Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Стратегический менеджмент. Сущность и объективная необходимость планирования

  • 👀 408 просмотров
  • 📌 359 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Стратегический менеджмент. Сущность и объективная необходимость планирования» pdf
Раздел 6 Стратегический менеджмент 6.1 Сущность и объективная необходимость планирования Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование, но оно само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу вследствие ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для функционирования организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что планирование зачастую является единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Формальное планирование дает основу для принятия решения, может способствовать снижению риска при принятии решения. Таким образом, оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Каждая организация, начиная свою деятельность, должна представлять перспективную потребность в финансовых, материальных, трудовых ресурсах, источники их получения, а также рассчитать эффективность использования имеющихся средств в процессе роботы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Таким образом, планирование — это задача в плане показать то, что необходимо достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством. Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства, как объекта, так и субъекта управления, вместе взятого. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, оно усиливает темпы развития производства, способствует мобилизации дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на весь процесс производства. Для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Краткосрочное планирование способствует созданию единства общей цели внутри организации. В широком смысле слова планирование — это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: — компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления; — квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; — наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техники. Планирование предполагает: — обоснованный набор целей; — определение политики; — разработку мер и мероприятий (образа действий); — методы достижения целей; — обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений. Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана, так как направлено на оптимальное использование возможностей организации, в том числе максимально эффективное использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности организации. Планирование — это начальный этап управления, представляющий собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций. Планирование включает в себя определение: — конечных и промежуточных целей; — задач, решение которых необходимо для достижения целей; — средств и способов их решения; — требуемых ресурсов, их источников и способа распределения. В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: — стратегическое; — среднесрочное; — тактическое, или текущее (бюджетное). Планирование необходимо для достижения организацией следующих целей: — повышение контролируемой доли рынка; — предвидение требований потребителя; — выпуск продукции более высокого качества; — обеспечение согласованных сроков поставок; — установление уровня цен с учетом условий конкуренции; — поддержание репутации фирмы у потребителей. Задачи планирования определяются каждой организацией самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой организации сводятся к следующему: — планирование роста прибыли; — планирование издержек предприятия и, как следствие, их уменьшение; — увеличение доли рынка, увеличение доли продаж; — обеспечение необходимым количественным и качественным составом персонала; — улучшение социальной политики организации. Особенности планирования. Описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. Если производственный процесс можно описать с помощью математических формул, внося в них определенные коррективы, то, например, при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают необходимой точности. Например, нельзя (или во всяком случае очень рискованно) рассчитать сбыт продукции на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат. В этом, а также во многих других случаях нет объективного критерия, позволяющего сделать прогноз надежным. Если наряду с объективными данными приходится использовать субъективную информацию, то возникает потребность в соответствующем методологическом обеспечении обработки собранных данных. Таким образом, потребность в менеджерах, их знания, опыт и интуиция требуются именно в тех направлениях производственной и коммерческой деятельности, которые менее всего поддаются формализации. К числу этих процессов относятся стратегическое планирование и прогнозирование. Возможные разновидности прогнозов можно представить в виде следующего ряда: 1) экономические прогнозы — носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям; 2) прогнозы развития конкуренции — характеризуют возможную стратегию и практику конкурентов, их долю на рынке и так далее; 3) прогнозы развития технологии — ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий; 4) прогнозы состояния рынка — используются для анализа рынка товаров; 5) социальное прогнозирование — исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям. 6.2 Понятие и отличительные признаки стратегического менеджмента Стратегический менеджмент – это управление, в котором отдается приоритет стратегии над тактикой, в котором стратегия оказывает определяющее влияние на все характеристики управления: структуру, функции, планирование, контроль, работа с персоналом, информационные технологии. Стратегический менеджмент – это управление, имеющее достаточно определенную цель, стратегические ориентиры и стратегические приоритеты в разработке и выборе управленческих решений. Основные признаки стратегического менеджмента: 1. В управлении всеми процессами главное внимание уделяется разработке и формулированию цели и миссии, которые имеют конкретное отражение в программе или инновационном плане стратегического развития. 2.Все работники фирмы знают миссию и цель. Миссия не являются достоянием только топ менеджеров. В фирме присутствует атмосфера целеустремленности и творчества в работе персонала. 3. Методология разработки управленческих решений имеет ярко выраженный стратегический характер. Существует анализ и оценка последствий решений относительно целей, миссии и стратегии фирмы. 4. Функционирует система стратегического контроля, позволяющая установить отклонения от стратегических ориентиров, если они возникают, или необходимость своевременной корректировки стратегии. 5. Проведение исследований тенденций развития, разработка прогнозов, анализ. 6. Инновационность, дух творчества, стремление к обновлению, поиск нововведений. Мотивация творческого отношения к работе. 7. Соответствие тактики и стратегии. Стратегия в поле зрения текущего управления менеджеров различного ранга (рисунок 6.1). Управление развитием (изменение качества деятельности фирмы Прогноз (возможно, вероятное будущее) Миссия и цель (образ достижимого будущего) Стратегия (направлена движения к цели) Тактика (комплекс заданий, учитывающих стратегию и реальность Рисунок 6.1 Соответствие тактика и стратегии Стратегический план (конкретное выражение стратегии) Для того чтобы менеджмент был действительно стратегическим необходима реализация основных принципов стратегического менеджмента. 1. Принцип научно – аналитического предвидения и разработки стратегии. Стратегия не может быть результатом лишь пожеланий или субъективного предвидения. Стратегия предполагает прогнозирование будущего, оценку реальности, расчет ресурсов и динамики их изменения, учет возможности противодействий и непредвиденных случайностей. Разработать эффективную стратегию можно только на основе исследовательской деятельности. 2. Принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития фирмы. Стратегия определяет направление развития, но это развитие осуществляется как по внутренним, так и по внешним характеристикам фирмы. 3. Принцип соответствия тактики и стратегии управления фирмой. Достижение этого возможно лишь в том случае, если стратегия станет общим делом всего персонала. 4. Принцип приоритетности человеческого фактора в стратегии и тактике развития фирмы. Деятельность человека является главным фактором стратегических успехов. Все элементы стратегии должны быть привязаны к человеческому фактору. Источник развития – инициатива и активность человека. 5. Принцип определенности стратегии и организации стратегического контроля, который зависит от качества стратегии. Стратегический менеджмент является тем типом управления, который не всегда легко реализовать и не во всех условиях он дает устойчивый эффект. 6.3 Стратегическое планирование Центральное место в стратегическом менеджменте занимает стратегическое планирование. Стратегическое планирование - представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегия (strategos - греч. «искусство генерала») представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение целей организации. 4 основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов (фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт), адаптация к внешней среде (к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям; выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям), внутренняя координация (координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций) и организационное стратегическое предвидение (развитие у менеджеров постоянного стремления учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее). Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования. Она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса. Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Необходимы еще эффективные действия по реализации стратегии. Процесс стратегического планирования: миссия организации => цели организации => оценка и анализ внешней среды => управленческое обследование сильных и слабых сторон => анализ стратегических альтернатив => выбор стратегии => реализация стратегии => оценка стратегии => миссия организации. 1 Миссия и цели организации Миссия организации - основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования. Формулировка миссии организации должна содержать следующее: 1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма? 2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы. 3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат? Прибыль – внутренняя цель организации и не может быть ее миссией. Миссия должна включать цель по реализации потребности, лежащей вне организации (как открытой системы). Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Цели должны обладать рядом характеристик: Конкретность и измеримость целей (снижение брака до 5%, завоевание 15% рынка). Ориентация во времени - конкретный срок достижения цели: краткосрочные цели (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (>5 лет). Достижимость целей. 2 Оценка и анализ внешней среды организации Оценка и анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Включает ответ на 3 конкретных вопроса: 1. Где сейчас находится организация? 2. Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем? 3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором она находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство? Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь областей: Экономические факторы (темпы инфляции или дефляции, уровни занятости, международный платежный баланс, налоговая ставка). Политические факторы (нормативные документы местных органов, субъектов федерации и правительства; отношение политиков к антитрестовской деятельности; государственные кредиты для финансирования долгосрочных вложений, ограничения по найму рабочей силы и возможности получения ссуды; соглашения по тарифам и торговле, направленные против других стран или заключенные с другими странами). Рыночные факторы (демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли). Технологические факторы (изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг, успехи в технологии средств связи). Международные факторы (цены на сырье, изменения валютного курса и политические решения в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков). Факторы конкуренции (1. удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением? 2. какие вероятные шаги или изменения в стратегии предпримет конкурент? 3. в чем уязвимость конкурента? 4. что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффективные ответные меры со стороны конкурента?). Социальные факторы (ожидания, отношения и нравы общества; в частности, преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, изменения социальных установок менеджеров и движение в защиту интересов потребителей). 3 Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации Необходимо определить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявить внутренние слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Исследуют 5 внутренних областей: Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (по Котлеру). Позиции: доля рынка и конкурентоспособность; разнообразие и качество ассортимента изделий; демографическая статистика (с точки зрения товаров и услуг); исследование и разработка новых рынков и товаров; предпродажное и послепродажное обслуживание; эффективный сбыт, реклама и продвижение товара; прибыли (должны быть - иначе отсутствует смысл). Финансы (ревизия и перераспределение фондов). Операции (производство): 1. Можем ли мы производить наши товары или услуги по более низкой цене, чем наши конкуренты? Если нет, то почему? 2. Какой доступ мы имеем к новым материалам? Зависим ли мы от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков? 3. Является ли наше оборудование современным, и хорошо ли оно обслуживается? 4. Рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями? 5. Подвержена ли наша продукция сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих? Если это так, то как можно исправить данную ситуацию? 6. Можем ли мы обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать наши конкуренты? 7. Обладаем ли мы эффективной и результативной системой контроля качества? 8. Насколько эффективно мы спланировали и спроектировали процесс производства? Может ли он быть улучшен? Человеческие ресурсы. Культура и образ (имидж) фирмы. Культура – преобладающие обычаи, нравы и ожидания, сложившиеся в фирме. Имидж – впечатление, которое создает фирма с помощью сотрудников и клиентов у общественного мнения. 4 Анализ стратегических альтернатив На этом этапе руководство уже ответило на вопрос: «Каким делом мы занимаемся?» Теперь оно готово заниматься вопросами: «Куда мы направляемся?» и «Как мы попадем из той точки, где находимся сейчас, в ту точку, где мы хотим быть?» Перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы: Ограниченный рост. Цели устанавливаются как в прошлом периоде + инфляция. Статичные отрасли со статичной технологией, руководство не любит перемен и риска. Рост. Значительное превышение уровня целей над их уровнем в предыдущем периоде. Динамичные отрасли, руководство может стремиться к разнообразию номенклатуры продукции (диверсификации), чтобы покинуть рынки, пребывающие в стагнации (внутренний рост), или расти за счет приобретения других фирм или объединения с ними (внешний рост). Сокращение. Последнее средство. Варианты: ликвидация (полная распродажа активов организации), отсечение лишнего (отделение от себя некоторых подразделений и видов деятельности), сокращение и переориентация (сокращение количества операций до более управляемого). Сочетание. Крупные фирмы, действующие в нескольких отраслях. 5 Выбор стратегии После того как руководство рассмотрит имеющиеся стратегические альтернативы, оно обращается к конкретной стратегии, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. На выбор влияют следующие факторы: Риск (какой риск руководство считает приемлемым). Знание прошлых стратегий. Влияние со стороны владельцев организации (ограничивают выбор). Фактор времени (важна не только правильная стратегия, но и правильный момент для ее реализации). 6 Реализация стратегии Планирование реализации стратегии включает в себя такие компоненты как: Разработка тактики – краткосрочных планов, согласующихся с общей долгосрочной стратегией. Часто разрабатывается на уровне руководства среднего звена. Выработка политики – общего руководства для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика - некий кодекс законов. Например, политика предоставления равных возможностей трудоустройства для женщин и национальных меньшинств – они не будут исключены нижними чинами из кандидатов на должность по причинам пола или национальности. Политика оставляет свободу действий. Процедуры – описывают последовательность действий, которую следует предпринять в конкретной ситуации. Малая свобода действий и небольшое число альтернатив. Правила – точно определяют, что должно быть сделано в специфической конкретной ситуации. Нет свободы выбора. В настоящее время имеется ряд методов согласования планирования и процесса контроля за реализацией стратегии. Два из них: Использование бюджетов. Бюджет - метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно. Используются любые единицы, но удобнее всего денежные. Управление по целям (management by objectives – MBO). Используется для управления и контроля за деятельностью персонала, где бюджеты неприменимы. Каждый руководитель в организации, от наивысшего до низшего уровня, должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком уровне. Цели вырабатываются сверху вниз. Каждый руководитель устанавливает конкретные производственные цели и средства их достижения совместно со своим непосредственным начальником. Обеспечивается обратная связь. 7 Оценка стратегии Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни - сверху вниз. При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов: 1. Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации? 2. Предполагает ли стратегия допустимую степень риска? 3. Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии? 4. Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности? 5. Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы? При этом оценивается ряд качественных (способность привлечь высококвалифицированных менеджеров, углубление знания рынка) и количественных (доля рынка, прибыль, курс акций, текучесть кадров, невыходы на работу) критериев. Оценка структуры. Стратегия определяет структуру. Необходимо проверить, способствует ли структура организации достижению ее целей. Нельзя новую стратегию просто налагать на существующую структуру организации.
«Стратегический менеджмент. Сущность и объективная необходимость планирования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 77 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot