Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Становление и развитие систем специального образования и основы дидактики специальной педагогики

  • 👀 2139 просмотров
  • 📌 2107 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Становление и развитие систем специального образования и основы дидактики специальной педагогики» doc
Лекция 3. История становления и развития систем специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. 1. Периодизация эволюции общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья 2. Философские основы специальной педагогики. 3. Социокультурные, экономические и правовые основы специальной педагогики. 4. Клинические, психологические и лингвистические основы специальной педагогики. 5. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. 6. Современная система специального образования в России. 7. Принципы, технологии и методы специального образования. 8. Формы организации специального образования. 9. Средства обеспечения коррекционно – образовательного процесса в системе специального образования 10. ФГОС для лиц ОВЗ. 1. Периодизация эволюции общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев). 1 этап – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с ограниченными возможностями здоровья (Спарта – эпоха инфантицида). 2 этап – от осознания необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них (благотворительность). 3 этап - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трёх категорий детей: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых. 4 этап – от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. 5 этап – от изоляции к интеграции. Исторически существовали разные модели в общественном сознании по отношению к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности: - БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК - НЕДОЧЕЛОВЕК - УГРОЗА ОБЩЕСТВУ - ОБЪЕКТ ЖАЛОСТИ - ОБЪЕКТ ОБРЕМЕНИТЕЛЬНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ - РАЗВИТИЕ- модель интеграции, ПРОГРЕССИВНАЯ МОДЕЛЬ Позитивная социальная модель – развитие. В её основе лежит концепция нормализации, разработанная шведским учёным Бенгтом Нирье (1968). Основные идеи концепции: Люди с ограниченными возможностями при соответствующих условиях могут усвоить социально значимые навыки и стереотипы социального функционирования. Каждый человек способен на обучение и развитие в соответствии со своими возможностями при организации адекватных условий для этого. Ответственность за создание особых условий развития и обучения берут, в первую очередь государство и общество, создавая социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности. Необходимо целенаправленное формирование общественного восприятия человека с особыми потребностями как обычного человека с равным социальным статусом. 2. Философские основы специальной педагогики. Гуманизация - это цель, в рамках которой целью специального образования будет являться максимальное приближение человека, имеющего какие-либо недостатки, к полноценному и достойному существованию и равноправию. Фундаментализация - переосмысление основополагающих моментов, моделей и методик познания, приоритетов и перспектив специальной педагогики. Интеграция - разнообразие форм совместного обучения здоровых детей и детей, имеющих отклонения в развитии. 3. Социокультурные, экономические и правовые основы специальной педагогики. Социокультурные основы в специальной педагогике отражались в концепции воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья как полезных членов общества. Снижая социальную активность людей с особыми потребностями, патерналистская позиция государства ограничивала участие лиц с ограниченными возможностями здоровья в создании семьи и вырабатывала иждивенческие настроения. Начиная с принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г., мировое сообщество строит взаимоотношения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе приоритета интересов личности по отношению к интересам общества. От культуры полезности наше общество перешло к культуре достоинства. Социокультурные основы специальной педагогики обеспечивают формирование необходимых базовых навыков в сферах жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации и коммуникации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социокультурный подход в специальном обучении предусматривает включение, приучение и посильное участие детей, имеющих отклонения в развитии, в различных формах учебной и досуговой деятельности, обеспечивая социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями здоровья, в центре которой находится сам человек, его особые образовательные или иные потребности, права и интересы. Специальная педагогика считает своей основной целью приобретение навыков жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации. Экономические основы связаны с исторической действительностью. В этом случае нужно обратить внимание на изначально церковную, а затем уже светскую благотворительность. Обусловлен экономической стабильностью страны, которая гарантирует плановое финансирование специального образования, закрепленное федеральным законодательством, содержащим адресность и вариативность, гибкость финансирования системы специального образования в соответствии с особенностями различных категорий детей с особыми образовательными потребностями, с учетом права выбора образовательного учреждения родителями и самим ребенком. Правовые основы закрепляют права для лиц с недостатками, гарантирующие им равные возможности с обычными людьми. Кроме того, указаны особые права, связанные с учётом особенностей нарушения нормальной жизнедеятельности таких людей. Обеспечивает признание безусловной ценности каждой личности для социума, необходимости соблюдения гарантий ее права на развитие и реализацию себя в обществе. Право всех детей на образование закреплено в ряде международных документов: во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г. и др. Законодательные акты РФ отражают основные положения международных правовых документов, они гарантируются государством в основном законе – Конституции РФ. Законодательная политика России направлена на создание через конкретизацию международных правовых документов правовой базы в области социальной защиты наиболее уязвимой категории населения – лиц с ограниченными возможностями здоровья как особой социальной группы, обладающей специфическими особенностями и потребностями. Правовая основа специального образования обеспечивает создание механизмов формирования и реализации государственной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, которые функционируют благодаря эффективной профессиональной деятельности специалистов в области специального образования и социальной защиты населения. 4. Клинические, психологические и лингвистические основы специальной педагогики. Клинические основы связаны с диагностикой и последующим лечением при его необходимости для людей с отклонениями в развитии. В процессе развития каждый ребенок проходит определенные этапы. Выявленные отклонения от общепринятых биосоциальных норм развития могут говорить о наличии какого-либо нарушения. При этом применяется медицинская абилитация – система мер, направленных на создание условий, способствующих развитию ребенка соответственно возрасту. Восстановление нарушенных функций организма и приспособление больного к новым условиям существования вследствие нарушений носит название медицинской реабилитации. В детском возрасте медицинская реабилитация применяется одновременно с педагогическими мерами с первых же дней заболевания и является индивидуальной для каждого ребенка. Начало процесса реабилитации заключается в стационарном лечении больного, далее следует приспособление больного к новым условиям существования. Заключительным этапом реабилитации ребенка является его возвращение в привычную для него среду. Заключительным этапом реабилитации взрослого человека являются его профессиональная переподготовка или переобучение и последующее трудоустройство. Специальная педагогика призвана осуществить включение такого человека в обычную полноценную жизнь. Психологические основы связаны с деятельностью в области специальной психологии. Основной задачей такой деятельности является выявление детей с отклонениями развития, диагностика степени этих отклонений и поиск путей устранения и коррекции отклонений. Лингвистические основы связаны с процессом социальной адаптации личности в обществе и формированием межличностных связей. Познание языка – важнейшее условие развития речи и мышления человека. Развитие языковой способности тесно связано с процессом социальной адаптации личности в обществе и формируется в процессе межличностного общения. Всякое нарушение психического развития отрицательно влияет на формирование речи ребенка, и, как следствие, на процесс социализации человека в обществе. Человек передает основную часть информации через речь, путем выявления нарушений речевого развития можно выявить нарушения самого организма в целом. Лингвистика является важной частью специальной педагогики и изучает язык, его сущность, структуру, функции и развитие. Анализ развития речевой деятельности помогает выявить основные закономерности развития языка и впоследствии отследить причины нарушения и разработать способы педагогической коррекции этих нарушений. Помогает в создании альтернативных средств коммуникации. 5. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Развитие здорового ребенка и развитие ребенка, имеющего отклонения в развитии, существенно отличаются, этим фактом обосновано мнение об обучении таких детей в разных учреждениях. Ребенок с отклонениями в развитии в образовательном процессе, помимо получения непосредственно образования, решает ряд дополнительных задач, обусловленных наличием нарушения. Для этого ему требуются особые, специальные условия образования. К специальным образовательным условиям относится, например, наличие специальных образовательных программ, методик, средств обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление медицинской и психологической помощи, сопровождение процесса обучения специалистами и другие условия. Лица с различными нарушениями могут получать разные степени образования, это зависит от сохранения интеллектуальных способностей, тяжести и характера отклонения. Основная масса людей, имеющих сенсорные или соматические нарушения, или нарушения эмоционально-волевой и поведенческой среды, способны получать общее среднее, а также среднее и высшее профессиональное образование. Лица с нарушениями интеллекта получают элементарную общеобразовательную подготовку и обучаются профессиям, не требующим интеллектуальной нагрузки, что позволяет им адаптироваться в обществе и вести независимый образ жизни. Обучение глубоко умственно отсталых лиц заключается в привитии им элементарных бытовых навыков и навыков гигиены. В некоторых случаях возможно обучение элементарным трудовым навыкам. Государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный образовательный стандарт) регламентирует требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-педагогической работе и трудовой и профессиональной подготовке для каждой категории лиц с нарушениями в развитии. В этом стандарте учитываются общие недостатки развития, характерные для всех категорий лиц с отклонениями (такие как заторможенность мыслительной деятельности, речи, моторики и т. д.), и недостатки, присущие каждой отдельной категории. Также специальный образовательный стандарт учитывает степень тяжести нарушения, возможность сочетания с другими нарушениями развития и состоит из двух частей: федеральной и национально-региональной. Стандарты специального образования рассчитаны на период от рождения и до полного социального становления личности. Наиболее разработанным участком отечественной стандартизации является школьный период специального образования. 6. Современная система специального образования в России. Современная система специального образования имеет как вертикальную, так и горизонтальную структуру. Вертикальная структура основывается на возрастных особенностях учащихся и уровнях общеобразовательных программ и состоит из 5 уровней: 1. Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет). 2. Дошкольный период (от 3 до 6-7 лет). 3. Период обязательного обучения (от 6-7 до 16 лет). 4. Период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года — для незрячих, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата). 5. Период обучения взрослых-инвалидов. Горизонтальная структура учитывает уровень психофизического развития ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушения. Варианты обучения в системе специального образования определяются степенью выраженности нарушения психофизического развития и познавательными возможностями учащегося. Ранее существовавшая система специального образования имела 8 видов школ Горизонтальная структура: Специальные коррекционные ОУ( СКОУ): 1 вида – Неслышашие без речи 2 вида – Слабослышашие и позднооглохшие 3 вида - Незрячие 4 вида – Слабовидящие 5 вида – Тяжелая речевая патология 6 вида – Нарушение опорно-двигательного аппарата 7 вида - ЗПР 8 вида – Умственная отсталость Получение специального образования лицами с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом их потребностей и возможностей в нескольких формах (специальная школа, индивидуальное обучение на дому; инклюзивное обучение; обучение в условиях стационарного лечебного учреждения для часто и длительно болеющих детей, дистанционное образование). 7. Принципы, технологии и методы специального образования. Принципы специального образования - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требовании, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями. Принцип педагогического оптимизма предполагает построение коррекционно-педагогической работы с учетом потенциальных возможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат. Этот принцип поддерживается знаниями об уровне современного развития педагогических возможностей. В развитии каждого ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, благоприятные для развития каких-либо психических процессов. Коррекционно-педагогическая помощь будет более продуктивна, если нарушение будет выявлено как можно раньше и необходимые меры приняты своевременно, в этом заключается принцип ранней педагогической помощи. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счет перестройки сохранившихся. При этом образование ребенка с нарушениями учитывает его индивидуальные особенности развития. Принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности. Принцип развития мышления, языка и коммуникативных способностей. Большинство детей с нарушениями развития имеют проблемы в развитии речи, мышления и в общении с другими детьми. Коррекционная работа должна быть направлена на преодоление этих недостатков развития для дальнейшей социализации и адаптации человека в обществе. Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционно-воспитательной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушений, но и индивидуальные особенности обучаемого ребенка. Такой принцип может быть реализован в коллективе учащихся с отклонениями в развитии путем условного деления учащихся на группы. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениями в развитии, способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной и компенсаторной помощи. Специальная педагогика реализует принципы специального образования при помощи определенных образовательных технологий. Педагогические образовательные технологии можно рассматривать как проектирование образовательного процесса при помощи специальных методов и приемов обучения и воспитания. Технологии специального образования - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Условно специальные образовательные технологии можно раз­делить на коррекционно-развивающие и коррекционно-образовательные, хотя и в тех и в других присутствуют обучающая и развиваю­щая направленности. Некоторые из них имеют комплексный ха­рактер, интегрируя в себе оба эти компонента. Коррекционно-развивающие технологии предусматривают со­действие развитию сенсорной и моторной сфер, психических про­цессов, общему развитию личности и оздоровлению ребенка. Коррекционно-образовательные — приоритетно ориентированы на формирование познавательной активности и деятельности ребен­ка с ограниченными возможностями, на его обучение и воспита­ние. Перечислим здесь некоторые из специальных образовательных технологий, не останавливаясь на их характеристике, так как их содержание и способы реализации достаточно хорошо представ­лены в доступной литературе. К числу коррекционно-развивающих технологий можно отне­сти: использование сенсорной комнаты; иппотерапию; песочную терапию; технологии раннего вмешательства; работу лекотеки; некоторые технологии формирования пространственной ориен­тировки у разных категорий детей с ограниченными возможно­стями; формирование и коррекцию произносительной стороны устной речи; технологии арттерапии, применяемые в специаль­ном образовании, и др. К коррекционно-образовательным относятся: технологии уро­ков предметно-практической деятельности; технологии развития речевых и мыслительных процессов у разных категорий детей с ограниченными возможностями; технологии совместно-разделен­ной деятельности применительно к детям с тяжелыми и множе­ственными нарушениями и др. Яркими примерами комбинированных специальных образова­тельных технологий, сочетающих в себе развивающий и обучаю­щий потенциал, являются технологии обучения и учения в педа­гогических системах М. Монтессори и антропософской лечебной педагогики, технологии работы в системе кондуктивной педагогики А. Петё, а также специализированные информационные тех­нологии, в разработке которых активное участие, наряду с зару­бежными специалистами, принимают и отечественные ученые-дефектологи (О. И. Кукушкина и др.) Методы специального образования — это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями. Методы обучения включают в себя непосредственно методы обучения (т. е. направленные на взаимодействие педагога и учащегося) и методы учения (учебно-познавательная деятельность самих обучаемых) и подразделяются на: 1) методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические); 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля. Под перцептивными методами понимаются методы словесной передачи, зрительного и слухового восприятия. В группе этих методов основными являются практические и наглядные методы, дополнительными – методы словесной передачи. В учебно-познавательном процессе могут использоваться как общепедагогические приемы и методы, так и специфические для каждой категории нарушений. Выбор и сочетаемость этих методов определяются с учетом особых образовательных потребностей учащихся, методы взаимодополняемы и подкрепляют друг друга. Процесс воспитания детей с нарушениями в развитии неразрывно связан с коррекционно-педагогическим процессом, строго индивидуален и зависит от особенностей развития самого ребенка – от характера и степени выраженности отклонения, от возраста ребенка, от наличия и специфики вторичных отклонений. Методы воспитания применяются в разной степени в различных вариациях с методами обучения и подразделяются на три вида: 1) информационные методы; 2) практически-действенные методы; 3) побудительно-оценочные методы. Под информационными методами подразумеваются беседы, экскурсии, примеры из жизни, СМИ, искусство и т. д. Восприятие информации зависит от уровня ее сложности и особенностей психических возможностей учащихся. Практически-действенные методы наиболее понятны детям с нарушениями в развитии и включают в себя игру, ручной труд, рисование, приучение, упражнение, некоторые нетрадиционные методы. К побудительно-оценочным методам относятся поощрение, осуждение, порицание и наказание. Наказание и порицание недопустимо высказывать в резкой форме, они не должны унижать личность ребенка, недопустимо физическое наказание или наказание трудом. Наказание действенно только в том случае, если ребенок осознает неправильность своих действий и поступков. 8. Формы организации специального образования. Индивидуальное обучение. Первоначально обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное (в домашних условиях, монастырях). В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях: 1) если ребенок обучается в домашних условиях; 2) когда человек не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы вследствие тяжелых и множественных нарушений (дети с тяжелыми формами УО и сопутствующими нарушениями; слепоглухие дети на начальных стадиях их обучения); 3) когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия. При этом учитываются тонкости и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальной возможности продвижения конкретного ребенка. Продолжительность индивидуальных занятий около 20-30 минут. Индивидуально-групповая форма организации обучения. Используется в качестве продолжения индивидуальной, в результате которой достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект. На более поздних этапах обучения эта форма применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы УО. Классно-урочная система. Урок — одна из основных форм организации учебного процесса. Урок — сочетание фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы. Отличие урока от других организованных форм учебной работы: 1) состав групп учащихся постоянен; 2) деятельностью всех учащихся с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель; 3) ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке, а также существует система пропедевтической работы (например, при обучении математике в первом классе — подготовительный период); пропедевтический предмет — развитие речи. Особенности урока в специальной школе 1. В основном строится по смешанному или комбинирующему типу, т. к.: • дети не могут воспринимать новый материал большими порциями; • усвоению нового материала должна предшествовать пропедевтическая работа; • требует незамедлительного закрепления в практической деятельности; • на всех этапах работы необходим контроль усвоения материала. В старших и средних классах уроки приобретают классические черты. 2. Широко используются групповые формы работы: дифференцированно-групповые или бригадные задания (по желанию). Возможна работа парами. Такая работа позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи. 3. Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от остальных детей. Дополнительные. В число дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования входят: • экскурсии; • дополнительные занятия; • внеклассные формы педагогической работы (например, внеклассное чтение); • самоподготовка (в школах-интернатах или группах продленного дня). Вспомогательные формы организации педагогического процесса в системах специального образования (школах-интернатах) В число вспомогательных форм организации педагогического процесса в системе специального образования входят: • факультативы; • кружковая и клубная работа; • эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы, экспедиции). Основные вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в системе специального образования создаются и реализуются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организованных формах. 9. Средства обеспечения коррекционно – образовательного процесса в системе специального образования Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования то или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся, учитывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах; обеспечивает необходимый уровень сознательности прочности усвоения учебного материала; приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы, дифференцированного подхода к обучению; содействует развитию речи, мышления; обеспечивает деятельностную, наглядно-практическую основу освоения материала. Слово учителя является средством передачи ученикам знаний. Оно должно быть воспринято детьми. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно. В специальном образовании помимо словесной речи учителя используются и другие ее виды. Жестовая речь применяется в обучении и других категорий лиц с отклонениями в развитии. Дактильная речь представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака - дактилемы. Последние складываются в целостные речевые единицы (слова, фразы и т. д.), при помощи которых протекает процесс общения. При передаче сообщения слепоглухому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения «считывает» передаваемую информацию. Еще одно средство, упрощающее процесс восприятия неслышащими информации - зрительное восприятие устной речи - «чтение с лица». Зрительное восприятие устной речи в большинстве литературных источников принято называть чтением с губ. Речь можно не только слышать, но и видеть, воспринимая ее по движениям губ, мышц лица, языка. Это вспомогательное средство облегчает слабослышащим процессы слухового восприятия, а для глухих служит частичной, компенсацией отсутствующего слуха. Зрительные впечатления вызывают в сознании читающего с губ образы слов, которые облегчают понимание сказанного. В некоторых случаях затрудненного общения (например, с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности) используется пиктографическое (символьное) письмо. Существует несколько направлений в применении различны видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоционально-волевую сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозор активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии. Широко распространенным средством обучения общеобразовательной и специальной школы является использование печатной продукции – учебников, книг, пособий, рабочих тетрадей, журналов. Основное положение в этой категории учебных средств занимают учебники. Учебники для детей с отклонениями в развитии имеют свои отличительные особенности, зависящие от возраста, а также характера и тяжести нарушений способностей учащихся. В учебниках, используемых в специальных школах, должны присутствовать: 1) пропедевтические или дополнительные разделы, фрагмент-содержания, предназначенные для заполнения пробелов в знания об окружающем мире в соответствии с характером нарушений развития; 2) средства актуализации знаний и личного опыта; средства активизации познавательной деятельности и мотивации учения; 3) средства, направленные на развитие речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями недостатков развития; 4) средства для коррекции и активизации сенсомоторного развита задания, упражнения для развития навыков предметно-практической деятельности; 5) упражнения, направленные на формирование и развитие компенсаторных механизмов средствами данного учебного предмета у учащихся с теми или иными отклонениями в развитии. Должны быть также учтены: особенности восприятия, внимания, речи, мышления, памяти данной категории детей с отклонениями в развитии; 6) возможность дифференцированного и индивидуального по хода к обучению с применением учебника; 7) требования к оформлению речевого материала учебника в соответствии с речевыми и интеллектуальными особенностями обучающихся. Применение наглядности в системе специального образования не самоцель, а средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, понимания устного слова, сказанного учителем, и письменного слова, закрепленного в печатной продукции. Для повышения эффективности применения различных видов речи и печатной продукции используется наглядность, которая может быть представлена в виде дидактического материала, средств словесной наглядности или моделирования. Дидактический материал может быть изобразительным, словесным и предметным. К средствам словесной наглядности относят записи, дополняющие речь, словари, нотированное письмо. Моделирование представляет собой алгоритм действий по построению и использованию какой-либо модели. Широко применяются также технические средства обучения, такие как аудиовизуальные средства и персональные компьютеры. Все используемые в процессе обучения средства подбираются таким образом, чтобы их применение было максимально доступным и учитывало особенности излагаемого материала и уровня развития учащихся. 10. ФГОС для лиц ОВЗ. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 19 декабря 2014 г. Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный Стандарт применяется с 1 сентября 2016 года. Стандарт включает требования к: - Структуре и объему АООП НОО. - Условиям реализации АООП НОО (кадровые, финансовые. материально-технические и др.). - Результатам освоения АООП НОО. Представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО). Стандарт учитывает возрастные; типологические; индивидуальные особенности; особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Стандарт обеспечивает: - Равные возможности получения качественного образования вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; - Максимальное расширение доступа к общему образованию, которое соответствует их возможностям и особым образовательным потребностям; - Обеспечивает преемственность основных образовательных программ общего образования; - Обеспечивает вариативность содержания АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся с ОВЗ.  В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - Признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно- практической деятельности обучающихся с ОВЗ. - Реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социо-культурными ценностями. - Развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества и их успешной социальной адаптации. - Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ. Стандарт является основой для: - Разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ; - Определения требований к условиям реализации и к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ; - Разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования; - Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта; осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля в сфере образования; - Проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся; - Осуществления внутреннего мониторинга качества образования; - Разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ: - Формирование общей культуры и разностороннее развитие личности: нравственно-эстетическое; социально-личностное; интеллектуальное; физическое. - Охрана и укрепление физического и психического здоровья, социального и эмоционального благополучия; - Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии и принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - Формирование основ учебной деятельности; - Создание специальных условий для получения образования в соответствии с особыми образовательными потребностями; - Развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; - Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм; - Формирование социо-культурной и образовательной среды с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Срок освоения АООП НОО от 4 до 6 лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту. Рекомендованная ПМПК образовательная программа шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП. Вариант АООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестичесикх сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития. Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом:   Категория детей с ОВЗ  Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО глухие 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 слабослышащие  2.1, 2.2, 2.3 слепые  3.1, 3.2, 3.3, 3.4 слабовидящие 4.1, 4.2, 4.3 с тяжелыми нарушениями речи  5.1, 5.2 с нарушениями ОДА  6.1, 6.2, 6.3, 6.4 с задержкой психического развития  7.1, 7.2  с расстройствами аутистического спектра  8.1, 8.2, 8.3, 8.4 с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  Пр. N 1599, вар. 1 Пр. N 1599, вар. 2   Ч. 3 ст. 55 ФЗ-273 Закона определяет особый порядок приема детей на обучение по АООП — только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. Варианты специального стандарта образования: 1 уровень цензовое образование, сопоставляемое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Обязательное условие - систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка. 2 уровень Организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний в реальных условиях. 3 уровень в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка. 4 уровень индивидуально определяемый уровень итогового результата школьного образования Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограждении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и мнения родителей (законных представителей). Практическое задание: 1. Рассмотрите инфографику по ФГОС для лиц с ОВЗ (ссылка ниже) http://vid1.rian.ru/ig/infografika/m2/incledu/frame.html (кликабельная) и заполните таблицу «Образование лиц с ОВЗ» Категория детей Образовательные потребности Специальные образовательные условия Варианты получения образования Примеры учреждений для данной категории в Хабаровском крае Неслышашие Слабослышащие и позднооглохшие Незрячие Слабовидящие С тяжелыми нарушениями речи С нарушениями опорно-двигательного аппарата С задержкой психического развития С расстройствами аутистического спектра С умственной отсталостью 2. Рассмотрите инфографику по аутизму и ДЦП (см. ниже) и подберите аналогичный материал по другим нарушениям развития (или составьте самостоятельно) Признаки аутизма 3. А) Посмотрите один из фильмов о людях с нарушениями развития -Как живут люди с Синдромом Аспергера. Документальный фильм - "Детская вешалка" об Александре Васильевиче Суворове (слепоглухом) - Звездочки на земле, 2007 (о детях с дисграфией) Б) Составьте список других фильмов, затрагивающих тематику обучения детей с ОВЗ, и напишите рецензию на один из них.
«Становление и развитие систем специального образования и основы дидактики специальной педагогики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot