Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 5. СУБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.Понятие субъекта международного права.
2.Государство как основной субъект международного права.
3.Международная правосубъектность других субъектов МП: международная правосубъектность народов и наций; международные организации; международная правосубъектность государствоподобных образований; статус вольного города. Ватикан.
4.Юрисдикция и иммунитет государства.
5.Международно - правовое признание: понятие и формы. Конститутивная и декларативная теории признания.
6.Международное правопреемство государств: понятие, виды, объекты, особенности регламентации. Правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных долгов и архивов. Правопреемство в связи с прекращением существования СССР.
7.Правопреемство в связи с прек ращением существования СССР
5.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Для целей качественной характеристики (свойств) субъектов международного права, важное значение имеет определение их международной правосубъектности.
Международная правосубъектность – означает юридическое свойство, выражающееся в принадлежности лица к категории субъекта международного права. Данное юридическое свойство определяется наличием у лица признаков, качеств, характеризующих его как субъекта международного права. Она отражает способность лица быть субъектом международного права и, следовательно, иметь права и обязанности.
Субъект международного права - самостоятельное образование, способное непосредственно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и осуществлении его норм.
Признаки субъекта международного права: 1) обладание независимым международным статусом и подчинение непосредственно международному праву; 2) субъекты непосредственно участвуют в создании и осуществлении норм международного права.
С учетом этих признаков к числу основных субъектов международного права относят:
1) государства и межгосударственные организации (основные субъекты МП);
2) к нетипичным субъектам международного права (государствоподобным образованиям) можно отнести: народы и нации, борющиеся за создание независимого государства, а также Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден и вольные города (в прошлом Западный Берлин, Новгород, Краков, Гамбург, Триест и др.).
3) Индивиды – являются новейшей нетрадиционной категорией субъектов международного права. Физические лица (индивиды) обладают ограниченным объемом международной правосубъектности, поскольку в соответствии с положениями применимых международных договоров они могут вступать лишь в международные правоотношения лишь некоторых видов в гуманитарной, морской, уголовно-правовой, процессуальной областях. Так человек имеет юридические возможности выступать на международной арене в защиту своих прав и свобод. Жалобы индивидов становятся предметом рассмотрения в международных организациях, например в Европейском Союзе, Совете Европы. Физические лица вправе обращаться для защиты своих прав в международные региональные суды. Индивиды являются субъектами международной уголовной ответственности за международные преступления.
4) международные юридические лица – также как и индивиды обладают лишь некоторыми элементами международной правосубъектности. Например, такие международные неправительственные организации, как «Гринпис» имеет консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете ООН. Он дает право участвовать в некоторых международных конференциях без права решающего голоса.
5.2 ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Государство - первичный (основной) субъект международного права, обладающий всей полнотой международной правосубъектности в силу наличии у него суверенитета как результата одновременного наличия у конкретного государства исторически и /или на договорной основе принадлежащей ему территории, связанного с ним правовыми узами населения, легитимной системы государственности и способности нести международную ответственность в связи с правонарушениями, в которые оно может вступать с другими субъектами международного права.
Только государствам присуще уникальное качество - суверенная власть, почему именно они создают нормы международного права, наделяют их юридически обязательной силой, приводят в действие механизм их осуществления. Государство является не только основным, но также первоначальным и универсальным субъектом международного права. «Первоначальный» означает, что государство становится субъектом в результате самого факта его образования. Иные субъекты наделяются этим статусом государствами. «Универсальный» означает, что государство вправе участвовать в любых международно-правовых отношениях.
Способы образования новых государств:
1) в результате социальных революций и национально-освободительных движений (так после 1945г образовалось более 100 самостоятельных государств);
2) слияние двух или нескольких государств в одно государство (ГДР и ФРГ в 19990г);
3) распад одного государства на два или несколько государств (СССР распался на 15 государств);
4) отделение части территории и провозглашение на ней самостоятельного государства.
По государственному устройству государства могут быть: 1) конфедерациями; 2) федерациями; 3) унитарными государствам.
1. Конфедерация – союз суверенных государств, создающих общие органы власти и управления, для решения ряда общих задач (взаимной обороны, внешней политики, финансирования и др.). При этом каждый член конфедерации имеет своего главу государства. Органы конфедерации состоят из представителей входящих в нее государств, а их решения по наиболее важным вопросам требуют ратификацию (утверждение) всеми государствами-членами. Члены конфедерации остаются субъектами международного права. Кроме того, субъектом международного права может быть и конфедерация в целом. Примером конфедерации в прошлом были: США (1776-1787 гг.), Швейцария (1815-1848 гг.), Германия (1815-1866 гг.).
2. Федерация - это государственно-правовое объединение (союзное государство), единый субъект международного права, в котором субъекты федерации не являются субъектами международного права. В федерации государственная власть распространяется и на ее граждан. Акту центральных федеральных властей (законы, постановления Правительства) обязательные на территории всей федерации.
К федеративным государствам сегодня относятся: Россия, США, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Австрия, Бельгия, ФРГ, Швейцария, Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия, Австралия и др.
3. В унитарных государствах имеется единая система высших органов власти (законодательной, исполнительной и судебной), которой полностью подчинены органы власти на местах. Его территория подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью, хотя могут иногда пользоваться административной автономией. Здесь только государство в целом выступает как субъект международного права. К унитарным государствам относятся Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия и др.
Субъектом международного права является государство в целом, а не представляющие его органы и должностные лица. Государство несет полную ответственность за деятельность своих органов.
С точки зрения международного права существенны следующие признаки государства:
1) суверенитет – верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах;
2) население;
3) территория;
4) суверенная власть.
Права и обязанности государств в международном праве вытекают из суверенности государственной власти или связаны с ней. В соответствии с принципом суверенного равенства они: а) неотъемлемы, т.е. не могут быть ограничены в нормальных условиях; б) одинаковы у всех государств независимо от их различий, экономического и военного могущества и других различий; в) использование прав в ущерб правам и законным интересам других государств является злоупотреблением правом.
Основные права и обязанности государства определяются основными принципами международного права, зафиксированными в Уставе ООН 1945г: 1) каждое государство обязано уважать право на мир между народами и права человека во внутригосударственном праве; 2) каждое государство вправе требовать разрешения споров мирными средствами и обязано уважать соответствующее право других государств; 3) каждое государство имеет право самостоятельно решать свои внутренние дела и обязано не вмешиваться в соответствующие дела других государств; 4) государство имеет право на сотрудничество с другими государствами на основе демократических принципов, закрепленных Уставом ООН, и несет обязанность сотрудничать; 5) государство имеет право свободно выбирать свою социально-политическую систему и обязано уважать соответствующее право других государств, а также равноправие и самоопределение народов; 6) в соответствии с принципом суверенного равенства все государства равны перед международным правом, каждое из них обязано уважать правосубъектность других. Из этого вытекает равное право каждого государства на участие в решении общих проблем, а также вопросов, в которых оно непосредственно заинтересовано; 7) обязанность государств выполнять свои международно-правовые обязательства.
5.3 Международная правосубъектность других субъектов МП
● Народы и нации, борющиеся за создание независимого государства.
В документах ООН международная правосубъектность таких наций определяется как «национально-освободительное движение». Вопрос об особом статусе борющейся нации возникает, лишь когда борьба достигает уровня национально-освободительного движения. В таких случаях имеются органы власти, осуществляющие контроль за определенной территорией, и, по существу, речь идет о новом государстве в процессе становления. Правосубъектность в этом случае носит временный и ограниченный характер. Ограниченная правосубъектность заключается в том, что национально-освободительные движения обладают в международных организациях статусом наблюдателей, а не постоянных членов. После завершения формирования нового государства все действия национально-освободительного движения, включая принятые им международные обязательства, рассматриваются как действия нового государства..
●Международные (межгосударственные) организации - производные, специальные субъекты международного права. Международные межправительственные организации, в отличие от государств, не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.
В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.
● Международная правосубъектность государственноподобных образований.
Нетипичные субъекты международного права - государственно-подобные образования (вольные города, Ватикан, Мальтийский орден и др.).
Правоспособность вольных городов определялась соответствующими международными договорами. Так, согласно положениям Венского трактата 1815 г. вольным городом был объявлен Краков (1815-1846 гг.). По Версальскому мирному договору 1919 г. статусом «свободного государства» пользовался Данциг (1920-1939 гг.). Особым статусом, предоставленным четырехсторонним соглашением по Западному Берлину 1971 г., обладал Западный Берлин (1971-1990 гг.). В соответствии с этим соглашением западные секторы Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом и т.д.), которым была передана часть полномочий, например, издание нормативных актов. Ряд правомочий осуществлялся союзными властями держав-победительниц. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консульскими должностными лицами ФРГ.
Ватикан - государство-город, расположенный в пределах столицы Италии - Рима. Здесь находится резиденция главы католической церкви - Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Лютеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 г., которые в основном действуют и в настоящее время. В соответствии с этим документом Ватикан пользуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Ватикан активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства (представительство Ватикана есть и в России), возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д.
Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование с административным центром в Риме. Мальтийский орден активно участвует в международных отношениях, заключает договоры, обменивается представительствами с государствами, имеет миссии наблюдателей в ООН, ЮНЕСКО и ряде других международных организаций.
5.4 ЮРИСДИКЦИЯ И ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА
Юрисдикция - проявление суверенитета государства: означает государственную власть, объем и сферу ее действия. Юрисдикция осуществляется в соответствии с рядом принципов:
1) территориальным - каждое государство имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;
2) персональным - государство осуществляет в определенном объеме свою власть в отношении граждан если они находятся за пределами его территории;
3) пассивный персональный принцип - власть государства в определенной мере распространяется и на иностранцев за рубежом (тех, которые причинили ущерб государству или его гражданам);
4) принцип безопасности - государство осуществляет в определенной мере юрисдикцию в отношении иностранцев за деяния, нанесшие ущерб его безопасности.
В соответствии с этими принципами выделяются следующие виды юрисдикции:
1. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную. Полная юрисдикция означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами. Полную юрисдикцию государство осуществляет в пределах своей территории и в сфере действия своего суверенитета, а также в дипломатических и консульских представительствах, морских, воздушных и космических кораблях, находящихся за его пределами. Ограниченная юрисдикция означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний. Ограниченную юрисдикцию государство осуществляет в отношении своих граждан, находящимися за рубежом; иностранцев и апатридов, проживающих на его территории; иностранцев, проживающих за пределами его территории, но причинившим ущерб интересам государства или его граждан;
2. По сфере действия различают:
а) территориальная юрисдикция - это право государства осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;
б) экстратерриториальная юрисдикция - это право государства осуществлять полную и ограниченную юрисдикцию над лицами и вещами, находящимися за его пределами;
3. По характеру власти различают юрисдикцию законодательную, исполнительную и судебную.
Юрисдикция государства должна осуществляться с соблюдением иммунитетов, признанных международным правом. Иммунитет вытекает из принципа суверенного равенства или, как говорили римляне, «par in imperium non habet» (равный над равным власти не имеет). В современном мире господствующей является концепция ограниченного иммунитета: иммунитет ограничивается лишь теми отношениями, в которых государство выступает как носитель суверенной власти, совершаемых в силу государственной власти. На отношения коммерческого характера иммунитет не распространяется.
5.5 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПРИЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ
Международная правосубъектность государств тесно связана с международным признанием. Несмотря на значение международного признания для определения международной правосубъектности государств, данный институт остается некодифицированным. Тем не менее в современной доктрине международного права, исходя из сложившейся международной практики, выделяют признание государств, правительств, воюющих и восставших сторон, национально-освободительных движений и органов сопротивления, а также различные теории, доктрины и формы признания. Решающую роль в регулировании признания играют основные принципы международного права, а также практика государств и международных организаций.
В современной доктрине международного права исходя из сложившейся международной практики выделяют также явно выраженное и молчаливое, индивидуальное и коллективное признание.
Признание государств рассматривается в рамках двух теорий:
1) конститутивной, согласно которой признание конституирует, порождает международную правосубъектность государств, превращает фактическое состояние в юридическое;
2) декларативная теория исходит из того, что государство обретает правосубъектность в силу самого факта своего образования, независимо от признания.
В силу принципа суверенного равенства все государства юридически равны независимо от времени их образования. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Поэтому вновь образованное государство становится субъектом международного права в силу самого факта создания суверенного образования. На него распространяется действие норм общего международного права, но и новое государство должно признавать и соблюдать эти нормы. Но фактическое пользование правами зависит от признания нового государства субъектом международного права другими государствами. На практике преобладает позиция, согласно которой признание целиком зависит от воли признающего государства. Однако согласно Уставу ООН государства должны развивать дружеские отношения. Отказ в признании считается недружественным актом.
Признание нового государства осуществляется в форме письменного послания от признающего государства. Послание передается дипломатическим путем или на торжественной церемонии провозглашения независимости.
Способы признания нового государства: 1) установление дипломатических отношений; 2) заключение особого договора; 3) направление дипломатической ноты; 4) установление консульских отношений; 5) другие способы, не противоречащие принципам международного права.
В качестве примера можно привести государство Южный Судан – суверенный статус которого вступил в силу 9 июля 2011 г., после подписания декларации о провозглашении его независимым государством. Член ООН с 14 июля 2011 года. 18 апреля 2012 года Южный Судан стал членом Международного валютного фонда и Всемирного банка. Как самостоятельное государство Южный Судан признали США, Великобритания и значительное число других государств.
В зависимости от объема признания выделяют две формы признания: de jure и de facto. Под признанием de jure понимают полное и окончательное признание государства или правительства, что находит выражение в установлении полноценных межгосударственных отношений, включающих дипломатические, консульские, торговые и др.
Признание de facto означает неполное, неокончательное признание и имеет место в случаях, когда нет определенности в вопросе образования и дальнейшего существования государства либо правительства. При таком признании стороны обычно не устанавливают дипломатических отношений, хотя могут открывать консульские представительства, и между ними могут осуществляться торговые и иные связи.
В международной практике часто возникают ситуации, когда государства либо правительства, не признающие друг друга, сталкиваются с необходимостью вступления в контакты для решения различных вопросов. В таких случаях имеет место признание ad hoc, т.е. разовое признание для решения конкретных вопросов, не влекущее официального признания.
Признание правительств. В случае возникновения нового государства признание государства и правительства совпадают. Но в случае создания в уже существующем государстве правительства неконституционным путем (в результате революции, переворота) возникает проблема признания нового правительства. Современная практика международных отношений все чаще придерживается того, что решающим условием признания правительства является эффективность его власти.
5.6 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ
В истории бывают случаи, когда одно государство делится на два или более новых, когда два или более государств объединяются в одно новое, когда на части территории государства создается новое государство, когда одно государство входит в состав другого, когда часть территории одного государства переходит к другому. Во всех этих случаях возникает вопрос о влиянии изменений на международные обязательства (договора и долги), о судьбе собственности и архивов, или, иначе говоря, о правопреемстве.
Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.
Вопрос о правопреемстве регулируется Венскими конвенциями «О правопреемстве государств в отношении договоров» 1978г. и «О правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов» 1983г. Однако эти конвенции, принятые дипломатическими конференциями, ратифицированы небольшим числом государств, не стали действующими. Поэтому государства до сих пор не придерживаются единообразных правил и решают вопрос правопреемства с учетом конкретных обстоятельств.
Объектом правопреемства могут быть: международные договоры, государственная собственность, государственные долги, архивы, границы, членство государств в международных организациях.
1. Правопреемство в отношении договоров. Правопреемство не затрагивает договоров, устанавливающих государственные границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой территорией, установленной в пользу иностранного государства. При переходе части территории от одного государства к другому действует принцип подвижности договорных границ, в соответствии с которым границы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами государства. При объединении государств все их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в момент правопреемства.
Если государство образовалось на отделившейся территории, то по вопросу о договорах государства-предшественника существуют две позиции. Согласно первой, традиционной, новое государство не несет обязательств по договорам государства-предшественника. Согласно второй, закрепленной в Венской конвенции 1978 г., договоры государства-предшественника сохраняют свою силу и для государств-преемников.
2. Правопреемство в отношении государственной собственности. Под государственной собственностью государства-предшественника понимается «имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству». Обычно основной массив государственной собственности составляет имущество, используемое в официальных целях: государственные здания, средства связи, музеи, военные базы и др.
В качестве общего правила переход государственной собственности осуществляется без компенсации, если стороны не договорились об ином (ст. 11). При объединении государств собственность объединяющихся государств переходит к объединенному государству. При образовании двух и более новых государств Венская конвенция предлагает им самим прийти к общему согласию.
3. Правопреемство в отношении государственных архивов. Архивы представляют большую ценность, и не только для научных и культурных целей, но и для организации государства, для его благополучия. Предметом правопреемства являются «государственные архивы государства-предшественника». Под этим понимается совокупность документов любой давности, произведенных или приобретенных предшественником, которые принадлежат ему согласно его внутреннему праву и хранятся им. В качестве общего правила переход архивов не сопровождается компенсацией (ст.23). Венская конвенция закрепила принцип сохранения целостности государственных архивных фондов. Отсюда, раздел архивов производится по наиболее простому критерию - территориальному.
4. Правопреемство в отношении государственных долгов. Венская конвенция 1983г. касается лишь государственных долгов, к которым отнесены любые финансовые обязательства государства-предшественника в отношении другого субъекта международного права, возникшие в соответствии с международным правом. Вне этого остаются значительные области финансовых обязательств государств, долги государств в отношении физических и юридических лиц за рубежом и на территории государства. Между тем и такие долги являются предметом правопреемства.
В качестве общего принципа Венская конвенция 1983 г. утвердила: «Правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязанностей кредиторов» (ст.36). Иначе говоря, правопреемство, за исключением особых случаев, не наносит ущерба правам тех, кто предоставил кредит. Для всех случаев правопреемства установлено общее правило: долг государства-предшественника переходит к преемнику в справедливой доле, определяемой на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят к соответствующему преемнику в связи с данным государственным долгом.
5.7 ПРАВОПРЕЕМСТВО В СВЯЗИ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР
Одним из последствий прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР.
В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г. государства - участники СНГ гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией.
Однако каждое государство СНГ имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР Республики бывшего Союза ССР активно использовали это право Так, решениями 1992 г об участии государств - участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г государства - правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов
Вместе с тем государства СНГ (кроме Украины и Белоруссии) самостоятельно вступали в ООН, становились участниками договоров о правах человека, о разоружении и т.д.
Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 г. была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР.
В числе многосторонних договоров, регламентирующих различные вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств - участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г., Декларацию глав государств — участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.
В качестве примера рассмотрим некоторые из них.
В Соглашении о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. участвуют все страны - участницы СНГ (кроме Грузии). Соглашение регулирует вопросы правопреемства движимой и недвижимой собственности СССР за рубежом, находившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР, государственных органов СССР. Под собственностью понимается, в частности: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям СССР и др.
Собственность СССР была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Белоруссия - 4,13 процента, Казахстан - 3,86; Россия - 61,34; Украина - 16,37 процента и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77 процента и данным Соглашением не рассматривалась.
В 1992-1994 гг. были заключены двусторонние соглашения между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной - с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 - начале 1996 гг.
Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской Империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств - участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ.
Вопросы, связанные с возвращением документов, обменом копиями и т.д., регулируются специальными двусторонними соглашениями.
Тема 6. ТЕРРИТОРИЯ И ДРУГИЕ ПРОСТРАНСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
1. Понятие и виды территорий. Государственная территория. Территориальное верховенство государства. Изменение принадлежности территории.
2. Государственные границы. Режим государственной границы.
3. Международные реки и озера.
4. Территории с особым международным режимом.
5.Международно-правовой статус Арктики.
6. Антарктика.
6.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТЕРРИТОРИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом - часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.
По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.
1. Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.
2. Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.
3. Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.
Государственная территория - это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего государства. Государственную территорию образуют:
- сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова);
- водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам),
- воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями);
- недра (под сухопутной и водной территориями).
Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории.
Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.
Территориальное верховенство — важнейшее свойство государственного суверенитета, которое означает высшую, полную и исключительную власть государства на своей территории и суверенное владение (dominium), которое состоит в праве распоряжаться государственной территорией и ее ресурсами, включая передачу той или иной части иностранному государству.
Поскольку государство осуществляет исключительную власть в пределах своей территории, постольку оно несет и соответствующую ответственность за все, что на ней происходит. Оно обязано обеспечить законные интересы и права иностранных государств и их граждан. В противном случае наступает его международно-правовая ответственность.
Территориальный принцип имеет и экстерриториальный аспект. Власть государства распространяется на его граждан в международных пространствах, например в Антарктике. Морские, воздушные и космические корабли в международных пространствах рассматриваются как территория государства их флага.
Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.
Территория государства может изменяться в результате:
- разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства;
- объединения двух или нескольких государств;
- национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение;
- обмена государственными территориями по соглашению сторон (так, по Соглашению 2006 г. Россия и Китай обменялись участками своей территории);
- применения мер ответственности за агрессию (например, передача Восточной Пруссии Польше и СССР в 1945г.);
- цессии - уступки права на территорию (в настоящее время не используется).
Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами.
6.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ
Государственная граница - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета. Прохождение границы устанавливается:
- на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам;
- на море - по внешнему пределу территориальных вод;
- на реках - по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) по их середине.
Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации (определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте). Решив вопрос о принадлежности того или иного участка территории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию — проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знаками столбами, пирамидами и т.п., на воде - створами, вехами и т.д.
Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами и включает правила: а) содержания границы; б) пересечения границы лицами и транспортными средствами; в) пропуска через границу лиц и товаров; г) ведения на границе хозяйственной деятельности; д) разрешения пограничных инцидентов.
От режима государственной границы следует отличать пограничный режим - режим пограничной зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.
Охрана Государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории. Вооруженными Силами РФ - в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
Органы ФПС России вправе: а) вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению; б) задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение Государственной границы; в) пресекать нарушения Государственной границы.
В территориальных и внутренних водах в отношении иностранных невоенных судов органы ФПС имеют право: а) предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания; б) остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изменить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано; в) снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства; г) осуществлять преследование «по горячим следам» - преследовать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно.
6.3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ПОГРАНИЧНЫЕ РЕКИ И ОЗЕРА
Многие реки полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Нил и др.). Такие реки получили название международных. Хотя международные реки или их части входят в состав территории соответствующего государства и находятся под его суверенитетом, их правовой режим регулируется как национальным законодательством, так и международными договорами прибрежных государств. Так, правовой режим Дуная определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г.
Соглашениями установлена свобода судоходства по международным рекам иностранных невоенных судов любых государств. Иностранные суда обязаны соблюдать установленные прибрежными государствами и международными соглашениями правила плавания. Плавание по международным рекам иностранных военных кораблей неприбрежных государств в большинстве случаев запрещено.
Особые правила действуют в отношении пограничных рек. Пограничные реки (озера) - это реки (например, Амур) или озера (Каспийское море), по которым проходит граница двух или нескольких государств. Право беспрепятственного плавания по этим рекам (озерам) согласно международному праву, как правило, имеют только суда прибрежных государств.
6.4 ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ РЕЖИМОМ
К территориям с особым международным режимом относятся:
1. Демилитаризованные зоны - особый, установленный в договоре правовой режим определенных районов, территорий, космических тел в соответствии с которым там запрещаются все виды и формы военной деятельности. Демилитаризация бывает полной и частичной. Обычные элементы полной демилитаризации: уничтожение существующих и запрещение сооружения новых военных укреплений и сооружений, запрет содержать в такой зоне вооруженные силы, кроме полицейских формирований. В целом все это сводится к запрету использования данной территории в военных целях. Полностью демилитаризованными являются Антарктика, Луна и др. небесные тела. Частичная демилитаризация обычно сводится к запрещению сооружения новых военных укреплений, ограничению численности находящихся в зоне вооруженных сил, ограничению мощности или видов вооружений и т.п. Частично демилитаризованными является дно Мирового океана за пределами 12-мильной зоны и космическое пространство.
2. Безъядерная зона - разновидность частичной демилитаризации. Это особый, установленный в договоре правовой режим определенной территории, запрещающий производство, испытание, размещение, транспортировку и хранение ядерного оружия. В настоящее время безъядерными зонами являются: Латинская Америка (Договор Тлателолко 1967 г.), южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1985 г.).
3. Под нейтрализацией понимается запрещение ведения военных действий на данной части государственной территории или использования ее для ведения военных действий. Нейтрализация определенной зоны государственной территории не обязывает государство оставаться нейтральным в случае военных действий, но из театра военных действий должен быть исключен нейтрализованный район. Нейтрализованными являются архипелаг Шпицберген (Договор о Шпицбергене 1920 г.), Антарктика, зоны Суэцкого и Панамского каналов (Договор о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала 1977г).
6.5 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ
Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.
Арктическими государствами являются Россия, Канада, Норвегия, Дания (Гренландия), США (после покупки в 1867 г. у России Аляски). Арктическими государствами считаются Швеция и Финляндия, обладающие небольшими территориальными участками, расположенными в пределах полярного круга, а также Исландия, граничащая с Северным полярным кругов.
В отношении Арктики действуют ряд универсальных конвенций (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др.); одна региональная конвенция - Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.; множество двусторонних договоров арктических государств. Однако, в отличие от Антарктики, не существует международно-правового акта, определяющего статус Арктического региона в целом.
В международной практике и доктрине существует секторальная теория, согласно которой каждое приарктическое государство обладает особыми правами в своем полярном секторе (треугольнике, основанием которого является арктическое побережье соответствующего государства, вершиной – Северный полюс, а сторонами – меридианы, проходящие от границ побережья к полюсу).
Однако данная теория не имеет общепризнанного характера. Существует более узкое толкование правомочий арктических стран: власть прибрежного государства может распространяться только на земли и острова, но не на все арктические пространства, примыкающие к побережью.
Канада и Россия, обладающие наиболее обширными арктическими территориями, придерживаются секторальной системы защиты своих интересов в этом регионе. В 1925 г. Канада впервые закрепила эту инициативу на законодательном уровне путем принятия дополнения к Закону о Северо-Западных территориях. После этого Канада приняла ряд законодательных актов в отношении своих арктических территорий, которые базировались на секторальной концепции. В соответствии с положениями канадского законодательства суверенитет Канады распространяется на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами - меридианы 60 град. и 141 град. з.д. В законодательстве ничего не говорится о претензиях Канады на морские пространства в пределах сектора. Однако некоторые канадские политики и юристы стали толковать указанные положения законодательства расширительно, т.е. распространять их на морскую территорию, что встретило противодействие США и других государств. Для защиты своих интересов Канада 17 июля 1970 г. приняла Закон о предотвращении загрязнения арктических вод. Действие Закона распространяется на морские воды шириной 100 миль в пределах канадского сектора. Принятие Закона не уменьшило трений между Канадой и США в отношении статуса канадских арктических вод, которые сохраняются и до сих пор.
В 1916 г. Правительство Советской России направило другим государствам официальную ноту-депешу об установлении своих суверенных прав в Арктике – о включении в состав Российской империи полярных территорий, открытых русскими экспедициями. Ни одно государство не выразило своего несогласия с нотификацией России.
Президиум ЦИК СССР 15 апреля 1926 г. принял Постановление, которое объявляло территорией СССР все "как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова", расположенные в Северном Ледовитом океане до Северного полюса в пределах между меридианами 32 град. 04 мин. 35 сек. в.д. и 168 град. 49 мин. 30 сек. з.д. Исключение составили острова норвежского архипелага Свальбард (Шпицберген), лежащие между 32 град. и 35 град. в.д. Границы, определенные Постановлением, образуют арктический сектор. В пределах этого сектора СССР претендовал только на земли и острова, но не на морские пространства за пределами территориальных вод. В настоящее время в российских политических и научных кругах идет процесс переоценки арктической секторальной концепции.
США не разделяли позицию Канады и СССР в отношении Арктики и продолжают выступать против секторальной системы. Такой же точки зрения придерживается Норвегия. Оба государства считают, что за пределами территориальных вод в Арктике должны действовать свободы открытого моря. Дания, будучи сувереном Гренландии, молчаливо склоняется к точке зрения США и Норвегии.
Компромисс между двумя подходами, однако не лишенный противоречий, был найден в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 миль.
Особенностью полярных морей является то, что они тесно связанных с побережьем соответствующих государств и практически не используются для международного судоходства.
Важная роль в жизнедеятельности России принадлежит Северному морскому пути (СМП), который долгое время считался национальной водной магистралью, закрытой для международного судоходства. Связано это было с проблемами холодной войны. Ее окончание способствовало открытию в 1991 г. СМП для международного судоходства.
Таким образом в морских районах Арктики (за пределами территориальных вод) действует правовой режим, установленный международным морским правом для различных морских пространств (территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море) и национальным законодательством прибрежных государств.
Данная концепция породила проблему делимитации морских полярных пространств, в частности проблему арктических секторов в Баренцевом море. Россия предъявила претензию на расширенную шельфовую зону Арктики, вплоть до Северного полюса. В 2001 г. Россия подала в Комиссию ООН по шельфу заявку на юридическое право на эти территории, но заявка была отклонена.
В последнее время все большую поддержку получает тезис, что Арктика - особый регион, нуждающийся в международно-правовой защите, что нашло выражение в Соглашении о сохранении белых медведей 1973 г. (к сожалению, единственном соглашении регионального уровня). Особенно хорошо это понимает международная научная общественность. В 1989 г. по ее инициативе была образована неправительственная организация - Международный арктический научный комитет, целью которого является объединение усилий ученых мира в решении всего комплекса проблем региона. С учетом экономического, экологического и научного значения Арктики и очень высокого уровня милитаризации региона остро назрела необходимость совершенствования его международно-правового режима. Современная международная обстановка дает хорошие шансы на заключение рамочной конвенции в отношении Арктики, в дополнительных протоколах к которой можно было бы решить конкретные проблемы этого важного региона - коренных народов, экологической безопасности, морского судоходства, поэтапной демилитаризации и нейтрализации и др. Отправной точкой в этом процессе могли бы служить основные положения Договора о Шпицбергене 1920 г., закрепившие суверенитет Норвегии над Шпицбергеном на условиях его мирного экономического и научного освоения со стороны всех государств-участников при полной демилитаризации и нейтрализации архипелага.
25 марта 2011 г. Государственная Дума РФ ратифицировала Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, в соответствии с которым урегулированы вопросы использования этих спорных морских пространств.
В сентябре 1996 г. восемь арктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подписали в Оттаве Декларацию о создании Арктического совета - новой региональной международной организации.
Цели Арктического совета: осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктическим вопросам; контроль и координация по выполнению экологических программ; разработка, координация и контроль за выполнением программ устойчивого развития; распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой.
6.6 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ
Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря.
Приоритет в открытии и исследовании Антарктиды принадлежит русским мореплавателям М.П. Лазареву и Ф.Ф. Беллинсгаузену, возглавившим первую антарктическую экспедицию 1819 - 1821 гг. В настоящее время у России в Антарктиде имеется пять станций в рабочем состоянии: "Мирный", "Восток", "Новолазаревская", "Прогресс" и "Беллинсгаузен" и три станции находятся в законсервированном состоянии: "Молодежная", "Русская" и "Ленинградская".
Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участвует 53 государства (из них 29 имеют консультативный статус). Это соглашение на конференции государств - участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным.
В соответствии с положениями Договора 1959г. все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Антарктика – это международная территория, не находящаяся под юрисдикцией ни одного государства. Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор об Антарктике не отрицает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых притязаний.
Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: а) создание военных баз и укреплений; б) проведение военных маневров; в) испытания любых видов оружия; г) на территории Антарктики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов.
Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство - участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции. Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.
Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к договору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в консультативных совещаниях.