Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Стоимостный анализ ассортимента продукции и продуктовой группы

  • 👀 395 просмотров
  • 📌 378 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Стоимостный анализ ассортимента продукции и продуктовой группы» docx
5.3. СТОИМОСТНЫЙАнализ ассортиментА продукции Ассортимент продукции предприятий насчитывает десятки и сотни позиций наименований продуктов. Поэтому стоимостный анализ продукции предприятия начинается с анализа ассортимента, рассматриваемого как совокупность нескольких продуктовых групп. Продукты объединяются в продуктовые группы по признаку единства используемых материалов и технологии. При сопоставлении продуктовых групп качественным критерием диагностики обычно служит показатель маржинальной доходности, как отношение маржинального дохода к выручке. Степень критичности оценивается отклонением показателя маржинальной доходности от нижнего допустимого уровня. Одновременно учитывается удельный вес продуктовой группы в общем объеме выручки предприятия. «Критическими» признаются те продуктовые группы, у которых наименьшая маржинальная доходность при существенном удельном весе. В ряде случаев при анализе продуктовых групп возможен двухступенчатый расчет маржинального дохода. Для этого постоянные затраты подразделяют на специальные и общие. Специальные постоянные затраты могут быть отнесены непосредственно к конкретной продуктовой группе. Специальными постоянными затратами могут быть признаны все или часть общепроизводственных (цеховых) расходов. Остальные и, прежде всего, общехозяйственные расходы считаются общими и распределению между продуктовыми группами не подлежат. Маржинальный доход, рассчитанный с учетом специальных постоянных затрат, называют «маржинальный доход – два», формула для его определения следующая: где МД2i – «маржинальный доход – два» у i-й продуктовой группы; Вi - выручка по i-й продуктовой группе; Vi – переменные затраты по i-й продуктовой группе; Fci – специальные постоянные затраты по 1-й продуктовой группе. Доля прибыли в «маржинальном доходе – два» выше, чем в маржинальном доходе, рассчитанном обычным образом. Пример. Ассортимент предприятия включает три продуктовые группы, показатели которых, а также расчет маржинального дохода и маржинальной доходности приведены в табл. Показатели ассортимента предприятия Продуктовая группа Выручка от продаж, тыс. руб. Уд. вес, % Переменные затраты, тыс. руб. Маржинальный доход, тыс. руб. Показатель маржинальной доходности, % Подъемники (ПГ1) Насосы (ПГ2) Опоры (ПГЗ) Итого 181590 23610 11320 216520 83,9 10,9 5,2 100,0 120930 15110 6680 142720 60660 8500 4640 73800 33,4 36 41 Среднее 34 Наименьшее значение маржинальной доходности наблюдается у продуктовой группы ПГ1. Эта же группа занимает наибольший удельный вес в ассортименте (83,9%). Поэтому ее можно признать «критической». Положим, что каждая продуктовая группа изготавливается в своем цехе. Иными словами, каждый цех представляет собой место возникновения затрат (МВЗ) для соответствующей продуктовой группы Цех № 1 ПГ1 Цех № 2 ПГ2 Цех № 3 ПГЗ При такой организации производства общепроизводственные затраты по цехам можно рассматривать как специальные постоянные затраты для соответствующих продуктовых групп. Расчет маржинальной доходности по показателю «маржинальный доход - два» приведен в табл. Расчет показателя маржинальной доходности Продуктовая группа (ПГ) Выручка от продаж, тыс. руб. Переменные затраты, тыс. руб. Специальные постоянные затраты, тыс. руб. Маржинальный доход -два, тыс. руб. Маржинальная доходность, % ПГ1 ПГ2 ПГЗ Итого 181590 23610 11320 216520 120930 15110 6680 142720 26000 2200 1800 30000 34660 6300 2840 43800 19 26,7 25,1 Среднее 20,23 Уточненный расчет по показателю «маржинальный доход - два» подтвердил еще раз критичность группы ПГ1. На следующей стадии стоимостного анализа необходимо рассмотреть состав продуктовой группы ПГ1с тем, чтобы выяснить, какие продукты вызывают снижение доходности этой группы. Нижнее допустимое значение маржинальной доходности можно определить по нижнему допустимому значению рентабельности продаж. Как отмечалось ранее, связь между маржинальной доходностью и рентабельностью описывается уравнением т = р + F/В, где F - сумма постоянных затрат для всего ассортимента продукции; В - выручка от продаж. Если задан нижний допустимый уровень рентабельности рн, то нижняя допустимая маржинальная доходность . В нашем примере постоянные затраты равны 45 652 тыс. руб., выручка - 216 520 тыс. руб. На данном предприятии нижняя допустимая рентабельность принята на уровне 12%. При этих условиях нижнее допустимое значение маржинальной доходности: тн = 0,12 + 45652/216520 = 0,12 + 0,21 = 0,33 (33%). Таким образом, показатель маржинальной доходности продуктовой группы ПГ1, равный 33,4%, находится на нижнем допустимом уровне, и это также подтверждает необходимость последующего анализа этой группы. 5.4. СТОИМОСТНЫЙАнализ ПРОДУКТОВОЙ ГРУППЫ Стоимостный анализ ассортимента по предприятию позволяет выделить одну или ограниченное число «критических» продуктовых групп. В ходе последующего стоимостного анализа «критической» продуктовой группы исследуются показатели отдельных продуктов и выявляются «критические» продукты. По «критическим» продуктам предлагаются управленческие решения, нацеленные на повышение маржинальной доходности и рентабельности, как самих этих продуктов, так и продуктовой группы в целом. При выборе «критического» продукта качественным критерием диагностики служит показатель маржинальной доходности, а количественным критерием диагностики - доля продукта в общей выручке по продуктовой группе. Показатель маржинальной доходности по продуктовой группе может быть рассчитан как средневзвешенная величина из показателей маржинальной доходности отдельных продуктов: где mi,— маржинальная доходность i-го продукта; уi- — доля i-го продукта в общей выручке от продуктовой группы. Неблагополучными признаются те продукты, у которых маржинальная доходность ниже маржинальной доходности по продуктовой группе. Далее из числа неблагополучных продуктов выделяют «критические» продукты, которые обладают малой маржинальной доходностью, но одновременно достаточно весомы по доле в общей выручке. Алгоритм выявления «критических» продуктов состоит из следующих шагов. 1. Рассчитывают показатели маржинальной доходности по отдельным продуктам и продуктовой группе в целом. 2. Выделяют неблагополучные продукты, у которых маржинальная доходность ниже средневзвешенной по продуктовой группе, т.е. mi. < т0. 3. Для выделенных продуктов рассчитывают произведения т1 уi показывающие долю продукта в маржинальной доходности по группе. 4. Ранжируют выделенные продукты в порядке убывания т} уi. «Критическими» считаются те продукты из числа выделенных, у которых не только малая маржинальная доходность, но и достаточная весомость в выручке. Пример При анализе ассортимента по предприятию была выделена продуктовая группа ПГ1 «Подъемники». Основные показатели по этой группе: 1. Выручка от продаж, тыс. руб. ……………………………………….……………….181590 2. Переменные затраты, тыс. руб. ………………...…………………...………………120930 3. Маржинальный доход, тыс. руб. ……………………………………………....……..60 660 4. Маржинальная доходность, % …………………………………….…………………….33,4 5. Постоянные затраты, тыс. руб. ………………………………….......………………..43 835 6. Прибыль от продаж, тыс. руб. ……………………….……………………………….16 825 7. Рентабельность от продаж, % …………………………….……………………………9,27 Продуктовая группа ПГ1 включает четыре продукта А, Б, В и Г. Рассчитанные показатели маржинального дохода и маржинальной доходности по отдельным продуктам приведены в следующей таблице. Показатели продуктов, входящих в продуктовую группу Показатель Продукты По группе А Б В Г Выручка, тыс. руб. 33600 37800 95800 14390 181590 Доля в выручке 0,18 0,21 0,53 0,08 1 Переменные затраты, тыс. руб. 22230 20700 67,600 10400 120930 Маржинальный доход, тыс. руб. 11370 17100 28200 3990 60660 Маржинальная доходность, % 33,84 45,24 29,44 27,73 33,4 Согласно данным, приведенным в таблице, неблагополучными признаются продукты В и Г, маржинальная доходность которых ниже средней по продуктовой группе. Рассчитываем произведения mi ּ γi, получаем: продукт В 0,53 ּ 29,44 = 15,6%, продукт Г 0,08 ּ 27,73 = 2,21%. Приходим к выводу, что критическим следует признать продукт В. Продукт Г хотя и имеет самую низкую маржинальную доходность, но его весомость в выручке незначительная. После того как проанализировали исходное состояние продуктовой группы и выделили «критические» продукты, намечают возможные управленческие решения в отношении этих продуктов. Прежде всего, исходя из общих целей предприятия, необходимо задать плановые ориентиры. Например, может быть поставлена задача: без существенного изменения выручки довести рентабельность продаж до планового уровня. Плановое значение маржинальной доходности по продуктовой группе определяют исходя из плановой рентабельности по формуле mпл = pпл + F / B, где pпл – плановая рентабельность продаж по продуктовой группе; F – постоянные затраты по продуктовой группе; B – выручка по продуктовой группе. Плановый рост маржинальной доходности по абсолютной величине совпадает с плановым ростом рентабельности: ∆m = mпл – m0 = ∆p = pпл – p0, где m0, p0 – маржинальная доходность и рентабельность в исходном состоянии соответственно. Среди многих видов управленческих решений остановимся на трех наиболее характерных: 1) подвергнуть «критические» продукты функционально-стоимостному анализу; 2) заменить «критический» продукт в ассортименте на более рентабельный продукт из числа освоенных в производстве; 3) прекратить выпуск низкорентабельного или убыточного продукта. Рассмотрим содержание перечисленных выше решений и предпосылки их успешной реализации. Предложение 1. «Подвергнуть «критический(ие)» продукт(ы) ФСА и добиться повышения рентабельности внедрением новых конструктивно-технологических решений, снижающих переменные затраты в производстве». Прежде всего следует наметить минимально необходимое снижение переменных затрат у «критического» объекта, чтобы выйти на планируемый уровень рентабельности по продуктовой группе. Доля продукта в выручке по продуктовой группе показывает, на сколько процентов изменится рентабельность (маржинальная доходность) продуктовой группы при изменении рентабельности продукта на 1%. Исходя из этого для каждого продукта можно рассчитать необходимый прирост его рентабельности, чтобы довести рентабельность продуктовой группы до планового значения, не изменяя показатели по другим продуктам в группе. В соответствии с формулированными условиями плановый прирост рентабельности для i-го продукта определяется по формуле где γi – доля i-го продукта в общей выручке от продуктовой группы. Плановое относительное снижение переменных затрат для i-го продукта, обеспечивающее плановый прирост его рентабельности: Пример. Обратимся к примеру. Значение рентабельности по продуктовой группе в ее исходном состоянии 9,27%. Задано плановое значение рентабельности 12%. Плановый прирост рентабельности 12 – 9,27 = 2,73%. Для «критического» продукта В плановый прирост рентабельности должен составить 2,73 / 0,53 = 5,15%. Плановое снижение переменных затрат для продукта В равно 5,15 ּ 95800 / 67600 = 7,3%. Если переменные затраты по продукту В по результатам ФСА будут снижены не менее чем на 7,3%, то тогда плановая рентабельность по продуктовой группе 12% будет обеспечена. Тем самым поставлено плановое задание перед аналитической командой, которая будет проводить ФСА продукта В. Одновременно отметим, что постановка ФСА продукта Г не целесообразна. Расчет показывает, что плановое снижение переменных затрат для продукта Г должно составить 47,7%, что достигнуть практически нереально. Меньшее снижение затрат по продукту Г существенно не скажется на рентабельности продуктовой группы и не окупит расходы на проведение ФСА. Предложение 2. «заменить «критический» продукт на более рентабельный продукт, освоенный в производстве». В этом случае встает вопрос о том, какой продукт выбрать в качестве замещающего для «критического» продукта. Делая такой выбор, необходимо учесть по меньшей мере три обстоятельства. Во-первых, спрос на замещающий продукт должен быть достаточным и покрывать намечаемый прирост выпуска этого продукта. Во-вторых, высвобождаемые производственные мощности «критического» продукта (машины, оборудование, оснастка, помещения) должны быть приемлемы для производства замещающего продукта. В-третьих, замещающий продукт должен отличаться высокой рентабельностью, с тем чтобы от расширения его производства повысилась рентабельность всей продуктовой группы. Таким образом, замещающий продукт должен быть материально и технологически аналогичен исключаемому продукту, быть высокорентабельным и ликвидным на рынке. При реализации рассматриваемого управленческого решения в показателях продуктовой группы происходят следующие изменения: 1) выручка по продуктовой группе уменьшается на величину выручки от исключаемого продукта и увеличивается на прирост выручки у замещающего продукта; 2) маржинальный доход по продуктовой группе уменьшается на величину маржинального дохода исключаемого продукта и увеличивается на прирост маржинального дохода у замещающего продукта. Плановая выручка от продуктовой группы после реализации решения: Впл = В0 – Виск + ∆Взам, где В0 – выручка от продуктовой группы в исходном состоянии; Виск – выручка от исключаемого продукта; ∆Взам – прирост выручки у замещающего продукта. Плановый маржинальный доход по продуктовой группе после реализации решения: Дпл = Д0 – Диск + ∆Дзам, где Д0 – маржинальный доход по продуктовой группе в исходном состоянии; Диск – маржинальный доход от исключаемого продукта; ∆Дзам – прирост маржинального дохода у замещающего продукта. Если допустить, что все высвобождаемые мощности исключаемого продукта будут использованы для дополнительного выпуска замещающего продукта, то прирост выручки у замещающего продукта можно рассчитать по формуле: где МЧиск, МЧзам – машиноемкость производства единицы исключаемого и замещающего продукта соответственно, машино-ч; Циск, Цзам – цена за единицу исключаемого и замещающего продукта соответственно. Прирост маржинального дохода у замещающего продукта: где Vзам – исходные переменные затраты у замещающего продукта; Взам – исходная выручка у замещающего продукта. Плановая маржинальная доходность по продуктовой группе: Плановая рентабельность по продуктовой группе: где Fпл – плановые постоянные затраты по продуктовой группе, которые либо не изменяются, либо могут несколько сократиться вследствие сокращения номенклатуры. Пример. Обратимся к примеру. Предлагается расширить производство продукта Б за счет свертывания производства «критического» продукта В. Исходные данные для проведения расчетов приведены в следующей таблице. Исходные данные об исключаемом и замещаемом продуктах Показатель Продукты По продуктовой группе В (исключаемый) Б (замещающий) 1. Выручка, тыс. руб. 95800 37800 181590 2. Переменные затраты, тыс. руб. 67600 20700 120930 3. Маржинальный доход, тыс. руб. 28200 17100 60660 4. Постоянные затраты, тыс. руб. - - 43835 5. Цена, тыс. руб./шт. 200 130 - 6. Машиноемкость, машино-ч/шт. 23 18 - Прирост выручки у замещающего продукта Б: тыс. руб. Прирост маржинального дохода у замещающего продукта Б: тыс. руб. Плановая выручка по продуктовой группе: 181590 – 95800 + 79567 = 165357 тыс. руб. Плановый маржинальный доход по продуктовой группе:60660 – 28200 + 35995 = 68455 тыс. руб. Плановая маржинальная доходность по продуктовой группе: 68455 / 165357 = 41,4%. Плановая рентабельность по продуктовой группе: Таким образом, реализация данного решения позволяет достигнуть показателя рентабельности продаж по продуктовой группе, который превышает намеченный уровень 12%. Предложение 3. «Прекратить производство низкорентабельных продуктов и освободить мощности под освоение новой продукции». Результат этого решения зависит от исходного значения рентабельности исключаемого продукта и поведения постоянных затрат. Постоянные затраты в широком диапазоне изменения выпуска какого-либо продукта изменяются ступенчато. Ступени связаны с дискретным изменением в составе основных фондов, в частности с количеством оборудования. (см. рис. ниже) Рис. Связь постоянных затрат с выпуском продукта В нулевой точке, когда выпуск данного продукта прекращен, обнаруживаются так называемые устранимые постоянные затраты (УПЗ) – часть постоянных затрат, которые прекращаются с прекращением выпуска какого-либо продукта. Прибыль от продуктовой группы в исходном состоянии равна разности между маржинальным доходом и постоянными затратами: П0=Д0-F0, где Д0 – маржинальный доход от продуктовой группы в исходном состоянии; F0 – постоянные затраты у продуктовой группы в исходном состоянии. При прекращении выпуска какого-либо продукта маржинальный доход продуктовой группы уменьшается на величину маржинального дохода исключаемого продукта, а постоянные затраты уменьшаются на величину УПЗ, связанных с этим продуктом. Плановая прибыль от продуктовой группы после прекращения выпуска исключаемого продукта: Ппл = (Д0 - Диск) – (F0 - Fуст) или Ппл = (Д0 – F0) – (Диск - Fуст) = П0 – (Диск - Fуст), где Диск – маржинальный доход от исключаемого продукта; Fуст – устранимые постоянные затраты у исключаемого продукта. Изменение общей прибыли по продуктовой группе зависит от соотношения между маржинальным доходом и устраняемыми постоянными затратами у исключаемого продукта. Если маржинальный доход равен УПЗ исключаемого продукта, т.е. Диск = Fуст, то прибыль не изменится, т.е. Ппл = П0. Если Диск > Fуст, то прибыль уменьшится, т.е Ппл < П0. Если Диск < Fуст, то прибыль увеличится, т.е. Ппл > П0. Пример. Обратимся к примеру. Выясним, как изменится прибыль и рентабельность продуктовой группы при исключении низкорентабельных продуктов В и Г. Положим, что устранимые постоянные затраты для обоих продуктов составляют 12,5% исходных постоянных затрат, т.е. 0,125 ּ 43835 = 5479 тыс. руб. Исходные данные об исключаемых продуктах приведены в табл. Показатели исключаемых продуктов в исходном состоянии Показатель Продукты Продуктовая группа В Г Выручка, тыс. руб. 95800 14390 181590 Маржинальный доход, тыс. руб. 28200 3990 60660 Постоянные затраты по группе, тыс. руб. - - 43835 Прибыль по группе, тыс. руб. - - 16825 Рентабельность по группе, % - - 9,27 Устранимые постоянные затраты, тыс. руб. 5479 5479 - Первый вариант – прекращение выпуска продукта В. Для продукта В имеет место неравенство Диск > Fуст. Это означает, что при исключении данного продукта из ассортимента прибыль от продуктовой группы уменьшится, поэтому прекращение выпуска продукта В не оправдано. Второй вариант – прекращение выпуска продукта Г. Для продукта Г имеет место неравенство Диск < Fуст. Это означает, что прибыль от продуктовой группы при исключении данного продукта из ассортимента увеличится. Ожидаемая плановая прибыль равна 16825 – (3990 - 5479) = 18314 тыс. руб., т.е. по сравнению с исходным состоянием прибыль увеличится на 1489 тыс. руб. Плановая рентабельность продаж по продуктовой группе после прекращения выпуска продукта Г составит 18314/(181590 - 14390) =0,1095, или 10,95%, т.е. рост рентабельности будет равен 10,95 – 9,27 = 1,68%. Таким образом, исключение продукта Г из ассортимента экономически оправдано. Хотя за счет такого решения не достигается намеченного уровня рентабельности 12%, тем не менее, данное мероприятие может быть предусмотрено в составе других мероприятий по предприятию.
«Стоимостный анализ ассортимента продукции и продуктовой группы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 74 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot