Сущность, цели и задачи финансового планирования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. Сущность, цели и задачи финансового планирования.
Финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами в соответствии с целями и задачами функционирования предприятия в планируемом периоде.
В общем случае сущность планирования на предприятии заключается в систематической постановке целей и разработке мероприятий (действий, путей и т. п.), направленных на их реализацию. В свою очередь, процесс планирования предполагает анализ и прогнозирование внешней и внутренней среды предприятия, имеющихся и потенциально необходимых ресурсов для реализации поставленных целей.
Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и потому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения.
Основные задачи финансового планирования:
• обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т. д.);
• своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
• обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;
• выявление резервов роста доходов предприятия;
• оптимизация использования прибыли;
• определение дивидендной политики;
• обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;
• поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.
2. Принципы финансового планирования
• Принцип единства предполагает, что планирование должно носить системный характер. При этом предприятие рассматривается как единая, сложная, многоуровневая социально-экономическая система. Элементами такой системы являются отдельные подразделения, их взаимосвязи и бизнес-процессы, а также используемые ресурсы. Каждый из этих элементов охватывается функцией планирования. Единство планов означает общность экономических целей и взаимодействие всех элементов системы. Взаимодействие элементов реализуется по вертикали путем интеграции и дифференциации, а по горизонтали - путем координации планов структурных подразделений
• Принцип участия означает, что каждое подразделение, каждый работник предприятия должны в той или иной степени участвовать в плановой деятельности. В результате высший менеджмент получает целостное восприятие имеющихся проблем и наиболее эффективных путей их решения, а работники среднего и нижнего звена — более глубокое понимание деятельности своего подразделения, его взаимосвязей с другими службами, вклада в общий результат хозяйственной деятельности.
• Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться систематически, а разработанные планы — приходить на смену один другому и органично вытекать один из другого. Непрерывность планирования дает возможность своевременно корректировать и адаптировать программы деятельности в зависимости от изменений внешней и внутренней среды. Кроме того, непрерывность процесса планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность, со всеми вытекающими отсюда выгодами.
• Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности и состоит в возможности корректировки установленных показателей и координации ключевых параметров хозяйственной деятельности предприятия. Его реализация на практике предполагает создание специальных резервов, «подушек безопасности» и т. п. Например, финансовый менеджер может сохранять для фирмы избыточный «кредитный потенциал», чтобы в случае дополнительной потребности в денежных средствах быстро привлечь заем в той или иной форме. В сфере производства подобные резервы обеспечиваются созданием избыточных мощностей, в сфере реализации — диверсификацией клиентуры, излишками запасов готовой продукции и т. д. Следует отметить, что в финансовом отношении выгоды от гибкости должны сопоставляться с затратами, необходимыми для ее поддержания.
• Согласно принципу эффективности затраты на планирование не должны превышать результаты от его применения. Реализация плана должна обеспечивать такой вариант производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях на используемые ресурсы приводит к получению наибольшего экономического эффекта. При оценке ожидаемого эффекта на стадии планирования предполагаемые результаты обычно сопоставляют с целевыми нормативами, установками, показателями и т. п. Финансовое планирование должно быть направлено на максимизацию рентабельность (финансировать следует направления инвестирования, которые обеспечат максимальную рентабельность)
• Получение и использование средств должно происходить в установленные сроки («золотое банковское правило») .
• Поддержание платежеспособности.
• Сбалансированность рисков (наиболее рисковые инвестиции за счет собственного капитала).
• Соответствие условиям рынка (спрос, конъюнктура).
• Максимальная рентабельность (финансировать те направления инвестирования, которые обеспечат максимальную рентабельность)
Методология финансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем:
• обоснование цели (системы целей) финансового плана, адекватной основным направлениям деятельности предприятия в перспективном периоде;
• определение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротства.
• определение горизонта финансового планирования;
• выбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;
• разработку процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота.
Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий ( таких как уровень инфляции, ставка рефинансирования ЦБ РФ, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля ).
Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволят избежать банкротства. Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая может при разработке финансового плана поставить цель увеличения рентабельности продаж и производства в целом.
Вместе с тем система целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и (или) поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.
3. Виды финансовых планов.
Горизонт финансового планирования – это период времени, в пределах которого возможно дать с приемлемой точностью оценку финансовых показателей стратегии развития предприятия с учетом влияния основных факторов внешней среды. Стратегия развития предприятия, ориентированная на реконструкцию производства, внедрение новой технологии, расширение производства в связи с выходом на новые рынки, как правило, определяет горизонт финансового планирования от 3 до 5 лет. При этом нужно учитывать стабильность экономики в целом, предсказуемость политического развития, отраслевые, региональные и иные значимые факторы внешней среды.
В пределах горизонта планирования финансовые планы делятся на
• перспективные (стратегические);
• тактические;
• оперативные (текущие).
Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов рассчитывается потребность предприятия в различных видах ресурсов и источниках их финансирования.
В отечественной практике система норм и нормативов включает:
• федеральные нормы и нормативы, которые устанавливаются законодательно и являются едиными для всех хозяйствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся: ставки федеральных налогов, сборов, нормы амортизации по группам основных фондов, величина отчислений в резервный фонд акционерного общества, различные ГОСТы, СНиПы и др.;
• нормы и нормативы субъектов Российской Федерации и местных органов власти, которые действуют в отдельных регионах Российской Федерации, например ставки региональных и местных налогов, сборов и т. п.;
• внутрихозяйственные нормы и нормативы предприятий, которые разрабатываются на предприятии и используются для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. К ним относятся нормативы потребности в оборотных средствах (нормируются запасы сырья, материалов, готовой продукции, запасы в незавершенном производстве), нормативы по статьям расходов технологических процессов и видам продукции. Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев.
В качестве целевых нормативов при разработке финансовых планов предприятия могут быть установлены:
• соотношение долга и собственного капитала (или долга и выручки);
• коэффициент дивидендных выплат (или реинвестирования прибыли);
• минимальный уровень различных показателей рентабельности (ROS, ROA, ROE);
• минимальная доля ликвидных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия;
• предельный уровень финансовых рисков для различных видов деятельности.
Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, планировании расходов на закупку сырья, формировании фондов накопления и потребления.
Балансовая увязка по денежным фондам имеет следующий вид:
Источники фондов = Использование фондов.
В финансовом менеджменте широкое распространение получили аналитические методы (расчетно-аналитические) методы планирования, основанные на соотношениях и зависимостях, существующих между финансовыми переменными и элементами отчетности. Обычно аналитическая модель представляет собой уравнение или неравенство, задающее взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными. Одним из преимуществ таких моделей является возможность проводить анализ чувствительности исследуемых показателей к изменениям исходных данных и предпосылок (так называемый анализ «что будет, если»).
В частности, расчетно–аналитический метод опирается на анализ динамики ретроспективных данных и экспертную оценку прогнозируемого изменения планируемого финансового показателя.
Ф.п.пл. = Ф.п.отч. *I
Ф.п.пл. . – планируемая величина финансового показателя,
Ф.п.отч. – отчетное значение финансового показателя,
I – индекс изменения финансового показателя.
Экономико-математические методы позволяют установить количественно определенную взаимосвязь между планируемым показателем и факторами, его определяющими. Широкое применение в планировании финансовых показателей нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить зависимость среднего значения финансового показателя (рассматриваемого как случайная величина) от одного или нескольких факторов:
Y = а0 + а1 X1 + … + аn Xn ,
где а0 , а1 , …, аn – параметры (коэффициенты регрессии), которые оцениваются из статистических данных,
Y – среднее значение финансового показателя,
X1 , … , Xn – факторы, влияющие на планируемый финансовый показатель.
Методы планирования (анализа) движения денежных средств .
Прямой метод планирования потока денежных средств состоит в определении потока денежных средств как разности их притоков и оттоков по видам деятельности.
Выделяют три вида деятельности:
• текущая (основная, операционная) деятельность;
• инвестиционная деятельность;
• финансовая деятельность.
Отправной точкой расчетов при планировании денежного потока прямым методом является выручка, полученная предприятием.
Примеры притоков и оттоков денежных средств по видам деятельности
Притоки
Оттоки
Операционная деятельность
Выручка от реализации продукции
Поступление (уменьшение) дебиторской задолженности
Поступление средств от продажи материальных ценностей (запасов сырья, материалов и т.п.)
Авансы покупателей
Платежи поставщикам сырья, материалов
Выплата заработной платы
Платежи в бюджет и внебюджетные фонды
Погашение кредиторской задолженности
Выплаты по фонду потребления
Перечисление процентов за кредиты и займы
Инвестиционная деятельность
Поступление средств от продажи основных фондов, нематериальных активов, незавершенного строительства
Капитальные вложения на развитие производства (приобретение основных средств, строительство зданий и сооружений и т.п.)
Финансовая деятельность
Получение кредитов и займов
Поступление средств от эмиссии акций, выпуска облигаций
Целевое финансирование
Средства, поступающие по договору о совместной деятельности
Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий
Поступление средств, выплачиваемых страховыми органами
Перечисление пеней, штрафов
Вложения в деятельность других предприятий
Погашение кредитов и займов
Выплата дивидендов
Косвенный метод заключается в определении денежного потока путем корректировки чистой прибыли на суммы тех операций, которые изменяют прибыль, но не связаны с движением денежных средств и, наоборот, на суммы операций, которые не влияют на уровень прибыли предприятия, но являются притоками или оттоками.
Примеры операций, которые необходимо учитывать при корректировке чистой прибыли в рамках косвенного метода:
• выбытие основных фондов и нематериальных активов, имеющих остаточную стоимость больше нуля приводит к убытку в размере остаточной стоимости, но величина денежных средств не меняется, поэтому недоамортизированная стоимость должна быть добавлена к величине чистой прибыли;
• начисление амортизации уменьшает прибыль, но не влияет на денежный поток, поэтому сумму начисленной амортизации также нужно добавить к чистой прибыли;
• приобретение основных средств приводит к оттоку денежных средств, но не является расходами предприятия;
• получение кредита или займа является притоком денежных средств, но не увеличивает доходы предприятия.
Косвенный метод планирования денежного потока базируется на основном балансовом уравнении:
Активы = Пассивы
На отчетную дату:
Денежные средства + Активы неденежные = Капитал +Обязательства
За отчетный период:
Денежный поток=Капитала + Обязательств - Неденежных активов
Капитала определяется, прежде всего, увеличением (или уменьшением) нераспределенной прибыли.
Планирование (анализ) денежного потока косвенным методом позволяет выявить факторы, повлиявшие на величину денежного потока в планируемом (анализируемом) периоде, его отклонение от чистой (при расчетах на основе баланса – нераспределенной прибыли).
Метод процента от продаж
Исходные предположения:
• рентабельность продаж и политика распределения прибыли остаются неизменными
• капиталоемкость (фондоемкость) бизнеса является постоянной величиной
• производственные мощности загружены на 100%
Алгоритм:
1. Прогноз объема продаж (темпов роста выручки).
2. Расчет плановой прибыли, прогноз отчета о финансовых результатах.
3. Прогноз потребности в активах.
4. Прогноз изменений в источниках финансирования (пассиве предприятия).
5. Определение потребности в дополнительном финансировании (Additional Financing Needed — AFN):
Пример.
Разработать финансовый план предприятия методом процента от продаж, если известно: планируемый темп роста выручки 50%, в предшествующем году выручка 5000 тыс. руб., себестоимость 4000 тыс. руб., проценты по кредиту 200 тыс. руб.. Информация об имуществе и источниках финансирования представлена в таблице ниже (колонка «факт» в балансовом отчете предприятия).
Этап 1.
Расчет планируемой выручки:
5000 х 1,5 = 7500 (тыс. руб.)
EFN = (5500/5000–1500/5000) х 0,5 х 5000 – (1040/7500) х 5000 х (1+0,5)х(1-0,5) =
2000 – 520 = 1480