Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Структурно-содержательные и процессуальные характеристики конфликта

  • 👀 700 просмотров
  • 📌 674 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Структурно-содержательные и процессуальные характеристики конфликта
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Структурно-содержательные и процессуальные характеристики конфликта» pdf
Лекционное задание (состоит из 3 заданий, задание к сессии приводится после лекционного задания): 1. Смотрим видео по ссылке: https://www.coursera.org/lecture/conflictresolution/2-3-kto-ty-v-konfliktie-bHWsk (различные роли в конфликте) 2. Далее читаем лекционный материал: Структурно-содержательные и процессуальные характеристики конфликта Вопросы для рассмотрения 1. Подходы к определению и изучению конфликта в зарубежной и отечественной науке. 2. Понятие «конфликт», его структурные элементы, уровни и характеристики функционирования. 3. Динамика развития конфликтной ситуации. 4. Механизм и функции конфликта. 1. Подходы к определению и изучению конфликта в зарубежной и отечественной науке На протяжении всей жизни человек оказывается субъектом многообразных и многочисленных отношений, которые не всегда бывают позитивными и плодотворно влияющими на его жизнедеятельность. Когда все идет хорошо, особых вопросов и проблем не возникает, а при неблагоприятном развертывании событий мы озадачиваемся вопросом «почему?». Почему я, а не кто-то другой? Почему он так делает? Почему процесс нашей жизни сопровождается страданиями? Как сделать бытие человека более благоприятным и менее мучительным? В наших ли силах изменение естественного хода событий? Насколько мы вправе вмешиваться в жизнедеятельность окружающих? И наконец, как сделать наше вмешательство, если оно необходимо и морально обосновано, действительно позитивным и приемлемым другой стороной? Что же такое конфликт? Что он дает человеку? Как научиться им управлять? Это основные проблемы, над которыми мы будем работать в этой лекции. Впервые понятие «конфликт» вводится на рубеже XIX—XX столетия в социологии. Конфликт рассматривается как неизбежное явление в общественной жизни, связанное со свойствами человеческой природы, в частности, с проявлением инстинкта агрессивности. Г.Зиммель впервые вводит термин «социоло- гия конфликта», обосновывая в одноименной работе важность и позитивную ценность конфликта. Г.Спенсер, рассматривая конфликт социальный с позиций теории социалдарвинизма, отождествляющей общество с организмом, считает его неизбежным явлением в истории человечества и стимулом социального развития. М.Вебер, В.Парретто, Дж.Александер, называя конфликт «социальным спором», считают его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации. Л.Козер, Р.Дарендорф и др. предлагают «конфликтную модель общества», где в качестве конфликтующих сторон рассматриваются различные политические силы, классы, социальные группы, государства, преследующие несовместимые цели, борющиеся за свои интересы, власть, перераспределение национального дохода и т.д. В частности, Р.Дарендорф определяет конфликт как результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям подчинения и господства. Ценность конфликта он усматривает в предотвращении окостенения социальных систем, в становлении различного рода инноваций. Он считает, что подавление социального конфликта ведет к обострению его противоборств, а «рациональная регуляция» к контролируемой эволюции. Т.Парсонс, Р.Мертон, Э.Дюркгейм рассматривают конфликт как аномалию социального взаимодействия, как своего рода социальную болезнь. К.Лоренц главной причиной социальных конфликтов определяет агрессивность индивида и толпы. По его мнению, агрессия – постоянное состояние живого организма. Но при этом он не усматривает внутренних особенностей человеческой природы, а объединяет проявления агрессии животных и человека в один разряд. К.Левин определяет конфликты как противоборство собственных и вынужденных сил, т.е. как противоречие между собственными потребностями и внешней, объективной, вынуждающей силой. К.Боулдинг предпринимает попытку создания универсальной общей теории конфликта, согласно которой конфликт – всеобщая категория, присущая живому и неживому миру, выступающая базовым понятием для анализа процессов социальной, физической, химической и биологической среды. По его мнению, все конфликты имеют общие функции, свойства и тенденции возникновения, протекания и разрешения. 2 Множество зарубежных теорий акцентируют внимание на многомерности конфликтных явлений и основной единицей его анализа стремятся выделить социальное взаимодействие, его уровни, характеристики и особенности. Также огромное внимание уделяется внутренней детерминации конфликтных явлений; развивающей роли конфликта в ходе эволюции и возможностям перевода деструктивных конфликтов в конструктивное русло. В отечественной психологии основное внимание уделяется социальной детерминации конфликта объективными социально-психологическими и экономическими условиями (С.И. Ерина, Ю.Г. Запрудский, А.И Донцов, Т.А. Полозова, А.Г. Здравомыслов, Н.Н. Вересов, Т.С. Сулимова, Н.И. Леонов и др.). В.И. Брудный, В.А. Семенов, Н.В.Гришина, А.И. Анцупов, Б.И. Хасан и др. рассматривают конфликт как столкновение противоположных интересов, мнений, стремлений, несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе взаимодействия сторон конфликта. Довольно стройную теорию межличностного конфликта создает Н.В. Гришина, она считает конфликт реакцией человека на препятствия по достижению целей совместной деятельности; на поведение других, не соответствующее ожиданиям; реакцию на почве несовместимости характерологических черт, различия культурных основ поведения и потребностей. А.И. Анцупов определяет конфликт как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Н.И. Леонов акцентирует внимание на взаимовлиянии человека и среды, проявляющемся в поведении субъекта. Конфликт он определяет как форму проявления противоречия, не разрешенного в прошлом, но разрешаемого в настоящем. Сегодня в отечественной науке можно выделить ряд направлений в исследовании конфликта: · социально-философское направление, характеризующееся выявлением роли, смысла и функций конфликта как момента диалектического развития; · социально-психологическое направление, которое связано с изучением характера общественных отношений и с выявлением специфики конфликтогенного сознания на индивидуальном и коллективном уровнях; · психологическое направление, которое акцентировано на исследовании сущностного содержания конфликтного взаимодействия, на выявлении общих 3 категорий конфликтологического анализа, на выделении внутренних основ противостояния субъектов; · психолого-педагогическое направление акцентировано на выявлении причин, источников, условий и особенностей конфликтных взаимодействий в периоды детства и взросления. В целом, в современной психологической науке исследования конфликтов ведутся с позиций междисциплинарного, социально-психологического и психологического рассмотрения в русле: · деятельностного подхода, при котором исследуется проявление в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности; · личностного подхода, в рамках которого личность является центральным звеном конфликтного взаимодействия; рассматривается обусловленность конфликтов личностными характеристиками и эмоциональными факторами развития личности на разных этапах жизни; · организационного подхода, где конфликт рассматривается как процесс рассогласований в функционировании структурных элементов, обеспечивающих относительную стабильность системы. 2. Понятие «конфликт», его структурные элементы, уровни и характеристики функционирования Обобщая изложенное выше, можно отметить, что в понятии конфликт традиционно выделяется три основных элемента: а) потребности, цели, ценности и интересы, особенности мироощущения – это жизненно необходимые аспекты бытия человека, источник и фактор активности субъекта, его мотивация и движущие силы конфликта; б) противоречие, столкновение, противоборство, воспринимаемые как угроза собственной идентичности субъекта, потому эти формы взаимодействий являются причиной выраженных отрицательных эмоций; в) социальная и психическая напряженность, высвечивающая факт противоборства; проявляющая значимые смыслы и проблемы развития, сопутствующая изменениям субъекта, определяющая потенциал жизненной энергии вовлекаемой в конфликт. Эти элементы можно определить как базовые характеристики состояния субъекта конфликта, которые проявляются в мотивации, в формах взаимодействия, в напряженности и обозначают актуальные проблемы его развития и жизнедеятельности. 4 В связи с этим важно определить понятие «субъект конфликта» – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Это те субъекты общения, взаимодействия, жизнедеятельности, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга. В качестве субъекта конфликта может быть отдельный индивид, группа индивидов, социальная структура, нация, этнос, государство и др. В самом общем виде конфликт можно определить как многомерное полифункциональное, природное, социально-психологическое, психологическое явление, характеризующее состояние акта жизнедеятельности системы, осуществляющееся в двух основных вариантах: · в нормативном варианте – как реальный акт функционирования систем различного уровня материи, способствующий развитию групп, общностей, социальных систем и общей эволюции материи; · в патологическом варианте – как узловой момент развития субъекта, создающий повышенную напряженность как у отдельных элементов системы, так и у всей системы, частью которой он является. Важно отметить, что конфликт может быть средством и способом жизни у субъектов с инфантильным (детским, незрелым) и реалистичным жизненным миром. Для субъектов ценностного и творческого мироощущения конфликт является процессом, в ходе которого осуществляется их дальнейшее жизненное самоопределение Конфликт проявляется по следующим основным признакам. · По негативному эмоциональному фону, наличию дискомфорта и напряженности отношений. · По наличию у каждого конфликтующего субъекта своей доминанты (неудовлетворенной потребности, заблокированной эмоции, ущемленного интереса). · По результативности реального акта жизнедеятельности, способствующего развитию групп, общностей, социальных систем и общей эволюции материи. · По состоянию социального менталитета данной общности, характеризующегося наличием своеобразных зон психосоциальной или социальной напряженности. · По характеристикам межличностных взаимодействий, проявляющихся в противоборстве как субъективных, так и объективных противоречий; в проти5 воположности тенденций развития и жизнедеятельности субъектов; в ролевых несоответствиях субъектов (призвание одно, а назначение другое). · В противостоянии субъектов по поводу различных точек зрения, мотивов, потребностей, целей, ценностей, установок, интересов и др. · По индивидуальным психофизиологическим состояниям: эмоциональная напряженность, стресс, дистресс и пр., возникающих вследствие затрудненности или отсутствия эмоциональной регуляции. · По социальным проявлениям субъекта жизнедеятельности: выраженностью на поведенческом уровне агрессии, наличию конфликтных реакций сторон, проявляющихся в зоне актуальных и личностно значимых проблем субъектов. · По наличию двух уровней взаимодействия. То есть в ситуации конфликта пространственно просматриваются позиции: превалирования – «над», характеризующаяся подавляющим, разрушающим воздействием; подчинения – «под», характеризующаяся подчинением, заискиванием, уходом физическим или психологическим. · По выходу на поверхность сознания, значимого содержания внутреннего мира субъекта: его потребностей, целей, значимых событий и возможностей их удовлетворения; переживаний и их значимости в сегодняшней ситуации. · По непредсказуемости поведения субъектов конфликта, неадекватности характера и уровня реакций на внешние воздействия. · По наличию целенаправленного воздействия на внутренний мир другого субъекта с целью унизить, оскорбить, причинить боль. Структурно содержательные характеристики конфликта В характеристике конфликта особое значение приобретают его основные структурные элементы: 1. База или основа конфликта — конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Это такое совмещение человеческих интересов, которое объективно создаст почву для реального противоборства между субъектами. Поскольку ситуация предшествует конфликту, она может быть еще не использована ими и даже не осмыслена. Пример. В Вооруженных силах намечается сокращение кадров. Многие сотрудники, в частности по вольному найму, могут попасть под это «мероприятие». Пока конкретно вопрос о ликвидации тех или иных должностей не решен, поэтому говорить о возникновении конфликта преждевременно. Од6 нако конфликтная ситуация налицо, потому что предмет возможных разногласий и борьбы уже существует. 2. Объект конфликта – то, на что направлены воздействия оппонентов, их претензии. Это непременный атрибут конфликта. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Легче определяется проблема. Объект лежит глубже, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объект – это движущая сила конфликта. В качестве объекта конфликта может быть материальная, социальная или духовная ценность, к которой стремятся оба оппонента. Все объекты подразделяются на три вида: · объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно; · объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта; · объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно (это ситуация «мнимого конфликта»). Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон и существенно усложнить положение другой. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства. 3. Предмет конфликта – это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. Это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. 4. Стороны или участники конфликта: отдельные побуждения внутри личности; отдельные субъекты взаимодействия; отдельные субъекты социальных отношений: социальные группы, государства, коалиции государств. Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей во7 ли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы участников могут меняться местами. Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта, а также «группу поддержки» и других участников. Прямые участники конфликта. Их часто называют «противоборствующие стороны» или «силы», это ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Та сторона, которая первая начала конфликт, является инициатором. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она не права. Например, если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной. Однако в длительных и широкомасштабных конфликтах сложно определить инициатора. Косвенные участники представляют собой определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы, они составляют определенную часть окружающей среды, в которой протекают конфликты. Они могут провоцировать конфликт и способствовать его развитию, содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению, поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Группы поддержки могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В группу поддержки могут входить руководители или подчиненные оппонентов. Другие участники. В данную группу входят те, кто оказывает эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель – это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача – спровоцировать, развязать конфликт. Организатор – лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие. 5. Социальное положение субъекта характеризуется субъективным присвоением определенного ранга (себе и оппоненту); наличием объективного статуса (занимаемая должность). Все это дает соответствующий уровень сил в противоборстве. 8 Ранг (нем.) – звание, чин, разряд, категория. В конфликтологии он определяется по принципу высший-низший и предполагает позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к другому субъекту. Можно предложить следующий способ определения рангов оппонентов (субъектов конфликта): · оппонент первого ранга — субъект, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы; · оппонент второго ранга — отдельные субъекты, защищающие групповые интересы; · оппонент третьего ранга — структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп; · высший ранг — государственные структуры, выступающие от имени закона. В реальном конфликте каждая из сторон стремится понизить ранг противника и повысить свой собственный. т.к. на уровне подсознания, в своих субъективных оценках, на уровне общественного мнения участники конфликта «наделяются» определенными рангами, хотя с юридической точки зрения, для этого нет оснований. Социальный статус — это объективное положение субъекта в обществе, должность, связанная с определенной совокупностью прав и обязанностей. Статус может оказать значительное влияние на положение (позицию) того или иного субъекта и участника в реальном конфликте. Сила в социальном конфликте — это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента (противника). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о возможной реакции окружающей среды на социальный конфликт. Только с началом конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится более полной. 6. Окружающая среда — один из элементов в структуре социального конфликта. Она состоит из физической сферы (географических, климатических, экологических и других факторов) и социальной среды (определенных социальных условий, в которых развивается конфликт). Микро- и макросреда – условия, в которых находятся и действуют участники конфликта. Социальная 9 среда – это не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид. 7. Инцидент (повод) — активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны. Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность); превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию хотя бы у одной из сторон; действия участников конфликта, направленные на овладение объектом конфликта. Это открытое столкновение, чаще всего описываемая форма контактов. Проявления этой формы весьма многообразны: это может быть борьба и попытки противников обезоружить друг друга; это попытки доказать свое преимущество, установить господство над людьми, чтобы подчинить их своим интересам или использовать их ради собственной выгоды. Столкновение может быть: а) конструктивным – интеллектуальные споры, конфронтации разных позиций с целью улучшить ситуацию; б) деструктивным, если оно акцентировано на индивидуальных компонентах внутреннего мира и служит достижению меркантильных целей. Столкновение может быть следствием несовпадения установок, чувств, стремлений, целей, моделей поведения и способов мышления. Чаще всего оно наблюдается при наличии антагонистической направленности участников. 8. Исходы конфликтной ситуации — последствия, результаты, лежащие за пределами самого конфликта. Компоненты психологической структуры конфликта Особую роль в возникновении и функционировании конфликтного взаимодействия играют компоненты психологической структуры конфликта. · Познавательные компоненты: а) образы конфликтной ситуации: представления участников о самих себе, своих мотивах, ценностях, возможностях; представления о противостоящей стороне, о том, как другой воспринимает его, о среде, в которой складываются конкретные отношения, которая является непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. В связи с этим возникают конфликты, которые обусловлены субъективным отражением конфликтной ситуации. Причиной конфликта может послужить простое непо10 нимание другого субъекта и ожидание «злого умысла». б) В ситуации конфликта мышление становится вялым, вязким, восприятие сужается до границ конфликтной зоны, ощущения негативны и в целом могут быть охарактеризованы как дискомфорт и напряженность. · Интеллектуальные характеристики оппонентов; примечательно, что в ситуации конфликта интеллект выполняет роль «передаточного звена»: с его помощью отрицательные эмоции нагнетаются и «раскручиваются на полную катушку». То есть интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая, в частности, агрессию за счет придаваемого ей смысла; и чем ниже интеллект, тем выше роль эмоционального фактора в конфликте. Более того, субъект с низким интеллектом опасен для жизни конфликтующих сторон. · Личностные характеристики субъектов противостояния; характеристики самосознания и, прежде всего, самоотношения (его важнейший элемент – самооценка). Особый интерес вызывает конфликтность как качество личности. В своей основе оно имеет отсутствие соответствия между естественными потребностями и целевыми импульсами их удовлетворения, т.е. отмечается превалирующий инстинкт и разбалансированность его управлением (повышенная амбициозность, честолюбие и др.); завышенная самооценка и страх не оправдать ее; различного рода деформации личности, – например, авторитарность как результат излишне строгого семейного воспитания, когда чувства агрессии, обиды по отношению к родителям жестоко подавлялись, что способствовало возникновению идеализированного отношения к родителям, но при этом формировалось бессознательное чувство враждебности к ним и к любым значимым людям; акцентуации и патологии характера, психики. · Эмоциональные компоненты: уровень развития чувств, степень развитости саморегуляции субъекта; хронический психический дискомфорт, обусловленный слишком высокой эмоциональностью и наличием чувства неуверенности в себе; актуальность, значимость и степень осознанности переживаний субъекта. · Волевые компоненты – совокупность умений и навыков по преодолению трудных ситуаций и проблемных зон жизнедеятельности субъекта. · Мотивационные компоненты, определяющие направленность личности и ее самореализацию в процессе профессиональной деятельности, в общении, в социальных взаимодействиях и контактах. · Поведенческие проявления, характеризующие уровни и виды реагирования субъекта на взаимодействия с окружающими субъектами, системами; стиль, тактика и вид поведения в конфликте; особым случаем здесь является стремле11 ние избежать конфликтного столкновения, при отсутствии других возможностей разрешения ситуации. Это может привести к психологическому замещению. Нередко такое замещение выражается в пьянстве и других формах социально осуждаемого поведения, которое, в свою очередь, тоже может вызвать конфликт. Характерным примером является бытовое хулиганство, которое часто представляет собой замещение конфликта, сложившегося в семье, например, избиение прохожего. Не имея возможности доказать свои «преимущества» на работе и избегая там конфликта, субъект затевает этот конфликт дома, в семье, что дает ему определенную «разрядку» и удовлетворяет самолюбие. 3. Динамика развития конфликтной ситуации Многие специалисты отмечают аналогию конфликта с природными явлениями: с извержением вулкана, с водоворотами, вихрями и т.д. Действительно, в развитии конфликта наблюдается постоянный рост напряжения, интенсивности, эмоциональности. Доходя до определенной точки, конфликт может остановить свое развитие и оставаться в статическом варианте некоторое время, после которого возможен спад напряженности до максимально возможного затишья, а возможен и новый виток развития конфликта. Конфликт сложное и динамичное явление, в его развитии отчетливо просматривается три основных этапа: предконфликтная ситуация, собственно конфликтное столкновение и разрешение конфликта. I. Предконфликтная ситуация – это возникновение объективных основ конфликта, это потенциальный конфликт, характеризующийся «натянутостью» отношений, подчеркнутой официальностью, расколом общности на группы, появлением первого сигнала конфликта — дискомфорта. Это этап проверки и подтверждения фактов противостояния, взаимообмен условиями взаимодействия и требованиями сторон, осуществляющийся на различных уровнях взаимодействия с использованием различных форм и средств. Это рост напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями, недоразумениями, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые. Это некоторые инициирующие события, побуждающие участников к действию. Предконфликтную ситуацию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон: 12 а) Возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид. Здесь каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, осознание и разрешение которой зависит от особенностей восприятия. б) Оценка предконфликтной ситуации, где важно: · определить степень значимости более широкой системы связей; · оценить степень преимуществ и потерь, вытекающих из предшествующего состояния и его дестабилизации; · степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления; способность учитывать интересы оппонента; · характеристика особенностей восприятия противостоящими сторонами друг друга; в случае осознания ситуации как конфликтной возникает оценка чужих действий как преднамеренно враждебных, с целью помешать достижению желаемого или унизить. в) Осознание данного этапа в русле восприятия ситуации как конфликтной. Возникновение соответствующего поведения, когда выявляются поверхностные противоречия и оппоненты переходят к реальным действиям; стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми методами»; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере; разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; «формирование образа врага» и установка на борьбу с ним. Согласно Н.И. Шевандрину, существуют следующие варианты субъективного восприятия ситуации и объективного соответствия: а) адекватно понятый конфликт: здесь объективная конфликтная ситуация налицо и стороны правильно ее понимают; б) неадекватно понятый конфликт; в этом случае конфликтная ситуация объективно существует и стороны воспринимают ее как таковую, но с теми или иными отклонениями от реального положения вещей; в) не понятый конфликт, т.е. объективная ситуация существует, но она не воспринимается оппонентами как таковая (это потенциальный конфликт, когда личности имеют различные установки или отношения, являющиеся основой конфликта); 13 г) ложный конфликт: объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные. На данном этапе конфликт ярко проявляется по некоторым типичным реакциям «противостоящих» сторон, которые условно могут быть разделены на стратегические и нестратегические. К стратегическим реакциям можно отнести следующие поведенческие проявления: внешняя доброжелательность, холодность, сдержанность, устранение, избегание встреч и контакта глазами и др. К нестратегическим реакциям относятся физиологические проявления: повышение общей потливости, особенно потливости ладоней; выражение и цвет лица; напряженный, срывающийся голос; раздражительность; излишнее возбуждение или торможение; напряженная, вынужденная поза и мимика лица, тремор (дрожание рук) и др. В целом, на данном этапе отмечается неудовлетворенность взаимоотношениями, возникновение реальной конфликтной ситуации и осознание субъектами взаимоотношений как конфликтных. Однако это еще латентная, скрытая фаза конфликта. В подобном состоянии конфликтная ситуация может существовать долго и не перерастать в конфликт, более того, при умелом управлении субъектов собой и ситуацией она может нивелироваться, т.е. перейти в разряд незначимых. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент. II. Конфликтное взаимодействие, или развивающийся конфликт, характеризующийся недоразумениями, ростом напряженности, оценкой сил и возможностей конфликтующих сторон. Здесь возможны несколько вариантов взаимодействия: а) уравновешивание сил достижением баланса, когда продолжение конфликта силовыми методами невозможно, но и действий по достижению соглашения еще не предпринимается; б) затягивание конфликта, вхождение в кризис и эскалацию, где соперничающие тактики взаимодействия явно преобладают; в) переход конфликта в открытую форму, где разногласия усиливаются и конфронтация идет до тех пор, пока эскалация не теряет смысла; г) уход от взаимодействия, когда сила, власть и фортуна только у оппонента; д) активное противостояние до конца в ситуации соизмеримых возможностей оппонентов. 14 На данном этапе стороны блокируют возможные достижения, цели и намерения оппонентов, используя при этом далеко не нравственные способы взаимодействия. Конфликтное взаимодействие обычно осуществляется в следующей последовательности: а) постепенное усиление позиций участников конфликта за счет введения все более активных сил и за счет накопления опыта противостояния; б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемы; в) повышение первичной активности участников, нарастание эмоциональной напряженности, ужесточение конфликта. Среди стратегических форм поведения на данном этапе конфликта могут быть выделены: · демонстрация силы, власти, связей, враждебности, агрессивности, неприятия оппонента; · интеграция всех видов активности: импульсной, принудительной, волевой; · применение различного рода санкций, угрозы, давление, перенос конфликтных отношений на другие формы взаимодействий. Среди физиологических, нестратегических реакций отмечаются: · изменения в функционировании органов, особенно сердечно-сосудистой системы: изменение дыхания, давления, обострение хронических заболеваний и появление новых хронических болезней и др.; · угрожающая, вызывающая поза тела и мимика лица, усиление тремора, появление различного рода тиков, затруднений речи и др. Для перехода к открытой фазе конфликтного противоборства необходим инцидент – формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, может явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния, он знаменует собой переход конфликта в новое качество. 15 В сложившейся ситуации возможны три основные фазы и соответственно три варианта поведения конфликтующих сторон: 1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство, когда стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс. Борьба ведется ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой ступени еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами. 1 2. Дальнейшая эскалация1 противоборства, одна из сторон делает вид, что «ничего не произошло» (уход от конфликта). Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Это фаза упущенных возможностей компромисса. Далее конфликт становится неуправляемым и непредсказуемым. 3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой ступени конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику. Здесь конфликт как бы «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов – действий и противодействий конфликтующих сторон. Кульминация наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает (или их родственным связям, или дружеским отношениям). Кульминация – это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то взрывном эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает того накала, что обеим сторонам становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях. Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Здесь имеет место «предел терпимости», при превышении которого участники конфликта устают от своего противоборства, у них возникает желание как-то уладить разногласия. В затяжном конфликте момент кульминации долго не наступает. В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка 1 1 Эскалация – расширение, наращивание, обострение. 16 кульминации обходится очень дорого: в процессе затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический потенциал» негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации, и когда наконец момент кульминации наступает, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие разрушения. Такого рода кульминация — это еще один вариант острого конфликта. В зависимости от конфликтной установки сторон и формы поведения, конфликт приобретает своеобразную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины углубления и разрастания. И если ему ничто не мешает, он начинает как бы питать сам себя, создавая, порождая все новые и новые основания дальнейшего развития. На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием невозможности достичь целей или непомерной цены успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения, и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений. На данном этапе очень важна выдержка оппонентов. Этап может длиться очень долго, его нужно выждать, переждать, дабы оппоненты, что называется, «спустили пар», а для этого потребуется высокая интеллектуальная и физическая нагрузка. III. Разрешение конфликта. Данный этап конфликта будет более детально рассмотрен в последующих материалах, здесь мы ограничимся уровнем общего понятия о возможностях разрешительной деятельности. Длительность и интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакций ближайшего окружения на конфликт, символов победы и поражения, возможных способов нахождения консенсуса и т.д. На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий: · очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта; · борьба идет до полного поражения одной из сторон; 17 · борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов; · стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя; · конфликт может быть остановлен под давлением «третьей силы». Любой конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия его прекращения, которые могут быть определены еще до начала противоборства, а могут быть выработаны и согласованы в ходе развития конфликта. Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации путем воздействия на участников, либо путем изменения характеристики объекта, либо путем изменения отношения к ситуации или оппоненту и другими способами. Разрешение конфликта, как фаза его завершения, начинается с эмоциональной разрядки. Здесь один из оппонентов или оба, «спустив пар», переходят к более конструктивному поведению: избегают словесных раздражителей, конкретно и определенно излагают суть дела, дают альтернативы решения и др. Разрешение конфликта становится возможным за счет изменения объективной конфликтной ситуации, за счет преобразования образов восприятия, имеющихся у оппонентов. Разрешение конфликта может быть полным — конфликт устраняется и на уровне внешнего поведения, и на уровне внутренних побуждений. На объективном уровне — обстановка полностью стабилизируется, объективные основы конфликта устраняются; на субъективном уровне — кардинально меняется образ конфликтной ситуации. Разрешение может быть частичным — конкретные действия исключаются, но побуждения к конфликту остаются. На объективном уровне – конфликтная ситуация частично разряжается. Но конфликт может углубиться или перейти на другой уровень или в иные формы, например, возможен переход межличностного конфликта во внутриличностный и наоборот. На субъективном уровне восприятия у субъектов происходит ограниченное изменение образов конфликтной ситуации. При этом во внешних проявлениях отмечается повышенная активность в русле решения собственных внутренних проблем. Важнейшими индикаторами готовности к разрешению конфликта являются: эмоциональный – возможность спокойного контакта глазами; интеллектуаль18 ный – наличие представлений о проблеме и вариантов выхода из конфликтной ситуации. Наиболее действенным способом разрешения конфликтов являются переговоры. Обычно одним из условий начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают враждовать, но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Важно знать, что до этапа разрешения конфликт должен вызреть и любая деятельность по форсированию разрешения (например, когда одна сторона готова к разрешению, а вторая кипит от эмоций) только усугубит противостояние. IV. Послеконфликтная стадия. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью завершен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет зависеть от следующих положений: · от объективности критериев соглашения, оно должно быть в форме обоюдных обязательств; · от результативности методов выработки соглашения; · от возможностей регуляции эмоционального напряжения и условий сбалансированности интересов сторон; · от степени добровольности принятия компромисса. Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде; новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. 4. Механизм и функции конфликтов Влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различения конструктивных и деструктивных конфликтов. При этом, независимо от природы и вида, конфликт выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются: диагностическая, конструктивная и деструктивная. Диагностическая функция конфликта определяется проявлением «болевых точек» взаимодействия на психологическом и социальном уровнях. То есть 19 данная функция служит выявлению причин возникновения конфликтного взаимодействия. Диагностическая функция проявляется в том, что: · конфликт актуализирует проблему, выводит ее на поверхность жизненно важных составляющих противоборства, поскольку она выявляется в совокупности воспринимаемых людьми фактов; · позиции, сталкивающихся в противоборстве субъектов, высвечивают сущность важнейших социально-психологических изменений; · суть конфликта высвечивает узкие места, нерешенные вопросы совместной деятельности оппонентов; · конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуальнопсихологические особенности людей, участвующих в нем; · конфликт зондирует общественное мнение и состояние общественной среды; · конфликт высвечивает проблемы развития, недостаточного воспитания и недостаточной компетенции в плане общения и выполнения профессиональной деятельности всех участников противоборства. Конструктивная функция своей основой имеет выработку стремления и основных способов преодоления кризисов, трудностей, а также способствует утверждению социально позитивных норм общения и становлению социально полезных качеств личности. Конструктивность конфликта реализуется в том, что: · конфликт стимулирует познание интересов, ценностей оппонентов, тем самым способствует личностному развитию сторон; · выраженность противоречий, лежащих в основе конфликта; дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины и сбалансированности интересов субъектов конфликта; · конфликт интегрирует систему в зоне обостренного взаимодействия, способствует объединению людей, а стало быть, установлению относительного равновесия и стабильности в общественном организме; · в конфликте доминирование одного сменяется доминированием другого, стимулируя тем самым развитие групповых процессов, что способствует гармонизации общественных отношений, стимулирует социализацию групп и индивидов; 20 · конфликт стимулирует адаптацию системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде, к ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления; · при отстаивании справедливых целей в конфликте субъект значительно повышает свой авторитет у окружающих. Деструктивная функция проявляется в негативных процессах, сопровождающих конфликт и его последствия, это: · психические травмы, физиологические реакции стресса, проходящие на уровне функциональной деятельности органов и сосудов, вызывающие различные заболевания; · нарушения социально-психологических проявлений личности: снижение мотивации достижений, избегание общения, чрезмерная концентрация на защите, отказ от активных способов действия, искажение норм социальных взаимодействий, нарушение морали, нивелировка общечеловеческих ценностей и др.; · при отстаивании сомнительных целей значительно падает авторитет субъекта конфликтного противоборства и ухудшается отношение окружающих к нему; · конфликт формирует образ «врага», который продуцирует негативные установки взаимоотношений и совместной деятельности, разрушает межличностные отношения и связи; · конфликт значительно снижает положительный фон настроения и отражается на качестве индивидуальной жизнедеятельности субъектов; · способствует закреплению социальной пассивности личности; · способствует возникновению различного рода зависимостей: алкогольной, наркотической, эмоциональной, фатальной и др. Механизм возникновения и функционирования конфликта В ситуации конфликтного противоборства как минимум две основные позиции: «агрессор» и «жертва». Известно, что агрессия – защитная форма поведения и если она появляется в поведении человека, то его интеллект в этот момент может быть сравним с интеллектом девятимесячного ребенка, который проявляет архаичный страх. Таким образом, агрессора можно определить как субъекта, имеющего какуюто ущербность внутреннего мира, деформацию или блок развития, но при этом, как и у всякого человека, отмечается выраженная или маскируемая потребность 21 перехода на новую ступень сложности внутреннего мира, проявляющаяся в повышенной социальной активности. Но поскольку нормальное взаимодействие, способствующее развитию, деформировано или заблокировано, то «агрессор» требует своего развития конфликтным путем. В качестве жертвы конфликтного взаимодействия часто выступает достаточно интересный и сложный во внутреннем плане субъект, имеющий привлекательные личностные и профессиональные черты, но и склонность к зависимости, чувство беспомощности, неумение постоять за себя и др. В целом поведение жертвы характеризуется тем, что вызываемое фрустра2 цией2 и конфликтом напряжение на ранних фазах противостояния может быть направлено на достижение цели. При этом внимание субъекта фокусируется на конкретном мотиве, действующем в данный момент, этот мотив становится выраженным, усиливая привлекательность еще не достигнутой цели. В дальнейшем все идет пока в конструктивном русле, отмечается: · интенсификация усилий, поскольку в ситуации максимального препятствия и сила мотива достигает своего максимума; · замена средств достижения цели, которая обусловлена обретением нового взгляда на ситуацию в целом, а также в силу того, что усилившееся напряжение может проявить незамеченные ранее аспекты ситуации; однако напряжение в подобных случаях не должно быть слишком высоким; · замена цели, потому что рост напряжения расширяет зону поиска решения, это может привести к осознанию возможности более доступной цели; однако к замене цели мы идем через компромисс, и потому изначальное напряжение может остаться неразрешенным; · переоценка ситуации, поскольку усиливающееся напряжение, проявляя альтернативы, может способствовать выбору, обеспечивающему адаптацию, если элементы ситуации объединены вполне гармонично и обеспечено привлечение новых элементов или расширение воспринимаемого контекста проблемы. Переоценка ситуации может происходить мгновенно (инсайт) и постепенно (в ситуации хронической фрустрации). Существует порог уровня напряжения, превышение которого ведет к качественно иным воздействиям на поведение человека, — это толерантность 2 2 Фрустрация [лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов] – психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Ф. может проявляться в контексте межличностного функционирования, в сфере межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных. 22 (устойчивость, терпимость) к фрустрации. При нормальном уровне напряжения человек может испытывать фрустрацию значительной выраженности и длительности, при этом не проявляя никаких признаков дезорганизации поведения и деятельности по выходу из создавшейся ситуации, но при увеличении напряжения, выходящего за порог индивидуальной переносимости, он может быть выведен из душевного равновесия. Толерантность к фрустрации — переменная величина, зависящая от уровня напряжения, индивидуальных особенностей человека и типа ситуации. Превышение порога индивидуальной толерантности сопровождается деструктивными психическими явлениями, – например, появляется агрессия, бегство от ситуации или изменения в психологии участников конфликта, которые проявляются: а) в стремлении наказать оппонента, нанести ему ущерб, что является следствием переживания гнева и других негативных явлений; б) в негативных представлениях об оппоненте, когда он оценивается как ущербный в моральном плане, как представитель группы, но не индивидуальность; в) в самоподдержке и самовоспроизводстве образов конфликтного взаимодействия посредством искажающего восприятия; г) в ожидании негативного поведения от оппонента, подкрепляемого любым фактом его жизнедеятельности, и другие. Поведение агрессора, характеризуется: · насыщенностью отрицательными эмоциями, прежде всего завистью к личностным, профессиональным качествам других, к благополучию личностному и материальному и пр.; · стремлением к «справедливости» по его индивидуальной мерке; · демонстрацией превосходства в силе, власти и пр.; · усилением деструктивных воздействий на других (по его мнению, с целью способствования развитию и улучшения жизнедеятельности). Прежде всего воссоздается чрезмерная напряженность (психическая или социальная), которая ведет к нарушению координации усилий целесообразной деятельности человека, а также к тому, что эмоциональное возбуждение, сопровождающее рост напряжения, значительно усложняет познавательные процессы, отключает саморегуляцию и контроль над ситуацией; · стремлением всячески нарушить психологическое пространство жертвы, подавляя энергетический потенциал, разрушая ее субъективный мир; 23 · провоцированием эмоциональных реакций, нарушающих внутреннее равновесие жертвы; · стремлением к манипуляциям, способствующим реализации собственных целей. Состояние жертвы в подобной ситуации примерно таково: человек чувствует себя раздавленным, растерянным; восприятие сужено; неадекватные реакции хаотичны и бессмысленны — картина удручающая. Но если человек достаточно силен, то через некоторое время его функции восстановятся, а приобретенный опыт поставит задачу формирования психологической защиты от подобных вторжений. Состояние агрессора характеризуется эмоциональным подъемом, усилением чувства собственной значимости, уверенности в собственной правоте (да он ее и никогда не теряет, поскольку не осознает собственной ущербности), но эти чувства временны, поскольку чем выше был взлет, тем ниже будет падение. Пройдет время, жертва оправится от полученного потрясения и все пойдет иначе, чем предполагал агрессор: жертва установит дистанцию и по-прежнему будет заниматься творчеством, а агрессор больше прежнего будет поедаем завистью, пока не поймет, что он не тем занимается. В целом механизм конфликтного взаимодействия может быть пояснен следующей схемой: 1. Исходная напряженность взаимодействия, определяемая стремлением к достижению цели каждой стороной. Здесь проявляются интересы сторон, участвующих в конфликте, степень их взаимопонимания. 2. Осознание ситуации как конфликтной, некоторые инициирующие действия сторон. 3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта. 4. Обозначение лидера – агрессора, его социальная активность, направленная на реализацию собственных целей. 5. Мобилизация ресурсов сторон в отстаивании своих интересов. 6. Инцидент, использование силы или угрозы в ходе отстаивания своих интересов. 7. Превышение порога толерантности, отсутствие взаимопонимания, эскалация конфликта. 24 8. Мобилизация контрресурсов: идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями. 9. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие. 10. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон. 11. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны. 12. Новый этап социального взаимодействия. Итак, конфликт как особое природное социально-психологическое и психологическое явление практически неизбежен. Он — результат и форма проявления постоянно возникающих противоречий в жизнедеятельности человека и имеет глубокие корни в развитии его сознания и понимания мира, в поисках им добра и зла, черного и белого. Конфликт образно можно сравнить с извержением вулкана, поскольку наблюдается колоссальный выброс энергии, а вот куда он будет направлен, т.е. по конструктивному или деструктивному руслу взаимодействия, зависит от личностных характеристик оппонентов и реакций ближайшего окружения. Успешность его разрешения зависит как от уровня развития сознания конфликтующих сторон, характера и условий развития конфликта, так и от правильной оценки его и выбора путей разрешения. Конфликт можно сравнить и с болезнью, действительно, боль или больной человек постоянно требуют к себе повышенного внимания. Поэтому, как и всякую болезнь, его лучше предупредить, и главным профилактическим средством здесь являются наши знания по конфликтологии. Значит, с целью профилактики деструктивных явлений конфликта, нам необходимо научиться распознавать психологическую сущность каждого конкретного конфликта, выявлять и нейтрализовать деструкции конфликтного взаимодействия и разрешать противоречия на здоровой интеллектуальной основе. 25 3. Проводим самодиагностику - тест «Самооценка конфликтности»3: Инструкция: выберите в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов присвойте этому вопросу два очка. 1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете? а) избегаю вмешиваться в ссору; б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав; в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения. 2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки? а) всегда критикую за ошибки; б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему; в) нет. 3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше? а) если другие меня поддержат, то да; б) разумеется, я предложу свой план; в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных. 4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями? а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения; б) да, но только по принципиальным, важным вопросам; в) я спорю со всеми и по любому поводу. 5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваша реакция: а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь; б) возмущаюсь, но про себя; в) открыто высказываю свое негодование. 6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите? а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта; б) выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку; в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок. 7. Представьте, что теща (свекровь) говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие 3 Леонов, Н. И. Конфликтология: общая и прикладная : учебник и практикум для вузов / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 395 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-09672-9 26 старинные вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете? а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие; б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности; в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого. 8. В парке вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете? а) делаю им замечание; б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов; в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал. 9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас: а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать; б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет; в) выскажу ему все, что о нем думаю. 10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню… Возмущает ли вас это? а) я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы; б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит; в) придираюсь к обслуживающему персоналу — повару, уборщице или срываю свой гнев на жене. 11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку? а) нет; б) разумеется, признаю; в) постараюсь примирить наши точки зрения. Оценка результатов. Каждый ваш ответ оценивается от 1 до 4 очков. Оценку ответов найдете в предлагаемой таблице. От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, вы учитываете, как это может отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для 27 окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других? От 15 до 29 очков. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личностные отношения. И за это вас уважают. До 14 очков. Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая час которых излишня. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если вы не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности? 28 Задание к следующей сессии – написание небольшой контрольной работы (12-15 листов). Цель работы Обучение студентов эффективному использованию форм и методов, стилей управления конфликтами в практической деятельности, а так же контроль полученных ими теоретических знаний по предлагаемой тематике. Назначение Контрольная работа представляет собой развернутое изложение результатов изучения студентами вопросов теории и практики про предмету «Конфликтология». При выполнении контрольной работы студенты должны выполнить следующий объем работы: – изучить рекомендованную литературу; – овладеть знаниями по основным теоретическим вопросам; – выработать умение формулировать основные выводы по изучаемым вопросам; логически, последовательно и доказательно их излагать. ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Общие требования Контрольная работа должна иметь следующую структуру. 1. Титульный лист. 2. Содержание. 3. Введение. 4. Теоретический раздел (включающий 2 параграфа). 5. Заключение. 6. Список литературы. 7. Приложения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы (согласно варианту), указывается цель и задачи исследования. Примерный объем – 1 страница. В теоретическом разделе раскрывается сущность темы (согласно варианту), на основе изучения отечественных и зарубежных литературных источников (можно пользоваться выложенным учебником). Исследуется современное состояние вопроса, отечественный и зарубежный подходы к 29 трактовке исследуемого вопроса. Раздел должен иметь 2-3 подраздела. В конце каждого подраздела необходимо сделать вывод. Примерный объем – не менее 9 страниц. По завершении каждого параграфа необходимо сделать вывод. В заключении приводятся основные выводы по контрольной работе. Это предполагает последовательное, логически построенное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Список литературы должен быть оформлен в соответствии с правилами библиографического описания различных видов произведений печати. Пример оформления списка литературы приведен в прил. 1. В список литературы включаются только те источники, которые были использованы при написании контрольной работы и на которые имеются ссылки в тексте работы. Минимальное количество источников литературы, используемых при написании контрольной работы – 10, включая материалы периодических изданий. Требования к оформлению контрольной работы Контрольная работа должна быть выполнена на листах формата А4 машинописным способом. Каждый раздел контрольной работы должен начинаться с новой страницы. Все разделы должны иметь наименование. В заголовках не допускаются переносы слов. Все таблицы, схемы должны быть выполнены в соответствии с требованиями действующих стандартов. Все страницы контрольной работы должны быть пронумерованы. Нумерация проставляется на нижнем поле листа в правом углу. При оформлении контрольной работы необходимо соблюдать следующие размеры полей: левого – 30 мм; правого – 10 мм; верхнего – 20 мм; нижнего – 20 мм. Межстрочный интервал – полуторный. Размер и тип шрифта при машинописном варианте оформления – 14 пт Times New Roman. В тексте работы должны содержаться ссылки на источники литературы, использованные при ее написании, с указанием порядкового номера по списку литературы в квадратных скобках. При проставлении ссылок также необходимо точно указывать номера страниц в оригинальном источнике, на которых содержится информация, послужившая объектом заимствования (например, [2, с. 59] или [4, с. 45, 62], или [8, с. 116–123]). 30 Контрольная работа должна быть представлена на рецензирование в письменном виде (со сдачей в статистику), в сроки, установленные в соответствии с графиком учебного процесса. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Выбор тематики для теоретического раздела контрольной работы производится в соответствии с табл. 1. Номер варианта выбирается по последней цифре номера зачетной книжки. Таблица 1 Тематика теоретического раздела контрольной работы № вар. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тематика Посредничество в разрешении организационных конфликтов Нормативное регулирование конфликтов Роль руководителя в управлении конфликтами Системный анализ конфликтов Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов Личностно-функциональные конфликты Мотивационные и адаптационные конфликты Межличностные инновационные конфликты Подходы зарубежных и отечественных специалистов (психологов, конфликтологов, социологов) к пониманию внутриличностного конфликта Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов ЕСЛИ ЕСТЬ ВОПРОСЫ, ИХ МОЖНО ЗАДАТЬ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ: [email protected] 31 ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР [Текст] : [принят третьей сес. Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.] : офиц. текст : по состоянию на 15 нояб. 2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. – М. : Маркетинг, 2001. – 159 с. 2. Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. 3. О воинской обязанности и военной службе [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г. : одобр. Советом Федерации 12 марта 1998 г.]. – [4-е изд.]. – М. : Ось-89, [2001 г.]. – 46 с. 4. Основные показатели деятельности малых предприятий в январедекабре 1999 года [Текст] : статистический бюллетень № 30 / Госкомстат РФ. – Хабаровск : Хабар. краев. ком. гос. статистики, 1999. – 16 с. 5. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г. : по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб. : Стаун-кантри, 2001. – 94 с. 6. Хабаровский край в 2001 году [Текст] : статистический ежегодник / Госкомстат РФ. – Хабаровск, 2002. – 333 с. 7. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст] : ГОСТ Р 517721–2001. – Введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – 27 с. 8. ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст]. – Взамен ГОСТ Р 517721–1982; введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – 27 с. 9. Александр и Наполеон [Электронный ресурс] : История двух императоров / Музей-панорама «Бородинская битва». – Электрон. дан. – М. : Интерсофт, 1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) 10. Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под. общ. ред. А. Г. Калпина ; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев ; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 542 с. 11. Адамс, С. Успешная продажа [Текст] : практическое пособие продавца : пер. с англ. / С. Адамс; – Минск : Амалфея, 2003. – 224 с. 12. Басовский, Л. Е. Управление качеством [Текст] / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 212 с. 32 13. Бахвалов, Н. С. Численные методы [Текст] : учеб. пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н. С. Бахвалов, Н. П. Жидков, Г. М. Комельков ; под общ. ред. Н. И. Тихонова; – 2-е изд. – М. : Физматлит ; СПб. : Нев. диалект, 2002. – 630 с. – (Технический университет. Математика) 14. Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнением [Текст] / А. Н. Боголюбов, А. Л. Делицын, M. Д. Малых // Физика. – 2001. – № 5. – С. 23–25 15. Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнением / А. Н. Боголюбов // Физика [Электронный ресурс] / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журнал. – М., 1998. – Режим доступа: www.sj/fizika/arhiv/2001/5/hbn 16. История России [Текст] : учеб. пособие для студ. всех спец. / В. Н. Быков [и др.] ; отв. ред. В.Н. Сухов ; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с. 17. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле [Текст] : учебник / Л. И. Кравченко; – 6-е изд., перераб. – М. : Новое знание, 2003. – 526 с. – (Экономическое образование). 18. Курс экономики [Текст] : учебник / под ред. Б. А. Райзберга. – 4-е изд., доп. и перераб. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 716 с. 19. Лифиц, И. М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации [Текст] : учебник / И. М. Лифиц; – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт-М, 2003. – 92 с. 20. Михайлов, С. А. Езда по-европейски: система платных дорог в России находится в начальной стадии развития [Текст] / С.А. Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня. 21. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http://www.rsl.ru 22. Сидыганов, В. У. Модель Москвы [Электронный ресурс] : электрон, карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У., Толмачев С. Ю., Цыганков Ю. Э. – Версия 2.0. – Электрон. дан. и прогр. – М. : FORMOZA, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) 23. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. – М. : Большая Рос. энцикл., 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + рук. пользователя. – (Интерактивный мир) 24. Экономика и организация деятельности торгового предприятия [Текст] : учебник / под ред. А. Н. Соломатина. – 2-е изд, перераб.и доп. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 292 с. 33
«Структурно-содержательные и процессуальные характеристики конфликта» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 22 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot