Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Становление
культуры самовыражения
сотрудников дошкольной
образовательной организации
Вопросы, рассматриваемые в лекции:
3.1. Значение самовыражения личности.
3.2. Сущность самовыражения личности: определение,
стороны, существенные признаки.
3.3. Культура и культура личности.
3.4. Культура самовыражения личности.
3.5. Культура самовыражения сотрудников ДОО.
3.6. Компоненты культуры самовыражения сотрудников ДОО.
3.7. Становление культуры самовыражения сотрудников ДОО.
3.8. Факторы, влияющие на становление культуры
самовыражения сотрудников ДОО.
3.1. Значение
самовыражения
личности
Личность – это человек, взятый в системе таких
его психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются в
общественных по природе связях и отношениях,
являются устойчивыми, определяют его
нравственные поступки, имеют существенное
значение для него самого и окружающих
В науке существуют типологии теоретических
моделей личности .
Самовыражение
1. Самовыражение – потребность личности.
2. Реализация потребности в самовыражении –
жизненная задача личности.
3. Самовыражение – признак личности.
4. Самовыражение приводит личность к
самореализации во всех сферах
жизнедеятельности.
5. Поведение человека обусловлено особенностями
реализации стремления к самовыражению.
3.2. Сущность
самовыражения
личности
+
Цель самовыражения – реализация
стремления представить друго себе
+
Категории, использующиеся для описания сущности самовыражения
любые внешние проявления
внутреннее стремление
(элементы поведения) личности
человека предъявить себя миру
(Е. В. Зинченко, У. В. Плюснина, И. В. Попова,
В. Ф. Шкель, И. П. Шкуратова и др.)
(К. А. Абульханова-Славская, Н. В. Перепелица, И. В. Тарасова,
Н. Г. Чанилова, А. Ф. Яфальян и др.).
«Выражение ‒ способ и средства, благодаря
которым раскрывается то, что
происходит во внутреннем мире, в душе
человека».
Это стремление :
- К воплощению своей личности во
внешнем мире;
- познанию себя;
- раскрытию перед другими людьми
собственных предпочтений, склонностей,
состояний, ценностей и т. д. – своего
внутреннего мира.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. Режим доступа:
https://dic.academic.ru/ (дата обращения: 20.06.2017).
«Выражение – внешнее проявление чувства,
состояния, настроения, характера
человека».
Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского
литературного языка. СПб.: Норинт, 2002. 224 с.
«Само» означает все, что связано с
самостью человека ‒ сложное образование,
формирующееся в виде устойчивой
конфигурации взаимодействующих
врожденных качеств личности и влияний
окружения.
Психоаналитические термины и понятия: словарь /
под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Файна. М.: Класс, 2000. 304 с.
Условность
деления
на группы
«Самовыражение – непрерывный процесс раскрытия
«образа-Я» (желаний, стремлений, мыслей, чувств,
эмоций, представлений), характеризующийся
стремлением заявить о себе другим и умением
выразить свою индивидуальность в деятельности».
Джафарова О. С. Особенности методики активизации творческого
самовыражения учеников начальных классов санаторных школинтернатов в процессе художественной деятельности // Проблемы
современного педагогического образования. 2015. № 49-1. С. 77‒85.
Категории, использующиеся для описания сущности самовыражения
внутреннее стремление
любые внешние проявления
(элементы поведения) личности
«Самовыражение – широкий круг
вербальных и невербальных
поведенческих актов, которые человек
использует для передачи информации
о себе другим лицам и создания
определенного образа себя».
Шкуратова И. П. Мотивация самораскрытия в
межличностном общении // Психологический вестник.
Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1998. С. 315‒323.
«Самопрезентация – намеренное и
осознаваемое поведение человека,
направленное на формирование
определенного впечатления о себе».
Tedeshi J.T., Riess M. Identities, the Phenomenal Self and
Laboratory Research // Journal of Experimental Social
Psychology. 1987. V. 7. P. 490 – 02.
человека предъявить себя миру
«Самовыражение – желание и стремление выразить
другим свои внутренние чувства, убеждения,
установки и др., отреагирование их вовне».
Филиппов А. В., Романова Н. Н., Летягова Т. В. Тысяча
состояний души: краткий психолого-филологический словарь.
М.: Флинта, 2011. 424 с.
«Потребность в самовыражении – стремление
человека к проявлению своей индивидуальности в
любой деятельности».
Щебельская Э. Г. Социально-психологические особенности потребности в
самовыражении студентов вуза // Проблемы педагогической инноватики в
профессиональном образовании: мат-лы XVIII Междунар. науч.-практ. конф.
СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 141‒145.
Удовлетворение этой потребности – средство
самореализации.
«Самораскрытие – посвящение другого человека в свой
внутренний мир, снятие ограничений, отделяющих
“Я” от “Другого”. Это прямой способ показать свою
уникальность, индивидуальность и неповторимость».
Осипова И. С., Пиняскина М. В. Самораскрытие личности в речевом общении //
Огарев-Online. 2016. № 21 (86) . Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/samoraskrytie-lichnosti-v-rechevom-obschenii.
Способы самовыражения
Самораскрытие – осмысление самого себя и
сообщение личностно-значимой, важной,
сущностной информации о себе другим людям.
Самопрезентация – целенаправленное создание
определенного впечатления о себе в глазах
окружающих.
Самовыражение личности – единство ее
стремления продемонстрировать другим
людям значимые для нее самой индивидуальноличностные особенности, характеристики и
внешнего поведения, создающего у нее самой и
других людей определенное представление о ней,
позволяющего самореализовываться и
познавать себя.
От особенностей самовыражения, от способов, которые человек
для него выбирает, зависят складывающиеся у него
поведенческие особенности.
по К. А. Абульхановой-Славской
Важно, чтобы выбор средств, способов
самовыражения соответствовал
индивидуальным
особенностям личности
этическим, моральным,
нравственным,
культурным нормам жизни
в обществе
Существенные признаки понятия «самовыражение личности»:
1) стремление личности выразить свое внутреннее «Я» вовне;
2) состоит из поведенческих актов, основанных на
внутренней активности, в которых передается другим
людям значимая для человека информация;
3) самовыражение – способ, позволяющий личности
самореализоваться ‒ проявить свои способности,
воплотить в жизнь задуманное.
Субъект самовыражения активно действует, осуществляя
внешнюю демонстрацию своих личностных качеств,
ценностей, установок.
Существенные признаки самовыражения
Этапы процесса самовыражения (структурные характеристики самовыражения)
1. Подготовка к самовыражению.
2. Осуществление самовыражения.
3. Анализ самовыражения.
Содержательные характеристики самовыражения:
1. Этап подготовки к самовыражению:
‒ определение цели самовыражения;
‒ определение степени самораскрытия и самопрезентации;
‒ выбор средств, способов, вида самовыражения;
‒ ориентация в ситуации, в которой происходит самовыражение.
2. Этап осуществления самовыражения:
‒ самопрезентация с включением самораскрытия или наоборот;
‒ влияние внешних и внутренних факторов;
‒ получается некоторый результат, позволяющий судить о достижении цели
самовыражения.
3. Этап анализа самовыражения:
‒ цель достигнута? Если да – постановка новой цели, если нет – изменение цели или
выбор новых подходов к достижению поставленной;
‒ возврат к 1 этапу.
Самовыражение позволяет человеку:
• стать членом общества;
• заявить о себе;
• воздействовать на других людей;
• регулировать отношение к самому себе и
окружающим.
Материальные продукты
Самовыражение = результат
самоорганизуемой
деятельности
Изменения в человеке
Осуществление самоорганизованной
деятельности (планирует, организует,
осуществляет самостоятельно субъект
самовыражения)
Самовыражение = процесс
Самоорганизация
Цели и мотивы
самовыражения
Саморегуляция
психических
состояний
Навыки
самоконтроля
Упорядоченная
совокупность
Способность к
самоанализу
Способность к
адекватной самооценке
умение организовать себя
+
умение управлять своим
поведением
учет влияния
внешней среды
выполнение
деятельности
возможность
самовыражения
учет влияния
других людей
Самоорганизуемая деятельность в процессе самовыражения – деятельность,
побуждаемая и направляемая главной целью самовыражения – представление другим
людям того, что ценно, важно, значимо для самого человека.
3.3. Культура и
культура
личности
Культура
Продукт совместной жизнедеятельности людей, система способов коллективного
сосуществования, система норм и правил
Складывается у человека в культурную картину мира
Отношение
к явлению
культуры
Представление
о личности
Отношение
личности к
обществу
Представление о:
- свободе
- добре и зле
- равенстве
- о праве
- чести
- труде
- семье
Культурная картина мира = основание человеческого поведения
Типы определений понятия «культура»
описательные
исторические
структурные
генетические
нормативные
психологические
культура – поведение,
которое
присваивается,
воспитывается на
протяжении жизни
Подходы к изучению культуры
(по Л. Е. Кертман)
Подходы к изучению культуры
философский
антропологический
социологический
Подходы к изучению культуры
(по Г. В. Драчу)
Подходы к изучению культуры
аксиологический
гуманитарный
деятельностный
социологический
семиотический
структуралистский
Представления в науке о культуре
В. С. Библер, М. А. Дедюлина, А. А. Деркач, Г. В. Драч, А. А. Жигулин, Л. Н. Коган, О. А. Лосева, В. М. Межуев, Е. В. Папченко,
Е. А. Помигуева, Э. В. Сайко, Е. В. Селезнева, И. Н. Семенов, Э. В. Соколов, Ю. С. Степанов, Л. А. Уайт и др.
1. . Аксиологический
подход
Культура ‒
совокупность
материальных и
духовных ценностей,
сложная иерархия
идеалов и смыслов,
значимых для
конкретного
общественного
организма.
2. Деятельностный
подход
Культура ‒
специфический способ
человеческой
деятельности,
стимулирующий,
программирующий и
позволяющий
реализовать
активность людей в
обществе.
3. Гуманитарный
подход
Основное внимание
сосредоточено на
«совершенствовании
человека как духовнонравственного
субъекта культуры».
Внешние влияния на человека
4. Личностный подход.
Культура в нем –
свойство личности,
состоящее в
«способности к
самоконтролю,
творческой реализации
своей деятельности,
мыслей, чувств».
Внутреннее свойство человека
Культура – способы человеческой деятельности, совершенствования и/или
самосовершенствования личности, которые она осваивает, принимает или
перенимает в ходе жизни в обществе; продукты этой деятельности ‒ в виде
материальных и духовных ценностей, идеалов, смыслов, образцов.
Е. Е. Алтынкович, Н. А. Завьялова, А. Л. Золкин, В. А. Колесников, Е. Л. Яковлева и др.
Взаимодействие культуры и личности
Культура поглощает
индивидуальные
особенности человека,
заставляет
подчиняться
всеобщим
требованиям,
нормам,
стереотипам
Возможность
гармоничного сочетания
общественных и личных
интересов, создание особого
облика человека
обаятельного,
привлекательного, умного,
рассудительного,
трудолюбивого,
отзывчивого
Культура – способ
развития и
совершенствования
личности, выявления
талантов и дарований
Субъект культуры
Человечество
Группа людей
Отдельный человек
1) культура – способ человеческой
деятельности;
2) культура – носители культуры;
3) культура – творческая
самореализация сил личности
Культура –
свойство личности
Личностный подход к
пониманию культуры
Культура личности
Уровень творческой
сознательной деятельности
человека
Уровень мастерства в любой
области
Образованность
Внутренняя культура
(личностные, деятельностные,
интерактивные особенности
человека)
Характер, самосознание,
ЗУНы, интеллект, чувства
Культура личности характеризуется гармонией внешних
проявлений человека и его внутренних особенностей.
Культура личности – совокупность личных образцов поведения
индивида, его методов деятельности, идей, мыслей, норм
удовлетворения потребностей.
Культура личности
(индивидуальная
культура)
- сложное, многогранное образование;
- состоит из множества
компонентов
Культура
самовыражения
личности
3.4. Культура
самовыражения
личности
Свойства культуры самовыражения личности:
1. Культура самовыражения – часть индивидуальной
культуры личности.
2. Самовыражение личности должно обладать
положительной направленностью.
3. В культуре самовыражения присутствует внутренний
(самораскрытие) и внешний (самопрезентация) аспекты.
4. Изменчивый, динамичный характер.
5. Неоднородность, возможность перехода в новое
качество.
6. Учет внешнего окружения.
7. Целостность.
8. Наличие структурных компонентов.
Родовое понятие для определения понятия «культура
самовыражения личности»?
Самовыражение – основа культуры самовыражения
Процесс выполнения
самоорганизуемой
деятельности
Самоорганизуемая деятельность – искомое
понятие
Значимые особенности культуры самовыражения
личности:
• основа культуры самовыражения ‒ особенности самовыражения;
• основа самовыражения ‒ самоорганизуемая деятельность;
• в процессе ее осуществления человек управляет своим поведением с
учетом влияния других людей и обстоятельств;
• осуществление самоорганизуемой деятельности предполагает
наличие у человека готовности к ней;
• самоорганизуемая деятельность должна давать возможность
человеку продемонстрировать свои индивидуальные, личностные
особенности и не противоречить нормам культуры общества;
• на самоорганизуемую деятельность влияет культура и
индивидуальные особенности, стремления, желания,
предпочтения человека;
• культура самовыражения ‒ основополагающая часть
индивидуальной культуры.
Культура самовыражения личности –
особенности, способы, результаты
самоорганизуемой деятельности,
которые она обретает или создает в
соответствии с собственными
индивидуальными, личностными
характеристиками и в результате
взаимодействия с культурой сообщества.
Культура самовыражения личности –
часть индивидуальной культуры,
характеризующаяся совокупностью норм,
образцов, способов, средств
самораскрытия и самопрезентации
человека, демонстрируемых им в ходе
самовыражения.
Структурная модель определения понятия «культура
самовыражения личности»
3.5. Культура
самовыражения
сотрудников ДОО
Педагог ДОО - носитель культуры
демонстрирует и передает
способы
поведения
способы
общения
способы
деятельности
отношение
к жизни
воспринимает и перенимает
Ребенок
Самовыражение педагога ДОО проявляется в
поступках, совершаемых им, и действиях, из которых
они состоят. В них происходит:
• демонстрация включенности педагога в культуру
общества, в культуру конкретной дошкольной
образовательной организации, где он работает;
• в процессе самовыражения педагог постоянно
учитывает специфику внешнего окружения –
особенности детей или взрослых, с которыми он
взаимодействует, ориентируется на их реакции,
следующие в ответ на его поведение.
Для полноценного самовыражения педагогу ДОО
необходимо обладать следующими умениями:
• организовать себя, свое время и деятельность;
• упорядочивать и регулировать свою
педагогическую деятельность;
• контролировать и оценивать сделанное
самостоятельно в области воспитания,
развития, обучения детей дошкольного
возраста.
Культура самовыражения педагога ДОО –
особенности, способы, результаты
самоорганизуемой педагогической
деятельности, которые он обретает или
создает в соответствии с собственными
индивидуальными, личностными
характеристиками и в результате
взаимодействия с культурой сообщества, с
педагогической культурой.
Культура самовыражения педагога ДОО
=
поведения
«Регулятор»
профессиональной
деятельности
Способы
самовыражения
педагога ДОО
Виды
самовыражения
педагога ДОО
Модели самовыражения
педагога ДОО
Культура самовыражения
педагога ДОО
Отражается во всех сферах
жизнедеятельности педагога ДОО
1) стремлению педагога к
индивидуальной
смыслопоисковой
деятельности в
профессиональной сфере
Культура
самовыражения педагога
ДОО задает
положительные
ориентиры
2) действиям,
направленным на
достижение цели
самовыражения
3) становлению педагога
как автора собственной
жизни
Культура
самовыражения
педагога ДОО
=
Особенности
+
Способы
+
Результаты
самоорганизуемой педагогической
деятельности
Складываются в
результате
взаимодействия с
культурой общества, с
нормами педагогической
культуры
+
Складываются в
соответствии с
интересами и
способностями педагога
3.6. Компоненты
культуры
самовыражения
сотрудников ДОО
Компоненты культуры самовыражения
педагога ДОО
Самопознание
Мотивы и эмоции,
сопровождающие
необходимость
выполнения
деятельности
Особенности
Аксиологический
компонент
Гносеологический
компонент
Самоорганизуемая
деятельность
Ценностные
ориентации
личности
Деятельностный
компонент
Способы
Эмоциональный
компонент
Результат
самоорганизуемой
деятельности
Рефлексивный
компонент
Самопознание
=
Источник, из
которого человек
берет то, что
сможет
продемонстрировать другим
людям в ходе
самовыражения
Понимание собственного
своеобразия
Понимание индивидуальных
особенностей, предпочтений,
склонностей
Понимание своих отличий от
других людей
Содержательные характеристики внутренней и внешней стороны
самопознания как компонента культуры самовыражения
Внутренняя сторона
Осознание себя как объекта собственного опыта
Осознание возможности того, что кто-то другой
тоже осознает себя
Получение знаний о самом себе
Осознание воспринимаемых своих качеств,
движений, предметных действий
Осознание процессов мышления
Осознание личностных качеств
Осознание эмоционально-мотивационных
процессов
Осознание свой тождественности
Осознание собственного «Я» как активного начала
Определенная система социально-нравственных
самооценок
Внешняя сторона
Внешняя демонстрация того, что
получено в результате
самопознания
Эмоциональный компонент в культуре
самовыражения педагога ДОО
Эмоциональный
компонент
Причины, переживание
отношений
Побуждение педагога
поставить цель
самоорганизуемой
деятельности
Предпринять шаги к ее
достижению
Содержательные характеристики внутренней и внешней стороны
эмоционального компонента культуры самовыражения педагога ДОО
Внутренняя сторона
Постоянно сопровождают самовыражение
педагога ДОО
Эмоции придают направленность
самовыражению педагога ДОО
Эмоции характеризуют настроение педагога
ДОО в процессе самовыражения
Способность к эмоциональным
переживаниям – путь к пониманию детей
Эмоции сопровождают любое проявление
активности педагога ДОО
Внешняя сторона
Особенности самоогранизуемой
деятельности педагога ДОО
Служат «ориентиром» в понимании своего
состояния от процесса самовыражения
Проявление по отношению к другим людям
положительных качеств
Эмоции отражают оценочное отношение
педагога ДОО ко всему, что его окружает
Аксиологический компонент в культуре самовыражения
педагога ДОО
Аксиологический
компонент
Обеспечение баланса
Внутренний
мир личности
=
Система ценностных
ориентаций педагога ДОО
Внешние проявления педагога
в профессиональной
деятельности
Общение с другими людьми:
детьми, родителями детей,
коллегами
Содержательные характеристики внутренней и внешней стороны
аксиологического компонента культуры самовыражения педагога ДОО
Внутренняя сторона
Ценности – основа самопроявления, мировоззрения
педагога ДОО
Выбор определенных средств, способов самовыражения
исходя из ценностных ориентаций педагога ДОО
Возможность менять значимость ценностей
Ценности задают направленность и содержание
активности педагога ДОО в профессии
Внешняя сторона
Поведение педагога ДОО в процессе самовыражения
Применение в ходе самовыражения выбранных средств и
способов
Вариативность самовыражения в разные периоды
жизни педагога ДОО
Реализуется направленность самовыражения
Вариативность моделей самовыражения педагога ДОО в
сходных ситуациях
Проявление во вне отношения к себе, другим людям,
Создание представления о себе, других людях, ценностях
миру
Система ценностных ориентаций – результат
Основа самоорганизуемой педагогической деятельности
накопленного жизненного опыта
Ценностные ориентации педагога ДОО – эталоны, с
Это эталоны, с которыми сопоставляется
которыми он сопоставляет свои интересы, потребности профессиональное поведение педагога ДОО
Включенность ценностей культуры, общества в
Необходимое условие осуществления самовыражения
деятельность и поведение педагога ДОО
Применение в качестве критериев оценки
Осуществление внутреннего контроля за деятельностью
действительности
Коррекция процесса целеполагания
Реализация выбранного вида самовыражения
Оценочный ориентир педагогической деятельности
Гносеологический компонент культуры
самовыражения
Гносеологический
компонент
Осознание + приобретение
- знаний;
- умений;
- навыков, необходимых
для успешного
самовыражения
Содержательные характеристики внутренней и внешней стороны
гносеологического компонента культуры самовыражения
отрудников ДОО
Внутренняя сторона
Стремление к удовлетворению
познавательной потребности
Стремление к поисковой активности
Уровень развития познавательной
потребности
Наличие положительных эмоций от
удовлетворения познавательных
потребностей
Внешняя сторона
Осуществление действий для приобретения
знаний о себе, других людях, окружающем
мире
Действия, реализующие это стремление
Включенность субъекта самовыражения в
познавательную деятельность
Особенности самоорганизованной
деятельности личности
Возможность приобщиться к
общечеловеческой культуре, культуре
общества, в которой человек живет,
приобретая соответствующие знания
Включенность в творчество
Деятельностный
компонент
культуры
самовыражения
Демонстрация того, что важно и значимо
в деятельности
во взаимодействиях с
другими людьми
1. Приобретение определенного социального статуса в
группе.
2. Демонстрация результатов своей деятельности.
3. Предъявление себя миру и другим людям
Содержательные характеристики внутренней и внешней
стороны деятельностного компонента культуры
самовыражения сотрудников ДОО
Внутренняя сторона
Мысленное моделирование
предстоящего самовыражения
Внешняя сторона
Действия субъекта самовыражения в ходе
выполнения самоорганизуемой
деятельности
Самопрезентация
Самораскрытие
Активное преобразование
действительности
Воздействие своим самовыражением на
других людей
Оценка результатов самовыражения
Рефлексивный компонент в структуре культуры
самовыражения педагогов ДОО
Роль рефлексивного
компонента
Установление соответствия процесса и результатов
самоорганизуемой деятельности
интересам человека
нормам культуры
Рефлексия – осмысление личностью собственной деятельности и поиск направлений ее
усовершенствования.
Оценочная функция
Определение приемлемости самовыражения,
его результатов
Внутреннее
основание
Особенности личности,
самооценка
Внешнее
основание
Оценка
окружающих
Преобразующая функция
Влияние на другие компоненты
культуры самовыражения, их
изменение
Возможность перехода культуры
самовыражения на более высокие
уровни
3.7. Становление
культуры
самовыражения
сотрудников ДОО
Становление ‒ спонтанная изменчивость вещей и явлений – их
непрерывный переход, превращение в др. Это процесс, где
предмет осуществляет пробег от «нуля» к «единице», из
которой впоследствии разовьется новая целостность.
Личность постоянно изменяется и выступает в
относительно стабильном состоянии как целостная система.
В становлении присутствует категория изменчивости,
непрерывный переход из одного состояния в другое, с другой
стороны – относительно самостоятельные этапы жизни,
характеризующиеся принятием новой социальной роли,
перестройкой ценностных ориентаций.
Становление культуры самовыражения
педагога ДОО ‒ процесс непрерывного,
циклично и спиралевидно разворачивающегося
во времени качественного или количественного
изменения, происходящего на основе
самопознания с ее мотивационноэмоциональным, аксиологическим,
гносеологическим, деятельностным и/или
рефлексивно-оценочным компонентами.
Динамическая модель становления культуры
самовыражения педагога ДОО
КСЛ1, КСЛ2, … КСЛn – определенные
состояния культуры самовыражения
педагога ДОО
3.8. Факторы, влияющие
на становление культуры
самовыражения
сотрудников ДОО
Фактор ‒ движущая сила, причина какого-нибудь
процесса, обусловливающая его или
определяющая его характер.
Факторы, влияющие на становление культуры
самовыражения педагога ДОО
Внешние
(воспитание,
формирование, развитие,
обучение)
Внутренние
(зависят от
индивидуальных
особенностей педагога ДОО)
Группы факторов, влияющих на становление культуры
самовыражения педагога ДОО:
1. Факторы, характеризующие возникновение и изменение культуры
самовыражения педагога ДОО в онтогенезе (по возрастам).
2. Личностные факторы:
• социально-демографические характеристики (пол, возраст, место
проживания и др.);
• социальные (уровень образования);
• особенности вербального и невербального самовыражения;
• социально-психологические и личностные особенности (самооценка,
общительность, мотивационно-потребностная сфера, когнитивная
сфера).
3. Ситуативные факторы: время, экология, культурно-исторический фактор.
4. Факторы групповой детерминации:
• процесс образования педагогического коллектива ДОО и его движение;
• процессы лидерства и руководства;
• принятие групповых решений в ДОО;
• сплочение педагогического коллектива, контроль, конфликты.