Сущность бизнес-планирования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Сущность бизнес-планирования
Бизнес-план – это документ, описывающий все основныеаспекты будущего фирмы или новой деятельности и содержащий анализ проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы их решения. Бизнес-план может быть разработанкак для нового, только создающегося предприятия, так и дляуже существующих организаций на очередном этапе их развития.
Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющийвыбрать наиболееперспективные решения и определить средствадля их достижения.
Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегическогопланирования и как руководство для исполнения и контроля.
Ядро бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсовдля решениястратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
• определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
• оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
• выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивацииих трудатребованиям по достижению поставленных целей;
• проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
• просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могутпомешатьвыполнению бизнес-плана.
Основная цель разработки бизнес-плана – планированиехозяйственнойдеятельности фирмы на ближайшие и отдаленныепериоды в соответствиис потребностями рынка и возможностямиполучения необходимыхресурсов.
Наряду с главной, определяющей, целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:
• выявление незаполненных ниш на рынке для позиционирования товара;
• позиционирование товара на рынке;
• определение необходимых ресурсов для производства и продвижения товара на рынке;
• установление потенциальной конкурентоспособности предприятия;
• определение потенциальной рентабельности и финансовойустойчивостипредприятия;
• выявление рисков предпринимательской деятельности;
• конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;
• привлечение внимания и обеспечение поддержки со стороныпотенциальных инвесторов.
Функции бизнес-плана:
• разработка концепцииведения бизнеса на базе маркетингового,производственного, организационного и финансовогопланов, чтопозволяет тщательно отработатьстратегию и все возможные нюансы тактики в условиях постоянно меняющейся экономической конъюнктуры еще в теории;
• бизнес-план является практически единственным обоснованием для привлечения денежных средств у потенциальных инвесторов;
• оценка фактических результатов работы предприятия за определенный период и контроль выполнения различных бюджетов ипоказателей краткосрочных планов;
• обоснование выбора инвестором наиболее приемлемого варианта инвестирования для получения максимальной прибыли, установление необходимого объема финансирования и его источников;
• определение целесообразности инвестирования в предполагаемый инвестору объект и его места с учетом предварительныхусловий и примерных технико-экономических показателейв пределах финансовых возможностей инвестора.
Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификойвида деятельности, размером предприятия и целью составления.Чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработкаразделов плана.
Значениебизнес-плана:
• дает возможность определить жизнеспособность проекта в условияхконкуренции;
• содержит ориентир, указывающий, как должен развиватьсяпроект;
• служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов;
• позволяет осмыслить место предприятия на рынке;
• помогает проанализировать перспективы развития отрасли,рынка, товара, по-иному взглянуть на деятельностьпредприятия, его проблемы и перспективы;
• определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивостипредприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
• конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественныхи качественных показателей развития;
• привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку состороны потенциальных инвесторов фирмы;
• помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду.
Бизнес-план необходим в ситуациях, когда:
Фирме требуется капитал для дальнейшего развития.
Создается новая фирма или меняется собственник, поэтому разрабатывается стратегия развития.
Происходят значительные изменения: реконструкция, покупкаоборудования, переход на выпуск новой продукции и т.д.
Кроме того, бизнес-план является руководством в работе фирмы,он используется для управления компанией и как инструмент прогнозирования результатов деятельности.
Бизнес-план позволяет:
• оценить сложившуюся конъюнктуру рынка;
• лучше контролировать свою деятельность;
• увеличить свою конкурентоспособность.
В экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаютсяв рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения:
1. по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги,технические решения);
2. по предприятию в целом (новому или действующему).
3. бизнес-планыфинансово-экономического характера:
• составление проспектов эмиссии ценных бумаг;
•обоснование предложений по приватизации государственныхпредприятий;
• выпуск акций в закрытых компаниях типа ООО и ЗАО илиопределениепаев в товариществах при выходе из состава одного изакционеров;
• обоснование вариантов санации предприятия-банкрота и т. д.
Существует 2 основных подхода к разработке бизнес-плана:
• инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов.
• инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков.
Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, например одноточечной имноготочечнойорганизации. Под одноточечной организацией понимается организация, состоящая из 1 предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из двух и более предприятий. При планировании деятельноститакой организации сначала разрабатываютсяпланы для каждогопредприятия, а затем эти планы сводятся в общий бизнес-план.
Еслибизнес начинается впервые, то в план включаютсялишь расчетныепоказатели. Если бизнес уже существует определенноевремя, то вплан включаются отчетные данные за предшествующийгод, с которыми сравниваются планируемые показатели на текущий год.
В зависимости от целей составления, существует несколько типов бизнес-планов:
Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта– изложение для потенциального партнера или инвесторарезультатов маркетингового исследования, обоснование стратегииосвоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.
Концепт-бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта (бизнес-предложение) – основа для переговоров спотенциальныминвестором или партнером для выяснения степениего заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.
Бизнес-план компании – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советомдиректоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.
Бизнес-план структурного подразделения – изложение перед высшим руководствомкорпорацииплана развития хозяйственной деятельностиподразделения для обоснования объемов и степени приоритетностицентрализованно выделяемых ресурсов или величиныприроста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.
Этапы разработки бизнес-плана
Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-пана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи.
Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени:
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия - краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач общества.
Предприятие в данном случае выступает в виде системы и понимается как:
- производитель товаров для обеспечения рынка;
- социальная организация, в которой сотрудники могут проявлять и развивать свои способности и удовлетворять потребности;
-конкурент другим товаропроизводителям;
- социальная единица, учитывающая интересы всего общества;
- часть рыночной многоукладной экономики.
Основой миссии предприятия являются его принципы и этика.
Принципы предприятия включают в себя требования:
- к выпускаемой продукции и рынку;
- к управлению - система мотивации, принятия решений, контроля, оценки достижений и др.
- к сотрудникам - творческое мышление, принятие на себя ответственности, мотивы, оценка производительности и др.
- внешней среды - клиентов, поставщиков, инвесторов, конкурента.общества, государства.
Этика предприятия позволяет соблюдать универсальные требования к поведению сотрудников фирмы в процессе предпринимательской деятельности.
Миссия предприятия тесно связана с его культурой - совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию предприятия. Выражается в:
- поведении предприятия - единых принципах всех сотрудников;
- коммуникациях фирмы - стиле передачи информации;
- средствах наглядного представления предприятия - фирменных знаках, оформлении продукции, ритуалах, внешнем виде и т.п.
Второй этап - определение целей разработки бизнес-плана.
Цель - это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников.
В системе бизнеса цель выполняет пять функций:
- инициативы - сопоставление существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
- критерия принятия решения - оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
- инструмента управления - руководящие требования к действиям.определение направлений бизнеса;
- координации - обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений;
- контроля - сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.
Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущее состояния предприятия.
Классификация целей:
- по уровню обобщения (корпоративный, средний и оперативный):
- по видам деятельности и функциям (менеджмент, маркетинг и т.д.):
- по стратегическим направлениям (развития, выживание, стабилизация и др.);
- по внутреннему содержанию и назначению (социальные, экономические и др.).
Цели предприятия в зависимости от особенностей вида деятельности могут быть определены в бизнес-плане примерно следующим образом:
- предоставление необходимых обществу товаров и услуг;
- достижение передовых позиций в отрасли, на рынке;
- накопление необходимых средств для развития бизнеса;
- увеличение доли рынка на____%;
- повышение качества выпускаемой продукции;
- сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов на ___ дней (часов);
- выход на новые рынки сбыта к ____ периоду времени;
- снижение затрат на единицу товара на___ %.
На третьем этапеустанавливается общая структура бизнес-плана.
Примерная структура бизнес-плана:
Титульный лист.
1. Меморандум о конфиденциальности.
2 Резюме.
3. Описание отрасли.
4. Характеристика предприятия
5. Выбор деятельности (товара, услуги, работы).
6. План маркетинга.
7. Производственный план.
8. Организационная структура предприятия.
9. Финансовый план и бюджет предприятия.
10. Анализ рисков.
11. Организационный план.
12. Приложения.
Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана.
Пятый этап - непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.
Процесс и организация планирования на предприятии
Планирование в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов:
определение целей - желаемого состояния предприятия и его положения на рынке;
анализ проблем - фактического исходного положения дел и по окончании планового периода;
поиск альтернатив - выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;
определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей;
оценка - проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей;
оформление плана в виде единого документа.
Систему планирования можно классифицировать:
по степени определенности условий – функционирование в стабильных условиях или в условиях неопределенности.
по временной ориентации разработчиков плана:
анализ прошлого опыта;
ориентация на настоящее для выживания и стабилизации бизнеса;
с учетом будущих изменений;
проектирование будущего с учетом взаимодействия прошлого, настоящего и будущего.
по типу целей:
стратегические - определение общих направлений и способов достижения целей;
оперативные - конкретизация стратегических целей и средств их достижения;
календарные- детализация по периодам для подразделений.
по горизонту планирования:
долгосрочное (10-20 лет);
среднесрочное (3-5 лет);
краткосрочное на 1 год.
по методам обоснования:
централизованные – правительство устанавливает основные показатели;
рыночные – самопланирование на основе спроса и предложения;
индикативные – экономические способы государственного регулирования бизнеса.
по уровням управления–функциональные отделы.
При организации разработки бизнес-плана предварительно определяют:
объекты планирования - предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, определение общих целей, потенциала, программ и действий;
разработчиков плана - ответственные работники, специализированные функциональные службы, внешние консультанты или определенная их комбинация;
средства планирования - компьютерная техника и ее программное обеспечение;
порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование частных планов и их объединение в общий проект;
методы планирования - обычные традиционные приемы (таблицы, графики и т.п.) и современные компьютерные специальные программы.
На практике применяют три схемы организации работ по составлению планов:
- сверху вниз;
- снизу вверх;
- встречное планирование.
Организационно централизованное планирование осуществляется сверху вниз.При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления - определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития предприятия, механизм их реализации, проводится взаимоувязка всех плановых предложений. Затем эти цели, задачи и показатели по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия в болеедетализированной и конкретной форме включаются в планы подразделений.
При схеме организационных работ по составлению планов снизу вверх, планирование осуществляется от планов подразделений к общему плану. Низшие организационные единицы составляют подробные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий план предприятия.
Встречное планирование объединяет оба предыдущих способа. В процессе сверху вниз осуществляется предварительное планирование по главным целям и составление общего плана на уровне управления предприятием. На более низких уровнях происходит конкретизация этих планов.Затем начинается обратный ход планирования снизу вверх. При этом в план встраиваются более эффективные решения и устраняются разногласия между частями единого объекта планирования. Всоответствии с обстоятельствами может быть осуществлен многократный процесс согласования плана.
Плановые показатели, нормы и нормативы
Разработка бизнес-плана осуществляется на основе системы технико-экономических показателей, норм и нормативов.
Используемые в планировании показатели должны обладать:
- достоверностью, т. е. точно соответствовать объективному состоянию отражаемого явления;
- свойствами меры, т. е. быть измеряемыми;
- достаточностью - полно характеризовать все стороны производства или сбыта продукции;
- однозначностью - не допускать различных толкований, не быть двусмысленными;
- быть сопоставимыми;
- обладать способностью отражать все изменения условий функционирования объекта планирования;
- оперативностью - своевременно поступать к разработчику плана;
- лаконичностью - высокой информационной насыщенностью;
- экономичностью - минимум затрат на сбор и обработку.
В зависимости от содержания плановые показатели подразделяются на:
- количественные и качественные,
- натуральные и стоимостные.
Количественные показатели отражают объемы производства валовой, товарной продукции, прибыли, численность работающих и т. д. в абсолютных величинах (рублях, тоннах, метрах, человекочасах и д.р.)
Качественные показатели - относительные величины, выражающие соотношение между количественными показателями.
Натуральные показатели характеризуют материально-вещественное содержание плана предприятия и измеряются в специфических единицах, соответствующих особенностям каждого вида товара - в литрах, килограммах, метрах и т. д.
Стоимостные показатели позволяют соизмерять в денежном выражении любые виды товаров, услуг или работ.
Технико-экономические нормы и нормативы.
Норма - мера затрат труда и расхода сырья, энергии, материалов и т. д. в абсолютном измерении на производство единицы продукции при заданных нормальных средних условиях.
Норматив - относительные показатели степени использования средств производства при современной технике и технологий, прогрессивной организации труда и высокой квалификации персонала.
В планировании применяют шесть основных групп норм и нормативов:
Удельные нормы материальных затрат сырья, материалов, комплектующих изделий, энергии и т. д.
Нормативы использования орудий труда - машин, оборудования, инструментов, механизмов.
Организационные нормативы - длительность рабочего периода, объем незавершенного производства, запасы сырья, продолжительность освоения проектных мощностей и др.
Нормы качества продукции - соответствие стандартам.
Нормы окупаемости затрат и прибыльности производства.
Нормы труда:
нормы затрат времени - количество рабочего времени на единицу продукции;
норма численности - количество работников соответствующей квалификации, необходимых для выполнения планируемого объема работ;
норма времени обслуживания - рабочее время, для обслуживания объекта;
норма выработки - объем работы, который планируется выполнить в единицу времени;
норма обслуживания - количество машин, единиц, оборудования, рабочих мест, площади и др. производственных объектов, закрепленных за одним или группой работников.
Нормы и нормативы должны быть обоснованы технически, экономически и физиологически.
Техническая обоснованность норм состоит в учете влияния факторов на продолжительность выполнения работ при среднем уровне умения работника и интенсивности труда.
Экономическая обоснованность состоит в обеспечении равной и оптимальной напряженности норм.
Физиологическая обоснованность - соответствие регламенту труда и отдыха, санитарно- гигиеническим условиям.
В процессе планирования применяют два основных методаустановления норм - аналитический и суммарный.
Аналитический метод включает:
- исследовательский метод – непосредственное изучение и наблюдение на действующем предприятии;
- расчетный – исследование отраслевых норм и нормативов по элементам выполняемых работ и затрат ресурсов.
Цель аналитического метода - расчет необходимых затрат ресурсов по операциям, изделиям, функциям.
Суммарный метод – метод без поэлементного анализа, включает методы:
- основной – на основе личного опыта;
- статистический – по фактическим данным;
- сравнительный – сопоставление с аналогами.
Цель суммарного метода - установление норм затрат труда, материальных ресурсов и нормативов использования средств производства.
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА
При обосновании положений бизнес-плана целесообразно:
- акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому они адресованы - работникам предприятия, партнерам или другим внешним потребителям;
- представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана;
- аргументировать все расчеты и показатели таким образом, чтобы они были реальными и достоверными, без преувеличения экономических результатов реализации проекта.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указывают:
- наименование проекта;
- место подготовки плана;
- авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны;
- имена и адреса учредителей;
- назначение бизнес-плана и его пользователи.
После титульного листа следует оглавление - формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов.
Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представивший проект.
Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные:
- идеи, цели и суть проекта;
- особенности предлагаемых товаров и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
- стратегии и тактика достижения поставленных целей;
- квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров;
- прогноз спроса, объемы продаж товаров и суммы выручки в ближайший период;
- планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования;
- ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;
- основные факторы успеха - описание способов действий и мероприятий.
Описание отрасли - анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику:
- сырьевой базы;
- сегмента рынка и доли предприятия на нем;
- потенциальных клиентов и их возможностей;
- региональной структуры производства;
- основных фондов и их структуры;
- инвестиционных условий.
Анализ инвестиционной привлекательности сферы бизнеса состоит из трех этапов:
- многофакторного анализа уровня интенсивности отраслевой конкурентности;
- определение стадии развития избранной отрасли;
- непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли.
При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются сведения об их положении в мировом разделении труда и на международном рынке, экспортных возможностях, а также производственно-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли.
Для многих предпринимателей возникают экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль:
- высокий уровень начального капитала:
- длительный срок окупаемости вложенных средств:
- неопределенность в достижении прибыли.
Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. предпринимательская деятельность подвержена цикличности: процветание, застой, спад.
Кроме того, экономические ситуации различаются не только во времени, но и в пространстве - по районам и регионам.
В монополизированную отрасль внедриться труднее, чем в конкурентную.
Для успеха в бизнесе важное значение имеет не просто правильное определение для себя рынка, но и отыскание на нем своей, часто очень узкой области, места, которое еще не занято или недостаточно использованную конкурентами- «ниши» рынка, т.е. ограниченной сферы предпринимательской деятельности, ориентированной на определенного потребителя и позволяющей бизнесмену наиболее эффективным образом реализовать свои возможности.
Характеристика предприятия.
Полный перечень сведений о компании - местонахождение, занимаемая площадь, дата образования и сведения о развитии за прошедший период, размер уставного капитала и распределение капитала между учредителями.Характеристика включает в себя следующие данные:
1. Идентификационный номер, код ИНН.
2. Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОКПО
3. Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие
4. Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область, автономный округ и т. д., код ОКАТО
5. Подчиненность предприятия - вышестоящий орган, код ОКО-ГУ
6. Основной вид деятельности, код ОКОНХ
7. Организационно-правовая форма предприятия, код ОКОПФ
8. Форма собственности, код ОКФС - доля государства (субъекта Федерации) в капитале, %.
9. Включено или нет в государственный реестр РФ предприятий-монополистов: республиканский: региональный
10. Банковские реквизиты
11. Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие
12. Организационная структура предприятия, дочерние компании
13. Ф. И. О., телефоны, факсы администрации предприятия
14. Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия.
Необходимые сведения могут быть получены следующим образом.
1. Пункты 1, 2, 4, 6, 7 заполняются в соответствии с учредительными документами предприятия, зарегистрированными в установленном порядке. В данных пунктах, а также в пунктах 5 и 8 указываются коды ОКПО, ОКАТО, ОКОНХ, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ, присвоенные предприятию органом государственной статистики.
2. Пункт 3 заполняется в соответствии со свидетельством о регистрации, выданным органом, осуществляющем государственную регистрацию предприятий.
3. Пункт 9 заполняется на основании справки, полученной от министерстваРФ по антимонопольной политике и поддержке преднимательства или его территориальных органов.
4. В пункте 10 приводится номер расчетного счета предприятия, ННН наименование, корреспондентский счет, БИК, почтовый и юридический адрес банка, обслуживающего данное предприятие – ОКПО.
5. В пункте 11 указывается наименование и адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие. Здесь же приводится дата номер регистрации предприятия в налоговой инспекции.
6. Пункт 12 содержит наименование всех структурных подразделений и дочерних компаний предприятия. Организационная структура предприятия приводится в виде схемы.
7. В пунктах 13, 14 приводятся следующие сведения о должностных лицах предприятия (от руководителя предприятия до руководителя структурного подразделения):
- фамилия, имя, отчество:
- номер телефона, факса:
- возраст, в годах:
- образование и квалификация, с указанием учреждения, выдавшего диплом:
- предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности:
- срок работы на данном предприятии.
Кроме того, указываются крупные акционеры, имеющие более 10% акций.
Информация о предприятии должна быть точной для того, чтобы заинтересованный читатель мог убедиться в его надежности и устойчивом положении на рынке.
История и способ возникновения компании может многое сказать инвестору о ее положении в деловом мире, устойчивости хозяйственных связей, если она уже имеет опыт работы или возникла на базе ранее существовавшего предприятия. Предприятие может быть создано различными способами, в том числе:
- по решению собственника имущества или уполномоченного им органа-государства, муниципалитета, одного лица, группы лиц, материнской организации и др.;
- в результате реорганизации существующего предприятия
При создании нового предприятия важное значение имеет правильный выбор его организационно-правовой формы, который зависит от наличия у предпринимателя стартового капитала и материальных ресурсов, личного опыта и организационных способностей, сферы деятельности, масштабов проекта и условий рынка.
Наибольшее влияние на поведение учредителей при выборе ОПФ оказывают уровень и объем их ответственности за деятельность создаваемого предприятия. Чаще всего предпочитают не полную ответственность всем своим имуществом, а ограниченную - только вложенный частью капитала.
Выбор вида деятельности
Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара. Необходимо дать не только общее представление о товаре, но и раскрыть его преимущества в сравнении с аналогами, конкурентоспособность на рынке, спрос на него и т.д.
Любой товар в реальном исполнении имеет ряд характеристик: качество, набор свойств, название, внешнее оформление, упаковка и др., которые надо подробно описать в бизнес-плане.
Прежде всего, следует дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать этот товар: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлична от предлагающихся на рынке аналогов, в том числе:
- какую именно потребность он удовлетворяет;
- как реализуется этот товар или оказывается услуга;
- уровень цены и группа покупателей, которой он доступен;
- характеристика спроса на предлагаемый товар;
- каким образом товар продается;
- слабые стороны товара;
- каковы постоянные издержки, связанные с производством товара;
- кто должен освоить производство данного товара;
- преимущества товара;
- предполагаемый срок жизненного цикла товара;
- возможности и необходимости модернизации товара;
- предполагаемые направления сбыта товара;
- перспектива смены данного товара другим.
- могут ли конкуренты производить и продавать свои товары, не нарушая ваши патентных прав.
В описание продукта входят такие сведения, как тип, размер, вес, срок службы, патентная ситуация. Сведения о патентной ситуации содержат ответы на следующие патентно-правовые вопросы:
- защищен ли товар в стране пребывания лицензиара;
- защищен ли товар в странах предполагаемой территории осуществления проекта;
- защищен ли товар на основных экспортных рынках;
- каков объем прав по патентам лицензиара;
- защищена ли конкурентная продукция.
Другим важным обстоятельством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации продукции является определение жизненного цикла предлагаемого товара. Жизненный цикл любого товара подчиняется определенным закономерностям и включает в себя ряд стадий (демонстрация, рост, распространение, насыщение, падение). Скорость прохождения товара по данным фазам цикла зависит от многих обстоятельств, которые одновременно влияют на рыночную конъюнктуру.
Заранее определенное и просчитанное движение товара по стадиям или фазам жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять те меры, которые соответствуют переживаемой продуктом стадии. Инструменты, которыми предприниматель должен владеть для своевременного упреждения и преодоления падения спроса на товар, многообразны: цены, методы распространения товара, его реклама, маневрирование объектами производства и продвижение товаров на рынкеи т.д.
Условия производства товара должны показать, какие изменения должны произойти в фирме, чтобы освоить производство данного товара:
- как меняются требования к квалификации работников, следует ли менять людей, где можно найти работников нужной квалификации;
- сколько сотрудников надо переобучить и специально подготовить;
- меняются ли используемые материалы и их поставщики:
- как меняется технология и потребуется ли новое оборудование;
- какова потребность в новых научных и конструкторских разработках.
Результатом этого анализа является вывод о целесообразности освоения нового товара и потребности финансирования.
План маркетинга
Для организации эффективной предпринимательской деятельности важное значение на стадии разработки бизнес-плана имеют маркетинговые исследования, оценка рыночных возможностей предприятия, спрос на выпускаемую продукцию, способы продвижения товаров на различные типы рынков.
Различают 4 основных типа рынков:чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Кроме того, рынки подразделяются на «рынок продавца» и «рынок покупателя».
Рынок продавца – это такой тип рынка, на котором спрос превосходит предложение. Для этого рынка характерно: наличие дефицита, высокие цены.
Рынок покупателя – это такой тип рынка, на котором спрос ниже предложения. Для этого рынка характерно: отсутствие дефицита, тенденция улучшения качества товара,низкие цены.
Классификация потребительских рынков.
1. По видам товаров:
- рынки товаров повседневного спроса;
- рынки товаров предварительного выбора;
- рынки товаров особого спроса;
- рынки товаров пассивного спроса.
2. По группам потребителей:
- географический принцип;
- демографический принцип;
- возраст;
- пол;
- уровень доходов;
- род занятий.
3. По степени долговечности товара:
- рынки товаров длительного пользования;
- рынки товаров кратковременного пользования;
- рынки потребительских услуг.
Виды рынков предприятия.
1. Рынки товаров промышленного назначения - рынки по отраслям.
2. Рынки промежуточных продавцов – рынки оптовиков и розничной торговли.
Анализ рынка в целях предсказания спроса на конкретные товара требует достаточно больших затрат времени и средств и охватывает:
- Анализ планов производства и развития соответствующей сферы бизнеса.
- Анализ потребления товаров и услуг, основанный на выборочном опросе основных групп потребителей.
- Анализ торговли, проводимый среди владельцев торговых предприятий.
Эти исследования должны дать достаточно достоверное данные об общем спросе, темпах его роста, о сложившейся практике и характерных методах торговли, определить локализацию спроса, предпочтения потребителей, изменения во вкусах потребителей, эластичность доходов, цен, мотивировки выбора потребителей и др.
При анализе рынка необходимо учитывать принцип комплексности исследований, который предполагает необходимость всестороннего рассмотрения воздействия факторов фона на объект исследования в их взаимодействии и взаимовлиянии.
Факторы фона:
- демографическая и экономическая среда;
- технико-экономическая среда;
- социально-культурная среда;
- политико-правовая среда;
- независимые средства массовой информации;
- конкурентное состояние рынка;
- факторы микросреды функционирования фирм.
Основные задачи маркетингового исследования рынка: определение условий, при которых достигается оптимальное соотношение между спросом и предложением товара на рынке; определение конкурентных позиций конкретных видов продукции фирмы и самой фирмы на рынке; ориентация производства на выпуск таких изделий, которым обеспечены сбыт и получение фирмой прибыли.
Основные направления исследования рынка:
- изучение правовых, торгово-политических и иных факторов;
- определение емкости рынка;
- анализ распределения долей рынка между фирмами;
- анализ сбыта;
- изучение товаров конкурентов;
- анализ политики цен;
- изучение реакции на новый товар;
- анализ сильных и слабых сторон конкурентов;
- изучение потенциальных возможностей фирмы;
- изучение тенденций деловой активности;
- исследование поведения покупателей.
После определения объема текущего спроса для всего рынка следует провести его сегментацию с целью составления прогнозов и определения товарной номенклатуры.
Сегментация рынка - это деление совокупного рынка фирмы на более мелкие части (сегменты).
Цель сегментации - найти на рынке как можно более однородные по своему поведению группы покупателей, каждая из которых может рассматриваться как отдельный рыночный сегмент.
Сегментация рынка может осуществляться по разным параметрам:
- нахождение однородных групп потребителей по характеру товара (товары производственно-технического назначения, товары личного потребления, в том числе длительного и краткосрочного пользования и т.д.),
- по категории потребителей (возраст, пол, национальность.образование, стиль жизни, социальная принадлежность, профессия, уровень дохода, жизненный цикл семьи). Для фирм: сфера деятельности, местонахождение, объем продаж, численность персонала и др.
- по географическому делению рынка (регион, административное деление, плотность населения, климат).
Кроме того, в зависимости от конкретной ситуации сегментация может углубляться, вовлекая все новые и новые характеристики.
Важной составной частью плана маркетинга является выбор ценовой стратегии предприятия. На правильный выбор цены на товар влияют множество факторов, которые можно подразделить на две части:
- внутренняя, выражающаяся в издержках производства,
- внешняя, к которой относятся: конкуренция, положение товара на рынке, спрос, конъюнктура, политика органов государственной и местной власти и др.
При планировании предпринимательства следует проводить анализ ценообразования, используя при этом планируемый объем продаж таким образом, чтобы можно было определить доход при различных альтернативных вариантах.
Если по оценкам производственные издержки в первоначальный период будут непомерно высокими и полное перенесение их на цену товара окажут серьезное влияние на объем продаж, то необходимо тщательно оценить вероятные последствия. В таких случаях иногда может оказаться невозможным установить такую первоначальную цену на товар, которая покрыла бы все производственные затраты.
В заключительной части маркетингового раздела формируется план сбыта продукции предприятия и дается описание:
- стратегии проникновения на рынок;
- порядок оплаты поставляемых товаров;
- объем продаж по планируемым периодам.
Проникновение товаров на рынок обеспечивается такими средствами маркетинга, как личная продажа, реклама, продвижение товара и организация общественного мнения.
Под личной продажей понимается сбытовая деятельность, осуществляемая агентом фирмы в процессе личного общения с перспективным покупателем. Ее целью является помощь клиенту в приобретении наиболее хорошо подходящего товара с учетом принципа максимальной рентабельности для фирмы. С помощью личной продажи стремятся оказать непосредственное воздействие на поведение клиента.
В качестве средств распространения рекламы предприятия может быть указана:
- пресса;
- печатная реклама;
- наружная реклама;
- реклама на транспорте;
- экранная реклама;
- радиореклама.
После исследования рынков и его сегментов, определения маркетинговой стратегии продвижения товаров на эти рынки определяется прогнозируемый объем продаж, а затем - прогнозируемые доходы от продаж. Такие оценки постоянно корректируются в зависимости от мощности предприятия, технологии производства, реальных цен, по которым будет осуществляться проект, совершенствование мероприятий по организации сбыта и тактике продаж. Поэтому детальная разработка программ продаж и доходов от реализации продукции окончательно завершается после завершения бизнес-плана, в его финансовом разделе.
Производственная программа
В зависимости от вида бизнеса в плане производства дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.
Технологический процесс (производственный процесс) - это целенаправленное превращение исходного сырья и материалов в готовый продукт с заданными свойствами, пригодный к индивидуальному или производительному потреблению. На предприятиях выделяют два вида производственных процессов:
основные- непосредственно связанные с превращением сырья в готовую продукцию;
вспомогательные - прямо не участвуют в основных процессах, а только способствуют их выполнению.
Любой производственный процесс состоит из ряда технологических операций - частей, работ по преобразованию предмета труда и получению необходимого результата. Операции делятся на ручные, машинные, машинно-ручные и аппаратурные.
При детальном оперативном планировании производства по рабочим местам предусматривают:
- последовательность выполнения операций;
- необходимое оборудование и приспособления;
- вид исходного сырья и материалов;
- режим обработки изделия;
- дозировка компонентов конечного продукта;
- время выполнения каждой операции;
- назначение выпускаемого товара;
- полные затраты на выполнение операции и всего изделия;
- сроки поставок и себестоимость продукции.
План производства должен соответствовать мощности предприятия - объему или количеству единиц продукции, которые можно изготовить за определенный период.
Необходимая по плану мощность предприятия может быть достигнута как за счет использования внутренних резервов, так и путем введения дополнительных фондов за счет:
- ввода в действие производственных мощностей в результате реконструкции;
- расширения действующих и строительства новых цехов предприятия.
Определение необходимой мощности предприятия осуществляется в ходе технико-экономического обоснования с учетом:
- прогноза спроса и степени проникновения на рынок выпускаемой продукции;
- наличия требующихся ресурсов, сырья и материалов;
- типа производства - единичного, серийного или массового;
- особенностей выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
- применяемой технологии;
- минимально окупаемого размера данного вида производства;
- наличия соответствующего оборудования.
Конкретно объем выпуска продукции планируется в соответствии с потенциальными условиями и возможностями предприятия:
- целями долгосрочной стратегии;
- состоянием и мощностями производственного потенциала;
- наличием профессиональных кадров и плана их обучения:
реальным обеспечением производства необходимым сырьем, энергией, топливом и другими компонентами;
размером инвестиций в освоение, расширение или модернизацию производства;
экологической обстановкой и влиянием выпускаемой продукции на окружающую среду;
применением новых энергосберегающих технологий.
Организационная структура предприятия
В процессе организационного планирования формируется организационная структура предприятия, направленная на установление четких взаимосвязей между его отдельными подразделениями: определяются количество и размер цехов, их взаимоподчиненность, размеры и организационная структура обслуживающих и управленческих подразделений, а также администрации.
Основными характеристиками организационной структуры являются:
- численность управленческого персонала по функциям управления,
- численность линейного управленческого персонала,
- количество уровней иерархии системы управления предприятием,
- количество структурных звеньев на каждом уровне, степень централизации управления.
Доминирующим фактором, влияющим на значение этих характеристик, является объем работ по управлению предприятием, который зависит от состава и содержания функций управления, трудоемкости и периодичности решения задач управления.
Для разработки организационной структуры предприятия необходимо:
- подготовить учредительные документы и внутрифирменные регламентирующие положения;
- определить перечень основных и вспомогательных подразделений, их функции и порядок взаимодействия между ними;
- распределить обязанности по вертикальной структуре управления;
- дать характеристику главных менеджеров - квалификация, опыт, принципы оплаты труда и др.;
- привести описание учредителей предприятия - перечень лиц и доля каждого в уставном капитале и другие данные.
Финансовый план и бюджет предприятия
Для принятия окончательного решения по предпринимательскому проекту необходимо четко определить инвестиции и производственные издержки, учитывая, что прибыльность проекта будет зависеть от их размеров, структуры и графика осуществления.
Инвестиции и основные элементы производственных издержек, определенные в предыдущих разделах плана, сводятся в финансовом плане с тем, чтобы рассчитать общие инвестиционные затраты и определить финансовую и экономическую рентабельность проекта.
При сведении воедино суммы инвестиций и производственных издержек особое внимание следует обратить на график их осуществления, поскольку эти сроки оказывают влияние на движение наличностей при реализации проекта и его норму прибыли. Планирование инвестиций и производственных издержек следует осуществлять на годичной основе с учетом результатов анализа движения наличности.
Общая сумма инвестиционных затрат на осуществление предпринимательского проекта включает издержки на формирование основного капитала, оборотного капитала и производственных издержек. Причем основной капитал представляет собой средства, необходимые для строительства и оснащения оборудованием инвестируемого проекта, а оборотный капитал - средства, необходимые для функционирования проекта
Основной капитал складывается из первоначальных инвестиций и капитальных затрат на подготовку производства.
К первоначальным инвестициям относятся затраты на:
а) подготовку земельного участка и площадки предприятия;
б) здания и гражданские сооружения;
в) машины и оборудование, включая вспомогательное;
г) некоторые приобретенные части основного капитала, такие, как права на промышленную собственность.
Помимо первоначальных инвестиций любой предпринимательский проект влечет за собой некоторые затраты на стадии, предшествующей производству, которые образуются, например, в ходе приобретения или формирования основного капитала. Эти затраты складываются из ряда возникающих на различных стадиях составления и осуществления проекта статей и включают следующие расходы.
1. Предварительные расходы (возникающие во время регистрации и образования компании) и расходы на эмиссию ценных бумаг. Последние включают затраты на подготовку и выпуск проспектов, рекламу, объявления через средства массовой информации, комиссионные за размещение ценных бумаг, брокерские операции, на обработку заявлений на акции и распределение акций. В предварительные расходы входят также вознаграждения за юридическое оформление заявлений на получение ссуд, заключение договоров на покупку земельных участков и т. д.
2. Расходы на предварительные исследования, в том числе:
а) расходы на прединвестиционные, конъюнктурные, инженерные и иные исследования, проводимые в целях осуществления проекта;
б) вознаграждения консультантам за подготовку исследований, проектирование и руководство строительными и монтажными работами;
в) прочие расходы.
3. Расходы на подготовку производства:
а) зарплату, отчисления на социальное страхование и доплаты персоналу, занятому в период подготовки производства;
б) проездные расходы:
в) затраты на подготовительные сооружения типа общежитий для рабочих, временных административных помещений, складов и т. д.;
г) издержки на рекламу будущей продукции при подготовке к производству, создание сети сбыта и рекламные объявления;
д) издержки на подготовку кадров;
е) выплату процентов по займам в ходе строительства.
Расходы на пусконаладку и сдачу в эксплуатацию, включающие вознаграждения за руководство пусковыми операциями, зарплату, отчисления на социальное страхование и дополнительные выплаты по персоналу, занятому на пусконаладке, стоимость потребленных производственных и вспомогательных материалов, затраты на вспомогательные и прочие средства, необходимые для пусконаладки.
Оборотный капитал означает финансовые средства, необходимые для эксплуатации объекта в соответствии с его производственной программой. Оборотный капитал представляет собой текущие оборотные средства за вычетом краткосрочных обязательств, т. е. счета дебиторов, товарно-материальные ценности (сырье, вспомогательные материалы, запасные части и мелкий инструмент), незавершенную и готовую продукцию и наличные средства. Краткосрочные обязательства складываются главным образом из подлежащих оплате счетов (кредиторов), на которые проценты не начисляются.
Счета дебиторов. Размеры этой статьи определяются торгово-кредитной политикой компании. Учитывая, что доли продаж в кредит от общего объема продаж у разных компаний различны и зависят от обстановки, сложившейся в данной отрасли, дать правильную общую оценку представляется достаточно трудным.
Товарно-материальные ценности. На потребность в оборотном капитале значительное воздействие оказывает объем капитальных средств, находящихся без движения в форме товарно-материальных ценностей. Необходимо стремится к максимальному сокращению их объема.
Производственные материалы. При исчислении запасов производственных материалов следует обращать внимание на источники, сроки и способы их доставки. Если материалы могут быть быстро доставлены в необходимых количествах, то следует создавать лишь ограниченные запасы, за исключением тех случаев, когда они требуют особых способов хранения. Если материалы импортируются, а условия импорта не стабильны, то можно образовать товарно-материальные запасы в объеме шестимесячной потребности. Другими факторами, оказывающими влияние на объем товарно-материальных ценностей, являются: надежность и сезонность поставок, количество поставщиков, возможность замены одних поставок другими и предполагаемые изменения цен.
Запасные части. Объем складируемых запасных частей зависит от наличия их на месте, операций импорта и возможностей обеспечения технического обслуживания в данном районе, а также от характера самого предприятия. Обычно на предприятии создается первоначальный объем запасных частей.
Незавершенная продукция. Для оценки объема незавершенной продукции необходимо произвести анализ процесса производства степени отработки отдельных материалов, обеспечиваемых на каждой стадии. Этот объем выражается в месячной (или суточной) продукции в зависимости от характера изделия. Стоимость незавершенной продукции исчисляется на основе ее заводской себестоимости.
Готовые изделия. Запасы готовых изделий зависят от таких факторов, как: характер изделия и особенности сбыта. Их стоимость исчисляется на основе заводской себестоимости.
Наличность на руках и банковские счета. Оборотный капитал может возрасти за счет начисляемых процентов. Из осторожности можно также иметь некоторую наличность в кассе за счет выделения из оборотного капитала резерва на непредвиденные расходы. Конкретный размер наличности регулируется нормативными документами.
Счета кредиторов. Сырье и вспомогательные материалы, товарно-материальные ценности, вспомогательные средства и т. д.
обычно приобретаются в кредит, предоставляемый на определенное время. Начисленные налоги также уплачиваются по истечении определенного срока и представляют собой еще один источник средств, аналогичных счетам, подлежащим оплате. Такие кредитуемые платежи сокращают объем необходимого чистого оборотного капитала.
При исчислении потребности в оборотном капитале необходимо, прежде всего, определить минимальное число дней, обеспеченных текущими активами и пассивами. Затем следует исчислить годовую заводскую себестоимость и производственные издержки, поскольку именно на их основе подсчитывается стоимость некоторых составляющих текущих активов. Учитывая, что потребность в оборотном капитале возрастает по мере постепенного выхода проекта на полную мощность, следует подготовить данные о заводской себестоимости и производственных издержках для периодов пуско-наладки и выхода производства на полную мощность.
Особое значение имеет исчисление потребности в оборотном капитале на стадии технико-экономического исследования, поскольку оно вынуждает предпринимателя подумать о средствах, необходимых для финансирования эксплуатации проекта.
Анализ рисков
Риск - событие, которое может случиться или не случиться. Если такое событие произойдет, то у предприятия возможны три экономических результата:
отрицательный - потеря части ресурсов предприятия, недополучение доходов или появление дополнительных расходов:
положительный - увеличение прибыли, сокращение расходов или выгода:
нулевой - не оказывает влияния на финансово-хозяйственные результаты.
В предпринимательской деятельности важное значение имеют как чистые, так и спекулятивные риски.
Чистые риски - природноестественные, экологические, политические, транспортные и некоторые коммерческие риски (имущественные, производственные, торговые) могут привести к отрицательным или нулевым хозяйственным результатам.
Спекулятивные риски - финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные, валютные, дефляционные и др.), и инвестиционные (процентные, кредитные, упущенной выгоды, биржевой, банкротства) - означают вероятность получения как отрицательных, так и положительных экономических результатов.
В целях нейтрализации отрицательного воздействия рисков на эффективность производства при планировании на предприятии проводят их качественный и количественный анализ.
Суть качественного анализа состоит в определении факторов риска и видов работ, при выполнении которых он возникает.
Количественно размер риска можно установить с помощью статистических, аналитических и других методов. Закономерности случайных событий изучаются с использованием математического аппарата теории вероятности.
Вероятность наступления рискового события можетбыть определена субъективным способом или объективными методами.
Объективным методом вероятность события устанавливается путем вычисления частоты, с которой оно происходит. Например, если при инвестировании капитала в сумме 50 тыс. руб. в соответствующие проекты прибыль в сумме 40 тыс. руб. была получена в 70 случаях из 100, то вероятность обеспечения такого чистого дохода составит 0,7 (70 :100).
Субъективный метод определения вероятности основан на субъективных оценках экспертов, консультантов или личном опыте предпринимателя, плановика.
Величину риска измеряют двумя показателями:
среднее ожидаемое значение - средневзвешенная величина всех возможных результатов, когда вероятность каждого результата считается частотой или весом соответствующего значения. Например, если при вложении средств в проект № 1 прибыль 40 тыс. руб. получена в 50 случаях из 100 (вероятность 0,5), прибыль 30 тыс. руб. - в 30 случаях и прибыль 20 тыс. руб. - в 40 случаях, то среднее ожидаемое значение составит 37 тыс. руб. (40 • 0,5 + 30 • 0,3 + 20 • 0,4):
колеблемость ожидаемого значения - степень отклонения ожидаемой величины от среднего значения, которая определяется путем расчета среднего отклонения.
Для уменьшения риска и повышения надежности проекта проводят анализ его чувствительности, т.е. определяют степень влияния на эффективность (срок окупаемости вложений капитала, уровень рентабельности и др.) основных факторов. В процессе анализа чувствительности изменяют значение одного из критических факторов и, при прочих не меняющихся в данном случае параметрах, определяют степень зависимости показателя эффективности плана от испытуемых изменений.
В исследование включают следующие факторы:
- цена единицы продукции (услуги, работы);
- объем продаж;
- себестоимость единицы продукции (услуги, работы);
- уровень инфляции в плановый период;
- время задержки платежей за поставленную продукцию и др.
По результатам анализа чувствительности в процессе планирования предусматривают также мероприятия, которые уменьшат степень риска при реализации проекта.
Организационный план
Для организационного обеспечения проекта необходимо составить реалистичный календарный план (деловое расписание) проведения важнейших видов работ (заключение контрактов, разработку документации, строительство, пуск производства и др.) с указанием даты начала и окончания каждого мероприятия, ответственных лиц и возможных корректировок в случае отклонений от графика.
Выбор технологии. На выбор технологии обычно не уходит слишком много времени, поскольку соответствующие аспекты должны были найти свое отражение в технико-экономическом исследовании. Однако в некоторых случаях много времени могут потребовать переговоры с поставщиками или лицензиарами технологии, особенно, если предприятие стремится обеспечить минимальное или значительное участие лицензиара в акционерном капитале.
Документация (по оборудованию и объектам гражданского строительства), заявки подрядчиков, оценки тендеров, размещение заказов. До того, как начнется фактическая работа на площадке, необходимо выделить определенное время на ряд предварительных мероприятий, включая их подробное планирование, подготовку офертных документов, заявки на оферты, переговоры по контрактам и др.
Оферта— предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определённому лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц. Если получатель (адресат) принимает оферту (выражает согласие, акцептует её), это означает заключение между сторонами предложенного договора на оговоренных в оферте условиях. Оферта может быть письменной или устной.
Обычно от запросов о прейскурантах на оборудование до размещения окончательных заказов проходит значительное время. До поставки оборудования может пройти довольно много времени: от 3 до 6 месяцев для относительно простого оборудования, до 2 и более лет - для станков, сложного технологического и электрооборудования.
Заказывая оборудование, следует учитывать время на монтаж и другие работы, с тем чтобы гарантировать поступление оборудования в оптимальные сроки. Если используется как импортируемое, так и отечественное оборудование, то проблема сроков поставок приобретает еще большее значение. Во многих случаях главным образом из-за ограниченных возможностей внутреннего рынка поставки отечественного оборудования требуют большего времени, чем импортного, поэтому заказы необходимо планировать заранее.
Финансирование проекта. После того как принято решение об инвестициях и определены общие инвестиционные издержки и сроки реализации проекта, необходимо решить вопрос о финансировании проекта. С учетом привлечения средств поставщика, финансирования со стороны кредитных учреждений и собственных фондов следует стремиться к экономическому соотношению между привлеченным и акционерным капиталом. Вряд ли будет целесообразно начинать работы, связанные с проектом, до полного решения вопроса о его финансировании, даже если это и приведет к потере большого количества времени.
На этапе проведения технико-экономического исследования следует правильно учитывать все расходы, которые могут возникнуть при осуществлении проекта. Только проведя всеобъемлющую оценку, можно будет определить характер финансирования и уровень производственных издержек.
Период строительства. Одним из наиболее важных шагов в работе над проектом является приобретение или аренда земельного участка и урегулирование вопроса подъездных путей к площадке предприятия. Иногда это может повлечь за собой длительные переговоры (например, если нельзя достичь согласия относительно продажной цены), поэтому на первоначальном этапе можно предусмотреть варианты приобретения земли, что позволит избежать излишней траты времени.
Строительство помещений для предприятия нельзя начинать до готовности окончательного плана размещения оборудования, закупки земельного участка и подготовки и освоения площадки. Подготовку площадки можно провести без особых затруднений, на это не потребуется много времени. Необходимо тщательно определить порядок возведения гражданских сооружений и проведения строительных работ с точки зрения требований к срокам строительства и самому строительству, по отношению к потребностям в инфраструктуре, ее наличию и срокам прибытия и монтажа различных видов оборудования.
По мере строительства гражданских объектов и средств инфраструктуры на различных площадках может возникнуть необходимость проверять и отправлять на места механизмы и оборудование. Следует предпринять меры для таможенной очистки импортируемых товаров в портах и транспортировки отечественного оборудования на площадку. Все эти аспекты должны быть соответствующим образом спланированы, с тем чтобы ни в одном пункте не возникло задержек.
Важными этапами на стадии осуществления проекта являются испытания оборудования, пробный выпуск продукции и сдача предприятия в эксплуатацию. Период пробного выпуска продукции является особенно важным, поскольку его можно начать сразу после окончания монтажа оборудования.
Наем и подготовка рабочих, ИТР и служащих должны тщательно планироваться, с тем, чтобы по мере надобности обеспечить наличие квалифицированных кадров. Слишком часто наем рабочей силы откладывается на самое последнее время и к программам подготовки специалистов приступают только тогда, когда предприятие уже готово к выпуску продукции, что приводит к совершенно неудовлетворительному использованию мощностей на первоначальных этапах производства. Создавать и развивать административную структуру предприятия необходимо в период осуществления проекта.
В этот же период необходимо также окончательно решить вопросы снабжения, касающиеся основных производственных материалов. При импортных поставках следует предусмотреть достаточное количество времени. В отношении отечественных материалов, необходимо тщательно спланировать поступление сырья, с тем, чтобы не допускать отставания по срокам.
Подготовку рынка сбыта необходимо начинать заранее, с тем, чтобы в будущем обеспечить сбыт готовой продукции в соответствии с планом. В противном случае может образоваться запас нереализованной продукции и основные предположения относительно коммерческой прибыльности продукта окажутся несостоятельными.
Подготовка к сбыту продукции начинается с рекламы товаров, подготовки продавцов и завершается предоставлением специального торгового оборудования (например, морозильников).
В некоторых случаях может потребовать много времени на получение санкций правительства, особенно при привлечении иностранных инвестиций. Санкция правительства необходима также во многих случаях для ввоза механизмов и оборудования и в отношении соглашений о поставках технологий. Для импорта промежуточных товаров на стадии производства, включая обработанные материалы, узлы и компоненты, также может потребоваться санкция государственных учреждений. Во всех этих случаях необходимо выделять достаточно времени (от 1 до 6 месяцев) для их получения.
Виды графиков. При правильном планировании проекта по срокам следует добиваться того, чтобы производственные помещения и вспомогательные строения и средства инфраструктуры были вовремя подготовлены для монтажа и установки механизмов и оборудования, имелись квалифицированные рабочие для эксплуатации предприятия и оно было обеспечено основными и вспомогательными материалами в объеме, необходимом для успешного начала работы. Любые задержки или отсутствие графиков по любому из этих аспектов, в конечном счете,отрицательно сказываются на деятельности предприятия на первых этапах производства.
Однако, если производственные помещения и строения готовы задолго до поступления оборудования, если производственный персонал набран слишком рано или сделаны слишком большие запасы производственных материалов, то выделенные фонды могут оказаться неосвоенными в результате недоиспользования мощностей, рабочей силы или оборудования. Поэтому необходим эффективный и сбалансированный график потребностей в различных материальных факторах производства. Достичь этого можно лишь на основе тщательного планирования сроков осуществления проекта.
Существуют различные методы составления и анализа графиков. При самом простом и наиболее распространенном методе используется столбиковая диаграмма, в которой осуществление проекта делится на различные виды деятельности по компонентам и указываются сроки для выполнения каждой операции. Исходя из этого, можно впоследствии подстраивать работу под дату или срок, к которому должна начаться определенная операция или должны быть приняты определенные решения.
Для комплексного проекта с рядом взаимосвязанных и последовательных операций этот подход может быть недостаточно действенным и тогда придется использовать сетевую диаграмму, в которой находят применение два метода: метод критического пути и метод оценки и пересмотра проекта.
Метод критического пути.В основе метода лежит определение наиболее длительной последовательности задач от начала проекта до его окончания с учетом их взаимосвязи. В процессе выполнения проекта критический путь проекта может меняться, так как при изменении длительности задач некоторые из них могут оказаться на критическом пути. Если начальный момент выполнения проекта положить равным нулю, то сроки окончания у первых работ сетевого графика, то есть работ, выходящих из первого события, будут определяться их продолжительностью. Время наступления любого события следует положить равным самому позднему времени окончания непосредственно входящих в это событие работ: считается, что работа в сетевом графике не может начаться, пока не завершены все предшествующие для неё работы.
Метод оценки и пересмотра проектатехника оценки и анализа проектов, которая обеспечивает оценку и анализ времени выполнения, трудозатрат и потребности в ресурсах проекта, на основе соответствующих характеристик и зависимостей входящих в него задач. Основан на анализе и оценке времени, которое требуется для выполнения каждой отдельной задачи, а также минимально необходимого времени для выполнения всего проекта.
Какой бы метод не применялся, очень важно время от времени корректировать первоначальный график, выявлять и решать возникающие в ходе осуществления проекта проблемы и затруднения. Внесение коррективов является важной функцией самого процесса составления графика осуществления проекта, и только при постоянном контроле его выполнения можно вносить логичные изменения в ход реализации проекта.
Издержки на осуществление проекта - это расходы на подготовку к производству, которые впоследствии превратятся в капитал. Они включают ряд составляющих.
1. Расходы на руководство осуществлением проекта: оклады и заработная плата управленческого персонала: арендная плата за помещения, автомобили, жилые помещения и т.д.: расходы на проезд и средства связи; налоги и пошлины в период осуществления проекта.
Затраты, связанные с осуществлением контроля и координацией строительства, монтажом, испытаниями, пробными пусками, пуском и сдачей предприятия в эксплуатацию: оклады и заработная плата рабочих-строителей и монтажников; издержки на иностранных экспертов; аренда (жилых помещений, административных зданий); сырье и вспомогательные материалы, предметы снабжения и средства для испытаний и пуска предприятия; процентные ставки в ходе строительства (на срочные займы и текущие счета в банке); прочее.
2. Расходы на создание административного аппарата, наем и подготовку рабочих, ИТР и служащих: оклады и заработная плата административного персонала (включая работников по найму кадров); издержки на рекламу, связанную с наймом; оклады и зарплата обучающегося персонала и (или) гонорары обучающим экспертам и (или) гонорары за подготовку кадров вне предприятия (в своей стране или за рубежом), включая проездные и суточные; учебные материалы; оклады и заработная плата принятых на работу рабочих, ИТР и служащих со времени найма до начала выпуска продукции; аренда и эксплуатация административных помещений, учебных средств автомобилей, жилых помещений и т.д.
3. Расходы, связанные с обеспечением снабжения: оклады и заработная плата сотрудников по закупке товаров; проездные и другие расходы; связь.
4. Расходы по сбыту: оклады и заработная плата для сотрудников системы сбыта и торговли; реклама; подготовка продавцов и коммерсантов; проездные; связь.
5. Расходы, связанные с налаживанием связей с местными властями: издержки на получение санкций на работы и проч.
6. Предварительные расходы, связанные с эмиссией ценных бумаг: регистрационные (заявочные) пошлины; типографские и побочные расходы; выпуск проспектов и другие типографские расходы; расходы на официальные заявления; комиссионные по андеррайтингу; оплата брокерских услуг: гонорары за юридические услуги; прочие расходы.
Расчет издержек должен основываться на схеме организации работ по осуществлению проекта и учитывать:
• решение инвестора относительно масштаба вышеуказанных операций, выполняемых его собственным штатом сотрудников или консультантами и подрядчиками;
• график сроков осуществления проекта с указанием предполагаемого начала и длительности соответствующих операций;
• необходимое количество рабочих, ИТР и служащих (для крупных проектов это следует указать в штатном расписании), их оклады и заработную плату;
• наличие на местах административных и жилых помещений, транспортных средств и т.д.;
гонорары консультантам и экспертам и положения соглашений с ними, а также возможные дополнительные надбавки иностранному персоналу.