Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2. Структура системы бюджетов на предприятии
Бюджеты в широком смысле подразделяются на два основных вида: текущие (операционные) бюджеты, отражающие текущую (производственную) деятельность предприятия, и финансовый план, представляющий собой прогноз финансовой отчетности. Текущий (операционный) бюджет включает в себя:
1. Бюджет реализации;
2. Бюджет производства (производственную программу);
3. Бюджет переходящих запасов;
4. Бюджет потребностей в материалах;
5. Бюджет прямых затрат на оплату труда;
6. Бюджет общепроизводственных расходов;
7. Бюджет цеховой себестоимости продукции;
8. Бюджет коммерческих расходов;
9. Бюджет общехозяйственных расходов;
10. Бюджет финансовых результатов.
Финансовый план включает в себя:
• план денежных потоков;
• прогнозный баланс;
• план капиталовложений.
Основные взаимосвязи бюджетов представлены на рисунке 1. Существуют и другие взаимосвязи; в частности, бюджет потребностей в материалах влияет на план денежных потоков, но эта зависимость на схеме не показана.
Рисунок 1 - Структура системы бюджетов на предприятии
Поскольку основой для разработки финансовых планов являются бюджеты текущей деятельности, рассмотрим далее составление текущих бюджетов на примере воображаемой фирмы X. Эта фирма производит и продает два вида продукции: А и Б.
2.1.Бюджет реализации
В бюджете реализации указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанавливается на основе объема реализации. Примерный вид бюджета реализации представлен в таблице 1.
Прогноз количества реализованной продукции каждого вида, а также цен на них разрабатывается в отделе маркетинга предприятия. Объем реализации зависит как от спроса на продукцию, так и от производственной мощности предприятия. Поскольку прогноз реализации всегда содержит в себе некоторый элемент неопределенности, полезно указать максимально возможное, минимально возможное и наиболее вероятное значения.
Таблица 1 - Бюджет реализации
Наименование продукции
Количество, шт.
Цена без НДС, тыс. р.
Выручка без НДС, тыс. р.
НДС, тыс. р.
Выручка с НДС, тыс. р.
А
10000
600
6000000
1200000
7200000
Б
20000
800
16000000
3200000
19200000
Итого
22000000
4400000
26400000
2.2. Бюджет производства (производственная программа) и бюджет переходящих запасов
Переходящие запасы включают в себя запасы готовой и незавершенной продукции (таблицы 2, 3). Запасы необходимы предприятию для бесперебойного функционирования. Необходимые переходящие запасы можно определить на основе бюджета реализации и имеющейся на предприятии информации о скорости оборачиваемости каждого из этих видов оборотных активов предприятия.
Таблица 2 - Производственная программа и бюджет переходящих запасов готовой продукции
Наименование продукции
Объем реализации, шт.
Срок хранения запасов на складе, дн.
Запас готовой продукции, шт.
Товарная продукция, шт.
на конец периода
на начало периода
А
10000
15
5000
30
14970
Б
20000
21
14000
100
33900
Таблица 3 - Производственная программа и бюджет переходящих запасов незавершенной продукции
Наименование продукции
Товарная продукция, шт.
Длительность производственного цикла, дн.
Коэффициент готовности,
%
Запас незавершенной продукции, шт.
Валовая продукция, шт.
на конец периода
на начало периода
А
14970
2
50%
499
4
15465
Б
33900
3
50%
1695
12
35583
Необходимый запас готовой продукции рассчитывают по формуле:
ГПкi=(Si*ti)/T,
где ГПкi - запас готовой продукции i-ого вида на конец периода;
Si – объём реализации i- ого вида продукции в будущем периоде,
ti – средний срок хранения готовой продукции i-ого вида на складе (в днях);
Т – длительность будущего периода (30 дней).
Нетрудно заметить, что запас готовой продукции зависит от ti — среднего срока хранения готовой продукции.
В бюджете производства определяется количество продукции, которое предполагается произвести исходя из намеченного объема продаж и потребностей в запасах готовой продукции. Производственный бюджет составляется по видам продукции на основе соотношения:
ТПi = РПi + ГПКi -ГПHi ,
где ТПi — объем товарной продукции, который должен быть произведен в планируемом периоде;
РПi — предполагаемый объем реализации продукции;
ГПHi — запасы готовой продукции на начало периода.
Но для обеспечения непрерывности производственного процесса предприятию необходим некоторый запас незавершенной продукции. Запасы незавершенной продукции рассчитывают аналогично запасам готовой продукции, за тем исключением, что вместо срока хранения учитывают длительность производственного цикла:
НЗПКi =( Вi * ti * Кг)/Т,
где НЗПКi — запас незавершенной продукции i-го вида на конец периода;
Вi — объем выпуска i-го вида продукции за будущий период;
ti, — длительность производственного цикла (в днях);
Кг — коэффициент готовности незавершенного производства (обычно принимают равным 50%).
Итак, объем выпуска валовой продукции (ВП) i-го вида равен объему выпуска товарной продукции, скорректированному на изменение запасов незавершенного производства:
ВПi = ТПi + НЗПКi - НЗПHi.
2.3. Бюджет потребностей в материалах
Бюджет потребностей в материалах (таблицы 4, 5) составляют в натуральном и стоимостном выражении. Его цель — определение количества материалов, необходимых для производства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода.
Таблица 4 - Подготовка к разработке бюджета потребности в материалах. Расход материалов, кг, по видам продукции
Материал
Продукция А
Продукция Б
Итого потребность на расход
на 1 шт.
на объем
на 1 шт.
на объем
Металл
1,2
18558
1,4
49816,2
68374,2
Лак
0,01
154,65
0,02
711,66
866,31
Краска
0,025
386,625
0,015
533,745
920,37
Таблица 5 - Бюджет потребности в материалах
Материал
Потребность на расход, кг
Запас материала на конец периода, кг
Итого потребность в материале, кг
Запас материала на начало периода, кг
Объем закупок, кг
Цена за кг, тыс. руб.
Стоимость закупок, тыс. р.
Металл
68374,2
15953,98
84328,18
500
83828,18
200
16765636
Лак
866,31
202,139
1068,449
12
1056,449
500
528224,5
Краска
920,37
214,753
1135,123
28
1107,123
600
664273,8
Большей частью затраты на материалы являются переменными, а потому потребность в материалах в натуральном выражении можно рассчитать по следующей формуле:
М = Н*Q + Мк,
где Н — норма расхода на единицу продукции;
Q — объем производства;
Мк — запас материалов на конец периода (15-20% от потребности на расход).
Однако существуют материалы, расход которых зависит не от объема выпуска, а от длительности планируемого периода Т (например, вспомогательные материалы, катализаторы и др.). В этом случае применяется следующая формула:
M = H * т.
Объем закупок равен разности между потребностью в материалах и запасом, имеющимся на предприятии к началу планового периода:
3 = М – Мн
стоимость закупок
С = 3 * Ц,
где 3 — объем закупок (в натуральном выражении);
Ц — цена.
Исходя из стандартного размера партии, периодичности закупок и среднего срока оплаты составляется график оплаты кредиторской задолженности перед поставщиками материалов (это важно для прогнозирования денежных потоков и составления финансового плана).
2.4. Бюджет прямых затрат на оплату труда
Бюджет прямых затрат (таблица 6) на оплату труда составляется на базе производственной программы.
Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость единицы продукции, а затем полученную трудоемкость выпуска умножают на стоимость 1 чел.-ч (т.е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат (видам работ, участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты.
Таблица 6 - Бюджет прямых затрат на оплату труда
Наименование продукции
Трудоемкость единицы продукции, ч.
Средняя часовая ставка, тыс. р.
Прямые затраты на оплату труда на 1 шт., тыс. р.
Валовая продукция, шт.
Реализованная продукция, шт.
Прямые затраты на оплату труда, тыс. р.
На валовую продукцию
На реал. продукцию
А
4
12
48
15465
10000
742320
480000
Б
5
12
60
35583
20000
2134980
1200000
ИТОГО
2877300
1680000
2.5. Бюджет общепроизводственных расходов
Общепроизводственные расходы включают в себя цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Эти затраты могут быть как переменными, так и постоянными (таблица 7).
Таблица 7 - Бюджет общепроизводственных расходов
Статья затрат
Сумма, тыс. р.
Вспомогательные материалы
15 000
Энергозатраты
1 475 000
Фонд оплаты труда (ФОТ)
30 000
Отчисления
11 550
Ремонт, техобслуживание
165 000
Амортизация
152 000
Итого
1 848 550
2.6. Бюджет цеховой себестоимости продукции
Бюджет цеховой себестоимости продукции (таблица 8) сводит воедино затраты на материалы, зарплату, организацию и подготовку участков и цехов с учетом изменения запасов незавершенного производства.
Структура бюджета цеховой себестоимости продукции зависит от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на предприятии, т.е. от того, включаются ли постоянные затраты в себестоимость продукции. В любом случае необходимо сохранить разделение на постоянные и переменные затраты, причем переменные затраты Необходимо указать отдельно для каждого вида продукции.
Затраты на материалы есть произведение норм расхода материалов на цену этих материалов: исходные данные берут из бюджета потребности в материалах.
Издержки на оплату труда определяют из бюджета прямых затрат на оплату труда.
Общепроизводственные затраты переносят из соответствующего бюджета, причем если на предприятии применяется директ-костинг, то на виды продукции эти затраты не распределяют, а включают общей суммой в себестоимость продукции, реализованной за данный период.
Таблица 8 - Бюджет цеховой себестоимости продукции, тыс. р.
Статья затрат
Продукция А (выпуск 15465 шт.)
Продукция Б (выпуск 35583 шт.)
Итого
На единицу
На объем
На единицу
На объем
ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ
Металл
240
3711600
280
9963240
13678840
Лак
5
77325
10
355830
433155
Краска
15
231975
9
320247
552222
Итого материалы
260
4020900
299
10639317
14660217
Прямые затраты на оплату труда
48
74320
60
2134980
2877300
Отчисления
18,48
285793,2
23,1
821697,3
1107760,5
ИТОГО переменные затраты
326,48
5049013,2
382,1
13596264,3
18645277,5
ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ
Вспомогательные материалы
Х
Х
Х
Х
15000
Энергозатраты
Х
Х
Х
Х
1475000
Фонд оплаты труда
30000
Отчисления
Х
Х
Х
Х
11550
Ремонт, обслуживание
Х
Х
Х
Х
165000
Амортизация
Х
Х
Х
Х
152000
ИТОГО постоянные затраты
Х
Х
Х
Х
1848550
ИТОГО цеховая себестоимость
Х
Х
Х
Х
20493827,5
2.7. Бюджет коммерческих расходов
В бюджет коммерческих расходов (таблица 9) включают издержки текущего характера, связанные с реализацией продукции, маркетинговой деятельностью (исследование рынка, мероприятия по стимулированию сбыта, реклама, заключение договоров с потребителями и т.п.). Эти затраты необходимо подразделить на постоянные и переменные.
Например, затраты на комиссионные являются переменными и рассчитываются по формуле:
Комиссионные = Процент комиссионных * Объем реализации.
Таблица 9 - Бюджет коммерческих расходов, тыс. р.
Коммерческие расходы
Продукция А
Продукция Б
Итого
На единицу
На объем
На единицу
На объем
ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ
Транспортировка
1,5
15000
0,8
16000
31000
Упаковка
3,5
35000
5
100000
135000
Комиссионные (58 % от стоимости)
30
300000
40
800000
1100000
ИТОГО переменные затраты
35
350000
45,8
916000
1266000
ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ
Реклама, стимулирование сбыта
Х
Х
Х
Х
250000
Фонд оплаты труда отдела маркетинга и рекламы
9000
Отчисления
Х
Х
Х
Х
3465
Услуги сторонних организаций и прочие расходы
Х
Х
Х
Х
15285
ИТОГО постоянные затраты
Х
Х
Х
Х
277750
ИТОГО коммерческие расходы
Х
Х
Х
Х
1543750
2.8. Бюджет общехозяйственных расходов
Бюджет общехозяйственных расходов составляют по тому же принципу, что и бюджет общепроизводственных расходов (таблица 10).
Таблица 10 - Бюджет общехозяйственных расходов, тыс. р.
Статья затрат
Сумма, тыс. руб.
Амортизация
43 000
Фонд оплаты труда (ФОТ)
20 000
Отчисления
7 700
Представительские расходы
2000
Энергозатраты, коммерческие услуги
8000
Услуги сторонних организаций
8000
Налоги в составе себестоимости
54 500
Прочие
400
Итого
143 600
2.9. Бюджет финансовых результатов
Бюджет финансовых результатов (таблица 11) представляет собой прогноз отчета о финансовых результатах, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет анализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.
На основании бюджета финансовых результатов проводят анализ и делают выводы об оптимальности представленной системы бюджетов и необходимости корректировок.
Таблица 11 - Бюджет финансовых результатов, тыс. р.
Коммерческие расходы
Продукция А
Продукция Б
Итого
На единицу
На объем
На единицу
На объем
Выручка
720
7200000
960
19200000
26400000
НДС
120
1200240
160
3200640
4400880
Выручка без НДС
600
5999760
800
15999360
21999120
ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ
Материалы
260
2600000
299
5980000
858000
Прямые затраты на оплату труда
48
480000
60
2134980
2877300
Отчисления
18
184800
23
821967,3
1107760,5
Переменные коммерческие расходы
35
350000
46
916000
126600
ИТОГО переменные затраты
361
3614800
428
9852947
13831061
Маржинальная прибыль
238
2384960
372
6146413
8168060
ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ
Вспомогательные материалы
Х
Х
Х
Х
15000
Энергозатраты
Х
Х
Х
Х
1475000
Фонд оплаты труда
Х
Х
Х
Х
30000
Отчисления
Х
Х
Х
Х
11550
Ремонт, техническое обслуживание
Х
Х
Х
Х
165000
Амортизация
Х
Х
Х
Х
152000
Постоянные коммерческие расходы
Х
Х
Х
Х
277750
Общехозяйственные расходы
Х
Х
Х
Х
143600
ИТОГО постоянные издержки
Х
Х
Х
Х
2269900
ИТОГО ИЗДЕРЖКИ
Х
Х
Х
Х
16100960
ПРИБЫЛЬ
Х
Х
Х
Х
5898160