Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Стандартизация. Основы государственной системы стандартизации.

  • 👀 812 просмотров
  • 📌 768 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Стандартизация. Основы государственной системы стандартизации.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Стандартизация. Основы государственной системы стандартизации.» pdf
Стандартизация. Основы государственной системы стандартизации. Согласно Федеральному закону от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (с изменениями от 3 июля 2016 г.): стандартизация - деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации; При этом объект стандартизации - продукция (работы, услуги) (далее - продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты; документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается Федеральным законом; К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся: документы национальной системы стандартизации; общероссийские классификаторы; стандарты организаций, в том числе технические условия; своды правил; документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона. общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийский классификатор) - документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; Список классификаторов: Целями стандартизации являются: содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации; содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера; улучшение качества жизни населения страны; обеспечение обороны страны и безопасности государства; техническое перевооружение промышленности; повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. Основные задачи стандартизации:  Обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказниками);  установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потре6ителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;  обеспечение требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;  согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;  унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивноунифицированных блочно-модульных составных частей изделий;  установление метрологических норм, правил, положений и требований;  нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа,      измерений), сертификации и оценки качества продукции; создание требований к технологическим процессом, в том числе для снижения материало-, энерго- и трудоемкости, для обеспечения разработки и применения малоотходных технологий; создание и ведение систем классификации и кодирования техникоэкономической информации; нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.); создание системы каталогизации и для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции; содействие выполнению законодательства РФ методами и средствами стандартизации. В основе развития национальной системы стандартизации используются следующие принципы стандартизации:  добровольность применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации и обязательность соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств;  применение в установленном порядке на территории Российской Федерации международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;  максимальный учет мнения заинтересованных лиц при разработке документов в области стандартизации;  обеспечение преемственности работ по стандартизации;  обеспечение условий для единообразного применения документов в области стандартизации;  обоснованность разработки документов в области стандартизации;  открытость (прозрачность) процедур разработки документов в области стандартизации;  обеспечение доступности документов в области стандартизации и информации о них для заинтересованных лиц;  однозначность понимания требований, включаемых в документы в области стандартизации;  соответствие документов в области стандартизации нормативным правовым актам Российской Федерации;  прогрессивность и оптимальность требований документов в области стандартизации;  унификация процессов разработки, хранения стандартов, а также процессов внесения в них изменений и обеспечения доступа к документам в области стандартизации;  обеспечение системности и комплексности информационных ресурсов в области стандартизации с использованием информационных технологий;  обеспечение актуальности и достоверности информационных ресурсов в области стандартизации. Стандартизация призвана обеспечивать (согласно Распоряжения Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. № 1762-р):  развитие добросовестной конкурентоспособности продукции (работ, услуг);  выпуск и обращение инновационной и высокотехнологичной продукции;  устранение технических барьеров в торговле;  повышение уровня безопасности продукции (работ, услуг) и ее качества;  защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;  охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;  предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;  энергетическую эффективность и ресурсосбережение. Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:  Конституция Российской Федерации;  международные соглашения, регулирующие вопросы стандартизации;  Федеральный закон "О техническом регулировании";  нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;  документы в области стандартизации, используемые на территории Российской Федерации. Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:  национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);  федеральные органы исполнительной власти, а также организации, осуществляющие функции государственных заказчиков при выполнении работ по стандартизации;  технические комитеты по стандартизации;  совещательные органы по стандартизации;  межотраслевые советы по стандартизации;  службы стандартизации юридических лиц;  организации (в том числе научные), деятельность которых связана с работами в области стандартизации. Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации являются:  содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;  снижение неоправданных технических барьеров в торговле;  улучшение качества жизни населения страны;  установление технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда;  обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации, а также безопасности при использовании атомной энергии;  повышение конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг);  обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды, содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;  предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение;  совершенствование системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования;  содействие экономической интеграции государств - членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств;  содействие трансферту наилучших лабораторных практик;  активизация работы в международных и региональных организациях по стандартизации;  расширение применения информационных технологий в сфере стандартизации;  координация разработки международных, региональных и национальных стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации. Для усиления роли стандартизации в научно-техническом прогрессе, повышения качества продукции и экономичности ее производства разработана государственная система стандартизации (ГСС). В настоящее время проводится работа по формированию нового комплекса национальных стандартов Российской национальной системы стандартизации (РНСС). В нее войдут с изменениями в свете закона о техническом регулировании основные стандарты Государственной системы стандартизации:  ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» - стандарт определяет цели и задачи стандартизации, основные принципы и организацию работ по стандартизации в Российской Федерации, категории нормативных документов по стандартизации, виды стандартов, основные положения по международному сотрудничеству в области стандартизации;  ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» - стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, утверждению, регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене стандартов Российской Федерации;  ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» - стандарт устанавливает общие положения по разработке, принятию, регистрации, изданию применению, изменению и отмене стандартов организаций;  ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления обозначения» - стандарт устанавливает требования к стандартам, действующим только на федеральном уровне;  ГОСТ Р 1.8-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработки, применения, обновления и прекращению применения» - стандарт устанавливает порядок разработки проектов межгосударственных стандартов, порядок рассмотрения в Российской Федерации проектов межгосударственных стандартов, порядок применения таких стандартов, внесение изменений в действующие межгосударственные стандарты, а также порядок прекращения применения в Российской Федерации;  ГОСТ Р 1.9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Порядок применения» - стандарт устанавливает общие требования к этой процедуре;  ГОСТ Р 1.11-99 «ГСС РФ. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов» - устанавливает порядок и правила проведения метрологической экспертизы проектов национальных стандартов;  ГОСТ Р 1.9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения». РНСС представляет собой комплекс взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачу стандартизации, структуру органов и служб стандартизации, их права и о6язанности, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех отраслях народного хозяйства РФ, порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации, а также контроля (надзора) за их внедрением и соблюдением. В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания, разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды: - основополагающие стандарты; - терминологические стандарты; - стандарты на продукцию и услуги; - стандарты на процессы; - стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа; - стандарты на совместимость. Документы по стандартизации в зависимости от уровня утверждения и области действия подразделяются на восемь категорий. 1. Национальный стандарт (ГОСТ Р) — стандарт, утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию. 2. Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — региональный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей. 3. Отраслевой стандарт (ОСТ) — стандарт, утвержденный министерством Российской Федерации. Действие отраслевых стандартов (в настоящее время отменяются) не должно противоречить требованиям ГОСТ Р. 4. Стандарт организации (СТО) — стандарт, утвержденный организацией (предприятием) и применяемый только в данной организации. 5. Стандарты научно-технических и инженерных обществ, союзов, ассоциаций и других общественных объединений (в настоящее время отменяются). 6. Технические условия (ТУ) — нормативный документ на конкретную продукцию (услугу), утвержденный предприятием-разработчиком, как правило, по согласованию с предприятием-заказчиком. Положения ТУ не должны противоречить требованиям всех упомянутых нормативных документов. 7. К нормативным документам по стандартизации также относятся общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально- экономической области устанавливается Правительством Российской Федерации. 8. Свод правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе. Международные стандарты. Российская Федерация является членом Международной организации по стандартизации (ИСО) (International organization for standardization — ISO). Цель ИСО — содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. Органы ИСО  Генеральная Ассамблея,  Совет,  комитеты Совета,  Исполнительное бюро,  Центральный секретариат,  технические комитеты,  подкомитеты,  рабочие группы. Семь комитетов совета ИСО: ■ ПЛАКО — занимается планированием работы ИСО, а также рассматривает предложения по созданию и роспуску технических комитетов и определяет области стандартизации, которой должны заниматься комитеты; ■ СТАКО — оказывает методическую помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов; ■ КАСКО — занимается вопросами сертификации; ■ ДЕВКО — изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по запросам этих стран; ■ КОПОЛКО — изучает вопросы защиты интересов потребителей через стандартизацию; ■ РЕМКО — разрабатывает соответствующие руководства по вопросам, касающимся стандартных образцов; ■ ИНФКО — комитет по научно-технической информации. Требования стандартов ИСО носят рекомендательный характер. Любая страна в мире может применять или не применять их. Однако если страна участвует в международном разделении труда и международной торговле, то она (страна) вынуждена применять международные стандарты. Европейский комитет по стандартизации (СЕН) Цель — устранение технических барьеров в торговле в рамках Европейского сообщества (ЕС) путем перехода на создание единых европейских стандартов — евронорм. Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) Функции:  выработка приоритетных направлений деятельности в области стандартизации;  представление проектов межгосударственных стандартов на утверждение и принятие стандартов.
«Стандартизация. Основы государственной системы стандартизации.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 170 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot