Ключевой фигурой в строительстве является инвестор, осуществляющий финансирование строительства объекта, но не менее важно значение и других участников. Заказчик – юридическое или физическое лицо, принявшее на себя функции организатора и управляющего по строительству объекта, начиная от разработки техникоэкономического обоснования (ТЭО) и оканчивая сдачей объекта в эксплуатацию или выходом объекта строительства на проектную мощность. Застройщик – юридическое или физическое лицо, обладающее правами на земельный участок под застройку. Он является землевладельцем. Подрядчик – строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта. Генеральный подрядчик по согласованию с заказчиком может привлекать на условиях субподряда к выполнению отдельных видов работ или строительства отдельных объектов или сооружений субподрядные строительные, монтажные специализированные организации. Ответственность за качество и сроки выполнения работ субподрядными организациями перед заказчиком несет генеральный подрядчик. Проектировщик – проектная или проектно-изыскательская научноисследовательская фирма, осуществляющая по договору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительства. Генеральный проектировщик для разработки специальных разделов или проведения научных исследований может привлекать специализированные проектные или научно-исследовательские организации. Строительной отрасли также присущи следующие основные особенности:  конечным продуктом строительства является создание нового производства, жилого, нежилого или социального объекта, при этом время и затраты материальных ресурсов на его создание не сопоставимы с временем производства и затратами материальных ресурсов в других отраслях;  большие сроки окупаемости капитальных вложений, что в длительном периоде повышается фактором риска изменений экономической ситуации в стране и приводит к осложнению финансирования строительной организации;  постоянно большой стоимостный объем незавершенного производства;  конечный продукт строительной отрасли нетранспортабелен, не перемещается в пространстве, и эта особенность требует учета предложения на рынке строительных объектов и равновесия его со спросом;  оценка строительного объекта весьма сложна, так как это требует не только определения многочисленных количественных и качественных показателей, но и наличия высокопрофессиональных специалистов;  осуществление строительных работ, а в дальнейшем – эксплуатация объекта зависят от выбора земельного участка, однако плодородность земли при этом не имеет значения (а в сельском хозяйстве это самый существенный фактор);  местоположение объекта строительства оказывает существенное влияние на спрос и цену строящегося объекта;  основной оценочный показатель деятельности строительной организации – ввод в действие объектов строительства. Основными задачами анализа деятельности предприятий строительства являются: - контроль за динамикой и выполнением плана объема строительно-монтажных работ (СМР); - изучение факторов, оказавших влияние на объем и структуру строительномонтажных работ, а также на себестоимость строительной продукции; - выявление резервов увеличения объемов СМР и разработка мероприятий по их освоению. Объем строительства подрядной организации определяется ее производственной программой. Оценка выполнения производственной программы за отчетный период производится на основе сравнения фактических объемов СМР с плановыми в целом по организации, строительным участкам и объектам строительства. Критерием оценки качества СМР является соответствие их строительным нормам и правилам. При выявлении отступлений от них объем выполненных работ не засчитывается в объем подрядных работ до устранения допущенных отклонений, т.е. считается браком. Анализ динамики объема СМР проводят за любой интересующий аналитика период в сопоставимых ценах, прироста объемов строительной продукции и ввода в действие объектов. Важнейшим показателем, характеризующим уровень организации производства строительной компании, является ритмичность работы. Она предполагает строгую организацию работы по заранее разработанному графику (плану). Ритмичная работа является основным условием своевременного ввода в действие объектов, выполнения плана СМР и повышения их качества. Разность между фактическим и возможным объемом СМР, исчисленная исходя из наибольшего среднемесячного (среднеквартального) объема работ, показывает упущенные возможности строительной организации по увеличению объемов строительства в связи с неритмичной работой. В процессе анализа также изучается выполнение плана по продолжительности строительства каждого объекта. Сокращение продолжительности строительства создает условия для выполнения плана ввода в действие объектов, уменьшения остатков незавершенного строительства и ускорения оборачиваемости капитала застройщика. Несвоевременное окончание строительства по вине подрядчика чревато для него уплатой неустоек, что отрицательно сказывается на финансовых результатах и финансовом состоянии. 4. Особенности деятельности и основные направления анализа транспортных предприятий Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Этой отрасли присущи следующие основные особенности:  в этой отрасли не производится продукция, транспорт только участвует в ее создании;  объем транспортной работы измеряется грузооборотом (пассажирооборотом);  существенная зависимость от географических условий деятельности транспортной организации;  зависимость формирования транспортной сети от социально-экономических факторов: городских поселений, направления и мощности основных транспортноэкономических связей, расположения крупных курортных и туристических объектов и т.д.;  основными активными средствами труда являются транспортные средства;  любое транспортное предприятие фондоемкое;  наряду с общими для всех отраслей у транспортной организации будет несколько иной перечень экономических показателей (например, общий объем перевозок, общий грузооборот, общий пробег, число отработанных авточасов, среднесписочное число авточасов в хозяйстве, среднетехническая скорость, грузоподъемность подвижного состава, среднее расстояние перевозки, средняя продолжительность простоев под погрузкой и разгрузкой за одну поездку, коэффициент выпуска автомобилей на линию и др.;  использование специфичных измерителей: тонно-километры, авто-тонно-часы, количество пассажиров, пассажиро-километры;  автотранспорт является одним из наиболее значительных источников загрязнения окружающей среды в Российской Федерации (на его долю приходится 43% суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 3% сбросов вредных веществ со сточными водами, около 90% шумового воздействия на городское население), поэтому анализ деятельности транспортных организаций включает в себя блок экологического анализа. Основными задачами анализа деятельности предприятий транспорта являются: · анализ выполнения плана и динамики перевозок; · анализ выполнения плана технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава; · анализ технического развития и организации производства; · анализ использования материальных ресурсов (топлива и материалов); · анализ себестоимости перевозок; · анализ выполнения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; · обобщение резервов и разработка путей их освоения. 5. Сфера услуг как объект управленческого анализа Понятие «сфера услуг» весьма обширно. Под него подпадает многочисленный спектр видов хозяйственной деятельности, начиная с парикмахерских и заканчивая такими высокоинтеллектуальными видами деятельности, как программное обеспечение, юридические услуги, экономический консалтинг и т.п. Так, фирма «Microsoft» является предприятием сферы услуг. Принято общее разделение сферы услуг на производственные (автосервис, ремонт телевизоров) и интеллектуальные непроизводственные услуги (юридическая консультация), хотя данное разграничение условно. Сфере услуг присущи следующие основные особенности:  повышенная роль «человеческого фактора» в ресурсном потенциале организаций сферы услуг, но при этом стоимость трудовых ресурсов не включается в состав совокупных активов предприятия;  специфичный характер таких статей оборотных активов, как «незавершенное производство» и «готовая продукция»: незавершенное производство в сфере услуг – это услуга, находящаяся в стадии исполнения, а готовая продукция – уже оказанная услуга;  понятия «готовая продукция» как определенной стадии финансового цикла не существует, незавершенное производство «перетекает» непосредственно в стадию реализованной продукции (дебиторской задолженности);  длительность производственного цикла в сфере услуг может колебаться от нескольких минут (косметологические и парикмахерские услуги, мойка машин и др.) до нескольких месяцев (подрядные организации, работающие по крупным индивидуальным заказам);  особенная структура оборотных активов: основную их долю занимают активные расчеты (дебиторская задолженность), а в организациях, работающих только по предоплате за оказываемые услуги, оборотные средства – это в основном текущий остаток денежных средств на расчетном счете и в кассе;  особенная структура обязательств: долгосрочные обязательства (кредиты и займы) в сфере услуг, как правило, отсутствуют, в краткосрочных пассивах задолженность поставщикам и подрядчикам формируется за счет авансов, полученных от заказчиков, и прочей кредиторской задолженности, а для крупных организаций – это в основном обязательства перед субподрядчиками;  ориентация предприятий сферы услуг на упрощенные формы учета и налогообложения;  разнообразие предприятий сферы услуг не позволяет сформировать единую методику анализа их деятельности. Рассмотрим методику проведения анализа на примере предприятий одной сферы – туризма. Главные виды деятельности в данной области: - туроператорская – это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым туроператором; - турагентская – это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым турагентом. То есть у туроператора есть собственные производственные площади (гостиницы, санаторно-курортные комплексы), услуги по пользованию которыми он сам предлагает своим клиентам, а турагент является лишь посредником при продвижении турпродукта от производителя к конечным потребителям. Основные особенности туристической деятельности:  результатом туристического производства является туристский продукт – право на тур, предназначенное для реализации туристу;  покупка туристского продукта не является потребностью первой жизненной необходимости и имеет существенную стоимость, поэтому объемы деятельности туристической фирмы во многом определяются уровнем благосостояния населения;  на результаты деятельности туристических фирм существенное влияние оказывают такие факторы, как политическая ситуация, климатические условия в разных странах мира, однако влияние этих факторов довольно сложно запланировать и измерить;  для туристического бизнеса характерна неравномерность распределения спроса на туры во времени: количество продаваемых путевок во многом зависит от наличия у клиентов свободного от работы времени, его продолжительности и предпочтений периода отдыха;  использование специфичных измерителей: стоимость турпродукта на 1 кв. м. гостиничной площади, размер скидки на тур, себестоимость и стоимость проживания. Основными задачами анализа туристической деятельности являются: · анализ основных показателей туристического бизнеса; · анализ операций с клиентами туристической фирмы; · анализ выбора собственной или арендованной площади туроператором; · анализ выбора собственного или привлеченного транспорта туроператора для турпоездок; · анализ эффективности использования гостиничных площадей: · факторный анализ рентабельности в туристическом бизнесе; · обобщение результатов анализа, выявление резервов и разработка мероприятий по улучшению деятельности. ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ 1.Особенности сельскохозяйственного производства и их влияние на методику управленческого анализа Особенности в методике проведения управленческого анализа в сельском хозяйстве обусловлены спецификой этой отрасли производства. 1) Результаты деятельности в сельском хозяйстве во многом зависят от природноклиматических условий. Поэтому для правильных выводов показатели текущего года должны сопоставляться не с прошедшим годом, как это делается на промышленных предприятиях, а со средними данными за предшествующие 3-5 лет. 2) Для сельского хозяйства характерна сезонность производства. В связи с этим на протяжении года неравномерно используются ресурсы, техника, неритмично реализуется продукция и поступает выручка. Эту особенность следует учитывать при оценке наличия, обеспеченности и эффективности использования основных средств производства, земельных, трудовых и финансовых ресурсов. 3) В сельском хозяйстве процесс производства очень длительный и не совпадает с рабочим периодом. Поэтому многие показатели можно рассчитать только в конце года и полный анализ деятельности растениеводства и животноводства можно сделать только по результатам года. А в течение года анализируется выполнение плана агротехнических мероприятий по периодам работ. 4) Сельское хозяйство имеет дело с живыми организмами. Поэтому на уровень его развития оказывают влияние не только экономические, но и биологические, химические и физические законы, что усложняет проведение факторного анализа. 5) Основным средством производства в сельском хозяйстве является земля. В отличие от других отраслей народного хозяйства, где точно известны производственная мощность фондов и экономическая эффективность, продуктивность земли не поддается точному учету. Кроме того земля не изнашивается, а, наоборот, улучшается, если ее правильно использовать. 6) Часть продукции сельского хозяйства используется на внутрихозяйственные нужды в качестве средств производства: семена, фураж, животные. Поэтому объем реализованной продукции обычно намного меньше объема произведенной. 7) Для оценки деятельности сельскохозяйственных предприятий используется много специфических показателей (урожайность, продуктивность, жирность, поголовье скота; расход удобрений на 1 га и др.). 8) В сельском хозяйстве в отличие от промышленности больше однотипных предприятий, осуществляющих производство примерно в одинаковых природноклиматических условиях. Поэтому здесь можно более широко использовать межхозяйственный сравнительный анализ. Расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве может достигаться двумя путями: экстенсивным (за счет расширения посевных площадей и увеличения поголовья животных) и интенсивным (за счет улучшения качества обработки почвы, повышения качества кормления животных и др.) 2. Анализ производства продукции растениеводства (ППР) Анализ ППР целесообразно начинать с изучения выполнения плановых (прогнозных) показателей по ее объему, а также ее динамики в сопоставимых ценах и в натуральных единицах за 5-10 лет как по отдельным культурам, так и в целом по растениеводству с оценкой произошедших изменений. При этом рассчитывают базисные и цепные темпы роста и прироста, среднегодовые показатели. Для наглядности результаты анализа изображаются графически. Данные об объеме производства на 100 га с/х угодий сравнивают со среднеотраслевыми по району, области, с другими хозяйствами. Факторы изменения объема ППР количественные размер и структура посевных площадей гибель посевов качественный урожайность культур качество почвы обратного влияния качество посадочного материала прямого влияния сроки и способы сева и уборки мелиоративные мероприятия прочее Рисунок 1 – Факторы изменения объема ППР Детерминированная факторная модель фактического валового сбора (ВС) конкретного вида культур имеет следующий вид: ВС=Р×У=(Рп-Рг)×У, (1) где Р- фактическая площадь, с которой убран урожай, га; Рп – посевная площадь культуры, га; Рг – площадь, на которой погибли посевы, га; У – урожайность культуры, ц/га Резервы увеличения ППР увеличение посевных площадей улучшение структуры посевов (увеличение доли более урожайных культур в общей посевной площади) повышение урожайности культур внесения удобрений использования более урожайных сортов недопущение потерь при уборке урожая прочее Рисунок 2 – Основные резервы увеличения объема ППР Подсчитанные резервы обобщаются по каждому виду продукции в натуральном выражении, а в целом по растениеводству – в стоимостном (в сопоставимых ценах). На основании этих данных в хозяйстве разрабатываются мероприятия, направленные на освоение выявленных резервов. 3. Анализ производства продукции животноводства (ППЖ) Анализ ППЖ проводится аналогично анализу ППР. Только здесь показателем эффективность выступает продуктивность. Продуктивность животных характеризует его способность давать продукцию животноводства: мясо, сало, шерсть, молоко, яйца и т.д. Таблица 1 – Показатели продуктивности в сельском хозяйстве Отрасль животноводства Показатели продуктивности КРС (крупный рогатый скот) - надой молока на 1 корову; - выход телят на 100 коров; - среднесуточный прирост живой массы свиноводство - выход поросят на свиноматку; - живая масса одного поросенка; - среднесуточный прирост живой массы птицеводство - выход яиц на одну несушку; - среднесуточный прирост молодняка овцеводство - настриг шерсти на 1 овцу; - приплод на 1 овцу; - среднесуточный прирост живой массы пчеловодство - масса собранного меда на одну пчелосемью рыболовство - выход рыбы с 1 га зарыбленного водоема Дальнейший анализ направлен на выявление факторов изменения объема полученной продукции. Факторы изменения объема ППЖ по конкретному виду животных Среднегодовое поголовье животных (К) Продуктивность животных (П) Специализация хоз-ва Уровень кормления и условия содержания животных Воспроизводство стада Качество кормов Обеспеченность кормами и помещениями Порода животных прочее прочее Рисунок 3 – Факторы изменения объема ППЖ Объем производства рассчитывается по формуле: конкретного вида продукции ВП=К*П животноводства (ВП) (2) Резервы увеличения ППЖ Увеличение продуктивности животных Рост поголовья сокращение яловости маточного поголовья повышение уровня их кормления сокращение падежа животных повышения качества и сбалансированности кормов реализация животных на мясо с высоким весом улучшение породного и возрастного состава стада улучшение условий их содержания животных Рисунок 4 – Резервы увеличения ППЖ 4. Особенности торговой деятельности как объекта анализа Торговая деятельность – это посредническая деятельность по продвижению товаров от производителя к потребителю. Торговая деятельность может осуществляться в оптовой и розничной форме, ее сфера довольно обширна и достаточно специфична. Этой отрасли присущи следующие основные особенности. 1) В торговле не производятся добавленная стоимость, готовый продукт. Торговые фирмы работают с уже завершенными, готовыми к употреблению товарами и продвигают их от производителей к конечным потребителям без какой-либо существенной обработки. 2) Основным результатом деятельности является товарооборот, оптовый или розничный, а не выручка от продаж. 3) Анализ выполнения плана и динамики товарооборота торгового предприятия проводится чаще, чем анализ производства в промышленности, т.е. не только за ряд лет, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. 4) Основные и оборотные средства функционируют в сфере обращения, а не в сфере производства и имеют структуру, отличную от промышленных предприятий. В составе основных средств весомую часть составляют торговые площади и торговое оборудование (витрины, стеллажи, холодильные установки), наиболее важной составляющей являются товарные запасы. 5) Структура источников финансирования торговой организации имеет следующие особенности: - низкая величина и доля уставного капитала; - отсутствие или крайне низкая величина долгосрочных заѐмных средств; - превалирующая доля краткосрочных коммерческих кредитов и кредиторской задолженности поставщикам. 6) Оборачиваемость оборотных средств в сфере торговли выше, чем в сфере производства. Основная цель анализа деятельности торговой фирмы – поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности. 5. Анализ обеспеченности товарными запасами и эффективности их использования Одним из основных показателей, по которым оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли, является товарооборот (ТО), главным фактором увеличения и ускорения которого является своевременное и рациональное обеспечение предприятия товарными запасами. Товарный запас (ТЗ) - это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента их поступления на торговое предприятие (в магазин, на склад) до момента их реализации. Влияние на ТО факторов, связанных с товарными запасами, выражается методом балансовой увязки: ТО = (3) где ТЗн , ТЗк – товарные запасы соответственно на начало и конец отчетного периода; П – поступления товаров; В – прочее выбытие товаров (списание, порча, недостача и пр.). Изменение каждого из этих факторов будет соответствующим образом влиять на величину ТО: рост ТЗн и П будут способствовать увеличению ТО, а рост ТЗк и В – его снижению. Постоянное наличие ТЗ в определенном размере и ассортименте является одним из важнейших условий обеспечения бесперебойности торговли. Отсутствие или избыток ТЗ может привести к перебоям в торговле или к затовариванию, поэтому важно определять оптимальный уровень запасов. Товарные запасы планируются и учитываются в 3-х оценках: - в натуральных (штуках, метрах, кг, ед. и т.д.); - в денежных (стоимостных); - в днях обеспеченности. ТЗ в днях (Зд) рассчитываются отношением остатка (запаса) конкретного вида товара (З) к однодневному товарообороту (ТОд): Зд = (4) Однодневный оборот определяется отношением ТО за анализируемый период к количеству дней в периоде (Д): ТОд = (5) Рассмотрим один из методов расчета оптимального размера ТЗ – математический. Если у поставщика заказывается партия товаров, то процесс поставки и последующего хранения влекут за собой дополнительные затраты (ТС): ТС = стоимость оформления и выполнения заказа (затраты по размещению заказа) + стоимость последующего хранения товарных запасов (6) Годовая стоимость размещения всех заказов ( ) рассчитывается произведением средней стоимости размещения одного заказа ( ) на число заказов, размещаемых в течение года (количество партий в год): = × N⁄q (7) где N – годовой объем реализации данного вида товаров, в нат. ед.; q- объем одного заказа, в нат. ед. При увеличении размера заказа сумма затрат по размещению заказа минимизируется. Годовая стоимость хранения товарных запасов ( ) рассчитывается произведением стоимости хранения единицы запаса в год (s) на средний размер запаса ( ⁄ ): =s× ⁄ (8) Годовая стоимость хранения единицы запаса (штуки, упаковки, ящика и т.д.) определяется как фиксированная величина на весь год либо как % от стоимости единицы запаса. Затраты по хранению запасов, как правило, прямо пропорциональны среднему их размеру. Исходя из формул 6, 7 и 8, ТС составит: ТС = × N⁄q + s × ⁄ (9) С ростом размера партии снижаются затраты по размещению заказа и возрастают затраты по хранению товарных запасов (и наоборот). Значение q, обеспечивающее минимальный размер дополнительных затрат, связанных с заказом и хранением, рассчитывается по формуле: √ ⁄ (10) – это оптимальный (самый экономичный) размер заказа, при котором стоимость исполнения заказа и его последующего хранения будет минимальной. Периодичность заказов (T) рассчитывается по формуле: в месяцах: T= 12× (11) в днях: (12) T= 365× Эффективность использования ТЗ определяется их оборачиваемостью. Товарооборачиваемость (Тоб) – время обращения товарных запасов за период, т.е. время, необходимое для их полного обновления. Для оценки товарооборачиваемости рассчитывают: - коэффициент оборачиваемости товарных запасов (в количестве оборотов за период): Коб = ̅̅̅̅ (13) - продолжительность одного оборота ТЗ (в днях оборачиваемости): ̅̅̅̅ Поб = = , (14) где ̅̅̅̅ – средний размер товарных запасов (рассчитанный по среднеарифметической или среднехронологической). 6. Анализ эффективности использования труда и основных средств Важным качественным показателем работы торговой организации является производительность труда, которую характеризуют два показателя: 1) средний оборот на одного торгового работника (рассчитываемый отношением объема ТО к средней численности работников); 2) средний оборот на одного продавца (рассчитываемый отношением объема ТО к средней численности продавцов). На выполнение плана и динамику товарооборота большое влияние оказывают состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли. Анализ материально-технической базы торгового предприятия аналогичен методике анализа основных средств на промышленном предприятии (рассчитываются показатели: фондовооруженности, фондообеспеченности, фондоотдачи, фондоемкости, фондорентабельности). Для оценки эффективности использования торговых площадей определяются такие качественные показатели их использования, как - товарооборот на 1 м2 торговой площади (общий, в день, в смену, в час)отношение ТО за соответствующий период к торговой площади; - коэффициент установочной площади – отношение площади, занятой торговым оборудованием, к обшей площади торгового зала; - и т.д. 7. Анализ издержек обращения Затраты по доведению товаров от производства до потребителей (покупателей), выраженные в денежной форме, называют издержками обращения. К ним относятся следующие составляющие: · расходы на транспортировку; · расходы на оплату труда; · расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; · амортизация основных средств; · отчисления и затраты на ремонт основных средств; · расходы на санитарную и специальную одежду, столовое белье; · расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд; · расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; · расходы на торговую рекламу; · проценты за пользование кредитами и займами; · потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах норм; · расходы на тару; · отчисления на социальные нужды; · налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения; · прочие расходы. По отношению к ТО издержки делятся на постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные). Издержки обращения измеряются в сумме (абсолютной величине) и по уровню (в относительной величине). Абсолютная величина издержек обращения рассчитывается: И = Ипер×ТО + Ипост (15) где Ипер – удельные переменные издержки обращения (на единицу товара); Ипост – совокупная сумма постоянных издержек обращения. Относительная величина издержек обращения (уровень издержек обращения) представляет собой отношение их абсолютной суммы к ТО, выраженное в процентах, и показывает долю издержек обращения в продажной стоимости товаров. Для оценки издержек обращения может применяться также показатель затратоотдачи, определяемый отношением товарооборота к сумме издержек обращения.
«Сущность и особенности управленческого анализа в отраслях» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 98 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot