Субъективный идеализм
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2
Субъективный идеализм – солипсизм, как и субъективный идеализм в целом, он оказывается непоследовательным. Для Беркли (он был епископом), который был субъективным идеалистом, религия была объективным идеализмом.
Он обращается к понятию, к идее Бога. Т.е. все наши ощущения координируются Богом, поэтому наши ощущения вещей это божественные метки и поэтому они у всех выглядят одинаково.
Эрнст Мах (19в.) критиковал субъективный идеализм. Он придерживался субъективного идеалистического убеждения. Он утверждал, что материи не существует. В этом отличие субъективного идеализма от объективного идеализма, потому что объективный идеализм материю не отрицает, то есть материя существует. Другое дело, что она была порождена когда-то объективной сущностью.
В нашем мире материя существует. Она не является первичной, но относительна нашего сознания- она объективна и от нам не зависит.
В этом месте объективный идеализм смыкается с материальным. Они оба согласны в том, что материя существует независимо от нашего сознания, то есть материя есть и она существует независимо от нас.
Только субъективный идеализм образует полную противоположность материализму.
Идеализм и материализм это противоположности, но если конкретно разбирать данный вопрос, то можно увидеть что истинные противоположности материализма выступают не на весь идеализм как таковой, а скорее его часть, именуемая субъективным идеализмом. Т.е. полная противоположность. Субъективные идеалисты отрицают объектовое существование материи.
Утверждается, что наше сознание это и есть порождение материи. Это и есть свойство материи, следовательно с материалистической точки зрения весь мир в том числе и мое я образуют единое целое - это материалистический монизм, который исходит из одного начала.
Объективный и субъективный идеализм тоже могут выступать в качестве монизма, но там существует еще и дуализм, и плюрализм, но для материализма только монизм, т. е. только одно начало и это начало - материя.
Чисто теоретически материализм не образует дихотомию, но исторически мы можем указать на такие формы материализма как метафизический материализм и механический, но и больше всего можно противопоставить материализму, который называется диалектический материализм. Даже если говорить по другому- вульгарный.
Это явление возникло в 19 веке. В чем-то вульгарная позиция вульгарного материализма по отношению к материализму, как таковому, напоминает позицию субъективного идеализма по отношению к идеализму. Т.е. это такая же крайность.
Если субъективный идеализм является крайностью идеализма, то вульгарный материализм является вульгарной крайностью материализма.
В чем заключается вульгарность?
Вульгарный - это значит опошление, упрощение. Т. е. все примитивное и простое.
Упрощение вульгарного материализма заключается в том, что он как бы саму проблему отношения, мышления к бытию снимает, удаляет, отрицает, потому что нет той сущности, которая могла бы противостоять материи. Даже гносеологически. Это трактуется на антологическом уровне, точнее на соматическом.
Это в известной мере антропологический круг философии.
Что касается человека, он заявляет, что наша специфическая способность мышления, сознания ничего специфического не имеет. Это такое же физиологическое свойство организма, как и все остальные его свойства. Это физиология, то есть нет у сознания идеального начала,оно материально как и все в человеке.
Представители вульгарного материализма 19 века это Бюхнер, Фогт и Молешотт. Бюхнеру принадлежит такая фраза «Мысль выделяется мозгом точно также как желчь выделяется печенью». Это означает что все это - физиология, поэтому между идеальным и материальным нет никакой разницы. Идеального просто нет. Тем самым весь вопрос снимается.
Вульгарный материализм – это исторически приходящий момент.
Вульгарный материализм, метафизика, эклектика, софистика и даже солипсизм воспроизводились вновь и вновь в каких-то моментах в различных мировоззрениях.
В современности к вульгарному материализму можно отнести экстросенсорику. Этот термин принадлежит Спиркину.
Мысль- это тонкая материя. Какой бы она не была это рецидив, прецедент вульгарного материализма.
Вторая сторона основного вопроса философии - гносеологическая.
Познаваем ли наш мир?
Если признаем, что познаваем - это называется гносеологический оптимизм. Любая наука придерживается гносеологического оптимизма иначе она бы не была наукой. Научная сфера человеческой культуры- это и есть сфера гносеологического оптимизма. Мы познаем окружающий мир, себя, общество, сталкиваемся с трудностями, порой трудно преодолимыми и кажется, что не можем их преодолеть, но пока мы верим в то, что мы рано или поздно сможем преодолеть, т.е. это не принципиальная трудность, то мы придерживаемся позиции гносеологического оптимизма. Как только мы признаем, что не все в мире познаваемо- это позиция агностицизма.
Агностицизм отрицает возможность полного или частичного познания мира. В философском аспекте агностицизм получил трактовку:
Это позиция философа, которая отрицает возможность полного познания мира. Мир не познаваем, существуют барьеры. Даже если мир немного познали, то рано или поздно обнаруживаются барьеры, которые преодолеть не получается.
Кант утверждал, что существует две принципиально важных сферы.
«Вещь в себе» - она не познаваема, и «Вещь для нас» - это познаваемое явление.
Естествознание должно быть направлено на познание вещей для нас, а о вещах в себе ничего сказать нельзя, ведь они существуют сами по себе. Это позиция называется агностицизмом.
Встречаются учения, которые берут ни одно, а два начала- дуализм. Двойственное начало.
Ярким представители дуализма является Рене Декарт. Он утверждает два начала. Одно материальное, а другое идеальное. Одно начало он назвал «Вещь протяженная» - это материальное начало, другое начало «Вещь познающая». Вещь в философском значении – это отдельное обособленное бытие. С философской точки зрения человека тоже можно назвать вещью. Все в мире состоит из вещей. Мышление не обладает протяженностью, она обладает свойством мыслить.
Дуализм оказывается логически не последовательным.