Ступени развития философского мышления: философия Запада
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3.
Ступени развития философского мышления: Философия Запада
Основные вопросы:
1 Философская мысль Древней Греции,
2. Средневековая философская мысль Западной Европы.
3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
4. Философия Западной Европы XIX-XX веков.
Цель учебного занятия: сформировать целостное, системное представление об исторических этапах развития философской науки; раскрыть сущность основных философских направлений и течений.
Ключевые понятия: философия Древней Греции, космоцентризм, Сократ, Платон, Аристотель, универсалии, номинализм, реализм, материализм, рационализм, идеализм.
Древнегреческая философия возникла в VI в. до н.э., когда в Греции первобытный строй сменился рабовладельческим. С его возникновением возникли антагонистические классы, государство, сформировались право, искусство и литература, усилилась торговля, развивались физика, математика, астрономия, география, что послужило основой для развития философии. Древнегреческие философы старались представить возникновение Земли, Солнца, звёзд, животных и людей как единое целое. Поэтому их называли физиками (греч. рhisixe – природа). Они боролись с мифологическим и религиозным мировоззрением. Известно, что в греческой мифологии основное внимание уделяется толкованию возникновения мира, центральное место в ней занимал вопрос «Кто создал мир?», древнегреческие же философы особое внимание уделяли вопросу «Из чего создан мир?». Особое место в развитии философии в Древней Греции принадлежит мыслителям: Фалесу, Анаксимандру, Анаксимену, Гераклиту, Пифагору, Демокриту, Левкиппу, Эпикуру, Сократу, Платону, Аристотелю.
Фалес (624-567 гг. до н.э.), проживавший в крупном торгово-культурном центре Древней Греции Милете, считал, что всё происходит из воды и превращается в воду; Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) считал, что мир состоит из неопределённой материи – апейрона. По его мнению, предметы – это результат движения апейрона и противоположностей как холод и тепло, влажность и сухость. По мнению Анаксимена (588-525 гг. до н.э.) всё образовано из воздуха и превращается в него. Гераклит из Эфеса (530-470 гг. до н.э.) считал, что основа всех предметов и явлений в мире – огонь.
Значимость учения Гераклита в том, что своё мнение о материальности мира он признаёт как закономерный процесс изменения и развития предметов и явлений. Эту вечную и самую общую закономерность он называет «логос».
Ещё одна важная сторона философии Гераклита заключается в его диалектическом подходе к предметам и явлениям действительности. По его мнению, предметы и явления находятся в постоянном движении, взаимосвязи, взаимозависимости, переходят друг в друга. Источник данного изменения – единство противоречий и их борьба.
По мнению Пифагора (580-500 гг. до н.э.), автора теоремы Пифагора, основу мира составляют числа, они изображение порядка в космосе. Познание мира есть познание чисел, управляющих им. Последователи Пифагора отделили числа от материи, обожествляя их, но, всё же внесли большой вклад в развитие науки.
По мнению одного из самых известных философов Древней Греции Демокрита (460-370 гг. до н.э.) мир материален, дух, сознание есть продукт материи. Он считал, что основу мира составляют атомы и пустота, разнообразие предметов и явлений происходит из разнообразия способов соединения атомов. Демокрит считал нужным признать, что материя и движение не разделимы (едины), движение, пространство, так же как и материя существуют объективно. Однако движение он считает простым чередованием (заменяемостью) атомов в пустоте (вакууме). Само же движение возникает в результате столкновения атомов в пространстве.
Демокрит считал необходимостью постоянное изменение предметов и явлений в природе, не признавал случайности в природе. По его мнению, незнание причинности между предметами и явлениями приводит к признанию случайности. Исследование причинных зависимостей он считает основной задачей наук. Демокрит считал, что сознание и дух также состоят из атомов. Подчёркивая возможность познания мира, считал, что он состоит из истинных и тёмных знаний, также Демокрит указывал на роль чувств и мышления в процессе познания. Демокрит – учёный-энциклопедист Древней Греции. Он изучал философию, физику, математику, биологию, медицину, психологию, педагогику, филологию, этику, искусство, политику, логику, излагал мысли по вопросам социальной жизни. В его наследии много ценных идей о воспитании в человеке гуманности, патриотизма, морали, веры, совести и других благородных качеств, гармоничном его развитии.
Левкипп (500-400 гг. до н.э.) вместе с Демокритом заложил основу атомистической теории. Он первым сформулировал закон причинности и закон достаточного основания. Атомическая философия Демокрита была развита Эпикуром (341-270 гг. до н.э.). Если Демокрит подчёркивал разницу атомов с точки зрения формы и количества, то Эпикур различал их по объёму, массе. В древнегреческой культуре особое место принадлежит философии софистов, которые занимались антропологией (наукой о человеке) и гносеологией (наукой о познании). Софисты, будучи мастерами новых в те времена профессий, т.е. учителями, дипломатами, ораторами, работниками судебных учреждений, служили правде, спокойствию, справедливости. Их учение повлияло в определённой мере и на философию Сократа.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) принимал активное участие в общественной жизни Афин, занимался воспитанием молодёжи. По мнению, свободомыслящего Сократа, центральным вопросом в философии должна быть мораль. Процветание, мир и спокойствие, благоустройство общества зависит от его морали – этики. Эти вопросы занимали огромное место и в философии Востока, поэтому наш народ, наши мыслители с безграничным уважением относились к трудам Сократа и прислушивались к его советам.
Схема 1. Античная философия
Ученик Сократа – Платон (427-347 гг. до н.э.) оставил яркий след в истории мировой философии. Он не только философ, но и творец, поэт, драматург, свои идеи он излагал в виде диалогов. Платон жёстко критиковал идеи Демокрита. Его философские взгляды нашли своё отражение в диалогах «Пир», «Теэтет», «Федон», политические же взгляды в работах «Государство», «Политика» и «Законы». Согласно учению Платона, в человеке первичен «мир идей», материальный мир вторичен, является продуктом мира идей, его тенью. «Мир идей» не зависит от времени и пространства, вечно без движения и не изменчив: он и «мир истинный».
Согласно теории познания Платона, объект познания – «мир идей», материальный мир, предметы, явления в нём источник чувственного познания. Чувственное познание не истина, ибо с его помощью люди чувствуют не идеи, а материальные предметы, имея о них представление. «Мир идей», являющийся основой и сущностью материальных предметов можно познать исключительно с помощью чистого мышления. Платон считал самым справедливым и идеальным государство рабовладельческих аристократов Греции. Он делил общество на 3 сословия: 1. Государственные деятели – философы. 2. Военные (охрана). 3. Земледельцы и кустари. При этом государство должно быть в руках философов-аристократов. Военные же – аппарат насилия и гнёта – должны создавать необходимые для рабовладельца условия.
Учение Платона об идеях подверглось жёсткой критике Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) – представителем среднего сословия рабовладельцев. Он считал теорию «идей» Платона безосновательной. По его мнению, материальный мир имеет вечный и объективный характер и не нуждается в никаких «идеях» Платона. Природа состоит из предметов и явлений с материальной основой, она всегда находится в движении и в изменении.
Аристотель признаёт объективное существование материального мира, в своих произведениях он пишет, что в основе всех предметов лежит материя. Предметы возникают из формы и материи. Каждый предмет – сформировавшаяся материя, форма – сущность бытия. В самой же материи есть лишь возможность развития, она нуждается в формировании. Благодаря форме материя превращается из возможности в реальность (действительность). Настоящая Вселенная, по мнению учёного, в единстве материи и формы. Они переходят друг в друга. Нет материи без формы. Материя пассивна. Форма же будучи активной, делает вещь вещью. Развив взгляд об активности формы, Аристотель подчёркивает творческую роль формы форм – бога, мирового духа, «первичного толчка».
В теории познания Аристотель был сторонником Демокрита. По его мнению, материальный мир – основа познания, осязаний, практики. Чувства дают нам сведения о некоторых реальных предметах, разум не способен давать обобщённые сведения. Мысли, по мнению учёного, отражение зависимости явлений объективно существующего мира. Аристотель создал учение о категориях, понятиях, суждениях и заключениях. Первым в истории философии разработал систему категорий. Вместе с тем, обосновал взаимосвязь, взаимопроникновение категорий. Его основные работы «Метафизика» или «Первая философия», «Физика», «О душе», «Аналитика», «Категории», «Этика», «Политика» и др.
В средние века (I-XV вв.) в Западной Европе сформировалось христианство, которое стало государственной религией и идеологией. Философская мысль начала развиваться на основе монотеизма (единобожие). Отражающая основы христианских догм «патристика», крупные учёные которой Квинт Теруллиан (160-220 гг.), Августин (354-430 гг.), и христианская философия стали обязательными для стран Запада, схоластика (греч. shole – школа) на протяжении многих лет была правящей идеологией. Философия была целиком подчинена религии. Изучение природы, инакомыслие считалось грехом, и каралось инквизицией (духовным судом), виновные подвергались изгнанию. Несмотря на преграды в эпоху феодализма культурно-нравственное развитие не прекращалось. В X-XIV вв. в феодально-схоластической философии продолжалось жёсткое противостояние между двумя основными течениями – номинализмом и реализмом. Основным вопросом в борьбе между двумя течениями был вопрос о сущности общих понятий. Реалисты считали, что общие универсалии, идеи вечны и представляют конкретные предметы. Это соответствует мысли Платона о том, что лишь общие понятия реальны, отдельные предметы же, отражённые в наших чувствах, лишь проявление этих идей. Номиналисты, напротив, признавая наличие конкретных предметов, отрицали «универсалии». По их мнению, общие идеи существуют лишь в мыслях людей в качестве общих понятий.
Номиналисты Иоанн Росцелин (1265-1308 гг.), Иоанн Дунс Скотт (1265-1308 гг.) и Уильям Оккам (1300-1350 гг.) считали, что лишь отдельные предметы реально существуют, а общие понятия обозначают названия и они вторичны. Аксельм Кентерберийский и др. представители реализма утверждали, что общие понятия реально существуют, точные предметы формы их проявления. Номинализм своеобразное проявление материалистического направления в схоластике средневековья. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы подрывало авторитет церкви, противило религиозным мыслям о том, что мир создан богом, что дух первичен, а материальные предметы вторичны.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – итальянский философ основал философию томизма, пропагандирующую идеи о первичности бога, вечности духа. Представитель реализма Аквинский, продолжив мысль Аристотеля о том, что форма – первичная, начальная и активная творческая сила, а материальные предметы продукт формы (пассивная сила), провозгласил в мире много различных форм, душа одна из этих форм, Бог – форма форм. Согласно его учению, мир ограничен во времени и в пространстве, он может двигаться силами вне природы. Познать природные предметы и явления можно с помощью чувств, познать общее понятие Бога нельзя. В 70-х годах XIX столетия философское учение Фомы Аквинского было объявлено официальной теорией католической церкви, знание её каждым верующим стало обязательным.
В конце XV начале XVI вв. в странах Западной Европы начали формироваться капиталистические производственные отношения. Открытие новых географических путей привело к дальнейшему развитию производства, что послужило развитию машинной техники. В духовной жизни этот период характеризуется усилением изучения природы, борьбой против влияния религии, церкви, развитием философии и других гуманитарных наук. Этот период называют Ренессансом или эпохой Возрождения. С тех пор наука начала развиваться бурными темпами, началось отделение природы от божества. Многое было сделано в сфере механики, изучения земли и небесных тел, а также открытие и совершенствование математических методов познания, служащих ей. В этот период на арену вышли такие учёные, как Галилей, Коперник, Бруно, Кеплер.
Польский астроном Коперник (1473-1543 гг.) создал теорию гелиоцентрической системы мира. Эта теория стала естественнонаучным фундаментом общего развития материалистического мировоззрения.
Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.), исходя из теории гелиоцентризма, наблюдая за состоянием планет, открыл закон движения планет, что позволило Копернику уточнить картину строения Солнечной системы и открыть закон всемирного тяготения. Вместе с тем открытия Кеплера подрывали взгляд на мир с религиозной точки зрения, но не следует забывать, что мировоззрение Кеплера не было свободно от религиозных понятий.
Крупный представитель эпохи Возрождения итальянский учёный Дж.Бруно (1548-1600 гг.) боролся против схоластической философии и Римской католической церкви. Бруно, пользуясь открытиями Коперника, утверждал, что Земля и небо, состоящие из земли, воздуха, воды, пламени и эфира подтверждают физическую однородность мира. Согласно учению Бруно, материальный мир первичен, сознание вторично; материальный мир вечен, он не создан Богом, из небытия не возникает бытие, и наоборот, однако все предметы и явления взаимосвязаны, едины. Помимо солнечной системы существует множество миров, солнечной системы, планет, мир – безграничен. Земля – частица безграничного мира. Учение Дж.Бруно подверглось резкой критике церкви, 16 февраля 1600 года на Цветной площади Рима по приговору суда церкви Бруно был сожжён.
XVII-XVIII вв. считаются новой эпохой в развитии Западной Европы. Это был период гибели феодализма и победы капитализма в странах Европы. Капиталистический способ производства, потребности в новых производительных силах ускорили процесс научного познания природы. Развитие торговых отношений на море привели к развитию кораблестроения, строительству новых городов – к развитию астрономии, математики и механики. Всё более усиливалось влияние гелиоцентрической теории Коперника. Возникла теория механики Галилея. Ньютон открыл основные законы механики. Эти достижения в области естественных наук раскрыли реакционную суть схоластической религиозной идеологии средневековья, подготовили научную основу для нового мировоззрения. Но, несмотря на это, основа нового мировоззрения имела механистическую и метафизическую природу. Метафизическая природа материализма Нового времени зависела от исторических условий и уровня развития природоведческих наук. Знания о природе, накопленные с древних времён, имели общий характер и не отвечали требованиям Нового времени. Поэтому учёные естествознания Нового времени стали изучать природные явления раздельно, чтобы собрать доказательства истинного знания. В результате учёные пришли к выводу о том, что в природных явлениях, предметах нет взаимозависимости, взаимоопределённости, развития. Мир казался им совокупностью устоявшихся случайных явлений.
Механистический характер материализма Нового времени определяется следующим. В XVI-XVIII вв. среди естественных наук больших успехов достигла механика и математика, а химия и биология в то время развивались слабо. Поэтому учёные того времени объявили механику и математику общей наукой, применимой ко всем явлениям природы, ключом, раскрывающим все секреты природы. После математического обоснования механической причинности, исследуемой Ньютоном, механицизм ещё более упрочил свои позиции. Согласно этому учению, состояние каждого предмета зависит от состояния другого, а также причиной движения или спокойствия любого тела является движение или спокойствие другого. Сам предмет или явление не является источником движения, не может двигаться сам по себе. Причина движения материи вне её самой, а движение состоит из обмена местами в пространстве одинаковых по качеству предметов. Механицизм, признавая лишь механическую форму движения материи, отрицал её другие формы. В результате механицисты полностью стали отрицать качественные изменения, развитие в природе. Поэтому метод познания механицизма является на самом деле метафизическим. Наука заняла в мировоззрении того времени ведущее место, а в философии на первый план вышли проблемы гносеологии – теории познания.
Большой вклад в развитие философии того времени внесли англичане Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.), Томас Гоббс (1588-1676 гг.), Джон Локк (1632-1704 гг.), голландец Бенидикт Спиноза (1631-1677 гг.), француз Рене Декарт (1596-1650 гг.), немец Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.).
В теории познания возникли направления эмпиризма и рационализма. Одним из крупных представителей метафизического механистического материализма, основоположником эмпиризма является Бэкон. В своих работах «Новый органон», «Новая Атлантида» он критиковал схоластику средневековья и обосновал материалистическое понимание природы. Единственно верный путь познания, по его мнению, опыт, анализ. Он выдвинул идею индуктивного подхода ко всем предметам и явлениям. По его мнению, из единиц, т.е. частных доказательств познание идёт в направлении общих научных теорий. Однако он, особо увлекшись эмпирическим способом, умалял роль рационального способа мышления.
Метафизик-материалист Бэкон не смог правильно раскрыть диалектику, связь между чувственным и умственным познанием. Он считал, что основу мира составляет материя, которая, обладая различными качествами, не меняется в количестве, ни из чего не происходит ничего, ничто не исчезает. Общее количество материи не меняется никогда, оно не увеличивается, не уменьшается.
Основоположником рационализма является Рене Декарт. Согласно его учению, единственный путь, метод познания – дедуктивный метод, основанный на рациональном познании. В происхождении и развитии научно-философских знаний разум имеет очень важную роль. Только с его помощью человек может достичь необходимой для себя истины. Истина же с точки зрения разума – теоретические заключения – точные, ясные и несомненные. Единственный источник познания – мышление. Рационалист Декарт пренебрегал ролью чувств в познании. По его мнению, глаза, уши, язык, тело и руки дают неправильные сведения о мире. Поэтому источником познания и критерием истинности знаний является разум. Исходя из этого он выдвигает свой знаменитый тезис «Я мыслю, значит я существую!».
Заслуживают внимания взгляды французских материалистов XVIII века, основными представителями которых являются П.Гольбах, Д.Дидро, К.Гельвеций, Ж.Ламетри. Согласно их учению, все существующие предметы материальны. Все предметы, воздействующие на органы чувств человека, - материальны. Материя состоит из мелких молекул и частиц атомов. По мнению французских материалистов, основными свойствами материи являются объём, вес, протяжённость, фигура и механическое движение. Движение – неотъемлемое свойство материи, без движения не может быть материи, утверждают они. Причина движения в самой природе. Однако, по их мнению, движение состоит из простого изменения месторасположения предметов в пространстве.
Теория познания французских философов имеет материалистическую природу. Согласно их учению, познать предметы природы – это значит чувствовать их, источник чувств – объективная реальность, ибо только материя может воздействовать на наши чувства. Они не отрицали роль разума в процессе познания. Чувства – основа и содержание мышления, мышление состоит из способности мозга собрать, объединить, сравнить несколько чувств. Вместе с тем теория познания имела метафизический характер, познание объяснялось как совокупность чувств, мыслей, а не как процесс, идущий от простого к сложному. Кроме того, французские материалисты не понимали значение социально-исторического опыта людей в познании. Что касается их мысли о социальных явлениях, то человек продукт социальной среды, какова социальная среда, таков и человек. Обновление социальной среды возможно только благодаря развитию просвещения. Однако под социальной средой они подразумевали государство, политические институты, его законы. В результате они приходят к выводу о том, что мысль управляет обществом – какова мысль людей, таково и общество, социальная среда и его строение. Однако они не смогли раскрыть основную функцию общества – справедливость, право на счастье, не смогли объяснить экономическую причину, породившую государство, его классовую сущность и исторический характер.
Достойный вклад в развитие философии внесли представители немецкой классической философии, возникшей во второй половине XVIII и начале XIX вв. Крупными деятелями этой философии являются И.Кант, И.Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Основоположником немецкой классической философии был И.Кант. Его философию можно разделить на 2 основных периода: 1 – период до критической философии; 2 – период критической философии. В начале Кант занимался философскими вопросами естествознания. В своей работе «Общая история природы и теория неба» (1785) считает Солнечную систему результатом вращательного движения начального большого тумана в космосе. Причину этого процесса называет не «первым толчком», а противостоянием между взаимопритяжением и взаимоотторжением. Поэтому все планеты Солнечной системы, по И.Канту, есть продукт длительного природно-исторического развития. Это заключение Канта свидетельствует о диалектическом понимании им природных явлений. В 70-х годах XVIII столетия начинается второй этап деятельности Канта. В своих работах «Критика чистого разума», «Пролетолиндор», «Критика способности обсуждения» он обосновал свою трансцендентную или критическую идеалистическую систему. Обратив своё внимание на способности и возможности познания человека, он признаёт объективную реальность и называет её «предмет в себе». Однако, по его мнению, познать «предмет в себе» невозможно. По мнению Канта, опытные знания обозначают отдельные, несвязанные друг с другом явления, точные знания до опыта обозначают причинную и необходимую связь между явлениями, т.е. закономерности. Кант не признаёт объективный характер законов мира. Он считает, что воображение людей придаёт природе законы, поэтому человеческий ум не должен приспосабливаться к природе, а наоборот, природа должна приспосабливаться к уму человеческому. Большое внимание уделял Кант и вопросам морали. По его мнению, поведение и воля каждого человека отделены от объективной реальности и не изменяемы. Основа морали – неизменяемые догмы в сознании людей.
Говоря о самом крупном представителе немецкой классической философии Гегеле, нужно различать две стороны его философии – диалектический метод и метафизическую консервативную систему. Диалектический метод – философия заключает «рациональное зерно» - в учении о развитии, его идеалистическая догматическая система требует остановки консервативного развития, поэтому в корне противоречит диалектическому методу. Гегель считается в философии объективным идеалистом. По его мнению, дух, разум – первичны, а материальный мир – вторичен, и есть олицетворение мирового духа. Мировой дух – созидающая причина, материальный мир – его продукт. Каждый предмет или явление в природе и обществе форма, содержание же его дух, ум. Ибо эти предметы ничто иное как олицетворение духа. В своей философской системе Гегель всегда опирается на тождественность духа и природы или мышления и бытия. Поэтому у него материальные процессы всегда рассматриваются как логический процесс. По Гегелю, мировой дух вечен, он источник и движущая сила всех событий в природе и обществе. Философская система Гегеля имеет и положительные стороны, т.е. «рациональное звено», что отражается в его диалектике и теории познания. В «Науке логики» Гегель обосновал три основных закона философии:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
3. Закон отрицания отрицания.
Также в данной работе классифицированы все уровни философии. Вклад Гегеля в теорию познания состоит в том, что он обосновал единство логики и теории познания, вместе с тем создал первую расширенную систему диалектической логики.
Философом, жёстко критиковавшим философию Канта и Гегеля, был Людвиг Фейербах. Согласно ему, мир состоит только из природы, и природа не нуждается ни в какой божественной силе. В теории познания Фейербах несомненно признаёт возможность познания объективной реальности. По его мнению, чувства возникают в результате воздействия материального мира на органы осязания человека. Только через человека природа чувствует, замечает себя и мыслит о себе, поэтому философия должна быть связана с антропологией. Фейербах стремится обосновать единство бытия и мышления, объекта и субъекта, физических и психических процессов, вместо всех религий создать религию любви, чтобы социальная жизнь протекала спокойно. Он критикует консервативную сторону гегелевской системы, вместе с тем выкидывает его диалектический метод. В заключении можно отметить, что немецкая классическая философия, особенно диалектика Гегеля, имела огромное значение в формировании философии XIX в. и явилась теоретической основой марксистской философии – нового этапа в развитии философской мысли.
К.Маркс считал, что в основе всех злодеяний лежит отчуждённый труд, причиной тому частная собственность. В своих работах, особенно в «Капитале» он стремился доказать данную точку зрения. Считал, что вместо религии должно восторжествовать атеистическое мировоззрение и вера. Исходя из взглядов о том, что история человечества – это история классовой борьбы, он искусственно разделил развитие общества на формации, положил основу односторонним представлениям в осознании социально-экономического строя, исторически формирующегося на своеобразных особенностях каждой территории. По его мнению, каждая формация должна быть развитой по сравнению с предшествующей. Капитализм, основанный на частной собственности и разбое, доживал, по его мнению, свои дни в Европе XIX в., он «предсказывал» неизбежное создание во всём мире общества (коммуны), основанного на общественной собственности, лозунгом которого станут Равенство, Справедливость, Свобода, Братство! К.Маркс высоко ценил духовную жизнь, роль идей в ней, но оставил их в тени материального производства. В результате нравственный кризис, начавшийся в условиях НТП и НТР, более усугублялся на основе учения Маркса.
В распространении марксизма важную роль сыграли всё более развивающиеся недовольства социальной несправедливостью, неравенством, гнётом. Взгляд на все вопросы общественного развития с точки зрения «интересов пролетариата» привело к фальсификации исторических процессов.
В конце XVII столетия в развитии русской философии начался новый период. Этот период тесно связан со стараниями Петра I утвердить в России европейскую культуру, достижения науки и техники, характеризуется возникновением научно-философской мысли, основанной на научном подходе к развитию природы и общества. Именно в таких условиях формировалось философское мировоззрение М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева.
М.В.Ломоносов – учёный-энциклопедист XVII в., сделавший многое для развития естествознания. Он основоположник научного естествознания, металлургии, геологии, физики, химии, механики, русского литературного языка, русской философии, поэт, риторик, художник, талантливый педагог. По мнению Ломоносова, все предметы состоят из атомов, те в свою очередь состоят из мелких частиц (корпускулов). Корпускулы и молекулы сочетаясь различным образом, определяют разнообразие предметов. Ломоносов выдвигал идею о том, что материя всегда в движении и развитии, открыл общий закон сохранения материи и движения. В его теории познания внешний мир считается источником чувств, в познании причины предметов и явлений необходимо единство чувственного познания и мышления.
А.Н.Радищев – русский поэт, живший и творивший во второй половине XVII в., всю свою сознательную жизнь связал с борьбой трудящихся масс с русским крепостным строем. Его философские взгляды о вселенной, материи, движении, пространстве и времени нашли своё отражение в работах «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке, его смерти и бессмертии».
Огромна заслуга русских революционеров-демократов В.Г.Белинского (1811-1848 гг.), А.Н.Герцена (1828-1889 гг.), Н.Г.Чернышевского (1820- 1880 гг.), Н.А.Добролюбова (1836-1861 гг.), Н.П.Огарёва (1813-1877 гг.) и др. в развитии русской философии XIX в.
Философские взгляды революционеров-демократов имели в основном научный характер. Они пытались связать философию с жизнью. По их мнению, диалектика состоит из законов развития природы и общества. Правящие слои общества никогда в истории не отказывались от своих привилегий добровольно, поэтому большинство в обществе для того, чтобы достичь справедливости, считали возможным революционную перестройку общества и установление народного правления. Революция крестьян, общая революция разных слоёв общества составляло развитие общества в понимании демократов.
В то время в России наряду с научной сформировалась и религиозная философия Ф.Н.Достоевского, К.Н.Леонтьева, Н.Ф.Фёдорова, Л.Н.Толстого, В.Соловьёва. Они продолжали развивать идею «боголюбия», благодаря которой, считали они, русский народ и все люди обретут спасение.
Ещё одно значительное направление русской философии – русский космизм. Заслуживает внимания то, что ряд философов, мыслителей (Н.В.Фёдоров, В.С.Соловьёв, Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, А.И.Вернадский, П.А.Флоренский, А.О.Чижевский и др.) в своих трудах ставили проблемы единства человека и космоса, космической природы человека и круга деятельности человека. Интерес к космизму возник в начале ХХ столетия в Западной Европе, но широкое распространение космизм нашёл в России. Русский космизм развивался в основном в трёх направлениях: фантастическое (идеи К.Э.Циолковского), геологическое (Н.Ф.Фёдоров) и связанное с природоведческой наукой (Н.А.Умов, В.И.Вернадский).
К.Э.Циолковский (1857-1935 гг.) своими научно-техническими идеями внёс серьёзный вклад в формирование современной космонавтики. В своей работе «Космическая философия» изобразил космос, наполненный различными формами жизни: от самых простых видов до существ, способных непосредственно осваивать солнечную энергию, свет и вечность. Современный человек, по мнению Циолковского, не является заключительным этапом эволюционного звена. Ум и творчество возвысят человека до космического уровня. Со временем физическая природа человека изменится, и он приблизится к уровню организмов, проживающих в межзвёздном пространстве.
В.И.Вернадский (1863-1945 гг.) проводил крупные исследования в различных сферах науки. Под руководством учёного сделано многое в области биохимии, геохимии, биосферы. Вернадский говорил о гармоничности и взаимосвязи человека и космоса в микро- и макроуровнях. Основал теорию астрокосмизма. Его идеи были научно обоснованы. Учение о ноосфере проявило свою актуальность в XXI веке. Его предложение об использовании интеллекта человека и его продукта научно-технических открытий на благо человечества и природы обретают особую значимость. Эти взгляды Вернадского имеют огромную методологическую и мировоззренческую значимость, являясь достойным вкладом в развитие научной философии.
В заключение можно отметить, что в русской философии сильны взгляды, направленные на гуманизм. В ней существовал своеобразный антропокосмизм. Он пропагандировался в рамках религиозных взглядов о человеке. Русский космизм, каким бы он ни был, порождает веру в силу человеческого разума, его безграничные возможности, позволяя предсказывать полёт человека в космос, освоение его, путешествие на дальние планеты.
Вопросы для самопроверки:
1. В чём особенность древнегреческой философии?
2. В чём суть учения Платона о мире идей?
3. Что вы знаете об Аристотеле?
4. В чём суть философии Западной Европы средневековья?
5. Философия эпохи Возрождения в Европе.
6. Что Вы знаете о направлениях и философских школах Европы XVII-XIX вв.:
7. Какие вы знаете направления в философии ХХ века?
Темы для самостоятельной работы (рефераты, доклады, презентации)
1. Философия элеатов.
2. Философия милетской школы.
3. Место Платона в истории философии.
4. Философское учение Аристотеля.
5. Философская система Фомы Аквинского.
6. Философские взгляды в средние века в Западной Европе.
7. Философия Бэкона и Декарта.
8. Немецкая классическая философия.
9. Русская философия XIX века.
10. Философия прагматизма.
11. Экзистенциализм – философия существования.
12. Основные принципы философии жизни.
Литература:
1.Каримов И. Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации./Доклад на международной конференции, 15 мая 2014г.- Самарканд, 2014.
2. Каримов И.А. Юксак маънавият – енгилмас куч.- Тошкент: Маънавият, 2008.
3. Каримов И.А. Узбекистан, устремлённый в XXI век. – Ташкент: Ўзбекистон, 1999.
4. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004.
5. История философии. Учебник для высших учебных заведений./ Под ред. В.П. Кохановского- Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002.
6. Из истории свободомыслия народов Средней Азии. – Ташкент, 1990.
7. Очерки истории общественно-философской мысли в Узбекистане. – Ташкент: Фан, 1977.
8. Основы философии/ Под ред. М.А.Ахмедовой, В.С.Хана. – Ташкент: Ўзбекистон, 2004. – С.31-202.
9. Философия. Курс лекций/ Авт.-сост. И.Саифназаров и др. – Ташкент, 2002. – С.26-102.
10. Спиркин А.Г.Философия. – М.: Гардарики, 2000.- С.18-240.
11. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.- С.37-124.
12. Хайруллаев М.М. Фараби – крупнейший мыслитель. – Ташкент, 1973.
13. Хайруллаев М.М., Бахадиров Р.М. Аль-Хорезми. – М., 1988.
14. Философия/ Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной.- М.: 1996.