Стратегия России по экспорту природного газа
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Позиции России на мировых нефтегазовых
рынках
Стратегия России по экспорту
природного газа
Стратегия России по экспорту газа: основные положения 1
Основные принципы российской газовой стратегии:
Укрепление позиций на ключевых рынках и
минимизация рисков, прежде всего транзитных.
Открытие новых рыночных ниш и развитие
экспортного потенциала
Блокирование стратегий конкурентов за счет игры
на опережение (например, строительство
подводных экспортных газопроводов с прямым
выводом российского газа на целевые рынки).
Беспрецедентная
зависимость
экспорта от транзита
через Украину в
начале 1990-х годов
(более 90%
российского газа в
Европу
поставлялось по
украинской
территории).
Формирование
единого
европейского
пространства и
либерализация
газового рынка ЕС,
что изменило
отношения между
Россией и
компаниями —
импортерами
российского газа
(Третий энергопакет).
Модификация
традиционных
долгосрочных
контрактов в
ситуации «рынка
покупателя» и
смещение баланса
интересов в пользу
европейских
потребителей.
Активизация
альтернативных
поставщиковконкурентов на фоне
заявленной
Евросоюзом цели
снизить зависимость
от России.
Успешна ли российская газовая
экспортная стратегия? Каковы
вызовы за последние 30 лет?
Стратегия России по экспорту газа: основные положения 2
Эффективность инвестиций в создание этих новых мощностей:
Себестоимость
поставок
российского газа в
Европу по новым
маршрутам даже с
новых
месторождений
Ямала все равно
ниже, чем у
альтернативных
источников поставок.
Поставки с
Чаяндинского
месторождения в
Китай по «Силе
Сибири» также
обеспечивают
приемлемую
рентабельность.
Инвестиции в
создание новых
добычных мощно
стей на Ямале и
«Северный поток1» были
профинансирова
ны за счет
рекордно
высокой
экспортной
выручки
«Газпрома» на
экспортных
рынках в 2007–
2013 годах.
Основные
инвестиции в
строительство
«Силы Сибири»,
«Турецкого
потока» и
«Северного
потока-2»
приходятся на
2015–2018 годы.
Из-за
девальвации
рубля затраты на
это
строительство в
долларовом
выражении
значительно
сократились.
Потребности в
импортном газе в
Европе и в Азии
растут,
цены повышаютс
я, что создаст в
2020–2023 годах
«рынок
продавца».
Россия получит
дополнительную
выручку как от
роста цен, так и
от увеличения
своей доли на
экспортных
рынках.
Россия и ЕС: взаимоотношения в
энергетической сфере
Пять принципов диалога между Евросоюзом и Россией: видение ЕС
Выполнение Минских
соглашений как основа
для изменения текущей
политики ЕС в
отношении России
Приоритет политики ЕС в
отношении других
постсоветских стран в
его стратегии по России
(страны Восточного
партнерства и
Центральной Азии)
Усиление устойчивости и
несвязанности ЕС в
контактах с Россией
(снижение зависимости
ЕС от российских
поставок нефти и газа, в
области стратегических
коммуникаций и др.);
Выдвинутая ранее
стратегия по созданию
четырех общих
пространств между ЕС и
Россией (в сфере экономики;
внешней безопасности;
полиции и внутренней
безопасности; образования и
культуры) не выполнена.
Согласие на
взаимодействие с
Россией на
избирательной основе в
тех вопросах, по которым
имеется объективный
интерес ЕС
Усиление поддержки
российского
гражданского общества
Основные вызовы для долгосрочного сотрудничества России и ЕС в
энергетике
Переход в ЕС к
низкоуглеродной энергетике с
целью ограничения роста
использования ископаемых
видов топлива.
Реализация климатической
стратегии ЕС, включающей
конкретные меры в области
энергетики.
Неустойчивость цен на
нефтегазовом рынке,
использование СПГ и
нетрадиционных
углеводородов с целью
глобализации рынков газа и
большей независимости
поставок от трубопроводного
транспорта.
Стремление Еврокомиссии
максимально диверсифицировать
виды потребляемых
энергоресурсов, источники
энергоснабжения и транспортные
маршруты с целью формирования
конкурентного рынка.
Третий энергопакет - основа новой архитектуры рынка газа ЕС
Документы Третьего Энергопакета по функционированию рынка газа:
Содержат запрет компаниям
одновременно продавать и
транспортировать газ с целью
повышение конкуренции,
выхода на рынок новых
игроков и снижения цен.
Содержат обязательства
предоставлять третьим
сторонам доступ к
газотранспортным мощностям.
Включают директивы и
регламенты по вопросам
окружающей среды,
энергоэффективности,
возобновляемой энергетики,
информации о состоянии
энергорынков и их открытости
для потребителей.
Новые требования касаются и компаний из третьих стран,
работающих с ЕС. Они серьезно ограничивают позиции
«Газпрома» на европейском рынке.
Ключевые положения Третьего энергопакета, обсуждаемые
Россией и Евросоюзом (газовая отрасль):
Реструктурирование
российских ВИНК,
работающих на газовом
рынке ЕС: разделение сфер
добычи, транспортировки и
распределения.
Создание региональных зон
оптового газового рынка с
виртуальными хабами
(центрами спотовой торговли)
в каждой зоне.
Обеспечение
недискриминационного
доступа третьих сторон к
транспортным мощностям
европейских
газотранспортных сетей.
Усиление роли спотовой
торговли газом при
одновременном признании
роли долгосрочных экспортных
контрактов с формульным
ценообразованием.
Иск России в ВТО против "Третьего энергопакета"
ПОЗИЦИЯ РОССИИ:
В соответствии с "Третьим энергопакетом"
собственниками расположенных в ЕС
трубопроводов не могут быть компании,
занятые в добыче газа: они должны
продавать свои активы или передавать
управление трубопроводами. Один
поставщик может использовать не более
50% трубопроводных мощностей,
остальное должно выставляться на
аукцион.
В апреле 2014 г. Россия подала во
Всемирную торговую организацию иск
против "Третьего энергопакета" ЕС. По
мнению российской стороны, эти
требования противоречат обязательствам
ЕС в ВТО, которые касаются принципов
недискриминации.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ВТО ДЛЯ
РОССИИ:
Признаны неправомерными нормы
Евросоюза:
О требовании продавать газ на бирже
О вводе количественных ограничений
поставок газа из России по
ВТО ВЫНЕСЛА РЕШЕНИЕ В
газопроводу OPAL, включая 50ПОЛЬЗУ ЕС:
процентное использование его
В отношении правил
мощностей
«разукрупнения» О дискриминации операторов
требования об отделении
газотранспортных сетей энергоснабжения и генерации
иностранных компаний
от эксплуатации сетей
в Литве, Венгрии и Хорватии.
транспортировки
По преференциям, которые
ЕС предоставляет
поставщикам сжиженного
России не удалось оспорить основополагающий принцип Третьего
природного газа.
энергопакета — необходимость разделения добычи и
транспортировки газа, что закрывает для «Газпрома» доступ к
конечному потребителю в Европе, позволяющий получать
дополнительную маржу.
Новые инициативы Евросоюза на газовом рынке Европы и
кардинальные изменения отношений между Россией и Европой
Ключевые изменения:
Модель «взаимопроникновения и взаимозависимости с элементами
диверсификации» заменена на модель «чистой диверсификации».
Стремление Евросоюза снизить зависимость от российского газа; стремление
России диверсифицировать рынки сбыта и осуществить поворот на восток.
Создание Европейского энергетического союза
Февраль 2015 г. - первый официальный документ Еврокомиссии по созданию
Европейского энергетического союза.
6 июня 2016 г. - Совет Европейского союза одобрил доступ Еврокомиссии к договорам
на поставку газа и межправсоглашениям по энергетике стран членов до их подписания.
Формирование базовых документов для создания Энергетического Союза ЕС,
содержащих:
механизмы обмена информацией о готовящихся и заключенных
межправительственных соглашениях в сфере энергетики.
поправки к Директиве о безопасности газовых поставок от 2010 года
Работа продолжается…….
Создание Европейского энергетического союза (продолжение)
Предусматривает радикальную реформу сложившейся в ЕС
системы поставок энергоносителей:
Страны ЕС не могут заключать долгосрочные контракты и
межправсоглашения в сфере энергетики на срок более года
без одобрения Брюсселя, если поставки покрывают более
40% рынка одной отдельно взятой страны.
Еврокомиссия получает доступ к уже заключенным
межправительственным соглашениям, в т. ч., газовым
контрактам с РФ и конфиденциальным параметрам цены.
В случае нарушения норм ЕС по настоянию Еврокомиссии
долгосрочные газовые контракты могут быть
аннулированы.
Если Еврокомиссия
сможет влиять на
содержание соглашений
и контрактов, она
получит инструмент
для давления на
импортеров, например,
вынуждая «Газпром»
согласиться на
определенный уровень
цен и условия поставки
(возможность
виртуального реверса
газа, спотовое
ценообразование и т. д.).
Повышение безопасности газоснабжения Европы
В 2017 г. Еврокомиссия утвердила новые
законодательные акты по вопросам безопасности
газоснабжения Европы.
Основная задача данных нововведений –
увеличение прозрачности функционирования
газового рынка и повышение устойчивости стран
Евросоюза в случае перерывов в поставках газа.
Новые положения, способствующие углублению
кооперации между европейскими странами:
Развитие механизмов
взаимосвязанности для
участников: в случае
серьезного газового кризиса в
одной стране соседние страны
члены окажут помощь,
гарантирующую продолжение
снабжения газом.
Усиление региональной
кооперации, позволяющей
совместно оценивать риски и
принимать меры в случае
серьезных перерывов в
поставках. С этой целью
сформировано 13 регионов в
соответствии с основными
маршрутами поставки газа.
Обеспечение более высокого
уровня прозрачности: данные
по всем долгосрочным
контрактам, в которых на
одного поставщика приходится
более 28% рынка страны
члена, должны автоматически
передаваться в
Еврокомиссию.
Антимонопольное дело Еврокомиссии против «Газпрома»: основные результаты (май 2018)
Еврокомиссия приняла решение о завершении расследования антимонопольного дела в
отношении «Газпрома», обвинявшегося в злоупотреблении доминирующим положением
на восточноевропейских рынках.
Расследование Еврокомиссии относилось к деятельности «Газпрома» в восьми странах —
Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и Болгарии.
Обязательства «Газпрома»:
Устранить любые
ограничения в
контрактах с
импортерами,
препятствующие
перепродаже
российского газа
другим компаниям в
других странах ЕС.
Обеспечить
свободные потоки газа
на изолированные
рынки или с таких
рынков (балтийские
страны, Болгария).
Предоставить
клиентам концерна,
закупающим газ по
долгосрочным
контрактам,
механизмы
пересмотра цены в
соответствии с ценами
на конкурентных
рынках Западной
Европы (включая
цены на ликвидных
газовых хабах).
Предложить всем
действующим
клиентам в Болгарии,
Латвии, Литве,
Эстонии и Польше
добавить в
долгосрочные
контракты механизм
регулярного
пересмотра цены.
Новые правила несут статус юридически обязывающих. Если «Газпром» нарушит какие-либо
из этих обязательств, регулятор может наложить на компанию штраф до 10% от ее
глобальной выручки без необходимости доказывать нарушение антимонопольных правил ЕС.
Набор обязательств «Газпром» существенно изменит принципы работы «Газпрома» на
газовых рынках Центральной и Восточной Европы.
Европейская энергетическая стратегия: тренды, риски и требования к России
Тренд
Риск
Требования к России
Замедление европейского спроса на
российские энергоресурсы
Замедление экономического роста Модернизация экономики
Сдвиг спроса на углеводороды в Азию
Сильная конкуренция на
европейском рынке
Диверсификация направлений
экспорта
Усиление климатической политики
Европы, развитие рынков СО2
Отставание России, проблемы
при экспорте
Разработка модели работы на
новых рынках
Опережающий рост ВИЭ в Европе
Отставание России,
неэффективность
Ускоренное развитие
адаптированного рынка ВИЭ
Регионализация европейской энергетики
Невостребованность экспорта и
инвестиций
Оптимизация экспортных
трубопроводных проектов
Переход европейских стран на новую
фазу развития
Отставание России
Необходимость инновационного
развития
Формирование европейской энергетики
нового поколения
Неэффективность действующей
энергетики и экономики
Создание энергетики будущего
в России
Поставки российского газа в Европу:
основная статистика и прогноз
Встреча «Газпрома» с инвесторами в Нью-Йорке, 6 февраля 2018 г.
ВЕКТОР РОСТА: ВОССТАНОВЛЕНИЕ СПРОСА НА ПРИРОДНЫЙ ГАЗ В ЕВРОПЕ
Баланс газа Европы, млрд. куб. м
Восстановление спроса на газ
выше уровня 2011 г. благодаря:
Рост потребления газа в
электроэнергетике (+6.2% при
сравнении по годам)
Падение спроса на уголь
Рост экономики ряда европейских
стран и, соответственно, их
газовых рынков
Рост спроса и сокращение
собственной добычи за последние 4
года привели к росту импорта газа
В результате цены на газ в Европе
возросли
Потребление природного газа в Европе, 2013 – 2017 гг.
Потребление газа по месяцам (накопленное значение)
В 1-ом квартале 2017 г. потребление природного газа в
Европе возросло на 4 млрд. куб. м, или на 2.2% в сравнении
с 1-ым кварталом 2016 г.
Повышение надежности поставок газа в Европу
Динамика реализации газа группы «Газпром»
Цена реализации газа в рублях росла, но в евро и долларах – падала
Повышение надежности поставок газа в Европу
Реализация газа по контрактам ООО «ГАЗПРОМ
ЭКСПОРТ» в страны дальнего зарубежья
Общий объём реализации
по контрактам ООО
«Газпром экспорт» за 2015
год – 184,4 млрд куб. м.
Чистая выручка от продаж
газа в страны дальнего
зарубежья в 2015 году
достигла 2,2 трлн руб.
Крупнейшими
покупателями газа в 2015
году являлись Германия,
Турция и Италия.
«Газпром» на европейском рынке газа
Доля Газпрома в потреблении газа в Европе
Потребление
Поставки Группы Газпром
Доля Группы Газпром
Доля Газпрома в импорте газа в Европу
Импорт, млрд. куб. м
Поставки Группы Газпром, млрд. куб. м
Доля Группы Газпром
Встреча «Газпрома» с инвесторами в Нью-Йорке, 6 февраля 2018 г.
КРУПНЫЕ ПОСТАВЩИКИ НА ЕВРОПЕЙСКИЕ РЫНКИ
Поставки газа на рынки Европы крупными экспортерами
и собственными производителями, млрд. куб. м
Экспортеры
Собственные производители
В 2017 г. второй год подряд
Газпром обеспечил рекордно
высокие продажи на фоне
снижения поставок от других
поставщиков (за исключением
Норвегии).
Нидерланды постепенно
становятся чистым импортером
газа.
19 декабря 2017 г. Газпром
установил абсолютный рекорд по
поставкам за сутки, что
доказывает его способность быть
компенсирующим поставщиком во
время пикового спроса.
Структура продаж газа
группой «Газпром» в
страны дальнего
зарубежья, млрд. куб. м
Доля реализации газа
Газпромом
по контрактам
Газпромэкспорта в
потреблении газа странами
европейского дальнего
зарубежья, 2013-2017 гг., %
Потребление природного газа в Европе: сценарии и прогнозы
После 2020 г. появятся новые возможности
для поставки газа в Европу
В соответствии с консенсус прогнозом, дополнительный
спрос (2016 г. – базовый) по импорту газа в Европу:
51 млрд. куб. м к 2025 г.
84 млрд. куб. м к 2035 г.
Диапазон прогнозов добычи
Диапазон прогнозов потребления
Консенсус прогноз добычи
Консенсус прогнозов потребления
Основные тренды на газовом рынке Европы: увеличение импорта газа в
Европе будет в основном обеспечиваться за счет СПГ…& возможно
российского газа
Баланс газа в странах ОЭСР Европы, 2000-2040 гг. млрд. куб. м
Источник:
Спрос на газ в странах ОЭСР Европы возрастет и потребует увеличения импорта с учетом
снижения собственного производства примерно на 50 млрд. куб. м в год к 2021 г. и на 65
млрд. к 2025 г. в сравнении с 2015 г.
Возможность отмены монополии «Газпрома» на экспорт природного газа (1)
Предложения НК «Роснефть»:
«Роснефть» по итогам 2016 г. обогнала НОВАТЭК
по уровню добычи газа, выйдя на второе место
после «Газпрома». Добыча составила 67
млрд куб. м, что на 7% больше, чем в 2015 г.
Планы «Роснефти»: добыча к 2020 г. 100
млрд куб. м газа, что вынуждает компанию
бороться за новые рынки сбыта.
Конец 2015 г.: BP (владеет 19,75% акций
«Роснефти») обратилась в компанию
с предложением о покупке ее газа
на долгосрочной основе через Германию.
Причина - снижение объемов собственной
добычи газа.
Обсуждаемые условия поставок: 7 млрд куб. м газа
в год (с последующим увеличением поставок до 25
млрд куб. м в год) через дочку «Газпрома». Срок
действия договора - 16 лет.) Начало поставок —
2018–2019 гг.
Заключение контракта с BP (оценки «Роснефти»)
привлечет в бюджет более 500 млрд руб.
в виде дополнительных налоговых поступлений
(примерно четверть налогов от «Роснефти»
за 2016 г.).
Поставки газа для BP не будут конкурировать
с контрактами «Газпрома», а вытеснят с рынка ЕС газ
из США. Заключение контракта с BP повысит долю
российского газа на этом рынке и позволит
эффективно использовать свободные
газотранспортные мощности.
Игорь Сечин обратился в Минэнерго с просьбой «ускорить
проработку организации поставок газа «Роснефти»
через «Газпром экспорт» и рекомендовать «Газпрому»
в сжатые сроки обеспечить заключение агентского договора.
Возможность отмены монополии «Газпрома» на экспорт природного газа (2)
Оценки «Газпрома»
В 2017 г. его доля на европейском
рынке достигла исторического
максимума в 34%. «Газпром»
в состоянии поставить в Европу
столько своего газа, сколько она
запросит.
«Газпром» отверг проект
агентского соглашения с
«Роснефтью» «и по сути,
и по форме». Причины: угроза
конкуренции «российского газа
с российским», а также
возможная нехватка
трубопроводной мощности.
Поставщики СПГ из США не
являются конкурентами «Газпрома»
на европейском рынке.
Премия при зарубежных поставках
«Газпрома» по сравнению с ценой
внутреннего рынка составляет
порядка 20%. Рост цен на российский
газ в Европе, вероятно, будет
ограничен уровнем безубыточности
для поставок американского СПГ
на европейский рынок ($160
за 1 тыс. куб. м). Но и при такой цене
экспортный нетбэк для «Газпрома»
будет почти на $20 выше,
чем на российском рынке.
Оценки экспертов:
«Роснефть» и НОВАТЭК получат
право экспорта
трубопроводного газа в Европу.
Тем не менее, европейский
рынок газа уже
«переконтрактован»: средний
уровень отбора газа
по контрактам составляет
порядка 75%. При текущих
прогнозах спроса на газ Европа
уже закрыла свои потребности
в газе до 2025 года, поэтому
новые игроки на рынке должны
будут предлагать
существенные дисконты.
Алексей Миллер: выход альтернативных
российских поставщиков природного газа
на рынки Европы приведет к нарушению
управления поставками российского
трубопроводного газа в Европу,
неизбежному снижению цен на природный
газ и, снижению поступлений в бюджет
Российской Федерации.
Основные инфраструктурные
проекты по поставке российского газа
в Европу:
трубопровод
«Турецкий поток»
Встреча «Газпрома» с инвесторами в Нью-Йорке, 6 февраля 2018 г.
ЭКСПОРТНЫЕ МАРШРУТЫ ГАЗПРОМА
Загрузка мощностей по основным маршрутам поставок газа в Европу в 2017 г., млрд. куб. м
Транспортные маршруты Газпрома
Другие поставщики
Загрузка мощностей по
транспортным маршрутам
Газпрома в 2017 г. достигла
максимального уровня, что
требует увеличения мощностей
трубопроводов,
ориентированных на Европу.
Коэффициент загрузки по
конкурирующим маршрутам был
ниже уровня наличных
мощностей, либо даже
сократился (напр., Ливия и
Алжир).
Коэффициент загрузки
терминалов СПГ в Европе
составил в 2017 г. 26% от их
мощности.
Россия на развилке газовых потоков
Новейшие геоэкономические и политические факторы обусловливают восстановление переговоров
по замороженным ранее проектам трубопроводов для экспорта российского газа в Европу.
2011 г. – Россия подписали соглашения о
строительстве газопровода «Южный поток»
мощностью 63 млрд куб. м газа в год и
стоимостью порядка 30 млрд долларов.
Декабрь 2014 г. – Россия приняла решение
прекратить строительство. Причины:
неконструктивная позиция Евросоюза,
введение санкций против России,
геополитическая ситуация вокруг Украины,
отказ болгарской стороны выдать разрешение
на строительство.
В результате Россия начала изучение
альтернативного проекта газопровода «Турецкий поток»: транспортировка
природного газа из России по Чёрному морю в
Турцию и далее до турецко-греческой границы.
Декабрь 2015 г.: в связи с кризисом в
российском-турецких отношениях, связанных с
военными действиями в Сирии, работа над
проектом была остановлена.
Август 2016 г.: прорыв в решении вопроса о создании новой
инфраструктуры по поставке газа в страны ЕС
В 2015 г. Турция стала вторым крупнейшим
потребителем российского газа после Германии:
«Газпром» обеспечил 57% потребности Турции в
газе по газопроводу "Голубой поток" (мощность
16 млрд куб. м в год).
2016 г. Новый вираж в судьбе проектов
«Южный поток» и «Турецкий поток»: Болгария с
Турцией вступили в борьбу за право
транспортировать российский газ.
В августе 2016 г. Болгария и Турция заявили о
своей готовности восстановить замороженные
энергетические проекты «Южный» и
«Турецкий» потоки.
Кризис в российско-турецких отношениях мог иметь серьезные негативные последствия
для России:
Ускорение строительства Трансанатолийского газопровода для расширения экспорта из
Азербайджана (позже, возможно, Ирака и Ирана). Мощность газопровода - 16 млрд куб. м,
из них 6 млрд предназначены для Турции.
Возможное объединение Трансадриатического газопровода (TAP) с Трансанатолийским
(TANAP) суммарной мощностью 26 млрд куб. м. и обеспечение доступа Евросоюза к
газовым ресурсам Каспийского моря.
Противодействие стремлению России блокировать попытки Туркменистана выйти
на европейские экспортные рынки.
Трансанатолийский и Трансадриатический газопроводы
Декабрь 2015 г. договоренность об ускорении
строительства
Трансанатолийского
газопровода (TANAP)
мощностью 16 млрд куб. м (6
млрд предназначено
для Турции).
Март 2016 г. - Еврокомиссия
признала соглашение
о строительстве
Трансадриатического
газопровода ТАР
соответствующим
законодательству Евросоюза.
Цель строительства ТАР снижение зависимости
Европы от поставок
российского газа.
Протяженность газопровода
составляет около 870 км;
по ТАР ежегодно будет
поставляться около 10
млрд куб. м газа.
«Турецкий поток» и политика Турции в газовой сфере
Стратегические задачи Турции:
Взять на себя функции регионального газового хаба.
Замкнуть на себя три ключевых маршрута поставок энергоресурсов в Европу: из
Центральной Азии, с Ближнего Востока и из России.
Ожидаемая потребность Турции в газе к 2030 г. превысит 80 млрд куб. м.
Предпринятые шаги:
Подписано
межправсоглашение
между Россией и
Турцией по
реализации проекта.
Достигнута
договоренность о
разделении
инвестиций в части
финансирования
проекта на территории
Турции.
Отказ Анкары от
предоставления ей
дополнительных
скидок на газ.
Достигнуто
согласие Турции
профинансировать
на паритетных
началах
строительство
наземной части
трубопровода и
инфраструктуры.
Используется
проектное
финансирование
для
строительства
морской части
«Турецкого
потока».
Конфигурация проекта:
Две ветки газопровода: одна – для
потребителей в Турции, вторая – в
Юго-Восточной Европе.
Вторую нитку Россия готова
строить только после получения
гарантий от ЕС и Еврокомиссии на
то, что данная нитка будет
востребована.
Турецкий поток: хронология событий
Октябрь 2016 г. - Россия и Турция
подписали межправсоглашение
по строительству «Турецкого
потока».
Май 2017 г. – начало
строительства морского участка
газопровода у российского
побережья Черного моря.
Июль 2017 г. - «Газпром»
согласовал с Анкарой порядок
финансирования строительства
наземной части газопровода.
Июль 2017 г. - «Газпром» приступил к
укладке в Черном море второй нитки
газопровода «Турецкий поток».
Текущая оценка инвестиций
«Газпрома» в реализацию
строительства «Турецкого потока» - $6
млрд.; инвестиции в 2016 г. - 23,5 млрд
руб., в 2017 г. - 41,92 млрд руб.
Строительство двух ниток
газопровода должно завершиться в
2019 г.; первая – к марту 2018 г.
2017 г.: вопрос экспорта газа в ЕС все еще не был решен, что ставило под сомнение появление второй
нитки газопровода. По мнению экспертов, в результате «Турецкий поток» может стать не столько
двусторонним проектом, сколько новым инструментом РФ и Турции в диалоге с Западом.
«Турецкий поток» вошел в исключительную экономическую зону Турции
Ноябрь 2017 г. - трубоукладочное
судно Pioneering Spirit довело «Турецкий поток»
до исключительной экономической зоны
Турции.
На сушу «Турецкий поток» должен выйти
примерно в 100 км к западу от Стамбула.
К ноябрю 2017 г. - за шесть месяцев с начала
активной фазы строительства было
построено около 25% морского участка
«Турецкого потока»; общая длина уложенных
труб составила 448 км; средняя скорость
прокладки газопровода - около 4 км в день.
Конкурирующие трубопроводы для газоснабжения юга Европы
Газопроводы TAP и TANAP являются частью
«Южного газового коридора». ЮГК протянется на 3,5
тыс. км от Баку до юга Италии. Газ будет
поставляться с месторождения Шах-Дениз с
перспективой вовлечения ресурсов Туркменистана,
Ирана, Ирака.
ЮГК состоит из трех частей: ЮжноКавказского газопровода Баку — Тбилиси —
Эрзурум, идущего по территории
Азербайджана и Грузии до границы с
Турцией; Трансанатолийского газопровода
(TANAP), идущего по территории Турции;
Трансадриатического газопровода (TAP),
проходящего по территории Греции,
Албании и Италии.
12 июня 2018 г. запущен газопровод TANAP
протяженностью 1850 км для поставок
азербайджанского газа с месторождения ШахДениз в рамках стадии-2 от грузино-турецкой
границы до западных границ Турции. Мощность
газопровода - 16 млрд куб. м газа, 10 млрд из
которых пойдет в Европу.
Транс-Анатолийский газопровод (TANAP) – основа Южного газового коридора
TANAP - реальная альтернатива
российскому газу на европейском рынке?
Европейский
инвестиционный
банк утвердил
выделение кредита в
размере 932 млн
евро на
финансирование
строительства
газопровода TANAP.
Реализация проекта
проходит в рамках
политики ЕС по
увеличению
энергетической
безопасности и
снижению
зависимости от
«Газпрома». При
этом он нарушает
ключевые
европейские
принципы: по TANAP
будет идти только
азербайджанский газ.
Принципы
работы TANAP такие же, как и
«Северного
потока-2»: одна
страна полностью
загружает трубу
своим газом. Но в
отношении
России
применяются все
ограничения, а в
отношении TANAP
они в принципе
отменены
Евросоюзом.
Объемы прокачки
газа по TANAP не
являются
обеспеченными. У
Азербайджана
существуют
большие
технические
проблемы с
наращиванием
добычи.
Реальные
показатели
противоречат
планам
правительства
страны.
Подтверждение
этому:
Азербайджан
заключил с
«Газпромом»
контракт на
закупку до 8 млрд
кубов газа в год,
поэтому не
совсем ясно, чей
газ в итоге пойдет
в Евросоюз. Но
столь важные для
ЕС принципы
диверсификации
будут
соблюдены.
Конкуренция газа, поставляемого по «Южному газовому коридору», с российским газом:
основные вызовы 1
«Южный газовый коридор» получил исключение из Третьего энергопакета, запрещающего
производителям газа контролировать 100% газопровода в Европе: Еврокомиссия
разрешила азербайджанской SOCAR заполнять газопровод собственным газом
полностью.
В перспективе проект может стать конкурентом для
«Газпрома» как в Европе, так и в Турции, хотя
изначальные объемы поставок азербайджанского газа
(10 млрд куб. м - для Европы и 6 млрд куб. м - для
Турции) незначительны. При этом пока себестоимость
добычи газа на Шах-Дениз составляет $35 за 1 тыс. куб.
м против $15 у «Газпрома», что делает газ «Газпрома»
более конкурентным.
В стратегическом отношении новая труба увеличит
значимость Азербайджана не только как экспортера
природного газа, но и как транспортера и транзитера
газа через территорию Турции в западном
направлении.
Расширение газопровода из Азербайджана в Европу
может предполагать не только конкуренцию с
«Газпромом», но и партнерство. В ноябре 2017 г.
«Газпром экспорт» и азербайджанская SOCAR
подписали контракт по поставке российского газа в
Азербайджан в объеме 1,6 млрд куб. м в год. Из-за
обязательств по экспорту газа и падения добычи на
Шах-Дениз Азербайджану не хватает газа на внутреннее
потребление.
Главная опасность для российских проектов в Турции
и Европе со стороны ЮГК — перспектива
присоединения к нему Туркменистана, что до сих пор
было невозможно из-за неопределенности статуса
Каспийского моря. Но 12 августа 2018 г. конвенция о
статусе Каспия между Азербайджаном, Ираном,
Казахстаном, Россией, Туркменистаном была
подписана.
Конкуренция газа, поставляемого по «Южному газовому коридору», с
российским газом: основные вызовы 2
Конвенция о статусе Каспия о прокладке
магистральных газопроводов: ключевые
положения
Прокладка
магистральных
трубопроводов
осуществляются по
согласованным
сторонами правилам.
При прокладке по
дну моря требуется
согласие только той
стороны, через чей
сектор будет
пролегать
трубопровод.
Соседние страны
лишь необходимо
уведомить о
маршрутах
прокладки.
Таким образом,
формально это
открывает дверь для
строительства
Транскаспийского
газопровода из
Туркмении в
Азербайджан для
поставки
туркменского газа
транзитом через
Грузию и Турцию в
Европу.
Такой расклад
обеспечивает
доступ Европы к
значительным
туркменским
ресурсам
(четвертое место
в мире по
запасам газа).
Главным
препятствием для
проекта всегда
считался
неурегулированн
ый статус Каспия.
С принятием
Конвенции это
препятствие
формально
исчезает.
Вместе с
Конвенцией
подписан
протокол по
процедуре оценки
воздействия
проектов на
окружающую
среду, что требует
согласия всех
прибрежных
государств. Таким
образом, Россия
и Иран получат
инструмент,
который позволит
как минимум
контролировать
возможное
строительство
газопровода из
Туркмении в
Азербайджан.
В случае ввода
проекта ЮГК в
полном объеме и
подключения к
нему ресурсов
Туркмении стоит
ждать резкого
ужесточения
конкуренции и
падения цен на
газ на
европейском
рынке.
«Турецкий поток»: перспективы участия Болгарии
Май 2018 г.: по итогам переговоров Президента РФ В. Путина и Премьер-министра
Болгарии Бойко Борисова официальная просьба Болгарии о продлении газопровода
«Турецкий поток» в сторону Болгарии и создании там газораспределительного хаба.
Стремление Болгарии участвовать в проекте:
Позволит создать крупнейший газовый хаб не только на Балканах, но и во всей Европе.
Обеспечение транзита принесет миллиарды евро в бюджет страны и гарантирует стабильное
снабжение Болгарии дешевым топливом.
Нитка в Болгарию позволит развивать газовую инфраструктуру в этом регионе, что хорошо
вписывается в концепцию Брюсселя по созданию единого рынка газа.
Риски России:
Россия уже понесла финансовые убытки в связи с заморозкой «Южного
потока».
Отсутствует уверенность в выполнении обязательств Болгарией.
Россия не получала официально никаких юридических гарантий по
реализации проекта.
Главным аргументом в этом вопросе будет служить наличие ясной позиции
Евросоюза.
Ноябрь 2018 г.: Восточная Европа подтвердила маршрут «Турецкого потока»
Газ по второй нитке «Турецкого
потока» может пройти через
территорию Болгарии, Сербии и
Венгрии. Эти страны приняли
решение о развитии национальных
газотранспортных сетей,
соответствующих действующему
энергетическому законодательству
Евросоюза.
«Газпром» уже участвует в процедуре
бронирования новых трубопроводных
мощностей в этих странах. Болгарская
сторона должна инвестировать в
модернизацию своих газопроводов для
принятия газа «Турецкого потока» и
поставки его далее в Сербию. Это
позволит «Газпрому» выполнить
условия Третьего энергопакета
Евросоюза (добывающая компания не
может владеть транспортными
мощностями на территории ЕС).
Поставки в Болгарию и Сербию
через «Турецкий поток» «Газпром»
собирается начать в 2020 г., в
Венгрию - в 2021 г., что позволит
уже с 2022 г. отказаться от
транзита через Украину.
Основные инфраструктурные
проекты по поставке российского
газа в Европу: роль проекта
«Северный поток-2» для газового
рынка Европы.
Роль проекта «Северный поток-2» на газовом рынке Европы
Газопровод «Северный поток»:
Рекордные объемы поставки газа в 2015 г. - 39,1 млрд.м3, на 10,1% больше чем в 2014 г. (35,5 млрд. куб. м).
Страны, получающие газ по «Северному потоку»: Великобритания, Германия, Нидерланды, Франция,
Дания.
Основные характеристики «Северного потока 2»:
Предусматривает увеличение мощностей в два раза
до 110 млрд. куб м (возможность удовлетворения
30% текущих потребностей Евросоюза).
Строительство двух ниток морского газопровода
суммарной мощностью 55 млрд куб. м газа в год из
России в Германию по дну Балтийского моря.
Реализует проект совместная проектная компания
New European Pipeline AG ("Газпром" - 51%, E.ON и
BASF/Wintershall, Shell, OMV, ENGIE - 9% каждая).
Цель реализации проекта «Северный поток-2»:
увеличение транзитных мощностей в обход
Украины до 2019 г. – срока окончания
действующего договора о транзите газа в объеме
60 млрд куб. м.
Проблемы транзита газа: снижение роли украинского газового коридора
Начало
естественного
падения добычи в
Надым-Пур-Тазе и
перемещение
основной
производственной
базы на Ямал.
Выработанный
ресурс украинской
ГТС, требующий
полной замены
линейной части и
модернизации
компрессорных
станций.
Минфин Украины:
Реализация «Северного потока-2» приведет к
потере в 2019 г. 2,5–3% ВВП страны.
Киев потребует взыскания с России убытков
за простой своей газотранспортной системы
и компенсацию недополученной тарифной
выручки в размере $12 млрд.
Соответствующий иск компания уже подала в
Международный арбитраж.
Оптимизация
транспортировки
между будущими
центрами
производства и
потребления за счет
строительства новых
газопроводов
Бованенково — Ухта и
Ухта — Торжок с
соединением с
«Северным потоком1». Это наиболее
короткий и
экономичный способ
доставки российского
газа напрямую на
рынок Германии.
Снижение транзита
через Украину ниже
уровня 30 млрд куб.
м в год сделает
использование
системы
нерентабельным.
Позиция России, август 2018
г.: Россия готова сохранить
транзит газа через Украину,
но для этого должен быть
урегулирован судебный спор
в Стокгольме, по решению
которого «Газпром» должен
заплатить $2,6 млрд
Значение газопровода "Северный поток-2" для стран Евросоюза
"Северный поток-2":
Повысит безопасность энергоснабжения ЕС.
Обеспечит большую гибкость в поставках газа в рамках единого энергетического рынка
Европы.
Позволит расширить газовую инфраструктуру и взаимосвязи систем и предоставит
преимущества конкурентных рынков газа новым потребителям в большем числе стран
ЕС.
Вопросы, вызывающие обеспокоенность Европы:
Проект должен полностью соответствовать законодательству ЕС, в т.ч., в области
энергетики и защиты окружающей среды (в частности, правилам «Третьего
энергопакета»).
«Северный поток-2» еще больше увеличит мощности поставки газа из России в ЕС
и будет противоречить тенденции диверсификации источников энергии,
поставщиков и маршрутов поставки.
«Северный поток-2» может привести к сокращению числа газотранспортных
коридоров из-за отказа от маршрута через Украину, что снизит безопасность
поставок.
По расчетам Еврокомиссии в случае реализации данного проекта 80% импорта российского газа пойдет по
одному пути, который будет иметь стратегический характер. Это изменит всю архитектуру
европейского рынка газа с еще большим доминированием российского газа.
«Северный поток-2»: борьба продолжается
24 апреля 2014 г. Nord Stream 2
AG (оператор газопровода
«Северный поток-2», «дочка»
«Газпрома») подписала
соглашения о финансировании
строительства «Северного
потока-2» с пятью
европейскими компаниями —
Engie, OMV, Royal Dutch Shell,
Uniper и Wintershall.
Эти компании предоставили
долгосрочное финансирование
проекта в объеме 50% от его
общей стоимости (€9,5 млрд.),
вклад каждой из них составил
до €950 млн.
По данным «Газпрома» «Северный
поток - 2» не подпадет под действие
Третьего энергопакета, так как пройдет
по дну моря, а наземной части у него
не будет.
По мнению Еврокомиссии
«Северный поток — 2»
подпадает под действие
Третьего энергопакета ЕС: то
есть, к «Северному потоку - 2»
должен быть обеспечен
приемлемый доступ третьих
сторон, кроме «Газпрома».
14 июня 2017 г. сенат США одобрил
законопроект, расширяющий санкции
против России, в котором есть
отдельный параграф про «Северный
поток — 2»: «Проект имеет губительные
последствия для энергетической
безопасности ЕС, развития газового
рынка в Центральной и Восточной
Европе и энергетических реформ на
Украине».
Беспрецедентное давление президента США на Германию с целью вынудить последнюю
отказаться от «Северного потока 2».
Причина – стремление США навязать Европе менее конкурентоспособный сжиженный
природный газ по сравнению с российским трубопроводным газом.
Распространение на газопровод «Северный поток-2» действия норм
Третьего энергопакета ЕС
Первый вариант:
Операционное
управление
«Северным потоком2» должно быть
передано
независимой
компании.
Инфраструктура
трубопровода
останется в
собственности 100процентной «дочки»
«Газпрома» -Nord
Stream 2 AG.
Второй вариант:
Инфраструктура и
деятельность
«Северного потока –
2» остаются за Nord
Stream 2 AG.
Надзор за его
работой будет
осуществлять
независимый
регулятор.
Еврокомиссия: ограничения для «Северного потока-2»
Ноябрь 2017 г.: предложение Еврокомиссии по
дополнению Газовой директивы Евросоюза от
2009 г.:
Формирование общих правил по выходу на
европейский внутренний рынок газа
Уточнения по энергетическому
законодательству ЕС
Урегулирование тарифов, в т. ч. за счет
увеличения числа игроков на рынке и усиления
конкуренции.
Цель поправок: применение
основных принципов
энергетического законодательства
ЕС (доступ третьих сторон,
тарифное регулирование,
разделение собственности и
прозрачность) ко всем
газопроводам из третьих стран до
границы юрисдикции Евросоюза.
Поправки подразумевают, что нормы
Третьего энергопакета распространятся на
новый трубопроводный проект «Газпрома»
«Северный поток-2»
Еврокомиссия надеется принять новый
законопроект до конца 2018 года — до
завершения строительства Nord Stream 2.
Магистральный газопровод «Газпрома» Бованенково - Ухта-2
18 января 2017 г. - в ЯмалоНенецком АО запущен
магистральный газопровод
(МГП) Бованенково - Ухта-2 как
основа северного газового
коридора.
Развитие северного коридора
служит базой для поставок газа
в Европу по МГП «Северный
поток-2».
Газопровод Бованенково-Ухта
был введен в эксплуатацию в
2012 г, тогда же началось
строительство Бованенково Ухта-2. Протяженность каждого
газопровода составляет около
1,2 тыс. км.
Сырьевая база –
Бованенковское и
Харасавэйское
месторождения.
Система магистральных
газопроводов Бованенково Ухта предназначена для
транспортировки газа с
полуострова Ямал.
«Северный поток – 2» и «Турецкий поток»: Россия, геополитика, рынок
Резкое усиление позиций
России для поставки газа в
Европу с востока благодаря
строящимся газопроводам:
Возможные
окончательные
решения Евросоюза:
Что может остановить
реализацию проекта?
В этом случае весь российский газ в Европу будет приходить по
контролируемым Россией магистралям: два "Северных потока"
(мощность – 110 млрд. кубов в год); "Турецкий поток" (31);
действующие "Ямал – Европа" (33) и "Голубой поток" (16).
Суммарная мощность - 190 млрд. куб. м.
1. «Северный поток 2» относится к компетенции национальных
правительств и регуляторов Германии, Франции, Австрии, чьи компании
участвуют в проекте.
2. Энергетический Союз ЕС должен обеспечивать диверсификацию
источников, маршрутов и поставщиков. "Северный поток – 2" не отвечает
ни одному из этих трех критериев: источник – Россия, маршрут – из России,
поставщик – из России. Исходя из этого, проект не может быть реализован.
Позиция США: в принятом законе CAATSA предусмотрены санкции
в отношении "Северного потока-2" и, соответственно, возможность
ввести санкции для компаний-подрядчиков.
31 января 2018 г. Nord Stream 2 AG получила разрешение на строительство 55-км участка газопровода
в территориальных водах Германии вблизи Грайфсвальда.
Состояние дел на октябрь 2018 г.: Дания не согласовала прокладку газопровода из России в своих территориальных водах.
«Nord Stream 2 AG» начала конкурсные процедуры по закупке магистральных труб для маршрута в обход Дании.
СПГ на рынке Европы – конкуренция с Россией
В Европе сложились все условия для начала импорта газа из США: истощение запасов в Северном
море; рост стоимости добычи; либерализация рынков газа и электроэнергии в ЕС.
Основные положения «Стратегии по
сжиженному природному газу Европы»,
начало 2016 г.
Страны Центральной и Восточной Европы не
имеют доступа к СПГ и зависят от
единственного поставщика - России.
Цель - сооружения приемных терминалов СПГ,
чтобы каждая страна-член ЕС имела либо
прямой доступ к СПГ, либо через доступ к
ближайшим газовым хабам.
ЕС отнес планируемые к строительству СПГтерминалы в Хорватии, Эстонии, Греции,
Ирландии и Швеции, Польше к проектам
общеевропейского значения (финансируются
ЕС и пользуются ускоренной процедурой
получения разрешений).
Сегодня в Европе построено 21 крупный
терминал для приема СПГ общей мощностью
200 млрд куб. м в год, они покрывают примерно
40% газовых потребностей Европы. Они могут
использоваться для поставки СПГ из США.
Ситуация в США:
США готовы начать экспорт СПГ в Европу уже в 2016 г.
после ввода в эксплуатацию первых линий на терминале
Sabin Pass.
В США ведется строительство пяти заводов по сжижению
газа совокупной мощностью к 2019 г. 80 млрд куб. м СПГ в
год.
В условиях слабого спроса на природный газ в Азии
поставщики США переключаются на Европу как на основной
рынок сбыта, что может спровоцировать ценовую войну
между конкурирующими производителями.
Европейская комиссия рассматривает импорт СПГ как
основное направление диверсификации поставок
энергоносителей в Европу и важную составляющую
будущего энергобаланса Европейского союза.
Встреча «Газпрома» с инвесторами в Нью-Йорке, 6 февраля 2018 г.
Доля «Газпрома» на рынке Европы в 2017 г. выросла до 34,7% (2016 г. - 33,1%).
Объем экспорта «Газпрома» в дальнее зарубежье в 2017 г.: 194,4 млрд куб. м. (2016 г. -179,3 млрд куб. м).
Прогноз Wood Mackenzie: к 2030 г. эта доля может составить 35–38%, к 2035 г. - 38–41%. Причина:
признание того, что российский трубопроводный газ более конкурентоспособен в Европе, чем СПГ.
Позиция «Газпрома»:
Поставки американского СПГ на
европейский рынок являются
несущественными, в основном, в
страны, не имеющих доступа к
российскому трубопроводному
газу.
Конкуренции с американским СПГ
на рынке ЕС в долгосрочной
перспективе также не ожидается
из-за его высокой себестоимости
и заинтересованности
европейских партнеров
«Газпрома» в новых маршрутах
для импорта российского газа в
Европу.
Американский СПГ против
российского природного газа на
рынках Европы
Европейский рынок СПГ
рассматривается как
замыкающий, так как
Европа обладает
значительными
незадействованными
мощностями.
Перспективы роста
потребления СПГ
определяются гибкостью
европейской
электроэнергетики и
возможностями
замещения угля
природным газом, а
также ростом
потребления СПГ на
транспорте.
Избыток СПГ в
краткосрочной и
среднесрочной
перспективе должен
усилить конкуренцию на
рынке Европы между
российским и
американским газом, а в
более широком смысле –
между трубопроводным
газом и сжиженным.
К настоящему времени
нет консенсуса мнений
о роли СПГ на рынке
Европы, в частности,
СПГ из США. МЭА
прогнозирует рост
импорта СПГ в Европу
за 2017-2022 на 20
млрд. куб. м.
Возможности европейских
хабов поглотить избыток
СПГ в основном
определяется
возможностью СПГ
заместить объемы
российского газа,
поставляемого по
долгосрочным контрактам.
В целом американский
СПГ предоставляет
ряд преимуществ для
европейских
потребителей с точки
зрения безопасности
поставок и роста
конкуренции на рынке.
Он усиливает
давление на Газпром с
целью изменения
условий долгосрочных
контрактов и создания
ценового потолка.
Критически важно, чтобы Европа оставалась
привлекательным рынком для экспортеров СПГ
«Газпрому» придется воевать за Европу
В конце августа 2017 г. на
регазификационный терминал в Клайпеде
пришел первый танкер с СПГ с
экспортного терминала Sabine Pass в
США. По данным Lietuvos energija
американский сжиженный газ обошелся
Литве дешевле, чем газ «Газпрома».
17 октября 2018 г. Польша заключила
контракт с американской компанией
Venture Global на поставку 2,7 млрд куб. м
СПГ сроком на 20 лет, начиная с 2022 г.
(действующий контракт с «Газпромом»
истекает в 2022 г.). По данным PNIG,
поставки из США будут примерно на 20%
дешевле, чем поставки из России.
«Газпрому» предстоит жесткая конкуренция
Для сохранения позиции одного из самых
конкурентоспособных поставщиков газа в
Европу «Газпрому» требуется гибкая
маркетинговая политика и готовность к
конструктивным отношениям с
покупателями при продлении или
заключении новых контрактов.
Адаптация стратегии «Газпрома» к новым правилам европейского рынка газа 1
Изменения в экспорте российского газа в Европу
и средней экспортной цены (2010-2016)
«В результате
российский газ
резко увеличил
свою
конкурентоспособ
ность на
европейском
рынке, что
обеспечило его
рекордные
продажи.
В результате
«Газпром»
изменил ценовые
условия
контрактов с
ключевыми
клиентами в
Европе и ввел
индексацию цен в
зависимости от
конкретных
условий на рынке.
Основа стратегии
«Газпрома» увеличение
экспорта газа в
Европу и
стремление
увеличить свою
долю на рынке
(35% в 2017 г.).
Стратегия
Газпрома
Главная причина –
конкурентоспособ
ность российского
газа, цена которого
сократилась на
32% в 2016 г. по
сравнению с 2015
г. в среднем до
166$/1000 м3.
Основные причины
снижения цены на
газ: падение цены
на нефть, по
отношению к
которой
индексирована цена
на газ в
долгосрочных
контрактах; падение
цены на газовых
хабах Европы, где
индексируется часть
контрактов
«Газпрома».
Адаптация стратегии «Газпрома» к новым правилам европейского рынка газа 2
Цена на российский газ, на европейский газ и замыкающие
затраты на импорт СПГ из США (2013-2017)
В 2017 г. цена 66% объемов газа,
потребленного в Европе, была
индексирована на газовых рынках,
и только 30% - в рамках
долгосрочных контрактов по
отношению к цене на нефть или
нефтепродукты.
В ответ на возросшую конкуренцию
и с целью привлечения новых
клиентов «Газпром» приступил к
аукционной продаже газа, пока в
незначительных объемах.
С целью стимулирования
использования газа на транспорте
в Европе «Газпром» создал
филиал «Gazprom NGV Europe».
Россия - крупный игрок на
европейском рынке нефти:
основные показатели
Конкурентные позиции России на нефтяном рынке ЕС
Глава Минэнерго России Александр Новак: «Грядут времена жесточайшей конкуренции». Риски
передела европейского нефтяного рынка становятся все более реальными.
Энергостратегия России: европейский рынок для России является ключевым.
Энергостратегия Европы: четкая ориентация на диверсификацию маршрутов поставок и
поставщиков.
Ранжирование стран экспортеров нефти в Европу
в зависимости от геополитических рисков
Индекс риска
8
7
6
5
4
3
2
1
Источник: World Bank World Governance Indicators, own calculations.
Основной конкурент России на рынках Европы –
страны Ближнего Востока.
Два ключевых фактора «нефтяной политики»
арабских стран:
Целенаправленное наращивание добычи с
целью удержания доли на рынке (до сделки
ОПЕК+)
Целенаправленный демпинг цен на
собственную нефть, в частности, в Европе.
Поставки российской нефти в Европу: основная статистика
Источники поставок сырой нефти в ЕС
Экспорт сырой нефти и конденсата из России
по направлениям, 2016 тыс. баррелей в день
дд
Источник: Eurostat Energy Balances
В 2016 г. Россия лидировала по объемам
поставок. Основные страны-поставщики нефти:
Россия, Норвегия, Нигерия, Саудовская Аравия,
Ирак.
Компании - крупнейшие поставщики нефти на
рынки Европы
Структура поставок нефти на экспорт
в 2006-2016 гг, млн. т
Экспорт нефти из России по направлениям, млн. т
Россия возглавляет список
экспортеров, поставляет примерно 3035% от общего объема всей нефти,
которая поступает в ЕС. Доля
«Роснефти» в поставках составляет
20%, доля «Лукойла» – 12%.
Экспортные нефтепотоки России:
куда течет российская нефть
Экспорт нефтепродуктов: глобальная конкуренция растет, но
позиции России на ключевых рынках остаются сильными
Россия является
одним из лидеров
по объемам
экспорта
нефтепродуктов
(156,4 млн т/12% от
мирового экспорта).
Отмечается
быстрый рост
экспорта
нефтепродуктов из
США, Саудовской
Аравии и Индии.
Россия остается крупнейшим
поставщиком нефтепродуктов в регион
Северо-Западной Европы (29% в 2016 г.) при
быстро растущей доле Саудовской Аравии
(с 6% в 2010 г. до 10% в 2016 г.).
Российские позиции на рынке
Средиземноморья постепенно слабеют (35%
в 2016 г. против 43% в 2010 г.) из-за быстрого
роста экспорта нефтепродуктов из Индии
(12% всех поставок в 2016 г.) и Саудовской
Аравии (5% в 2016 г.)
Экспорт нефтепродуктов из России в страны ЕС
Среди 10 крупнейших поставщиков нефтепродуктов в страны Евросоюза четыре компании - российские.
«Роснефть» является самым крупным поставщиком (с долей почти 14% от суммарных поставок, далее следует
российские компании «Газпромнефть» (доля в 7%) и Лукойл (доля в 7%). Башнефть занимает седьмое место с
долей в 4%.
10 топовых компаний по поставке нефтепродуктов
в ЕС, 2016 г.
Экспорт нефтепродуктов из России по
направлениям, млн. т
16%
14%
12%
10%
8%
6%
4%
2%
0%
Роснефть
(Россия)
Газпром
(Россия)
Лукойл
(Россия)
Sonatrach
(Алжир)
Statoil
Exxon (США) Башнефть
(Норвегия)
(Россия)
IOC (Индия) Q8 (Кувейт)
NNOC
(Нигерия)
Ближнее зарубежье, 2017
Ближнее зарубежье, 2016
Источник: Eurostat Energy Balances
Почему российская нефть уходит из Европы в Китай
За 5 месяцев 2018 г. через
порты Балтийского и Черного
морей в Европу было
поставлено на 19% меньше
российской нефти, чем за тот
же период 2017 г. В то же
время поставки нефти в Китай
из России За 5 месяцев 2018 г.
выросли на 43%.
Мнение экспертов. Часть
нефти уходит в Азию именно с
европейского рынка, причина
не только в развороте на
восток из-за политической
ситуации, а в экономике
проектов: при продаже нефти в
Азию российские компании
получают больше прибыли,
чем при экспорте ее в Европу.
При добыче нефти в Западной
Сибири в трубу закачивается
малосернистая нефть марки
Siberian Light. При прокачке в Европу
через Беларусь она смешивается с
поволжской высокосернистой
нефтью, на выходе получается
нефть марки Urals со средней
сернистостью. В итоге на выходе
нефть продается по меньшей цене,
чем нефть марки Siberian Light.
В чем причина?
В случае закачки Siberian Light в
нефтепровод ВСТО она продается с
премией на азиатском рынке.
Поэтому российским компаниям
восточное направление становится
более выгодным, наблюдается
острая конкуренция за доступ к
ВСТО.
Европейский рынок нефти: ужесточение конкуренции
В 2017 г. отгрузка
нефти из США в
Европу составила 7%
от всего экспорта
страны, с начала 2018
г. – 12%. Основными
направлениями
экспорта стали
Великобритания,
Италия и Нидерланды.
С января по апрель
2018 г. поставки нефти
и газоконденсата из
США в Европу
выросли почти в
четыре раза по
сравнению с
аналогичным
периодом 2017 г. (с 1,8
млн. т до 6,7 млн т.).
Основными сортами
нефти из США в
Европе являются West
Texas Intermediate
(WTI), Light Louisiana
Sweet (LLS), Eagleford,
Bakken и Mars.
Американские сорта
успешно конкурируют
с Azeri BTC, CPC Blend,
североморским Forties,
западноафриканской
нефтью и российской
Urals.
Основные игроки
рынка - итальянская
Eni, испанский Repsol
и французский Total - в
2018 г. увеличили
закупки американской
нефти. Интерес к
нефти из США
проявили НПЗ
Польши, стремящиеся
снизить зависимость
от России. 40% нефти,
закупленной польской
Grupa Lotos в 1-ом
квартале 2018 г.,
пришлось на
нероссийскую нефть
(в 2017 г. – 22%), в
частности, на нефть из
Саудовской Аравии и
США.
Широкий спред Brent/WTI остается основным фактором, который поддерживает
поставки нефти из США в Европу.
Заключение
Глубокие геополитические и экономические противоречия между Россией и Евросоюзом. Создание
Энергетического союза ЕС, получившего право влиять на межправсоглашения и коммерческие
контракты. Это создает угрозу всей схеме поставок российского газа в ЕС.
Основные вызовы для долгосрочного сотрудничества России и ЕС в энергетике: переход в ЕС к
низкоуглеродной энергетике; неустойчивость цен на нефтегазовом рынке; реализация
климатической стратегии ЕС; стремление Еврокомиссии максимально диверсифицировать виды
потребляемых энергоресурсов, источники энергоснабжения и транспортные маршруты с целью
формирования конкурентного рынка.
В 2017 г. второй год подряд Газпром обеспечил рекордно высокие продажи газа на рынок Европы
на фоне снижения поставок от других поставщиков.
Значение Черноморского региона для России обусловило восстановление переговоров по
реализации проекта трубопровода для экспорта российского газа в Турцию и далее в Европу «Турецкий поток». Строительство первой нитки газопровода должно завершиться в 2019 г. Вопрос
экспорта газа в ЕС также приобретает очертания. В июне 2017 г. сенат США одобрил законопроект,
расширяющий санкции против России, в том числе, против строительства трубопровода
«Северный поток — 2». Вокруг данного проекта развернулась беспрецедентная борьба.
Саудовская Аравия и США готовы наращивать поставки нефти в Европу, что приведет к
уменьшению доли России на этом рынке. Наступают времена "жесточайшей конкуренции". По
данным Минэнерго России, доля страны в поставках нефти в Европу будет падать, страна может
потерять до 10 % рынка, так как объективно Россия не может предоставлять скидки на нефть, как
это делает Саудовская Аравия.