Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Становление методики преподавания русского языка как неродного в российской империи и в советский период. Методика преподавания русского языка в нерусской школе как раздел лингводидактики

  • ⌛ 2020 год
  • 👀 449 просмотров
  • 📌 394 загрузки
  • 🏢️ Государственный институт русского языка им.А.С.Пушкина
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Становление методики преподавания русского языка как неродного в российской империи и в советский период. Методика преподавания русского языка в нерусской школе как раздел лингводидактики» pdf
СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕРУССКОЙ ШКОЛЕ КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВОДИДАКТИКИ МОСКВА–2020 Становление методики преподавания русского языка как неродного в Российской Империи Языковая политика Российской Империи «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно должно быть обрусение и слияние с русским народом» (из распоряжения министра народного просвещения Д. Толстого в 1870г.) Становление методики преподавания русского языка как неродного в Российской Империи Русский язык нерусские учащиеся могли выучить в разных школах:  национальные, конфессиональные школы  новометодные школы  русско-туземные школы  церковно-приходские школы  училища для разных сословий Становление методики преподавания русского языка как неродного в Российской Империи Российская Империя. Губернии и области (1914 г.) Становление методики преподавания русского языка как неродного в Российской Империи Просветители ХIХ века, авторы учебников и пособий  Константин Дмитриевич Ушинский  Михаил Африканович Терентьев  Михаил Иоакимович Вольпер  Сергей Михайлович Граменецкий  Николай Иванович Ильминский  Ыбай Алтынсарин  Яков Гогебашвили  Кришьянис Валдемарс Становление методики преподавания русского языка как неродного в Российской Империи Особенности методики преподавания русского языка как неродного  необходимость учёта родного языка при обучении русскому  русская школа должна знакомить не только с русским языком, но и с историей и культурой России Становление методики преподавания русского языка как неродного в советский период 1918 г. – Постановление Народного комиссариата просвещения «О школах национальных меньшинств» 1919 г. - СНК РСФСР принял «Декрет о ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» 1919 г. - на VIII съезде РКП(б) говорилось о необходимости увеличения количества школ с преподаванием на родных языках народов страны 1921 г. - на X съезде партии принято специальное постановление, в котором сформулирована задача развития языков «невеликорусских»: «…поставить и развить широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так профессиональнотехнического характера на родном языке (в первую очередь для киргизов, башкир, туркмен, узбеков, таджиков, азербайджанцев, татар, дагестанцев)» 1923 г. - на XII съезде РКП(б) подчеркнута необходимость издания специальных законов об употреблении родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях, обслуживающих местное население. 1938 г. - принято «Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» Становление методики преподавания русского языка как неродного в советский период «Есть у нас один язык, на котором могут изъясняться все граждане СССР более или менее, — это русский язык. Поэтому мы пришли к тому, чтобы он был обязательным. Хорошо было бы, если бы все призываемые в армию граждане мало-мальски изъяснялись бы на русском языке, чтобы, передвигая какую-нибудь дивизию, скажем, Узбекскую в Самару, чтобы она могла с населением объясняться. Вот отсюда и родилась абсолютная необходимость при всеобщей воинской повинности, при условии призыва всех граждан, абсолютная необходимость обладать красноармейцам одним каким-нибудь языком, на котором они могут изъясняться во всех краях и областях Союза. Этот язык — русский» Иосиф Сталин, из выступления на пленуме ЦК ВКП(б), октябрь 1937 г. Становление методики преподавания русского языка как неродного в советский период «Научить учащихся свободно общаться на русском языке в устной и письменной форме, читать и понимать художественную, научно-популярную и общественнополитическую литературу на русском языке... В результате выпускники национальной школы должны владеть русским языком на уровне продуктивного билингвизма» «Типовые программы по русскому языку для национальной средней школы (подготовительные I-X классы)» Становление методики преподавания русского языка как неродного в советский период Аспектные минимумы: 1. ФОНЕТИКО-ОРФОЭПИЧЕСКИЙ 2. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ 3. ЛЕКСИЧЕСКИЙ 4. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ 5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ 6. ПРИМЕРНЫЙ СИТУАТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ Становление методики преподавания русского языка как неродного в советский период ВЫВОДЫ Социальный заказ общества в советский период — знание русского языка представителями всех народов СССР на уровне продуктивного билингвизма В 80-е г.г. лексический минимум выпускника национальной школы — около 5000 лексикосемантических вариантов слов Методика преподавания русского языка в нерусской школе как раздел лингводидактики МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Методика преподавания русского языка как иностранного Методика преподавания русского языка в нерусской школе как раздел лингводидактики  Обзорные лекции, дающие общее представление о сходствах и различиях в системах языков  Единичные, разовые сопоставления, осуществляемые на конкретных языковых примерах (например, для объяснения ученикам причин совершаемых и потенциальных ошибок)  Сопоставление в форме постановки и решения лингвистических задач Методика преподавания русского языка в нерусской школе как раздел лингводидактики Нормы оценки знаний Монологическая речь: объем зрительно воспроизводимого текста для пересказа составлял в 4–5 классах 50–60 слов, примерная скорость чтения к концу обучения в 3 классе составляла 60–70 слов в минуту. Диалогическая речь: количество реплик каждого участника диалога – не менее 2–3 (II–V классы) и не менее 4–6 (IV–X классы). Письменные работы: объём текста для изложения: в IV–V классах 50–100 слов, в IX–X классах 170–280 слов. Примерный объём текста для контрольного диктанта в IV–V классах составлял 30–60 слов. Планируемые результаты обучения в национальной школе  Пользоваться русским языком в форме устной речи для общения в быту и на производстве;  Пользоваться русским языком при составлении необходимой документации;  Читать научную и научно-техническую, публицистическую литературу на русском языке;  Читать русскую художественную литературу;  Самостоятельно развивать и совершенствовать свои умения в области речевой деятельности на русском языке. АВТОР КУДОЯРОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ПУШКИНА TVKudoyarova@pushkin.institute
«Становление методики преподавания русского языка как неродного в российской империи и в советский период. Методика преподавания русского языка в нерусской школе как раздел лингводидактики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot