Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность, цели и задачи финансового планирования

  • 👀 779 просмотров
  • 📌 749 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность, цели и задачи финансового планирования» docx
1. Сущность, цели и задачи финансового планирования. Финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами в соответствии с целями и задачами функционирования предприятия в планируемом периоде. В общем случае сущность планирования на предприятии заключается в систематической постановке целей и разработке мероприятий (действий, путей и т. п.), направленных на их реализацию. В свою очередь, процесс планирования предполагает анализ и прогнозирование внешней и внутренней среды предприятия, имеющихся и потенциально необходимых ресурсов для реализации поставленных целей. Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и потому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения. Основные задачи финансового планирования: • обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т. д.); • своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами; • обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне; • выявление резервов роста доходов предприятия; • оптимизация использования прибыли; • определение дивидендной политики; • обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия; • поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости. 2. Принципы финансового планирования • Принцип единства предполагает, что планирование должно носить системный характер. При этом предприятие рассматривается как единая, сложная, многоуровневая социально-эконо­мическая система. Элементами такой системы являются отдельные подразделения, их взаимосвязи и бизнес-процессы, а также используемые ресурсы. Каждый из этих элементов охватывается функцией планирования. Единство планов означает общность экономических целей и взаимодействие всех элементов системы. Взаимодействие элементов реализуется по вертикали путем интеграции и дифференциации, а по горизонтали - путем координации планов структурных подразделений • Принцип участия означает, что каждое подразделение, каждый работник предприятия должны в той или иной степени участвовать в плановой деятельности. В результате высший менеджмент получает целостное восприятие имеющихся проблем и наиболее эффективных путей их решения, а работники среднего и нижнего звена — более глубокое понимание деятельности своего подразделения, его взаимосвязей с другими службами, вклада в общий результат хозяйственной деятельности. • Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться систематически, а разработанные планы — приходить на смену один другому и органично вытекать один из другого. Непрерывность планирования дает возможность своевременно корректировать и адаптировать программы деятельности в зависимости от изменений внешней и внутренней среды. Кроме того, непрерывность процесса планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность, со всеми вытекающими отсюда выгодами. • Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности и состоит в возможности корректировки установленных показателей и координации ключевых параметров хозяйственной деятельности предприятия. Его реализация на практике предполагает создание специальных резервов, «подушек безопасности» и т. п. Например, финансовый менеджер может сохранять для фирмы избыточный «кредитный потенциал», чтобы в случае дополнительной потребности в денежных средствах быстро привлечь заем в той или иной форме. В сфере производства подобные резервы обеспечиваются созданием избыточных мощностей, в сфере реализации — диверсификацией клиентуры, излишками запасов готовой продукции и т. д. Следует отметить, что в финансовом отношении выгоды от гибкости должны сопоставляться с затратами, необходимыми для ее поддержания. • Согласно принципу эффективности затраты на планирование не должны превышать результаты от его применения. Реализация плана должна обеспечивать такой вариант производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях на используемые ресурсы приводит к получению наибольшего экономического эффекта. При оценке ожидаемого эффекта на стадии планирования предполагаемые результаты обычно сопоставляют с целевыми нормативами, установками, показателями и т. п. Финансовое планирование должно быть направлено на максимизацию рентабельность (финансировать следует направления инвестирования, которые обеспечат максимальную рентабельность) • Получение и использование средств должно происходить в установленные сроки («золотое банковское правило») . • Поддержание платежеспособности. • Сбалансированность рисков (наиболее рисковые инвестиции за счет собственного капитала). • Соответствие условиям рынка (спрос, конъюнктура). • Максимальная рентабельность (финансировать те направления инвестирования, которые обеспечат максимальную рентабельность) Методология финансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем: • обоснование цели (системы целей) финансового плана, адекватной основным направлениям деятельности предприятия в перспективном периоде; • определение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротства. • определение горизонта финансового планирования; • выбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов; • разработку процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота. Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий ( таких как уровень инфляции, ставка рефинансирования ЦБ РФ, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля ). Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволят избежать банкротства. Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая может при разработке финансового плана поставить цель увеличения рентабельности продаж и производства в целом. Вместе с тем система целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и (или) поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде. 3. Виды финансовых планов. Горизонт финансового планирования – это период времени, в пределах которого возможно дать с приемлемой точностью оценку финансовых показателей стратегии развития предприятия с учетом влияния основных факторов внешней среды. Стратегия развития предприятия, ориентированная на реконструкцию производства, внедрение новой технологии, расширение производства в связи с выходом на новые рынки, как правило, определяет горизонт финансового планирования от 3 до 5 лет. При этом нужно учитывать стабильность экономики в целом, предсказуемость политического развития, отраслевые, региональные и иные значимые факторы внешней среды. В пределах горизонта планирования финансовые планы делятся на • перспективные (стратегические); • тактические; • оперативные (текущие). Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов рассчитывается потребность предприятия в различных видах ресурсов и источниках их финансирования. В отечественной практике система норм и нормативов включает: • федеральные нормы и нормативы, которые устанавливаются законодательно и являются едиными для всех хозяйствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся: ставки федеральных налогов, сборов, нормы амортизации по группам основных фондов, величина отчислений в резервный фонд акционерного общества, различные ГОСТы, СНиПы и др.; • нормы и нормативы субъектов Российской Федерации и местных органов власти, которые действуют в отдельных регионах Российской Федерации, например ставки региональных и местных налогов, сборов и т. п.; • внутрихозяйственные нормы и нормативы предприятий, которые разрабатываются на предприятии и используются для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. К ним относятся нормативы потребности в оборотных средствах (нормируются запасы сырья, материалов, готовой продукции, запасы в незавершенном производстве), нормативы по статьям расходов технологических процессов и видам продукции. Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев. В качестве целевых нормативов при разработке финансовых планов предприятия могут быть установлены: • соотношение долга и собственного капитала (или долга и выручки); • коэффициент дивидендных выплат (или реинвестирования прибыли); • минимальный уровень различных показателей рентабельности (ROS, ROA, ROE); • минимальная доля ликвидных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия; • предельный уровень финансовых рисков для различных видов деятельности. Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, планировании расходов на закупку сырья, формировании фондов накопления и потребления. Балансовая увязка по денежным фондам имеет следующий вид: Источники фондов = Использование фондов. В финансовом менеджменте широкое распространение получили аналитические методы (расчетно-аналитические) методы планирования, основанные на соотношениях и зависимостях, существующих между финансовыми переменными и элементами отчетности. Обычно аналитическая модель представляет собой уравнение или неравенство, задающее взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными. Одним из преимуществ таких моделей является возможность проводить анализ чувствительности исследуемых показателей к изменениям исходных данных и предпосылок (так называемый анализ «что будет, если»). В частности, расчетно–аналитический метод опирается на анализ динамики ретроспективных данных и экспертную оценку прогнозируемого изменения планируемого финансового показателя. Ф.п.пл. = Ф.п.отч. *I Ф.п.пл. . – планируемая величина финансового показателя, Ф.п.отч. – отчетное значение финансового показателя, I – индекс изменения финансового показателя. Экономико-математические методы позволяют установить количественно определенную взаимосвязь между планируемым показателем и факторами, его определяющими. Широкое применение в планировании финансовых показателей нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить зависимость среднего значения финансового показателя (рассматриваемого как случайная величина) от одного или нескольких факторов: Y = а0 + а1 X1 + … + аn Xn , где а0 , а1 , …, аn – параметры (коэффициенты регрессии), которые оцениваются из статистических данных, Y – среднее значение финансового показателя, X1 , … , Xn – факторы, влияющие на планируемый финансовый показатель. Методы планирования (анализа) движения денежных средств . Прямой метод планирования потока денежных средств состоит в определении потока денежных средств как разности их притоков и оттоков по видам деятельности. Выделяют три вида деятельности: • текущая (основная, операционная) деятельность; • инвестиционная деятельность; • финансовая деятельность. Отправной точкой расчетов при планировании денежного потока прямым методом является выручка, полученная предприятием. Примеры притоков и оттоков денежных средств по видам деятельности Притоки Оттоки Операционная деятельность Выручка от реализации продукции Поступление (уменьшение) дебиторской задолженности Поступление средств от продажи материальных ценностей (запасов сырья, материалов и т.п.) Авансы покупателей Платежи поставщикам сырья, материалов Выплата заработной платы Платежи в бюджет и внебюджетные фонды Погашение кредиторской задолженности Выплаты по фонду потребления Перечисление процентов за кредиты и займы Инвестиционная деятельность Поступление средств от продажи основных фондов, нематериальных активов, незавершенного строительства Капитальные вложения на развитие производства (приобретение основных средств, строительство зданий и сооружений и т.п.) Финансовая деятельность Получение кредитов и займов Поступление средств от эмиссии акций, выпуска облигаций Целевое финансирование Средства, поступающие по договору о совместной деятельности Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий Поступление средств, выплачиваемых страховыми органами Перечисление пеней, штрафов Вложения в деятельность других предприятий Погашение кредитов и займов Выплата дивидендов Косвенный метод заключается в определении денежного потока путем корректировки чистой прибыли на суммы тех операций, которые изменяют прибыль, но не связаны с движением денежных средств и, наоборот, на суммы операций, которые не влияют на уровень прибыли предприятия, но являются притоками или оттоками. Примеры операций, которые необходимо учитывать при корректировке чистой прибыли в рамках косвенного метода: • выбытие основных фондов и нематериальных активов, имеющих остаточную стоимость больше нуля приводит к убытку в размере остаточной стоимости, но величина денежных средств не меняется, поэтому недоамортизированная стоимость должна быть добавлена к величине чистой прибыли; • начисление амортизации уменьшает прибыль, но не влияет на денежный поток, поэтому сумму начисленной амортизации также нужно добавить к чистой прибыли; • приобретение основных средств приводит к оттоку денежных средств, но не является расходами предприятия; • получение кредита или займа является притоком денежных средств, но не увеличивает доходы предприятия. Косвенный метод планирования денежного потока базируется на основном балансовом уравнении: Активы = Пассивы На отчетную дату: Денежные средства + Активы неденежные = Капитал +Обязательства За отчетный период: Денежный поток=Капитала + Обязательств - Неденежных активов Капитала определяется, прежде всего, увеличением (или уменьшением) нераспределенной прибыли. Планирование (анализ) денежного потока косвенным методом позволяет выявить факторы, повлиявшие на величину денежного потока в планируемом (анализируемом) периоде, его отклонение от чистой (при расчетах на основе баланса – нераспределенной прибыли). Метод процента от продаж Исходные предположения: • рентабельность продаж и политика распределения прибыли остаются неизменными • капиталоемкость (фондоемкость) бизнеса является постоянной величиной • производственные мощности загружены на 100% Алгоритм: 1. Прогноз объема продаж (темпов роста выручки). 2. Расчет плановой прибыли, прогноз отчета о финансовых результатах. 3. Прогноз потребности в активах. 4. Прогноз изменений в источниках финансирования (пассиве предприятия). 5. Определение потребности в дополнительном финансировании (Additional Financing Needed — AFN): Пример. Разработать финансовый план предприятия методом процента от продаж, если известно: планируемый темп роста выручки 50%, в предшествующем году выручка 5000 тыс. руб., себестоимость 4000 тыс. руб., проценты по кредиту 200 тыс. руб.. Информация об имуществе и источниках финансирования представлена в таблице ниже (колонка «факт» в балансовом отчете предприятия). Этап 1. Расчет планируемой выручки: 5000 х 1,5 = 7500 (тыс. руб.) EFN = (5500/5000–1500/5000) х 0,5 х 5000 – (1040/7500) х 5000 х (1+0,5)х(1-0,5) = 2000 – 520 = 1480
«Сущность, цели и задачи финансового планирования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot