Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Стандартизация. Основы государственной системы стандартизации.
Согласно Федеральному закону от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О
стандартизации в Российской Федерации" (с изменениями от 3 июля 2016
г.):
стандартизация - деятельность по разработке (ведению), утверждению,
изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов
по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение
упорядоченности в отношении объектов стандартизации;
При этом
объект стандартизации - продукция (работы, услуги) (далее - продукция),
процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения,
исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы
испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;
документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и
многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта
стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта
стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения
документов по стандартизации устанавливается Федеральным законом;
К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом
от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:
документы национальной системы стандартизации;
общероссийские классификаторы;
стандарты организаций, в том числе технические условия;
своды правил;
документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные
требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6
настоящего Федерального закона.
общероссийский классификатор технико-экономической и социальной
информации (далее - общероссийский классификатор) - документ по
стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную
информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами
и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных
информационных системах и при межведомственном обмене информацией в
порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации;
Список классификаторов:
Целями стандартизации являются:
содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и
международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
улучшение качества жизни населения страны;
обеспечение обороны страны и безопасности государства;
техническое перевооружение промышленности;
повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и
повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
Основные задачи стандартизации:
Обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями,
продавцами и потребителями (заказниками);
установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству
продукции в интересах потре6ителя и государства, в том числе
обеспечивающих ее безопасность для жизни, здоровья людей и
имущества, охрану окружающей среды;
обеспечение требований по совместимости (конструктивной,
электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.),
а также взаимозаменяемости продукции;
согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее
элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
унификация на основе установления и применения параметрических и
типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивноунифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
установление метрологических норм, правил, положений и требований;
нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа,
измерений), сертификации и оценки качества продукции;
создание требований к технологическим процессом, в том числе для
снижения материало-, энерго- и трудоемкости, для обеспечения
разработки и применения малоотходных технологий;
создание и ведение систем классификации и кодирования техникоэкономической информации;
нормативное обеспечение межгосударственных и государственных
социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и
инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана
окружающей среды контроль среды обитания, безопасность населения и
т.д.);
создание системы каталогизации и для обеспечения потребителей
информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
содействие выполнению законодательства РФ методами и средствами
стандартизации.
В основе развития национальной системы стандартизации используются
следующие принципы стандартизации:
добровольность применения заинтересованным лицом документов в
области стандартизации и обязательность соблюдения указанным лицом
требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления об их
использовании, а также в случае определения обязательности исполнения
требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств;
применение в установленном порядке на территории Российской
Федерации международных и региональных стандартов, региональных сводов
правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных
государств;
максимальный учет мнения заинтересованных лиц при разработке
документов в области стандартизации;
обеспечение преемственности работ по стандартизации;
обеспечение условий для единообразного применения документов в
области стандартизации;
обоснованность разработки документов в области стандартизации;
открытость (прозрачность) процедур разработки документов в области
стандартизации;
обеспечение доступности документов в области стандартизации и
информации о них для заинтересованных лиц;
однозначность понимания требований, включаемых в документы в
области стандартизации;
соответствие документов в области стандартизации нормативным
правовым актам Российской Федерации;
прогрессивность и оптимальность требований документов в области
стандартизации;
унификация процессов разработки, хранения стандартов, а также
процессов внесения в них изменений и обеспечения доступа к документам в
области стандартизации;
обеспечение системности и комплексности информационных ресурсов в
области стандартизации с использованием информационных технологий;
обеспечение актуальности и достоверности информационных ресурсов в
области стандартизации.
Стандартизация
призвана
обеспечивать
(согласно Распоряжения
Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. № 1762-р):
развитие добросовестной конкурентоспособности продукции (работ,
услуг);
выпуск и обращение инновационной и высокотехнологичной продукции;
устранение технических барьеров в торговле;
повышение уровня безопасности продукции (работ, услуг) и ее качества;
защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и
юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в
том числе потребителей;
энергетическую эффективность и ресурсосбережение.
Законодательную и нормативную базу национальной системы
стандартизации составляют:
Конституция Российской Федерации;
международные соглашения, регулирующие вопросы стандартизации;
Федеральный закон "О техническом регулировании";
нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по
вопросам стандартизации;
документы в области стандартизации, используемые на территории
Российской Федерации.
Организационно-функциональную структуру национальной системы
стандартизации составляют:
национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии);
федеральные органы исполнительной власти, а также организации,
осуществляющие функции государственных заказчиков при выполнении работ
по стандартизации;
технические комитеты по стандартизации;
совещательные органы по стандартизации;
межотраслевые советы по стандартизации;
службы стандартизации юридических лиц;
организации (в том числе научные), деятельность которых связана с
работами в области стандартизации.
Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации
являются:
содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и
международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
снижение неоправданных технических барьеров в торговле;
улучшение качества жизни населения страны;
установление технических требований к продукции, обеспечивающих
безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе
труда;
обеспечение обороноспособности, экономической, экологической,
научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации, а
также безопасности при использовании атомной энергии;
повышение конкурентоспособности отечественной продукции (работ,
услуг);
обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества людей,
животных, растений, охраны окружающей среды, содействие развитию систем
жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение;
совершенствование системы стандартизации, отвечающей положениям
Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в
торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического
регулирования;
содействие экономической интеграции государств - членов Таможенного
союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых
Государств;
содействие трансферту наилучших лабораторных практик;
активизация работы в международных и региональных организациях по
стандартизации;
расширение применения информационных технологий в сфере
стандартизации;
координация разработки международных, региональных и национальных
стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по
стандартизации.
Для усиления роли стандартизации в научно-техническом прогрессе,
повышения качества продукции и экономичности ее производства разработана
государственная система стандартизации (ГСС). В настоящее время проводится
работа по формированию нового комплекса национальных стандартов
Российской национальной системы стандартизации (РНСС). В нее войдут с
изменениями в свете закона о техническом регулировании основные стандарты
Государственной системы стандартизации:
ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения» - стандарт определяет цели и задачи стандартизации,
основные принципы и организацию работ по стандартизации в Российской
Федерации, категории нормативных документов по стандартизации, виды
стандартов, основные положения по международному сотрудничеству в области
стандартизации;
ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации.
Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки,
утверждения, обновления и отмены» - стандарт устанавливает требования к
разработке, согласованию, утверждению, регистрации, изданию, обновлению
(изменению, пересмотру) и отмене стандартов Российской Федерации;
ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации.
Стандарты организаций. Общие положения» - стандарт устанавливает
общие положения по разработке, принятию, регистрации, изданию
применению, изменению и отмене стандартов организаций;
ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации.
Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения,
изложения, оформления обозначения» - стандарт устанавливает требования к
стандартам, действующим только на федеральном уровне;
ГОСТ Р 1.8-2004 «Стандартизация в Российской Федерации.
Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской
Федерации работ по разработки, применения, обновления и прекращению
применения» - стандарт устанавливает порядок разработки проектов
межгосударственных стандартов, порядок рассмотрения в Российской
Федерации проектов межгосударственных стандартов, порядок применения
таких стандартов, внесение изменений в действующие межгосударственные
стандарты, а также порядок прекращения применения в Российской Федерации;
ГОСТ Р 1.9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак
соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Порядок
применения» - стандарт устанавливает общие требования к этой процедуре;
ГОСТ Р 1.11-99 «ГСС РФ. Метрологическая экспертиза проектов
государственных стандартов» - устанавливает порядок и правила проведения
метрологической экспертизы проектов национальных стандартов;
ГОСТ Р 1.9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации.
Термины и определения».
РНСС представляет собой комплекс взаимоувязанных правил и
положений, определяющих цели и задачу стандартизации, структуру органов и
служб стандартизации, их права и о6язанности, организацию и методику
проведения работ по стандартизации во всех отраслях народного хозяйства РФ,
порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания,
внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации, а также
контроля (надзора) за их внедрением и соблюдением.
В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания,
разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие
виды:
- основополагающие стандарты;
- терминологические стандарты;
- стандарты на продукцию и услуги;
- стандарты на процессы;
- стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа;
- стандарты на совместимость.
Документы по стандартизации в зависимости от уровня утверждения
и области действия подразделяются на восемь категорий.
1. Национальный стандарт (ГОСТ Р) — стандарт, утвержденный
Федеральным агентством по техническому регулированию.
2. Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — региональный стандарт,
принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и
сертификации и доступный широкому кругу пользователей.
3. Отраслевой стандарт (ОСТ) — стандарт, утвержденный министерством
Российской Федерации. Действие отраслевых стандартов (в настоящее время
отменяются) не должно противоречить требованиям ГОСТ Р.
4. Стандарт организации (СТО) — стандарт, утвержденный организацией
(предприятием) и применяемый только в данной организации.
5. Стандарты научно-технических и инженерных обществ, союзов,
ассоциаций и других общественных объединений (в настоящее время
отменяются).
6. Технические условия (ТУ) — нормативный документ на конкретную
продукцию (услугу), утвержденный предприятием-разработчиком, как правило,
по согласованию с предприятием-заказчиком. Положения ТУ не должны
противоречить требованиям всех упомянутых нормативных документов.
7. К нормативным документам по стандартизации также относятся
общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной
информации, распределяющие технико-экономическую и социальную
информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами
и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании
государственных информационных систем и информационных ресурсов и
межведомственном обмене информацией.
Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения
общероссийских классификаторов в социально- экономической области
устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. Свод правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся
технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая
изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который
применяется на добровольной основе.
Международные стандарты.
Российская Федерация является членом Международной организации по
стандартизации (ИСО) (International organization for standardization — ISO).
Цель ИСО — содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для
облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для
расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической
и экономической деятельности.
Органы ИСО
Генеральная Ассамблея,
Совет,
комитеты Совета,
Исполнительное бюро,
Центральный секретариат,
технические комитеты,
подкомитеты,
рабочие группы.
Семь комитетов совета ИСО:
■ ПЛАКО — занимается планированием работы ИСО, а также
рассматривает предложения по созданию и роспуску технических комитетов
и определяет области стандартизации, которой должны заниматься
комитеты;
■ СТАКО — оказывает методическую помощь Совету ИСО по принципам и
методике разработки международных стандартов;
■ КАСКО — занимается вопросами сертификации;
■ ДЕВКО — изучает запросы развивающихся стран в области
стандартизации и разрабатывает рекомендации по запросам этих стран;
■ КОПОЛКО — изучает вопросы защиты интересов потребителей через
стандартизацию;
■ РЕМКО — разрабатывает соответствующие руководства по вопросам,
касающимся стандартных образцов;
■ ИНФКО — комитет по научно-технической информации.
Требования стандартов ИСО носят рекомендательный характер.
Любая страна в мире может применять или не применять их.
Однако если страна участвует в международном разделении
труда и международной торговле, то она (страна) вынуждена применять
международные стандарты.
Европейский комитет по стандартизации (СЕН)
Цель — устранение технических барьеров в торговле в рамках Европейского
сообщества (ЕС) путем перехода на создание единых европейских
стандартов — евронорм.
Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации
(ЕАСС)
Функции:
выработка приоритетных направлений деятельности в области
стандартизации;
представление проектов межгосударственных стандартов на утверждение
и принятие стандартов.