Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность бизнес-планирования

  • 👀 791 просмотр
  • 📌 712 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность бизнес-планирования» docx
Сущность бизнес-планирования Бизнес-план – это документ, описывающий все основныеаспекты будущего фирмы или новой деятельности и содержащий анализ проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы их решения. Бизнес-план может быть разработанкак для нового, только создающегося предприятия, так и дляуже существующих организаций на очередном этапе их развития. Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющийвыбрать наиболееперспективные решения и определить средствадля их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегическогопланирования и как руководство для исполнения и контроля. Ядро бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсовдля решениястратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы: • определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках; • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта; • выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивацииих трудатребованиям по достижению поставленных целей; • проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей; • просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могутпомешатьвыполнению бизнес-плана. Основная цель разработки бизнес-плана – планированиехозяйственнойдеятельности фирмы на ближайшие и отдаленныепериоды в соответствиис потребностями рынка и возможностямиполучения необходимыхресурсов. Наряду с главной, определяющей, целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели: • выявление незаполненных ниш на рынке для позиционирования товара; • позиционирование товара на рынке; • определение необходимых ресурсов для производства и продвижения товара на рынке; • установление потенциальной конкурентоспособности предприятия; • определение потенциальной рентабельности и финансовойустойчивостипредприятия; • выявление рисков предпринимательской деятельности; • конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей; • привлечение внимания и обеспечение поддержки со стороныпотенциальных инвесторов. Функции бизнес-плана: • разработка концепцииведения бизнеса на базе маркетингового,производственного, организационного и финансовогопланов, чтопозволяет тщательно отработатьстратегию и все возможные нюансы тактики в условиях постоянно меняющейся экономической конъюнктуры еще в теории; • бизнес-план является практически единственным обоснованием для привлечения денежных средств у потенциальных инвесторов; • оценка фактических результатов работы предприятия за определенный период и контроль выполнения различных бюджетов ипоказателей краткосрочных планов; • обоснование выбора инвестором наиболее приемлемого варианта инвестирования для получения максимальной прибыли, установление необходимого объема финансирования и его источников; • определение целесообразности инвестирования в предполагаемый инвестору объект и его места с учетом предварительныхусловий и примерных технико-экономических показателейв пределах финансовых возможностей инвестора. Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификойвида деятельности, размером предприятия и целью составления.Чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработкаразделов плана. Значениебизнес-плана: • дает возможность определить жизнеспособность проекта в условияхконкуренции; • содержит ориентир, указывающий, как должен развиватьсяпроект; • служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов; • позволяет осмыслить место предприятия на рынке; • помогает проанализировать перспективы развития отрасли,рынка, товара, по-иному взглянуть на деятельностьпредприятия, его проблемы и перспективы; • определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивостипредприятия, снижает риск предпринимательской деятельности; • конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественныхи качественных показателей развития; • привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку состороны потенциальных инвесторов фирмы; • помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду. Бизнес-план необходим в ситуациях, когда: Фирме требуется капитал для дальнейшего развития. Создается новая фирма или меняется собственник, поэтому разрабатывается стратегия развития. Происходят значительные изменения: реконструкция, покупкаоборудования, переход на выпуск новой продукции и т.д. Кроме того, бизнес-план является руководством в работе фирмы,он используется для управления компанией и как инструмент прогнозирования результатов деятельности. Бизнес-план позволяет: • оценить сложившуюся конъюнктуру рынка; • лучше контролировать свою деятельность; • увеличить свою конкурентоспособность. В экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаютсяв рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: 1. по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги,технические решения); 2. по предприятию в целом (новому или действующему). 3. бизнес-планыфинансово-экономического характера: • составление проспектов эмиссии ценных бумаг; •обоснование предложений по приватизации государственныхпредприятий; • выпуск акций в закрытых компаниях типа ООО и ЗАО илиопределениепаев в товариществах при выходе из состава одного изакционеров; • обоснование вариантов санации предприятия-банкрота и т. д. Существует 2 основных подхода к разработке бизнес-плана: • инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. • инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, например одноточечной имноготочечнойорганизации. Под одноточечной организацией понимается организация, состоящая из 1 предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из двух и более предприятий. При планировании деятельноститакой организации сначала разрабатываютсяпланы для каждогопредприятия, а затем эти планы сводятся в общий бизнес-план. Еслибизнес начинается впервые, то в план включаютсялишь расчетныепоказатели. Если бизнес уже существует определенноевремя, то вплан включаются отчетные данные за предшествующийгод, с которыми сравниваются планируемые показатели на текущий год. В зависимости от целей составления, существует несколько типов бизнес-планов: Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта– изложение для потенциального партнера или инвесторарезультатов маркетингового исследования, обоснование стратегииосвоения рынка, предполагаемых финансовых результатов. Концепт-бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта (бизнес-предложение) – основа для переговоров спотенциальныминвестором или партнером для выяснения степениего заинтересованности или возможной вовлеченности в проект. Бизнес-план компании – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советомдиректоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов. Бизнес-план структурного подразделения – изложение перед высшим руководствомкорпорацииплана развития хозяйственной деятельностиподразделения для обоснования объемов и степени приоритетностицентрализованно выделяемых ресурсов или величиныприроста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли. Этапы разработки бизнес-плана Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-пана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или суще­ственного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной сте­пени: На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия - краткое описание хозяйствен­ной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятель­ности, норм поведения и роли в решении социальных задач общества. Предприятие в данном случае выступает в виде системы и пони­мается как: - производитель товаров для обеспечения рынка; - социальная организация, в которой сотрудники могут прояв­лять и развивать свои способности и удовлетворять потребности; -конкурент другим товаропроизводителям; - социальная единица, учитывающая интересы всего общества; - часть рыночной многоукладной экономики. Основой миссии предприятия являются его принципы и этика. Принципы предприятия включают в себя требования: - к выпускаемой продукции и рынку; - к управлению - система мотивации, принятия решений, контроля, оценки достижений и др. - к сотрудникам - творческое мышление, принятие на себя ответственности, мотивы, оценка производительности и др. - внешней среды - клиентов, поставщиков, инвесторов, конкурен­та.общества, государства. Этика предприятия позво­ляет соблюдать универсальные требования к поведению сотрудников фирмы в процессе предпринимательской деятельности. Миссия предприятия тесно связана с его культурой - совокуп­ностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, кото­рые формируют репутацию предприятия. Выражается в: - поведении предприятия - единых принципах всех сотрудни­ков; - коммуникациях фирмы - стиле передачи информации; - средствах наглядного представления предприятия - фирменных знаках, оформлении продукции, ритуалах, внешнем виде и т.п. Второй этап - определение целей разработки бизнес-плана. Цель - это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или по­велитель поведения и действий его работников. В системе бизнеса цель выполняет пять функций: - инициативы - сопоставление существующего и желаемого со­стояния фирмы, мотива действий; - критерия принятия решения - оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе; - инструмента управления - руководящие требования к действи­ям.определение направлений бизнеса; - координации - обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений; - контроля - сопоставление оперативного состояния показате­лей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем. Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные буду­щее состояния предприятия. Классификация целей: - по уровню обобщения (корпоративный, сред­ний и оперативный): - по видам деятельности и функциям (менеджмент, маркетинг и т.д.): - по стратегическим направлениям (развития, выживание, ста­билизация и др.); - по внутреннему содержанию и назначению (социальные, эко­номические и др.). Цели предприятия в зависимости от особенностей вида деятель­ности могут быть определены в бизнес-плане примерно следующим образом: - предоставление необходимых обществу то­варов и услуг; - достижение передовых позиций в отрасли, на рынке; - накопление необходимых средств для развития бизнеса; - увеличение доли рынка на____%; - повышение качества выпускаемой продукции; - сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов на ___ дней (часов); - выход на новые рынки сбыта к ____ периоду времени; - снижение затрат на единицу товара на___ %. На третьем этапеустанавливается общая структура бизнес-плана. Примерная структура бизнес-плана: Титульный лист. 1. Меморандум о конфиденциальности. 2 Резюме. 3. Описание отрасли. 4. Характеристика предприятия 5. Выбор деятельности (товара, услуги, работы). 6. План маркетинга. 7. Производственный план. 8. Организационная структура предприятия. 9. Финансовый план и бюджет предприятия. 10. Анализ рисков. 11. Организационный план. 12. Приложения. Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе инфор­мации необходимой для разработки каждого раздела плана. Пятый этап - непосредственная раз­работка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа. Процесс и организация планирования на предприятии Планирование в виде последовательности взаи­мосвязанных действий проходит в несколько этапов: определение целей - желаемого состояния пред­приятия и его положения на рынке; анализ проблем - фактического исходного положения дел и по окончании планового периода; поиск альтернатив - выявление возможных вариантов разви­тия по различным сценариям; определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей; оценка - проведение оптимизационных расчетов и обоснова­ние экономических показателей; оформление плана в виде единого документа. Систему планирования можно классифицировать: по степени определенности условий – функционирование в стабильных условиях или в условиях неопределенности. по временной ориентации разра­ботчиков плана: анализ прошлого опыта; ориентация на настоящее для выживания и стабилизации бизнеса; с учетом будущих изменений; проектирование будущего с учетом взаимодействия прошлого, настоящего и будущего. по типу целей: стратегические - определение общих направлений и способов достижения целей; оперативные - конкретизация стратегических целей и средств их достижения; календарные- детализация по периодам для подразделений. по горизонту планирования: долгосрочное (10-20 лет); среднесрочное (3-5 лет); краткосрочное на 1 год. по методам обоснования: централизованные – правительство устанавливает основные показатели; рыночные – самопланирование на основе спроса и предложения; индикативные – экономические способы государственного регулирования бизнеса. по уровням управления–функциональные отделы. При организации разработки бизнес-плана предварительно определяют: объекты планирования - предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, опреде­ление общих целей, потенциала, программ и действий; разработчиков плана - ответственные работники, специализированные функциональные службы, внешние консультан­ты или определенная их комбинация; средства планирования - компьютерная техника и ее программное обеспечение; порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласова­ние частных планов и их объединение в общий про­ект; методы планирования - обычные традиционные приемы (таб­лицы, графики и т.п.) и современные компьютерные специальные программы. На практике применяют три схемы организации работ по составлению планов: - сверху вниз; - снизу вверх; - встречное планирование. Организационно централизованное планирование осуществляется сверху вниз.При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на выс­шем уровне управления - определяются цели, основные направле­ния и главные хозяйственные задачи развития предприятия, меха­низм их реализации, проводится взаимоувязка всех плановых предложений. Затем эти цели, задачи и показатели по мере про­движения на более низкие уровни структуры предприятия в болеедетализированной и конкретной форме включаются в планы под­разделений. При схеме организационных работ по составлению планов снизу вверх, планирование осуществляет­ся от планов подразделений к общему плану. Низшие организационные единицы составляют подробные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий план предприятия. Встречное планирование объединяет оба предыдущих способа. В процессе сверху вниз осуществляется предварительное планиро­вание по главным целям и составление общего плана на уровне уп­равления предприятием. На более низких уровнях происходит конкретизация этих планов.Затем начинается обратный ход планирования снизу вверх. При этом в план встраиваются более эффективные решения и устраняются разногласия между частями единого объекта планирования. Всоответствии с обстоятельствами может быть осуществлен многократный процесс согласования плана. Плановые показатели, нормы и нормативы Разработка бизнес-плана осуществляется на основе системы тех­нико-экономических показателей, норм и нормативов. Используемые в пла­нировании показатели должны обладать: - достоверностью, т. е. точно соответствовать объективному со­стоянию отражаемого явления; - свойствами меры, т. е. быть измеряемыми; - достаточностью - полно характеризовать все сторо­ны производства или сбыта продукции; - однозначностью - не допускать различных толкований, не быть двусмысленными; - быть сопоста­вимыми; - обладать способностью отражать все изме­нения условий функционирования объекта планирования; - оперативностью - своевременно поступать к разработчику пла­на; - лаконичностью - высокой информационной насыщенностью; - экономичностью - минимум затрат на сбор и обработку. В зависимости от содержания плановые показатели подразделя­ются на: - количественные и качествен­ные, - натуральные и стоимостные. Количественные показатели отражают объемы производства валовой, товарной продукции, прибыли, численность работающих и т. д. в абсолютных величинах (рублях, тоннах, метрах, человеко­часах и д.р.) Качественные показатели - относительные величины, выражающие соотношение между коли­чественными показателями. Натуральные показатели характеризуют материально-веще­ственное содержание плана предприятия и измеряются в специфи­ческих единицах, соответствующих особенностям каждого вида то­вара - в литрах, килограммах, метрах и т. д. Стоимостные показатели позволяют соизмерять в денежном выражении любые виды товаров, услуг или работ. Технико-экономические нормы и нормативы. Норма - мера затрат труда и расхода сырья, энергии, материалов и т. д. в абсолютном измерении на производство единицы продукции при заданных нормальных средних условиях. Норматив - относительные показатели степени использования средств производства при современной технике и технологий, про­грессивной организации труда и высокой квалификации персонала. В планировании применяют шесть основных групп норм и нормативов: Удельные нормы материальных затрат сырья, материалов, комплектующих изделий, энергии и т. д. Нормативы использования орудий труда - машин, оборудова­ния, инструментов, механизмов. Организационные нормативы - длительность рабочего перио­да, объем незавершенного производства, запа­сы сырья, продолжительность освоения проектных мощностей и др. Нормы качества продукции - соответствие стандартам. Нормы окупаемости затрат и прибыльности производства. Нормы труда: нормы затрат времени - количество рабочего времени на еди­ницу продукции; норма численности - количество работников соответствующей квалификации, необходимых для выполнения планируемого объе­ма работ; норма времени обслуживания - рабочее время, для обслужи­вания объекта; норма выработки - объем работы, ко­торый планируется выполнить в единицу времени; норма обслуживания - количество машин, единиц, оборудо­вания, рабочих мест, площади и др. производственных объектов, зак­репленных за одним или группой работников. Нормы и нормативы должны быть обоснованы технически, экономически и физиологически. Техническая обоснованность норм состоит в учете влияния факторов на продолжительность выполне­ния работ при среднем уровне умения работника и интенсивности труда. Экономическая обоснованность состоит в обеспечении рав­ной и оптимальной напряженности норм. Физиологическая обо­снованность - соответствие регламенту труда и отдыха, санитарно- гигиеническим условиям. В процессе планирования применяют два основных методаус­тановления норм - аналитический и суммарный. Аналитический метод включает: - исследовательский метод – непосредственное изучение и наблюдение на действующем предприятии; - расчетный – исследование отраслевых норм и нормативов по элементам выполняемых работ и затрат ресурсов. Цель аналитического метода - расчет необходимых затрат ресурсов по операциям, изделиям, функциям. Суммарный метод – метод без поэлементного анализа, включает методы: - основной – на основе личного опыта; - статистический – по фактическим данным; - сравнительный – сопоставление с аналогами. Цель суммарного метода - установление норм затрат труда, материальных ресурсов и нормативов использования средств производства. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА При обоснова­нии положений бизнес-плана целесообразно: - акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому они адресованы - работникам предприятия, партнерам или другим внешним потребителям; - представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана; - аргументировать все расчеты и показатели таким образом, что­бы они были реальными и достоверными, без преувеличения экономических результатов реализации проекта. Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указывают: - наименование проекта; - место подготовки плана; - авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны; - имена и адреса учредителей; - назначение бизнес-плана и его пользователи. После титульного листа следует оглавление - формулировка раз­делов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов. Меморандум конфиденциальности составляется с це­лью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в пла­не информации и использовании ее исключительно в интересах фир­мы, представивший проект. Резюме - краткое изложение основных положений предпо­лагаемого плана, включающий следующие принципиальные дан­ные: - идеи, цели и суть проекта; - особенности предлагаемых товаров и их преиму­щества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов; - стратегии и тактика достижения поставленных целей; - квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров; - прогноз спроса, объемы продаж товаров и суммы выручки в ближайший период; - планируемая себестоимость продукции и потребность финан­сирования; - ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупае­мости затрат; - основные факторы успеха - описание способов действий и мероприятий. Описание отрасли - анализ текущего состояния и перс­пектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характерис­тику: - сырьевой базы; - сегмента рынка и доли предприятия на нем; - потенциальных клиентов и их возможностей; - региональной структуры производства; - основных фондов и их структуры; - инвестиционных условий. Анализ инвестиционной привлекательности сферы бизнеса со­стоит из трех этапов: - многофакторного анализа уровня интенсивности отраслевой конкурентности; - определение стадии развития избранной отрасли; - непосредственный анализ инвестиционной привлекательнос­ти отрасли. При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются све­дения об их положении в мировом разделении труда и на междуна­родном рынке, экспортных возможностях, а также производствен­но-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли. Для многих предпринимателей возникают экономические ог­раничения на проникновение в ту или иную отрасль: - высокий уровень начального капитала: - длительный срок окупаемости вложенных средств: - неопределенность в достижении прибыли. Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. предпринимательская деятельность подвержена цикличности: про­цветание, застой, спад. Кроме того, экономические ситуации различаются не только во времени, но и в пространстве - по районам и регионам. В монополизированную отрасль внедриться труднее, чем в конкурентную. Для успеха в бизнесе важное значение имеет не просто правильное определение для себя рынка, но и отыскание на нем своей, часто очень узкой области, места, которое еще не занято или недостаточно ис­пользованную конкурентами- «ниши» рынка, т.е. ограниченной сферы предпринимательской деятельности, ориентированной на опреде­ленного потребителя и позволяющей бизнесмену наиболее эффек­тивным образом реализовать свои возможности. Характеристика предприятия. Полный перечень сведений о компании - местонахождение, занимаемая площадь, дата образования и сведения о развитии за прошедший период, размер уставного капитала и распределение капитала между учредителями.Характеристика включает в себя следующие данные: 1. Идентификационный номер, код ИНН. 2. Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОКПО 3. Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприя­тие 4. Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, респуб­лика, область, автономный округ и т. д., код ОКАТО 5. Подчиненность предприятия - вышестоящий орган, код ОКО-ГУ 6. Основной вид деятельности, код ОКОНХ 7. Организационно-правовая форма предприятия, код ОКОПФ 8. Форма собственности, код ОКФС - доля государства (субъекта Федерации) в капитале, %. 9. Включено или нет в государственный реестр РФ предприятий-монополистов: республиканский: региональный 10. Банковские реквизиты 11. Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие 12. Организационная структура предприятия, дочерние компа­нии 13. Ф. И. О., телефоны, факсы администрации предприятия 14. Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты ра­боты предприятия. Необходимые сведения могут быть получены следующим образом. 1. Пункты 1, 2, 4, 6, 7 заполняются в соответствии с учредитель­ными документами предприятия, зарегистрированными в установ­ленном порядке. В данных пунктах, а также в пунктах 5 и 8 указыва­ются коды ОКПО, ОКАТО, ОКОНХ, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ, присвоенные предприятию органом государственной статистики. 2. Пункт 3 заполняется в соответствии со свидетельством о регистрации, выданным органом, осуществляющем государственную регистрацию предприятий. 3. Пункт 9 заполняется на основании справки, полученной от министерстваРФ по антимонопольной политике и поддержке преднимательства или его территориальных органов. 4. В пункте 10 приводится номер расчетного счета предприятия, ННН наименование, корреспондентский счет, БИК, почтовый и юридический адрес банка, обслуживающего данное предприятие – ОКПО. 5. В пункте 11 указывается наименование и адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие. Здесь же приводится дата номер регистрации предприятия в налоговой инспекции. 6. Пункт 12 содержит наименование всех структурных подразделений и дочерних компаний предприятия. Организационная структура предприятия приводится в виде схемы. 7. В пунктах 13, 14 приводятся следующие сведения о должност­ных лицах предприятия (от руководителя предприятия до руково­дителя структурного подразделения): - фамилия, имя, отчество: - номер телефона, факса: - возраст, в годах: - образование и квалификация, с указанием учреждения, вы­давшего диплом: - предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности: - срок работы на данном предприятии. Кроме того, указываются крупные акционеры, имеющие более 10% акций. Информация о предприятии должна быть точ­ной для того, чтобы заинтересованный читатель мог убедиться в его надежности и устойчивом положении на рынке. История и способ возникновения компании может многое сказать инвестору о ее положении в деловом мире, устойчивости хозяйствен­ных связей, если она уже имеет опыт работы или возникла на базе ра­нее существовавшего предприятия. Предпри­ятие может быть создано различными способами, в том числе: - по решению собственника имущества или уполномоченного им органа-государства, муниципалитета, одного лица, группы лиц, ма­теринской организации и др.; - в результате реорганизации существующего предприятия При создании нового предприятия важное значение имеет правильный выбор его организационно-правовой формы, который зависит от наличия у предпринимателя стартового капитала и материальных ресурсов, личного опыта и организационных способностей, сферы деятельности, масштабов проекта и условий рынка. Наибольшее влияние на поведение учредителей при выборе ОПФ оказывают уровень и объем их ответственности за деятельность со­здаваемого предприятия. Чаще всего предпочитают не полную от­ветственность всем своим имуществом, а ограниченную - только вложенный частью капитала. Выбор вида деятельности Любой предпринимательский проект начинается с формирова­ния идеи продукта, товара или услуги. Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара. Необходимо дать не только общее представление о товаре, но и раскрыть его преиму­щества в сравнении с аналогами, конкурентоспособность на рын­ке, спрос на него и т.д. Любой товар в реальном исполнении имеет ряд характеристик: качество, набор свойств, название, внешнее оформление, упаковка и др., которые надо подробно описать в бизнес-плане. Прежде всего, следует дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать этот товар: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлич­на от предлагающихся на рынке аналогов, в том числе: - какую именно потребность он удовлетворяет; - как реализуется этот товар или оказывается услуга; - уровень цены и группа покупателей, которой он доступен; - характеристика спроса на предлагаемый товар; - каким образом товар продается; - слабые стороны товара; - каковы постоянные издержки, связанные с производством то­вара; - кто должен освоить производство данного товара; - преимущества товара; - предполагаемый срок жизненного цикла товара; - возможности и необходимости модернизации товара; - предполагаемые направления сбыта товара; - перспектива смены данного товара другим. - могут ли конкуренты производить и продавать свои товары, не нарушая ваши патентных прав. В описание продукта входят такие сведения, как тип, размер, вес, срок службы, патентная ситуация. Сведения о патентной ситуации содержат ответы на следующие патентно-правовые вопросы: - защищен ли товар в стране пребывания лицен­зиара; - защищен ли товар в странах предполагаемой тер­ритории осуществления проекта; - защищен ли товар на основных экспортных рын­ках; - каков объем прав по патентам лицензиара; - защищена ли конкурентная продукция. Другим важным обстоятельством, влияющим на разработку стра­тегии производства и реализации продукции является определение жизнен­ного цикла предлагаемого товара. Жизненный цикл любого товара подчиняется определенным закономерностям и включает в себя ряд стадий (демонстрация, рост, распространение, насыщение, падение). Скорость прохождения товара по данным фазам цик­ла зависит от многих обстоятельств, которые одновременно влияют на рыночную конъюнктуру. Заранее определенное и просчитанное движение товара по ста­диям или фазам жизненного цикла позволит предпринимателю сво­евременно принять те меры, которые соответствуют переживаемой продуктом стадии. Инструменты, которыми предприниматель дол­жен владеть для своевременного упреждения и преодоления паде­ния спроса на товар, многообразны: цены, методы распространения товара, его реклама, маневрирование объектами производства и продвижение товаров на рынкеи т.д. Условия производства товара должны показать, какие изменения должны произойти в фирме, чтобы освоить производство данного товара: - как меняются требования к квалификации работников, следу­ет ли менять людей, где можно найти работников нужной квалифи­кации; - сколько сотрудников надо переобучить и специально подготовить; - меняются ли используемые материалы и их поставщики: - как меняется технология и потребуется ли новое оборудование; - какова потребность в новых научных и конструкторских разра­ботках. Результатом этого анализа является вывод о целесообразности освоения нового товара и потребности финансирования. План маркетинга Для организации эффективной предпринимательской деятель­ности важное значение на стадии разработки бизнес-плана имеют маркетинговые исследования, оценка рыночных возможностей предприятия, спрос на выпускаемую продукцию, способы продви­жения товаров на различные типы рынков. Различают 4 основных типа рынков:чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Кроме того, рынки подразделяются на «рынок продавца» и «рынок покупателя». Рынок продавца – это такой тип рынка, на котором спрос превосходит предложение. Для этого рынка характерно: наличие дефицита, высокие цены. Рынок покупателя – это такой тип рынка, на котором спрос ниже предложения. Для этого рынка характерно: отсутствие дефицита, тенденция улучшения качества товара,низкие цены. Классификация потребительских рынков. 1. По видам товаров: - рынки товаров повседневного спроса; - рынки товаров предварительного выбора; - рынки товаров особого спроса; - рынки товаров пассивного спроса. 2. По группам потребителей: - географический принцип; - демографический принцип; - возраст; - пол; - уровень доходов; - род занятий. 3. По степени долговечности товара: - рынки товаров длительного пользования; - рынки товаров кратковременного пользования; - рынки потребительских услуг. Виды рынков предприятия. 1. Рынки товаров промышленного назначения - рынки по отраслям. 2. Рынки промежуточных продавцов – рынки оптовиков и розничной торговли. Анализ рынка в целях предсказания спроса на конкретные товара требует достаточно больших затрат времени и средств и охватывает: - Анализ планов производства и развития соответствующей сферы бизнеса. - Анализ потребления товаров и услуг, основанный на выборочном опросе основных групп потребителей. - Анализ торговли, проводимый среди владельцев торговых предприятий. Эти исследования должны дать достаточно достоверное данные об общем спросе, темпах его роста, о сложившейся практике и характерных методах торговли, определить локализацию спроса, предпочтения потребителей, изменения во вкусах потребителей, элас­тичность доходов, цен, мотивировки выбора потребителей и др. При анализе рынка необходимо учитывать принцип комплексности исследований, который предполагает необходимость всестороннего рассмотрения воздействия факторов фона на объект исследования в их взаимодействии и взаимовлиянии. Факторы фона: - демографическая и экономическая среда; - технико-экономическая среда; - социально-культурная среда; - политико-правовая среда; - независимые средства массовой информации; - конкурентное состояние рынка; - факторы микросреды функционирования фирм. Основные задачи маркетингового исследования рынка: определение условий, при которых достигается оптимальное соотношение между спросом и предложением товара на рынке; определение конкурентных позиций конкретных видов продукции фирмы и самой фирмы на рынке; ориентация производства на выпуск таких изделий, которым обеспечены сбыт и получение фирмой прибыли. Основные направления исследования рынка: - изучение правовых, торгово-политических и иных факторов; - определение емкости рынка; - анализ распределения долей рынка между фирмами; - анализ сбыта; - изучение товаров конкурентов; - анализ политики цен; - изучение реакции на новый товар; - анализ сильных и слабых сторон конкурентов; - изучение потенциальных возможностей фирмы; - изучение тенденций деловой активности; - исследование поведения покупателей. После определения объема текущего спроса для всего рынка сле­дует провести его сегментацию с целью составления прогнозов и оп­ределения товарной номенклатуры. Сегментация рынка - это деление совокупного рынка фирмы на более мелкие части (сегменты). Цель сегментации - найти на рынке как можно более однород­ные по своему поведению группы покупателей, каждая из которых может рассматриваться как отдельный рыночный сегмент. Сегментация рынка может осуществляться по разным парамет­рам: - нахождение однородных групп потребителей по ха­рактеру товара (товары производственно-технического назначения, товары личного потребления, в том числе длительного и краткосроч­ного пользования и т.д.), - по категории потребителей (возраст, пол, на­циональность.образование, стиль жизни, соци­альная принадлежность, профессия, уровень дохода, жизненный цикл семьи). Для фирм: сфера деятельности, местонахождение, объем продаж, численность персонала и др. - по географическому делению рын­ка (регион, административное деление, плотность населения, климат). Кроме того, в зависимости от конкретной ситуации сегментация может углубляться, вовлекая все новые и новые характеристики. Важной составной частью плана маркетинга является выбор ценовой стратегии предприятия. На правильный выбор цены на товар влияют множество факторов, которые можно подразделить на две части: - внутренняя, выражающаяся в издержках производства, - внешняя, к которой относятся: конкуренция, положение товара на рынке, спрос, конъюнктура, политика органов государственной и местной власти и др. При планировании предпринимательства следует проводить ана­лиз ценообразования, используя при этом планируемый объем про­даж таким образом, чтобы можно было определить доход при раз­личных альтернативных вариантах. Если по оценкам производственные издержки в первоначальный период будут непомерно высокими и полное перене­сение их на цену товара окажут серьезное влияние на объем продаж, то необходимо тщательно оценить вероятные последствия. В таких случаях иногда может оказаться невозможным установить такую первоначальную цену на товар, которая покрыла бы все производ­ственные затраты. В заключительной части маркетингового раздела формируется план сбыта продукции предприятия и дается описание: - стратегии проникновения на рынок; - порядок оплаты поставляемых товаров; - объем продаж по планируемым периодам. Проникновение товаров на рынок обеспечивается такими сред­ствами маркетинга, как личная продажа, реклама, продвижение товара и организация общественного мнения. Под личной продажей понимается сбытовая деятельность, осуществляемая агентом фирмы в процессе личного общения с перспективным покупателем. Ее целью является помощь клиенту в приобретении наиболее хорошо подходящего товара с учетом принципа максимальной рентабельности для фирмы. С помощью личной продажи стремятся оказать непосредственное воздействие на поведение клиента. В качестве средств распространения рекламы предприятия мо­жет быть указана: - пресса; - печатная реклама; - наружная реклама; - реклама на транспорте; - экранная реклама; - радиореклама. После исследования рынков и его сегментов, определения маркетинговой стратегии продвижения товаров на эти рынки опреде­ляется прогнозируемый объем продаж, а затем - прогнозируемые доходы от продаж. Такие оценки постоянно корректируются в зависимости от мощности предприятия, технологии производства, реальных цен, по которым будет осуществляться проект, совершенствование ме­роприятий по организации сбыта и тактике продаж. Поэтому де­тальная разработка программ продаж и доходов от реализации про­дукции окончательно завершается после завершения бизнес-плана, в его финансовом разделе. Производственная программа В зависимости от вида бизнеса в плане производства дается краткое описание особеннос­тей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия. Технологический процесс (производ­ственный процесс) - это целенаправленное превращение исходного сырья и материалов в готовый продукт с заданными свой­ствами, пригодный к индивидуальному или производительному потреблению. На предприятиях выделяют два вида производственных процессов: основные- непосредственно связанные с превращением сырья в готовую продукцию; вспомогательные - прямо не участвуют в основных процессах, а только способствуют их выполнению. Любой производственный процесс состоит из ряда технологичес­ких операций - частей, работ по преобразованию предмета труда и получению необходимого результата. Операции делятся на ручные, машинные, машинно-ручные и аппаратурные. При детальном оперативном планировании произ­водства по рабочим местам предусматривают: - последовательность выполнения операций; - необходимое оборудование и приспособления; - вид исходного сырья и материалов; - режим обработки изделия; - дозировка компонентов конечного продукта; - время выполнения каждой операции; - назначение выпускаемого товара; - полные затраты на выполнение операции и всего изделия; - сроки поставок и себестоимость продукции. План производства должен соответствовать мощности предпри­ятия - объему или количеству единиц продукции, ко­торые можно изготовить за определенный период. Необходимая по плану мощность предприятия может быть достигнута как за счет использования внутренних резервов, так и путем введения дополнительных фондов за счет: - ввода в действие производственных мощностей в результате реконструкции; - расширения действующих и строительства новых цехов пред­приятия. Определение необходимой мощности предприятия осуществля­ется в ходе технико-экономического обоснования с учетом: - прогноза спроса и степени проникновения на рынок выпускае­мой продукции; - наличия требующихся ресурсов, сырья и материалов; - типа производства - единичного, серийного или массового; - особенностей выпускаемой продукции или оказываемых услуг; - применяемой технологии; - минимально окупаемого размера данного вида производства; - наличия соответствующего оборудования. Конкретно объем выпуска продукции планируется в соответствии с потенциальными условия­ми и возможностями предприятия: - целями долгосрочной стратегии; - состоянием и мощностями производственного потенциала; - наличием профессиональных кадров и плана их обучения: реальным обеспечением производства необходимым сырьем, энергией, топливом и другими компонентами; размером инвестиций в освоение, расширение или модерниза­цию производства; экологической обстановкой и влиянием выпускаемой продук­ции на окружающую среду; применением новых энергосберегающих технологий. Организационная структура предприятия В процессе организационного планирования формируется орга­низационная структура предприятия, направленная на установле­ние четких взаимосвязей между его отдельными подразделениями: определяются количество и размер цехов, их взаимоподчиненность, размеры и организационная структура обслуживающих и управлен­ческих подразделений, а также администрации. Основными характеристиками организационной структуры яв­ляются: - численность управленческого персонала по функциям уп­равления, - численность линейного управленческого персонала, - ко­личество уровней иерархии системы управления предприятием, - количество структурных звеньев на каждом уровне, степень цент­рализации управления. Доминирующим фактором, влияющим на значение этих характе­ристик, является объем работ по управлению предприятием, кото­рый зависит от состава и содержания функций управления, трудо­емкости и периодичности решения задач управления. Для разработки организационной структуры предприятия необ­ходимо: - подготовить учредительные документы и внутрифирменные регламентирующие положения; - определить перечень основных и вспомогательных подразде­лений, их функции и порядок взаимодействия между ними; - распределить обязанности по вертикальной структуре управ­ления; - дать характеристику главных менеджеров - квалификация, опыт, принципы оплаты труда и др.; - привести описание учредителей предприятия - перечень лиц и доля каждого в уставном капитале и другие данные. Финансовый план и бюджет предприятия Для принятия окончательного решения по предпринимательско­му проекту необходимо четко определить инвестиции и производ­ственные издержки, учитывая, что прибыльность проекта будет зависеть от их размеров, структуры и графика осу­ществления. Инвестиции и основные элементы производственных издержек, определенные в предыдущих разделах плана, сводятся в финансо­вом плане с тем, чтобы рассчитать общие инвестиционные затраты и определить финансовую и экономическую рентабельность проекта. При сведении воедино суммы инвестиций и производственных издержек особое внимание следует обратить на график их осу­ществления, поскольку эти сроки оказывают влияние на движение наличностей при реализации проекта и его норму прибыли. Плани­рование инвестиций и производственных издержек следует осуще­ствлять на годичной основе с учетом результатов анализа движения наличности. Общая сумма инвестиционных затрат на осуществление пред­принимательского проекта включает издержки на фор­мирование основного капитала, оборотного капитала и производственных издержек. Причем основной капитал представ­ляет собой средства, необходимые для строительства и оснащения оборудованием инвестируемого проекта, а оборотный капитал - сред­ства, необходимые для функционирования проекта Основной капитал складывается из первоначальных инвести­ций и капитальных затрат на подготовку производства. К первоначальным инвестициям относятся затраты на: а) подготовку земельного участка и площадки предприятия; б) здания и гражданские сооружения; в) машины и оборудование, включая вспомогательное; г) некоторые приобретенные части основного капитала, та­кие, как права на промышленную собственность. Помимо первоначальных инвестиций любой предприниматель­ский проект влечет за собой некоторые затраты на стадии, предше­ствующей производству, которые образуются, например, в ходе при­обретения или формирования основного капитала. Эти затраты складываются из ряда возникающих на различных стадиях состав­ления и осуществления проекта статей и включают следующие рас­ходы. 1. Предварительные расходы (возникающие во время регистра­ции и образования компании) и расходы на эмиссию ценных бумаг. Последние включают затраты на подготовку и выпуск проспектов, рекламу, объявления через средства массовой информации, комис­сионные за размещение ценных бумаг, брокерские операции, на об­работку заявлений на акции и распределение акций. В предвари­тельные расходы входят также вознаграждения за юридическое оформление заявлений на получение ссуд, заключение договоров на покупку земельных участков и т. д. 2. Расходы на предварительные исследования, в том числе: а) расходы на прединвестиционные, конъюнктурные, инже­нерные и иные исследования, проводимые в целях осуществления проекта; б) вознаграждения консультантам за подготовку исследова­ний, проектирование и руководство строительными и мон­тажными работами; в) прочие расходы. 3. Расходы на подготовку производства: а) зарплату, отчисления на социальное страхование и допла­ты персоналу, занятому в период подготовки производства; б) проездные расходы: в) затраты на подготовительные сооружения типа общежитий для рабочих, временных административных помещений, складов и т. д.; г) издержки на рекламу будущей продукции при подготовке к производству, создание сети сбыта и рекламные объявле­ния; д) издержки на подготовку кадров; е) выплату процентов по займам в ходе строительства. Расходы на пусконаладку и сдачу в эксплуатацию, включаю­щие вознаграждения за руководство пусковыми операциями, зарп­лату, отчисления на социальное страхование и дополнительные выплаты по персоналу, занятому на пусконаладке, стоимость потребленных производственных и вспомогательных материалов, затраты на вспомогательные и прочие средства, необходимые для пусконаладки. Оборотный капитал означает финансовые средства, необходи­мые для эксплуатации объекта в соответствии с его производствен­ной программой. Оборотный капитал представляет собой текущие оборотные средства за вычетом краткосрочных обязательств, т. е. счета дебиторов, товарно-материальные ценности (сырье, вспомо­гательные материалы, запасные части и мелкий инструмент), неза­вершенную и готовую продукцию и наличные средства. Краткосроч­ные обязательства складываются главным образом из подлежащих оплате счетов (кредиторов), на которые проценты не начисляются. Счета дебиторов. Размеры этой статьи определяются торгово-­кредитной политикой компании. Учитывая, что доли продаж в кре­дит от общего объема продаж у разных компаний различны и зави­сят от обстановки, сложившейся в данной отрасли, дать правильную общую оценку представляется достаточно трудным. Товарно-материальные ценности. На потребность в оборотном капитале значительное воздействие оказывает объем капитальных средств, находящихся без движения в форме товарно-материальных ценностей. Необходимо стремится к максимальному сокращению их объема. Производственные материалы. При исчислении запасов производственных материалов следует обращать внимание на источники, сроки и способы их доставки. Если материалы могут быть быстро достав­лены в необходимых количествах, то следует создавать лишь огра­ниченные запасы, за исключением тех случаев, когда они требуют особых способов хранения. Если материалы импортируются, а ус­ловия импорта не стабильны, то можно образовать товарно-мате­риальные запасы в объеме шестимесячной потребности. Другими факторами, оказывающими влияние на объем товарно-материальных ценностей, являются: надежность и сезонность поставок, коли­чество поставщиков, возможность замены одних поставок другими и предполагаемые изменения цен. Запасные части. Объем складируемых запасных частей зависит от наличия их на месте, операций импорта и возможностей обеспе­чения технического обслуживания в данном районе, а также от ха­рактера самого предприятия. Обычно на предприятии создается первоначальный объем запасных частей. Незавершенная продукция. Для оценки объема незавершенной продукции необходимо произвести анализ процесса производства степени отработки отдельных материалов, обеспечиваемых на каждой стадии. Этот объем выражается в месячной (или суточной) продукции в зависимости от характера изделия. Стоимость незавершенной продукции исчисляется на основе ее заводской себестоимости. Готовые изделия. Запасы готовых изделий зависят от таких факторов, как: характер изделия и особенности сбыта. Их стоимость ис­числяется на основе заводской себестоимости. Наличность на руках и банковские счета. Оборотный капитал может возрасти за счет начисляемых процентов. Из осторожности можно также иметь некоторую наличность в кассе за счет выделе­ния из оборотного капитала резерва на непредвиденные расходы. Конкретный размер наличности регулируется нормативными документами. Счета кредиторов. Сырье и вспомогательные материалы, товарно-мате­риальные ценности, вспомогательные средства и т. д. обычно приобретаются в кредит, предоставляемый на определенное время. Начисленные налоги также уплачиваются по истечении определенного срока и представляют собой еще один источник средств, аналогичных счетам, подлежащим оплате. Такие кредиту­емые платежи сокращают объем необходимого чистого оборотного капитала. При исчислении потребности в оборотном капитале необходимо, прежде всего, определить минимальное число дней, обеспеченных текущими активами и пассивами. Затем следует исчислить годовую заводскую себестоимость и производственные издержки, поскольку именно на их основе подсчитывается стоимость некоторых составляющих текущих активов. Учитывая, что потребность в оборотном капитале возрастает по мере постепенного выхода проекта на полную мощность, следует подготовить данные о заводской себестоимости и производственных издержках для периодов пуско-наладки и выхода производства на полную мощность. Особое значение имеет исчисление потребности в оборотном ка­питале на стадии технико-экономического исследования, поскольку оно вынуждает предпринимателя подумать о средствах, необходимых для финансирования эксплуатации проекта. Анализ рисков Риск - событие, которое может случиться или не случиться. Если такое событие произойдет, то у предприятия возможны три эконо­мических результата: отрицательный - потеря части ресурсов предприятия, недопо­лучение доходов или появление дополнительных расходов: положительный - увеличение прибыли, сокращение расходов или выгода: нулевой - не оказывает влияния на финансово-хозяйственные результаты. В предпринимательской деятельности важное значение имеют как чистые, так и спекулятивные риски. Чистые риски - природ­ноестественные, экологические, политические, транспортные и некоторые коммерческие риски (имущественные, производственные, торговые) могут привести к от­рицательным или нулевым хозяйственным результатам. Спекулятивные риски - финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные, валютные, дефля­ционные и др.), и инвестиционные (процентные, кредитные, упущен­ной выгоды, биржевой, банкротства) - означают вероятность получения как отрицательных, так и положительных экономических результатов. В целях нейтрализации отрицательного воздействия рисков на эффективность производства при планировании на предприятии проводят их качественный и количественный анализ. Суть каче­ственного анализа состоит в определении факторов риска и видов работ, при выполнении которых он возникает. Количественно раз­мер риска можно установить с помощью статистических, аналити­ческих и других методов. Закономерности случайных событий изу­чаются с использованием математического аппарата теории вероятности. Вероятность наступления рискового события можетбыть определена субъективным способом или объективными мето­дами. Объективным методом вероятность события устанавливается путем вычисления частоты, с которой оно происходит. Например, если при инвестировании капитала в сумме 50 тыс. руб. в соответ­ствующие проекты прибыль в сумме 40 тыс. руб. была получена в 70 случаях из 100, то вероятность обеспечения такого чистого дохода составит 0,7 (70 :100). Субъективный метод определения вероятности основан на субъективных оценках экспертов, консультантов или личном опыте предпринимателя, плановика. Величину риска измеряют двумя показателями: среднее ожидаемое значение - средневзвешенная величина всех возможных результатов, когда вероятность каждого результата счи­тается частотой или весом соответствующего значения. Например, если при вложении средств в проект № 1 прибыль 40 тыс. руб. получена в 50 случаях из 100 (вероятность 0,5), прибыль 30 тыс. руб. - в 30 случаях и прибыль 20 тыс. руб. - в 40 случаях, то среднее ожида­емое значение составит 37 тыс. руб. (40 • 0,5 + 30 • 0,3 + 20 • 0,4): колеблемость ожидаемого значения - степень отклонения ожи­даемой величины от среднего значения, которая определяется пу­тем расчета среднего отклонения. Для уменьшения риска и повышения надежности проекта про­водят анализ его чувствительности, т.е. определяют степень вли­яния на эффективность (срок окупаемости вложений капитала, уро­вень рентабельности и др.) основных факторов. В процессе анализа чувствительности изменяют значение одного из критических факторов и, при прочих не меняющихся в данном слу­чае параметрах, определяют степень зависимости показателя эф­фективности плана от испытуемых изменений. В исследование включают следующие факторы: - цена единицы продукции (услуги, работы); - объем продаж; - себестоимость единицы продукции (услуги, работы); - уровень инфляции в плановый период; - время задержки платежей за поставленную продукцию и др. По результатам анализа чувствительности в процессе планиро­вания предусматривают также мероприятия, которые уменьшат сте­пень риска при реализации проекта. Организационный план Для организационного обеспечения проекта необходимо составить реалистичный календарный план (деловое расписание) проведения важнейших видов работ (заключение контрактов, разработку доку­ментации, строительство, пуск производства и др.) с указанием даты начала и окончания каждого мероприятия, ответственных лиц и воз­можных корректировок в случае отклонений от графика. Выбор технологии. На выбор технологии обычно не уходит слишком много времени, поскольку соответствующие аспекты дол­жны были найти свое отражение в технико-экономическом иссле­довании. Однако в некоторых случаях много времени могут потре­бовать переговоры с поставщиками или лицензиарами технологии, особенно, если предприятие стремится обеспечить минимальное или значительное участие лицензиара в акционерном капитале. Документация (по оборудованию и объектам гражданского строительства), заявки подрядчиков, оценки тендеров, разме­щение заказов. До того, как начнется фактическая работа на пло­щадке, необходимо выделить определенное время на ряд предвари­тельных мероприятий, включая их подробное планирование, под­готовку офертных документов, заявки на оферты, переговоры по контрактам и др. Оферта— предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определённому лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц. Если получатель (адресат) принимает оферту (выражает согласие, акцептует её), это означает заключение между сторонами предложенного договора на оговоренных в оферте условиях. Оферта может быть письменной или устной. Обычно от запросов о прейскурантах на оборудование до разме­щения окончательных заказов проходит значительное время. До поставки оборудования может пройти довольно много вре­мени: от 3 до 6 месяцев для относительно простого оборудо­вания, до 2 и более лет - для станков, сложного технологического и электрооборудования. Заказывая оборудование, следует учитывать время на монтаж и другие работы, с тем чтобы гарантировать поступление оборудова­ния в оптимальные сроки. Если используется как импортируемое, так и отечественное оборудование, то проблема сроков поставок при­обретает еще большее значение. Во многих случаях главным обра­зом из-за ограниченных возможностей внутреннего рынка постав­ки отечественного оборудования требуют большего времени, чем импортного, поэтому заказы необходимо планировать заранее. Финансирование проекта. После того как принято решение об инвестициях и определены общие инвестиционные издержки и сроки реализации проекта, необходимо решить вопрос о финансировании проекта. С учетом привлечения средств поставщика, финансирова­ния со стороны кредитных учреждений и собственных фондов следует стремиться к экономическому соотношению между привлечен­ным и акционерным капиталом. Вряд ли будет целесо­образно начинать работы, связанные с проектом, до полного реше­ния вопроса о его финансировании, даже если это и приведет к потере большого количества времени. На этапе проведения технико-экономического исследования сле­дует правильно учитывать все расходы, которые могут возникнуть при осуществлении проекта. Только проведя всеобъемлющую оцен­ку, можно будет определить характер финансирования и уровень производственных издержек. Период строительства. Одним из наиболее важных шагов в ра­боте над проектом является приобретение или аренда земельного участка и урегулирование вопроса подъездных путей к площадке предприятия. Иногда это может повлечь за собой длительные перего­воры (например, если нельзя достичь согласия относительно продаж­ной цены), поэтому на первоначальном этапе можно предусмотреть варианты приобретения земли, что позволит избежать излишней траты времени. Строительство помещений для предприятия нельзя начинать до готовности окончательного плана размещения оборудования, закуп­ки земельного участка и подготовки и освоения площадки. Подготов­ку площадки можно провести без особых затруднений, на это не по­требуется много времени. Необходимо тщательно определить порядок возведения гражданских сооружений и проведения строительных работ с точки зрения требований к срокам строительства и самому строительству, по отношению к потребностям в инфраструктуре, ее наличию и срокам прибытия и монтажа различных видов оборудо­вания. По мере строительства гражданских объектов и средств инфраструктуры на различных площадках может возникнуть необходи­мость проверять и отправлять на места механизмы и оборудование. Следует предпринять меры для таможенной очистки импортируе­мых товаров в портах и транспортировки отечественного оборудо­вания на площадку. Все эти аспекты должны быть соответствующим образом спланированы, с тем чтобы ни в одном пункте не возникло задержек. Важными этапами на стадии осуществления проекта являются испытания оборудования, пробный выпуск продукции и сдача пред­приятия в эксплуатацию. Период пробного выпуска продукции яв­ляется особенно важным, поскольку его можно начать сразу после окончания монтажа оборудования. Наем и подготовка рабочих, ИТР и служащих должны тща­тельно планироваться, с тем, чтобы по мере надобности обеспечить наличие квалифицированных кадров. Слишком часто наем рабочей силы откладывается на самое последнее время и к программам под­готовки специалистов приступают только тогда, когда предприятие уже готово к выпуску продукции, что приводит к совершенно неудов­летворительному использованию мощностей на первоначальных этапах производства. Создавать и развивать административную структуру предприятия необходимо в период осуществления проекта. В этот же период необходимо также окончательно решить вопро­сы снабжения, касающиеся основных производственных материа­лов. При импортных поставках следует предусмотреть достаточное количество времени. В отношении отечественных материалов, не­обходимо тщательно спланировать поступление сырья, с тем, чтобы не допускать отставания по срокам. Подготовку рынка сбыта необходимо начинать заранее, с тем, чтобы в будущем обеспечить сбыт готовой продукции в соответствии с планом. В противном случае может образоваться запас нереали­зованной продукции и основные предположения относительно ком­мерческой прибыльности продукта окажутся несостоятельными. Подготовка к сбыту продукции начинается с рекламы товаров, подготовки продавцов и завершается предоставлением специально­го торгового оборудования (например, морозильников). В некоторых случаях может потребовать много времени на получе­ние санкций правительства, особенно при привлечении иностран­ных инвестиций. Санкция правительства необходима также во мно­гих случаях для ввоза механизмов и оборудования и в отношении соглашений о поставках технологий. Для импорта промежуточных товаров на стадии производства, включая обработанные материалы, узлы и компоненты, также может потребоваться санкция государ­ственных учреждений. Во всех этих случаях необходимо выделять достаточно времени (от 1 до 6 месяцев) для их получения. Виды графиков. При правильном планировании проекта по сро­кам следует добиваться того, чтобы производственные помещения и вспомогательные строения и средства инфраструктуры были вов­ремя подготовлены для монтажа и установки механизмов и обору­дования, имелись квалифицированные рабочие для эксплуатации предприятия и оно было обеспечено ос­новными и вспомогательными материалами в объеме, необходимом для успешного начала работы. Любые задержки или отсутствие гра­фиков по любому из этих аспектов, в конечном счете,отрицательно сказы­ваются на деятельности предприятия на первых этапах производ­ства. Однако, если производственные помещения и строения готовы задолго до поступления оборудования, если производственный пер­сонал набран слишком рано или сделаны слишком большие запасы производственных материалов, то выделенные фонды могут ока­заться неосвоенными в результате недоиспользования мощностей, рабочей силы или оборудования. Поэтому необходим эффектив­ный и сбалансированный график потребностей в различных мате­риальных факторах производства. Достичь этого можно лишь на основе тщательного планирования сроков осуществления проекта. Существуют различные методы составления и анализа графиков. При самом простом и наиболее распространенном методе использу­ется столбиковая диаграмма, в которой осуществление проекта де­лится на различные виды деятельности по компонентам и указыва­ются сроки для выполнения каждой операции. Исходя из этого, можно впоследствии подстраивать работу под дату или срок, к кото­рому должна начаться определенная операция или должны быть приняты определенные решения. Для комплексного проекта с рядом взаимосвязанных и последовательных операций этот подход может быть недостаточно действенным и тогда придется использовать сетевую диаграмму, в которой находят применение два метода: метод критического пути и метод оценки и пересмотра проекта. Метод критического пути.В основе метода лежит определение наиболее длительной последовательности задач от начала проекта до его окончания с учетом их взаимосвязи. В процессе выполнения проекта критический путь проекта может меняться, так как при изменении длительности задач некоторые из них могут оказаться на критическом пути. Если начальный момент выполнения проекта положить равным нулю, то сроки окончания у первых работ сетевого графика, то есть работ, выходящих из первого события, будут определяться их продолжительностью. Время наступления любого события следует положить равным самому позднему времени окончания непосредственно входящих в это событие работ: считается, что работа в сетевом графике не может начаться, пока не завершены все предшествующие для неё работы. Метод оценки и пересмотра проектатехника оценки и анализа проектов, которая обеспечивает оценку и анализ времени выполнения, трудозатрат и потребности в ресурсах проекта, на основе соответствующих характеристик и зависимостей входящих в него задач. Основан на анализе и оценке времени, которое требуется для выполнения каждой отдельной задачи, а также минимально необходимого времени для выполнения всего проекта. Какой бы метод не применялся, очень важно время от времени корректировать первоначальный график, выявлять и решать воз­никающие в ходе осуществления проекта проблемы и затруднения. Внесение коррективов является важной функцией самого процесса составления графика осуществления проекта, и только при посто­янном контроле его выполнения можно вносить логичные измене­ния в ход реализации проекта. Издержки на осуществление проекта - это расходы на подго­товку к производству, которые впоследствии превратятся в капитал. Они включают ряд составляющих. 1. Расходы на руководство осуществлением проекта: оклады и заработная плата управленческого персонала: арендная плата за по­мещения, автомобили, жилые помещения и т.д.: расходы на проезд и средства связи; налоги и пошлины в период осуществления про­екта. Затраты, связанные с осуществлением контроля и координа­цией строительства, монтажом, испытаниями, пробными пусками, пуском и сдачей предприятия в эксплуатацию: оклады и заработ­ная плата рабочих-строителей и монтажников; издержки на иност­ранных экспертов; аренда (жилых помещений, административных зданий); сырье и вспомогательные материалы, предметы снабжения и средства для испытаний и пуска предприятия; процентные став­ки в ходе строительства (на срочные займы и текущие счета в бан­ке); прочее. 2. Расходы на создание административного аппарата, наем и подготовку рабочих, ИТР и служащих: оклады и заработная плата административного персонала (включая работников по найму кад­ров); издержки на рекламу, связанную с наймом; оклады и зарплата обучающегося персонала и (или) гонорары обучающим экспертам и (или) гонорары за подготовку кадров вне предприятия (в своей стра­не или за рубежом), включая проездные и суточные; учебные мате­риалы; оклады и заработная плата принятых на работу рабочих, ИТР и служащих со времени найма до начала выпуска продукции; арен­да и эксплуатация административных помещений, учебных средств автомобилей, жилых помещений и т.д. 3. Расходы, связанные с обеспечением снабжения: оклады и зара­ботная плата сотрудников по закупке товаров; проездные и другие расходы; связь. 4. Расходы по сбыту: оклады и заработная плата для сотрудни­ков системы сбыта и торговли; реклама; подготовка продавцов и ком­мерсантов; проездные; связь. 5. Расходы, связанные с налаживанием связей с местными влас­тями: издержки на получение санкций на работы и проч. 6. Предварительные расходы, связанные с эмиссией ценных бумаг: регистрационные (заявочные) пошлины; типографские и побочные расходы; выпуск проспектов и другие типографские расходы; расходы на официальные заявления; комиссионные по андеррайтингу; оплата брокерских услуг: гонорары за юридические услуги; прочие расходы. Расчет издержек должен основываться на схеме организации ра­бот по осуществлению проекта и учитывать: • решение инвестора относительно масштаба вышеуказанных операций, выполняемых его собственным штатом сотрудников или консультантами и подрядчиками; • график сроков осуществления проекта с указанием предпола­гаемого начала и длительности соответствующих операций; • необходимое количество рабочих, ИТР и служащих (для круп­ных проектов это следует указать в штатном расписании), их окла­ды и заработную плату; • наличие на местах административных и жилых помещений, транспортных средств и т.д.; гонорары консультантам и экспертам и положения соглашений с ними, а также возможные дополнительные надбавки иностранно­му персоналу.
«Сущность бизнес-планирования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 134 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot