Становление и развитие советской архивной системы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 4. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ
АРХИВНОЙ СИСТЕМЫ
(2 часа)
План лекции.
1. Архивы в первые годы советской власти (октябрь 1917 – 1921 г.)
2. Декрет СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и
централизации архивного дела» и его значение.
3. Положение о Центральном архивном управлении РСФСР и его
значение в архивном деле.
1.Архивы в первые годы советской власти (октябрь 1917 – 1921г г.)
В связи с преобразованиями, начавшимися после прихода к власти
большевиков в октябре (ноябре) 1917 г., возникли проблемы в архивном
деле. Дело в том, что стихийно, в массовом порядке уничтожались все
архивы, которые существовали до советской власти. Особенно активно эти
процессы происходили на местах.
Именно поэтому одной из главных задач, которую необходимо было
решать - это сохранение во что бы то ни стало дореволюционных архивов.
Архивное дело включало в себя не только
охрану уже существовавших архивов, но и
собирание
документов
ликвидировавшихся
учреждений,
организаций, предприятий;
собирание частных и церковных архивных коллекций;
формирование архивов новой власти.
Можно выделить следующие основные мероприятия в области
архивного дела, проведенные в первые месяцы после прихода к власти
большевиков.
Важно заметить, что еще в марте 1917 г. была создана общественная
организация Союз российских архивных деятелей – Союз РАД. Именно эта
организация с момента своего образования приступила к подготовке
архивной реформы.
После революционных событий 1917 г. решался один из насущных
вопросов это вопрос по созданию централизованной системы управления
архивным делом. В 1918 г. в апреле в Петрограде был образован
специальный орган для временного управления архивами страны и
разработки положения о реорганизации архивного дел - Центральный
комитет по управлению архивами (ЦКУА). В его состав вошли и члены
Союза российских архивных деятелей – Союза РАД.
Временно было решено работу ЦКУА ограничить пределами
Петроградской губернии, а затем расширить сферу его деятельности на всю
страну. За два месяца своего существования ЦКУА успел принять ряд мер по
1
охране, перевозке и разборке ряда архивных фондов в ликвидированных
учреждениях бывшей царской власти и Временного правительства. Был
разработан проект Положения об устройстве центрального и местного
управления архивным делом и доработан проект будущего декрета об
архивном деле, готовившегося Союзом РАД.
Итогом этой работы явилось издание в июне 1918 г. Декрета СНК
РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР».
2.Декрет СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и
централизации архивного дела» и его значение.
В основе декрета лежал принцип государственной централизации
управления архивным делом, создания Единого государственного архивного
фонда
республики (ЕГАФ
РСФСР)
как
совокупности
всех
документационных
материалов,
принадлежащих
Советскому
государству.
Декрет был воспринят отечественной интеллигенцией, прежде всего в
качестве юридической основы для проведения реформы архивного дела,
основной идей которой должна была стать рациональная организация
архивов в интересах развития отечественной исторической науки. Историк
В.Н. Бенешевич назвал Декрет «декларацией прав науки в архиве».
Рассмотрим основные положения Декрета.
1. Первым пунктом декрета провозглашалось, что все архивы
правительственных учреждений ликвидируются, как ведомственные
организации - т.е. объявлялась национализация всех дореволюционных
документов.
2.Все документы дореволюционных правительственных учреждений
образовывали Единый государственный архивный фонд РСФСР. В
ЕГАФ РСФСР также вошли все документы правительственных
учреждений, законченные к 25 октября 1917 г. Заметим, что под
организацией ЕГАФ РСФСР подразумевалось не физическое
объединение всех архивных фондов в каком либо едином
государственном архиве, а создание под руководством Главархива ряда
архивохранилищ, об объединении архивных фондов в комплексы по
признаку, обеспечивающему правильную организацию их обработки и
возможность широкого использования.
3. Объявлялось о создание ГУАД и подчиненных ему местных органов
управления архивным делом. Т.е. согласно Декрету руководство ЕГАФ
возлагалось на специальное правительственное учреждение – Главным
Управлением Архивным Делом (ГУАД или Главархив). ГУАД входил в
структуру Наркомата Народного Просвещения. Заведующий ГУАД
утверждался центральным правительством по предоставлению
2
Народного комиссара просвещения. Заведующий пользовался правами
члена коллегии Наркомпроса.
4. Провозглашалось об установление контроля со стороны Главархива
за сохранностью документов в учреждениях: «Правительственные
учреждения не имеют права уничтожать какие бы то ни было дела и
переписку или отдельные бумаги без письменного разрешения.
5. ГУАД должно было немедленно установить порядок получения
справок из ЕГАФ.
Таким образом, основными принципами архивного строительства в
ближайшие годы в данном документе были определены:
национализация,
централизация,
демократизация.
В соответствии с Декретом ЦКУА был преобразован в Главное
управление архивным делом (ГУАД, Главархив). Пункт 8 Декрета гласил:
«Главное управление архивным делом входит в Народный комиссариат по
просвещению, составляя в нем особую часть». Заведующий ГУАД
утверждался правительством по представлению наркома просвещения,
пользовался правами члена коллегии наркомата и являлся представителем
ГУАД в правительстве с правом непосредственного доклада.
Пока Россия находилась в состоянии Гражданской войны, полномочия
Главного управления архивным делом распространялись только на те
губернии, в которых прочно удерживалась советская власть. В
освобожденных губерниях и провинциальных центрах специально
направляемые на места инспекторы назначали уполномоченных Главархива,
как правило, из членов бывших губернских ученых архивных комиссий.
В 1921 г 26 ноября Президиум ВЦИК принял постановление о
переводе ГУАД из Народного комиссариата просвещения в ведение ВЦИК.
ГУАД переименовывался в Центрархив РСФСР. Положение о
Центрархиве РСФСР было утверждено Президиумом ВЦИК 20 декабря
1921г. (30 января 1922 г. Положение было опубликовано в официальном
сборнике законов и постановлений правительства).
В соответствии с этим Положением все архивные учреждения были
объединены в Центрархив РСФСР.
Таким образом, в 1917 – 1922 гг. была создана правовая основа для
развития советского архивного дела.
Важную роль в формировании новых советских архивов сыграли также
следующие мероприятия:
1. Принятие Декрета СНК РСФСР от 20.01.1918 г. об отделении церкви
от государства и школы от церкви, на основании которого была
произведена национализация церковно-монастырских архивов.
2. Создание 17.09.1920 Госархива РСФСР на базе МАМИД и МАМЮ.
3
3. В 1926 г. издание Декретов ВЦИК и СНК РСФСР о передаче в ЕГАФ
всех находящихся у частных лиц общественно значимых документов
до 1917 г., о передаче в ЕГАФ архивных материалов 1917-1921 гг., о
запрете уничтожать дела без санкции разборочных комиссий снизу
доверху.
Все эти мероприятия послужили основой для создания нового типа
архивиста, которое начинается с 1929 г. Именно этот год открывает в
истории отечественного архивного строительства десятилетие «великого
перелома». Множество отдельных кампаний по «чистке» архивохранилищ и
архивных кадров, которые организовывались партийно-правительственными
органами при активном использовании карательно-репрессивного аппарата,
привели к полному огосударствлению архивов.
3.Положение о Центральном архивном управлении РСФСР и его значение
в архивном деле.
В формировании так называемого нового типа архивиста
немаловажное значение имело «Положение об архивном управлении
РСФСР», которое было принято 28 января 1929 г. Данное положение
определяло:
состав Государственного архивного фонда РСФСР;
отношение архивных органов к архивам учреждений, организаций и
предприятий;
систему центральных и местных Государственных архивов;
формы
и методы проведения экспертизы документальных
источников, их практического и научного использования.
Принципиально Положение не меняло систему управления архивами,
оно лишь обобщало и дополняло все изданные за 11 лет до этого архивные
декреты и постановления.
Положение предусматривало:
создание Центрального архивного управления (ЦАУ) при ВЦИК
РСФСР и непосредственном подчинении Президиуму ВЦИК.
На ЦАУ РСФСР возлагалось заведование ГАФ РСФСР и руководство
архивным делом в республике.
Во главе ЦАУ РСФСР был поставлен заведующий, он назначался
Президиумом ВЦИК, его заместители и члены коллегии – совещательного
органа при заведующем – утверждались тоже Президиумом ВЦИК.
Устанавливалось единообразие в подчинении центральных архивных
учреждений высшим органам Советской власти в большинстве союзных
республик.
С момента выхода этого документа ГАФ РСФСР перестает
именоваться «единым», так как к этому времени все союзные республики
имели положения о своих ГАФ, и взаимоотношения между ними в части
дележа архивных материалов зачастую были натянутыми.
4
Необходимо отметить, что Положение упразднило секционное деление
ЕГАФ, установленное декретом ВЦИК от 30 января 1922 г. Положение также
обобщало и дополняло прежде изданные Советским правительством
постановления о составе ГАФ РСФСР.
В него включались:
1.Фонды ликвидированных
и
упраздненных
государственных,
кооперативных, научных и др. общественных учреждений, предприятий и
организаций, существовавших после Октябрьской революции, а затем
законченные
или
прекращенные
делопроизводством
материалы
действующих советских учреждений, предприятий и организаций, а также
документы представительств и отделений всех указанных учреждений,
находившихся и находящихся за пределами РСФСР;
2.Следующий комплекс архивных собраний – дела учреждений,
предприятий и организаций, действовавших на территории РСФСР в
дореволюционный период, и бумаги заграничных представительств, а также
материалы промышленных, торговых, кредитных, страховых и иных
предприятий
и
учреждений,
подвергшихся
национализации
и
муниципализации. Сюда же относились документы действовавших на
территории РСФСР учреждений Временного правительства, а также
контрреволюционных правительств и организаций, притязавших на
государственную власть.
Положение решало вопрос о включении в ГАФ РСФСР архивов
профсоюзов, вопрос, который обсуждался ещё в декрете 1919 г. «О хранении
и уничтожении, архивных дел». Но это указание декрета пытались
оспаривать представители Истпрофа, сопротивлявшиеся передаче архивов
профсоюзов в государственные архивы. В «Положении» 1929 г. содержался
отдельный пункт о том, что в состав ГАФ РСФСР входят материалы
профессиональных организаций.
Положение расширяло права архивных органов на документальные
собрания частных лиц: в ГАФ РСФСР входили бумаги бывшей царской
фамилии и лиц, занимавших высшие государственные должности или
приближенные ко двору за все время существования династии Романовых, а
также видных государственных деятелей дореволюционной России.
В ГАФ РСФСР передавались материалы, выпускавшиеся кем бы то ни
было, с целью агитации и пропаганды.
Фонды, принадлежащие союзным республикам, не входили в ГАФ
РСФСР, но руководство ГАФ РСФСР обязывалось принимать меры к охране
этих документов.
Положение сохраняло деление ГАФ РСФСР на материалы
дореволюционного и советского периода. Источники советского времени,
образовывали Центральный архив Октябрьской революции в Москве;
Центральное хранилище, в которых концентрировались документы
дореволюционного периода, Центральный исторический архив, с отделением
в Москве и Ленинграде. В ЦАОР входили хранилище кинофильмов и
5
иллюстративный отдел, на правах отдела существовало книгохранилище.
Подчинялись эти архивы ЦАУ РСФСР.
При краевых (областных) и губернских архивных бюро, а также при
архивных бюро автономных областей, были местные архивы Октябрьской
революции и исторические архивы.
Окружные архивные бюро основывали свои архивы Октябрьской
революции и архивы исторические.
Для уездного архива такое деление не предусматривалось.
Районные и волостные архивы действовали под руководством
окружных архивных бюро или уездных архивов.
Датой, разграничивающей материалы на исторические архивы и
архивы Октябрьской революции, было означено 1 января 1917 г. (по
старому стилю). ЦАУ определяло научное значение документов,
поступавших в ГАФ РСФСР. Архивное управление совместно с
заинтересованными ведомствами устанавливало практическую ценность дел,
сроки хранения и уничтожения материалов государственных учреждений,
предприятий и организаций. На него же возлагалась обязанность принимать
меры против истребления, порчи и незаконной продажи исторических
источников, а также против нарушений действующих законов и правил о
хранении и сдачи бумаг архивными органами.
В Положении был важный пункт, имевший принципиальное
значение – о вывозе материалов за пределы РСФСР. С этого момента он
производился исключительно с разрешения ЦАУ. Положение указывало,
что ЦАУ РСФСР, принадлежит руководство деятельностью краевых,
областных, губернских архивных бюро и архивных бюро автономных
республик в целом.
В отношении архивных управлений автономных республик
подчеркивалось лишь руководство ЦАУ в области концентрации, научной
обработки и использования документальных источников. Организационноадминистративные вопросы передавались правительствам и архивным
управлениям автономных республик.
В Положение были включены типовые положения для архивных
органов РСФСР, кроме архивных управлений автономных республик.
Положение заменило пятилетний срок хранения документов в ведомствах на
десятилетний срок хранения.
Положение оформило новый порядок экспертизы документальных
источников. Вместо единой Центральной поверочной комиссии при
Главархиве создавались поверочные комиссии на местах с определенной
самостоятельностью в деле экспертизы ценности документов, причем в
состав этих комиссий опять же включались представители РКИ, партийных и
советских органов, которые на местах обладали гораздо более широкими
полномочиями, чем сотрудники архивных бюро. Так были заложены основы
для возрождения с середины 30-х годов худшей разновидности
6
ведомственного принципа – полного отчуждения от ГАФ значительного
комплекса документов, отложившихся в пределах отдельных отраслей.
Историки архивного дела считают, что данное Положение носило
«переходный», временный характер – дело в том, что в 30-е годы ни СНК, ни
ВЦИК уже не обладали реальной властью в стране. Всех явно и
безоговорочно подминала партийная бюрократия во главе с И.В. Сталиным –
окончательно новая власть закрепила свои позиции Конституцией 1936 г.
7