Становление и развитие систем специального образования и основы дидактики специальной педагогики
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3.
История становления и развития систем специального образования. Основы
дидактики специальной педагогики.
1. Периодизация эволюции общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья
2. Философские основы специальной педагогики.
3. Социокультурные, экономические и правовые основы специальной педагогики.
4. Клинические, психологические и лингвистические основы специальной педагогики.
5. Особые образовательные потребности и содержание специального образования.
6. Современная система специального образования в России.
7. Принципы, технологии и методы специального образования.
8. Формы организации специального образования.
9. Средства обеспечения коррекционно – образовательного процесса в системе специального образования
10. ФГОС для лиц ОВЗ.
1. Периодизация эволюции общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев).
1 этап – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с ограниченными возможностями здоровья (Спарта – эпоха инфантицида).
2 этап – от осознания необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них (благотворительность).
3 этап - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трёх категорий детей: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых.
4 этап – от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей.
5 этап – от изоляции к интеграции.
Исторически существовали разные модели в общественном сознании по отношению к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности:
- БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК
- НЕДОЧЕЛОВЕК
- УГРОЗА ОБЩЕСТВУ
- ОБЪЕКТ ЖАЛОСТИ
- ОБЪЕКТ ОБРЕМЕНИТЕЛЬНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
- РАЗВИТИЕ- модель интеграции, ПРОГРЕССИВНАЯ МОДЕЛЬ
Позитивная социальная модель – развитие. В её основе лежит концепция нормализации, разработанная шведским учёным Бенгтом Нирье (1968).
Основные идеи концепции: Люди с ограниченными возможностями при соответствующих условиях могут усвоить социально значимые навыки и стереотипы социального функционирования. Каждый человек способен на обучение и развитие в соответствии со своими возможностями при организации адекватных условий для этого. Ответственность за создание особых условий развития и обучения берут, в первую очередь государство и общество, создавая социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности. Необходимо целенаправленное формирование общественного восприятия человека с особыми потребностями как обычного человека с равным социальным статусом.
2. Философские основы специальной педагогики.
Гуманизация - это цель, в рамках которой целью специального образования будет
являться максимальное приближение человека, имеющего какие-либо недостатки, к полноценному и достойному существованию и равноправию.
Фундаментализация - переосмысление основополагающих моментов, моделей и методик познания, приоритетов и перспектив специальной педагогики.
Интеграция - разнообразие форм совместного обучения здоровых детей и детей, имеющих отклонения в развитии.
3. Социокультурные, экономические и правовые основы специальной педагогики.
Социокультурные основы в специальной педагогике отражались в концепции воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья как полезных членов общества.
Снижая социальную активность людей с особыми потребностями, патерналистская позиция государства ограничивала участие лиц с ограниченными возможностями здоровья в создании семьи и вырабатывала иждивенческие настроения. Начиная с принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г., мировое сообщество строит взаимоотношения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе приоритета интересов личности по отношению к интересам общества. От культуры полезности наше общество перешло к культуре достоинства.
Социокультурные основы специальной педагогики обеспечивают формирование необходимых базовых навыков в сферах жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации и коммуникации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социокультурный подход в специальном обучении предусматривает включение, приучение и посильное участие детей, имеющих отклонения в развитии, в различных формах учебной и досуговой деятельности, обеспечивая социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями здоровья, в центре которой находится сам человек, его особые образовательные или иные потребности, права и интересы.
Специальная педагогика считает своей основной целью приобретение навыков жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.
Экономические основы связаны с исторической действительностью. В этом случае нужно обратить внимание на изначально церковную, а затем уже светскую благотворительность. Обусловлен экономической стабильностью страны, которая гарантирует плановое финансирование специального образования, закрепленное федеральным законодательством, содержащим адресность и вариативность, гибкость финансирования системы специального образования в соответствии с особенностями различных категорий детей с особыми образовательными потребностями, с учетом права выбора образовательного учреждения родителями и самим ребенком.
Правовые основы закрепляют права для лиц с недостатками, гарантирующие им равные возможности с обычными людьми. Кроме того, указаны особые права, связанные с учётом особенностей нарушения нормальной жизнедеятельности таких людей.
Обеспечивает признание безусловной ценности каждой личности для социума, необходимости соблюдения гарантий ее права на развитие и реализацию себя в обществе.
Право всех детей на образование закреплено в ряде международных документов: во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г. и др. Законодательные акты РФ отражают основные положения международных правовых документов, они гарантируются государством в основном законе – Конституции РФ.
Законодательная политика России направлена на создание через конкретизацию международных правовых документов правовой базы в области социальной защиты наиболее уязвимой категории населения – лиц с ограниченными возможностями здоровья как особой социальной группы, обладающей специфическими особенностями и потребностями.
Правовая основа специального образования обеспечивает создание механизмов формирования и реализации государственной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, которые функционируют благодаря эффективной профессиональной деятельности специалистов в области специального образования и социальной защиты населения.
4. Клинические, психологические и лингвистические основы специальной педагогики.
Клинические основы связаны с диагностикой и последующим лечением при его необходимости для людей с отклонениями в развитии.
В процессе развития каждый ребенок проходит определенные этапы. Выявленные отклонения от общепринятых биосоциальных норм развития могут говорить о наличии какого-либо нарушения. При этом применяется медицинская абилитация – система мер, направленных на создание условий, способствующих развитию ребенка соответственно возрасту.
Восстановление нарушенных функций организма и приспособление больного к новым условиям существования вследствие нарушений носит название медицинской реабилитации. В детском возрасте медицинская реабилитация применяется одновременно с педагогическими мерами с первых же дней заболевания и является индивидуальной для каждого ребенка. Начало процесса реабилитации заключается в стационарном лечении больного, далее следует приспособление больного к новым условиям существования. Заключительным этапом реабилитации ребенка является его возвращение в привычную для него среду. Заключительным этапом реабилитации взрослого человека являются его профессиональная переподготовка или переобучение и последующее трудоустройство. Специальная педагогика призвана осуществить включение такого человека в обычную полноценную жизнь.
Психологические основы связаны с деятельностью в области специальной психологии. Основной задачей такой деятельности является выявление детей с отклонениями развития, диагностика степени этих отклонений и поиск путей устранения и коррекции отклонений.
Лингвистические основы связаны с процессом социальной адаптации личности в обществе и формированием межличностных связей. Познание языка – важнейшее условие развития речи и мышления человека. Развитие языковой способности тесно связано с процессом социальной адаптации личности в обществе и формируется в процессе межличностного общения. Всякое нарушение психического развития отрицательно влияет на формирование речи ребенка, и, как следствие, на процесс социализации человека в обществе. Человек передает основную часть информации через речь, путем выявления нарушений речевого развития можно выявить нарушения самого организма в целом. Лингвистика является важной частью специальной педагогики и изучает язык, его сущность, структуру, функции и развитие. Анализ развития речевой деятельности помогает выявить основные закономерности развития языка и впоследствии отследить причины нарушения и разработать способы педагогической коррекции этих нарушений. Помогает в создании альтернативных средств коммуникации.
5. Особые образовательные потребности и содержание специального образования.
Развитие здорового ребенка и развитие ребенка, имеющего отклонения в развитии, существенно отличаются, этим фактом обосновано мнение об обучении таких детей в разных учреждениях.
Ребенок с отклонениями в развитии в образовательном процессе, помимо получения непосредственно образования, решает ряд дополнительных задач, обусловленных наличием нарушения. Для этого ему требуются особые, специальные условия образования. К специальным образовательным условиям относится, например, наличие специальных образовательных программ, методик, средств обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление медицинской и психологической помощи, сопровождение процесса обучения специалистами и другие условия.
Лица с различными нарушениями могут получать разные степени образования, это зависит от сохранения интеллектуальных способностей, тяжести и характера отклонения. Основная масса людей, имеющих сенсорные или соматические нарушения, или нарушения эмоционально-волевой и поведенческой среды, способны получать общее среднее, а также среднее и высшее профессиональное образование. Лица с нарушениями интеллекта получают элементарную общеобразовательную подготовку и обучаются профессиям, не требующим интеллектуальной нагрузки, что позволяет им адаптироваться в обществе и вести независимый образ жизни. Обучение глубоко умственно отсталых лиц заключается в привитии им элементарных бытовых навыков и навыков гигиены. В некоторых случаях возможно обучение элементарным трудовым навыкам.
Государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный образовательный стандарт) регламентирует требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-педагогической работе и трудовой и профессиональной подготовке для каждой категории лиц с нарушениями в развитии. В этом стандарте учитываются общие недостатки развития, характерные для всех категорий лиц с отклонениями (такие как заторможенность мыслительной деятельности, речи, моторики и т. д.), и недостатки, присущие каждой отдельной категории. Также специальный образовательный стандарт учитывает степень тяжести нарушения, возможность сочетания с другими нарушениями развития и состоит из двух частей: федеральной и национально-региональной. Стандарты специального образования рассчитаны на период от рождения и до полного социального становления личности. Наиболее разработанным участком отечественной стандартизации является школьный период специального образования.
6. Современная система специального образования в России.
Современная система специального образования имеет как вертикальную, так и горизонтальную структуру. Вертикальная структура основывается на возрастных особенностях учащихся и уровнях общеобразовательных программ и состоит из 5 уровней:
1. Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет).
2. Дошкольный период (от 3 до 6-7 лет).
3. Период обязательного обучения (от 6-7 до 16 лет).
4. Период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года — для незрячих, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата).
5. Период обучения взрослых-инвалидов.
Горизонтальная структура учитывает уровень психофизического развития ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушения. Варианты обучения в системе специального образования определяются степенью выраженности нарушения психофизического развития и познавательными возможностями учащегося.
Ранее существовавшая система специального образования имела 8 видов школ
Горизонтальная структура: Специальные коррекционные ОУ( СКОУ):
1 вида – Неслышашие без речи
2 вида –
Слабослышашие и позднооглохшие
3 вида - Незрячие
4 вида –
Слабовидящие
5 вида – Тяжелая речевая патология
6 вида – Нарушение опорно-двигательного аппарата
7 вида - ЗПР
8 вида – Умственная отсталость
Получение специального образования лицами с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом их потребностей и возможностей в нескольких формах (специальная школа, индивидуальное обучение на дому; инклюзивное обучение; обучение в условиях стационарного лечебного учреждения для часто и длительно болеющих детей, дистанционное образование).
7. Принципы, технологии и методы специального образования.
Принципы специального образования - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требовании, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.
Принцип педагогического оптимизма предполагает построение коррекционно-педагогической работы с учетом потенциальных возможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат. Этот принцип поддерживается знаниями об уровне современного развития педагогических возможностей.
В развитии каждого ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, благоприятные для развития каких-либо психических процессов. Коррекционно-педагогическая помощь будет более продуктивна, если нарушение будет выявлено как можно раньше и необходимые меры приняты своевременно, в этом заключается принцип ранней педагогической помощи.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счет перестройки сохранившихся. При этом образование ребенка с нарушениями учитывает его индивидуальные особенности развития.
Принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.
Принцип развития мышления, языка и коммуникативных способностей. Большинство детей с нарушениями развития имеют проблемы в развитии речи, мышления и в общении с другими детьми. Коррекционная работа должна быть направлена на преодоление этих недостатков развития для дальнейшей социализации и адаптации человека в обществе.
Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционно-воспитательной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушений, но и индивидуальные особенности обучаемого ребенка. Такой принцип может быть реализован в коллективе учащихся с отклонениями в развитии путем условного деления учащихся на группы.
Принцип необходимости специального педагогического руководства. Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениями в развитии, способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной и компенсаторной помощи.
Специальная педагогика реализует принципы специального образования при помощи определенных образовательных технологий. Педагогические образовательные технологии можно рассматривать как проектирование образовательного процесса при помощи специальных методов и приемов обучения и воспитания.
Технологии специального образования - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств.
Условно специальные образовательные технологии можно разделить на коррекционно-развивающие и коррекционно-образовательные, хотя и в тех и в других присутствуют обучающая и развивающая направленности. Некоторые из них имеют комплексный характер, интегрируя в себе оба эти компонента.
Коррекционно-развивающие технологии предусматривают содействие развитию сенсорной и моторной сфер, психических процессов, общему развитию личности и оздоровлению ребенка. Коррекционно-образовательные — приоритетно ориентированы на формирование познавательной активности и деятельности ребенка с ограниченными возможностями, на его обучение и воспитание.
Перечислим здесь некоторые из специальных образовательных технологий, не останавливаясь на их характеристике, так как их содержание и способы реализации достаточно хорошо представлены в доступной литературе.
К числу коррекционно-развивающих технологий можно отнести: использование сенсорной комнаты; иппотерапию; песочную терапию; технологии раннего вмешательства; работу лекотеки; некоторые технологии формирования пространственной ориентировки у разных категорий детей с ограниченными возможностями; формирование и коррекцию произносительной стороны устной речи; технологии арттерапии, применяемые в специальном образовании, и др.
К коррекционно-образовательным относятся: технологии уроков предметно-практической деятельности; технологии развития речевых и мыслительных процессов у разных категорий детей с ограниченными возможностями; технологии совместно-разделенной деятельности применительно к детям с тяжелыми и множественными нарушениями и др.
Яркими примерами комбинированных специальных образовательных технологий, сочетающих в себе развивающий и обучающий потенциал, являются технологии обучения и учения в педагогических системах М. Монтессори и антропософской лечебной педагогики, технологии работы в системе кондуктивной педагогики А. Петё, а также специализированные информационные технологии, в разработке которых активное участие, наряду с зарубежными специалистами, принимают и отечественные ученые-дефектологи (О. И. Кукушкина и др.)
Методы специального образования — это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями.
Методы обучения включают в себя непосредственно методы обучения (т. е. направленные на взаимодействие педагога и учащегося) и методы учения (учебно-познавательная деятельность самих обучаемых) и подразделяются на:
1) методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические);
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля.
Под перцептивными методами понимаются методы словесной передачи, зрительного и слухового восприятия. В группе этих методов основными являются практические и наглядные методы, дополнительными – методы словесной передачи.
В учебно-познавательном процессе могут использоваться как общепедагогические приемы и методы, так и специфические для каждой категории нарушений. Выбор и сочетаемость этих методов определяются с учетом особых образовательных потребностей учащихся, методы взаимодополняемы и подкрепляют друг друга.
Процесс воспитания детей с нарушениями в развитии неразрывно связан с коррекционно-педагогическим процессом, строго индивидуален и зависит от особенностей развития самого ребенка – от характера и степени выраженности отклонения, от возраста ребенка, от наличия и специфики вторичных отклонений. Методы воспитания применяются в разной степени в различных вариациях с методами обучения и подразделяются на три вида:
1) информационные методы;
2) практически-действенные методы;
3) побудительно-оценочные методы.
Под информационными методами подразумеваются беседы, экскурсии, примеры из жизни, СМИ, искусство и т. д. Восприятие информации зависит от уровня ее сложности и особенностей психических возможностей учащихся.
Практически-действенные методы наиболее понятны детям с нарушениями в развитии и включают в себя игру, ручной труд, рисование, приучение, упражнение, некоторые нетрадиционные методы.
К побудительно-оценочным методам относятся поощрение, осуждение, порицание и наказание. Наказание и порицание недопустимо высказывать в резкой форме, они не должны унижать личность ребенка, недопустимо физическое наказание или наказание трудом. Наказание действенно только в том случае, если ребенок осознает неправильность своих действий и поступков.
8. Формы организации специального образования.
Индивидуальное обучение. Первоначально обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное (в домашних условиях, монастырях). В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:
1) если ребенок обучается в домашних условиях;
2) когда человек не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы вследствие тяжелых и множественных нарушений (дети с тяжелыми формами УО и сопутствующими нарушениями; слепоглухие дети на начальных стадиях их обучения);
3) когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия. При этом учитываются тонкости и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальной возможности продвижения конкретного ребенка. Продолжительность индивидуальных занятий около 20-30 минут.
Индивидуально-групповая форма организации обучения. Используется в качестве продолжения индивидуальной, в результате которой достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект. На более поздних этапах обучения эта форма применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы УО.
Классно-урочная система. Урок — одна из основных форм организации учебного процесса. Урок — сочетание фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы.
Отличие урока от других организованных форм учебной работы:
1) состав групп учащихся постоянен;
2) деятельностью всех учащихся с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель;
3) ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке, а также существует система пропедевтической работы (например, при обучении математике в первом классе — подготовительный период); пропедевтический предмет — развитие речи.
Особенности урока в специальной школе
1. В основном строится по смешанному или комбинирующему типу, т. к.:
• дети не могут воспринимать новый материал большими порциями;
• усвоению нового материала должна предшествовать пропедевтическая работа;
• требует незамедлительного закрепления в практической деятельности;
• на всех этапах работы необходим контроль усвоения материала.
В старших и средних классах уроки приобретают классические черты.
2. Широко используются групповые формы работы: дифференцированно-групповые или бригадные задания (по желанию). Возможна работа парами.
Такая работа позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.
3. Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от остальных детей.
Дополнительные. В число дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования входят:
• экскурсии;
• дополнительные занятия;
• внеклассные формы педагогической работы (например, внеклассное чтение);
• самоподготовка (в школах-интернатах или группах продленного дня).
Вспомогательные формы организации педагогического процесса в системах специального образования (школах-интернатах)
В число вспомогательных форм организации педагогического процесса в системе специального образования входят:
• факультативы;
• кружковая и клубная работа;
• эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы, экспедиции).
Основные вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в системе специального образования создаются и реализуются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организованных формах.
9. Средства обеспечения коррекционно – образовательного процесса в системе специального образования
Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования то или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся, учитывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах; обеспечивает необходимый уровень сознательности прочности усвоения учебного материала; приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы, дифференцированного подхода к обучению; содействует развитию речи, мышления; обеспечивает деятельностную, наглядно-практическую основу освоения материала.
Слово учителя является средством передачи ученикам знаний. Оно должно быть воспринято детьми. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно.
В специальном образовании помимо словесной речи учителя используются и другие ее виды.
Жестовая речь применяется в обучении и других категорий лиц с отклонениями в развитии.
Дактильная речь представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака - дактилемы. Последние складываются в целостные речевые единицы (слова, фразы и т. д.), при помощи которых протекает процесс общения. При передаче сообщения слепоглухому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения «считывает» передаваемую информацию.
Еще одно средство, упрощающее процесс восприятия неслышащими информации - зрительное восприятие устной речи - «чтение с лица». Зрительное восприятие устной речи в большинстве литературных источников принято называть чтением с губ.
Речь можно не только слышать, но и видеть, воспринимая ее по движениям губ, мышц лица, языка. Это вспомогательное средство облегчает слабослышащим процессы слухового восприятия, а для глухих служит частичной, компенсацией отсутствующего слуха. Зрительные впечатления вызывают в сознании читающего с губ образы слов, которые облегчают понимание сказанного.
В некоторых случаях затрудненного общения (например, с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности) используется пиктографическое (символьное) письмо.
Существует несколько направлений в применении различны видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоционально-волевую сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозор активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.
Широко распространенным средством обучения общеобразовательной и специальной школы является использование печатной продукции – учебников, книг, пособий, рабочих тетрадей, журналов. Основное положение в этой категории учебных средств занимают учебники. Учебники для детей с отклонениями в развитии имеют свои отличительные особенности, зависящие от возраста, а также характера и тяжести нарушений способностей учащихся.
В учебниках, используемых в специальных школах, должны присутствовать:
1) пропедевтические или дополнительные разделы, фрагмент-содержания, предназначенные для заполнения пробелов в знания об окружающем мире в соответствии с характером нарушений развития;
2) средства актуализации знаний и личного опыта; средства активизации познавательной деятельности и мотивации учения;
3) средства, направленные на развитие речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями недостатков развития;
4) средства для коррекции и активизации сенсомоторного развита задания, упражнения для развития навыков предметно-практической деятельности;
5) упражнения, направленные на формирование и развитие компенсаторных механизмов средствами данного учебного предмета у учащихся с теми или иными отклонениями в развитии. Должны быть также учтены: особенности восприятия, внимания, речи, мышления, памяти данной категории детей с отклонениями в развитии;
6) возможность дифференцированного и индивидуального по хода к обучению с применением учебника;
7) требования к оформлению речевого материала учебника в соответствии с речевыми и интеллектуальными особенностями обучающихся.
Применение наглядности в системе специального образования не самоцель, а средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, понимания устного слова, сказанного учителем, и письменного слова, закрепленного в печатной продукции.
Для повышения эффективности применения различных видов речи и печатной продукции используется наглядность, которая может быть представлена в виде дидактического материала, средств словесной наглядности или моделирования.
Дидактический материал может быть изобразительным, словесным и предметным.
К средствам словесной наглядности относят записи, дополняющие речь, словари, нотированное письмо. Моделирование представляет собой алгоритм действий по построению и использованию какой-либо модели.
Широко применяются также технические средства обучения, такие как аудиовизуальные средства и персональные компьютеры.
Все используемые в процессе обучения средства подбираются таким образом, чтобы их применение было максимально доступным и учитывало особенности излагаемого материала и уровня развития учащихся.
10. ФГОС для лиц ОВЗ.
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
19 декабря 2014 г. Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный Стандарт применяется с 1 сентября 2016 года.
Стандарт включает требования к:
- Структуре и объему АООП НОО.
- Условиям реализации АООП НОО (кадровые, финансовые. материально-технические и др.).
- Результатам освоения АООП НОО.
Представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).
Стандарт учитывает возрастные; типологические; индивидуальные особенности; особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Стандарт обеспечивает:
- Равные возможности получения качественного образования вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
- Максимальное расширение доступа к общему образованию, которое соответствует их возможностям и особым образовательным потребностям;
- Обеспечивает преемственность основных образовательных программ общего образования;
- Обеспечивает вариативность содержания АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся с ОВЗ.
В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
- Признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно- практической деятельности обучающихся с ОВЗ.
- Реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социо-культурными ценностями.
- Развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества и их успешной социальной адаптации.
- Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ.
Стандарт является основой для:
- Разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
- Определения требований к условиям реализации и к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
- Разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
- Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта; осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля в сфере образования;
- Проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
- Осуществления внутреннего мониторинга качества образования;
- Разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций.
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:
- Формирование общей культуры и разностороннее развитие личности: нравственно-эстетическое; социально-личностное; интеллектуальное; физическое.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья, социального и эмоционального благополучия;
- Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии и принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- Формирование основ учебной деятельности;
- Создание специальных условий для получения образования в соответствии с особыми образовательными потребностями;
- Развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм;
- Формирование социо-культурной и образовательной среды с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Срок освоения АООП НОО от 4 до 6 лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту.
Рекомендованная ПМПК образовательная программа шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП. Вариант АООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестичесикх сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития. Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом:
Категория детей с ОВЗ
Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО
глухие
1.1, 1.2, 1.3, 1.4
слабослышащие
2.1, 2.2, 2.3
слепые
3.1, 3.2, 3.3, 3.4
слабовидящие
4.1, 4.2, 4.3
с тяжелыми нарушениями речи
5.1, 5.2
с нарушениями ОДА
6.1, 6.2, 6.3, 6.4
с задержкой психического развития
7.1, 7.2
с расстройствами аутистического спектра
8.1, 8.2, 8.3, 8.4
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пр. N 1599, вар. 1
Пр. N 1599, вар. 2
Ч. 3 ст. 55 ФЗ-273 Закона определяет особый порядок приема детей на обучение по АООП — только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Варианты специального стандарта образования:
1 уровень
цензовое образование, сопоставляемое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Обязательное условие - систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка.
2 уровень
Организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний в реальных условиях.
3 уровень
в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка.
4 уровень
индивидуально определяемый уровень итогового результата школьного образования
Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограждении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).
Практическое задание:
1. Рассмотрите инфографику по ФГОС для лиц с ОВЗ (ссылка ниже)
http://vid1.rian.ru/ig/infografika/m2/incledu/frame.html (кликабельная)
и заполните таблицу «Образование лиц с ОВЗ»
Категория детей
Образовательные потребности
Специальные образовательные условия
Варианты получения образования
Примеры учреждений для данной категории в Хабаровском крае
Неслышашие
Слабослышащие и позднооглохшие
Незрячие
Слабовидящие
С тяжелыми нарушениями речи
С нарушениями опорно-двигательного аппарата
С задержкой психического развития
С расстройствами аутистического спектра
С умственной отсталостью
2. Рассмотрите инфографику по аутизму и ДЦП (см. ниже) и подберите аналогичный материал по другим нарушениям развития (или составьте самостоятельно)
Признаки аутизма
3.
А) Посмотрите один из фильмов о людях с нарушениями развития
-Как живут люди с Синдромом Аспергера. Документальный фильм
- "Детская вешалка" об Александре Васильевиче Суворове (слепоглухом)
- Звездочки на земле, 2007 (о детях с дисграфией)
Б) Составьте список других фильмов, затрагивающих тематику обучения детей с ОВЗ, и напишите рецензию на один из них.