Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО
В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В
НЕРУССКОЙ ШКОЛЕ КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВОДИДАКТИКИ
МОСКВА–2020
Становление методики преподавания русского
языка как неродного в Российской Империи
Языковая политика Российской Империи
«Конечной целью образования всех инородцев,
живущих в пределах нашего отечества, бесспорно
должно быть обрусение и слияние с русским народом»
(из распоряжения министра народного просвещения
Д. Толстого в 1870г.)
Становление методики преподавания русского
языка как неродного в Российской Империи
Русский язык нерусские учащиеся могли выучить
в разных школах:
национальные, конфессиональные школы
новометодные школы
русско-туземные школы
церковно-приходские школы
училища для разных сословий
Становление методики преподавания русского
языка как неродного в Российской Империи
Российская Империя. Губернии и области (1914 г.)
Становление методики преподавания русского
языка как неродного в Российской Империи
Просветители ХIХ века, авторы учебников и пособий
Константин Дмитриевич Ушинский
Михаил Африканович Терентьев
Михаил Иоакимович Вольпер
Сергей Михайлович Граменецкий
Николай Иванович Ильминский
Ыбай Алтынсарин
Яков Гогебашвили
Кришьянис Валдемарс
Становление методики преподавания русского
языка как неродного в Российской Империи
Особенности методики преподавания
русского языка как неродного
необходимость учёта родного языка при обучении
русскому
русская школа должна знакомить не только с русским
языком, но и с историей и культурой России
Становление методики преподавания
русского языка как неродного в советский период
1918 г. – Постановление Народного комиссариата просвещения «О школах
национальных меньшинств»
1919 г. - СНК РСФСР принял «Декрет о ликвидации неграмотности среди населения
РСФСР»
1919 г. - на VIII съезде РКП(б) говорилось о необходимости увеличения количества школ
с преподаванием на родных языках народов страны
1921 г. - на X съезде партии принято специальное постановление, в котором
сформулирована задача развития языков «невеликорусских»: «…поставить и развить
широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так профессиональнотехнического характера на родном языке (в первую очередь для киргизов, башкир,
туркмен, узбеков, таджиков, азербайджанцев, татар, дагестанцев)»
1923 г. - на XII съезде РКП(б) подчеркнута необходимость издания специальных законов
об употреблении родного языка во всех государственных органах и во всех
учреждениях, обслуживающих местное население.
1938 г. - принято «Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) об обязательном изучении
русского языка в школах национальных республик и областей»
Становление методики преподавания
русского языка как неродного в советский период
«Есть у нас один язык, на котором могут изъясняться все граждане
СССР более или менее, — это русский язык. Поэтому мы пришли к
тому, чтобы он был обязательным. Хорошо было бы, если бы все
призываемые в армию граждане мало-мальски изъяснялись бы на
русском языке, чтобы, передвигая какую-нибудь дивизию,
скажем, Узбекскую в Самару, чтобы она могла с населением
объясняться. Вот отсюда и родилась абсолютная необходимость
при всеобщей воинской повинности, при условии призыва всех
граждан, абсолютная необходимость обладать красноармейцам
одним каким-нибудь языком, на котором они могут изъясняться
во всех краях и областях Союза. Этот язык — русский»
Иосиф Сталин, из выступления на пленуме ЦК ВКП(б),
октябрь 1937 г.
Становление методики преподавания
русского языка как неродного в советский период
«Научить учащихся свободно общаться на русском языке
в устной и письменной форме, читать и понимать
художественную, научно-популярную и общественнополитическую литературу на русском языке...
В результате выпускники национальной школы должны
владеть русским языком на уровне продуктивного
билингвизма»
«Типовые программы по русскому языку для
национальной средней школы (подготовительные I-X
классы)»
Становление методики преподавания
русского языка как неродного в советский период
Аспектные минимумы:
1. ФОНЕТИКО-ОРФОЭПИЧЕСКИЙ
2. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ
3. ЛЕКСИЧЕСКИЙ
4. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ
5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ
6. ПРИМЕРНЫЙ СИТУАТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Становление методики преподавания
русского языка как неродного в советский период
ВЫВОДЫ
Социальный заказ общества в советский период —
знание русского языка представителями всех народов
СССР на уровне продуктивного билингвизма
В 80-е г.г. лексический минимум выпускника
национальной школы — около 5000 лексикосемантических вариантов слов
Методика преподавания русского языка
в нерусской школе как раздел лингводидактики
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Методика
преподавания
русского языка
как
иностранного
Методика преподавания русского языка
в нерусской школе как раздел лингводидактики
Обзорные лекции, дающие общее представление о
сходствах и различиях в системах языков
Единичные, разовые сопоставления, осуществляемые
на конкретных языковых примерах (например, для
объяснения ученикам причин совершаемых и
потенциальных ошибок)
Сопоставление в форме постановки и решения
лингвистических задач
Методика преподавания русского языка
в нерусской школе как раздел лингводидактики
Нормы оценки знаний
Монологическая речь:
объем зрительно воспроизводимого текста для пересказа составлял в
4–5 классах 50–60 слов, примерная скорость чтения к концу обучения в
3 классе составляла 60–70 слов в минуту.
Диалогическая речь:
количество реплик каждого участника диалога – не менее 2–3 (II–V
классы) и не менее 4–6 (IV–X классы).
Письменные работы:
объём текста для изложения: в IV–V классах 50–100 слов, в IX–X классах
170–280 слов. Примерный объём текста для контрольного диктанта в
IV–V классах составлял 30–60 слов.
Планируемые результаты обучения в национальной школе
Пользоваться русским языком в форме устной речи для
общения в быту и на производстве;
Пользоваться русским языком при составлении
необходимой документации;
Читать научную и научно-техническую, публицистическую
литературу на русском языке;
Читать русскую художественную литературу;
Самостоятельно развивать и совершенствовать свои
умения в области речевой деятельности на русском языке.
АВТОР
КУДОЯРОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА
КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
ИНСТИТУТ ПУШКИНА
TVKudoyarova@pushkin.institute