Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность государства. Признаки и функции государства

  • 👀 3813 просмотров
  • 📌 3767 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность государства. Признаки и функции государства» docx
1.2. Сущность государства. Признаки и функции государства Государство – это политико-территориальная организация общества, которая характеризуется публичной властью, Признаками государства являются: • публичная легитимная власть, имеющая три ветви: законодательную, исполнительную и судебную; • территория (внутренние и внешние границы); • население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство). Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве целостного организма, т. е. государства; • суверенитет (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач); • особый аппарат управления, обеспечивающего выполнение функций государства; • единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство; • система взимания налогов; • внешняя атрибутика: гимн, флаг, герб, столица; • наличие права – системы общеобязательных правил поведения, утвержденной легитимной властью. Функции государства – это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. Принято делить функции государства по сферам распространения на внутренние и внешние; по продолжительности действия – на постоянные и временные. К внутренним функциям государства относятся: • экономическая (формирование бюджета, осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики; непосредственное хозяйственное руководство государственным сектором экономики); • социальная (социальная помощь инвалидам, ветеранам, детям, иным, нуждающимся в ней лицам); • принятие законов и контроль за их соблюдением; • охрана правопорядка: обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений; • охрана собственности, защиты прав и интересов граждан; • экологическая функция. К внешним функциям государства относятся: • защита Отечества – обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет; • осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений; • определение статуса государственной границы и ее защита. 1.3. Механизм государства, его органы и их характеристика Государственный орган – это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства, который еще называют механизмом государства. Орган государства обладает специфическими признаками: • формируется по воле государства и действует по его поручению; • образуется в порядке, установленном законом; • обладает властными полномочиями, т. е. способностью осуществлять государственную власть, принимать значимые для общества решения, обеспечивать их реализацию; • имеет собственную внутреннюю структуру и обладает относительной организационной и экономической самостоятельностью. По порядку создания государственные органы делятся на: • избираемые на свободных выборах населением; • назначаемые каким-либо специальным органом или должностным лицом; • возникающие в порядке престолонаследия. По объему властных полномочий государственные органы делятся на: • высшие федеральные (правительство, парламент и пр.); • высшие органы субъектов федерации; • местные органы (этот вид органов не во всех странах является органами государственной власти. Например, в Российской Федерации и в Великобритании они являются органами местного самоуправления). По территориальной юрисдикции выделяют государственные органы: • федеральные; • субъектов федерации; • местные. По характеру выполняемых задач выделяют: • законодательные органы; • исполнительно-распорядительные органы; • судебные; • контрольные. Механизм государства – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями для осуществления управления обществом и защиты его основных интересов. Для формирования механизма государственного управления необходим особый слой людей, которые профессионально занимаются управлением. Работники управленческого аппарата связаны между собой иерархической соподчиненностью. Нижестоящие органы подчинены вышестоящим. Государственный механизм располагает необходимыми средствами: материальными, информационными, организационными, принудительными. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией государства. По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы: • представительные законодательные органы; • органы исполнительной власти; • органы судебной власти. 1.4. Форма государства Форма государства – это совокупность его внешних характеристик, которые определяют способ организации устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: • форму правления; • форму административно-территориального устройства; • форму политико-правового режима. Форма правления – способ организации государственной власти, ее структура и особенности взаимодействия между собой и населением. Различаются следующие формы правления: монархия и республика. Монархия – такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалистическую), конституционную (парламентарную). В настоящее время среди крупных государств к монархиям относятся: Великобритания, Япония, Бельгия, Швеция, Норвегия, Испания, Нидерланды, Дания и др. Республика – такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Современные республики принято разделять на парламентские, в которых парламент формирует ответственное перед ним правительство (Австрия, Италия, Германия), президентские, в которых президента избирает население (Франция, США), смешанного типа или, иначе, суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Латинской Америки). Форма государственного устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия центральных и местных органов власти. Различают унитарную, федеративную и конфедеративную формы государственного устройства. Признаки унитарного государства: 1. На всей территории страны функционируют единые высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы. 2. На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика. 3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. 4. В рамках унитарного государства допускается существование автономий (например, в составе Великобритании – Шотландия и Северная Ирландия). 5. Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы. Признаки федеративного государства: 1. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т. п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства. 2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации. 3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях. 4. Конституционное законодательство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на подобного рода действия). 5. Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим является глава государства (президент). Конфедерация – союз государств с некоторыми общими органами, которые рассматривают строго определенные вопросы. Решения органов конфедерации вступают в силу после их ратификации всеми государствами-членами или квалифицированным большинством членов конфедерации. В настоящее время конфедерации в чистом виде отсутствуют. Политический режим, как таковой, не закрепляется в конституциях, однако это важный элемент формы государства, который определяет совокупность приемов, методов и способов, при помощи которых государство осуществляет власть. Различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический. Основные черты демократического режима: 1. Демократия предполагает наличие в государстве коллективного законодательного органа, в который народ выбирает своих представителей. 2. Обеспечивается возможность для всех граждан, независимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выборов и (или) на референдуме. 3. Граждане обладают реальными способами влияния на государственный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свободу получения информации, свободу слова, печати, собраний, партийные и общественные организации. 4. Государство минимально вмешивается в экономическую сферу и личную жизнь граждан. 5. В идеале, демократический характер государства отличается высокой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защищенностью населения от произвола и беззакония. Виды и основные черты антидемократических режимов: 1. Тоталитарный режим. Он имеет следующие признаки: • жесткий контроль государства над всеми сферами жизни общества (экономика, культура, искусство, идеология и т. д.), включая личную жизнь граждан; • узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и подавления других идеологий. 2. Авторитарный режим. Он имеет сходные характеристики с тоталитарным, но в нем нет амбиций властных структур тоталитарного режима, т. е. стремления управлять всеми сферами общественной жизни. Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности. Следует понимать, что критерии классификации государств по политическому режиму носят не правовой, а экономико-политический или чисто политический характер, поэтому в нормативных актах политический режим не закрепляется. Вопросы для самопроверки 1. Что возникло раньше: государство или общество? 2. Что представляло собой первоначальное (первобытное) общество? 3. Что явилось причиной возникновения государства? 4. Когда возникли первые государства? 5. Когда начался переход от первобытно-общинного строя к ранним государственно-организованным формам? 6. В чем заключается сущность восточного варианта возникновения государственности? 7. Что лежало в основе социальной дифференциации в странах Востока? 8. Что характерно для античной государственности? 9. Что характерно для западного пути происхождения государства? 10. Что лежит в основе раскола общества на классы? 11. Раскройте сущность синтезного пути возникновения государства. 12. Что из себя представляет теологическая теория происхождения государства? 13. С чем связана договорная теория происхождения государства и права? 14. Каковы признаки государства? 15. Укажите функции государства. 16. Какая функция присуща государству любого типа? 17. Что такое государственный орган? 18. Что такое механизм государства? Каковы основные формы осуществления функций государства? 19. Каковы признаки федеративного государства?. 20 Что такое политический режим? Рекомендуемая литература 1. Власенко Н. А. Теория государства и права: учеб. пособие / Н. А. Власенко. – 2-е изд., перераб., доп. и испр. – М., 2011. 2. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. – М.,2012. 3. Правоведение: учебник / отв. ред. Б. И. Пугинский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.,2011.
«Сущность государства. Признаки и функции государства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot