Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел 6.Статистика цен.
6.1.Статистический анализ среднего уровня и структуры цен.
Предметом статистики цен выступает исследование проблем цен в конкретных условиях с учетом места, времени и предмета экономического развития.
Основные задачи статистики цен:
1) анализ состояния цен на рынке
2) изучение цен и их динамики
3) анализ и оценка факторов, влияющих на уровень и колеблемость цен
Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах за количественную единицу товара.
Основные виды цен:
1) оптовые цены на продукцию промышленности
2) отпускные цены предприятия
3) розничные цены
4) цены и тарифы на услуги
Уровни и структура цен.
Статистическое изучение цен направлено прежде всего на то, чтобы измерить их уровни: Уровень цен характеризуется абсолютными, средними и относительными показателями, отражающими цены отдельных товаров или их совокупности на определенный момент или промежуток времени.
Различают индивидуальный и средний уровень цен.
Индивидуальный уровень цен – абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.
Средний уровень цен – обобщающий показатель уровня цен, определенный по однородным группам товаров.
Средние цены определяются за определенный период и по территориям. Для их расчета используются следующие средние:
1) средняя арифметическая взвешенная
где p- цена товара, q количество товара.
2) средняя хронологическая простая
где n – число дней в периоде
3) средняя хронологическая взвешенная
где - средняя цена за период, - число месяцев в периоде
4) средняя гармоническая взвешенная
где - товарооборот в денежном выражении
Состав и структура цен характеризуются следующими показателями:
1) Удельный вес составляющих элементов в цене (себестоимости, наценок, скидок, налогов)
где - размер отд. элемента в цене
2) коэффициентный соотношения оптовых и розничных цен
6.2. Анализ вариации цен.
Показатели вариации цен:
1) размах вариации (R)
где , – максимальная и минимальная цена.
2) среднее линейное отклонение цен от средней ()
3) среднее квадратическое отклонение ()
4) коэффициент вариации цен ()
При >40% большая колеблемость цен.
Если в результате анализа вариации цен установлен факторный признак, влияющий на уровень цен, то анализ дополняется расчетом коэффициента эластичности.
Эмпирический коэффициент эластичности:
, - абсолютные приросты факторного и результативного признаков.
, - базовое значение факторного признака и цены.
Э отражает процентнoе изменения цены в результате изменение факторного признака на 1%.
6.3.Индексы цен.
Важную роль при изучении изменения цен во времени, в пространстве или при сопоставлении с другой базой сравнения играют следующие индексы цен. Индивидуальный индекс цен характеризует динамику цены товара или услуги.
Для изучения изменения цен по однородным видам товаров используют субиндексы:
Индекс Дюто характеризует отношение суммы цен товаров в отчетном периоде к сумме тех же цен товаров в базисном периоде:
Индекс Карли:
или
Где:
- индексы по отдельным товарам
n- число товаров
Индекс Юнга:
Средний геометрический индекс:
где n –число индексов или товаров
Индекс цен Ласпейреса - сравнения агрегированных цен, взвешенным по физическим объемам базисного периода:
Индекс показывает на какую величину изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде, и экономию или перерасход (), который можно было бы получить от изменения цен.
А) средний арифметический индекс:
Б)Индекс цен Пааше:-сравнение агрегированных цен, которые взвешены по физическим объемам текущего периода:
Индекс показывает, во сколько раз возрос или уменьшился в среднем уровень цен на объем товаров, реализованных в отчетном периоде, или насколько товары в отчетном периоде стали дороже или дешевле, чем в базисном (),
В) средний гармонический индекс:
Г) «идеальный» индекс Фишера – средняя геометрическая из произведений агрегатных индексов Ласпейреса и Паше:
Д) индекс цен Эджворта – Маршалла:
Этот индекс показывает динамику цен в условиях среднего объема продаж отчетного и базисного периода.
Для изучения изменения цен по однородным группам товаров по совокупности единиц исследования, используются индексы средних уровней, которые характеризуют относительное изменение средней цены.
1)Индекс переменного состава:
или
или
или
Абсолютное изменение средней цены
За счет изменения:
а) цен на отдельные товары:
б) структуры продукции:
Абсолютные изменения средней цены:
1)
За счет: а) изменение цен на отдельные товары
2)
б) изменения структуры продукции
2)